ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
МОСКОМАРХИТЕКТУРА
МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
по составлению московских городских
строительных норм проектирования
зданий и сооружений (территориальные
строительные нормы г. Москвы)
2005
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ ФГУП «Центр методологии
нормирования и стандартизации в строительстве» (ФГУП ЦНС)
2. ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ И ИЗДАНИЮ
Управлением перспективного проектирования, нормативов и координации
проектно-изыскательских работ Москомархитектуры
3. СОГЛАСОВАНЫ с Москомархитектурой
4. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом
Москомархитектуры от 08.08.2005 г. № 102
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения. 1
2 Нормативные ссылки. 2
3 Термины и определения. 2
4 Общие положения. 2
5 Планирование разработки московских городских
строительных норм.. 4
6 Порядок разработки московских городских строительных
норм.. 5
7 Утверждение и введение в действие МГСН.. 7
8 Внесение изменений в МГСН.. 7
9 Хранение подлинников МГСН, изменений и поправок к
МГСН.. 7
Приложение. Типовые формы листов
московских городских строительных норм.. 7
|
1
Область применения
Настоящие
Методические указания распространяются на территориальные строительные нормы г.
Москвы (московские городские строительные нормы - МГСН) по проектированию
зданий и сооружений различного назначения для строительства в г. Москве.
Методические указания содержат требования к содержанию, построению и изложению
московских городских строительных норм, а также к планированию разработки, к
порядку разработки, согласования, экспертизы, утверждения и введения в действие
этих документов.
Настоящие
методические указания не распространяются на Московские городские нормы
градостроительного проектирования, которые разрабатываются в соответствии с
Федеральным законом «О техническом регулировании», Градостроительным кодексом
Российской Федерации и Законом города Москвы «О градостроительных нормативах и
правилах города Москвы».
2
Нормативные ссылки
В
настоящих Методических указаниях приведены ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ
Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской
Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
3
Термины и определения
В
настоящих Методических указаниях применены термины, определения которых приведены в Градостроительном кодексе
Российской Федерации, в Федеральном законе
«О техническом регулировании», а также в настоящем разделе.
Территориальные строительные нормы
- нормативный документ, принятый органом власти субъекта Российской Федерации и
устанавливающий предназначенные для применения на соответствующей территории
нормы и правила в области строительства.
Московские городские строительные нормы
- нормативный документ, принятый Правительством Москвы, устанавливающий
предназначенные для применения на территории г. Москвы нормы и правила в
области строительства.
Продукция строительства
- законченные строительством здания и другие строительные сооружения, а также
их комплексы.
Строительное сооружение
- единичный результат строительной деятельности, предназначенный для
осуществления определенных потребительских функций.
Здание - наземное
строительное сооружение с помещениями для проживания и (или) деятельности
людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных.
Помещение
- пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и
ограниченное строительными конструкциями.
Строительная конструкция
- часть здания или другого строительного сооружения, выполняющая определенные
несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
Система инженерного оборудования
- часть здания или другого строительного сооружения, представляющая собой
совокупность оборудования, приборов и арматуры и для водоснабжения,
канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, газо- и
электроснабжения, а также для обеспечения связи.
Строительное изделие
- изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительных
конструкций или систем инженерного оборудования зданий и сооружений.
Строительный материал
- материал (в т.ч. штучный), предназначенный для создания строительных
конструкций зданий и сооружений и изготовления строительных изделий.
4
Общие положения
4.1
Территориальные строительные нормы г. Москвы (московские городские строительные
нормы - МГСН) разрабатываются в интересах обеспечения безопасности и защиты
здоровья населения Москвы, удовлетворения потребностей населения в
благоприятной жизненной среде, охраны окружающей урбанистической и природной
среды. Разработка московских городских строительных норм осуществляется с
учетом целей социальной и экономической политики, проводимой законодательными и
исполнительными органами государственной власти г. Москвы.
4.2
В московских городских строительных нормах устанавливают в соответствии с
законодательством Российской Федерации и г. Москвы нормы и правила
организационного, типологического, социально-экономического и технического
характера с учетом природно-климатических, социально-демографических,
экономических и иных особенностей Москвы как субъекта Российской Федерации.
В
обоснованных случаях в московских городских строительных нормах могут также
приводиться конкретные методические положения в части:
организации
производства, способов и методов производства работ при строительстве и
эксплуатации зданий и сооружений;
методов
расчета и проектирования строительных конструкций, оснований зданий и
сооружений и их инженерных систем, прогнозирования срока службы, обеспечения
долговечности и ремонтопригодности зданий, сооружений и их элементов;
выбора
типологических, объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и
сооружений различного назначения и их частей;
применения
новых материалов, изделий и оборудования, элементов строительных конструкций и
инженерных систем при строительстве зданий и сооружений.
4.3
Положения московских городских строительных норм должны соответствовать
требованиям или разрабатываться в обеспечение выполнения требований технических
регламентов в области строительства, а также строительных норм и правил (в
части требований к безопасности строительной продукции и территории застройки,
которые, согласно Федеральному закону «О техническом регулировании», до 2010 г.
являются обязательными для применения и исполнения). Эти положения должны
устанавливаться с учетом природно-климатических, социально-демографических,
экономических и иных особенностей Москвы как субъект Российской Федерации.
4.4
Московские городские строительные нормы должны разрабатываться в случаях:
-
отсутствия в нормативных документах федерального уровня положений, которые необходимы
для эффективной реализации политики Правительства Москвы в области
строительства;
-
несоответствия положений действующих нормативных документов федерального уровня
вновь введенным в действие законодательным актам Российской Федерации и города
Москвы;
-
необходимости конкретизации или детализации отдельных положений нормативных
актов федерального уровня с учетом конкретных природно-климатических условий,
характера застройки, применяемых конструкций, материалов и изделий, задач,
связанных с реализацией конкретных программ Правительства Москвы, а также
особенностей структуры управления строительством г. Москвы.
4.5
При составлении московских городских строительных норм при необходимости приводятся
ссылки на положения нормативных документов федерального уровня, а также на
государственные и межгосударственные стандарты и другие нормативные документы в
строительстве, действующие на территории г. Москвы. Цитирование или изложение
этих положений не допускается.
Ссылки
на положения международных или региональных (в частности, европейских)
стандартов допускается приводить только в случае, если эти документы официально
изданы на русском языке. В то же время сведения о гармонизации московских городских
строительных норм с международными или региональными стандартами, если она
осуществлена, должны приводиться во введении к этим нормам.
4.6 Московские
городские строительные нормы разрабатываются по направлениям, указанным в
следующей таблице.
Объект
нормирования в территориальных строительных нормах
|
Обоснование
необходимости разработки территориальных строительных норм
|
Нормы и правила, относящиеся к
проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений различного
назначения
|
Отсутствие нормативной базы федерального
уровня по отношению к проектированию, строительству и эксплуатации зданий и
сооружений определенного функционального назначения, предназначенных для
осуществления определенных технологических процессов. Целесообразность в
конкретном учете требований нормативных документов различных органов
государственного надзора, на которые в нормативных документах федерального
уровня, как правило, приводятся явные или скрытые ссылки.
|
Нормы и правила в отношении учитываемых
нагрузок и воздействий, климатических, гидрографических,
инженерно-геологических особенностей регионов
|
Необходимость в конкретизации и развитии
положений нормативных документов федерального уровня применительно к условиям
конкретного субъекта РФ.
|
Нормы в области энергопотребления и
тепловой защиты зданий
|
Необходимость в конкретизации и развитии
положений нормативных документов федерального уровня применительно к условиям
конкретного субъекта РФ
|
Прочие нормы, относящиеся в основном к
определенным конструктивным элементам зданий или к их защите от климатических
воздействий
|
Отсутствие или недостаточность
нормативной базы федерального уровня.
Создание благоприятных инвестиционных
условий в отдельных конкретных сферах строительного комплекса
|
4.7 Московские городские строительные
нормы разрабатывают научно-исследовательские, проектные и другие организации и
объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и
необходимым опытом практической работы в соответствующей области.
К
разработке могут привлекаться общественные строительные, архитектурные и
проектные союзы и ассоциации.
4.8 Заказчиком на разработку московских
городских строительных норм, как правило, является Москомархитектура, но могут
быть также отраслевые департаменты и другие подразделения Правительства Москвы
или любая другая организация (предприятие), заинтересованная в разработке
городских строительных норм.
4.9
Финансирование разработки московских городских строительных норм
осуществляется, как правило, за счет бюджетных средств Правительства Москвы. К
финансированию могут быть привлечены также заинтересованные инвестиционные,
строительные и страховые компании.
5
Планирование разработки московских городских строительных норм
5.1
Разработка московских городских строительных норм в основном осуществляется в
соответствии с ежегодными тематическими планами по пересмотру действующих и
разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству по
Москомархитектуре (государственный заказчик).
5.2
Заявки на включение тем в тематический план по пересмотру действующих и
разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству
должны содержать обоснование необходимости разработки МГСН. Если заявка
вносится от имени организации, которая предлагает себя в качестве разработчика,
то в ней должны быть указаны цели и задачи разработки, этапы работ, сроки их
выполнения, ориентировочный объем финансирования. В заявке должны быть
приведены аргументы, доказывающие: невозможность или нецелесообразность решения
вопросов, которым предполагается посвятить планируемые к разработке МГСН, на
основе использования нормативных документов федерального уровня; эффективность
затрат средств на разработку МГСН с учетом прогнозируемого эффекта от их
введения в действие.
Примеры
обоснований для включения тем в тематический план по пересмотру действующих и
разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству
приведены в таблице п. 4.6.
5.3
Заявки на включение в тематический план по пересмотру действующих и разработке
новых нормативных документов по проектированию и строительству вносятся в
Департамент экономической политики и развития города и Москомархитектуру.
6
Порядок разработки московских городских строительных норм
6.1
Разработка Московских городских строительных норм (далее - МГСН), как правило,
состоит из следующих стадий:
1-я
стадия - организация разработки МГСН;
2-я
стадия - разработка проекта МГСН в первой редакции, получение отзывов и
заключения головной организации по соответствующему направлению нормирования,
проведение согласительного совещания по первой редакции МГСН;
3-я
стадия - подготовка проекта МГСН в окончательной редакции разработчика,
согласование проекта, получение результатов научно-технической экспертизы и
представление проекта заказчику;
4-я
стадия - рассмотрение, согласование с заинтересованными городскими
организациями, принятие заказчиком, утверждение МГСН Правительством Москвы;
5-я
стадия - регистрация МГСН в Министерстве регионального развития Российской
Федерации и направление на издание.
Допускается
совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например,
разработка макета (основных положений, концепций); опытное проектирование и др.
6.2
Организация разработки документа включает в себя определение содержания и
объемов работ и заключение договоров на их выполнение между заказчиком,
основным разработчиком и, при необходимости, соисполнителями.
При
заключении договора заказчик совместно с разработчиком подготавливает,
согласовывает и представляет на утверждение Первому заместителю Мэра Москвы
задание на разработку МГСН, в котором указаны основные цели и задачи
разработки, структура документа, требования к содержанию работы и сроки ее
выполнения, наименования организаций-соисполнителей, а также организаций,
которым документ направляют на отзыв и на согласование.
Информация
о начале разработки МГСН публикуется в периодической печати города Москвы. На
основе этой информации заинтересованные организации и предприятия могут
направлять разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого
проекта документа (первой редакции).
6.3
Изложение проекта МГСН должно соответствовать правилам изложения стандартов по ГОСТ
Р 1.5.
В
состав проекта МГСН в обязательном порядке должны включаться разделы:
1
- область применения;
2
- нормативные ссылки;
3
- термины и определения;
4
- общие положения.
Наименования
остальных разделов документа принимаются разработчиком в зависимости от
содержания документа.
Оформление
титульного листа и первого листа МГСН, а также предисловия - согласно
приложению 1
к настоящим методическим указаниям.
6.4
Разработка первой редакции проекта МГСН организуется основным разработчиком и
соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную
подготовку документа в сроки, установленные договором.
Подготовленную
первую редакцию проекта документа рассматривают на научно-техническом совете
основного разработчика и рассылают на отзыв с пояснительной запиской. В
пояснительной записке к первой редакции проекта указывают:
-
основание для разработки норм с указанием заказчика разработки;
-
краткую характеристику объекта нормирования,
-
обоснование целесообразности разработки;
-
описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности от
применения норм;
-
сведения о соответствии проекта норм федеральным законам, техническим
регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и города
Москвы, которые содержат требования к объекту и/или аспекту нормирования;
-
перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при
разработке проекта норм, в том числе информацию об использовании документов,
относящихся к объектам патентного или авторского права;
-
сведения о разработчике норм с указанием его почтового адреса, номера
контактного телефона и адреса электронной почты (при его наличии у
разработчика).
Отзыв
по проекту документа направляют разработчику не позднее, чем через месяц со дня
получения проекта.
6.5
Подготовку проекта МГСН в окончательной редакции для представления его на
утверждение и согласование разработчик осуществляет с учетом полученных
отзывов.
Для
рассмотрения замечаний и предложений согласующих организаций по проекту документа
основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласий проводит
согласительное совещание с ответственными представителями этих организаций.
Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке
замечаний.
6.6
Разработчик до представления документа заказчику согласовывает проект МГСН с
органами государственного надзора и другими организациями, указанными в
техническом задании на его разработку.
6.7
Проект МГСН направляется на отзывы и согласование с сопроводительным письмом
заказчика. Копии отзывов и согласований заказчик передает разработчику для
составления сводки отзывов и замечаний, проведения согласительных совещаний и
подготовки окончательной редакции.
Рассмотрение
проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование
оформляют письмом. Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.
6.8
Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным
протоколом. Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными
организациями принимает Заместитель Мэра Москвы, вносящий документ в
Правительство Москвы на утверждение.
6.9
Подготовленный к утверждению проект МГСН, согласованный со всеми
заинтересованными организациями, направляется на экспертизу в ФГУП ЦНС («Центр
методологии нормирования и стандартизации в строительстве»). Экспертиза
проводится на предмет соответствия документа действующему законодательству,
требованиям технических регламентов и нормативных документов федерального
уровня в части обеспечения безопасности, а также целесообразности включения
документа в федеральную систему нормативных документов в области строительства.
Решение
не включать документ в федеральную систему нормативных документов в области
строительства не является препятствием для его применения на территории г.
Москвы.
Экспертиза
осуществляется на договорной основе. Договор на проведение экспертизы
заключается с заказчиком (см. 4.8) или, если это предусмотрено договором на разработку
МГСН, основным разработчиком.
6.10
Согласованный и отредактированный для публикации проект МГСН представляется
основным разработчиком заказчику нормативного документа в 4 экземплярах, а
также в электронном виде, если иное не определено договором.
6.11
Рассмотрение и принятие заказчиком проекта МГСН осуществляется в порядке,
предусмотренном договором между заказчиком и разработчиком.
7
Утверждение и введение в действие МГСН
7.1
Московские городские строительные нормы утверждаются Правительством Москвы в
установленном им порядке.
7.2
Проект МГСН представляется на утверждение заказчиком разработки документа.
7.3
На утверждение проект МГСН направляется с подлинниками согласований и
экспертным заключением ФГУП ЦНС.
7.4
Утвержденный документ с экспертным заключением ФГУП ЦНС направляется в
Министерство регионального развития Российской Федерации на регистрацию в
качестве территориальных строительных норм и включение в Указатель нормативных
документов в области строительства, действующих на территории Российской
Федерации.
При
регистрации московских городских строительных норм им присваивается
обозначение, включающее:
аббревиатуру
МГСН и регистрационный номер согласно порядку, принятому для московских
нормативных документов в области строительства;
в
скобках - аббревиатуру ТСН (территориальные строительные нормы) и
регистрационный номер согласно порядку, принятому для нормативных документов в
области строительства Министерством регионального развития РФ; после
регистрационного номера добавляются слова «г. Москвы»).
7.5
Утвержденные и зарегистрированные московские городские строительные нормы
направляются для официального издания в порядке, установленном Правительством
Москвы.
7.6
Московские городские строительные нормы вступают в действие в порядке,
установленном Законом города Москвы «О градостроительных нормативах и правилах
города Москвы».
7.7
Московские городские строительные нормы отменяются Правительством Москвы по
обоснованному предоставлению Москомархитектуры или другого заказчика.
8
Внесение изменений в МГСН
8.1
Изменения к московским городским строительным нормам разрабатывают и принимают
в порядке, аналогичном порядку разработки, согласования и утверждения основного
документа (МГСН), приведенному в настоящих Методических указаниях.
В
случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений
может быть упрощен.
8.2
Внесение изменений в московские городские строительные нормы в ином порядке не
допускается.
9
Хранение подлинников МГСН, изменений и поправок к МГСН
Хранение
утвержденного подлинника МГСН, изменений и поправок к ним, прошедших
регистрацию в Министерстве регионального развития РФ, а также писем о
согласовании и регистрации МГСН осуществляет протокольный отдел Правительства
Москвы.
Приложение 1
Типовые формы листов
московских городских строительных норм
а) Титульный лист
б) Первый лист
ПРАВИТЕЛЬСТВО
МОСКВЫ
|
МОСКОВСКИЕ
ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
|
МГСН.......
|
РАЗРАБОТАНЫ
ВПЕРВЫЕ
|
(наименование
документа)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
МГСН.......
(ТСН...........г. МОСКВЫ)
ВНЕСЕНЫ
..........................
|
УТВЕРЖДЕНЫ
Правительством
Москвы постановлением
от........г.
№.....
|
СРОК ВВЕДЕНИЯ
в действие
с ........г.
|
в)
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ.......................................................
2. ВНЕСЕНЫ.................................................................
3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию.................................................
4. СОГЛАСОВАНЫ..................................................................................................
5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с............ г. постановлением Правительства
Москвы от........ г. №...............................
6.
Зарегистрированы Министерством регионального развития РФ в качестве
территориальных строительных норм - ТСН ... г. Москвы (письмо от ... № ...).