Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог УССР
РЕКОМЕНДАЦИИ
по введению скоростных ограничений с учетом влияния дорожных условий
Киев - 1981
МЛШСТКРСТШ СТРОИтЬЛ'лА И IKZIUJKTK.M шоиокиышх ДОРОГ 7ССР
РЕКОМКНДАДИИ
по введению скороет.'шх 'Грянячени* с учетом влияния доревныт условий
Киев - 1081
Таблица 3.1 |
V |
|
to |
Величина поперечного уклона полосы |
|
|
Vt.
км/ч |
т/ч |
0,000 |
-0,005 |
-0,010 |
-0,015 |
-0,020 |
-0,025 |
-0,030 |
-0,035 |
-0,040 |
20 |
13 |
13 |
14 |
14 |
Радиус кривой, м 14 15 |
15 |
15- |
16 |
20 |
30 |
14-30 |
14-30 |
15-31 |
15-31 |
15-32 |
16-33 |
16-34 |
16-35 |
17-35 |
30 |
40 |
31-52 |
31-54 |
32-55 |
32-56 |
33-57 |
34-59 |
35-60 |
36-61 |
36-62 |
40 |
50 |
53-82 |
55-84 |
56-85 |
57-87 |
58-90 |
60-92 |
61-94 |
62-96 |
63-98 |
50 |
60 |
83-118 |
85-121 |
86-124 |
08^126 |
91—129 |
93-132 |
95-135 |
97-138 |
99-142 |
60 |
70 |
113-160 |
122-164 |
12 5-167 |
127—171 |
130-176 |
133-179 |
136-183 |
139-18? |
143-193 |
70 |
80 |
161-310 |
165-214 |
168-219 |
172-224 |
177-229 |
180-234 |
184-240 |
189-246 |
194-252 I |
80 |
|
Таблица 3*2 |
•t. |
Ветчина поперечного /клона полосы |
|
V,
км/ч |
0,005 |
0,010 |
0,015 |
0,020 |
0,025 |
0,030 |
0,035 |
0,040 |
0,045 |
0,050 |
0,055 |
0,060 |
V,
«Л |
|
|
|
|
Радиус кривой. |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
20 |
«13 |
<13 < |
12 < |
12 |
< 12 |
< 12 |
«II |
<11 |
<11 |
<и |
< II |
<10 |
20 |
30 |
14-20 |
14-28 |
13-28 |
13-27 |
13-26 |
13-26 |
12-25 |
12-25 |
12-25 |
12-24 |
12-24 |
11-23 |
30 |
40 |
31-51 |
29-50 |
29-49 |
28-48 |
28-48 |
27-47 |
26-46 |
26-45 |
26-44 |
25-43 |
25-42 |
24-41 |
40 |
50 |
52-80 |
51-79 |
50-77 |
49-75 |
49-74 |
48-72 |
47-72 |
46-70 |
45-69 |
44-66 |
43-67 |
42-66 |
50 |
60 |
8I-II6 |
8I-II3 |
78-III |
76-108 |
75-107 |
73-105 |
71-103 |
70-101 |
70-99 |
69-96 |
68-96 |
67-94 |
60 |
70 |
II7-I57 |
I19-154 |
II2-I5I 109-147 106-145 |
IQ6-I42 I04-140 102-138 100-135 99-133 |
97-130 |
*5-129 |
70 |
80 |
158-206 |
155-202 |
152-197 I48-192 146-190 |
143-189 140-183 I39-180 136-177 134-174 I3I-I70 130-166 |
80 |
|
3.3,
ч
км/ч |
Витам ааоарвчниго уклона полосы |
V,,.
км/ч |
0,000 |
-0,006 |
-0,010 |
-0,015 |
-0,020 |
-0,025 |
-0,030 |
-0,035 |
-0,040 |
|
|
Радиус кривой. |
м |
|
|
|
|
20 |
< 21 |
22 |
< 23 |
< 23 |
< 24 |
< 25 |
<26 |
<27 |
< 29 |
|
30 |
22-47 |
23-49 |
24-Ы |
24-53 |
25-64 |
26-67 |
27-59 |
28-62 |
30-64 |
30 |
40 |
46-83 |
50-87 |
52-90 |
54—04 |
56-97 |
58-101 |
60-105 |
63-109 |
65-115 |
40 |
50 |
34-131 |
88-136 |
91-141 |
96-146 |
98-151 |
IG2-I57 |
106-164 |
IIO-I7I |
116-179 |
50 |
60 |
132-189 |
137-196 |
142-202 |
147-210 |
152-218 |
156-226 |
165-236 |
172-246 |
100-258 |
60 |
70 |
190-257 |
197-266 |
203-276 |
211-286 |
219-297 |
227-306 |
237-321 |
247-ЗЭс |
259-350 |
70 |
80 |
258-335 |
266-348 |
276-360 |
287-374 |
298-388 |
309-402 |
322-420 |
337-438 |
351-458 |
80 |
V |
|
|
|
|
« полорого у, |
ДОНА ПОЛС |
)Си |
|
|
0,006 |
0,010 |
0,015 |
0,020 |
0,025 0,030 |
0,035 |
0,040 0,045 0,050 0,055 |
0,060 |
1 V, км/ч |
ш/Ч |
|
|
|
Радиус кривой, и |
|
|
|
20 |
20 |
20 |
*
19 |
19 |
18 17 |
0
17 |
16 16 16 15 |
15 |
|
20 |
30 |
: 21-46 |
21-44 |
20-43 |
20-42 |
19-40 18-39 |
18-38 |
17-37 17-36 17-35 16-34 |
16-34 |
30 |
40 |
i47-81 |
45-79 |
44-76 |
43-74 |
41-72 40-70 |
39-68 |
38-66 37-64 36-63 34-61 |
35-60 |
40 |
50 |
182-127 |
80-123 |
77-120 |
75-116 |
73-113 71-109 |
69-106 |
67-104 65-101 64-98 62-96 |
61-94 |
50 |
60 |
128-183 |
124-177 |
I2I-I72 |
I17-167 |
114-162 I10-157 |
107-153 |
105-149 102-145 99-142 97-138 |
95-135 |
60 |
70 |
184-249 |
178-241 |
173-234 |
168-227 |
163-221 158-214 154-208 |
150-203 146-197 143-193 139-ldB |
136-184 |
70 |
60 |
250-325 |
242-315 |
235-306 |
228-296 |
221-288.215-280 209-222. |
204-265.198-268Л94-252 189-246 |
185-240 |
60 |
3.5,
V
ш/ч |
|
|
|
чина поперечного уклона полосы |
|
-!
■ ■ — I |
|
0,000 |
-0,006 |
-0,010 |
-0,0X5 |
-0,020 |
-0,025 |
-0,030 |
-0,035 |
-0,040 |
V
км/ч |
|
|
Радиус кривой. |
м |
|
|
|
|
20 |
31 |
33 |
36 |
37 |
11-39 |
11-42 |
12-46 |
13-48 |
14-52 |
20 |
30 |
32-72 |
34-74 |
36-79 |
3&-&3 |
40-J8 |
43-95 |
46-101 |
49-110 |
52-118 |
30 |
40 |
73-126 |
75-132 |
80-140 |
84-146 |
89-157 |
96-168 |
102-180 |
III-195 |
II9-2I0 |
40 |
50 |
127-ЮТ |
133-207 |
141-219 |
149-23I |
I5B-246 |
169-263 |
IB1-28I |
196-305 |
211-328 |
50 |
60 |
196-283 |
208-297 |
220-318 |
232-333 |
247-354 |
264-367 |
282-405 |
306-439 |
32^-472 |
60 |
70 |
284-306 |
238-405 |
3X6-429 |
334-454 |
355-482 |
368-515 |
406-551 |
440-497 |
473-643 |
70 |
во |
307-504 |
406-529 |
430-660 |
455-592 |
483-630 |
516-674 |
552-720 |
•196-780 |
644-840 |
80 |
Настоящие Рекомендации разработаны на основе резу оьтатов теоретических исследований и натурных наблюдений за фактическими скоростями движения транспортных средств, проведенных Госдор-нии,КАДИ, трестом иОргдорстройи и ХАДи на дорогах 1-1У категорий Украинской ССР ь 1979-1930 гг.с учетом материалов ВНИИДД аШД СССР но нормированию скоростей на улицах и дорогах / ше'тодическое письмо J* 6, Л.,1976/; Белдорнии /Методические рекомендации по определению допускаемых скоростей движения, минск,1974/, действующих Правил дорожного движения /издания I960 г./, накопленного и СССР опыта по нормированию скоростей движения на дорогах обшей сети.
Рекомендации являются развитием имеющихся раост, обобщают огшт по ограничению скоростей на дорогах общего пользования и предусматривают цпффьрелцированное введение скоростных ограничений по категория!., дорог, а также группам транспортных средств.
Рекомендации предназначены для служб безопасности движения дорокно-зксплуатациснных организаций. Они могут быть использованы работниками Госаьтоинспекции, проектных и других организаций при составлении схем расстановки дорожных знаков на автомобильных дорогах.
Настоящие Рекомендации одобрены для опытного внедрения на заседании секции ремонта и содержания автомобильных дорог Научно-технического совета Ьшндорстроя УССР /протокол М 14 от 16 июня 1981 г./ и рекомендованы дорожным организациям Министерства для использования в работе по введению скоростных ограничений на обслуживаемых дорогах.
Разработка настоящих Рекомендаций осуществлена: раздел 1-2, Госдорнпи - к.т.н.Забышдо А.С., инженерами Похитило Б.Л., Лановым А.Т.,; КАДИ - проф.Хомяком Я.В., доц.Полищуком В.П., к«т.н. Гуковым Н.И., асе.Пальчиком Н.Н.; ХАДИ - доц.Гаврило-* вым 3*В., раздел 3, трест "Оргдорстрой" - к.т.н.Резником В.Н., инж.Рыжковым А.Ф., раздел 4 и приложение - совместно.
Замечания и предложения следует направлять в Госдорнии по адресу: 252II3, Киев-113, Крест-Литовский пр.,77/79.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В настоящих Рекомендациях изложены основные требования по введению общих и местных скоростных ограничения на дорогах 1-1У категорий общей сети с шириной проезжей части 2x11,5; 2x7,5; 7,5*2x0,75; 7,5; 7,0; и 6,0 м.
1.2. Скоростные ограничения вводятся с целью повышения безопасности движения транспортных средств на эксплуатируемых дорогах, улучшения технико-экономических показателей работы транспорта, экономии энергетических ресурсов и защиты окружающей среди.
1.3. Под введением скоростных ограничений движения подразумевается ограничение максимальной, минимальной и установление значений рекомендуемой скорости.
1.4. Общие скоростные ограничения предусматривают установление верхних и обеспечение нижних значений скорости движения вне населенных пунктов и вводятся по группам транспортных средств и категориям дорог.
1.5. Местные скоростные ограничения вводятся для всего транспортного потока в населенных пунктах; на кривых в плане; подъемах; мостах, путепроводах, эстакадах.
1.6. Группы транспортных оредств образуются механическими транспортными средствами о близкими показателями максимальных скоростей движения.
. К первой группе относятся транспортные средства, указанные в пункте 9.2.1. "Правил дорожного движения”: легковые автомобили, междугородные, туристские и особо велне автобусы, а также грузовые автомобили с полной массой не более 3,5т.
К второй группе относятся транспортные средства, указанные в пункте 9.2.2 "Правки дорожного движения": другие автобусы, мотоциклы, грузовы^автомобили о подвой маооой более 3,5 т.Кроме того в эту группу включены автопоезда ж мотороллеры.
1.7. Конкретные уровни общих скоростных ограничений по группам транспортных средств принимаются в з&ввовмостж от икринн проезжей частя эксплуатируемых дорог.
1.8. Настелете Рекомеяджцдж ae аохлгпшг необюджвюста пользования Приватами дорожного диджеям, ГОСТом 10607-78 -•Знака дорожнуе* / обще технические условия/, ГОСТом 23459-79 -•Технические средств»» оргалвзяци дорожного движения* / права-да пIлконения/ в лругвмн норатжвнымн документам!.
2. оадк ОГРАНИЧЕНИЯ СКОРОСТИ
2.1. Вердина уровни скоростях ограниченав на дорогад П кате горя» е «жрано! проезде* часта 7,5 м в укрепатедынаа падоса-
нв по 0.75 м для групп транспорта из средств ус телавлв лаются согдасво пункта 9.2.1; 9.2.2 ’Правил дорожного дпижонзи* соответственно: 1-я группа - ве более 90 км/ч; 2-я группа - но болея 70 км/ч.
2.2. Вертляв уровня скоростям* ограничена! на дорогах П-II жатегорм! е «врано! проезде* часта 7.5 м боа укрепительных полос;7,0; 6,С м для всех групп транспортных средств прпвтвтся едиными 1 устанавливается не более 70 км/ч.
2.3. Вккяве урошн сто рос те! ва дорогах 0 ватегормж е правое проезде! часта 7,5 ш я укрепительнее полосат по 0,75 м дм всех групп транспорта средств должав обеспечиваться ве менее
40 км/ч. Ва дорогах В-17 жатегорм! о право! проезде* часта 7,5 в беа укреиятадыгах полос, 7.0; 6,0 в дм всех групп транспортам средств анкете уровва своростявх огражжчеаж! вводить но требу-отоя.
2.4. Сводаве даяняе уроаво! скоростам ограажчеяа! прнведеви
в таблице I, _
Таблхла I
ограничена! по
дорог
1цаша проеаже* наста дорог, в |
Груша» трано-вортнвх оредеп |
Тронет скоростям
ргишпт, —
верхние навете |
7,6 с ужроватед— |
1
2
г Г 2
1-2 |
90
70
70 |
40
беа огоа-■rasa |
3. МЕСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СКОРОСТИ
3.1. Населенные пункты
3.1 Л. Необходимость местного ограничения максимальной скорости движения на участках дорог в пределах населенных пунктов диктуется наличием интенсивного движения переходов как вдоль дороги, так и в местах пешеходных переходов.
ЗЛ.2. Если жилая застройка населенного пункта расположена только с одной стороны дороги на расстоянии менее 6075 м от ее проезжей части и отсутствует движение пешеходов> в начале застройки, на расстоянии 50100 м от ближайшего дома, расположенного иди слева, или справа по ходу движения, устанавливают дорожный знак 5.24. Для дорог П-17 категорий знак 5.25 рекомендуется размещать на однэй опоре со знаком 5.24, с тыльной его стороны. Знак 5.24 не вводят скоростных ограничений движения транспорта и применяется в качестве информационного.
3.1.3. Если жилая застройка населенного пункта расположена с одной стороны дороги на расстоянии более 75 м от ее проезжей части, рекомендуется указывать направление движения установкой знаков перед одним из примыканий / съездом/ в .данный населенный пункт.
3.1.4. Если хилая застройка населенного пункта расположена только с одной стороны дороги на расстоянии менее 60 м от ее проеажей части, а с другой размещены объекты сервиса, здания, сооружения дорожной и автотранспортной службы перед населенным пунктом устанавливается знак 5.22. Знак 5.23 допускается рае-мещат^на дорогах Я - 17 категорий с левой стороны на одной опоре оо знаком 5.22.
G .
3Л.5. Если жилая застройка населенного пункта расположена с дву:: сторон дороги на расстоянии менее 60 м от проезжей части, на расстоянии I00-150 м от крайнего дома, находящегося ближе 60 и от проезжей части дороги, следует устанавливать дорожные знаки 5.22.
3.1.5Л. Максимальную скорость необходимо ограничить и при расположении застройки в непосредственной близости от проезжай части / 5 м и менее/ и частом переходе дороги детьдад.
Если школа, училище, техникум, другое учебное заведение или детское учреждение расположено вблизи проезжей части и переход через нее организован без применения светофорного регулирования вызывного / из здания или локально/ действия, за близлежащими перекрестками, но не далее 60 м от начала учреждения рекомендуется устанавливать знак 3.24 с числом МО"* с табличкой 7.5.4. "Время действия*, на которой указывают время интенсивного движения детей / например : 800-830; 14*5-14 1830-1900/* Знак 3.24 рекомендуется размещать на одной опоре со знаком 1.21."Дети*.
3.2. Участки дорог с кривыми в плане
3.2. Х. Необходимым условием частного ограничения максимальной скорости движения на кривой в плане является наличие при движении но вей транспорта со скоростью более 80 км/ч предпосылок возникновения аварийной ситуация, связанной с заносом автомобиля на кривой ж выходом его на полосу встречного движении или с опрокидыванием автомобиля в сторону, обратную повороту дороги.
3.2.2. Причинами возникновения этих предпосылок являются, хроме других, дорожные факторе: недостаточный радиус кривой; отсутствие виража иди недостаточная его величина; низкая шероховатость дорожного покрытия; высокая скольэкость дороги из-за
7.
неблагоприятных погодных условий. Указанные <i акт opt могут способствовать возникновению аварийной ситуации как совместно, ток и каждый в отдельности.
3.2.3. Решение вопроса ограничения максимальной скорости движений на кривой в плане /установка знака 3.24 и расчет числа но нем/ должно производиться с позиций проявления указанных в п.3.2 лорэжных факторов раздельно на внутренней и внешней полосе /полосах/ кривой.
3.2.4. Недостаточная видимость встречного автомобиля на кривой в плане является одним из необходимых условий по ограничению обгона и, поэтому, в настоящих рекомендациях она не рассматривается как фактор ограничения скоростного режима движения транспорта.
Величина ограничения максимальной скорости движения на кривой в плане с fie лью уменьшения воздействия факторов, указанных в п.3.2.2, всегда меньше требуемого ограничения ее при учете недостаточной видимости поверхности дороги. Это обстоятельство позволяет не рекомендовать выполнение специальных расчетов по определению необходимости ограничения скорости движения в условиях недостаточной видимости поверхности дороги.
3.2.5. На участках лэрог с кривыми в плане, параметры которых соответствуют требованиям СНиП П-Д.5-72 /радиус более 250 м, имеется вираж с уклоном 40-602^, коэффициент сцепления шин автомобиля с покрытием составляет 0,5 и более/ необходимость в установке постоянных дорожных знаков 3.24 отсутствует.
При изменении значений коэффициента сцепления в сторону уменьшения на таких кривых в плане, в начале кривой рекомендуется устанавливать управляемый /временный/ знак 5.18 "Рекомендуемая скорость", число на котором определяют по табл.
3.2, 3.4, 3,6 и 3,8.
3.2.6. Для кривых в плане с параметрами, отличающимися
от указанных в п.3.2.5, следует предусмотреть установку знаков 3.24. Расчет величины ограничения максимальной скорости выполняют по известной формуле:
8
где: I - радиус кривой, м;
у - коэффициент сцепления колес автомобиля
с влажным покрытием полосы / полос/ дороги;
t - поперечный уклон покрытия полосы / полос/ движения одного направления.
Полученное по формуле значение ограничении скорости движения округляют в меньшую сторону до величины, кратной 10 км/ч * и это число наносят на основном знаке 3.24,
С.2.7. Для определения числа на основном постоянном знаке 3*24 при значениях коэффициента сцепления покрытия близких 0,4 рекомендуется применять: табл. 3.1 - если поперечный уклон полосы /полос/ направлен в сторону, противоположную повороту; или табл. 3.2 - если уклон в сторону поворота.
3.2.6. Для определения числа на основном постоянном знаке 3.24 при значениях коэффициента сцепления покрытия близких 0,3 рекомендуется применять: табл. 3.3 - если поперечный уклон полосы / полос/ направлен в сторону, противоположную повороту; или табл. 3.4 - если уклон в сторону поворота.
3.2.9. Для определения числа на управляемых /временных/ знаках - 3 ,24 и 5.18 при наличии на покрытии кривой в плане укатанного снега рекомендуется применять табл. 3.5 - если поперечный уклон полосы / полос/ направлен в сторону, противоположную повороту; или табл. 3.6 - если уклон в сторону поворота.
3.2.10. Для определения числа на управляемых / временных/ знаках 3.24 или 6.18 при наличии на покрытии кривой в плане гололедицы рекомендуется применять: табл. 3.7 - если поперечный уклон полосы в сторону, противоположную повороту; табл. 3.8 - если уклон направлен в сторону поворота.
З.2.Н. Определение величины ограничения максимальной или рекомендуемой скорости движения по табл. 3.1-3.8 производят следующим образом. Величину поперечного уклона полосы / полос/ одного направления движения округляют в большую сторону - если применяют таблицы 3.1,3.3,3.5 и 3.7 и ж меньщую сторону - если применяют таблицы 3.2,3.4,3.6 и 3.8 до величины кратной 0,005/ЗМ Затеи, на нужной таблице но округленной величине попаренного уж-лона паями наладят вертикальный столбик с указанными пределами раддусо» кривых а плане.
9 .
По строчке, соответствующей действительному радиусу кривой, определяют величину ограничения шксшвльной или рекомендуемой скорости движения.
Припер. Необходимо определить число на управляемом знаке 3.24 при наличии на покрытии кривой в плане с радиусом 100 м гололедицы. Поперечное сечение дороги на кривой - двухскатный профиль о уклонами +0,022 и -0,024. Округляем поперечные уклоны: + 0,020 н - 0,025. По табл. 3.7 определяем / см.табл.3.7/: V„= 30 км/ч;по табл. 3.8: ч„ = 40 км/ч. По внешней полосе
кривой должен быть установлен временный знак 3.24 с числом ”30" н по внутренней - о числом ” 40".
3.2.12. Если кривая в плане расположена полностью или частично на участке дороги с продольным уклоном более 30% и на ней необходимо ограничить максимальную скорость движения,основные постоянные знаки следует устанавливать: 3.24 - со стороны спуска совместно со знаком I.II.I или I.II.2 " Опасный поворот"; 5.18 - оо стороны подъеме в начале круговой кривой. В случаях, не указанных в п.3.2.12 основной постоянный знак 3.24 или управляемый / временный/ знак 3.24; /5.18/ устанавливают в начале круговой кривой или в начале переходной кривой, если она имеется.
3.3. Участки дорог о подъемами
3.3.1. Необходимость введения скоростных огранхчений движении транспорта на участках автомобильных дорог с продольными уклонами возникают только в том случав, когда имеется две подоон или более, ведущих на подъем.
3.3.2. На двухполосных дорогах о дополнительной полосой на подъеме рекомендуется ограничивать минимальную окорость движения на левой / основной/ полоое, ведущей на подъем, путем применения вяака 5.8.3 "Начало подоен" о явображекимм ни нем знаком 4.7.