МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 7
ЗАПОЛНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫХ
ШВОВ
МАСТИКАМИ И ГЕРМЕТИКАМИ
МОСКВА 1977
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
В технологической карте
предусмотрено заполнение температурных швов битумно-полимерной мастикой (БПМ-1)
и тиоколовым герметиком.
Заполнение швов мастикой
БПМ-2 при помощи заливщика швов ДС-67 см. технологическую карту «Заполнение
температурных швов цементобетонного покрытия аэродромов мастиками и
герметиками», М., Оргтрансстрой, 1976.
В основу технологической
карты положены следующие исходные данные: однослойное цементобетонное покрытие
имеет толщину 22 см и ширину 7,5 м;
продольный шов, поперечные швы сжатия через 6 м и швы расширения через 36 м
нарезаны в твердом бетоне нарезчиками с алмазными дисками. Швы имеют
ступенчатое сечение и заполняются изоляционными материалами на глубину 2,5 см.
II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Швы заполняют изоляционными
материалами немедленно, но не позднее чем через 30 суток после нарезки швов.
В процесс заполнения швов
(рис. 14)
входит прочистка швов сжатым воздухом и их заполнение изоляционными материалами
(битумно-полимерной мастикой, тиоколовым герметиком).
Прочистка швов
Сразу после нарезки швов
рекомендуется тщательно промывать их водой от пульпы и содержать в чистом
состоянии до заполнения.
Если швы заполняют через
несколько суток после нарезки, машинист компрессора стальным крючком,
насаженным на штуцер воздуховода, прочищает и одновременно продувает шов сжатым
воздухом. Вслед за машинистом компрессора рабочий тщательно прочищает стенки
шва стальной щеткой.
Рис. 14. Технологическая
схема заполнения швов битумно-полимерной мастикой:
1 - конусная лейка емкостью 16 л на тележке; 2 -
передвижной битумный котел Д-124А емкостью 350 л; 3 - шов
расширения; 4 - шов сжатия; 5 - емкость с бензином; 6
- передвижной битумный котел емкостью 100 л; 7 - компрессор
ЗИФ-55В; 8 - продольный шов; 9 - емкость с водой. Цифрами в
кружке обозначен разряд рабочего, буквами - последовательность заливки швов,
стрелками - переход рабочих в процессе работ
Затем шов окончательно
продувают сжатым воздухом, очищая при этом прилегающие к шву полосы покрытия
шириной 15 - 20 см с каждой стороны шва.
Заполнение швов
битумно-полимерной мастикой
Битумно-полимерная мастика
(БПМ) получена на основе экспериментальных исследований, проведенных
Центральной лабораторией Управления строительства автомобильной дороги
Москва-Рига Главдорстроя совместно с СоюздорНИИ.
Состав битумно-полимерной
мастики БПМ-1
Материалы, составляющие мастику
|
Количество весовых частей
|
Назначение материала
|
Битум гидроизоляционный тепломорозостойкий
«Пластбит»
|
70
|
Основной компонент мастики
|
Битум нефтяной дорожный БНД-40/60, БНД-60/90
(ГОСТ 11954-66)
|
30
|
Улучшает пластические и адгезионные свойства
мастики
|
Раствор (15 %-ный) дивинилстирольного
термоэластопласта (ДСТ) в сольвенте (нефтяном или каменноугольном), ксилоле
или в бензине А-72
|
13
|
Повышает деформативность, упругость,
теплостойкость
|
Минеральный порошок (ГОСТ
16557 - 71) или тонкомолотый строительный асбест (ГОСТ 12871-67)
|
25
|
Заполнитель
|
А. Приготовление мастики
Битумно-полимерную мастику
готовят централизованно на строительной базе или на месте производства работ.
В стеклянной или
металлической емкости растворяют дивинилстирольный термоэластопласт (ДСТ) в одном
из растворителей, (85 % растворителя на 15 % ДСТ). При небольшой емкости
(бутыль, бочка) полное растворение ДСТ происходит в течение 3 - 4 суток при
температуре 19 - 20 °С; при большой емкости
(цистерна) обеспечивают перемешивание с помощью битумного насоса для ускорения
растворения ДСТ. В дальнейшем при помощи этого же насоса раствор ДСТ подают в
котел с расплавленным пластбитом. Все работы по приготовлению ДСТ ведут на
открытом воздухе.
Большие емкости (цистерны)
до начала работ зарывают в землю, оставляя только горловину, которую плотно
закрывают крышкой на болтах. Для выпуска скапливающихся газов горловина
цистерны должна иметь предохранительный клапан, а малые емкости должны иметь
отверстие (стеклянная трубка в пробке или отверстие в крышке бочки).
Пластбит разогревают в котле
до температуры 140 °С и смешивают его с
расплавленным при температуре 120 °С битумом. Затем топку гасят
и дают смеси несколько остыть. В смесь с температурой 120 °С вводят при тщательном перемешивании 15
%-ный раствор ДСТ, а затем смесь подогревают до температуры 140 °С и выдерживают для улетучивания легких
фракций растворителя в течение 3 - 4 ч.
В готовую смесь пластбита и
ДСТ при температуре не ниже 120 °С и непрерывном
перемешивании вводят сухой, желательно предварительно подогретый наполнитель -
минеральный порошок или асбестовую крошку и варят в течение 30 мин.
Для приготовления мастики
разрешается применять только обезвоженный битум.
Готовую смесь разливают в
металлические формы и доставляют на место заполнения швов в виде брикетов,
которые хранят в сухом, закрытом помещении при высоте штабелей не более 1 м (во избежание слипания брикетов).
Мастику приготовляют под
наблюдением лаборатории.
Б. Заполнение швов мастикой
В начале смены рабочие
готовят жидкий битум (50 % битума и 50 % бензина по весу) для прогрунтовки
стенок швов и разогревают брикеты БПМ. Для этого на участке работ должны быть
два передвижных котла.
Для прогрунтовки стенок швов
в котел загружают битум БНД-40/60 или БНД-60/90 и разогревают его до жидкого
состояния. Затем в емкость с отмеренным по весу количеством бензина наливают
тонкой струйкой, непрерывно перемешивая, расплавленный битум (при температуре
не более 120 °С). Стенки швов
прогрунтовывают не позже чем за 2 - 3 ч до заполнения швов мастикой.
Грунтовку наносят на торцы бетонных плит кистью в количестве 0,2 кг/м2.
Брикеты БПМ загружают в
другой котел и разогревают до температуры 120 - 130 °С.
Для предупреждения утечки
мастики и ее оседания после срабатывания шва в него перед заполнением
закладывают и прикатывают вручную диском хлопчатобумажный или джутовый шнур.
Швы заполняют мастикой при
помощи заливщика швов или конусной лейки в два приема: сначала на 2/3 глубины,
затем на 2 мм ниже поверхности покрытия. При использовании конусной лейки
ее заполняют горячей мастикой и устанавливают над швом так, чтобы носок лейки
вошел в шов. Затем слегка открывают клапан и равномерно перемещают лейку вдоль
шва. В конце шва клапан закрывают, прекращая подачу мастики в шов.
Температура мастики в момент
заливки должна быть 120 - 130 °С. Формирование мастики в
шве длится 2 - 4 недели.
В сухую и жаркую погоду,
когда заливке швов предшествовало не менее трех дней с температурой воздуха не
ниже + 25 °С, можно заливать мастику
без прогрунтовки стенок швов.
Чтобы исключить ожидание
выдержки грунтовки в течение 2 - 3 ч, в процессе работы периодически
прогрунтовывают швы, поддерживая необходимую величину задела (примерно 50 - 80 м покрытия).
В процессе работы по мере
расходования мастики загружают котел брикетами мастики, следят за ее
температурой, а также перемещают битумные котлы по участку работ.
В конце работы топки в
котлах должны быть погашены, а конусные лейки или заливщик швов промыты
бензином.
Заполнение швов тиоколовым
герметиком
Тиоколовый герметик, изготовляемый
на основе синтетического каучука (тиокола), представляет собой пасту, способную
после вулканизации превращаться в резиноподобную эластичную массу.
Этот герметик применяют для
заполнения температурных швов бетонных покрытий на дорогах I - III категорий,
а также в районах с суровыми климатическими условиями (устойчивая минимальная
температура воздуха в зимний период ниже - 25 °С).
Приготовление тиоколового
герметика и заполнение швов производят смесительным агрегатом конструкции
Союздорнии, состоящим из мешалки и двух заливщиков.
А. Приготовление тиоколового
герметика
Тиоколовый герметик
приготовляют на месте работ непосредственно перед заполнением швов путем
смешения в холодном состоянии герметизирующей и вулканизирующей пасты № 30,
поставляемых заводами химической промышленности.
Герметизирующая паста
сметанообразной консистенции черного цвета поступает в алюминиевых баках
емкостью 50 л.
Вулканизирующая паста № 30 -
густая, темно-серого цвета, поступает в баках емкостью 50 л. При
необходимости перед употреблением ее разводят небольшим количеством воды (5 - 7
%) и тщательно перемешивают.
Пасты загружают в заливщик
емкостью 45 л (герметизирующей пасты - 100 и вулканизирующей пасты № 30
- 20 весовых частей), затем в заливщик вставляют мешалку принудительного
действия (миксер) и тщательно перемешивают пасту в течение 4 - 5 мин до
получения однородного цвета и консистенции. После этого мешалку вынимают из
заливщика, герметично закрывают заливщик уплотнительной крышкой (крышку
укрепляют винтами), поворотом рычага на 125° устанавливают заливщик в
рабочее положение и подключают сжатый воздух для создания давления.
Для предупреждения налипания
за 15 - 20 мин до начала приготовления тиоколовых герметиков внутренние
стенки заливщика швов и лопасти мешалки (миксера) смазывают 5%-ным раствором
полиизобутилена в бензине. Приготовленная паста пригодна для употребления в
течение 6 - 8 ч.
Б. Заполнение швов
При заполнении швов
тиоколовым герметикой грани швов не грунтуют. Отдельные места граней швов,
запачканные битумом при нарезке, протирают ацетоном и подсушивают сжатым
воздухом.
Рис. 15.
Измененное сопло заливщика швов
Для экономии герметика в
нижнюю часть швов закладывают хлопчатобумажный или джутовый шнур, шнур из
пористой резины или резиновые трубки.
Скорость заполнения швов
тиоколовым герметиком зависит от ширины шва, давления в системе, температуры
воздуха, навыка оператора.
Давление в заливщике
создается смесительным агрегатом, имеющим компрессор. Давление должно быть
достаточным для регулярного поступления нужного количества пасты из сопла (1,5
- 3 ати).
Швы заполняют тиоколовым
герметиком за один прием, не доливая до поверхности покрытия на 3 - 5 мм,
но только в сухую погоду при положительной температуре воздуха (не менее +
5 °С). В случае дождя, а также если по участку
происходит движение автомобилей, заполненные швы укрывают битуминизированной
бумагой или полиэтиленовой пленкой.
Снимать укрытие разрешается
после начала вулканизации герметика, но не ранее чем через 6 ч после
заполнения.
По мере заполнения швов все
оборудование передвигают автомобилями по участку работ. Закончив смену, рабочие
очищают заливщики и мешалку от остатков герметика скребком.
Сопло заливщика швов
конструкции Союздорнии рекомендуется изменить таким образом (рис. 15),
чтобы передняя стенка его была вертикальной, сопло входило в шов на 10 мм,
а задняя часть сопла плавно по кривой выходила из шва на 5 мм. Задняя
часть сопла поднята на 5 мм выше уровня бетона для того, чтобы оператор
мог ориентироваться, когда герметик доходит до отметки на 2 мм ниже
кромки шва. В результате герметик не перерасходуется и не требуется срезка
излишнего герметика скребком.
Указания по технике
безопасности
К работам по изоляции швов допускаются
лица не моложе 18 лет.
Лица, занятые на варке,
разогревании и транспортировании горячих битумно-полимерных мастик, должны быть
предварительно проинструктированы о безопасных способах:
загрузки и разгрузки
варочного котла;
варки и разогревания мастик;
транспортирования горячих
мастик.
Все работающие с мастиками
должны быть обеспечены спецодеждой (хлопчатобумажным комбинезоном, резиновыми
сапогами и брезентовыми рукавицами и фартуками).
Рабочие, засыпающие
компоненты в котел с расплавленным битумом, обеспечиваются защитными очками и
респираторами марки Ф-46 или 2000; рабочие, приготовляющие тиоколовые
герметики, - резиновыми перчатками (медицинскими) и респираторами.
При варке битумно-полимерных
мастик необходимо соблюдать следующие условия:
котел должен быть исправным,
без трещин, с плотно прилегающей крышкой, подвешенной на канате с противовесом;
верхний край котла должен
возвышаться над поверхностью земли на 1,2 м;
котел должен быть закрыт, за
исключением моментов перемешивания и загрузки материалов;
котел следует загружать со
стороны, противоположной топке, и только на 3/4 его емкости;
во время варки мастики
металлические дверцы топки должны быть закрыты.
Не разрешается загружать в
котел влажные материалы (битум, заполнители) во избежание сильного вспенивания
массы, перелива ее через край котла и воспламенения.
Не допускается кипение и
перелив пены через край котла. Нагрев контролируют термометром со шкалой не
менее 250 °С; исправность термометра
проверяют каждый раз перед началом работы.
Брать пробу мастики (для
определения готовности) разрешается только специальными черпаками-лопатами.
Смешивать битум с бензином
(в случае приготовления грунтовки) необходимо на расстоянии не менее 50 м от места их разогрева. При этом
разогретый битум вливают в бензин и перемешивают деревянными мешалками.
Температура битума в момент смешения не должна превышать 70 °С. В случае вспышки битумной массы в котле
его нужно плотно закрыть крышкой. Тушить горящую массу следует только сухим
песком или огнетушителем.
Заливать водой горячий битум
категорически запрещается.
В случае попадания на
открытую поверхность кожи битумно-полимерной и тиоколовой мастик или их
составляющих их нужно удалить чистой ветошью, смоченной бензином или керосином,
а затем смыть теплой водой с мылом.
Все работающие с
битумно-полимерными или тиоколовыми мастиками должны быть ознакомлены со
специальными требованиями противопожарной охраны при работе с горючими и
взрывчатыми веществами.
К работе на специальном
комплекте оборудования для заполнения швов тиоколовыми герметиками допускаются
лица, хорошо знакомые с его устройством, правилами по эксплуатации двигателей
внутреннего сгорания и компрессоров и прошедшие специальный инструктаж.
При работе заливщика швов
необходимо постоянно следить за состоянием предохранительных клапанов в системе
подачи сжатого воздуха. Работа с неисправными клапанами запрещается.
Запрещается снимать крышку с
заливщика швов при наличии давления воздуха в емкости.
Запрещается ремонтировать
или регулировать узлы смесительного агрегата или компрессора при работающем
двигателе.
III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Работы по заполнению
температурных швов изоляционными материалами выполняют, как правило, в одну
смену. Длину сменной захватки назначают равной длине двухсменной захватки
потока по устройству цементобетонного покрытия, что составляет 310 м дороги или 700 м швов.
А. Заполнение швов
битумно-полимерной мастикой
Состав звена
Машинист компрессора 4 разр.
- 1
Дорожные
рабочие: 3 » - 2
2 » -
1
Машинист компрессора 4 разр.
обеспечивает подачу сжатого воздуха, прочищает швы крючком, насаженным на
штуцер воздуховода компрессора, с одновременной продувкой швов сжатым воздухом.
Дорожный рабочий 2 разр.
очищает швы стальной щеткой и закладывает в нижнюю часть швов шнур.
Два дорожных рабочих 3 разр.
разогревают в котле брикеты битумно-полимерной мастики и готовят жидкий битум,
а затем грунтуют грани швов и заливают швы мастикой, применяя конусные лейки на
тележке. После остывания мастики они срезают шпателем наплывы. По мере
расходования загружают брикеты мастики в котел.
Все оборудование и механизмы
в течение смены имеют шесть стоянок через 54 м.
Б. Заполнение швов
тиоколовыми герметиками
Состав звена
Машинист смесительного
агрегата 4 разр. - 1
Дорожные
рабочие: 3 » - 2
2 » - 1
Машинист смесительного
агрегата 4 разр. обеспечивает подачу сжатого воздуха во время работы заливщиков
Союздорнии (заливка герметика под давлением); прочищает швы крючком с
одновременной продувкой швов сжатым воздухом; в случае обезжиривания граней
плит ацетоном подсушивает их сжатым воздухом.
Дорожные рабочий 2 разр.
прочищает швы стальной щеткой, обезжиривает, при необходимости, грани шва
ацетоном и закладывает в нижнюю часть шва шнур.
Двое дорожных рабочих 3
разр. участвуют в приготовлении тиоколового герметика и заполняют швы
герметиком при помощи двух заливщиков швов. Они загружают компоненты в
заливщики, приготовляют тиоколовый герметик, следят за качеством перемешивания
его компонентов. Излишки герметика, выступающего из шва, они срезают шпателем.