ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ»
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
КАРТЫ
УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ
И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1
УСТРОЙСТВО
БИТУМНО-ПЕСЧАНОГО ВЫРАВНИВАЮЩЕГО СЛОЯ
МОСКВА 1976
Технологические карты разработаны отделом внедрения передовых методов труда и технического нормирования в
строительстве автомобильных дорог и аэродромов института «Оргтрансстрой» (исполнители В.К. Пишванов, Л.С. Королева и Л.А. Мелешкина).
Технологическая карта предусматривает
устройство битумно-песчаного выравнивающего
слоя толщиной 5 см с помощью профилировщика
Д-345.
До начала работ по устройству битумно-песчаного выравнивающего слоя в пределах захватки должны быть полностью закончены и приняты технической инспекцией
все работы, связанные с устройством цементно-грунтового основания и обеспечением водоотвода.
I. УКАЗАНИЯ ПО
ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
После устройства цементно-грунтового основания через 7
суток для связных и 14 суток для несвязных и малосвязных грунтов
битумно-песчаную смесь доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают на
основание (рис. 1) согласно расчету.
На маячном ряду битумно-песчаную смесь отсыпают на 0,8 - 1 м шире бетонируемого ряда с
обеих сторон. На остальных рядах полосы смеси сдвигают на 0,8 - 1 м в сторону, на которой устанавливают рельс-формы.
Границу отсыпки битумно-песчаной смеси обозначают
колышками.
Выгруженную битумно-песчаную смесь
разравнивают автогрейдером Д-144 на толщину 5 см с
допуском на уплотнение.
Битумно-песчаный выравнивающий слой
окончательно профилируют и одновременно уплотняют профилировщиком Д-345 после
установки рельс-форм.
Для получения одинаковой толщины покрытия
у обеих граней необходимо установить уплотняющий брус параллельно осям колес профилировщика
Д-345. Эту настройку производят изменением
длины тяги подъемного механизма.
Для лучшего уплотнения выравнивающего слоя
профилирующий отвал устанавливают на 5 - 6 мм
выше проектной отметки выравнивающего слоя с учетом уплотнения смеси до
заданной плотности. При правильной установке припуска и угла наползания вибробруса перед профилирующим отвалом образуется
непрерывный валик смеси высотой 7 - 10 см.
Рис. 1. Технологическая схема устройства битумно-песчаного выравнивающего слоя:
1
- автомобиль-самосвал; 2 - автогрейдер Д-144; 3
- линия установки рельс-форм; 4 - профилировщик Д-345; 5 - шаблон для проверки поперечного
профиля выравнивающего слоя. Кружками с цифрами обозначены рабочие и их
разряд, стрелками
- перемещения рабочих
в течение смены
До начала работ край покрытия тщательно
очищают для прохода гладких колес профилировщика.
После прохода профилировщика оставшиеся у рельс-форм и грани покрытия смежного ряда валики песка убирают заподлицо с поверхностью выравнивающего слоя.
Поперечный профиль выравнивающего слоя
проверяют шаблоном, перемещаемым одним колесом по рельс-форме, а другим - по бетону смежного ряда
(рис. 2).
Дефектные места после прохода
профилировщика исправляют гладилкой, в отдельных местах досыпают смесь. При необходимости
для окончательной отделки выравнивающего слоя
делают повторный проход профилировщика.
В процессе работы профилировщик выполняет
также обкатку рельс-форм. Допускаемые отклонения от проектных размеров при
приемке работ по устройству выравнивающего слоя не должны превышать:
по ширине............................................................. 10
см
по толщине............................................................ 0,5
см
по высотным отметкам........................................ ±2 см
по поперечному уклону....................................... +0,002
Наибольший просвет под трехметровой
рейкой - 3 мм.
II. УКАЗАНИЯ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Работы по устройству выравнивающего слоя
из битумо-песчаной смеси выполняют на двух
захватках: захватке № 1 по подготовке битумо-песчаного выравнивающего слоя и
захватке № 3 по окончательному профилированию
и уплотнению битумно-песчаного выравнивающего
слоя.
Состав звена
Машинист автогрейдера 6 разр. - 1
Машинист профилировщика Д-345 5 » -
1
Дорожные рабочие 2 » -
2
Рис. 2. Шаблон для выверки выравнивающего слоя:
1 - двутавровая балка; 2 - штыри диаметром 20 мм (через 20 -
30 см); 3 - рельс-форма; 4 -
цементобетонное покрытие соседнего ряда; 5
- битумно-песчаный выравнивающий слой; 6
- основание из грунта, укрепленного цементом
На захватке № 1 работают: машинист автогрейдера и один дорожный рабочий 2 разр.
Дорожный рабочий по указанию мастера размечает (колышками или кучками песка) места выгрузки песка и указывает эти места
шоферам автомобилей-самосвалов, забивает
колышки, обозначающие ширину отсыпаемой
полосы, контролирует с помощью щупа толщину разравниваемой битумно-песчаной смеси.
Машинист автогрейдера разравнивает кучи песка и планирует выравнивающий слой.
На захватке № 3 работают машинист
профилировщика и второй дорожный рабочий 2 разр.
Дорожный рабочий 2 разр., находясь впереди профилировщика
Д-345, поддерживает непрерывный валик смеси
перед отвалом и
зачищает валики
песка у рельс-форм.
Машинист профилировщика профилирует и уплотняет битумно-песчаную смесь, а также обкатывает установленные рельс-формы.
Машинисты автогрейдера и профилировщика перед началом
работы проверяют готовность своих машин к
работе, остатки
горючего в баках и сообщают механику смены
предельный срок заправки, а в конце смены - о
необходимом ремонте машин между сменами.
IV. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА УСТРОЙСТВО ВЫРАВНИВАЮЩЕГО
СЛОЯ ИЗ БИТУМНО-ПЕСЧАНОЙ СМЕСИ
(две сменные захватки 320 м полосы или 2240 м2 покрытия)
Шифр норм и расценок
|
Состав звена
|
Описание работы
|
Единица измерения
|
Объем работ
|
Норма времени, чел-ч
|
Расценка, руб.-коп.
|
Нормативное время на полный объем, чел-ч
|
Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп.
|
Повременно
|
Дорожный рабочий
2 разр. - 1
|
Прием
песка (битумно-песчаной смеси)
|
чел-ч
|
8
|
1
|
0-49,3
|
8
|
3-94
|
ЕНиР § 17-1, т. 2, № 1
|
Машинист автогрейдера
6 разр. - 1
|
Разравнивание битумно-песчаной смеси автогрейдером Д-144 с предварительной планировкой поверхности слоя
|
100 м2
|
25,6
|
0,125
|
0-09,9
|
3,2
|
2-53
|
Применительно ЕНиР § 17-15
|
Машинист профилировщика
Д-345
5 разр. - 1
Дорожные рабочие
2 разр. - 2
|
Планировка и уплотнение выравнивающего слоя профилировщиком Д-345 (обкатка
рельс-форм; профилирование и уплотнение слоя за два - три прохода, уборка
лишнего и подсыпка недостающего количества песка перед отвалом профилировщика, заполнение внутренней полости рельс-форм песком
|
»
|
22,4
|
1,77
|
0-99,6
|
39,65
|
22-31
|
|
|
Итого
на 2240 м2 покрытия
|
|
|
|
|
50,85
|
28-78
|
|
|
Итого
на 1000 м2 покрытия
|
|
|
|
|
22,7 (2,8 чел-дн)
|
12-85
|
V. ОСНОВНЫЕ
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Показатели
|
Единица измерения
|
По калькуляции А
|
По графику Б
|
На сколько процентов
показатель по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции
|
Трудоемкость
на 1000 м2 покрытия
|
чел-дн
|
2,8
|
2,4
|
-14,3
|
Средний разряд рабочих
|
|
3,4
|
3,76
|
+10,3
|
Среднедневная заработная плата
одного рабочего
|
руб.-коп.
|
4-59
|
5-35
|
+16,6
|
Выработка
одного рабочего в смену
|
м2
|
357,1
|
4,16,6
|
+16,6
|
(Измененная редакция, Поправка).
VI.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
А. Основные материалы и полуфабрикаты
Битумно-песчаная смесь, м3:
- на сменную захватку (1120 м2).............................. 56,84
- на 1000 м2 покрытия............................................... 50,76
Б. Машины
Автогрейдер Д-144....................................................... 1
(привлекается в конце первой смены)
Профилировщик Д-345................................................ 1
В. Инструмент и приспособления
Шаблон для проверки поперечного профиля
поверхности выравнивающего слоя........................... 1
Совковая лопата............................................................ 1
Штыковая лопата.......................................................... 1
Мерник толщины слоя................................................. 1
Контрольная рейка длиной 3 м................................... 1
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ
СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ
(ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ) АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
При работе с комплектом бетоноукладочных машин необходимо
соблюдать следующие требования:
а) перевозить рельс-формы на бортовых
автомобилях или тракторных тележках;
б) грузить, разгружать и устанавливать
рельс-формы кранами с соблюдением правил безопасности погрузочно-разгрузочных работ;
в) рельс-формы должны быть надежно закреплены;
г) при укладке арматурных каркасов рабочие
должны пользоваться рукавицами;
д) при пуске машин необходимо соблюдать
правила очередности включения узлов общей трансмиссии и отдельных агрегатов. Запрещается передвигать машины
без сигнала; сигнал для работы бункера-распределителя бетона подается после
ухода автомобиля-самосвала;
е) выгружать бетонную смесь из
автомобиля-самосвала в бункер распределителя можно
только после установки самосвала на ручной тормоз и подачи звукового сигнала;
ж) запрещается очищать стенки бункера во
время его перемещения или движения машины;
з) при совместной работе бетоноукладочной и бетоноотделочной машин расстояние между
ними должно быть не менее 10 м;
и) во время работы машин запрещается становиться
на вибробрус и отделочный брус; нужно следить за тем, чтобы на верхней площадке
вибробруса (вибродоски) не было бетонной смеси и посторонних предметов.
Швы в свежеуложенном бетоне нарезают с
соблюдением следующих правил техники безопасности:
а) вибронож разрешается
опускать только при остановленной машине;
б) запрещается становиться на вибронож или класть на него груз;
При нарезке швов в затвердевшем бетоне нарезчиком Д-903
(ДС-510) необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
а) если при нормальной работе системы охлаждения резание
карборундовыми дисками сопровождается интенсивным появлением пара или при резании алмазными дисками появляются
искры, а также при перегреве двигателя
нарезчика и появлении черного дыма выхлопа скорость подачи следует уменьшать;
б) запрещается на ходу нарезчика производить смазку,
регулировку, какие-либо исправления или
производить смену дисков во время работы двигателя. Категорически запрещается
работа при открытой крышке кожуха дисков;
в) все приводные ремни должны быть
ограждены щитками. Нарезать шов разрешается только в защитных очках;
г) работать при незафиксированном положении дисков запрещается.
Каждый режущий диск должен быть установлен строго вертикально. Необходимо
следить, чтобы при вращении диск касался стенки шва всей плоскостью;
д) если на месте работы нарезчика Д-903
(ДС-510) нет песка, то на прицеп с водой устанавливается ящик с песком на
случай воспламенения топлива;
е) движение транспорта в зоне работы нарезчика запрещается.
При заполнении швов мастиками или герметиками необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
а) к работам по заполнению швов
допускаются липа
не моложе 18 лет;
б) лица, занятые на варке, разогревании и
транспортировании горячих битумно-полимерных мастик, должны быть предварительно
проинструктированы о безопасных способах загрузки и разгрузки варочного котла, варки и
разогревании готовых мастик и
транспортирования горячих мастик;
в) все работающие с мастиками должны быть обеспечены
спецодеждой (хлопчатобумажным комбинезоном, резиновыми сапогами,
брезентовыми рукавицами и фартуками).
Рабочие, засыпающие компоненты в котел с
расплавленным
битумом, обеспечиваются защитными очками и
респираторами марки Ф-46 или 2000; рабочие, приготовляющие тиоколовые герметики - резиновыми
перчатками (медицинскими) и респираторами;
г) при варке битумно-полимерных мастик необходимо
соблюдать следующие условия:
котел должен быть исправным, без трещин, с
плотно прилегающей
крышкой, подвешенной на канате с противовесом;
верхний край котла должен возвышаться над поверхностью земли на 1,2 м;
котел должен быть закрыт, за исключением моментов перемешивания
и загрузки материалов;
котел следует загружать со стороны,
противоположной топке, и только на 3/4 его емкости;
во время варки мастики дверцы топки должны быть закрыты;
не разрешается загружать в котел влажные
материалы (битум, заполнители) во избежание сильного вспенивания
массы, перелива ее через край котла и
воспламенения;
не допускается кипение и перелив пены: через
край котла. Нагрев контролируют термометром со шкалой не менее 250 °С; исправность термометра проверяют каждый раз перед началом работы;
брать пробу мастики (для определения готовности) разрешается только специальными черпаками-лопатами;
д) битум с бензином (в случае приготовления
грунтовки) необходимо смешивать на расстоянии не менее 50 м
от места их разогрева. При этом разогретый битум вливают в бензин и перемешивают деревянными мешалками. Температура битума в момент смешения не должна превышать 70 °С. В случае вспышки битумной
массы в котле его нужно плотно закрыть
крышкой. Тушить горящую массу следует только сухим песком или огнетушителем.
Заливать битум водой категорически запрещается;
е) в случае попадания на открытую поверхность кожи битумно-полимерных и тиоколовых мастик или их составляющих
их нужно удалить чистой ветошью, смоченной бензином или керосином, а затем
смыть теплой водой с мылом;
ж) все работающие с битумно-полимерными или тиоколовыми мастиками должны быть ознакомлены со специальными
требованиями противопожарной охраны при работе с горячими и взрывчатыми
веществами;
з) при работе заливщика швов необходимо постоянно следить за состоянием предохранительных клапанов в системе подачи сжатого воздуха. Работа с неисправными
клапанами запрещается;
и) запрещается снимать крышку с заливщика
швов при избыточном
давлении в емкости;
к) запрещается ремонтировать или регулировать узлы
смесительного агрегата или компрессора при работающем двигателе.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Указания по
технологии производственного процесса. 1
II. Указания
по организации труда. 2
III.
График устройства битумно-песчаного выравнивающего слоя (две сменные захватки
- 320 м полосы или 2240 м3 покрытия) 4
IV.
Калькуляция затрат труда на устройство выравнивающего слоя из
битумно-песчаной смеси. 5
V. Основные
технико-экономические показатели. 5
VI.
Материально-технические ресурсы.. 5
|