АО ЦНИИПРОМЗДАНИЙ
ГАРАЖИ-СТОЯНКИ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ГРАЖДАНАМ
ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ |
|
МОСКВА 1998 г.
АО ЦНИИЛРОМЗДАНИЙ
ГАРАЖИ-СТОЯНКИ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ГРАЖДАНАМ
ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
МОСКВА 1998 г.
10
- машино-место в подземном одноэтажном или многоэтажном
гараже-стоянке -13,0 - 18,0.
Как видно из приведенных выше показателей, себестоимость машиноместа зависит от выбранных заказчиком-инвестором типа сооружения и его эксштуатавдонных характеристик. Проведя маркетинговые исследования в районе предполагаемого строительства заказчик-инвестор определяет оптимальные для реализации вместимость, тип, эксплуатационные характеристики, применяемые строительные конструкции и материалы, которые в основном и формируют будущую стоимость возведения здания и себестоимость машино-места. Дальнейшее снижение стоимости строительства в рамках выбранных характеристик гаража-стоянки возможно за счет разработки оптимального проектного решения с учетом градостроительной ситуации, формы и характеристики отведенного участка, существующей транспортной схемы, условий подключения к инженерным коммуникациям, экологической ситуации и т. д.
Наиболее важным критерием оценки проектного решения в аспекте снижения себестоимости является удельный показатель общей площади, приходящийся на одно машино-место.
11
1. Типологическая классификация гаражей-стоянок.
- По размещению в городской застройке
Гаражи-стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, классифицируются по ряду общих признаков:
- По длительности хранения
- По размещению относительно объектов другого назначения
в зоне объектов общегородского значения (общественные, спортивные, культурные, торговые центры, вокзалы, аэропорты и др.); в коммунальных и других нежилых зонах; в жилой зоне, в том числе: районные, внутриквартальные, дворовые; в зоне городского транспорта (площади, улицы, транспортные развязки, мосты).
постоянное хранение; временное хранение; сезонное хранение;
- По размещению относительно уровня земли
- По этажности
- По способу междуэтажного перемещения
- По организации хранения
отдельно стоящие; пристроенные; встроенные; комбинированные;
надземные;
подземные;
комбинированные;
одноэтажные;
многоэтажные;
рамповые;
механизированные;
автоматизированные;
манежные;
боксовые;
ячейковые;
- По типу ограждающих конструкций
- По условиям хранения
комбинированные;
закрытые;
открытые;
комбинированные;
неотапливаемые;
отапливаемые;
комбинированные;
12
1.1. Размещение в городской застройке
Размещение гаражей-стоянок на территории города осуществляется в соответствии с потребностью и возможностью, обусловленными конкретными градостроительными условиями, с учетом требований к охране окружающей среды, согласно действующим нормативным документам (п. 2.1 МГСН 5.01.94).
В структуре городской застройки гаражи-стоянки легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, размещают:
- в зонах расположения объектов массового посещения (общественные, культурные, спортивные, торговые центры, вокзалы, аэропорты ит.д.);
- в коммунально-складских, производственных и других нежилых зонах;
- в жилых районах (районные, внутриквартатьные, дворовые);
- в зонах городского транспорта: площади, магистрати, улицы, проезды, транспортные развязки, мосты, линии железной дороги и метрополитена.
В зонах расположения объектов, активно привлекающих легковой автотранспорт, целесообразно размещение гаражей-стоянок для хранения автомобилей в течение нескольких часов или суток (временное хранение). Как правило, такие объекты размещены в сложившейся городской застройке. В этом случае сооружение гаражей-стоянок возможно при комплексной реконструкции отдельных объектов или целых городских районов, если их размещение не было предусмотрено заранее.
При реконструкции и новом строительстве объектов массового посещения гаражи-стоянки проектируют на предобъектных площадях, на участках вдоль транзитных городских транспортных магистралей, в подземном пространстве под зданиями и сооружениями основного назначения, внутренними благоустроенными территориями и проездами.
В нежилых зонах размещают гаражи-стоянки для постоянного, временного и сезонного хранения. Для гаражей-стоянок постоянного хранения необходимо выбирать участки максимально приближенные к селитебной территории. Для сезонного хранения могут быть использованы любые участки. Гаражи-стоянки для временного хранения размещают на участках у въездов на промышленные и комлгунатьно-складские предприятия.
В нежилых зонах могут размещаться гаражи-стоянки вместимостью более 300 машино-мест, при этом не возникает затруднений обеспечения санитарных разрывов Вместе с тем необходимо выполнение требования по обеспечению 10-ти минутной пешеходной доступности.
С точки зрения выбора вместимости, этажности и других типологических характеристик будущего гаража стоянки, размещаемого в нежилой зоне города, целесообразно принимать решения, позволяющие в результате иметь
13
наиболее низкую цену, т. к. удаление от жилых зданий снижает их конкурентоспособность при реализации.
Размещаемые в пределах селитебных территорий гаражи-стоянки, как правило, предназначаются для постоянного хранения автомобилей. Их можно условно разделить на районные, внутриквартальные и дворовые. При строительстве новых жилых районов в проектах детальной планировки и проектах микрорайонов, кварталов и жилых групп в настоящее время предусматриваются, в соответствии с действующими нормативными требованиями, участки для строительства отдельно стоящих многоэтажных гаражей-стоянок. Площадь отводимых для гаражного строительства участков должна обеспечивать стопроцентную потребность жителей в машино-местах на проектный срок с резервированием территории для обеспечения перспективного уровня автомобилизации. Преимущественно участки для нового строительства выбирают на территориях коммунального и общественного назначения или имеющих сложный рельеф.
Наряду со строительством отдельно стоящих многоэтажных гаражей-стоянок внутри жилых кварталов и жилых групп, необходимо, как при новом строительстве, так и при реконструкции, проектировать внутриквартальные и дворовые подземные и полуподземные гаражи-стоянки под жилыми домами, дворовыми территориями, спортивно-игровыми площадками, проездами. Проектирование и строительство таких гаражей-стоянок наиболее сложно, так как оно органически связано с проектированием жилых домов и организацией дворовых территорий.
В соответствии с п. 4.4. МГСН 1.01-97, обеспеченность местами хранения автомобилей в гаражах-стоянках на жилых территориях принимается из расчета 300 машино-мест на 1000 жителей с размещением их на расстоянии:
- для центрального ядра и исторических зон - не более 1500 метров;
- для жилых территорий с малоэтажной застройкой низкой интенсивности - не более 200 метров;
- для остальных жилых территорий - не более 800 метров.
На участках жилой и смешанной застройки следует выбирать тип гаража-стоянки, соответствующий типу' жилой застройки. Для хранения легковых автомобилей постоянного населения следует предусматривать организацию гаражей-стоянок в соответствии с таблицами 1, 2 Приложение 3 МГСН 1.01-97.
Устройство подземных гаражей-стоянок на придомовой территории допускается под проездами, открытыми автостоянками, игровыми и спортивными площадками с применением мероприятий, обеспечивающих снижение концентрации вредных выбросов до уровня, установленного санитарными нормами (СанПиН № 49-46-89).
В застройке высокой плотности при "радикальной" реконструкции и строительстве на незастроенных территориях целесообразно предусматривать возведение новых жилых зданий исключительно с
14
устройством подземных гаражей-стоянок не менее чем на двух подземных уровнях.
В исторической застройке в условиях "бережной" реконструкции количество размещаемых гаражей-стоянок определяется конкретной ситуацией. В этом случае при размещении гаражей-стоянок под жилыми зданиями, в соответствии с п. 4.12. МГСН 1.01-97, допускается ненормированный разрыв от въезда-выезда до окон помещений при выполнении дополнительных требований (козырек, огнеупорные конструкции, регламентация режима функционирования).
Зона городского транспорта (площади, улицы, транспортные развязки, мосты, линии метрополитена и железной дороги, а также полосы отвода вдоль них) пронизывает все другие функциональные зоны города. В настоящее время в г. Москве ведется активная реконструкция транспортных артерий города. В этих условиях целесообразно размещение под ними или вдоль них гаражей-стоянок, как временного, так и постоянного хранения.
С эксплуатационной точки зрения подземная автостоянка, организованная непосредственно под проезжей частью улицы или площади - очень удобна. Однако, ее устройство непосредственно под проезжей частью, рассчитанной на движение всех видов городского наземного транспорта, приводит к большим дополнительным затратам на усиление несущих конструкций и покрытия. Эти затраты более оправданы при наличии не одного, а нескольких подземных ярусов. G другой стороны, при увеличении числа подземных ярусов более двух, резко увеличиваются затраты, связанные с условиями производства работ. Следует также учитывать, что при размещении автостоянки под проезжей частью устройство въездных и выездных рамп не должно приводить к местному снижению пропускной способности последней.
Недостаточно реализовано в г. Москве размещение автостоянок в подходах к городским мостам или совмещение их с транспортными развязками в нескольких уровнях. Такое решение целесообразно, если въезд машин на стоянку и выезд возможен без задержки основного транспортного потока. Под подходами к городским мостам можно встраивать вместо земляной насыпи автостоянка! вместимостью порядка 100 мест с каждой стороны моста, располагая их в два уровня. Обычная высота подходов к мосту (определяемая минимальным подмостовым габаритом для проезда транспорта - 4,5 метра), небольшие уклоны проезжей части (обычно 0,5%) и значительная ее ширина (14 метров и более) позволяют получить длину стоянки в нижнем ярусе до 60-ти метров и в верхнем до 30-ти метров.
Особое значение организация хранения автомобилей под транспортными магистралями, мостами и транспортными развязками приобретает при проектировании и строительстве новой кольцевой дороги в г. Москве.
15
1.2. Длительность хранения.
В практике гаражного строительства для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, в г. Москве активно реализуются гаражи-стоянки постоянного, временного и сезонного хранения.
Постоянное (круглосуточное) хранение индивидуальных автомобилей должно быть организованно у мест постоянного проживания владельцев в пешеходной доступности. При проектировании гаражей-стоянок для постоянного хранения необходимо определить количество и класс индивидуальных автомобилей, принадлежащих будущим владельцам машино-мест, что позволит более точно выбрать вместимость, условия хранения, параметры основных элементов объемно-планировочной структуры проектируемого гаража-стоянки.
Гаражи-стоянки для временного хранения, как правило, размещаются у мест массового посещения. В гаражах этого типа необходимо обеспечение облегченных условий въезда и постановки автомобиля на стоянку и быстрого и беспрепятственного выезда. Кроме того, в гаражах-стоянках временного хранения необходимо предусматривать возможность размещения разномарочных и разногабаритных машин.
Сезонное хранение предусматривается в пунктах сезонной эксплуатации, например, у объектов летнего или зимнего отдыха или же для тех автомобилей, которые не имеют постоянных мест хранения, не используются круглогодично и в течение холодного времени года могут содержаться на специатьных базах консервации, преимущественно в коммунально-складских зонах.
1.3. Размещение относительно объектов другого назначения
и уровня земли.
По размещению относительно объектов другого назначения гаражи-стоянки подразделяются на:
- отдельно стоящие;
- встроенные;
- пристроенные;
- комбинированные.
По отношению уровня основных помещений гаража-стоянки к средней отметке поверхности земли различают: надземные, подземные,
полуподземные, а также комбинированные сооружения. Подземными считаются гаражи-стоянки, полностью заглубленные в грунт, полуподземными - пол основных помещений которых заглублен менее чем на 2 м.
Отдельно стоящие гаражи-стоянки проектируют надземными, надземноподземными и подземными.
16
При определении размеров земельного участка отдельно стоящего гаража-стоянки необходимо руководствоваться таблицей 2 Приложения 3 МГСН 1.01-97.
При проектировании отдельно расположенных гаражей-стоянок необходимо учитывать действующие нормативы, регламентирующие расстояния от собственно гаража-стоянки, вентиляционных шахт, въездов в гаражи и выездов из них до объектов застройки другого назначения. (Таблица 1. Приложение 3. МГСН 1.01-97).
Отдельно стоящие подземные и полуподземные гаражи-стоянки могут быть размещены под площадями, мостами, транспортными развязками, улицами, скверами, спортивными и спортивно-игровыми площадками, дворовыми территориями и т.д.
Расстояния от подземных и полуподземных (без окон) гаражей до жилых домов, гостиниц, общественных и административных здании в нормативных документах не лимитируются. Однако при этом сохраняются определенные размеры санитарных разрывов от мест выделений вредных выбросов и источников шума.
Расстояние от подземного или надземного механизированного иди автоматизированного гаража-стоянки до объектов другого назначения не лимитируется при условии обеспечения шумо- и виброзащиты.
Пристроенные гаражи-стоянки временного иди постоянного хранения, могут быть также надземными, надземно-подземными и подземными. Надземные гаражи-стоянки пристраивают к торцам жилых и общественных зданий, не имеющим оконных проемов. При этом размещение въездов-выездов в гараж-стоянку, вентиляционных шахт, светопроемов проектируют также в соответствии с таблицей 1 Приложения 3 МГСН 1.01-97.
Встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные гаражи допускается размещать в подземных, цокольных и первых этажах многоэтажных общественных зданий. В жнтых домах гаражи-стоянки должны, как правило, устраиваться подземными. При этом этаж над гаражом проектируют техническим, нежитым или незастроенным.
В последние годы при строительстве новых жилых районов встроенные гаражи-стоянки размещаются в первых надземных этажах с организацией въездов с противоположной стороны от входов в здание.
Вместимость и этажность гаражей этого типа определяется по согласованию с органами государственного санитарного надзора г. Москвы с учетом особенностей основного здания.
Размещение гаражей-стоянок под зданиями детских дошкольных и школьных учреждений, детских домов, домов-интернатов, стационарных лечебных учреждений не допускается.
Организация гаражей-стоянок под жилыми зданиями наиболее полно удовлетворяет требованиям удобства их эксплуатации для автовладельцев
17
ежедневно использующих свои машины, при этом остаются свободными дворовые территории. Вместе с тем, приспособление для этих целей подвалов под жилыми зданиями, распространенных массовых серий, конструктивные схемы и параметры конструктивных элементов которых не совместимы с параметрами помещений хранения автомобилей, - затруднено. Достаточно сложно решается проблема устройства въездов и выездов, изолированных от входов и окон жилых домов.
Наиболее органично гаражи-стоянки размещаются в подвалах, первых и цокольных этажах жилых каркасных зданий при условии использования сеток колонн, являющихся оптимальными для организации помещений хранения автомобилей.
Кратковременные стоянки в подвальных и цокольных этажах общественных зданий (административных, культурных, торговых и тому подобных центров) принципиально себя оправдывают. Однако эти стоянки также требуют индивидуальных объемно-планировочных и конструктивных решений, приемлемых для основного здания и подземной автостоянки.
Применение подземных гаражей-стоянок в г. Москве обусловлено необходимостью экономии дефицитных и дорогих городских территорий, и максимального сохранения и пространственного разуплотнения сложившейся застройки, возрастающими требованиями охраны окружающей среды от шума двигателей и вредностей, содержащихся в выхлопных газах автомобилей.
Сдерживает широкое применение подземных гаражей-стоянок для хранения индивидуальных автомобилей их дороговизна. Стоимость машиноместа в подземных гаражах-стоянках в 2т-2,5 раза выше стоимости машиноместа в надземных. Дороговизна подземных гаражей-стоянок и удобство их эксплуатации в значительной мере зависят от стоимости и качества гидроизоляционных работ. В последние годы в российской строительной практике применятся новые эффективные добавки, резко повышающие плотность бетона, новые гидроизоляционные материалы и технологии, что приводит к улучшению качества и снижению стоимости гидроизоляционных работ.
1.4. Этажность.
По этажности гаражи-стоянки могут быть одноэтажными и многоэтажными.
В Постановлении правительства Москвы от 14 декабря 1993 г №1140 указывается, что одноэтажные гаражи-стоянки могут строиться в исключительных случаях, когда невозможно никакое другое строительство.
Отвод земли под строительство одноэтажных гаражей-стоянок в Москве прекращен Постановлением правительства Москвы от 18 апреля 1995 года №318 п. 3.5.
18
В настоящее время разработаны и осуществляются решения позволяющие превращать одноэтажную боксовую застройку в двух-трех этажные комплексы, отвечающие современным градостроительным требованиям. Такой метод позволяет значительно увеличить вместимость уже существующих одноэтажных автостоянок, благоустроить их территории, значительно повысить уровень архитектурного решения застройки.
С учетом сложившейся в городе ситуации приоритетной задачей становится строительство многоэтажных гаражей-стоянок, наиболее экономично использующих городскую территорию и органично вписывающихся в архитектурную среду многоэтажной городской застройки.
В соответствии с п. 2.1 МГСН 5.01-94*, надземные рамповые и механизированные гаражи-стоянки могут проектироваться высотой не более 9-ти этажей, подземные - не более 5-ти подземных этажей. При увеличении этажности необходимо согласование с органами государственного пожарного надзора.
При проектировании автоматизированных гаражей-стоянок количество надземных и подземных ярусов хранения не ограничивается.
В многоэтажных гараждх-стоянках рампового типа с 3-мя и более подземными или с 5-ю и более надземными этажами необходимо предусматривать лифт доя подъема пожарных подразделений.
При проектировании многоэтажных гаражей-стоянок необходимо учитывать, что повышение этажности более 5 ч 6-ти этажей (ярусов подъема) может приводить к большой утомляемости водителя при движении по рампе.
1.5. Способ междуэтажного перемещения.
По способу междуэтажного перемещения гаражи-стоянки классифицируются на рамповые, механизированные и автоматизированные. В рамповых гаражах-стоянках перемещение автомобиля осуществляется собственным ходом- по рампе, в механизированных - с помощью лифтовых подъемников различного типа. В автоматизированных гараждх-стоянках автомобиль от въезда до места хранения доставляется при помощи различного рода механизмов и устройств без участия водителя и запуска двигателя.
Рамповые и полумеханизированные (при устройстве рампы и грузового лифта) гаражи-стоянки наиболее часто используются для постоянного или сезонного хранения индивидуальных автомобилей, а механизированные и автоматизированные - для временного. Последние, как правило, сооружаются в условиях затесненной городской застройки.
Сложное и дорогостоящее оборудование механизированных и автоматизированных гаражей-стоянок, рассчитанных на частое использование автомобиля владельцем, пока не оправдывает эффекта, получаемого от механизации и автоматизации. Практика эксплуатации гаражей-стоянок, оборудованных лифтами и работающих в условиях
19
массового въезда и выезда автомобилей, показывает, что один лифт может обслужить не более 100 машино-мест в многоэтажном гараже. При этом требуется устройство перед въездом в лифт специальной накопительной площадки или закрытого помещения достаточно больших размеров для временного отстоя неравномерно прибывающих автомобилей, что в значительной степени снижает эффект экономии земли за счет отказа от рамп.
Разновидностью рамповых гаражей являются, так называемые, "скатные стоянки", в которых роль рампы выполняют наклонные перекрытия (уклон 6 %). Основными недостатками гаража-стоянки с наклонными перекрытиями являются усложнение конструктивного решения и удлинение пути движения автомобиля внутри здания до места хранения.
1.6. Организация хранения.
По организации хранения различают гаражи-стоянки манежного типа с открытыми местами хранения автомобилей, расположенными в едином зальном помещении, боксовые с устройством изолированных мест хранения, комбинированные и ячейковые.
Более экономичным является манежное хранение. Боксовый тип хранения по сравнению с манежным приводит, при прочих равных условиях, к увеличению общей площади гаража-стоянки, усложнению противопожарных мероприятий и инженерных систем, в том числе, приточно-вытяжной вентиляции и дымоудаления. Значительно увеличивается расход материалов, в частности, на сооружение межбоксовых перегородок и въездных ворот в бокс. Все это приводит к увеличению себестоимости машино-места в гараже-стоянке боксового типа по сравнению с манежным примерно в 1,5 раза.
Несмотря на это, опыт проектирования, строительства и реализации гаражей-стоянок показывает, что потенциальный владелец машино-места отдает предпочтение боксовому хранению.
Наиболее удачным с точки зрения удовлетворения покупательского спроса является сооружение гаражей-стоянок, в которых представлены манежная и боксовая организации хранения (как правило, на различных этажах). Такое решение позволяет при продаже дифференцировать стоимость машино-мест в гараже-стоянке, что в значительной мере облегчает их реализацию.
1.7. Тип ограждающих конструкций и условия хранения.
В зависимости от типа ограждающих конструкций различают открытые и закрытые многоэтажные гаражи-стоянки, по условиям хранения -отапливаемые, неотапливаемые и комбинированные.
2Предисловие.
1. Настоящее пособие разработано АО "ЦНИИпромзданий" в помощь инвесторам и проектировщикам, осуществляющим проектные работы в рамках реализации программы гаражного строительства в г. Москве. Генеральный директор АО ЦНИИПромзданий В.В. Гранев.
Авторский коллектив: канд. арх. Лунева Т.П., доктор тех. наук Кодыш Э.Н., архитектор Кайгородов М.А., инженер Барабаш И.В.
2. В пособии рассматриваются основные вопросы проектирования многоэтажных гаражей-стоянок легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Пособие не содержит исчерпывающих материалов по конструктивной части и специальным разделам проекта.
3. При подготовке пособия использован многолетний опыт проектирования гаражей-стоянок АО "ЦНИИпромзданий".
4. В качестве примеров в пособии приведены проекты, разработанные
ведущими проектными организациями: АО ЦНИИПромзданий,
Моспромпроект, Инжстройпроект, АО Моспроект, Промстройпроект, АОЗТ "Соляр Строй" и др.
5. Учитывая широкий круг проблем, возникающих при проектировании и строительстве гаражей-стоянок, авторы надеются, что настоящее пособие окажет действенную помощь проектировщикам.
Предложения и замечания просим направлять по адресу: 127238, г. Москва, Дмитровское ш., корп. 2. тел/факс: (095) 482-4506, (095) 482-1492.
20
Закрытые гаражи-стоянки имеют глухие или с включением светопроемов наружные ограждения. В них может быть организованно манежное и боксовое хранение автомобилей. Закрытые гаражи-стоянки проектируют отапливаемыми с температурой воздуха в помещениях не ниже + 5°с, неотапливаемыми и комбинированными.
Рампы в закрытых гаражах-стоянках обязательно изолируют от зоны хранения.
В открытых гаражах-стоянках наружные стены полностью или частично отсутствуют. В качестве ограждений могут быть использованы различные решетки, натянутые тросы, высокие парапеты (не более 1 м.) и т.п. В таких зданиях обеспечивается естественный приток воздуха, поперечное проветривание, полностью исключаются (при ширине здания до 72 метров) или значительно сокращаются системы вентиляции и дымоудаления, в дневное время не требуется электрическое освещение. За счет упрощения или исключения систем вентиляции и дымоудаления для открытых гаражей-стоянок целесообразно снижение высоты этажа до 2,8ч-2,5 метра.
В гаражах-стоянках этого типа может быть организовано только манежное хранение автомобилей. В отдельных случаях, по согласованию с органами государственного пожарного надзора, разрешается организация боксового хранения с сетчатыми ограждениями боксов.
Рампы в открытых гаражах-стоянках разрешается проектировать неизолированными, возможно устройство аппарелей.
1.8. Применение различных типов гаражей-стоянок.
Выбор типа гаража-стоянки в условиях крупного города связан с необходимостью учета разнообразных, иногда противоречивых требований: градостроительных, транспортных, санитарно - гигиенических, эксплуатационных и экономических.
При выборе типа гаража-стоянки, как указывалось выше, целесообразно проведение маркетингового анализа потребности в местах хранения, покупательной способности жителей и характеристики имеющегося в наличии парка индивидуальных легковых автомобилей.
Опыт показывает, что наиболее востребованы сегодня следующие типы многоэтажных гаражей - стоянок:
- надземные открытые рамповые с манежным хранением;
- надземные закрытые отапливаемые или неотапливаемые рамповые с манежным хранением;
- закрытые отапливаемые или неотапливаемые рамповые с боксовым хранением;
- подземные различной этажности;
- комбинированные;
Нормативные документы, применяемые при
проектировании гаражей-стоянок 6
Введение 8
1. Типологическая классификация гаражей 11
1.1. Размещение в городской застройке. 12
1.2. Длительность хранения 15
1.3. Размещение относительно объектов другого
назначения и уровня земли 15
1.4. Этажность 17
1.5. Способ междуэтажного перемещения 18
1.6. Организация хранения 19
1.7. Тип ограждающих конструкций и условия хранения 19
1.8. Применение различных типов гаражей-стоянок 20
2. Генеральный план 21
3. Объемно-планировочные решения. Элементы объемнопланировочной структуры и их параметры. 25
3.1. Зона хранения автомобилей 27
3.2.Зона перемещения автомобилей по вертикали 36
3.3. Помещения постов косметической мойки,
технического осмотра и межого технического ремонта 49
3.4. Помещения инженерного обеспечения и служб
эксплуатации 53
4. Основные противопожарные требования 56
5. Конструктивные системы зданий и их элементы 57
6. Конструкции и тип полов 62
7. Инженерные системы и оборудование 66
7.1.Электроснабжение. Защитные меры безопасности 66
7.2.Отопление, вентиляция, противодымная защита 69
7.3. Автоматическое пожаротушение 72
7.4. С вязь и сигнализация 77
7.5. Водоснабжение и канализация 78
8. Приложения. Проекты гаражей-стоянок ддя легковых
автомобилей, принадлежащих гражданам 80
1. Многоэтажный подземно-надземный гараж-
стоянка на 339 м/м. Беломорская ул., вл. 36. 81
2. Многоэтажный надземный закрытый гараж-стоянка на 422 м/м. Пересечение Элеваторной
и Касимовской. 83
4
3. Многоэтажный надземный закрытый гараж-
стоянка на 200 м/м. П/з Бирюлево, 28а. 85
4. Многоэтажный надземный закрытый гараж-
стоянка на 250 м/м. Типовое решение. 87
5. Многоэтажный надземный закрытый гараж-
стоянка на 408 м/м. Северное Бутово. 89
6. Многоэтажный надземный закрытый гараж-стоянка со скатными перекрытиями на 450 м/м.
Сеславинская улица. 91
7. Многоэтажный надземный закрытый гараж-
стоянка на 593 м/м. Сиреневый бульвар, вл. 80. 93
8. Многоэтажный надземный закрытый гараж-
стоянка на 508 м/м. Алтуфьевское шоссе, 81. 95
9. Многоэтажный надземный закрытый гараж-
стоянка на 500 м/м. Новоясеневский проспект. 97
10. Многоэтажный надземный закрытый гараж-
стоянка на 370 м/м. Новохохловская ул., 25. 99
11. Многоэтажный надземный закрытый гараж-
стоянка на 300 м/м. Зубарев пер., 15. 101
12. Многоэтажный надземный закрытый гараж-
стоянка на 283 м/м. Улица Клязьминская, вл. 6. 103
13. Многоэтажный надземный открытый гараж-
стоянка на 556 м/м. Люблинские поля, мкр. 2а. 105
14. Многоэтажный надземный открытый гараж-
стоянка на 500 м/м. 3-я парковая ул., 53. 107
15. Многоэтажный надземный открытый надстроенный гараж-стоянка на 300 м/м.
Варшавское шоссе, 152, вл. 8. 109
16. Двухэтажный закрытый надстраиваемый
гараж-стоянка на 38 м/м. Типовое решение. 111
17. Автоматизированный многоэтажный закрытый
гараж-стоянка на 20 м/м. Скаковая ул., 17. 113
18. Автоматизированный многоэтажный закрытый гараж-стоянка элеваторного типа на 18 м/м.
Типовое решение. 115
19. Автоматизированный гараж-стоянка на 238 м/м.
Т иповое решение. 117
20. Многоэтажный трехсекционный жилой дом с
полуподземным гаражем на 54 м/м. г. Мытищи. 119
21. Четырехэтажная восьмиквартирная жилая блок -секция с гаражами в цокольном этаже.
г. Мытищи, Ульяновская ул. 121
5
22. Подземный гараж-стоянка на 309 м/м.
Северное Бутово, мкр. 5. 123
23. Двухэтажный полуподземный гараж-стоянка
на 236 м/м. Воронежская улица. 125
24. Многоэтажный подземный гараж-стоянка на 300 м/м. Северное Бутово, мкр. 2,
ул. Куликовская. 127
25. Многоэтажный подземный гараж-стоянка
на 220 м/м. Улица Академика Королева, 8. 129
26. Двухэтажный подземный гараж-стоянка
на 204 м/м. Рублевское шоссе, 34. 131
27. Подземный двухэтажный гараж-стоянка
на 100 м/м. Фили-Кунцево, 2. 133
6
Нормативные документы, применяемые при проектировании гаражей-стоянок.
1. СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
2. СНиП 2.07.01-89* "Планировка и застройка городских и сельских поселений".
3. МГСН 1.01-97 часть I "Временные нормы и правила планировки и застройки г. Москвы".
4. МГСН 1.01-94 "Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы" (Корректировка и дополнения ВСН 2-85).
5. СНиП 2.09.02-85 "Производственные здания".
6. ВСН 01-89 (Минавтотранс РСФСР) "Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей".
7. МГСН 5.01-94* "Стоянки легковых автомобилей".
8. Пособие к МГСН 5.01.94* "Стоянки легковых автомобилей" Выпуск 1.
9. ОНТП 01-91 (Росавтотранс) "Отраслевые нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта".
10. МГСН 4.04-94 "Многофункциональные здания и комплексы".
$
11. СНиП 01.02-85 "Противопожарные нормы".
12. СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
13. ГОСТ 12.1.004 "Пожарная безопасность. Общее требования".
14. СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".
15. НПБ-110-96 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара".
16. НПБ 105-95 "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности".
17. ОНТП 24-86 (МВД СССР) "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной опасности".
18. СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование".
19. Пособие 15-91 к СНиП 2.04.05-91* "Противодымная защита при пожаре и вентиляция подземных стоянок легковых автомобилей",
20. НПБ 239-97 "Клапаны, противопожарные системы вентиляции зданий и сооружений. Методы испытаний на огнестойкость".
21. НПБ 240-97 "Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость".
22. СНиП 2.04.01-85* "Водопровод и канализация зданий".
23. ПУЭ-98.
24. СНиП 2.04.02-85 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
25. СНиП 2.04.03-85* "Канализация. Наружные сети и сооружения".
26. СНиП 3.05.07-85 "Системы автоматизации".
27. СНиП 11-12-77 "Защита от шума".
7
28. ГОСТ 17.2.03.02-78 "Охрана природы. Атмосфера".
29. ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая".
30. СНиП 2.03.13-88 "Полы".
31. Рекомендации по проектированию полов (в развитие СНиП 2.03.13-88 "Полы") МДС 31-1-98.
32. Рекомендации по устройству полов (в развитие СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия") М. 1998 г.
8
Введение.
Парк автомобилей в Москве растет стремительными темпами. Сегодня он составляет 1,49 млн. единиц, а к 2010 году достигнет 2,6 млн. единиц, из них 2,4 млн. частных автомобилей. По данным ГИБДД г. Москвы парк легкового автотранспорта в последние годы ежегодно увеличивается на 30СМ-400 тысяч единиц.
Возможность полноценного использования автомобилей во многом зависит не только от организации их движения и технического обслуживания, но и от условий постоянного или временного хранения. В градостроительном плане проблема хранения автомобилей является одной из наименее изученных. Даже в самых благоприятных условиях при развитой сети дорог автомобиль находится в движении 300 -г 400 часов в год, т. е. в среднем примерно 1 час в сутки, а на различных стоянках - около 23 часов.
В настоящее время только 470 000 автомобилей обеспечены местами паркования, из них менее 10% хранятся в условиях, отвечающих современным международным требованиям. По самым осторожным прогнозам дефицит гаражей-стоянок сохранится в ближайшие 5-6 лет.
Правительством Москвы в последние годы приняты ряд Постановлений, направленных на упорядочение системы организации хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, в том числе:
- "Об упорядочении системы организации хранения транспортных средств, принадлежащих гражданам, проектирования и строительства гаражей и автостоянок в г. Москве" от 14 декабря 1993г, №1140;
- "О программе массового строительства в Москве многоэтажных гаражей-стоянок" от 18 апреля 1995г, №318;
- "О программе массового строительства многоэтажных гаражей-стоянок на 500000 машино-мест и организации ее выполнения" от 12 марта 1996г. № 216,
За первые годы реализации программы введено в действие порядка 100 000 машино-мест. К 2001 году предусматривается построить
современные многоуровневые гаражи-стоянки на 500 000 машино-мест. Организация движения и необходимость создания цивилизованных мест хранения и паркования автомобилей в таком мегаполисе, как Москва, определили программу как одно из приоритетных направлений.
Правительством Москвы принят целый ряд документов, способствующих успешной реализации программы, создающий режим благоприятствования для ее участников. Включение в городскую программу устанавливает для частных инвесторов ряд льгот, в том числе:
- отсутствие стартовой цены на аренду земли;
- льготная оплата аренды земли в течение трех лет;
9
- освобождение от уплаты долевого участия в развитии инженерных систем города;
- оплата за счет городского бюджета строительства инженерных сетей вне границ землеотвода;
- льготные налоги, отчисляемые в бюджет города.
В июне 1997 года подписано распоряжение "О распространении льгот на иностранных инвесторов при строительстве многоэтажных гаражей и паркингов".
При строительстве гаражей-стоянок за счет частных инвестиций в условиях сложившегося рынка при разработке проектов гаражей-стоянок для частных автомобилей необходимо решение нескольких основных задач:
- низкая стоимость машино-места;
- удобное для будущего владельца места хранения расположение гаража-стоянки в городской застройке;
- высокие эксплутационные качества, в том числе: удобство въезда-выезда и парковки, безопасность хранения;
- возможность осуществления несложного ремонта и косметической мойки автомобиля.
На основе анализа сметно-финансовых расчетов, выполненных в рамках проектной практики, различные по типу, техническим и эксплутационным характеристикам гаражи-стоянки имеют разную себестоимость машиноместа, являющуюся одним из основных аспектов оценки проектного решения (стоимость в тыс. дол. США приведена в ценах до 17.08.98 г.):
- индивидуальный бокс в многоэтажном отапливаемом
рамповом гараже-стоянке - 7,0-г 8,5;
- индивидуальный бокс в многоэтажном неотапливаемом
рамповом гараже-стоянке - 6,0 4 7,5;
- машино-место при манежном хранении в многоэтажном
открытом рамповом гараже-стоянке - 4,0 4 5,0;
- машино-место в одноэтажном или многоэтажном
подземном гараже-стоянке -11,0 4 15,0;
- ячейки в многоэтажном автоматизированном
гараже-стоянке - 12,0 4 14,0;
Исследованиями, проведенными отделом маркетинга и продаж Управления экспериментальной застройки г. Москвы определены расчетные цены продаж (в тыс. дол. США) для этих же типов гаражей-стоянок (цены до 17.08.98 г.):
- индивидуальный бокс в многоэтажном отапливаемом
гараже-стоянке - 9,0 4 11,0;
- индивидуальный бокс в многоэтажном неотапливаемом
гараже-стоянке - 7,5 4 8,5;
- машино-место в многоэтажном открытом гараже-стоянке - 5,0 4 6,5;