ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ»
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
СОЗДАНИЕ ШЕРОХОВАТОСТИ
И УХОД ЗА БЕТОНОМ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ДВУХПОЛОСНОГО
ФИНИШЕРА ТС-280
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Технологическая карта
предназначена для использования при разработке проектов производства работ и
организации работ и труда на строительных объектах.
Технологическая карта
разработана в развитие технологической карты «Устройство бетонного покрытия
машиной SF-425», предусматривает создание шероховатости на
поверхности покрытия после окончательной отделки поверхности трубным финишером
и нанесением пленкообразующего материала двухполосным финишером ТС-280.
При использовании настоящей
технологической карты обязательно ознакомление с технологической картой
«Окончательная отделка поверхности бетонного покрытия аэродромов трубным
финишером ТFВ-280».
В настоящей технологической
карте предусмотрены:
- сменная производительность
- 600 м полосы (4500 м2);
- ширина бетонируемой полосы
- 7,5 м;
- затраты труда на 1000 м2
покрытия - 0,22 чел-дня (при коэффициенте использования двухполосного
финишера по времени в течение смены Кв = 0,65);
- для ухода за
свежеуложенным покрытием используется пленкообразующий материал помароль
ПМ-100АМ;
- нанесение помароля на
поверхность осуществляется за два прохода двухполосного финишера.
Во всех случаях изменения
условий, принятых в настоящей технологической карте, необходима корректировка
карты и привязка ее к конкретным условиям производства работ.
II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Краткая техническая характеристика двухполосного финишера ТС-280
Мощность
двигателя, л. с 47
Скорость
переднего и реверсивного хода, м/мин от
0 до 71
Капроновая
щетка, мм 3050
Колесные
тележки, шт. 4
Габариты:
ширина, м 9,6
длина, м 8,3
Рабочий вес, кг 5607
Двухполосный финишер ТС-280 предназначен
для создания шероховатости на поверхности верхнего слоя бетонного покрытия и
нанесения пленкообразующих материалов при уходе за свежеуложенным бетоном и
пескоцементом.
Шероховатость на поверхность
покрытия наносят поперечной щеткой, подвешенной под главной рамой машины на
двух направляющих. Щетка перемещается влево и вправо и приводится в действие
гидродвигателем. Вертикальное ее положение регулируется двумя гидроцилиндрами.
Пленкообразующие материалы
на поверхность бетона наносят с помощью приспособления, расположенного на
специальной раме, прикрепленной шарнирами сзади главной рамы машины.
Приспособление представляет собой трубу длиной 7,3 м с 21
быстроотсекающими распылительными соплами и ветровыми щитками. Рама с
приспособлением приподнимается и опускается двумя гидроцилиндрами.
Выдерживание курса
двухполосного финишера осуществляется механизмом автоматического выдерживания
курса, имеющим четыре датчика: два - при движении вперед и два - при движении
назад. Ручное выдерживание курса осуществляется с пульта машины.
На двухполосный финишер
устанавливают барабан с намотанной полиэтиленовой пленкой шириной 8,5 м и
длиной до 300 м. При выпадении осадков пленкой укрывают свежеуложенный
бетой. С барабана пленку разматывают за счет движения машины, а наматывают
обратно - механически за счет привода от гидросистемы машины.
При работе с двухполосным
финишером выполняют следующие операции:
- подготовка машины к
работе, настройка датчиков и установка машины на струну;
- создание шероховатости
(текстурирование) на поверхности бетонного покрытия;
- уход за свежеуложенным
бетоном нанесением пленкообразующего материала помароль ПМ-100АМ.
Подготовка двухполосного
финишера к началу работы
В начале смены двухполосный
финишер осматривают и готовят к работе.
Устанавливают датчики и
настраивают их на автоматическое выдерживание курса в той же
последовательности, что и для трубного финишера (см. технологическую карту
«Окончательная отделка поверхности бетонного покрытия трубным финишером»).
После настройки датчиков подводят
двухполосный финишер к струне так, чтобы копир датчика слегка касался
внутренней стороны струны. Устанавливают селекторный переключатель рулевого
управления в положение «Автоматическое» и продвигают машину вперед до тех пор,
пока она не станет параллельно копирной струне, и только после этого приступают
к регулированию чувствительности датчиков.
Регулирование
чувствительности датчиков двухполосного финишера производят в той же
последовательности, что и для трубного финишера ТFВ-280 (см. технологическую
карту).
После установки
двухполосного финишера относительно струны и регулирования чувствительности
датчиков приступают к текстурированию и розливу пленкообразующего материала.
В конце рабочего дня и во
время непогоды датчики снимают и хранят в сухом месте.
Создание шероховатости
(текстурирование) на поверхности бетонного покрытия
Шероховатость на поверхность
свежеуложенного бетонного покрытия наносят участками длиной 150 - 200 м за
один проход двухполосного финишера.
Перед началом работ по
созданию шероховатости проверяют прямолинейность направляющих, по которым
перемещается щетка, и устанавливают их параллельно поверхности покрытия.
Щетку устанавливают так,
чтобы она отстояла от левой кромки покрытия на 1 - 2 см. С помощью обоих
гидроцилиндров опускают щетку так, чтобы концы ее вошли в бетон на 3 - 4 мм и
перемещают слева направо до противоположной кромки. При достижении
противоположной стороны срабатывает реверсивный выключатель, возвращающий щетку
в исходное положение. Затем щетку поднимают и перемещают машину вперед на
ширину щетки (3 м) и повторяют процесс перемещения щетки поперек полосы
покрытия.
После нанесения
шероховатости на всем участке двухполосный финишер своим ходом со скоростью 25
- 30 м/мин возвращают к началу участка для выполнения работ по розливу
пленкообразующего материала.
Уход за свежеуложенным
бетоном
Уход за свежеуложенным
бетоном осуществляют участками длиной 150 - 200 м нанесением на их поверхность
пленкообразующего материала помароль ПМ-100АМ за один-два прохода двухполосного
финишера с нормой розлива помароля 0,4 - 0,6 кг/м2.
Помароль завозят к месту
укладки бетона в металлических бочках (по 200 л в бочке) и раскладывают
вдоль захватки со стороны натянутой струны по 3 бочки в начале каждого участка
через 150 м. Из бочек помароль перекачивают в бак двухполосного финишера
насосом, установленным на машине.
Перед началом работы готовят
машину: подбирают распылительные сопла по диаметру выходного отверстия,
опускают раму устройства орошения так, чтобы расстояние от распылителя до
бетона (высота факела) было 45 - 50 см. Давление в системе
распределителя при нанесении пленкообразующего материала должно быть 4 - 6 кгс/см2.
Норма розлива зависит от скорости перемещения двухполосного финишера
ТС-280.
Скорость финишера определяют
следующим образом:
- в системе распределителя
пробным путем подбирают такое давление (в пределах 4 - 6 кгс/см2),
при котором получается качественное распыливание жидкости, т.е. образуются
мелкие капли без струй и туманообразования;
- весовым способом
определяют фактический расход жидкости в минуту из одного сопла (кроме
бокового). Измерения повторяют не менее трех раз из разных сопел, за результат
принимают среднюю величину;
- подсчитывают общий расход
жидкости в минуту Q (кг/мин) из всех сопел, включая
боковые;
- по заданной норме расхода С
(кг/м2) и ширине покрытия b (м) вычисляют рабочую скорость
движения финишера V (м/мин):
V = ,
где h - толщина покрытия, м.
При норме розлива 0,4 кг/м2
и нанесении пленкообразующего материала в один слой скорость машины
ориентировочно назначают 14 - 16 м/мин, при нанесении материала в два
слоя скорость составляет 28 - 32 м/мин; при норме розлива 0,6 кг/м2
и нанесении пленкообразующего материала в один слоq
скорость машины назначают 8 - 10 м/мин, в два слоя - 16 - 20 м/мин.
Перемещая финишер вперед со
скоростью 28 - 32 м/мин, на поверхность покрытия наносят ровным слоем
половину нормы розлива пленкообразующего материала. В конце участка подачу
помароля прекращают и финишер своим ходом возвращают к началу участка со
скоростью 25 - 30 м/мин. Розлив помароля повторяют при движении вперед
со скоростью 28 - 32 м/мин.
Места, пропущенные при
нанесении помароля двухполосным финишером, заделывают пистолетом-распылителем.
Для повышения
производительности двухполосного финишера ТС-280 рекомендуется перекачивать
помароль в бак машины не насосом машины, а специальным заправщиком.
В конце смены машину выводят
вперед за пределы готового покрытия, тщательно прочищают сопла и протирают их
керосином, а машину очищают.
При работе с
пленкообразующими материалами типа помароль необходимо соблюдать следующие
правила техники безопасности:
1. Во время работы машинист обязан быть в комбинезоне, брезентовых
рукавицах, головном уборе и защитных очках.
2. Запрещается вблизи емкостей с пленкообразующим материалом курить и
зажигать огонь.
3. В жаркую погоду в бочках с пленкообразующим материалом создается
повышенное давление, поэтому открывать их надо осторожно.
4. При попадании пленкообразующей жидкости на кожу рук и лица следует
немедленно смыть их керосином, а затем теплой водой с мылом и насухо протереть.
III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ТРУДА
Работы по нанесению
шероховатости и уходу за бетоном розливом пленкообразующего материала помароль
ПМ-100АМ производят на одной захватке с укладкой цементобетонной смеси после
отделки бетонной поверхности трубным финишером ТFВ-280.
Всю сменную захватку
разбивают на четыре участка длиной по 150 м и работу выполняют
последовательно на каждом из них. Длину участков назначают с учетом возможности
нанесения пленкообразующего материала в промежуток времени не более 30 мин после
отделки бетонной поверхности.
При этом учитывают скорость
ветра, температуру и влажность воздуха.
Работы по созданию
шероховатости и уходу за свежеуложенным бетоном выполняет машинист (оператор)
двухполосного финишера 5 разряда.
В начале смены машинист
готовит машину к работе: проверяет уровень жидкости в радиаторе, уровень масла
в двигателе, доступ воздуха к теплообменнику, герметичность всех гидравлических
линий, налаживает рабочие органы машины, устанавливает датчики и ставит машину
в начальное положение относительно копирной струны.
Во время работы машинист с пульта
управления управляет рабочими органами машины, размешивает и перекачивает в бак
машины пленкообразующий материал, проверяет, нет ли посторонних предметов перед
колесами машины. Машинист следит за качеством нанесения пленкообразующего
материала и с мостика машины пистолетом-распылителем покрывает пропущенные
места.
В конце смены машинист
отводит машину вперед за пределы захватки, прочищает и промывает рабочие
органы, снимает датчики и моет машину.
В подготовке машины к работе
и осуществлению ее ремонта в течение смены машинисту помогает строительный
слесарь IV разряда.