УСТРОЙСТВО
ЦЕМЕНТОГРУНТОВОГО ОСНОВАНИЯ
НА ТРАНСПОРТНЫХ РАЗВЯЗКАХ
I.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Технологическая карта
разработана на основе принципов научной организации труда и предназначена для использования
при разработке проектов производства работ и организации труда на объектах.
Технологической картой
предусмотрено устройство на транспортных развязках в сухую погоду при
температуре воздуха не ниже +5 °С основания шириной 7 м (толщина слоя
основания в плотном теле - 16 см) из цементогрунтовой смеси,
приготовленной в смесительной установке ДС-50А производительностью 350 м3
смеси в смену с использованием автогрейдера ДЗ-31-1 (Д-557-1),
оборудованного системой автоматического регулирования положения отвала (САР)
«Профиль-1»*.
* См. технологическую карту «Планировка верха земляного полотна
автогрейдером ДЗ-31-1 (Д-557-1), оборудованным системой «Профиль-1», М.,
Оргтрансстрой, 1977.
Карта может применяться
также при строительстве цементогрунтовых оснований автобусных остановок,
съездов с автомобильных дорог и уширений проезжей части автомобильных дорог.
Во всех случаях применения
технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства
работ.
II. УКАЗАНИЯ ПО
ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
При устройстве
цементогрунтового основания выполняют следующие работы (см. рисунок):
подготовку участка работы; завоз цементогрунтовой смеси
автомобилями-самосвалами; разравнивание и планировку цементогрунтовой смеси
автогрейдером; уплотнение смеси катком на пневматических шинах; уход за
основанием путем распределения пленкообразующих материалов по его поверхности.
Технологическая схема
устройства цементогрунтового основания на транспортной развязке:
1 - автогрейдер ДЗ-31-1; 2 - каток на пневмошинах ДУ-31; 3 - автомобиль-самосвал; 4
- автогудронатор ДС-39А; I - подготовка участка работ; II - завоз
цементогрунтовой смеси автомобилями-самосвалами; III -
разравнивание и планировка смеси автогрейдером; IV -
уплотнение смеси катком на пневматических шинах; V - уход
за основанием путем распределения пленкообразующих материалов по его
поверхности
До устройства
цементогрунтового основания должны быть отсыпаны обочины; подготовлены
подъездные пути для доставки смеси и временные съезды с земляного полотна,
проведены геодезические работы, устроен водоотвод с земляного полотна, участок
работ огражден шлагбаумами и сигнальными знаками.
За 1 - 2 прохода по одному
следу автогрейдера и катка выравнивают и укатывают поверхность земляного
полотна. Кромки земляного полотна тщательно выравнивают автогрейдером и
устраивают воронки для отвода воды.
Подготовленное для
устройства основания земляное полотно должно отвечать требованиям «Инструкции
по сооружению земляного полотна автомобильных дорог» ВСН
97-63, М., Транспорт, 1964 и СНиП II-Д.5-72 «Автомобильные
дороги. Нормы проектирования», М., Стройиздат, 1973.
Завоз
цементогрунтовой смеси автомобилями-самосвалами
Цементогрунтовую смесь,
приготовленную в смесительной установке, завозят к месту укладки
автомобилями-самосвалами и выгружают на подготовленное земляное полотно по расчету.
Потребное количество смеси
на 1 м основания определяют по формуле:
Q = b
´ h ´ Ky ´ Kп, м3,
где Q - объем неуплотненной
цементогрунтовой смеси, м3;
b -
ширина основания, м;
h -
толщина слоя основания в плотном теле, м;
Ку - коэффициент уплотнения (Ку
= 1,15 ÷ 1,25);
Kп - коэффициент потери грунта
при его транспортировке и укладке в основание (Kп = 1,03).
Количество
автомобилей-самосвалов для доставки цементогрунтовой смеси определяют расчетом
в зависимости от их грузоподъемности и дальности возки.
При укладке цементогрунтовая
смесь должна иметь оптимальную влажность.
При отсутствии осадков и
температуре воздуха более +20 °С влажность готовой смеси должна быть на 2 - 3 %
выше оптимальной.
При пониженных температурах
(менее +10 °С) и в дождливую погоду влажность готовой смеси должна быть оптимальной
или на 1 - 2 % меньше ее.
Разравнивание
и планировка цементогрунтовой смеси автогрейдером
Выгруженную цементогрунтовую
смесь разравнивают и планируют автогрейдером ДЗ-31-1, оборудованным системой
«Профиль-1».
Система «Профиль-1» дает
возможность производить планировочные работы, требующие выдерживания заданного
угла наклона отвала, равного проектному углу наклона поверхности основания.
Разравнивание и планировку
смеси производят автогрейдером за три цикла, применяя челночный способ работы
(рабочий ход вперед, холостой - назад на повышенной скорости).
За I цикл (12 проходов)
выполняют грубое разравнивание смеси, при этом по каждому следу осуществляется
два прохода. Работу ведут в ручном режиме управления. Отвалу придают следующее
положение: угол захвата - 50°, угол резания - 40 - 45°.
На криволинейном участке с
двускатным профилем основания первый проход выполняют по краю основания, вдоль
внутренней обочины, а последующие проходы - с постепенным перемещением к
внешней обочине.
Толщину срезаемого слоя регулируют
левым и правым цилиндрами подъема и опускания отвала.
Все проходы первого цикла
выполняют при движении автогрейдера на второй передаче.
После каждого прохода в
конце участка отвал поднимают и задним ходом автогрейдер возвращают к началу
участка.
За II цикл (3 прохода по ширине
основания) производят окончательное разравнивание и предварительную планировку
смеси с приданием основанию вчерне проектного поперечного профиля. Эту работу выполняют
автогрейдером, работающим в автоматическом режиме. Отвал автогрейдера
устанавливают в рабочее положение, при котором угол захвата равен 50°, угол
резания - 41°. Отвал опускают до отметок верха основания, определенных с учетом
припуска на уплотнение.
Первые проходы осуществляют
вдоль обочины, перемещаясь на второй передаче к середине основания, с
перекрытием следа на 0,7 м.
Толщину срезаемого слоя
регулируют левым (неавтоматизированным) гидроцилиндром подъема и опускания
отвала, при этом правый гидроцилиндр автоматически опускает или приподнимает
конец отвала. Излишек смеси перемещают от обочины к середине основания.
За III цикл (3 прохода по ширине
основания) выполняют окончательную планировку смеси под проектные отметки,
определенные с учетом припуска на уплотнение. Автогрейдер работает в
автоматическом режиме управления отвалом.
На участках основания с
двускатным профилем первый проход выполняют по середине основания, при этом
стрелку указателя уклона ставят в положение «О», ручку «заглубление» поворачивают
до предела против часовой стрелки, а отвал устанавливают перпендикулярно оси
основания (угол захвата равен 90°). Планировку производят средней частью
отвала.
Проходы выполняют
автогрейдером, движущимся на 2 - 3 передаче по челночной схеме (обратный ход -
холостой), начиная от середины основания. При этом отвал устанавливают и
следующее положение: угол захвата равен 55°, угол резания - 41°.
При перемещении смеси от оси
основания к обочине автогрейдер направляют так, чтобы левая сторона отвала находилась
строго на середине основания, при втором проходе - над предварительно
спланированной поверхностью основания. При односкатном профиле основания первый
проход выполняют по нижнему краю ската, последующие проходы - с перемещением к
его верхнему краю.
После планировки смеси
контролируют поперечный уклон основания с помощью шаблона, а толщину слоя -
металлическим мерником.
Толщина неуплотненного слоя
(в рыхлом состоянии) должна быть на 15 - 20 % больше проектной толщины при
супесчаных грунтах и на 20 - 30 % - при суглинистых грунтах, но не более 21 см.
Окончательно толщину неуплотненного слоя определяют после пробной укатки.
Уплотнение
смеси катком на пневматических шинах
При температуре воздуха
более +10 °С уплотнение смеси катком начинают сразу же после планировки ее
автогрейдером и заканчивают не позднее чем через три часа, а при температуре
воздуха менее +10 °С - не позднее чем через пять часов после приготовления
смеси в смесительной установке.
Уплотняют цементогрунтовую смесь
катками на пневматических шинах ДУ-31 (Д-627) или ДУ-29 (Д-624), загруженными
балластом.
При двускатном профиле
основания укатку начинают с обоих краев основания. Последующие проходы
осуществляют, смещаясь к середине основания с перекрытием следа на 20 - 30 см.
Окончательно необходимое число проходов по одному следу устанавливают после
пробной укатки.
Скорость движения катком при
двух первых и двух последних проходах должна составлять 2 - 3 км/ч, скорость при остальных проходах
следует увеличить до 12 - 15 км/ч.
При односкатном профиле
основания укатку начинают с нижнего края ската и выполняют за два прохода по
каждому следу. Проходы смещают к верхнему краю ската с перекрытием предыдущего
следа на 20 - 30 см.
При укатке необходимо
регулировать величину давления воздуха в типах катков:
при первых проходах
рекомендуется поддерживать в шинах давление 4 - 5 кгс/см2, после каждых двух последующих
проходов давление увеличивают на 1 кгс/см2, при завершающих проходах давление
доводят до максимально допустимого.
Влажность смеси во время
укатки должна быть оптимальной. Контроль за влажностью смеси осуществляют
представители лаборатории.
Если в процессе укатки
верхний слой основания высыхает, его необходимо слегка увлажнять.
Укатку заканчивают после
достижения основанием требуемой плотности, определяемой представителем
лаборатории СУ.
После укатки проверяют
ровность и поперечный уклон основания. Отдельные дефектные места исправляют
вручную, а в случае большого числа дефектных мест - автогрейдером.
Распределение
пленкообразующих материалов для ухода за основанием
Сразу после окончания укатки
на поверхность цементогрунтового основания наносят светлые пленкообразующие
материалы - помароль ПМ-86 или ПМ-100А. Норма их розлива - 0,5 - 0,6 кг/м2.
При отсутствии светлых пленкообразующих
материалов и при температуре воздуха не более +20 °С можно применять
лак-этиноль, или быстро- и среднераспадающиеся эмульсии 25 - 30-процентной
концентрации. Если при температуре воздуха более +20 °С применяются темные
пленкообразующие материалы, поверх пленки укладывают слой песка толщиной 3 - 4 см, который необходимо поддерживать во
влажном состоянии в течение 10 дней.
Пленкообразующий материал
наносят на поверхность основания с помощью автогудронатора за два раза.
Движение построечного транспорта
по цементогрунтовому основанию открывают не ранее чем через 10 суток после его
устройства.
Требования
к качеству работ
Готовое основание должно
быть однородным, плотным, иметь ровную и чистую поверхность с поперечным
уклоном, соответствующим поперечному уклону покрытия.
Отклонения геометрических
размеров, поперечного профиля и ровности поверхности основания от
предусмотренных проектом допускаются в пределах, установленных СНиП III-Д.5-73
«Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в
эксплуатацию». М., Стройиздат, 1973.
При производстве работ
мастер должен руководствоваться картой операционного контроля качества работ.
Указания
по технике безопасности
При устройстве оснований из
цементогрунтовой смеси следует выполнять требования «Правил техники
безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М.,
Транспорт, 1969 и СНиП III-А.11-70 «Техника
безопасности в строительстве», М., Стройиздат, 1970.
К работе на автогрейдере,
оборудованном автоматической системой «Профиль-1», допускаются машинисты,
прошедшие специальный курс обучения.
При работе автогрейдера с
системой «Профиль-1» необходимо соблюдать следующие требования:
включать систему
автоматического управления разрешается только при подключенном заряженном
аккумуляторе;
не разрешается использовать
в качестве источника электропитания тракторный генератор;
при включении автоматической
системы «Профиль-1» необходимо принять меры предосторожности и удалить
посторонних лиц от машины;
когда автоматическая система
«Профиль-1» не используется, тумблер питания должен быть выключен, а тумблер
настройки - включен.
При работе с
пленкообразующими материалами рабочие обязаны быть в комбинезонах, брезентовых
рукавицах, головных уборах и в защитных очках.
Запрещается курить или
зажигать огонь вблизи емкостей с пленкообразующими материалами.
При попадании на кожу рук
или лица пленкообразующих материалов их следует смыть керосином, кожу вымыть
теплой водой с мылом и насухо протереть полотенцем.
При производстве работ по
устройству цементогрунтовых оснований необходимо выполнять требования следующих
нормативных документов:
«Инструкции по применению
грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий
автомобильных дорог и аэродромов», СН
25-74, М., Стройиздат, 1975;
«Правил техники безопасности
при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», М., Транспорт,
1969;
«Типовой инструкции по
технике безопасности для дорожных рабочих при строительстве автомобильных
дорог», М., Оргтрансстрой, 1974;
«Типовой инструкции по
охране труда для машинистов грейдеров, автогрейдеров и грейдер-элеваторов», М.,
Оргтрансстрой, 1975;
«Типовой инструкции по
охране труда для машинистов грунтоуплотняющих машин», М., Оргтрансстрой, 1975;
«Технических указаний по
уходу за свежеуложенным бетоном дорожных и аэродромных покрытий с применением
пленкообразующих материалов», ВСН 35-70, М., Оргтрансстрой, 1970.
III. УКАЗАНИЯ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Работы по устройству
цементогрунтовых оснований на транспортных развязках организуют в две смены. В
первую смену выполняют работы по чистовой профилировке земляного полотна
автогрейдером и укатке его катком на участке длиной 600 м, создавая задел в 300 м для работы звена второй смены, и
ведут работы по устройству цементогрунтового основания на захватке длиной 300 м. Во вторую смену работы ведут только
по устройству цементогрунтового основания.
Работа смесительной
установки по приготовлению цементогрунтовой смеси и автотранспорта по ее
доставке к месту укладки начинается за час до начала первой смены.
Длина сменной захватки обусловлена
сменной производительностью смесительной установки ДС-50А.
Для соблюдения требования
уплотнения смеси в заданный срок (3 - 5 часов) сменную захватку делят на
участки (см. рисунок).
Работы в
каждую смену выполняет звено рабочих следующего состава:
машиниста автогрейдера 6
разр. - 1
машиниста катка 6 » - 1
дорожных рабочих: 4 » - 1
3 » - 1
Для выполнения
кратковременной работы по уходу за основанием в конце смены звену придают
автогудронатор, машинист автогудронатора 5 разр. - 1, помощник машиниста 4
разр. - 1).
Дорожные рабочие
устанавливают и снимают ограждения участка работ, исправляют отдельные
дефектные места основания после укатки, контролируют ровность и поперечный
профиль основания, толщину слоя, в отдельных местах выполняют планировочные работы
вручную. Дорожный рабочий 3 разр. принимает смесь и очищает от остатков смеси
кузова автомобилей-самосвалов.
При отсутствии фронта работ
автогрейдер и каток используют на других работах (отсыпке обочин, устройстве
съездов с земляного полотна и т.д.).