НАРЕЗКА ПАЗОВ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ
В ЗАТВЕРДЕВШЕМ ЦЕМЕНТОБЕТОННОМ ПОКРЫТИИ
АЭРОДРОМОВ, УСТРАИВАЕМЫХ КОМПЛЕКТОМ
БЕТОНОУКЛАДОЧНЫХ МАШИН «АВТОЕРЕЙД»
ИЛИ ДС-100
I.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Технологическая карта предназначена для использования
при разработке проектов производства работ и организации работ и труда на
объектах строительства.
В основу технологической карты положены следующие
исходные данные:
- в цементобетонном покрытии ряда шириной 7,5 м
и толщиной 28 см пазы поперечных швов сжатия нарезают через
6 м;
- швы расширения устраивают в конце смены;
- продольный шов устраивают между смежными рядами
покрытия;
- алмазные диски охлаждают смазывающе-охлаждающей
жидкостью (СОЖ);
- сменная производительность звена рабочих в составе 12
чел. - 600 м цементобетонного покрытия ряда (4500 м2).
II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПРОЦЕССА
Нарезку пазов деформационных швов в затвердевшем
бетоне производят при достижении бетоном прочности не менее 100 кг/см2.
Ориентировочно время, необходимое для
набора бетоном указанной прочности в зависимости от температуры воздуха,
составляет:
Время
в часах
|
6 - 8
|
10 - 12
|
15 - 20
|
24 - 30
|
Средняя температура воздуха, °С
|
25 - 30
|
15 - 25
|
5 - 15
|
5
|
Расстояния между поперечными швами сжатия и швами
расширения назначают согласно проекту.
Пазы швов нарезают ступенчатого сечения глубиной не
менее 1/4 - 1/3 толщины покрытия.
При нарезке пазов швов алмазные диски рекомендуется
охлаждать смазывающе-охлаждающей жидкостью СОЖ следующего состава: в 1 м3
воды растворяют 10 кг гудрона от хлопкового масла и 0,35 кг каустической
соды.
В качестве СОЖ можно также применять водно-мыльный
раствор с содержанием стирального порошка «Лотос», «Кристалл», «Донбасс»,
«Мылолит» в количестве от 0,3 до 0,5 %.
Стиральный порошок вводят в расходную емкость с водой
охлаждения на рабочей площадке.
Применение СОЖ сокращает расход алмазных дисков и
воды, позволяет увеличить производительность нарезчиков.
В цементобетонном покрытии аэродромов нарезают пазы
швов сжатия, швов расширения, продольных швов.
Нарезка пазов швов сжатия
В затвердевшем бетоне пазы швов сжатия нарезают в
такой последовательности: первый паз нарезают посредине плиты между швами
расширения и далее к краям через 18 - 25 м друг от друга, а затем
нарезают остальные швы.
Для нарезки пазов применяют двухдисковый самоходный
нарезчик швов конструкции ПКБ Главстроймеханизации, представляющий собой
навесное оборудование 5669-00000-00А, смонтированное на самоходном шасси одной
из машин бетоноукладочного комплекта Д-375/376. Самоходное шасси устанавливают
на пневмоколесный ход.
Оборудование, выпускаемое серийно Пушкинским заводом
треста «Трансстройпром», включает направляющую (навесную) балку с двумя
самоходными каретками режущих дисков, оснащенную по концам гидроцилиндрами и
механизмами наводки балки в плане. В комплект оборудования входят
гидравлическая насосная станция, электродвигатель, система водоснабжения с
баком емкостью 4 м3.
Перед нарезкой пазов на бетонном покрытии делают
разбивку и разметку швов.
На шпиндели двух кареток (режущих головок) ставят
пакет из двух или трех алмазных дисков разного диаметра (например, диски
диаметром 250 + 320 + 250 мм).
Нарезку пазов швов производят следующим образом.
Нарезчик устанавливают в рабочее положение около линии шва так, чтобы засечка
намеченного шва находилась в одной плоскости с режущими дисками. С помощью
механизма наводки выправляют в плане положение балки с каретками и опускают ее
к поверхности бетонного покрытия. Включают механизм вращения дисков,
одновременно открывают вентиль подачи СОЖ (или воды). Заглубляют диски в бетон
и включают механизм подачи кареток с режущими дисками. Паз поперечного шва
нарезают одновременно двумя каретками, связанными между собой тягой: алмазными
дисками одной каретки нарезают шов от края бетонного покрытия до середины, а
дисками другой каретки - от середины до противоположного края покрытия.
Заглубление режущих дисков контролируют визуально.
По окончании нарезки паза шва отключают механизм
подачи кареток и вращения режущих дисков, перекрывают подачу СОЖ и поднимают
навесную балку с каретками в транспортное положение. Включают механизм
передвижения нарезчика и одновременно включают механизм обратного хода кареток.
На месте нарезки
очередного паза все операции по нарезке повторяют.
В условиях континентального климата поперечные швы
сжатия устраивают только комбинированным способом в два приема:
- в свежеуложенном бетоне нарезчиком швов ДНШС-60-3М
нарезают паз с одновременной закладкой в него изоловой или полиэтиленовой
прокладки толщиной 0,2 - 2 мм (см. технологическую карту «Нарезка
поперечных швов сжатия в свежеуложенном бетонном покрытии аэродромов
модернизированным нарезчиком швов ДНШС-60-3М». М., Оргтрансстрой, 1976);
- после затвердения бетона и набора им прочности не
менее 100 кг/см2 по заложенной прокладке нарезают паз верхней
части шва нарезчиками с алмазными дисками. Для этого используют нарезчик швов
Д-432АМ, на шпиндель которого ставят пакет из 2 - 3 алмазных дисков одного
диаметра.
При нарезке паза в покрытии промежуточного ряда
нарезчик устанавливают в начале шва так, чтобы алмазные диски находились строго
над линией шва. Включают механизм вращения дисков. Одновременно включают подачу
СОЖ (воды), заглубляют алмазные диски в бетон и включают механизм подачи
нарезчика вперед. В процессе нарезки управляют нарезчиком, чтобы он не
отклонялся от курса и чтобы диски резали паз точно по заложенной прокладке.
По окончании нарезки шва режущие диски поднимают,
отключают механизм вращения режущих дисков, перекрывают подачу СОЖ и нарезчик
вручную перемещают к следующему шву. Колеса нарезчика перемещаются по
поверхности бетона.
Поперечные швы маячных рядов нарезчиком Д-432АМ нарезают
за два приема: нарезчик устанавливают у кромки покрытия и нарезают паз до
противоположной кромки.
Затем нарезчик с поднятыми в транспортное положение
дисками разворачивают на 180° и дорезают оставшуюся часть шва (занятую прежде
нарезчиком).
При работе двух нарезчиков их подключают к цистерне с
СОЖ емкостью 3 - 4 м3 и к электростанции мощностью 60 квт.
Цистерну и электростанцию по мере передвижения нарезчиков перемещают вдоль
участка работ автомобилем.
Если в условиях континентального климата или в условиях
резкого суточного перепада температуры швы в свежеуложенном бетоне
предварительно не нарезали, то для предохранения бетона от температурных трещин
применяют следующий способ.
На ранней стадии твердения, когда прочность бетона
достигнет 50 - 70 кг/см2, в бетонном покрытии делают
прорези на глубину 1/4 - 1/3
толщины покрытия. Для этого применяют самоходный нарезчик конструкции ПКБ
Главстроймеханизации, в конструкцию которого рекомендуется внести следующие
усовершенствования:
1. Устанавливают вариатор, позволяющий увеличивать
скорость вращения режущих дисков с 3260 до 4500 об/мин.
2. Устанавливают
вариатор в цепи привода кареток, позволяющий увеличивать скорость подачи
кареток с режущими дисками в пределах от 0,3 до 1,2 м/мин.
Для нарезки прорезей на шпиндели режущих головок
нарезчика ставят по одному алмазному диску и увеличивают скорость вращения
режущих дисков и скорость подачи кареток.
Прорези делают в таком порядке: первую прорезь делают
посредине плиты, а затем в обе стороны от нее через 18 - 25 м.
После того как бетон наберет прочность не менее 100 кг/см2,
в обычном порядке нарезают пазы швов сжатия, в том числе и на прорезях. Для
нарезки пазов швов сжатия применяют самоходные двухдисковые нарезчики швов
конструкции ПКБ Главстроймеханизации, для нарезки верхней части пазов швов
сжатия по прорезям используют нарезчики Д-432АМ.
Нарезка пазов швов расширения
Паз шва расширения нарезают точно над заложенной в
бетон доской. При этом ширину паза делают на 2 мм больше толщины доски.
Нарезку паза производят одним из следующих способов:
- над доской делают две параллельные прорези двумя алмазными дисками, между которыми
ставят металлическую прокладку;
- прорези делают одним диском поочередно с одной
стороны доски, а потом со второй стороны.
В обоих случаях
бетонный гребень между прорезями выкалывают до доски зубилом.
Для нарезки паза шва расширения рекомендуется
использовать нарезчик Д-432АМ.
Нарезка паза продольного шва
Продольный шов устраивают между смежными рядами
покрытия способом нарезки паза верхней части шва. Паз продольного шва нарезают
нарезчиком Д-903 (ДС-510), при этом на передний шпиндель нарезчика ставят пакет
карборундовых дисков одного диаметра для зачистки кромок покрытия, а на второй
шпиндель - пакет из двух-трех алмазных дисков одного диаметра.
Нарезчик устанавливают на шов так, чтобы указатели,
расположенные на поворотном круге, совпали с линией шва. Затем нарезчик
поднимают на поворотном круге и при помощи выдвижной рукоятки разворачивают на
такой угол, чтобы указатель продольной симметрии совпал с линией шва. После
этого нарезчик опускают на ходовые колеса, включают подачу СОЖ, включают в
работу диски с постепенным заглублением в бетон.
С помощью регулятора скорости (дросселя
гидродвигателя) включают минимальную подачу и постепенно увеличивают ее до
оптимальной величины.
Контроль за заглублением дисков производят визуально
по сегменту заглубления диска. При нарезке шва необходимо следить за
охлаждением дисков и при появлении пара или искр уменьшить скорость резания.
После окончания нарезки алмазные диски снимают, моют и
сдают в охраняемую кладовую, а нарезчик очищают, ставят в транспортное
положение и перемещают на место стоянки.
Нарезчик подключают к цистерне емкостью 3 - 4 м3
на прицепе с СОЖ (или водой охлаждения).
По мере передвижения нарезчика прицеп с цистерной
перемещают автомобилем.
Указания по технике безопасности
До начала работы необходимо осмотреть все узлы и
крепления нарезчиков и недостатки устранить.
Запрещается во время работы нарезчиков производить
смазку, регулировку, какие-либо исправления или смену дисков. Категорически
запрещается работа при открытой крышке кожуха режущих дисков. Нарезать шов
разрешается только в защитных очках.
Работать при незафиксированном положении дисков
запрещается.
Каждый режущий диск должен быть установлен строго
вертикально и при вращении касаться стенки шва всей плоскостью.
Если на месте работы нарезчика Д-903 нет песка, то на
прицеп с водой устанавливают ящик с песком на случай воспламенения топлива.
Участок работ ограждают знаками, запрещающими проезд.
Электростанцию обязательно заземляют. При уходе на
перерыв электростанцию выключают.
При нарезке швов в затвердевшем цементобетонном
покрытии следует руководствоваться «Указаниями по производству и приемке
аэродромно-строительных работ» СП 121-73, М., Стройиздат, 1974; «Техническими
указаниями по устройству деформационных швов в цементобетонных дорожных
покрытиях ,
М., Оргтрансстрой, 1969; «Правилами техники безопасности при строительстве,
ремонте и содержании автомобильных дорог», М., «Транспорт», 1969.
III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Для успешного выполнения работ на участок заранее
должны быть доставлены все необходимые материалы и инструменты. Запасные
алмазные диски должны храниться в специальных сейфах или ящиках.
Работу нарезчиков по нарезке пазов деформационных швов
в затвердевшем цементобетонном покрытии организуют в две смены.
Для нарезки пазов швов на сменной
захватке цементобетонного покрытия длиной 600 м организуют три звена:
одно нарезает пазы поперечных швов сжатия, в том числе и прорези пазов через 18
- 25 м в бетоне ранней стадии твердения, второе дорезает верхнюю часть
пазов швов сжатия по прорезям и третье нарезает пазы продольных швов.
Нарезка пазов и прорезей пазов поперечных
швов сжатия
Для нарезки пазов и прорезей пазов швов
сжатия организуют звено из 6 чел. следующего состава:
Машинисты нарезчиков 4 разр. - 3
Помощники машинистов 3 » - 3
За звеном закрепляют три самоходных двухдисковых
нарезчика швов конструкции ПКБ Главстроймеханизации.
Сменную захватку длиной 600 м делят на три
равных участка для одновременной нарезки швов тремя нарезчиками.
Каждым нарезчиком на своем участке вначале одним
алмазным диском нарезают в соответствующем порядке прорези пазов швов сжатия, а
затем пакетом алмазных дисков разного диаметра нарезают пазы швов сжатия.
Основные обязанности в звене распределяют следующим
образом: машинисты нарезчиков вместе с помощниками готовят машины к работе,
устанавливают режущие алмазные диски, настраивают нарезчики для выполнения
работ.
В процессе работы машинист управляет работой
нарезчика.
Помощник машиниста следует около нарезчика, следит за
качеством нарезаемых швов, с помощью механизма наводки выправляет положение
навесной балки с каретками в плане, открывает вентили подачи СОЖ, подает
машинисту сигнал для включения механизма вращения дисков.
Дорезание верхней части пазов швов сжатия по прорезям
Для дорезания верхней части пазов швов
сжатия организуют звено из 2 чел. следующего состава:
Машинист нарезчика 4 разр. - 1
Машинист электростанции 4 » - 1
За звеном закрепляют модернизированный нарезчик швов
Д-432АМ, электростанцию ПЭС-30 и емкость для СОЖ на прицепе.
Перед началом работы машинист проверяет правильность и
надежность крепления дисков на валу шпинделя (допустимый радиальный зазор под
гайкой не более 0,5 мм), перпендикулярность режущего диска поверхности
покрытия (регулируется изменением положения левого колеса по высоте), работу
водяного насоса и штуцера (струя воды должна равномерно охлаждать обе стороны
диска), натяжение ремней клиноременной передачи (регулируется изменением
расстояния между валами шпинделя и промежуточного ролика).
Машинист электростанции следит за бесперебойным
питанием нарезчиков электроэнергией и состоянием кабелей. Он помогает машинисту
нарезчика в передвижении нарезчика по участку работ и в приготовлении СОЖ.
Нарезка пазов продольных швов
Для нарезки пазов
продольных швов организуют звено из 4 чел. в следующем составе:
Машинисты нарезчиков 4 разр. - 2
Дорожные рабочие 1 » - 2
За звеном закрепляют два нарезчика Д-903 (ДС-510) и
две емкости для СОЖ на тележках.
Сменную захватку длиной 600 м делят на два
одинаковых участка для одновременного ведения работ.
Основные обязанности в звене распределяют следующим
образом: машинисты нарезчиков готовят машины к работе, устанавливают алмазные и
карборундовые диски. До начала нарезки швов все рукоятки управления золотниками
машинисты ставят в нейтральное положение, а рукоятки управления дросселями - в
положение минимальной подачи. В процессе работы машинисты управляют работой
нарезчиков.
Дорожные рабочие подсоединяют к нарезчикам шланги
подачи СОЖ, готовят СОЖ и по мере перемещения нарезчиков подтаскивают шланги. В
процессе нарезки швов дорожные рабочие периодически контролируют положение
указателя курса нарезчика.
ЦИКЛОГРАММА НАРЕЗКИ ПРОРЕЗЕЙ И ПАЗОВ ПОПЕРЕЧНЫХ ШВОВ
СЖАТИЯ ДЛИНОЙ 7,5 м САМОХОДНЫМ ДВУХДИСКОВЫМ НАРЕЗЧИКОМ ШВОВ КОНСТРУКЦИИ ПКБ
ГЛАВСТРОЙМЕХАНИЗАЦИИ
Производительность нарезчика за 1 час работы м швов
Возможная производительность за 8-часовую смену при
коэффициенте использования нарезчика по времени в течение смены Кв =
0,78 составляет 250 м швов
ЦИКЛОГРАММА НАРЕЗКИ ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ПОПЕРЕЧНЫХ ШВОВ
СЖАТИЯ ПО УЗКИМ ПРОРЕЗЯМ МОДЕРНИЗИРОВАННЫМ НАРЕЗЧИКОМ Д-432АМ
Производительность нарезчика Д-432АМ за 1 час работы м швов
При коэффициенте использования по
времени в течение смены Кв = 0,83 производительность нарезчика за
6-часовую смену составляет 37,5 ´ В ´ 0,83 = 249 м швов.