МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ АБ1ОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Москва 1982
Министерство транспортного строительства
ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Утверждена приказом Минтрансотро от 2 августа 1982 г. Ns 181
Мосм?л 1982
Дается характеристика пересечений и примыканий дорог, а также съездов с дорог, отмечается их влияние на сохранность и состояние дорог в местах пересечений и примыканий.
4. Определение типов и состояния покрытий, оценка прочности дорожных одежд
4.1. Общая оценка состояния проезжей части дается на основе наблюдений и данных органов дорожно-эксплуатационной службы. Прк^этом выявляются участки с особо скользкой поверхностью проёзжей части, не обеспечиваю -щие необходимого /сцепленияу/ для безопасного движе н и я транспортных средств, а также места, подвергающиеся тем или иным деформациям в весенний и осенний периоды. Производится сбор сведений о фактическом составе транспортных средств, обращающихся по дорогам, и типах транспортных средств, в наибольшей степени влияющих на весенние деформации дорожных одежд.
4.2. Состояние проезжей части характеризуется (прил.1 )
как
хорошее - при плотном покрытии с отдельными поперечными трещинами с интервалом не менее 10 м; ровность в продольном направлении отличная или хорошая;
удовлетворительное - если местами наблюдаются треип-ныг сетки трещин и искажения поперечного профиля с неглубокими просадками до 10 мм; ровность в продольн о м направлении удовлетворительная;
плохое - при наличии сетки трещин с выбоинами, значительных искажений поперечного и продольного профиля, неравномерных просадок глубиной более 10 мм; ровное т ь в продольном направлении ниже удовлетворительной.
Ровность в продольном направлении при этом определяют с помощью прибора ПКРС-2 или толчкомера, а при отсутствии их - с помощью трехметровой рейки на характерных участках, выбираемых при проезде по дороге.
4.3. По данным до}>ожных органов устанавливают ориен-
ТМрОВОЧНЧР раСХОДЫ Ж! ЛИКНПДлШП'» В'М II ОС'f» н м и \
разрушении дорожных bi мылаем: '\ пропуском в
критические период]) i ране портных ('рек гв, не соответствующих по весовым параметрам расчетной прочно с т п дорожных одежд.
1.1. При 0Ti v гс'твип пли недостаточном количестве в органах доеожно-эксп \\ атанионнон службы данных для решения вопросов о дону( тнмы\ для конкретной дороги во -личинах нагрузок и шггеж ивно< ш их во сцчк твия (коли -чество приложений) необходимо при оценке прочности дорожных одежд с хсовершснствованн! imii покрытиями сопоставлять требуемый модуль упругости дорожной одежды с фактическим общим модулем упругости, вычисляемым в соответствии с "Инструкцией по проектировании» должных одежд нежесткого типа" ВСН 4Н-72 (Мин iранее трои ). Требуемый модуль упругости вычисляют по данным об интенсивности и составе движения по дороге и типе покрытия (пп. 3.9-3.12 Инструкции/, фактический общий модуль vrt -ругости - по данным о фактических толщине и материалах конструктивных слоев одежды и груше лемляного полотна (п. 3.13 Инструкции).
5. Инвентаризация мостов, путепроводов, эстакад, труб, тоннелей, галереи и других искусственных
сооружений
5.». При инвентаризации должны быть ^фиксированы: местоположение (км, Пч ) моста, путепровода, эстакады, тоннеля, галереи нш других сооружений; наименование, номер или шифр дороги, на kotojxjm расположены сооружения; вид пересекаемого препятствия (река, ущелье, овраг , ручей, болото, суходол, желе тая дорога, автомобильная дорога или другие препятствии);
схема моста или дру| ого сооружении, номера типовых проектов, по котор*лм построены пролетные (троения, береговые и п|то\южуточные опоры и дру! по кож труктивн ы е элементы сооружения;
материал ,из которого юорчжен мо< i (а таль, желе ю-бетон, бетон, древесина, каменная кладка), отдельно для основных пролетных строений, эс ткаднои част, промежуточных и береговых опор;
основные размеры мостов и других сооружений: длин «и ширина проезжей части, ширина тротуаров; для тоннелей и мостов с ездой понизу - габарит по высоте (ширина проезжей части определяется как расстояние между внутренними гранями ограждающих устройств);
расчетная нагрузка, год not 1 ройки, год последнего обследования моста мостоиспыта юльной < тапциеи, год последнего капитального ремонт,
техническое состояние сооружения,
5.2. Для получения данных, приведенных в п.5.1 , в to-гтпв инвентаризационных комиссий или бригад должен входить инженер-мостовик, имеющий опыт определения технического состояния искусственных сооружении.
При инвентаризации больших мостов их техническое состояние должны оценивать мосгоиспытательнме станц и и или комиссии из специалистов-мостовиков.
5.3. Техническое состояние мостов и труб и их кон -структивных элементов следует определять по трем пока -зателям:
по соответствию сооружений требованиям нормального пропуска движения транспортных средств и пешеходов; по конструктивным особенностям; по пропуску паводков.
5.4. В зависимости от характерных неисправностей и дефектов выделяют три категории технического состоя н и я сооружений:
I категория - неисправности отсутствуют или имеются неисправности, устранение или предупреждение развит и я которых требует проведения работ, выполняемых, как правило, в порядке текущего ремонта;
II категория - имеются неисправности, устранение или предупреждение развития коюрых требует проведения ша -
12
читального объема достаточно сложных работ, подлежащих выполнению в порядке планового среднего или капитального ремонта;
ill категория - имеются неисправности, нарушаю щ и е нормальные акспл\ атацию сооружении и требующие прове-аения внеочередного капитального ремонта сооружения , усиления или переустройства, а также введения ограничении весовых параметров пропускаемых транспортных средств и скорости их движения.
5.5. Оценка технического состояния проезжен части мостов по условиям пропуска движения транспортн ых с'редетв выполняется с учетом неисправностей, приведен -ных в табл.1.
Категория тех-ничеекого состояния сооружения
Т аблпаа 1
|
вреждення бордюров, ограждающих ус тройств и перил; мгнивание пли износ отдельных досок н.и тплов в деревянных мостах |
Неисправности проезжей час ти мос тов
1
Массовые трещины и повреждения покрытия проезжей час ги и тротуаров (включая зоны деформационных швов/, образующие нервности высотой более Зсм; отсутс г -вне бордюров пли ограждающих уелдюиегв высотой не менее 40см; разрушение заделки перильных стоек и поус тончивость перил; массовое загнивание или износ настилов в деревянных мослах; переломы продольного профиля проезжен части до 0,3 °о
F\i фушения покрытия с обнажением арча -туры’защитного слоя; образование' скво i -пых отверстий на прае *жей час ш пл.» тротуарах; разрушения деформационных швов с'" образованием зазоров м*м\Д> соирягае -мы ми конструкциями шириной Юсч и более; разрушения переходных плит с обра-зованием порожков высотой 8 сч и более; значительные р« зрчшенпя ограждающих устройств; знача I ельные ра тушения перил; переломы продольного профиля проезжен части более 0,3 °о 13
3.f>. Опенку технического состояния пролетных строе -ний следует производить с учетом неисправностей, приведенных в тпбл.2.
Оценку состояния массивных опор мостов следует устанавливать с учетом неисправностей, приведенных в табл.З.
Для всех видов опор: II категория технического состояния - трещины и сколы в местах опорных реакций; тре -тины, сколы и другие повреждения, связанные с увеличенным по отношению к проекту эксцентриситетом опиран и я вышорасположенных конструкций; механические поврежде -ния в юнах воздействия ледохода, корчехода и донных наносов; повреждения в зоне переменного уровня воды, вызванные климатическими факторами и воздействием воды ; повреждения, вызванные навалами судов и наездами транспорта; III категория технического состояния - снижен и е net viuofl способности опор и их элементов#
Мос ты и трубы по условиям пропуска паводков следует оценивать с учетом дефектов, приведенных в табл.4.
В тех случаях, когда отнесение конструкции по показателям, приведенным в табл. 2-4, к той или иной катего -рин технического состояния затруднительно, можно оценивать техническое состояние конструкции промежуточной категорией (0-1; I-II и т.п.).
Для тоннелей и галерей должна быть дана характера тика технического состояния, условий движения, работы вентиляции, освещения, сигнальных и противопожарных ус-tj)uiVtb, а при наличии перерывов в движении - объясне -ние причин этих перерывов.
Для берегоукрепительных сооружений на горных реках, сооружений по закреплению осыпей, противолавинных, противооползневых, противоселевых сооружений, подпорных и одевающих стенок и других сооружений приводятся данные по их местоположению, протяжению, конструкции и техни-чееком\ состоянию.
. Для водопропускных труб указывают местоположе -
Разработана Минтраисстроем с участием Советов Министров союзных республик во исполнение постановления Совета Министров СССР от 9 сентября 1980г. № 777
'О классификации автомобильных дорог СССР*.
Государственный всесоюзный дорожный научно-ис -следовательский институт , 1982
I.Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок техни -ческой инвентаризации автомобильных дорог общего пользования, проводимой Советами Министров союзных республик в период 1981-1985гг. (Совет Министров РСФСР -до 1988 г.) во исполнение постановления Совета Минист -ров СССР от 9 сентября 1980г. №777 'О классификации автомобильных дорог СССР'.
1.2. Инструкция определяет состав элементов и технические Параметры автомобильных дорог, подлежащих технической инвентаризации, и содержит рекомендации по методам и техническим средствам проведения этой работы, а также сводные формы, подлежащие заполнению по итогам инвентаризации.
1.3. Цель технической инвентаризации автомобиль н ы х дорог и сооружений на них - установить типы, протяжен -ность и состояние дорог и их отдельных элементов, наличие и состояние дорожных сооружений, линейных технических зданий и сооружений, инженерных обустройств дорог, обстановки и ограждений дорог.
Техническая инвентаризация должна проводиться по всем дорогам общего пользования, на которые отсутствуют технические паспорта или данные паспортов тре б у ю т уточнения.
1.4. При технической инвентаризации автомобильных до. рог:
уточняют перечень автомобильных дорог общего пользования, их наименование и протяженность;
устанавливают или уточняют геометрические параметры дорог;
определяют типы и состояние покрытий, оценивают прочность дорожных одежд;
проводят инвентаризацию мостов, путепроводов, эстакад труб, тоннелей, галерей и других искусственных сооруже -ний;
3
учитывают служебные, технические и гражданские здания и сооружения;
проводят учет и дают общую оценку инженерных обустройств и обстановки;
собирают данные об интенсивности движения и составе транспортных средств;
устанавливают балансовую стоимость дорог и сооружений, относящихся к ним.
1.5. К инвентаризации привлекаются работники проектных организаций, службы ремонта'и содержания дорог и дорожных отделов райисполкомов.
1.6. Состав и форму документации технической инвентаризации автомобильных дорог (формы таблиц по отдельным элементам дорог и т.п.) разрабатываю! дорожи ы е органы союзных республик с учетом специфических осо -бенностей республик и форм сводных ведомостей, приве -денных в прил. 2-5.
Журналы для выполнения полевых работ по инвентаризации могут быть произвольной формы.
2. Уточнение перечня автомобильных дорог общего пользования, их наименования и протяженности
2.1. По данным органов дорожно-эксплуатационной службы и основных автотранспортных организаций выявляют ведомственные и внутрихозяйственные дороги, ис -пользуемые как дороги общего пользования, а также дороги общего пользования, утратившие свое значение.
2.2. Производится учет ведомственных, внутрихозяйственных и других дорог, используемых в качестве дорог общего пользования, для их включения в перечень дррог общего пользования и инвентаризации.
2.3. В процессе технической инвентаризации автомо -бильных дорог при необходимости уточняют наименование и нумерацию дорог общего пользования, устанавливают их протяженность в километрах на основе единых принципов, изложенных в пп. 2.4-2.10 настоящей Инструкции.*
4
2.4. Наименование и нумерацию автомобильных дорог общегосударственного значения принимают согласно перечню этих дорог, утвержденному постановлением Совета Министров СССР, а дорог республиканского значения - согласно перечням, утвержденным постановлениями Советов Министров союзных республик.
2.5. Наименование дороги должно, как правило, включать названия начального и конечного населенных пунктов а также минимально необходимое число промежуто ч н ы х пунктов (узлы пересечения и примыкания дорог, железнодорожные станции, пристани, аэропорты или другие важ -ные, особо известные пункты).
2.6. За начальный пункт дорог принимают наиболее важные из крайних пунктов, соединяемых дорогой (столица союзной республики, краевой или областной центр и т#п.).
При Одинаковой значимости соединяемых дорогой пунктов за начальный принимается город или другой населе н н ы й пункт, расположенный ближе к центральным районам союзной республики. При отсутствии таких особенностей наименования автомобильных дорог устанавливают от насе -ленных пунктов с севера на юг и с востока на запад, а также от важнейших магистральных дорог общегосударст -венного или республиканского значения.
2.7. При инвентаризации автомобильных дорог и уточ -нении их титулов следует объединять соседние титулы,когда один из них является продолжением другого, а также уменьшать количество промежуточных пунктов и принимать наименования административных населенных пунктов вместо наименования колхозов или других хозяйств.
2.8. Протяженность дорог, как правило, принимают на основе паспортов дорог, титульных списков, проектных и других материалов. При отсутствии данных по дорог а м местного значения протяженность их допускается принимать по показателям спидометра автомобиля при специальном проезде но этим дорогам.
Протяженность автомобильных дорог общего полъзова -
ния устанавливают от начального до конечного пункта непрерывно, независимо от административного и хозяйственного подчинения пересекаемой дорогой территории и от проложення дороги в пределах населенных пунктов,
2.9, В качестве начальных и конечных точек при установлении протяженности дорог следует принимать;
а) для автомобильных дорог, соединяющих населенные пункты, -
здания Советов народных депутатов,
здания почтамтов или другие государственные, общественные и исторические здания и сооружения, расположен -пые в центральной части населенного пункта;
б) для дорог, соединяющих между собой автомобильные дороги, - точки пересечения осей этих дорог.
2 J О, При техничен кой ииветарнзацни авгомобиль н ы е дороги ( ледует классифицировать в зависимости от народ-нохо лик гврнного и административного значения согласно классификации, утвержденной постановлением Совета Министров СССР от 9 сентября 1980г. N° 777.
2J1. Для дорог, не находящихся на балансе доролшы х и других организаций и ведомств, дается лишь их краткое описание на основе визуального осмотра при проезде по ним, в котором отмечаются:
тип покрытия (в том числе грунтовая естественная, грунтовая улучшенная и др.);
общее состояние дороги (особенности элементов плана и профиля, возможность объездов и разъездов транспорт -ных средств);
характеристика проезжаемости по дороге, в том числе возможность движения в период распутицы и зимой;
вид и состояние искусственных сооружений;
краткая характерно гика прилегающей к дороге местности;
характеристика транспортной значимости дороги, регу -лярность, примерная интенсивность движения и состав транспортных средств.
6
3. Установление или уточнение геометрических параметров дорог
3.1. К элементам, подлежащим отражению в материа -лах технической инвентаризации по каждой автомобильной дороге, относятся:
ширина и общая краткая характеристика полосы отвода;
ширина земляного полотна;
ширина проезжей части (наличие укрепленных полос обочин, разделительных полос);
тип покрытия, состояние поверхности проезжей части -ровность, шероховатость или коэффициенты сцепления шин с поверхностью проезжей части при ее увлажнении;
ширина обочин, типы укрепления их и состояние;
характеристика пла/fa и продольного профиля дороги -участки, не соответствующие требованиям главы СНиП по проектированию автомобильных дорог: с недостаточной видимостью, с малыми радиусами кривых в плане и продольном профиле, с большими продольными уклонами, с неблагоприятными сочетаниями элементов плана и продольно го профиля и другими недостатками:;
наличие примыканий к другим автомобильным и железным дорогам и пересечений с ними, их общая характерно -тика;
наличие съездов (с твердыми покрытиями и без покрытий).
По каждой автомобильной дороге указывается балансовая стоимость дороги и сооружений на ней, принимаемая по данным бухгалтерского учета, а при отсутствии таких данных устанавливаемая инвентаризационной комиссией , образуемой дорожным органом, которому непосредственно подчинена дорога.
3.2. Параметры элементов определяются, как правило , на основе проектных и изыскательских данных; исполни -тельной документации по выполненным строительным и ремонтным работам; материалов приемочных комиссий ( по приемке работ и по приемке объектов в постоянную экс -
7
плуатацию) ; отчетной документации дорожно-эксплуатационных организаций о проводимых работах по содержанию и текущему ремонту дорог; материалов проводившихся обследований. Если на дорогу имеется технический паспорт, то все данные принимаются на основе паспорта и лишь при устаревших данных проводятся необходимые уточнения.
3.3. При невозможности определить параметры элементов на основе материалов, указанных в п.3.2, рекомендуется использовать передвижные лаборатории, оснащенные гироскопической и другой необходимой аппаратурой, обеспечивающей достаточную точность измерений (лаборатории Союздорнии, МАДИ, Саратовского филиала Гипродорнии -'Трасса-1' и *Трасса-2*, Госдорнии, а также другие лаборатории, имеющиеся в дорожных органах и исследова -тельских организациях).
3.4. При отсутствии передвижных лабораторий параметры элементов автомобильных дорог должны устанавливаться обычными методами наземных измерений, используемыми при изысканиях автомобильных дорог.
3.5. Для проведения измерений создаются специальные партии и группы, оснащенные необходимыми инструментами и инвентарем в соответствии с составом и объемом работ и необходимыми транспортными средствами.
Результаты всех наземных геодезических работ фиксируют в журналах, аналогичных используемым при Изыска -ниях дорог, с соблюдением правил заполнения журналов.
3.6. Общая характеристика полосы отвода дороги дается на основе ее визуального осмотра при проезде по дороге; измеряют ширину полосы отвода только в местах ее резкого изменения, хорошо заметного визуально.
При отсутствии заметных на гла \ изменений утри н у проезжей части, разделительных полос, обочин, укреплен -ной части обочин измеряют на дорогих общегосударствен -ного и республиканского значения через :5 км, до рот* ах краевого, областного значения лере* Н") к н, Злем-чогы поперечного профиля этих тор юг и 1 моря и \ ;тучм* к -
чии, замечаемых ей »у,ально ч и 'и>о<* /п ,
Ч
На дорогах местного значения ширину элементов поперечного профиля измеряют только при изменениях, определяемых визуально при проездах.
3.7. В тех случаях, когда при проезде по дороге выявлены участки, не соответствующие требованиям главы СНиП по проектированию автомобильных дорог: с недостаточной видимостью, с малыми радиусами кривых в плане и продольном профиле,с большими продольными уклонами , с неблагоприятными сочетаниями элементов плана и продольного профиля и другими недостатками, должны быть определены фактические параметры соответствующих эле -ментов дороги.
3.8. При обнаружении существенных деформаций земляного полотна (трещины на обочинах и откосах, сдвиги, особы и большие размывы откосов и т.п.) следует снять в характерных местах поперечные профили земляного полотна и отметить все дефекты, а при необходимости установить виды и характеристики грунтов в соответствии с действующей классификацией.
Все измерения элементов поперечного профиля дорог проводят с точностью 0,1 м по ширине и 0,02 м по высоте.
3.9. При инвентаризации собирают все сведения дорожно-эксплуатационных организаций об условиях эксплуата -иии автомобильных дорог в зимние и другие трудные для работы дороги периоды (снежные заносы, гололед, снеж -ные лавины, осыпи, камнепады, пес’чаньге заносы, пучино-образование, затопление отдельных участков паводковыми водами, периоды осенней и весенней распутицы и т.п.), о длительности закрытия движения, о длительности и степени ограничения скорости движения или нагрузок и необходи -мости выполнения специальных мероприятий по восстанов -лению нормального движения.
3.10. При наличии вдоль дорог летних и тракторных путей дается их общая характеристика на основе визуально -го осмотра при проезде по дорогам, отмечаются их значение и особенности использования.
9