ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
ВНИИСТ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА РАДИОРЕЛЕЙНЫХ ЛИНИЙ СВЯЗИ В КОМПЛЕКСЕ С УНВ СВЯЗЬЮ
В УСЛОВИЯХ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ
Отдел научно-технической информации
Москва 1970
УДК 621.396:551.345(083.96)
В настоящей работе даны рекомендации по технологи 1 организация строительства радиорелейных линий связи (РРЛ) и УКВ радиостанций в условиях вечномерзлых грунтов.
Необходимость этой работы вызвана тем, что на севере налей страны строятся и запроектированы крупные магистральные трубопроводы, технологическая связь которых будет обеспечиваться радиорелейными линиями к УКВ радио -станциями.
Рекомендации разработаны на основе опыта строительства экспериментальной РРЛ Промыаденный-Якутск и северных трубопроводов сотрудниками лаборатории технологии и организации строительства ВНИИСТа: инженерами Гедовиу-сои Г.А. и Сундуновым С.И,
Рекомендации содержат комплекс мероприятий, позволяющих строителям РРЛ правильно организовывать работы в тяжелых условиях вечномерзлых грунтов.
Некоторые вопросы строительства радиорелейных линий связи магистральных трубопроводов не отработаны в достаточной мере на практике и не с вещенн в настоящей работе или освещены неполностью. По мере накопления опыта строительства Рекомендации будут уточнены и дополнены.
Замечания и предложения по уточнению Рекомендаций пуосьба направлять по адресу; Москва, Е-58, Окружной проезд, 19, ВНИИСТ, лаборатория технологии и организации строительства.
Таблица 2
жим |
Электродвигатели |
+12 |
+5 +20 |
50 |
30-70 |
Аккумуляторы |
+12 |
+8 +20 |
40 |
30-70 |
Измерительные
приборы |
+15 |
-20 |
+20 |
40 |
30-60 |
Радиоаппаратура |
+15 |
-20 |
+20 |
40 |
30-60 |
Электротехническое
оборудование |
+12 |
+5 |
+20 |
40 |
30-60 |
Запасные части |
+12 |
+5 |
+20 |
40 |
30-70 |
Инструмент |
+12 |
+3 |
+30 |
40 |
90-70 |
Изделия из резины |
+5 |
+3 |
+7 |
50 |
30-70 |
Химикаты |
+12 |
+10 |
+30 |
40 |
30-60 |
Обувь, одежда |
+12 |
+5 |
+20 |
40 |
30-60 |
4. РАЗРАБОТКА ТРАНСПОРТНОЙ |
СХЕМЫ |
|
'■■■■■ ■ — 1 -х — ■ ' - ■ ■ ■ —
Температура, °С ;Относ«тельная вла* ---i ность, %
; благо- ; .--г
|5SE5““| 5SS jS3”g:j «p«™»
4.1. Основную пассу грузов на базы строительства доставляют железнодорожным и водным транспортом. Для доставки грузов непосредственно на площадки используют автомат*-ны и тракторы.
4.2. Практика строительства показала, что больную часть грузов (90%) перевозят автоманжнами и лишь неболь-пут часть (10%) - тракторами. Тракторы нужны для расчистки пути и для аварийной помощи автомобилям иа трудных участках дороги. При большее снежных заносах и в период метелей движение по трассе возможно только санно-тракторными поездами.
Применение санно-тракторных поездов и автомашин с прицепами ускоряет доставку грузов, снижает стоимость транспортировки, сокращает расход горючего.
4.3. Транспортные перевозки следует орванизовать таким образом, чтобы время рейса не превышало рабочей смены. В связи с этим положением по трассе следует размещать перевалочные базы и склады. Плечо ездки автомашины не должно превышать 130+150 км, а трактора - 30*40 км.
4.4. При разработке транспортнс.1 схемы необходимо предусматривать использование водных путей.
В период весеннего разлива даже по малым рекам после создания временных причалов можно переправлять часть грузов. Проблема освоения водных путей достаточно п'лно реиена в "Рекомендациях по транспортному использован» малых рек в условиях севера Западной Сибири" (М., ОНТИ ВНйИСТа, 1969).
4.5. Малые реки можхо использовать при наличии в пароходстве судов с небольшой осадкой. В связи с тем что объем перевозимых грузов при строительстве РРЛ сравни -тельно невелик, модно рекомендовать типы судов, приведенные в табл.3,или аналогичные нм.
4 0,38 15 3,5 1 5
4 0,53 I7f5 S,9 I?
4 0,4 15,1 3,5 15
6 0,69 19,7 3,9 15
25 0,64 24,2 3,9 14
30 0,43 16,6 3,6 15
60 0,.? 30,2 5,8 10
60 0,74 29,5 5,8 14
Красноярский Калачевекий Красноярский Красноярский Каширский
4.6. В условиях вечной мерзлоты целесообразно широко использовать вертолеты дли доставки грузов и персонала ь труднодоступные районы м в случае аварии. Ошв стро-
мтельства показал больше возможности применения вертолетов несмотря на высокую стоимость аренды и завися -мость полетов от метеорологических условий.
Грузоподъемность и дальность полета различных типов вертолетов приведена в таблЛ.
Таблица k |
Тип |
| Грузоподъемность { j (практическая),! | |
Дальность, км |
МИ-1 |
0,1 |
400 |
ми-л |
0,7 |
700 |
МЗ-6 |
8,0 |
350 |
ии-ю |
12,0 |
250 |
|
5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН
5.1. Эксплуатация транспорта в северных условиях затруднена тем, что основная часть перевозок грузов падает на зиму в период проходимости тундры и заболоченной тайги. Поэтому до начала работ необходимо провести подготовительные мероприятия по повышение надежности и работо -способности маииь в условиях низкой температуры.
5*2* Радиатор и капот двигателей автомашин и тракторов утепляют чехлами с теплоизоляционным материалом (вата, шерсть, войлок)*
Картер двигателя необходимо также защищать пристегивающимся чехлом из войлока. Топливные баки дизельных машин утепляют войлоком или асбестом* Войлок наклеивают и на внутренние стенки кабины. Для предохранения лобовых стекол кабин от замерзания на них наклеивают вторые защитные стекла резиновым клеем или пластилином. Зазор между стеклами составляет 0,5-1,0 м.
На педали ножного управления необходимо наложить войлочные накладки. Пол кабины следует покрыть войлочным ковриком или микропористой пластмассой.
13
5.3. Большое значение нрм зимней работе имеет правильная подготовка аккумуляторных батарей. При отрица -тельных температурах емкость аккумуляторов на 30-40$ ниже номинальной. При замерзании электролита батарея выходит из строя, так как раствор, расширяясь, разрушает активную массу пластин. Аккумуляторы утепляют деревян -ныли ящиками с крынкой и двойными стенками, между которыми помещают войлок, стеклянную вату или другие теплоизолирующие материалы. Для выхода про' >дов в ящике делают прорези. Укрытые таким образом аккумуляторы не остывают ниже 0°С даже после 10-12-часовой стояка маикнн.
При длительных стоянках аккумуляторы следует убирать в теплые помещения.
5.4. При температуре нике -30°С резко снижается эластичность надели!, выполненных из обычных сортов резины (покрышки, камеры, нданги, ремни, сальники), поэтому необходимо заранее заменить их морозостойки» и обеспечить доставку на трассу.
При длительных стоянках колеса автомашин должнь находиться на деревянных подкладках, чтобы покрыл км не примерзай к грунту.
Заменять обычные шины морозостойкими следует в теплое время года, так как они требуют предварительной обкатки.
5.5. В условиях вечной мерзлоты целесообразно применять колеса с арочными иннанн, которые обеспечивают резкое повышение проходимости грузовых автомашин массового производства. Эти колеса устанавливают на задний мост взамен обычных двухскатных колес. Они не требуют изменения конструкции автомашин и обеспечивают надежную работу в условиях бездорожья, на переувлажненной местности и снежной целине глубиной 0,4-0,5 и.
Высокая проходимость обеспечивается за счет развитой опорной поверхности арочных вин н специального ри -сунка протектора.
Технические характеристики и назначение некоторых
образцов арочных ни приведены в табл.5.
5.6. В кабинах следует устанавливать отопительные
установки типа 0-15, 0-30 иди ОВ-65. Установи работают на бензине или дизельном топливе, весят от 5 (0-15) до 14
15 кг (GB-65) н подогревают воздух, не загрязняя его продуктам сгорания. Отработанные газы с температурой 250-270°С выходят в атмосферу по выводной трубе и могут бить использованы для подогрева двигателей.
Таблица 5
КбдВДы Ь&иика Шаг- i Давление \ вес, кг \ иГнрнна ■ян 1_1рузка.т воадуха.ат шины!обода профиля.мм |
■-2I3 |
ГАЗ-51А
ГАЗ-52 |
2,0 |
1,4-1,5 |
70 |
80 |
600 |
P-I7Q4 |
ЗИ1-164 8IM-I30 к юс ноди-фшсацш |
3,0 |
1,6-1,8 |
98 |
100 |
700 |
Я-173 |
Прицепы |
3,0 |
2,2 |
90 |
102 |
700 |
8-194 |
Спецмашин для работы на болотах,в снегу |
2,0 |
0,1-0,4 |
85 |
80 |
1200 |
|
5.7. Обогрев кабины и трансмиссии тракторов и бульдозеров можно осуществлять воздухом, нагретым от радиатора двигателя. Для этого на капот двигателя надевают утепляющий чехол, а в нижней части трактора, между лонжеронами, устанавливают металлический щит, который направляет теплый воздух под кабину и топливный бак.
5.8. В условиях строительства машины часто приходится хранить под открытым небом, поэтому необходимо предусмотреть предпусковой подогрев двигателей. Удобнее всего для этого использовать индивидуальные подогреватели и гу-сковые устройства, которые устанавливаются на машинах по • следних выпусков.
Двигатели перед пуском можно подогревать также горячей водой, паром, инфракрасными горелками, электроподогре-вателями.
Совершенно недопустимо подогревать двигатель открытым пламенем во избежание пожара, обгорания электропроводки, перегрева масла и его коксования.
5.9. Горячую воду заливают в систему охлаждения при открытых сливных кранах, пока из них не польется теплая вода. Определив на ощупь, что блок прогрелся (до 40°С)
В картер заливают подогретое (70-80°С) масло. За 5-10 минут все детали двигателя прогреваются.
ВВЕДЕНИЕ
Для отработки методов строительства радиорелейных линий связи в условиях вечной мерзлоты в 1967 г. предпринято строительство экспериментальной РРЛ вдоль трубопровода Промышленный-Якутек.
На этой трассе запроектировано комплексное финское оборудование, включая морозостойкие алюминиевые мачты, контейнеры с аппаратурой, способной работать при низких темпертурах, антенны и соединительные кабели. В комплект аппаратуры входят переносные УКВ радиостанции.
Питание аппаратуры на трассе предусмотрено от термогенераторов с подачей газа от магистрального трубопровода через автоматические редукторы РП-Ю.
Строительство сравнительно небольшой линии (около 300 км), содержащей всего 8 мачт, продолжалось почти 3 года.
Это было вызвано как сложными климатическими условиями Якутии и отсутствием опыта строительства в этих условиях, так и неудовлетворительной организацией работ.
Практика показала, что работы на Севере ставят перед строителями ряд проолем, которые не возникают при работах в других районах страны.
В первую очередь сюда относятся тяжелые климатиче -ские условия строительства, вопросы транспортировки грузов по трассе, эксплуатация механизмов, жилищно-бытовое устройство рабочих, земляные и сварочные работы, вопросы
3
охраны труда, сохранение вечномерзлого состояния грунта в районе строительства.
Настоящая работа в основном освещает вопросы специфики организации и технологии строительства РРЛ в условиях вечномерзлых грунтов, поскольку общие вопросы строи -:ельства достаточно подробно изложены в действующих правилах и инструкциях.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В состав работ по строительству РРЛ входят следующие операции:
а) проверка и комплектация оборудования на базах;
б) подготовка просек и площадок;
в) развозка оборудования по трассе;
г) строительство фундаментов под антенно-мачтовые сооружения;
д) строительство системы газоснабжения ТЭГ;
е) строительство антенно-мачтовых сооружений и зданий;
ж) монтаж ТЭГ, АРП-10 и радиоаппаратуры;
з) настройка радиоаппаратуры.
Пооперационная схема строительно-монтажных работ
приведена на рис.1.
1.2. Подготовку просек и площадок, строительство фундаментов и системы газоснабжения целесообразно поручать организациям, выполняющим эти работы при строительстве магистрального трубопровода.
Строительство башен и зданий, монтажные работы и настройку радиоаппаратуры должна выполнять специализированная организация.
1.3. Каждая организация, выполняющая работы по строительству РРЛ и УКВ радиостанций, должна быть обеспечена необходимыми рабочими чертежами и другой проектной документацией.
1.4. Работы следует выполнять по проектам производства работ (ППР), разработанным в соответствии с "Инструкцией о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ*
(ОН 47-67) и требованиями настоящих Рекомендаций.
|
Рис.1. Пооперационный график строительно-монтажных работ на площадке РРл:
a-строительство фундаментов и системы газоснабжения; б-строжтельство антенно-мачтовых сооружений зданий,монтаж и настройка аппаратуры |
1.5. При организации работ следует принимать поточный метод строительства, при котором бригады, выполнив полностьп порученные им работы, последовательно переие-щавтся по трассе с одной площадки на другую.
1.6. Организации могут приступать к работе только после оформления предыдущего этапа работы приемо-сдаточным актом.
6
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
2.1• В условиях вечной мерзлоты подготовка к строительству является одним из основных факторов, определяющее нормальный ход работ.
До начала строительства необходимо: организовать в любое время года разгрузку и хранение механизмов, оборудования, приборов и инструментов, завезенных на весь период строительства;
обеспечить использование пунктов разгрузки, складов, баэ снабжения и ремонта, созданных для строительства и эксплуатация трубопровода;
провести осмотр, проверку и комплектацию всего оборудования на базах и подготовить его к вывозу на площадки;
разработать транспортную схему с выбором вида транспорта по временам года, максимально использовав вертолеты и период навигации для завоза оборудования и механизмов в труднодоступные районы;
укомплектовать парк механизмов, способных работать в условиях вечной мерзлоты;
разработать мероприятия по эксплуатации механизмов в зимний период;
создать условия для нормальной работы и отдыха персонала;
проинструктировать сотрудников о работе в условиях Севера и сделать прививки против энцефалита, брюшного тифа и столбняка;
разработать рабочий график и проект производства работ, учитывающий распределение выполняемых операций по временам года.
3, ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДОВ И БАЗ
3.1. При организации складского хозяйства необходимо предусмотреть создание материально-технических складов, мест стоянки строительной техники и транспорта, складов горюче-смазочных материалов. 7
3.*:. По характеру операций склады делятся на перевалочные базы, центральные склады и склады на площадках.
3.3. Перевалочные базы устраивают вблизи железнодорожных станций и речных причалов по согласованию с представителями Министерства путей сообщения и Министерства речного флота. Базы выполняют в виде огороженных открытых площадок и навесов. Они служат для приемки поступающего оборудования и перевалки его с одного вида транспорта на другой.
ЗЛ. Центральные склады строят вблизи сооружений трубопровода (или населенных пунктов) по согласованию с владельцами этих сооружений (или местными властями)* вклады выполняют в виде закрытых отапливаемых или неотапливаемых помещении, навесов и открытых площадок. Склады служат для хранения, проверки и комплектации оборудова -ния до вывоза его на площадки строительства.
3.5. Склады на площадках сооружают в виде навесов и неотапливаемых помещений (палатки, фургоны, щитовые сборные помещения).
3.6. Условия хранения оборудования, предназначенного для строительства РРЛ, приведены в табл.1.
Таблица I
■
Наименование !на I м ^
;площади ;склада ;(без про-_pSWtfM
Открытая площадка |
;Высота;Род упа-; Способ ; у клад-; ковки ; укладки !'ки, м j j
i i i
i i *
j-j--!--
Трубы больших диаметров |
0,э-0,8 |
1.г |
Штабель |
Гюлуподземный склад |
|
|
|
Беяэин |
0,4з-О,7 |
I,* |
Бочка « |
смазочные материалы |
0,6—0,8 |
1,4 |
II п |
|
; Вес [Высота{Род упа-
;на I ы^ [уклад-; ковки
; площади ;ки, и ;
;склада ; ;
;(без про- j ;
\XOAOB)tl ;_|
Навес |
Трубы палых диаметров |
1,5-1,7 |
2,2 |
- |
Стеллаж |
Строительные машины в демонтированном виде |
0,4-0,? |
- |
- |
На полу |
Термогенераторы |
0,3-0,5 |
2,2 |
" |
п п |
Закрытый о клал неотапливаемый |
|
|
|
|
Арматура стальная и чугунная |
1,6-1,8 |
2,2 |
- |
Стеллаж |
Антенны |
0,9-1,2 |
2,2 |
- |
U |
Элементы антенной мачты |
0,8-1,1 |
1,5 |
Ящик |
U |
Метизы (болты), гайки и т.д. |
3,2-4,0 |
2 |
п |
II |
Электроды |
2,5-3,0 |
2 |
п |
II |
Тросы,проволока |
1,2-1,3 |
I |
п |
Штабель |
Кабель антенный |
0,3-0,4 |
1.‘ |
Барабан |
На полу |
Закрытый с клал отапливаемый |
|
|
|
|
Электродвига
тель |
0,6-0,9 |
1.5 |
- |
На полу |
Аккумуляторы |
0,4-0,6 |
1,5 |
- |
Стеллаж |
Измерительные
приборы |
0,4-0,7 |
1,5 |
Ящик |
Стеллаж |
Радиоаппаратура |
0,4-0,7 |
1.5 |
м |
U |
|
9
Окончанже табл. I |
Наименование |
1
;на I Z ;шю«адк i оклада ;(беэ про-;тадов), х |
(Высота ;укдад-;ки, м
|
i
i |
;Род упа-; ковш
i
j
1
{ |
j
i Способ ! укладки
i
i
i |
Арматура освети- |
|
|
|
тельная |
0,2-0,4 |
2,2 |
Ящик |
Стеллаж |
Лампы накалива |
|
|
|
|
ния |
0,12-0,15 |
; 2,2 |
* |
u |
Запасные части |
I.0-I.2 |
2,2 |
и |
u |
Инструмент |
0,6-0,9 |
2,2 |
• |
u |
Изделия из ре |
|
|
|
|
зины |
0,В-0,5 |
1,5 |
и |
11 |
Покрышки авто |
|
|
|
|
мобильные |
0,3-0,35 |
2,2 |
- |
u |
Обувь, одежда |
0,2-0,3 |
1,2 |
Тюк, |
u |
|
|
|
связка |
|
Провода и шнуры |
0,7-0,8 |
2,2 |
Бухта |
II |
Химикаты, краски. |
|
|
|
мастика |
0,6-1,7 |
1.2 |
Бочка |
Штабель |
|
3.7. В отапливаемых складах необходжмо поддерживать определенный режим хранения (табл*2).
3*8. На центральных складах необходимо предусмотреть возможность гроведення контроля, ремонта и комплектации поступившего оборудования. Все грузы растеривают, проверяют, комплектуют по комплектующим ведомостям, вновь затаривают и нумеруют в порядке вывоза на площадки.
3.^. В целях уменьшения объемов строительных работ и сокращения общих сроков сооружения РРЛ рекомендуется арендовать производственные и жилые помещения в ближайших населенных пунктах, а также широко использовать пункт разгрузки, склады, базы снабжения и ремонта, созданные для строительства и эксплуатации трубопровода.
10