ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
Москва 2010
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН АНО «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса».
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 09.06.2010 № 384-р.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5 ВЗАМЕН ОДМ 218.1.001-2005.
ПОДМ 218.1.001-2010
4.5 В соответствии со статьей 15 [1] и ГОСТР 1.2 национальные стандарты применяются надобровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.
Национальным органом по стандартизации не позднее, чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых надобровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
4.6 В соответствии со статьей 16 [1] в случае отсутствия национальныхстандартов применительно котдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил.
Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
4.7 В соответствии с ГОСТ Р 1,10 и ГОСТ Р 1.12 правила (нормы) стандартизации устанавливают организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации.
8
ОДМ 218.1.001-2010
4.8 В соответствии с ГОСТ Р 1.10 и ГОСТР 1.12 рекомендации по стандартизации содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте.
4.9 В соответствии с [2] общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийские классификаторы) устанавливают систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
4.10 В соответствии со статьей 17 [1] и ГОСТ Р 1.4 стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов.
Стандарты организаций применяются в сфере дорожного хозяйства для целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Стандарты организации, принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности, соблюдаются им в обязательном порядке.
Стандарты профессиональных научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов, инженерных обществ и других объединений юридических лиц разрабатываются для добровольного общеотраслевого применения.
4.11 В соответствии со статьей 16.1 [1] международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил,
9
ОДМ 218.1,001-2010
стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов, могут включаться в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.
4.12 Документы рекомендательного характера (далее — отраслевые дорожные методические документы) в сфере дорожного хозяйства применяются на добровольной основе для целей разъяснения методологии работ в сфере технического регулирования и (или) содержащих технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
4.13 Документы системы технического регулирования, обеспечивающие функционирование дорожного хозяйства, представлены в таблице 1.
Таблица 1 |
Наименование
документа |
Утверждающая
инстанция |
Назначение
документа |
Технические регламенты |
Принимаются международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, |
Устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), произвол- |
|
10
ОДМ 218.1.001-2010
Продолжение таблицы 1 |
|
или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (статья 2 [1]) |
ства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) |
Национальные
стандарты |
Утверждаются Национальным органом Российской Федерации по стандартизации (статья
и Ш) |
Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения |
Правила (нормы) в области стандартизации |
Утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ГОСТР 1.10) |
Устанавливают организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации |
|
11
ОДМ 218.1.001-2010
Продолжение таблицы 1
Рекомендации по стандартизации |
Утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р 1.10) |
Содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте |
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации |
Принимаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ([2]) |
Устанавливают систематизированный пере-, чень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией |
Своды правил |
Утверждаются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий ([3]) |
Устанавливают технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов |
12
ОДМ 218.1.001-2010
Окончание таблицы1 |
Стандарты организаций:
- стандарты научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций ит.п.
- стандарты конкретных субъектов хозяйственной деятельности |
Принимаются организациями самостоя-тельно на основании п. 1 статьи 17 [1] и могут согласовываться с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства (необходимость согласования определяется организацией) |
Применяются для целей со вершенство вания производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок |
Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил,стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств |
Принимаются международными, региональными и национальными органами (организациями) по стандартизации и зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов |
Применяются на добровольной основе в качестве документов в области стандартизации, о беспечивающих соблюдение требований технических регламентов при включении их национальным органом РФ в соответствующий перечень документов в области стандартизации |
Отраслевые дорожные методические документы |
Издаются федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства на основании п.З статьи 4 [1] |
Применяются на добровольной основе в качестве рекомендательного акта, разъясняющего методологию работ в сфере технического регулирования и (или) содержащего технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них |
|
13 |
ОДМ 218.1.001-2010
5 Порядок разработки, экспертизы, согласования,
утверждения, регистрации, введения в действие, обновления
и отмены документов технического регулирования
5.1 Технические регламенты разрабатываются, принимаются, изменяются и отменяются в порядке, установленном статьями 9, 9.1 и 10 [1].
5.2 Национальные стандарты Российской Федерации разрабатываются, утверждаются, обновляются и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1,2. Экспертиза проектов национальных стандартов РФ в области дорожного хозяйства проводится техническим комитетом по стандартизации «Дорожное хозяйство» (ТК418) в порядке, установленном ГОСТ Р 1.6.
5.3 Общероссийские классификаторы разрабатываются, принимаются, вводятся в действие, ведутся и применяются в соответствии с [2].
5.4 Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации разрабатываются, утверждаются, изменяются, пересматриваются и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.10.
5.5 Своды правил разрабатываются и утверждаются в соответствии с [3].
5.6 Стандарты организаций разрабатываются, утверждаются и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.4.
Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются этими организациями самостоятельно исходя из целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
В случае ссылки на утвержденные стандарты организаций 8 договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
По решению организации утверждаемый стандарт может быть направлен в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства для согласования в соответствии с [4].
14
ОДМ 218.1.001-2010
5.7 Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств разрабатываются, утверждаются и отменяются в порядке, установленном в данных международных, региональных и национальных органах (организациях).
5.8 ОДМ разрабатываются в порядке, установленном в [4]. В случае ссылки на официально принятые ОДМ в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
6 Применение нормативных документов в
переходный период
6.1 Межгосударственные стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), принятые до 1 июля 2003 года, являются национальными стандартами и на переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям (статья 46 [1]):
защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
обеспечения энергетической эффективности.
6.2 В переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) в дорожном хозяйстве продолжают действовать на добровольной основе, за исключением обязательных требований, соответствующих целям в пункте 6.1 настоящего методического документа, следующие категории документов, принятые до 1 июля 2003 года:
отраслевые стандарты дорожного хозяйства (ОСТ);
строительные нормы и правила (СНиП);
отраслевые дорожные нормы (ОДН);
ведомственные строительные нормы (ВСН); .
ОДМ 218.1.001-2010
нормативные документы других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае их регистрации Минюстом России;
отраслевые дорожные методические документы (ОДМ); стандарты субъектов Российской Федерации; нормы субъектов Российской Федерации; стандарты предприятий дорожного хозяйства (СТП). Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий вправе вносить изменения в свои нормативные документы, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. При этом проекты нормативных документов федеральных органов исполнительной власти о внесении указанных изменений должны быть размещены в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за шестьдесят дней до дня их принятия. Такие проекты, доработанные с учетом замечаний заинтересованных лиц, и перечень этих замечаний, полученных в письменной форме, направляются в экспертную комиссию по техническому регулированию, созданную в соответствии с положениями пункта 9 статьи 9 Федерального закона «О техническом регулировании» федеральным органом исполнительной власти, разрабатывающим такие проекты, не позднее, чем за тридцать дней до дня их принятия. В состав экспертной комиссии по техническому регулированию на паритетных началах включаются представители данного федерального органа исполнительной власти, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Решения об утверждении или отклонении таких проектов принимаются на основании заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
В другие категории нормативных документов не могут вноситься изменения идополнения. Втечение переходного периода положения данных нормативных документов могут быть переведены либо в технические регламенты, либо в национальные стандарты, либо в своды правил, либо в стандарты организаций, либо в отраслевые дорожные методические документы в соответствии с принципами технического регулирования.
В случае ссылки на вышеперечисленные нормативные документы в договорной (контрактной) документации, положения 16
ОДМ 218.1.001-2010
данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
7 Классификация отраслевых дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства
7.1 Для оптимизации и систематизации работ отраслевые дорожные методические документы дорожного хозяйства (ОДМ) классифицируют по классификационным группам, приведенным в таблице 2.
Таблица 2 |
Классифика
ционная
группа |
Наименование классификационной группы |
1 |
Организация технического регулирования в сфере |
|
дорожного хозяйства |
2 |
Проектирование автомобильных дорог |
3 |
Качество производства дорожных работ |
4 |
Оценка соответствия |
5 |
Метрологическое обеспечение |
б |
Безопасность дорожного движения |
7 |
Кадровое обеспечение |
8 |
Сервис и охрана окружающей среды |
9 |
Информационно-управляющие системы |
10 |
Финансовое обеспечение |
11 |
Другие |
|
7.2 В ОДМ классификационной группы 1 систематизируются отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством и разъясняются положения организационно-технических основ технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.
7.3 В ОДМ классификационной группы 2 разъясняются положения, устанавливающие нормы проектирования.
7.3.1 Нормы проектирования конструкций автомобильных дорог по составляющим компонентам:
-земляное полотно;
-дорожная одежда;
-дренаж и водоотвод.
17
ОДМ 218.1.001-2010
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения................................................. 1
2 Нормативные ссылки................................................ 1
3 Термины и определения............................................. 2
4 Основные принципы применения и соблюдения норм в
сфере дорожного хозяйства........................................ 4
5 Порядок разработки, экспертизы, согласования, утвержде
ния, регистрации, введения в действие, обновления и отмены документов технического регулирования............. 14
6 Применение нормативных документов в
переходный период................................................... 15
7 Классификация отраслевых дорожных методических
документов в сфере дорожного хозяйства....................... 12
8 Обозначение отраслевых дорожных методических
документов............................................................ 19
Библиография.......................................................... 20
III
ОДМ 218.1.001-2010
7.3.2 Нормы проектирования искусственных сооружений по составляющим компонентам:
- тоннели и трубы;
- мосты, путепроводы и эстакады;
- защитные сооружения;
- объекты сервиса и элементы обустройства автомобильных
дорог.
7.4 В ОДМ классификационной группы 3 разъясняются положения, устанавливающие требования по нормируемым параметрам:
7.4.1 К технологическим процессам выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них при:
-строительстве;
-реконструкции;
-капитальном ремонте;
-ремонте;
-содержании;
-утилизации.
7.4.2 К ресурсам, используемым в дорожном хозяйстве, и их сбережению:
- сырье;
- материалы;
- изделия и конструкции.
7.4.3 К транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
7.5 ОДМ классификационной группы 4 разъясняют положения организационно-технических и других требований в области оценки соответствия, в т.ч. аккредитации, подтверждения соответствия, строительного контроля, государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве и т.д.
7.6 ОДМ классификационной группы 5 разъясняют положения по метрологическому обеспечению в дорожном хозяйстве.
7.7 ОДМ классификационной группы 6 разъясняют положения по вопросам обеспечения безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по ним.
7.8 ОДМ классификационной группы 7 разъясняют положения по вопросам установления уровня квалификационных требований для разных категорий работников дорожной отрасли и методов их достижения.
18
ОДМ 218.1.001-2010 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования и сфере дорожного хозяйства
1 Область применения
1.1 Отраслевой дорожный методический документ «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства» (далее -методический документ) разработан в соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — ФЗ «О техническом регулировании») и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.
1.2 Настоящий методический документ содержит рекомендации по классификации, порядку разработки, экспертизы, регистрации, обновления, отмены и применения документов технического регулирования в дорожном хозяйстве.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 1.6-2005 Стандартизация и Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы
ГОСТ Р 1.10-2004Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены
1
ОДМ 218.1,001-2010
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
3 Термины и определения
В настоящем методическом документе применены термины по ГОСТ Р 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дорожное хозяйство: Комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку материалов и иную деятельность, связанную с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
3.2 техническое регулирование: Правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия [1],
3.3 технический регламент: Документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом
2
ОДМ 218.1.001-2010
Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти потехническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным стребованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) [1].
3.4 стандарт: Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг [1].
3.5 национальный стандарт Российской Федерации: Стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации [1].
3.6 свод правил: Документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов [1].
3.7 стандарт иностранного государства: Стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства [1].
3.8 региональный стандарт: Стандарт, принятый региональной Организацией по стандартизации [1].
3.9 свод правил иностранного государства: Свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства [1].
3
ОДМ 218Л.001-2010
ЗЛО региональный свод правил: Свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации [1].
ЗЛ1 региональная организация по стандартизации; Организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции.
ЗЛ2 стандарт организации: Стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ГОСТ Р 1Л2) [1].
ЗЛЗ отраслевой дорожный методический документ: Акт рекомендательного характера, изданный распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве, разъясняющий методологию работ в сфере технического регулирования и (или) содержащий технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
4 Основные принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства
4.1 В соответствии со статьей 3 [1] техническоерегулирование осуществляется в соответствии с принципами:
- применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
4
ОДМ 218.1.001-2010
- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
- единой системы и правил аккредитации;
- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
- недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
4.2 В соответствии со статьями 7 и 13 [1] к основным документам системы техн и чес ко го регулирован и я в сфере дорожного хозяйства относятся:
- технические регламенты;
- национальные стандарты;
- правила (нормы) стандартизации и рекомендации по стандартизации;
- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- своды правил;
- стандарты организаций;
5
ОДМ 218.1.001-2010
- международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
- акты рекомендательного характера, издаваемые распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве.
4.3 В соответствии со статьей 6 [1] технические регламенты
принимаются в целях;
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
- обеспечения энергетической эффективности.
Принятие технических регламентов в иных целях не
допускается.
4.4 В соответствии со статьей 7 [1] технические регламенты с учетом степени риска причинения вредаустанавливаютминимально необходимые требования, обеспечивающие:
- безопасность излучений;
- биологическую безопасность;
- взрывобезопасность;
- механическую безопасность;
- пожарную безопасность;
- промышленную безопасность;
- термическую безопасность;
- химическую безопасность;
- электрическую безопасность;
- ядерную и радиационную безопасность;
- электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
б
ОДМ 218.1.001-2010
- единство измерений;
-другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 [1].
Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности.
Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 [1].
7