МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОТХОДОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ДЛЯ УСТРОЙСТВА УКРЕПЛЕННЫХ ОСНОВАНИЙ
И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СЛОЕВ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
МОСКВА-СИМФЕРОПОЛЬ НА УЧАСТКЕ
В РАЙОНЕ г. ТУЛЫ
Одобрены
Минтрансстроем
Москва 1981
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОТХОДОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДЛЯ УСТРОЙСТВА УКРЕПЛЕННЫХ
ОСНОВАНИЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СЛОЕВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ МОСКВА - СИМФЕРОПОЛЬ НА УЧАСТКЕ В РАЙОНЕ г. ТУЛЫ.
Союздорнии. М., 1881.
Обоснована
возможность и целесообразность использования местных грунтов и отходов
промышленности для устройства укрепленных верхних и морозозащитных слоев
оснований дорожной одежды, устраиваемых на автомобильной дороге Москва -
Симферополь на участке в районе г. Тулы, взамен привозного песчаного грунта.
Для
этой цели предложено использовать следующие местные грунты и отходы
промышленного производства:
пески
Западно-Щекинского и Венюковского карьеров;
суглинистый
грунт Шепиловского карьера;
отвальный
естественный грунтощебень;
отходы
камнедробления Хомяковского, Малиновского, Барсуковского карьеров;
золошлаки
из отвалов Первомайской ТЭЦ.
Указанные
местные грунты и промышленные отходы укрепляются портландцементом в сочетании с
добавками СДБ или CaCl2.
По
полученным показателям прочности и морозостойкости установлены оптимальные
составы смесей, удовлетворяющих требованиям проекта строительства.
Эффективность
использования местных материалов и отходов промышленности заключается в
снижении стоимости строительства 1 км дороги на 5 - 6 тыс. руб., в увеличении
производительности труда за счет снижения автотранспортных перевозок на 200 -
250 чел./дн. на 1 км дороги.
Табл.
1.
Предисловие
В
настоящих «Методических рекомендациях» обоснована возможность использования местных
грунтов, материалов и отходов промышленности для устройства укрепленных верхних
и морозозащитных слоев оснований дорожной одежды при строительстве
автомобильной дороги Москва - Симферополь на участке в районе г. Тулы. Местные
грунты и отходы промышленности, обнаруженные в процессе геологических
изысканий, проведенных институтом «Союздорпроект», рекомендуется использовать
взамен привозного песчаного грунта.
В
«Методических рекомендациях» приведены составы цементогрунтовых смесей,
полученных на основе укрепленных местных песчаных и суглинистых грунтов и
отходов промышленного производства, камнедробления, грунтощебня и золошлаков из
отвалов тепловой электростанции, а также технология производства работ по
устройству укрепленных слоев дорожной одежды.
«Методические рекомендации» разработаны
кандидатами технических наук А.С. Дудкиным и И.Л. Гурячковым, инженерами В.П.
Курепиной, Д.А. Калинкиной и Н.В. Воеводиной.
Все
отзывы и замечания просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г.
Балашиха-6, шоссе Энтузиастов, 79, Союздорнии.
1. Общие
положения
1.1. Настоящие «Методические рекомендации»
разработаны в соответствии с основными положениями «Инструкции по применению
грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий
автомобильных дорог и аэродромов» СН
25-74 с учетом специфических особенностей грунтов и отходов промышленности,
находящихся в районе строительства автомобильной дороги Москва - Симферополь
вблизи г. Тулы.
1.2. В «Методических рекомендациях»
устанавливается возможность использования для устройства укрепленных верхних и
морозозащитных слоев основания дорожной одежды местных грунтов и материалов, а
также отходов промышленности, обнаруженных вблизи г. Тулы, взамен привозного
песчаного грунта Ланшинского карьера вблизи г. Серпухова.
1.3. Для
устройства укрепленных верхних и морозозащитных слоев основания дорожной одежды
могут быть использованы следующие грунты и промышленные отходы, выявленные в
результате геологических изысканий, проведенных институтом «Союздорпроект»
вблизи г. Тулы:
песок
Западно-Щекинского и Венюковского карьеров;
суглинок
Шепиловского карьера;
отвальный
естественный грунтощебень;
отходы
камнедробления Хомяковского, Малиновского, Барсуковского карьеров;
золошлаки
из отвалов Первомайской ГРЭС;
отвальные
породы, образовавшиеся в результате добычи угля Подмосковного угольного бассейна.
1.4. Перечисленные в п. 1.3
настоящих «Методических рекомендаций» грунты и отходы промышленности
укрепляются комплексным методом: портландцементом в сочетании с небольшими
добавками СДБ или хлористого кальция. По полученным показателям
прочности и морозостойкости установлены оптимальные состав смесей,
удовлетворяющие требованиям, предусмотренным при назначении конструкции
дорожной одежды и толщины ее слоев для строительства автомобильной дороги Москва
- Симферополь на участке в районе г. Тулы.
1.5.
При установлении оптимальных составов смесей следует учитывать, что укрепленные
материалы, предназначенные для устройства верхнего слоя основания под
цементобетонное покрытие, должны удовлетворять требованиям 1 класса прочности и
морозостойкости, а укрепленные материалы для устройства морозозащитных слоев
основания дорожной одежды - требованиям II - III классов прочности и морозостойкости
согласно табл. 1 «Инструкции» СН
25-74.
1.6. Использование настоящих «Методических
рекомендаций» позволит:
существенно
сократить транспортные перевозки песчаного грунта;
расширить
номенклатуру промышленных отходов, используемых при строительстве автомобильной
дороги Москва - Симферополь;
снизить
стоимость строительства;
уменьшить
загрязнение окружающей среды от вторичных отходов производства.
1.7. Пригодность грунтов, материалов и
отходов промышленности, указанных в п. 1.3 настоящих «Методических
рекомендаций», устанавливается на основе лабораторных испытаний образцов и
соответствия показателей их физико-механических свойств требованиям табл. 1
«Инструкции» СН
25-74.
2. Грунты, отходы
промышленности, вяжущие вещества, добавки и составы смесей.
2.1. Для укрепления верхних и морозозащитных слоев основания
дорожных одежд портландцементом с добавками СДБ и хлористого кальция, при
устройстве которых используются грунты, материалы и отходы
промышленности, перечисленные в п. 1.3 настоящих «Методических
рекомендаций», рекомендуются рациональные составы смесей, приведенные в
таблице.
Вид грунта, материала и промышленных отходов
|
Место отбора
|
Содержание компонентов смеси, %.
|
Портландцемент
|
СДБ или CaCl2
|
Песок
мелкий, одномерный кварцевый с содержанием кремнезема более 90 %
|
Западно-Щекинский
карьер
|
12
7
|
1,0
1,0
|
Песок
пылеватый с содержанием частиц крупнее 0,1 мм 58 %
|
Резерв
«Венюково»
|
12
6
|
1,0
1,0
|
Естественный
грунтощебень с числом пластичности мелкой фракции 12, частиц мельче 0,071 мм
- около 50 %
|
Известняковый
отвал Ленинского горно-химического комбината
|
-
8
|
-
2,0
|
Отходы
вторичного дробления с числом пластичности мелкой фракции около 8, частиц
мельче 0,071 мм - 32,7 %
|
Известняковый
отвал Хомяковского карьера управления
|
-
8
|
-
1,0
|
Карбонатный
песок (высевки), разнозернистый, по гранулометрическому составу близкий к
кривым плотных смесей
|
Известняковый
отвал Барсуковского и Малиновского рудоуправлений
|
8
5
|
0,5
0,3
|
Золошлаковая
смесь с содержанием частиц крупнее 0,1 мм менее 75 %, классифицируемая как
песок пылеватый
|
Первомайская
ТЭЦ (г. Щекино)
|
12
7
|
-
|
10х)
6х)
|
-
|
х)
Состав смеси рекомендуется при укреплении песчаного грунта Западно-Щекинского карьера
с 20 - 25 % золошлаков Первомайской ТЭЦ.
Примечания: 1. Песок резерва «Венюково»
целесообразно использовать в районе строительства, расположенного ближе к г.
Серпухову.
2.
Над чертой - рекомендуемый состав смеси для устройства верхнего слоя основания,
под чертой - рекомендуемый состав смеси для устройства морозозащитного слоя.
2.2. Для укрепления грунтов, отходов
промышленности и грунтощебня следует использовать:
портландцемент
марки не ниже 400, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 10178-76
«Портландцемент в шлакопортландцемент. Технические условия»;
сульфитно-дрожжевую
бражку (СДБ), удовлетворяющую требованиям ОСТ 81-79-74 «Концентраты
сульфитно-дрожжевой бражки»;
хлористый
кальций CaCl2,
удовлетворяющий требованиям ГОСТ 450-77
«Кальций хлористый технический. Технические условия».
3. Технология
производства работ.
3.1. Для обеспечения
высокой производительности работ 7000 м2 и более в смену при
устройстве верхних и морозозащитных слоев основания дорожной одежды из
комплексно укрепленных грунтов и материалов, отходов промышленности должна быть
предусмотрена эффективная система своевременного материально-технического
снабжения и четкая организация работ. С этой целью, в зависимости от метода
приготовления смеси (непосредственно на дороге или в стационарной установке),
создаются отдельные специализированные отряды грунтосмесительных и других
машин.
3.2. При устройстве верхних слоев оснований
из цементогрунта смесь приготавливают в стационарных смесительных установках,
размещаемых в карьерах или притрассовых резервах. Готовую смесь вывозят к месту
укладки большегрузными автомобилями-самосвалами.
При
устройстве морозозащитных слоев из укрепленных местных грунтов или отходов
промышленности целесообразно приготавливать смесь смешением
компонентов непосредственно на дороге.
3.3. При устройстве верхних и
морозозащитных слоев основания из укрепленных грунтов и отходов промышленности
следует применять машины со скользящей опалубкой в комплекте с другими
механизмами согласно «Инструкции» СН
25-74, состав которых устанавливают в соответствии с технологическими
требованиями обеспечения качества и указанного в п. 3.1 настоящих «Методических
рекомендаций» темпа работ.
3.4. При приготовлении смеси в стационарных
смесительных установках используют смесители принудительного перемешивания типа
ДС-50А. В таких смесителях приготавливают смеси на мелких песках и легких
супесях с добавкой портландцемента, СДБ или CaCl2.
3.5. Для обеспечения требуемого качества
смесей, приготавливаемых в стационарных смесительных установках, делают пробные
замесы с целью определить оптимальное время перемешивания, точность дозирования
компонентов смеси, ее однородность. Время перемешивания одного замеса объемом 4
м3 должно составить не менее 60 с.
3.6. Приготовленную в стационарной
смесительной установке цементогрунтовую смесь транспортируют большегрузными
самосвалами к месту укладки, где ее выгружают на подготовленный нижний или
морозозащитный слой основания либо на уплотненные до требуемой плотности грунты
земляного полотна.
Готовую
смесь на месте укладки можно также выгружать в выдвижной бункер распределителя
бетона или центральный бункер профилировщика бетоноукладочного комплекта, а
затем распределять на требуемую ширину устраиваемого основания с
предварительным уплотнением уложенного слоя вибробрусом.
3.7. Окончательное уплотнение укрепленного
слоя до плотности 0,98 - 1,00 от установленной в лаборатории максимальной
стандартной плотности производят самоходными катками на
пневматических шинах с последующим профилированием уплотненного слоя
профилировщиком или распределителем.
После
укладки, уплотнения и профилирования смеси выполняют технологические операции
по уходу за готовым слоем.
3.8. При устройстве дополнительных слоев из
смесей, приготовленных смешением на дороге, используют комплекты машин с
ведущей машиной - дорожной фрезой либо однопроходный грунтосмеситель совместно
с профилировщиком или распределителем материалов.
3.9.
Технологические операции при приготовлении смеси на дороге и устройстве
морозозащитных слоев осуществляются в следующем порядке:
уложенный
на дорогу грунт для укреплений профилируют и прикатывают катками на пневматических
шинах до плотности 0,85 - 0,90 от максимальной стандартной;
уплотненный
грунт размельчают до требуемого агрегатного состояния дорожными фрезами;
в
укрепляемый грунт распределителем вяжущего вводят портландцемент в заданном
количестве и перемешивают при естественной влажности грунта профилировщиком или
распределителем не менее чем за два прохода по одному следу при скорости 6 - 10
м/мин;
цементогрунтовую
смесь вновь перемешивают дорожными фрезами, увлажняют до оптимальной влажности
и одновременно вводят добавку СДБ или хлористого кальция. Количество проходов
фрезы по одному следу должно быть не менее 2 - 3 при поступательной скорости
фрезы, устанавливаемой в соответствии с «Инструкцией» СН
25-74;
готовую
цементогрунтовую смесь профилируют профилировщиком или распределителем,
уплотняют катками на пневматических шинах до плотности не менее 0,98 - 1,0 от
установленной в лаборатории максимальной стандартной плотности и окончательно
профилируют под проектную отметку слоя.
Для
выполнения перечисленных технологических операций при темпе работ 7000 м2
готового слоя в смену в отряде должно быть не менее 4 фрез и 3 - 4
распределителей цемента.
3.10. При укреплении грунтов на дороге с
использованием однопроходного грунтосмесителя работы выполняют в такой
технологической последовательности:
выгруженный
на дорогу грунт профилируют и прикатывают в соответствии с требованиями п. 3.9;
уплотненный
грунт профилируют под проектную отметку профилировщиком или распределителем;
грунт
размельчают однопроходным грунтосмесителем за один проход, вводят отдозированные
компоненты смеси (портландцемент, СДБ или CaCl2)
и перемешивают их;
готовую
цементогрунтовую смесь профилируют на каждой полосе автогрейдером и уплотняют
катками на пневматических шинах до требуемой плотности;
профилировщиком
или распределителем выполняют окончательное профилирование смеси под проектную
отметку.
3.11.
При приготовлении смеси на дороге сыпучие или порошкообразные компоненты смеси
вывозят к строящемуся участку в автоцементовозах, воду и растворы - в
поливомоечных машинах.
3.12. Уход за готовым цементогрунтовым
слоем основания осуществляют в соответствии с требованиями разд. 3 «Инструкции»
СН
25-74.
3.13. Открывать движение технологического
транспорта по уложенному и уплотненному основанию или дополнительному слою
допускается через 5 сут. при условии укрепления слоя толщиной: не менее 15 см -
если укрепленный материал удовлетворяет требованиям I класса прочности согласно «Инструкции» СН
25-74; не менее 22 - 24 см - если укрепленный материал удовлетворяет
требованиям II
класса прочности.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 1
1.
Общие положения. 2
2.
Грунты, отходы промышленности, вяжущие вещества, добавки и составы смесей. 3
3. Технология производства работ. 3
|