МИНИСТЕРСТВО
ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР
ОТДЕЛ ПО ТЕХНИКЕ
БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОМЫШЛЕННОЙ САНИТАРИИ
ИНСТРУКЦИЯ ПО СМАЗКЕ
ГРОЗОЗАЩИТНЫХ
ТРОСОВ,
ОТТЯЖЕК ОПОР,
ПРОВОДОВ,
И ОБОРУДОВАНИЯ ВЛ
НАПРЯЖЕНИЕМ 35 - 750 кВ
ПР 34.20.666-70
Москва 1970
Согласовано
Заместитель заведующего Отделом Охраны труда ПК профсоюза рабочих
электростанций и электротехнической промышленности
4 мая 1970 г. Н.А. ФЕДОРОВ
|
Утверждено
Начальник отдела по технике
безопасности Минэнерго СССР и промышленной санитарии Минэнерго СССР
29 апреля 1970 г. Р.А. ГАДЖИЕВ
|
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.
Настоящая Инструкция определяет порядок работы по покрытию антикоррозийной
защитной смазкой ЗЭС (защитная электротехническая смазка) грозозащитных тросов,
проводов1 и оттяжек опор
на воздушных линиях электропередачи напряжением 35 - 750 кВ.
_____________
1 Защитная смазка проводов выполняется в районах, атмосферный
воздух которых загрязнен химическими уносами производств и содовыми уносами.
2. Перечень ВЛ, на которых смазка грозозащитных тросов и проводов
может производиться без снятия напряжения или со снятием напряжения с одной
цепи, утверждается главным инженером электросети.
3.
Смазка грозозащитных тросов на ВЛ напряжением до 220 кВ может производиться без
снятия напряжения, а на ВЛ напряжением выше 220 кВ - со снятием напряжения и
заземлением линии. Смазка проводов на ВЛ всех напряжений производится только
при снятии напряжения и заземлении линии.
4. Запрещается
производить смазку грозозащитных тросов, оттяжек опор и проводов ВЛ 35 - 750
кВ, находящихся под напряжением, при тумане и температуре окружающего воздуха
около нуля.
5. Смазка оттяжек опор всех типов (кроме транспозиционных) на ВЛ
всех классов напряжений может производиться без снятия напряжения.
6.
Смазка оттяжек транспозиционных опор, проводов и оборудования ВЛ всех классов
напряжений должна производиться только на отключенных и заземленных линиях.
7.
Антикоррозийная смазка наносится на грозозащитные тросы и провода ВЛ
напряжением 35 - 750 кВ без опускания их на землю с помощью специальных
аппаратов, разработанных ЦВЛ Мосэнерго.
8.
Основные характеристики смазки.
Смазка
ЗЭС защищает черные и цветные металлы от коррозии в атмосферной среде, а также
при воздействии соленой воды и сернистого газа.
Смазка
ЗЭС изготавливается заводами Министерства нефтеперерабатывающей и
нефтехимической промышленности СССР и имеет следующий состав: алюминиевое мыло
синтетических жирных кислот фракций С10 - С16 - 7 ± 2 %; петролатум (по ГОСТ 4096-62) - 12 ± 2 %; масло
цилиндровое 52 (вапор по ГОСТ 6411-52) - 81
± 2 %.
Смазка
представляет собой мазь темного цвета с пенетрацией (число проницаемости),
характеризующей степень мягкости консистентных смазок при 25 °С в пределах 250
- 325 делений пенетрометра (каждое деление соответствует глубине проникновения
иглы в испытуемый образец на 0,1 мм), и имеет температуру каплепадения не ниже
107 °С. Смазка обладает высокими водоупорными
свойствами - не смывается под воздействием дождя и снега, обладает адгезией к
металлам в интервале температур от -45 до +100 °С, достаточно устойчива к воздействию песчаных бурь и
цементных уносов.
9.
При пользовании смазкой в нее добавляют растворитель - уайт-спирит,
сальвент-нафта, Р-4 или бензин - в следующих частях:
а)
для грозозащитных тросов и проводов - 1 часть смазки и 0,6
части растворителя;
б)
для оттяжек опор - 1 часть смазки и 0,4 части растворителя.
2. ТИПЫ АППАРАТОВ И ОБЛАСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
10.
Для нанесения смазки используются следующие типы аппаратов: АСТ-3 - для
нанесения смазки на грозозащитные тросы и провода при отсутствии соединителей в
пролете; АСТ-4 - при наличии соединителей в пролете; АСТО для смазки оттяжек
диаметром от 15 до 50 мм (одинарных или двойных) с шагом скрутки 700 - 1500
мм.
Конструкция
аппаратов и принцип их работы приведены в приложении 1.
3. ПОРЯДОК НАНЕСЕНИЯ СМАЗКИ
11. Тщательно проверяется подготовка ВЛ в соответствии с пп. 2 - 5.
А. Смазка грозозащитных тросов и проводов с помощью
аппаратов АСТ-3 и АСТ-4
12. Один из электромонтеров при работах на ВЛ 35 - 110 кВ (или два электромонтера при работах на
ВЛ 220 - 750 кВ) поднимается на опору с блоком (верхним) бесконечного каната,
закрепляется предохранительным поясом и подвешивает блок на вершине тросостойки
при помощи хомута-петли.
Второй
электромонтер при этом поднимается на вторую опору и закрепляется
предохранительным поясом.
Электромонтеры
должны иметь при себе бадейку, наполненную смазкой, и кисть.
13.
Зацепив аппарат фигурным крюком бесконечного хлопчатобумажного каната,
его поднимают на верх опоры и подвешивают на грозозащитном тросе или проводе
при помощи крюков 12 (рис. 1 и 2).
Кроме
того, во избежание самопроизвольного скольжения аппарата по грозозащитному
тросу или проводу, аппарат дополнительно крепится хлопчатобумажным канатом
диаметром 6 - 8 мм, длиной 1 м к тросостойке и крюку 12.
Рис. 1.
Внешний вид аппарата АСТ-3
Рис. 2. Внешний вид аппарата АСТ-4
14.
На опору с помощью крюка бесконечного каната подает две изолирующие тяги.
15. Электромонтер, находящийся на верху первой опоры,
отпирает замок 2 аппарата, открывает крышку 10 и заводит грозозащитный трос или
провод во втулки (7 и 11 - нижняя и верхняя
половинки втулки), после чего закрывает крышку 10 на замок. Противовес 9 устанавливается для придания аппарату
нормального рабочего положения. Изолирующие тяги с помощью карабина крепят к
пружине 8.
16. Электромонтер, находящийся внизу, по бесконечному канату
поднимает на верх опоры бадейку со смазкой. Электромонтер, находящийся на
верху, открывает задвижку 4 и заливает в бак 1 аппарата доверху смазку.
Задвижка 4 должна быть приоткрыта на 10 - 15
мм для создания в баке атмосферного давления, что обеспечит непрерывную подачу
смазки на трос. Затем бадейку спускают вниз, снимают крюки 12, отсоединяют хлопчатобумажный канат от аппарата и
тросостойки.
17.
Производитель работ дает команду электромонтеру, стоящему внизу, приступить к
смазке.
18.
Электромонтер, взяв изолирующие тяги, идет к следующей опоре вдоль трассы
посредине между крайней и средней фазами при горизонтальном расположении
проводов или вдоль оси трассы - при двухцепной линии с
вертикальным расположением проводов.
19. Одновременно электромонтер, находящийся на верху первой опоры,
смазывает кистью шлейф и концы грозозащитного троса, так как их нельзя смазать при помощи
аппарата.
Затем
электромонтер снимает хомут-петлю, удерживающую бесконечный канат, спускается с
ним вниз и переходит к следующей опоре.
20.
После проведения электромонтером, находящимся внизу, аппарата ко второй опоре,
второй электромонтер, стоящий на верху этой опоры и закрепленный
предохранительным поясом, подтягивает аппарат к тросостойке, цепляет оба крюка
12 за грозозащитный трос или провод, а затем укрепляет аппарат, привязав его
одним концом хлопчатобумажного каната длиной 1 м к верху тросостойки, а другим
к крюку. Отсоединив концы изолирующих тяг от аппарата и сняв
противовес, электромонтер прикрепляет тяги и противовес к опоре.
21.
Электромонтер, находящийся на второй опоре, отпирает замок 2, открывает крышку
аппарата 10, выводит грозозащитный трос или провод из втулок, закрывает крышку
и запирает замок.
22.
После этого электромонтер переносит аппарат на другую сторону опоры,
подвешивает за крюк к грозозащитному тросу или проводу и выполняет работы по
пп. 15, 16.
23.
Затем второй электромонтер дает команду электромонтеру, находящемуся внизу,
перейти к следующей опоре, а сам выполняет работу и действия по п. 19.
24. Установка аппарата на грозозащитный трос или провод в рабочее
положение производится, как указано в п. 15.
25.
Работы продолжаются в последовательности, указанной в пп. 12 - 24.
26. При наличии в пролете соединителя используются аппараты АСТ-4
(см. рис. 2), для чего необходимо половинки 7 и 11 втулок освободить,
отвинтив винты 16. Затем повернуть планку 12 на 90 и укрепить ее в
этом положении винтом 15. При этом пружина 13 свободно поднимает вверх ролик 6 одновременно с
половинками 11 втулок в момент прохождения
аппарата через соединитель.
27. Аппарат АСТ-4 может быть использован вместо аппарата АСТ-3. В
этом случае нижняя 7 и верхняя 11
половинки втулок плотно сжимаются и фиксируются в этом положении винтом 16.
Ролик 6 возвращается в нормальное положение. Планка 14 с крепящим ее винтом 15
устанавливается на ось ролика и затягивается этим винтом.
Длина
каждой изолирующей тяги должна быть не менее 40 м. При необходимости
изолирующие тяги наращиваются капроновым шнуром диаметром 6 - 8 мм.
Если
при работе вся длина изолирующих тяг не будет использована, тяга разматывается
на нужную длину, а остаток в бухте завязывается.
28.
Нанесение смазки ЗЭС на провода производится только при заземлении и снятии
напряжения с ВЛ всех классов напряжений.
29. При смазке проводов необходимо строго следить за тем, чтобы
втулки соответствовали диаметру провода.
30.
При смазке проводов с использованием аппарата АСТ-4 необходимо выполнять
требования пп. 26 или 27 и 29.
Б. Смазка тяжек
опор с помощью аппарата АСТО
31. Два электромонтера с капроновым шнуром диаметром 6 - 8 мм
длиной 30 м поднимаются на опору к месту крепления стяжек и закрепляются на
опоре предохранительными поясами.
Электромонтеры
должны иметь при себе бадейку, наполненную смазкой, и кисть.
32. Третий электромонтер, находящийся внизу, подготавливает к
работе два аппарата, для чего открывает замки 6 (рис. 3) и при помощи
ручек 5 раскрывает аппараты. В обойму 2 устанавливает вкладыши 3,
соответствующие диаметрам оттяжек, запирает замки аппаратов. Затем открывает
крышки 4, заливает смазку в аппараты и закрывает крышки. Аппараты готовы к
работе.
33.
К пружинам 7 прикрепляют одни концы капронов шнуров диаметром 6-8 мм. Другие
концы этих шнуров находятся: один у электромонтера, стоящего внизу, другой у
одного из электромонтеров, находящихся на опоре.
34.
Электромонтер, стоящий внизу, - производитель работ - подает одному из
электромонтеров, находящихся на опоре, команду приступить к смазке оттяжек.
Аппарат подтягивается с помощью шнура вверх по оттяжке. После того, как аппарат
будет поднят на верх опоры к месту крепления оттяжки, монтер, находящийся
наверху, отпирает замок 6, переносит аппарат на следующую стяжку, устанавливает
его на оттяжке так, как указано в пп. 31,
32, и дает команду электромонтеру,
стоящему внизу, начать смазку оттяжки.
35. Электромонтер, стоящий внизу, тянет шнур и аппарат, смазывая
оттяжку, спускается вниз.
36.
Работы повторяются на оттяжках следующих опор в последовательности, указанной в
пп. 32 - 35.
37.
Места крепления оттяжек, которые не могут быть обработаны аппаратом,
смазываются кистью.
Рис. 3. Внешний вид аппарата АСТО
38.
Оборудование ВЛ - поддерживающие и натяжные зажимы, пружины, болты и другое
оборудование смазываются смазкой ЗЭС вручную тампонами и кистями.
4. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ
39.
Работа по смазке грозозащитных тросов, оттяжек опор и проводов на ВЛ 35 -
750 кВ производится в соответствии с Правилами
техники безопасности при эксплуатации воздушных линий электропередачи
напряжением 35 кВ и выше.
40.
Работа по нанесению антикоррозийной смазки на грозозащитные тросы, оттяжки опор
и провода должна производиться по наряду бригадой в составе:
а)
производителя работ, имеющего квалификационную группу по технике безопасности
не ниже IV;
б) членов
бригады из 3 чел., имеющих квалификационную группу не ниже III, - при смазке грозозащитных тросов и проводов ВЛ 35 и 110
кВ;
в)
членов бригады из 5 чел., имеющих квалификационную группу не ниже III, - при смазке грозозащитных тросов и проводов ВЛ 220 - 750
кВ;
г)
членов бригады из 2 чел., имеющих квалификационную группу не ниже III, - при смазке оттяжек опор ВЛ 35 - 750 кВ.
41.
Производитель работ смазку грозозащитных тросов и проводов непосредственно не
производит, а ведет постоянное наблюдение за работающими электромонтерами. При
смазке оттяжек производитель работ выполняет обязанности электромонтера,
стоящего внизу.
42.
Лица, входящие в состав бригады, выполняющей смазку, допускаются к работе
только после проверки комиссией, возглавляемой главным инженером электросети,
знания ими данной Инструкции и имеющие практические навыки в работе на
отключенных ВЛ.
43.
Изолирующие тяги (рис. 4) должны не
реже одного раз в месяц испытываться напряжением, принимаемым из расчета 1 кВ
на 1 см длины тяги, но не менее трехкратного фазового напряжения.
Рис. 4. Изолирующая тяга:
1 - полиэтиленовая трубка; 2 -
коуш; 3 - кольцо; 4 - карабин
44.
Изолирующие тяги, которые при эксплуатации загрязняются смазкой, необходимо периодически
очищать мягкой чистой ветошью, смоченной растворителем (сальвент-нафта,
уайт-спирит, Р-4, бензин), после чего насухо
протирать чистой ветошью.
45.
Запрещается при работах с изолирующими тягами опускать их на землю или волочить
по земле.
46.
При транспортировке изолирующие тяги должны быть помещены в водонепроницаемый
чехол, а аппарат - в ящик.
Перечень
инструмента и приспособлений, необходимых для проведения работ по смазке,
приведен в приложении 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УСТРОЙСТВО И
ПРИНЦИП РАБОТЫ АППАРАТОВ
Аппараты
АСТ-3 (см. рис. 1)
и АСТ-4 (см. рис. 2)
выполнены в виде каретки с баком 1, который заполняется смазкой. Бак укреплен
на коромысле 5 с роликом 6, служащим для удержания аппарата на проводе или
грозозащитном тросе и передвижения его. Для транспортировки аппаратов
предусмотрены ручки 3. Смазка из бака на трос или провод поступает самотеком.
Для
обеспечения необходимой толщины слоя смазки в аппаратах АСТ-3 и АСТ-4
устанавливают втулку, состоящую из нижней 7 и верхней 11
половин. Втулка должна строго соответствовать диаметру троса или провода.
Габаритные размеры аппаратов АСТ-3 и АСТ-4 - 400×312×230 мм, все
без смазки соответственно 8 и 10 кг, емкость
баков аппаратов 20 - 25 кг.
Аппарат
АСТО выполнен в виде цилиндра 1, состоящего из двух половинок,
скрепленных тремя шарнирными петлями 8. На одной из сторон цилиндра установлены
два замка.
В
середине цилиндра, сверху и снизу, имеются ручки 5 для транспортировки и
открывания его при установке на оттяжке. На торцах цилиндра жестко закреплена
обойма 2, состоящая из двух половинок, в которые (в зависимости от диаметра
троса) вставляется соответствующего размера вкладыш 3 (двойной или одинарный).
Передвижение
аппарата АСТО по оттяжке опоры осуществляется монтером при помощи капронового
шнура диаметром 6 - 8 мм, прикрепляемого к проушинам 7.
Габаритные
размеры аппарата: длина - 500 мм, диаметр 150 мм. Вес аппарата без
смазки 5 кг, емкость бака 8 кг.
Изолирующая тяга
Изолирующая
тяга выполнена из гибкой полиэтиленовой трубки диаметром 6 мм с толщиной стенки
1 мм, которую выпускает предприятие в г. Дзержинске Горьковской области. Длина
изолирующей тяги должна быть не менее 40 м. Изолирующая тяга крепится с помощью
карабина 4 к пружине аппарата.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ИНСТРУМЕНТА, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАБОТЫ
ОДНОЙ БРИГАДЫ ПРИ СМАЗКЕ ГРОЗОЗАЩИТНЫХ ТРОСОВ, ПРОВОДОВ И ОТТЯЖЕК ОПОР ВЛ НАПРЯЖЕНИЕМ 35 - 750 кВ
№ п.п.
|
Наименование
|
Количество
|
1
|
Аппарат для смазки
|
1 шт.
|
2
|
Блок для бесконечного
хлопчатобумажного каната диаметром 19 мм
|
1 шт.
|
3
|
Бадейка емкостью 5 - 15 кг
|
1 шт.
|
4
|
Хомут-петля из хлопчатобумажного
каната диаметром 19 мм
|
2 шт.
|
5
|
Хомут из стального каната
диаметром 12 мм
|
2 шт.
|
6
|
Полувтулки для троса СТ-35 (для
аппарата АСТ-3)
|
1 комплект
|
7
|
То же СТ-50
|
То же
|
8
|
То же ПС-50
|
-"-
|
9
|
То же СТ-70 и ПС-70
|
-"-
|
10
|
Полувтулки для троса СТ-70 (для
аппарата АСТ-4)
|
-"-
|
11
|
То же СТ-50 и ПС-50
|
-"-
|
12
|
То же ПС-70
|
-"-
|
13
|
Вкладыш одинарный для тросовых
оттяжек, диаметром 15,5 мм (для аппарата АСТО)
|
-"-
|
14
|
То же диаметром 17 мм (для
аппарата АСТО)
|
-"-
|
15
|
Вкладыш для сдвоенных тросовых
оттяжек диаметром 15,5 мм (для аппарата АСТО)
|
-"-
|
16
|
То же диаметром 17 мм (для
аппарата АСТО)
|
-"-
|
17
|
Изолирующая тяга длиной 40 м (для
аппаратов АСТ-3, АСТ-4)
|
2 шт.
|
18
|
Капроновый шнур диаметром 6 - 8
мм длиной 30 м (для аппарата АСТО)
|
2 шт.
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения. 1
2. Типы аппаратов и область их использования. 2
3. Порядок нанесения смазки. 2
4. Меры безопасности при производстве работ. 6
Приложение 1. Устройство и принцип работы аппаратов. 7
Приложение 2. Перечень
приспособлений и инструмента, необходимых для работы одной бригады при смазке
грозозащитных тросов, проводов и оттяжек опор вл напряжением 35 - 750 кВ.. 8
|