ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ»
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
УСТАНОВКА
БОРТОВЫХ КАМНЕЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Технологическая
карта составлена на основе применения принципов научной организации труда и
предназначена для использования при разработке проекта производства работ и
организации труда на объекте.
В
технологической карте предусмотрена установка железобетонных бортовых камней
длиной 4 м автокраном.
Во всех
случаях применения технологической карты необходима привязка к местным условиям
производства работ.
II. УКАЗАНИЯ ПО
ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
При
установке бортовых камней выполняют следующие основные работы (рис. 1):
устройство
земляного ящика;
устройство
песчаного выравнивающего слоя;
установка
сборных бортовых камней;
заполнение
швов цементным раствором;
засыпка
пазух земляного ящика грунтом.
Устройство земляного ящика
Земляной ящик устраивают автогрейдером, на отвале которого
монтируют дополнительный
профильный нож (рис. 2).
После
устройства земляного ящика шириной 0,5 м делают разбивку линии установки бортовых камней: по
линии лицевой грани бортовых камней (примыкающей к покрытию дороги) на стыках
через 4 м забивают колышки под нивелир так, чтобы головки
колышков имели проектную отметку верхней грани бортовых камней.
Рис. 1. Технологическая схема производства работ:
1 - автогрейдер; 2 - песок; 3 - разложенные камни; 4 - автокран; 5 - установленные бортовые камни
По
нивелировочным отметкам делают зачистку земляного ящика по рейке. Контроль
глубины ящика делают шаблоном от головки колышка.
Рис. 2. Приспособление к ножу автогрейдера для рытья
земляного ящика:
1 - отвал автогрейдера; 2 - нож; 3 - дополнительный нож (зуб) для рытья земляного ящика; 4 - болты М12
Отклонения
от проектных размеров земляного ящика не должны превышать ±10 % по глубине и ±5
см по ширине.
Устройство выравнивающего
слоя
Выравнивающий
слой устраивают из песка или гравийно-песчаной смеси толщиной 4 - 5 см. Песок доставляют
автомобилями-самосвалами и сгружают на проезжей части у земляного ящика. Каждый
автомобиль-самосвал выгружают в 5 - 6 местах, чтобы уменьшить дальность
подноски песка. Песок распределяют в ящике вручную, после чего планируют по
рейке. Толщину слоя контролируют шаблоном от головки колышков разбивки.
Отклонения
не должны превышать ±10 % по толщине слоя, а по ширине ±5 см.
Установка бортовых камней
Железобетонные
бортовые камни заранее подвозят на трайлерах или тракторных прицепах и
раскладывают автокраном рядом с земляным ящиком.
При
установке монтажники стропят камень, автокраном подают его к месту укладки и
опускают в земляной ящик. Удерживая камень в подвешенном состоянии (так, чтобы
его подошва была на 10 - 15 см выше песчаного слоя), выравнивают камень по линии разбивки,
ломом отжимают до упора в торец ранее уложенного, опускают на песчаный слой и
проверяют высотное положение стыков: на стыке не должно быть уступов. Если на
стыках получается уступ, камень поднимают автокраном, отводят в сторону,
подсыпают песок, либо снимают его излишки. Затем камень выравнивают по линии и
устанавливают на место.
С одной
стоянки автокрана устанавливают один камень, после чего автокран перемещают на
следующую стоянку. Дополнительные выносные опоры (аутригеры) не устанавливают.
Для
обеспечения на стыках блоков одинаковых зазоров (6 - 8 мм)
пользуются фиксатором зазоров - Г-образным стальным шаблоном, который
накладывают на торец установленного камня. Последующий блок устанавливают так,
чтобы торец его уперся в торец (с фиксатором) прежде установленного блока.
После
установки блоков на участке 40 - 50 м их окончательно выверяют в плане и по высоте. В
необходимых случаях автокраном слегка приподнимают камень, выправляют его и
опускают в окончательное положение.
Заполнение швов цементным
раствором
Швы на
стыках камней заполняют цементно-песчаным раствором состава 1:2 из цемента
марки 400. Раствор доставляют с растворного узла либо приготовляют на месте
работ.
Швы
заполняют цементным раствором при помощи мастерка. После того, как в шве
цементный раствор потеряет подвижность, расшивают швы при помощи расшивки по
линейке. Готовый шов укрывают полиэтиленовой пленкой.
Через 32 -
40 м
устраивают шов расширения, в который вставляют строганную обрезанную доску
толщиной 15 - 20 мм
по
профилю бортового камня.
Монтажные
петли, расположенные с тыльной стороны камней, отгибают книзу.
Пазухи
земляного ящика с тыльной стороны бортовых камней засыпают грунтом при помощи
автогрейдера. Пазухи на примыкании бортовых камней с бетонным покрытием
заполняют бетоном либо цементно-песчаным раствором, а на примыканиях блоков с
асфальтобетонными покрытиями - асфальтобетонной смесью.
Указания по качеству работ
Линия
установленных камней должна быть прямой на прямых участках дороги и иметь
плавное очертание на участках горизонтальных кривых.
Допустимые
отклонения (не более 10 % замеров):
отклонения
от прямой линии на прямых участках ±5 мм;
превышение
одного камня над другим на стыках ±5 мм.
Швы на
стыках должны быть заделаны цементным раствором и расшиты. Линии расшивки
должны быть прямыми и перпендикулярными к продольной оси бортовых камней.
Пазухи с тыльной стороны засыпаны грунтом, а с лицевой стороны - бетоном или
асфальтобетонной смесью.
Указания по технике
безопасности
Запрещается
производить планировку песчаного слоя под камнем, поднятым автокраном. При
необходимости исправления песчаного выравнивающего слоя камень следует поднять
автокраном на 10 - 15 см от земли и отвести в сторону.
В
остальном следует руководствоваться «Правилами техники безопасности при
строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», «Транспорт», М.,
1969.
III. УКАЗАНИЯ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Работы по
установке бортовых камней ведут в дневную смену.
На участке
работ намечают две сменные захватки:
1. Устройство земляного ящика и песчаного
выравнивающего слоя.
2. Установка бортовых железобетонных камней.
Для выполнения работ организуют бригаду рабочих
следующего состава:
Машинист автокрана 5
разр. - 1
Монтажник конструкций 4 » -
1
» » 3 » - 1
Монтажник конструкций (он же такелажник) 2 разр. - 1
Дорожный
рабочий 3 » -
1
Землекопы 2 » -
2
Для кратковременной работы по отрывке земляного ящика
и засыпке пазух грунтом бригаде придают автогрейдер.
В процессе
работы бригада делится на два звена: звено по установке камней и звено по
подготовке земляного ящика и выравнивающего слоя.
Установку
камней ведут три монтажника конструкций и машинист автокрана. Монтажник 2 разр.
- такелажник стропует блоки, подштопывает установленные блоки, приготовляет и
подносит цементно-песчаный раствор.
Монтажники
4 и 3 разр. устанавливают камни и окончательно выправляют их. Монтажник 4 разр.
заделывает и расшивает швы.
Зачистку
земляного ящика и устройство выравнивающего слоя производят дорожный рабочий 3
разр. (старший звена) и два землекопа. Это звено в начале смены с линейным
мастером или геодезистом выполняют разбивочные работы.
Бригада
своими силами организует выгрузку и раскладку железобетонных камней на первой
захватке, как задел к следующему рабочему дню.