Министерство газовой промышленности
Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов
„ВНИИСТ”
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕМОНТА КРАНОВ-ТРУБОУКЛАДЧИКОВ АГРЕГАТНО-УЗЛОВЫМ МЕТОДОМ
Москва 1966
УДК 621.873.3:621.643/083.96
* Рекомендации по оргаяхзацхх реи опта хранов-трубо-у кладчиков агрегатмо—узловым ие-годои' составлены сотруджн— хаих лабораторхх ах с их уат а их к х реионта иашхн ВНИИСТа Н .П. Шаговый х Г. А. Га л ххныи-Шу валовый.
Все пред ложен к я х заиечанхя направлять по адресу: Москва, Н—58, Окружной проезд, 19, ВНИИСТ, лаборатория эксплуатации н реионта иашхн.
- проверить наличие узлов и агрегатов в оборотном фонде хозяйства и обеспечить своевременное его пополнение*
- своевременно производить отправку jsaoB и агрега -тов в ремонт, получение их от ремонтного предприятия.
27. данные первичного учета движения оборотных узлов и агрегатов заносятся в карточки (приложение 2), открываемые на каждый ремонтный узел.
На лицевой стороне учетной карточки записываются сведения об исправных узлах и агрегатах, поступающих на склад хозяйства, а на оборотной стороне-сведения об уздах, снятых с трубоукладчиков и требующих ремонта.
Общий учет движения ремонтных узлов л агрегатов ма -шин ведется по журналу (приложение 3).
У1. Качество семонта.рекламации,списание узлов
28. Выдаваемые или отправляемые ремонтным предприя -тием отремонтированные узлы и агрегаты трубоукладчиков должны быть комплектными и отвечать Техническим условиям на сдачу в ремонт и приемку из ремонта узлов и агрегатов трубоукладчиков .
29. Все основные узлы и агрегаты трубоукладчиков после ремонта на ремонтном предприятии должны проходить испытание под нагрузкой.
Результаты испытания заносятся в паспорт, выдаваемый заказчику вместе с отремонтированным узлом или агрегатом.
перечень узлов и агрегатов, испытание которых псд нагрузкой является обязательным, дан з приложении
30. Размеры деталей, восстановленных методом наплаз-ки, должны соответствовать указанным в рабочих чертежах,
31. после ремонта узлы и агрегаты должны быть окра -шены, а их рабочие поверхности покрыты смазкой, зубья шестерен и звездочек, шейки валов, шлицезые пазы и т.д. должны быть защищены от повреждений при транспортировке и хранении.
32. Если при сборке или испытании трубоукладчика обнаружена неисправность отремонтированных узлов или агрегатов, они немедленно заменяются из оборотного :онда, на что
Л
составляется соответствующий акт. На основании этого акта ремонтное предприятие за свой счет производит повторный ремонт узлов и агрегатов*
33. Ремонтное предприятие гарантирует исправное действие основных узлов и агрегатов для трубоукладчика при условии соблюдения своевременного технического обслуживания и правил технической эксплуатации машины.
Если неисправности узлов и агрегатов произошли по вине ремонтного предприятия и выявлены в процессе эксплуатации (за время гарантированного срока), то эксплуатирующая организация, не производя самостоятельного вскрытия узла или агрегата, обязана составить акт*
34. Узлы, вышедшие из строя ранее очередного ремонта по вине эксплуатирующей организации, заменяются другими из оборотного фонда * Одновременно составляется акт с указанием причины и виновных лиц для принятия соответствующих мер. Списание пришедших в негодность агрега -тов и узлов производится в соответствии с Техническими условиями на сдачу в ремонт и приемку из ремонта узлов и агрегатов трубоукладчиков . Годные детали списанных уз -лов и агрегатов направляются ремонтному предприятию.
УП. Методика определения обменного фонда ремонтных узлов и агрегатов
35» Нормативы обменного фонда ремонтных единиц рассчитываются по формуле:
Фоб = iL2L£ + р .
Г х Ц
где фоб - фонд обменных ремонтных единиц;
Н - списочное число однотипных машин в хозяйстве;
К - количество однотипных ремонтных единиц в машине (узлов или агрегатов);
Г - отношение срока службы ремонтной единицы к фактически отработанному количеству машино-часов в год;
Ц - число возвратов ремонтных единиц в обменном фонде хозяйства после ремонта (в год)
12
365 - число календарных дней в году; а - число календарных дней ремонта узла или агрегата в мастерских или ремонтном предприятии с учетом транспортировки,
Р - Резерв ремонтных комплексов.
Ремонтный фонд рассчитывается отдельно для каждого ремонтного узла и агрегата или ремонтного комплекта, заменяемого при выполнении текущего или среднего ремонта трубоукладчика.
Расчет норматива оборотного фонда ремонтных узлов и агрегатов для ремонтного предприятия
Необходимое ремонтным предприятиям количество одноименных узлов (агрегатов), составляющих оборотный фонд для машин одного типа, определяют исходя из продолжительности ремонта базисного узла по формуле:
где А - необходимое число одноименных оборотных узлов на расчетный период (месяц, год);
+а- продолжительность ремонта данного узла в рабочих днях;
£р- продолжительность ремонта наиболее трудоемкого базисного узла машины в днях;
Л. - количество одноименных узлов в машине;
В - количество машин, выпускаемых из ремонта в один день.
УШ.Определение времени транспортировки узлов и агрега-тов кранов-трубоукладчиков от места эксплуатации до ремонтного предприятия и обратно
Длительность повагонных перевозок по железной до-
О
275
где д _ число суток, потребных для перевозки;
С - общее расстояние при железнодорожных перевозках ;
275 - норма пробега вагона с грузом в сутки (взята ориентировочно для примера расчета);
А - время,необходимое на отправление груза, а также при переходе груза с одной дороги на другую в сутках* Определение времени А производится по железнодорожным тарифам. Таблица
Номенклатура ремонтных узлов и^регатов для ремонта трубоукладчиков TI5-30 и T0I2-24 агрегатно-узловым методом
—Р-1-1—-j 1 г- —
fete! j I i ,Медремонт-!
«Наименование узла!Марка!Номер Коли-вные сроки ,Приме-ш !ддя агрегата !маши-!узла !чест-!службы в ‘чание
j |ны !или ,во на|МОточасах !
* , !агре-*маши-'работы j
! * ,гата !ну !машины
I |
Т-1- |
ТГ^ |
4 { ! |
5 1 |
6 ! 7 |
I. |
Двигатель |
TI2-24 КДМ-100 |
I |
2400 |
|
TI5-30 |
|
|
|
2. |
Радиатор водяной в сборе |
—г~ |
08IIII |
I |
2400 |
3. |
Радиатор масляный в сборе |
|
09700 |
I |
2400 |
4. |
Муфта сцепления в сборе |
—II— |
14360 |
I |
2400 |
5, |
Механизм выключения муфты сцепле- |
15200 |
|
4800 |
|
ния |
-И- |
I |
5* |
Коробка перемены передач |
— Я— |
12794 |
I |
4800 |
7. |
Муфта отбора модности в сборе |
— I!— |
Т15-Э0-
9сбВ |
"i |
1200 |
8. |
Цепная передача |
Т15-Э0 |
Т15-Э0- |
-I |
1200 |
|
в сборе |
ТС12-24 |
«сод
TCI2-24 |
|
|
|
Зсб |
I |
1200 |
9. |
Вал промежуточный в сборе |
TQI2-24
Т15-Э0 |
ТО12-24 07-000 I |
2400 |
10. |
Редуктор двухскоростной в сборе
Муфта соединительная в сборе |
-»»- |
ТО12-24 2сб I |
2400 |
II. |
-II— |
ТТэ-30
11-000 |
I |
3600 |
12, Лебедка в сборе |
T0I2-24 |
TI5-ЭО- |
I |
4800 |
TI5-30 |
бс 6В |
|
|
13, Рама верхняя в |
Т15-Э0 |
TI5-30- |
I |
4800 |
сборе |
|
17сбВ |
|
|
I». |
TI2-24 |
T0I2-24-
1сб |
I |
4800 |
15. Стрела в сбор&. |
ТО 12-2» |
ТО12-24- |
I |
4800 |
|
TI5-30 |
12сб Т15-Э0-13-000 ТО12-24- |
I |
4800 |
16* Гидроцилиндр |
TQI2-24 |
I - |
4800 |
в сборе |
|
05-000 |
|
|
TI5-30 |
|
I |
4800 |
17. Блок стреловой 7j сборе |
T0I2-24 |
T0I2-24-9с б |
I |
4800 |
П5-30 |
TI5-30-41-ОСО |
т
X |
4800 |
|
18. Блок подвижкой |
ТО12-2» |
T0I2-24- |
1 |
4800 |
в сборе |
TI5-30 |
Псб
TI5-30-
»2сб |
- |
4800 |
19. Управление муф |
ГО12-2» |
T0I2-24- |
I |
4800 |
той отбора мощ |
|
1»сб |
|
|
ности |
По—30 |
_ii_ |
т
X |
4800 |
20. Масляный насос |
ГО 12-2» |
1012-24- |
I |
4800 |
в сборе с при |
|
15сб |
|
|
водом |
По-30 |
TI5-30-
44-000 |
I |
48СС |
21. Каток одноборт |
1612-2» |
2I44C |
6 |
2400 |
ный правой тележ |
"По- 30 |
|
|
|
ки в сборе |
|
|
|
|
22. Каток однобортныйТ012-24 |
21440 |
6 |
1200 |
левой тележки в сборе |
ГГ 5-30 |
|
8 |
|
23. Каток двухсортный правой тележ |
1012-2»
-TI5-30 |
21445 |
4
8 |
2400 |
ки в сборе |
|
|
|
2». Каток дзухбортныйТ012-24 левой тележки в ол сборе iI°"30 |
21445 |
4
8 |
1200 |
25. Ролик поддеиживаю- |
|
|
|
1дий в сборе |
ТО 12-2» |
2I6I5 |
4 |
3600 |
TI5-30 |
2I6I5 |
6 |
3600 |
26. Гусеница правой |
ТО12-2» |
|
|
|
тележки в сборе |
22210 |
I |
4800 |
27. Гусеница девой |
|
|
|
|
тележки в сборе |
ТС112-2» |
22210 |
I |
3600 |
I.Обще полохеыия
I «В основу организации ремонта кранов-труб оужлщдчжков агрегатно-узловым методом положена система планово-пре -
дупредительного ремонта (ПНР), при которой трубоукладчик ремонтируется по плану после того, как машина отработана установленное количество машино-часов*
Наиболее эффективным методом ремонта кранов-трубо-укладчиков в системе плансвб-предупредительного рембйта является агрегатно-узловой, при котором неисправные узлы и агоегатк машины заменяются заранее отремонтированными или новыми, доставленными и взятыми из оборотного фонда. Снятые с малины узлы и агрегаты поступает на ремонтное предприятие, где на специализированных постах производится их разборка, ремонт, сборка л обкатка-испытание.
Узлы и агрегаты кранов-трубоукдадчикав при ремонте агрегатно-узловым методом обезличиваются.
2. При ремонте трубоукладчиков агрегатно-узловым методом, кроме определений, установленных инструкцией по проведению планово-предупредительного ремонта строительных машин СИ 207-62, утвержденной Государственным комм -тетом Совета Министров СССР но делам строительства, вводятся дополнительные понятия:
- ремонт кранов-трубоукладчиков-комплекс техничес -ких операций, восстанавливающих работоспособность трубоукладчиков путем замены требующих ремонта узлов я агрегатов с одинаковыми сроками службы на заранее отремонтированные, а также регулировка и испытание м^шин в целом.
- ремонт агрегатов и узлов-комплекс технологических операций, восстанавливающих их работоспособность путем ремонта деталей, регулировка и испытание узла или агре -гата^
3
- оборотный фонд-комплектк узлов и агрегатов установленной номенклатуры для своевременного проведения ремонта трубоукладчиков агрегатно-узловым методом.
Деталь - первичный элемент, представляющий собой одно целое. В детали отсутствуют какие-либо соединения как разъемные,так и неразъемные.
Подузел - соединение двух или нескольких деталей,вы-полнянцих функцию единой детали.
Узел - часть машины, представляющая собой соедине -ние некоторого количества деталей независимо от зида соединений и методов выполнения.
Узлы, которые могут быть сняты или установлены как единое целое, без частичной разборки снежного с ними уз -ла (блок подвесной, вал промежуточный, муфта соединительная и т.д.) называются ремонтными.
Агрегат - механизм, собранный из узлов, лодузлов и деталей, выполняющий определенную функцию (редуктор двух-скоростной в сборе, лебедка, муфта отбора мощности и т.д.).
Базисная деталь узла - основная деталь узла, с которой начинается его сборка. Техническое состояние базисной детали определяет срок службы узла до списания.
Базисный узел машины - основной узел машины, на котором монтируются другие узлы и агрегаты.
3. Технологический цикл восстановления работоспособности трубоукладчика, т.е. ремонта машины^разбивается на две самостоятельные фазы: замена неисправных узлов и агрега -тов на испразные, проводимая в трассовых услозиях строи -тедьства магистральных трубопроводов (колоннах и в строительных участках), и ремонт агрегатов и узлов машины,выполняемый на специализированных ремонтных предприятиях.
4. Замена узлов и агрегатов при ремонте кранов-тру-боукладчиков агрегатно-узловым методом производится комплексно и в сроки,установленные структурой ремонтного цикла.
Если по истечению срока ремонта трубоукладчика машина не нуждается в очередном ремонте, то срок ремонта ее может быть перенесен до следующего планового ремонта, на что составляется соответствующий акт.
5* Требующие ремонта агрегаты и узлы заменяются на обезличенные исправные, получаемые из оборотного фонда.
6. Все снятые с трубоукладчика агрегаты и узлы проходят один вид ремонта, который должен полностью восстановить работоспособность агрегата или узла и обеспечить его работу до следующего для данного узда или агрегата периодического ремонта.
7. Текущие и средние ремонты трубоукладчиков,как правило,производятся в трассовых условиях без вывода машин из эксплуатационной зоны путем замены узлов и агрегатов на оборотные.
Капитальный ремонт трубоукладчиков должен произво -диться на специализированных ремонтных предприятиях аг -регатно-узловым методом,т.е. с использованием готовых отремонтированных узлов и агрегатов, что значительно сокращает сроки нахождения машин в ремонте.
П. Межремонтный цикл кранов-трубоу.^дчиков
Продолжительность межремонтного цикла при ремонте агрегатно-узловым методом устанавливается для трубоукладчиков TDI2-24,TI5-30 (Т20-40)- 4800 машино-часов работы (см. график).
9. В течение межремонтного цикла трубоукладчик проходит техническое обслуживание и полный комплекс перио -дических ремонтов. Техническое обслуживание и ремонт трубоукладчиков производится согласно графику.
Ш.Основные мероприятия для внедрения агрегатно-уэдового метода ремонта
10# Для внедрения агрегатно-узлового метода ремонта трубоукладчиков необходимо провести ряд организационнотехнических мероприятий:
- обеспечить все подразделения строительных управлений с колонны, строительные участки, ремонтные мастерские),а также специализированные ремонтные предприятия по ремонту
трубоукладчиков технической документацией, а именно: чер-
5
периодичности замены аерегатоб тру5оык/)адчико6 Т012"24 is TI5-30 /6 машино-часах/ is |
|
( |
N |
|
1200 |
2400 |
3600 |
|
|
с |
то
- |
|
К - кститальный ремонт С - средний ремонт Т - текущий ремонт |
тешами узлов и агрегатов, техническими условиями на сдачу в ремонт и приемку их из ремонта, технологией на разбороч-яо-сборочные работы по замене узлов, и агрегатов, графиками периодичности замены и проведения технического обслуживания, номенклатурой агрегатов и узлов,заменяемых при всех видах ремонта, и методикой расчета необходимого оборотного фонда в зависимости от численности парка трубоукладчиков;
-оснастить ремонтные предприятия стендами для обкат-хн и испытания узлов и агрегатов, а также контрольно-измерительным инструментом;
- организовать на ремонтных предприятиях и на местах ремонта трубоукладчиков (на трассах и др. строительных объектах) контроль за качеством выполнения всех видов работ,
11. Оборотный фонд узлов и агрегатов для ремонта трубоукладчиков создается путем восстановления отдельных узлов со списанных трубоукладчиков и тракторов, укомплектования ремонтных уэлов из запасных частей, а также за счет поступления новых с заводов-изготовителей.
12. В целях экономии расходования запасных частей на ремонтных предприятиях организовать восстановление дета -лей, использованных ранее, применяя для этого методы пе -редовой технологии. Номенклатура восстанавливаемых дета -лей трубоукладчиков долина быть выбрана с учетом технической возможности ж экономической целесообразности.
Технологию восстановления изношенных деталей необходимо выбрать с учетом Технических условий на ремонт и изготовление новых деталей.
13. Узлы и агрегаты трубоукладчиков первых выпусков, поступающие на ремонтное предприятие, должны пройти мо -дернизацию в соответствии с последними моделями трубоукладчиков, выпускаемых ваводами-изготовитедями.
14. За один-полтора месяца до внедрения агрегатно-узлового метода ремонта трубоукладчиков произвести осмотр всего парка трубоукладчиков с целью установления их действительного технического состояния и определения требуемого вида и объема ремонта с составлением соответствующего акта (приложение I).
15. Строительное управление разрабатывает плая-гра-фнк перевода наличного парка трубоукладчиков на агрегатно-узловой метод ремонта по строительным участкам н ко -лоянам и другим подразделениям.
Утвержденный план-график доводится до каждой строительной организации и их подразделений, а также накрав -дяется на ремонтное предприятие, занятое ремонтом обо -ротных узлов и агрегатов.
16. Агрегатно-узловой метод ремонта трубоукладчиков применяется при проведении текущих, средних и капитальных ремонтов. Текущие и средние ремонты трубоукладчиков про -изводятся в колоннах и других низовых организациях строительных управлений с использованием передвижных ремонтных мастерских, в эксплуатационных условиях при помощидос-тавленных узлов и агрегатов.
17. При производстве ремонта трубоукладчиков на строительные участки возлагается:
- планирование ремонта эксплуатируемых трубоуклад -чиков и согласование плана-графика ремонта со строительным управлением;
- произвести предварительный осмотр подлежащих ремонту трубоукладчиков (не позднее чем за месяц до начала гемэнта) для установления их действительного техническо -го состояния и определения требуемого вида и объема ре -мента;
- получение от ремонтных предприятий отремонтиро -данных комплектов агрегатов и узлов, доставки их к месту ремонта машин, возврат на ремонтные предприятия демонтированных и требующих ремонта узлов и агрегатов трубоукладчиков ;
- производство текущих и средних ремонтов трубоукладчиков агрегатно-узловым методом.
18. Плановые ремонты трубоукладчиков производятся путем замены узлов и агрегатов в эксплуатационных условиях ремонтной бригадой совместно с рабочими, обслуживающими машину (машинисты),под общим руководством механика строительной организации (колонны, участка и т.д.). Ремонтной бригаде придается передвижная мастерская (ПАРИ), оснащенная всем необходимым для производства ремонтных работ, а
8
также подъемно-транспортными средствами#
Строительным колоннам и участкам запрещается производить любую разборку и ремонт узлов и агрегатов при проведении ремонтов трубоукладчиков.
19. Переход на агрегатно-узловой метод ремонта трубоукладчиков производится в два этапа:
а) на первом этапе агрегатно-узловой метод вводится на предприятиях ^выполняющих капитальные ремонты трубоук -ладчиковгт.е* в ремонтных мастерских строительных управ -лений и специализированных ремонтных предприятиях ;
б) на втором этапе этот метод ремонта вводится на строительных участках и в колоннах при производстве те -кущих и средних ремонтов трубоукладчиков с использованием отремонтированных узлов и агрегатов, получаемых от ремонтных предприятий.
20. Все узды и агрегаты трубоукладчиков, демонтиро -ванные при ремонте машин, направляются строительными участками на ремонтные предприятия или в специализированную ремонтную организацию, обслуживающую данный географический район. Отправляемые узлы и агрегаты трубоукладчиков по своему техническому состоянию и комплектности должны со -ответствовать Техническим условиям на сдачу в ремонт и приемку из ремонта узлов и агрегатов кранов-трубоукладчи-ков • На ремонтном предприятии эти агрегаты и узды под -вергаются заводскому ремонту и в установленные сроки сдаются строительным организациям.
Выпускаемые с ремонтного предприятия агрегаты и узлы трубоукладчиков должны соответствовать чертежам ремонтных узлов.
Ремонтное предприятие обязано выдавать всем строительным участкам отремонтированные узлы и агрегаты в комп -ленте, соответствующем категории ремонта трубоукладчиков , и в сроки, установленные согласованным графиком.
21# Модернизация трубоукладчиков при агрегатно-узловом методе ремонта:
- модернизированные узлы и агрегаты должны по своим техническим и экономическим качествам соответствовать аналогичным узлам и агрегатам последних моделей трубоукладчиков, запускаемых эазодоы-изготоэиуелем;
9
- узлы и агрегаты, снятые с трубоукладчика при его модернизации, списываются по акту. Годные детали списанных узлов и агрегатов используются для комплектования узлов оборотного фонда.
1У. Планирование ремонта
22, При переходе на агрегатно-узловой метод ремонта трубоукладчиков, связанных одним технологическим процессом (изоляционная колонна, трубосварочная база и др.),желательно для получения наибольшей эффективности работы машин комплектовать в группы машины одной марки с оди -паковым сроком службы до капитального ремонта.
23, При ремонте трубоукладчиков агрегатнс-узловым методом исключительнее значение приобретает четкая ссгляиза-лия ремонтной службы.
Основанием для проведения ремонтов служит время,фактически отработанное трубоукладчиком.
24, План-график ремонта трубоукладчиков составляется на год и уточняется со всеми подразделениями строительной организации за месяц до начала соответствующего квартала,
У. Система учета
25, Основной единицей учета при агрегатно-узловом методе ремонта трубоукладчиков является ремонтный узел.
Для удобства учета их движения ремонтные узлы подлежат клеймению * Место клеймения для каждого узла установлено чертежом ремонтного узла. Клеймение производится ремонтным предприятием перед выдачей ремонтных узлов строительным организациям.
3 случае замены при ремонте агрегата или узла де -талей с клеймом ноыора переносятся без изменения на вновь поставленные детали. Новым узлам, поступающим для попол -нения оборотного фонда, присваивается очередной порядко -внй номер для данного наименования узла.
26, Эксплуатационные хозяйства строительного управления должны вести учет движения оборотных ремонтных узлов: IQ