веддотвшодв СТРОИТЕЛЬНЫЕ нош
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ ДОРОШХ СДЕВД С ПВШВДЕНИЕИ БИТУЫОСОДЕРКАЩИХ ПОРОД-КИРОВ
ВСН 38-86
Минавтодорог КазССР
Издание официальное
Согласовано с Госстроем Каз.ОСР 6.01.87 г. # 2-I3-4I
Утвервдено приказом $ 10 ох 14.01.87 г. по ШД КазССР
Министерство автомобильных дорог Казахской ССР
КАЗАК ССР АВТОМОБИЛЬЖОЛДАРЫ МИНИС1РЛ1Г! |
MHHHCTEPCTUO АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ КАЗАХСКОП ССР |
ПРИКАЗ
м
г. Алиа-Ат*
Не основе исследования, опытно-прсмышшшадх и проектных работ, выполненных ЭДКТВ, ГГШ пК9БДорпроок*,\ трестом "Оргтех-дорстгсй", СооэдорЛВ!, АлИИТом разработана и согласована с Госстроем Казахской ССР Инструкция по проектированию л строительству дорокных одежд с применением битумссодерязщих порсд-ккро».
В целях зироксго внедрения в практику дорожною строительства ь*игоз#обесиечкьгкхцих экономия битуме и кямонкых материалов.
П F И К А П d В А »:
Т Утвердить и ввести з действие с 1 февраля J987 г. Инструкцию по проектированию у строительству дорокьас одежд с применение»' битума содержащих пород-хиров BGH 384*6.
2. Руководителям организаций, сСъединений и предприятий Министерства автомобильных дорог Казахской CGP принять к ИС-
ПОЛНсНИС ИНСТРУКЦИЮ ЗСЯ 36-^6,
3. Тресту "Оргтехдоострой" <т*ЛеОеднхин В.А.} в срок до 1 февраля 19Ь? г. размножить Инструкции в 200 экз.
4. ЦГЦ1ТБ {т.Стрельникове В.Я,) ь срок до 1C.02.67 г. разослать Инструкцию в хозяйства мичиетерЬтва, выполняющие работы
О Др'ШЭНеНЙОМ KlfpOD.
6. Контроль за исполнении! настояцего приказа возлокить на зем.директора llllKTB тоз. Стрельникову В.й.
л'*'"
Мини стр у v-»^ о w -С*, ч ', Ш. X. Векбулатов
Приказ внесся Д11К1Б
ПИЛ МАЛ К*»СС Зав. **3 *У>0
Табл, да 3
Зерновые составы минеральной части черный щебеночных (гравийных) смесей, приготовленных способом смешения на месте и содержание в них вяжущего
Нямурмпчпнгто! Массовая доля, % зерен минерального материала мельче, мм [содержание
смесей\ |з"жущег;о в
j I » * f I f ! I f ! j СмвСИ,/о по
{ 40 j20 |Г5 ]ю j 5 {3,5 J 1,35 j0,63 {0,3.5 f0,14 jO.C T {массе
Крупнозерйистые 95-100 63-85 43-73 36-63 16-33 6-18
70-88 55-80 40-73 33-44 9-37 6-8,5
95-100 70-100 43-65 35-55
83-100 53-73 33-58
холодных смесях - активаторы поверхности известь или цемент, пластифицирующие добавки - нефть и др. органические вяжущие с небольшой вязкостью*
Черные щебеночные (гравийные) смеси лриготовлн юа способом смешения на дороге (полигоне).
2.10. Указанное смеси б зависимости от наибольшего размера зерен щебни пли гравия подразделяются на крупнозернист* с размером зерен до 40 мы и мелкозернистые с размером зерен до 20 ш.
2.11. Зерновой состав минеральной части черных шебеноч ных смесей должен соответствовать требованиям табл. 3.
2.12. Физико-механические свойства смесей, приготовленных смешением на дороге должны соответствовать требованиям
табл. 4.
Таблица 4
Наименование показателей Нормы
Водонасвдение, % по обьецу 4-Ю
Набухание, % по объему не более 3,0
Предел прочности при сжатии образцов
при температуре 20°С МПа (кг/см*"},
не менее 0,9(У, )
Коэффициент водостойкости,
не менее 0,Ь
-----------------------------------т-------------------
2.13. При применении киров с вязкостью природного битума более 130 сек в состав смесей должны вводиться пластификаторы - тяжелая нефть или органические вяжущие с вязкостью ыенео 70 сек.
9
JJ.I4. При йспольЗбвгчия Киров с содержанием битума иенее 10# в состав смесей вводят жидкий битум, количество которого определяется расчетом.
£ДЬ. В целях повышения физико-механических свойств черных щебеночных (гравийных) смесей рекомендуется предварительная обработка минеральных материалов активаторами поверхности - известь» иля цементом.
3. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ 3Л* Щебень и гравий
3*1.1. Для иэпотовления смесей следует применять: щебень из природного камня по ГОСТ 8267-82; щебень из грызня по ГОСТ 10260-82; щебень на металлургических и фосфорных ишаков по ГОСТ 3344-83;
щебень из поцутно добываемых пород и отходов горно-оби гатительных предприятий по ГОСТ 23254-78; гравий по ГОСТ 8268-82.
3.1.2* Показатели физико-механических свойств щебня и гравия должны соответствовать требованиям, указанным в табл. £,
3.1.3. В составах щебеночных смесей для устройства слоев износа должен применяться щебень фр. 10-20 мм или 15-25 мм, а для достижения поваленной шероховатости - ще бень преицущественно изверженных пород фр. Ю-15 од или 15-20 мм.
3.2. Песок
3.2.1. Для пр!Готовления смесей следует применять песок всех видов по п. 1.2 ГОСТ 8736-85.
3,2.2» Преимущественно доаднш применяться пески повышенной крупности и крупные (с учетом наличия мелкого песка в минеральной части Киров,.
Примечание: Взамен щебня (гравия) и песка допускается применение песчано-щебеночных и песчано-гравийных смесей фр, 0-20 и 0-40 мм при условии, если входящие в смеси щебень и гравий отвечают требованиям табл. 5.
//
3.3. Минеральный порошок ^ 38-86
3,ЗЛ. Минеральный порошок, применяемый для приготовления асфальтобетонных смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ I6057-78, при этом предпочтительнее применять не-акгизированные минеральные порошки.
3.3. И. Допускается использование в качестве минерального порошка измельченных основных металлургических и фосфорных шлаков, бокситовых шламов и порошкообразных отходов промышленности, соответствующих требованиям ГОСТ 9x28-84, а также ас-бе га 7 сорта.
3.3.3. В составы плотных горячих, теплых и холодных асфальтобетонных смесей,содержащих продукты дробления карбонатных горных пород, допускается не включать минеральные порошки.
3.3.4. В составы черных щебеночных (гравийных) смесей, для устройства покрытий и оснований по методу смешения на дороге, содержащих отсевы продуктов дробления, допускается не включать минеральные порошки,
3.4. Киры
3.4.1. Киры должны характеризоваться следующими показателями свойств:
- плотностью в состоянии естественного залегания;
- зерновым составом минеральной части; содержанием битума;
- вязкостью битума по стандартному вискозиметру и, при необходимости, другими показателями свойств природного битума.
3.4. И. Вязкость природного битума по стандартному
5
вискозиметру CgQ, в зависимости от назначения кира должна соответствовать следующим требованиям:
производство асфальтобетонных смесей
Стр. 14 ВОН 38-88
горячих
теплых нв Ы0йвд 2000
холодных - 70 - 200с
Устройство черных покрытий способом смешения на места - 40-2000
приготовление черных щебеночных смесей для устройства поверхностных обработок - не менее 70с.
3.4.3. Допускается использование киров с повышенной вязкостью при обязательном введении в составы смесей пластификаторов: нефти, жидких битумов и др. органических вяжущих с валкостью не более 50с.
3.4.5. Кир должен содержать не менее 10% по массе природного битума, при меньшем содержании л смеси для устройства покрытий и оснований автодорог необходимо вводить добавки битума и др. органических вяжущих, марки которых определяются назначением данной смеси.
3.5. Добавка
3.5.1. Нефть, используемая в качестве пластифицирующей добавки должна отвечать требованиям ТУ 32*^01-07-526-78 "Нефть для дорожных работ".
Содержание воды в нефти но ограничивается, но при содержании ее св. 5% необходимо вносить поправки к нормам расхода нефти.
3.5.2. При применении киров с содержанием природного битума менее 1052 в асфальтобетонные смеси вводят добавки вязких битумов любых марок по ГОСТ 22245-76.
В составах холодных асфальтоб^ сошное смесей и смесей приготавливаемых способом смешения ьа м.:ста а кпчостпа
Стр. 15 ВСН 38-86
добавок используют жидкие 6и*цумы по ГОСТ 11955-82, вяжущие нефтяные местные жидкие по РСТ КазСС? 696-80, вяжущие кубово-нефтяные жидкие по ТУ 218 КазССР 91-82,
3.5.3, В качестве улучшающих добавок при производстве горячих и теплых смесей применяют полимеры - отходы производства полиэтилена низкого давления, аттактический полипропилен Гурьевского химического завода в количестве I,0-5,0$
от массы каменных материалов (Приложение 1).
3.5.4. В качестве акг шаторов поверхности минеральных материалов горячих, теплых и холодных смесей ( в том числе приготавливаемых способом смешения на месте) применяют измельченную комовую и гвдратнум известь всех сортов по ГОСТ 9179-77 в количестве 2~4& или цемент по ГОСТ 10Г70-85 в кол честве по массе.
Crp« 16 ВОН 38-36
4* ОБЛАСТЬ ПРЯМЕЙШИМ. КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
РАСЧЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
4.1. Рекомендуемые области применения смесг с использованием киров приведены в табл. 6
4.2. При новом строительстве покрытия из горячих и теплых асфальтобетонных смесей устраивают на основаниях из горячих и теплых смесей приготовленных на основе киров или битумов промышленного производства.
4.3. При реконструкции и капитальном ремонте дорог в качестве оснований могут быть использованы существующие покрытия, такие покрытия должны быть плотными, недеформяровалныш* При необходимости их следует отремонтировать.
4.4. При стадийном строительстве покрытия из асфальтобетонных смесей допускается устраивать на основаниях из холодного асфальтобетона и черных щебеночных (гравийных) смеоей, приготовленных по способу смешения на дороге, прослуживших не менее 3-х лет.
4.5. На покрытиях з холодных асфальтобетонных и чер ос щебеночных (гравийных) смесей, построенных по методу смешения на дороге обязательна поверхностная обра^тка.
4.6. При конструировании дорожных оде ад необходимо соблюдать требования п. 3.25 ВОН 46-83 в части назначения минимальных толщин конструктивных слоев дорожных одежд. Минимальная толщина слоя холодного крупнозернистого асфальтобетона с npiu жением киров (не имеющего аналога среди асфальтобетонов по ГОСТ 9128-84) составляет 6-7 см.
4.7. Расчет дорожных одежд с применением асфаль бетонных и черных щебеночных смесей на основе киров должен произво-
fS
Раясмзцдуогш обдасть применения отсей с использованием айрол
Конструктивный элемент дорожной одежды
Область применения (категории автодорог;
;Смеси, приготовлен. способом |смегиания
Iкруп- 1 иедкоfлпес-Гкрупно "-[мелка тес- »крупно i мелко iпес-iкрупно-i мелко ]НО !пйтнт; Чанйй пеон. :звои- ttmmiftlaeoH. I зйвн- !члн«йзопя. * яапя*
зерн.{ чаннб зоря. |
t г L _!
зерн. ,.чаныо!эерн. I зери. !чанывзорн. ! зарн
Основания и пихте слои покрытий IMS - — Ш — — ПК1У — — Пь12Г
Верхние слои покрытий, однослойные
Покрыт - П-Ш Ш-1У Ш 17 й* Ш-1У 17 Ш* Ш-7
* Прямвнжгся ярз стадийном мотода строительства
Стр. 18 ВСЯ 38-86
даться й соответствии с "Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа” ВСН 46-83, при этом конструктивные слои из горячих и тешых асфальтобетонов расчитывать на изгиб, упругий прогиб и сдвиг в нижележащих слоях дорожной одежды; конструктивные слои дорожных одезд из холодных асфальтобетонов и холодных черных щебеночных (гравийных) смесей, приготовленных по методу смешения ьа дороге рассчитывать по упругому прогибу и сдвигу нижележащих слоев.
4.8. Расчетные прочностные и деформативныа характеристики асфальтобетонов л черных щебеночшх гмесе" на основа Киров независиь t от ov.утствия или наличия добавок) приведены в табл. 7-, !и 9.
Таблица %
Расчетные характеристики горячих и теплых асфальтобетонов
j Характеристики для Характеристики дия ; расчета на изгиб ! расчета дорожгах
t одежд по упругому Среднее I прогибу и сдвигу сопротив-! нижележащих слоев
изгибе^ | Расчетные значения п п * / j Краткоарвмаиного модуля Упругости, и' } Б, МПа, при темцара-j туре покрытия» (>С г
[Модуль упругое-и. Б,
!МПа
ГО | +40 j +S0 4 ! (Г I JL,
I. Горячие плотные асфальтобетоны для верхних слоев Покрытий
мелкозернистые 3600 2,4 2400 440 360
и«денные 3600 2>4 Й400 320 280
КАЗАК ССР КУРЫЛЫС ICTEPI жешидеп КЁМЛЕКБТТ1К KOMUTETI (ГОССТРОП КмССР)
4S0Q91. Ад»гт имен. Конкуимти «р^ W, нж Й^М
oi II .12.43-13/1863 01 I6.I2.86r. ft Т2-29/4651 |
государственный комитет казахской ССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОП К«ССР)
480Q9I. г. Алма-Ата, пр Комм укает месетА, W, тал. 62 48 93
ММНКСТОрСТБО а ВТ 01 Сильных ДОРОГ
480103,Алиа-Ата,103,Гог оля,86 |
Управление стройиндустрии, конструкции и новых материалов Госстроя Яазахокой ССР согласовывает проект ведомственных нормативных документов БСН 38*86 "Инструкцию во проектированию к строи* тельству дородных одежд о применением битумосодержеких пород-ки-ро^н ж БСН 37-86 "Инструкцию до применению в дорожкой строительстве интервалов и грунтов, укрепленных вяжуциив на основе фосфорных ж доменных гранулированных алаков”.
Приложение; Упомянутые проекты ВСЯ с приложениями-в I экэ.
Начальник Управления стройиндустрии конструкций и новых материалов
Асп.йскеиднров С.И эд.62-044)3
men и «г. мг. эм. m м«м
......... 1_* - ,2^г1_3_L_Л_!_5и
2, Тешшв плотные асфальтобетоны ддя верхних олова покрытий
Мвлхоаврннстые 2000 1,8 1200 350
пв очаиыв 2000 I, б 1200 260
3? Горячие порстыа асфальтобетоны для оснований и нахних слова покрытий
крупнозерного 2200 1,4 1400 380 350
4»^Теплые пористые аофадьтббетоны для оснований я яаялшх слоев покрытий
крупнозернистые 1400 1Л 950 330 330
/в
СоюэдорНИИ Минтрансстроя
Исполнители:
к.т.н. Б.С.Марышев, к.т.н. И.А,Плотни кова, к.т.н. М.Б.Сокальскаг к.т.н.
С.Г.Фурсов, к.т.н. н.И.Шулькин, к.т.н. В,Н.Носков
ЩШБ Минавтодорог КазССР
Исполнители:
к.т.н.Рацен З.Э., к.т.н.В.н,Стрельникова, инж. В.К.ИаЙденко, инж, Б.Н.Гу-цалюк, к.х.н. В.Н.Савиных, и к. В.И. Елькин, инж. Л.П.Лезандовская.Л.А.Герман, инж. С.А.Корчигин, инж. Т.Н.Нэвачук , инж. Л.С.Яглинская ГГЛИ КаадорпроекЕ
Соисполнители:
к.т.н. Ю.К.Комов, инж. В.и.Антонов
АлИИТ МПС СССР
Соисполнители:
д.т.н. И,П.Кривцов, к.т.н. В.С.Бочар к.т.н. В.А.Курочкин, инк. В.А.Ильина
ХАДИ Минвуз УССР
Соисполнители: д.т.н. В.А.Золотарев, инж. С.Ь.Йсеи*и
ИГД АН КазССР
Соисполнители:
ВНЕСЕНА
Подготовлена к утвервдению
к.т.н. В.А.Гум&хов, инж. АД'.Аеахуроа,
ЦПКТБ Минавтодорог КазССР
СоюздорНШ штрансстроя ЦГШБ Минавтодорог КазБСР
Отр, 2 ВСН 33-86
Инструкция содержит све ения о специфических свойствах битумосодержащих пород (киров), технологии приготовления асфальтобетонных и черных щебеночных(гравийных)смесей на их основе, ftсиользоваиия серийного и нестандартного оборудования, требования к материалам и смесям. Приводятся данные по расчету оптимальных составов смесей, расчетные характеристики конструктивных слоев дорожных одежд с применением киров, конструктивные требования к ним, область применения, телно^огня строительства их методом смешения в установках и на дороге, устройству шероховатых слоев износа, контролю качества работ, требования техники безопасности, правилам приемки, испытания, транспортирования, маркировки и хранения смесей.
Приводятся также указания по добыче киров в карьерах, способах транспортирования и хранения.
Использование киров в дорожном строительстве позвгтяет снизить расход дефицитных нефтяных дорожных битумов промышленного производства , а в большинстве случаев исключить его применение полностью, снижает расход песка для приготовления смесей, улучшает техника-эксплуатационные показатели дорожных покрытий.
Все замечания и предложения направлять по адресу:
480061, г. Алма-Ата, ул. Петрова, 9, ЦПКГБ.
!Ведомственные строительные !
! нормы !
тг7-----u--------------------Г
jИнструкция по проектированию {и строительству дорожных * iодежд с применением битумо-jсодержащих пород - киров
Министерство автомобильных дорог Казахской ССР
{Минавтодор
КазССРГ
I. ШЦИЕ ПОЛОЖЕНИИ.
1.1. Требования настоящей Инструкции распространяются
на проектирование и строительство конструктивных слоев дорож ных одежд с применением битумосодержащих пород-киров, а также технологию их добычи, транспортирование, хранение и переработку.
1.2. Киры - разновидность природных битумооодержащих пород - представляют собой рыхлые породы, преимущественно мелкие и пылеватые пеови, пропитанные природными битумами различной вязкости.
1.3. Киры используют для приготовления ледующих шшн>
смесей:
- асфальтобетонных;
- черных щебеночных, гравийных, приготавливаемы* еыо шениеы на месте;
- черных щебеночных применяемых для устройства поверх, постных обработок.
[Срок воедц !ния с
111 н 1-------
1198___р.
1
Смеси на основе киров применяют для строигельсавы и ра ыонта усовершенствованных (асфальтобетонных и черных) дорож ных покрытий и оснований наравне с аналогичными смесями,
Внесены Центральным (Утверждены Министерством
проектно-конструктор- [автомобильных дорог
ским и технологичес- [Казахской ССР
кии бюро Министер- Iм "
ства автомобильных !
дорог Казахской GCP 1198 г. №
3
приготавливаемыми с применением битума промывленного производства*
1.4* Применение Киров в дорожном строительстве позволяет полностью или частично отказаться от применения битумов промышленного производства.
1.5. Лри проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дорожных одежд с использованием настоящих указаний должны выполняться требования действующих нормативно-технических документов по ьровотированию, органиэа-ци строительного производства, правилам производства и приемки работ и техники безопасности в строительстве.
2. ТШИЧЕШЕ ТРЕБОВАНИЙ Асфальтобетонные смеси
ИЛ. Асфальтобетонные смеси приготавливают смешением в установках в нагретом состояний щебня (гравия), песка, кира и вводимых при необходимости: минерального порошка, битума (нефти) и полимерных добавок.
2.2. Асфальтобетонные смеси (в дальнейшем смеси) в зависимости от наибольшего размера зерен щебня (гравия) лодраз деляются на:
крупнозернистые с размером зерен до 40 мм;
мелкозернистые с размером зерен до 20 мм;
песчаные с размером зерен до 5 мм.
2.3. В зависимости от температуры уклада смеси подразделяются на:
горячие, применяемые непосредственно после приготовления и имеющие температуру укладки не ниже 100°С;
Ст-. 5 ВСН 3-86
теплые, применяемые непосредственно после приготовления и имеющие температуру укладки не ниже +70°С;
холодные, допускаемые к длительному хранению и имеющие температуру укладки не ниже весной и 1Q°U сенью-
2.4. Смеси в зависимости от величины остаточной пористости и назначения подразделяются на:
плотные с величиной остаточной пористости 2-?л>, применяемые для устройства верхних слоев дорожных покрытий;
пористые с величиной остаточной пористости 7-12$, применяемые для устройства нижних слоев дорожных покрытий и оснований.
2.5. В saBvtcHwocTH от массовой доли щебня (гравия), % мелкозернистые и песчаные плотные смеси подразделяются на типы Б, Бх, В, Вх, Г и Гх по ГОСТ 9128-84.
2.6. Зерновой состав минеральной части смесей и содержание в них вяжущего должны соответствовать требованиями указанным в табл. 1.
2.7. Физико-механические свойства асфальтобетонов должны соответствовать требованиям табл.;
2.8. В случае применения Киров с содержанием вяжущего менее 10$ по массе в асфальтобетонные смеси вводят недостающее количество нефтяного дорожного вязкого или жидкого битума.
Требования к физико-механическим свойствам асфальтобетона при этом не меняются.
2.9. Б целях улучшения физико-механических свойств асфальтобетонов в смеси могут вводиться различные добавки.Б составах горячих смесей используют полимерные добавки, в
пяименозоние и кассовая доля» М зерен минерального материале 1’иг смеси J (с учетом минеоальной^части кирсв) , |пмелчгд му
Некие о-тное ссдер-ч ашние аджу-
! 40 ' 20 » Ю ! 10 ! 5 1^,5 Ц,Й »0,ЬЗ! 0,3i5r0,14!0,07ii;‘®r5 L^s~ f ! i т i * t -i f f • tca,^ масс
Пористые
Горячие, теплые и холодные
Крупнозернистые 95 ^00 66-63 40-5о У£~4А I4-<33 З-Ю
74-68 65-76 34-55 *0-36 5-31 3,£-5,5
Устные
Холодные, крупно-95-100 66-65
зернистые 77-80
гооячие, теплые и холодные мелкозернистые
типы Б, Бх
4ЯЛ2 26-^Q X4-S0 А л 6-14 ,55-82 34-60 20-*2 9-2Q 4,С-С,0
Эо-100 70-82 46-56 26-50 12-27 4,8-б,5
53-93 50-65 32-54 18-42 10-18
95-100 82-95 50-?о 30-52 16-37 5,0-7,0
95-100 65-30 40-66 22-50 12-20
9O-LQ0 62-85 33-65 12-25
76-92 48-75 22-48 5,0-8,0
Показатели физико-механических свойств
асфальтобетона
’ЙёЙЙёйёзаййт~' тчпл“®* ^
показателей ! с*-^и-----------------
i Плотные !Пористые 1 для верх * для основа-'
! них ело-! кий и НИ/*-I ев покры}них слоев * тий I покрытий
Отр. Ч ВОН 3fcMl6 Таблица 2
не более _ ^
2,0-7,0 12,0 а,о-7,0
Водонасщение,
% ш объему 2,0-6,0
Набухание, % по 0А5 объему, на более 0,7
Предел прочности
?ри окарин, МПа кге/сьг), не менее
при '-емпературе '<A{^ixnX J%0uB.O)# . o/r. не норна-
а) +*0°С 1,9(10,0) А’ U руоюя
б) +50°и 52
Коэффициент во- 1«0(10,0)
достойкости 0а8о
не менее о,Vo
Коэффициент водостойкости при ДЛИ-л тельном водонасы- -А-~ щении, не менее 0,66
0.7(7,0) |
Ив нормируется |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,4 |
1. Величины предела прочности при сжатии горячих и теплых песчаных смесей при +ой°0 принимать на 20£ вше указанных а таблице,
2. Для плотных горячих и теплых смесей в числителе даны тр«-боьа* ния к горячим асфальтобетонным смесям, б знаменателе
к теплым