ЦНИИПром зданий Госстроя СССР
Руководство
по повышению архитектурнохудожественного качества планировки и застройки предприятий машиностроения
Москва 1981
Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений Госстроя СССР
руководство
ПО ПОВЫШЕНИЮ АРХИТЕКТУРНОХУДОЖЕСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Москва Стройиздат 1981
|
Рис.1. Участие машиностроительных предприятий в формировании городской застройки |
корпус производственного объединения "Электросила" в Ленинграде (ПИ-1); завод "Манометр* на набережной р. Яузы в Москве (Гипроприбор, г. Орел); предприятия точного машиностроения
жилых районов в панораме завода воспринимается крупное метрическое членение планировочными вставками, при приближении крупный ритм вставок дополняется более мелкими ри'г-мическими членениями.
2.8. Для крупных многообъектных предприятий, разметаемых на удалении от селитебных районов, возникает необходимость в большой протяженности фронта (см. стр. 8, 9) соприкосновения промышленной площадки и основных подъездных магистралей. Рекомендуется обращать внимание на архитектурную организацию всего фронта соприкосновения промышленной площадки с основными подъездными пассажирскими магистралями, связывающими ее с‘селитебными районами.
При проектировании КамАЗа был применен планировочный прием, обеспечивающий контакт с подъездными магистралями
10
|
Зона восприятия силуэта здания
Рис.2. Использование высотных параметров многоэтажных производственных, административно-бытовых и лабораторных зданий ряда машиностроительных предприятий как прэстранственно-организуюшей основы городских районов |
по трем сторонам плошадки, - перпендикулярное по отношению к селитебным районам расположение площадки. К селитебным районам обращена сравнительно компактно организованная прецзавэцская зона, в которой расположены административный, учебный и медицинский центры. Транспортные магистрали проходят вдоль фронта бытовых зданий. Планировка предприятия организована таким образом, что к основным магистралям обращены фасады бытовых корпусов и сооружения центров. Складские и инженерные сооружения сосредоточены во внутренней части заводской территории. В данном случае учтено восприятие заводской застройки и со стороны города, и с подъездных пассажирских и пешеходных путей всеми работающими на заводе.
В Минусинском комплексе применен другой планировочный прием - организация курдонеров в промышленной застройке с концентрацией в них транспортных узлов и лредзаводских зон. Здесь к селитебным районам обращены и производстве иные корпуса, и сооружения предзаводской зоны. Застройка предприятия хорошо воспринимается с подъездных и пешеходных путей всеми работающими.
2.9. Архитектурная композиция застройки предприятий, размешенных в непосредственной близости от селитебной за-
11
Рис.З. Производственнэ-лаборатор -ный корпус - доминирующее соору -жение в застройке одного из рай -онов Москвы
схема восприятия застройки; общий виц корпуса
стройки или среди нее, должна строиться с учетом следующих аспектов её восприятия; из движущегося транспорта, с путей пешеходного движения, с фиксированных точек на уровне глаз пешехода, с верхних точек (с верхних этажей окружающей застройки ).
2.10. При формировании композиции предприятия и его предзавоцской площадки рекомендуется учитывать градостроительную ситуацию, в которой это предприятие находится ( одно-, двух-, трехстороннее примыкание к основным городским магистралям, островное расположение ) (рис.5-9), формируя фронт застройки таким образом, чтобы исключить из зоны
12
промыц/леиная территории __ селитебная L.J территория
|
Рис.4.Рекоменауемое аля городской структуры взаимное расположение селитебных и промышленных зон с преобла — данием предприятий приборостроения, электротехники и научно-производственных центров |
□ резервная территории обитает пенные центры озелененная территория
восприятия неблагоприятные с точки зрения архитектурного решения участки застройки предприятия, например складскую зону.
2.11. При размещении предприятий в непосредственной близости к селитебной застройке необходимы мероприятия по увязке архитектуры предприятий и селитебной застройки. Основные направления приемов увязки:
введение в композицию промышленной застройки элементов, обладающих масштабом, соразмерным масштабу селитебной застройки;
выявление контрастных соотношений основных сооружений промышленной и селитебной застройки в городском ансамбле.
2.12. Контраст может применяться как средство выявления главных и второстепенных элементов городского ансамбля. Благодаря крупному масштабу основных корпусов машиностроительных предприятий, они во многих случаях могут трактоваться в ансамбле как его основные элементы, конт^-.
13
|
Рис.5. Характерные градостроительные ситуации при размещении предприятий в пределах или на границе селитебной застройки города
а - одностороннее примыкание площадки предприятия к селитебной застройке; б - двустороннее угловое примыкание площадки предприятия к селитебной застройке; в - двустороннее фронтальное примыкание площадки предприятия к селитебной застройке; г - трехстороннее примыкание площадки предприятия к селитебной застройке; ц - островное расположение плошэдки предприятия среди селитебной застройки |
растные по отношению к зданиям окружающей селитебной застройки.
Рекомендуется применять различные виды контрастных соотношений, возникающих при взаимодействии в городских ансамблях производственных и жилых корпусов: соотношение
крупных и мелких масс; вертикальных объемов жилых корпусов-башен и горизонтальных производственных корпусов; контраст разномасштабных членений; контрастные соотношения по цвету, светлоте окраски, фактуре стеновых поверхностей и т.п. (рис. 10).
Если соотношения высот крупномасштабного производственного корпуса и окружающей жилой застройки близки, то необходимый контраст может быть достигнут подчеркиванием
14
|
Рис.6. Оаностороннее примыкание к селитебной застройке гороаа. Завод 'Станкоагрегат" в Москве |
Рекомендовано к изданию решением архитектурной секции НТС ЦНИИпромзданий.
Руководство по повышению архитектурно-художественного качества планировки и застройки предприятий машиностроения./ЦНИИПромзданий Госстроя СССР. — М. :Стройиздат, 1981. 152 с.
Содержит основные положения по совершенствованию архитектурно-художественных качеств планировки и застройки предприятий машиностроения. В нем рассмотрены вопросы проектирования генеральных планов с учетом окружающей застройки и последующего развития предприятия, объемно-планировочные решения зданий и сооружений различного назначения, организация благоустройства и применение элементов монументально-декоративного искусства, которые направлены на повышение архитектурно-художественного уровня предприятий.
Для архитекторов и инженеров.
Табл.5., ил.88.
Л 4902030000 (с) Стройиздат, 1981
ПРЕДИСЛОВИЕ
В Руковоастве рассмотрены архитектурно-художественные вопросы, возникающие при проектировании генеральных планов машиностроительных предприятий с учетом окружающей застройки и последующего развития производства, при объемно-планировочном решении зданий и сооружений различного назначения, организации благоустройства и применении эле мен -тов монументально-декоративного искусства, и даны рекомендации, которые направлены на повышение архитектурно-художественного уровня предприятий.
Применение Руководства при проектировании промышленных предприятий облегчит решение важной задачи повышения их архитектурных качеств, будет способствовать созданию оптимальных условий на производстве для трудящихся и повышению производительности труда в ведущей отрасли народного хозяйства.
Рекомендации настоящего Руководства разработаны на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации машиностроительных предприятий, а также результатов научно-исследовательских и проектно-экспериментальных работ, выполненных в последние годы.
Настоящее Руководство выполнено в соответствии с научно-технической проблемой 0.55.01 координационного плана Госстроя СССР на 1976-1980 гг. Задание 01 * Разрабо
тать усовершенствованные методы планировки и застройки промышленных узлов и решения генеральных планов промышленных предприятий в системе городской застройки, обеспечивающие снижение капитальных и эксплуатационных затрат, охрану окружающей среды, рациональное использование земли и повышение эстетических качеств застройки промышленных территорий". Руководитель задания - замдиректора ЦНИИ-Промзцаний по научной работе, д-р архитектуры Н. Н. К и м.
3
Руководство разработано отделом архитектуры предприятий машиностроения ЦНИИПромзцаний Госстроя СССР (руководитель и исполнитель работы канд. архитектуры Л. А. В и к т о-р о в а при участии арх. Т. П. Л у н е в о й).
В работе принимали участие МГСПИ (канд. архитектуры Ю. И. Н и к и ф о р о в, архитекторы Р. И. В о л к о в, Л. А. Меньшиков), Гипроприбор - г.Орел (канд. архитектуры Г, И. М и х а й л о в, архит. А. М, М и х а й л о в а), Гипро-станок (архит. Г. М. Агранови ч), Гипроэнергопром (архит. Н. Н. Р о с с и х и н а), Гипротяжмаш (архит. В. В, В оев о -дин, инж. М. Н. Т е р-М и к а э л я н, инж. Б. Г. Изотов), Гипротракторосельхозмаш (инж. А. П. Г л е б о в а). В Руководстве использованы материалы Промстройпроекта, Белпром— проекта, Гипро автопром а, ГПИ-6, ПИ-1, ЛГПИ, М ос проек
та-1, ПИ-2, Азгоспромпроекта.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Руковоаство распространяется на проектирование новых и подлежащих реконструкции предприятий, зданий и сооружений машиностроения и приборостроения.
1.2. Руководство разработано в дополнение к нормативным
документам, утвержденным или согласованным Госстроем
СССР.
1.3. Для повышения архитектурно-художественных качеств планировки и застройки машиностроительных предприятий необходим комплексный подход к их проектированию.
Одним из необходимых условий проектирования, которое обеспечивает создание целостного, гармоничного и целесообразно организованного предприятия, обладающего не только высокими функциональными, но и художественными качествами, является одновременное решение функционально-конструктивных и композиционных задач.
1.4. Архитектурный ансамбль предприятия необходимо рассматривать как результат взаимодействия:
комплекса зданий и сооружений, представляющего собой единый архитектурно-пространственный организм;
территории предприятия (архитектурная организация рельефа);
окружающей среды (окружающая застройка или ландшафт).
Необходимыми условиями для формирования архитектурных ансамблей являются:
компактность и целостность общего пространственного решения;
соразмерность или взаимоувязанность масштабов зданий и сооружений, объединяемых в ансамбль;
взаимоувязанность ритмических и модульных соотношений;
единство стиля архитектурно-художественного решения застройки;
эстетическая упорядоченность.
5
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕВОПРОСЫПРОЕКТИРОВАНИЯ
2.1. Рать машиностроительных предприятий в городской структуре определяется их объемно-пространственной композицией и социальным значением в жизни города: по своей композиции многие машиностроительные предприятия могут играть роль значительных градостроительных акцентов; социальная роль этих предприятий определяется большой численностью работающих, развитыми связями с научно-исследова -тельскими и проектными институтами, наличием в составе многих предприятий крупных конструкторских бюро, учебных, спортивных и медицинских центров. Эта роль должна находить свое отражение в объемно-планировочных решениях заводских и предзаводских комплексов, к которым следует подходить как к важнейшим общественным сооружениям города ( рис. 1 )•
2.2. Большинство предприятий точного машиностроения и ряд специализированных предприятий среднего маш иное трое -ния, размеры площадок которых позволяют гибко размешать их в планировочной структуре города на территории различных районов, могут быть использованы как пространственно организующая основа промышленно-селитебных и селитебных районов города (рис. 2).
Производственно-лабораторные комплексы, размешенные в зданиях повышенной этажности, целесообразно располагать на наиболее ответственных в градостроительном плане участках городской территории. В качестве примера можно привести 25-этажный производственно-лабораторный комплекс, расположенный на развилке двух магистралей в Москве. Башня высотой 125м доминирует в застройке селитебного района в радиусе около 7км и выполняет роль градостроительного акцента одной из планировочных зон города ( рис.З ).
Высотные объемы можно использовать как систему градостроительных акцентов. Примером такой системы служит застройка одного из шоссе в Москве, имеющая в качестве композиционных акцентов три предприятия.
6
2.3. При проектировании преаприятия с учетом градостроительных требований следует стремиться к комплексности и одновременности решения вопросов взаиморасположения данного предприятия и соседних предприятий или прилегающих селитебных районов с учетом санитарно-гигиенических, технико-экойомических, функционально-технологических и архитектурно-композиционных задач.
2.4. Для новых городов, в которых проектируется группа предприятий металлообрабатывающей промышленности и машиностроения, рекомендуется такое взаимное расположение промышленных и селитебных районов, которое обеспечивает их параллельное развитие.
Для новых городов, в которых преобладают приборостроение, радиоэлектроника и научно-производственные центры, рекомендуется размешать промышленные районы и науччо-тех -нические зоны, которые отличаются небольшими размерами территории, с целью приближения к местам проживания работающих рассредоточено вокруг или в самой селитебной зоне ( рис.4 ).
2.5. Предприятия с железнодорожными вводами целесообразно размешать только на границе с селитебными районами. В пределах селитебных районов могут размешаться машиностроительные предприятия, не имеюшие железнодорожных вводов на территорию, например предприятия точного машиностроения, которые по сравнению с предприятиями других отраслей машиностроения наименее материалоемки и выпускают в основном малогабаритную продукцию.
2.6. В зависимости от санитарной характеристики машиностроительные предприятия могут размешаться на расстоянии от селитебных районов, на границе с ними или среди селитебной застройки. Местоположение предприятия в системе города определяет условия его восприятия и соответственно его композиционные особенности.На расстоянии от селитебной застройки размешают крупные комплексные и комплексно—спе — циалиэированные заводы, имеюшие в своем составе крупные литейные цехи, а также специализированные заготовительные заводы. При формировании композиции застройки таких предприятий рекомендуется учитывать, что их застройка воспринимается панорамно, и уделять особое внимание решению силуэта, учитывая, что в него могут входить и сооружения дальних планов.
2.7. При формировании промышленных комплексов, размещаемых на расстоянии от селитебной застройки, следует применять многоуровневый масштабный строй, способствующий восприятию архитектурной композиции с разных расстояний и обеспечивающий условия постепенного раскрытия пространственной композиции по мере приближения к предприятию.
Одним из приемов решения фронта застройки, воспринимаемой в нескольких аспектах по мере приближения к предприятию, является сочетание крупных и мелких ритмических членений, которые постепенно, по мере приближения, дополняют ДРУГ друга. Примером такого решения может служить главный фронт застройки Волжского автомобильного завода: из