Утверждаю Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий |
|
Примерная программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных
образований
1. Пояснительная записка
Примерная программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее - Примерная программа) является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Примерная программа регламентирует обучение должностных лиц и специалистов администраций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на которых возложены обязанности по вопросам гражданской обороны (далее -ГО), защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС).
Целью подготовки данных групп населения по этой программе является совершенствование знаний и умений по организации выполнения мероприятий ГО и защиты от ЧС, а также выработка у них готовности и способности использовать полученные знания в интересах защиты населения, материальных
67
и культурных ценностей и территорий от опасностей мирного и военного времени.
В целях совершенствования качества повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в Примерную программу заложен принцип модульпо-компетентностного подхода к обучению. Предлагаемые модули разработаны с учетом базовой подготовки обучаемых и получения необходимого уровня знаний и умений, требуемых для выполнения ими должностных обязанностей после обучения в области гражданской обороны и защиты от ЧС. При этом темы первого модуля обучаемыми выбираются лично в зависимости от уровня своей исходной подготовки и рекомендаций преподавателя, закрепленного за группой, которые вырабатываются на основе входного тестирования. Материал выбранных тем первого модуля осваивается обучаемыми с использованием электронных материалов, разрабатываемых в УМЦ ГОЧС, и путем получения консультаций у преподавателя во время самостоятельной подготовки.
Основными задачами курса подготовки должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по данной Примерной программе являются:
а) систематизация сведений по основным возможным опасностям, характерным для данного субъекта РФ (муниципального образования);
б) овладение знаниями, умениями и навыками по предупреждению ЧС, ликвидации и минимизации влияния на население опасностей, присущих характерным для данного региона ЧС, а также возникающим в ходе военных действий или вследствие этих действий;
в) осознание обучаемыми важности своей деятельности, а также необходимости объединения всех сил и средств ГО и РСЧС для более эффективного выполнения задач по защите населения, материальных и культурных ценностей;
г) формирование личной и профессиональной культуры безопасности, воспитание готовности взять на себя ответственность за своевременное принятие адекватных решений и претворение их в жизнь в целях обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей мирного и военного времени.
Перечень должностных лиц и работников ГО и РСЧС, подлежащих обучению в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО, определен приказами МЧС России от 13.11.2006 г. № 646 и от 19.01.2004 г. № 19, зарегистрированными в Минюсте России.
Обучение организуется в соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», приказов и организационно-методических указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
68
№ |
Наименование модулей и включенных в них тем |
Категории обучаемых и количество учебных часов на отработку всех тем модуля |
Главы местных администраций и руководители организаций |
Должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС |
Должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС |
Работники
эвакуационных
органов |
Работники комиссий по повышению устойчивости функционирования |
Работники, осуществляющие обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС** |
Кол-во учебных часов |
Кол-во учебных часов |
Кол-во учебных часов |
Кол-во учебных часов |
Кол-во учебных часов |
Кол-во учебных часов |
Всего |
Лекции |
Семинары (круглые столы) |
£1 3 Ё
% 8 и 3 о и V о
р |
Самостоятельная
подготовка |
Всего |
Лекции |
Семинары (круглые столы) |
Практические занятия (деловые игоы) |
Самостоятельная
подготовка |
Всего |
Лекции |
Семинары (круглые столы) |
Практические занятия (деловые игры) |
Самостоятельная
подготовка |
Всего |
Лекции |
Семинары (круглые стопы) |
Практические занятия (деловые игры) |
Самостоятельная
подготовка |
Всего |
Лекции |
Семинары (круглые столы) |
Практические занятия (деловые игоы) |
! Самостоятельная подготовка |
Всего |
Лекции |
Семинары (круглые
столы) |
Практические занятия (деловые игоы) |
Самостоятельная
подготовка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
Входное тестирование |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
I |
Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС |
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
$ |
|
|
|
|
1 |
Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС, характерных для субъекта РФ, и возможное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
|
воздействие на объекты, окружающую среду их негативных и поражающих факторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС, ведении военных действий и вследствие этих действий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей на водных объектах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Организационные основы ГО и защиты населения и территорий от ЧС на территории РФ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, обязанности организаций и граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
6 |
Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС и уровни реагирования, их введение и установление, а также мероприятия, выполняемые по ним |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при введении различных режимов функционирования органов управления и сил ГО и РСЧС, установлении соответствующих уровней реагирования, а также получении сигнала о начале проведения мероприятий ГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
Планирование мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС |
8 |
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
1 |
Изменения и дополнения, внесенные за 5 лет в федеральные
законодательные и подзаконные акты по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения безопасности людей на водных объектах и их |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
|
влияние на организацию и выполнение этих мероприятий в субъекте РФ (муниципальном образовании, организации) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Требования региональных и муниципальных нормативных правовых актов и нормативных актов организаций по планированию мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС |
2 |
|
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
3 |
Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности органов управления, сил ГО и РСЧС |
|
|
|
|
|
3 |
|
3 |
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
2 |
3 |
|
|
4 |
Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка Плана ГО и защиты населения |
1 |
|
|
1 |
|
4 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС |
1 |
|
|
1 |
|
4 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
6 |
Участие органов управления, сил ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по борьбе с терроризмом и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС) |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
III |
Организация предупреждения ЧС и повышения устойчивости функционирования объектов экономики |
7 |
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
26 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
1 |
Потенциально опасные объекты, расположенные на территории субъекта РФ, и возможные опасности при нарушении их функционирования. Организация лицензирования. |
2 |
2 |
|
|
|
4 |
1 |
3 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
|
декларирования и страхования потенциально опасных объектов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению |
1 |
|
1 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Общие понятия об эвакуации населения. Факторы, влияющие на способы эвакуации при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения эффективности проведения эвакуации населения |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
4 |
Общие понятия об
устойчивости
функционирования
объектов экономики и
жизнеобеспечения.
Факторы, влияющие на
устойчивость
функционирования при ЧС и в военное время. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
4 |
4 |
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
5 |
Прогнозирование и оценка
устойчивости
функционирования
объектов экономики и
жизнеобеспечения
населения |
|
|
|
|
|
2 |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
2 |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделяемых на эти цели |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
7 |
Мероприятия, планируемые для повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, и организация их выполнения |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
IV |
Способы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения |
4 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
1 |
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС |
1 |
1 |
|
|
|
4 |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
2 |
Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
3 |
Организация
радиационной, химической и медико-биологической защиты населения и работников организаций |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
4 |
Организация инженерной защиты населения и работников организаций |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
5 |
Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
8 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
6 |
Организация медицинской профилактики радиационных поражений и оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
7 |
Деятельность должностных лиц ГО и РСЧС по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
У |
Организация выполнения мероприятий по ликвидации ЧС |
8 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
1 |
Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления и сил ГО и РСЧС в готовность |
2 |
|
|
2 |
|
5 |
|
2 |
3 |
|
3 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
2 |
3 |
|
|
3 |
Применение новых технологий при проведении АСДНР |
|
|
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
4 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
2 |
2 |
|
|
4 |
Порядок создания спасательных служб и НАСФ и их применение при организации и проведении АСДНР |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
6 |
2 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
5 |
Действия руководителей НАСФ и руководителей спасательных служб по организации и проведению АСДНР и выполнению задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР |
|
|
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
6 |
2 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
7 |
Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
2 |
3 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
VI |
Организация и осуществление подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС |
6 |
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
1 |
Деятельность должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС |
2 |
2 |
|
|
|
3 |
I |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб и НАСФ |
2 |
|
2 |
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
2 |
3 |
|
|
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в форме повышения их квалификации не реже одного раза в 5 лет.
Руководители УМЦ ГОЧС и курсов ГО на основании данной Примерной программы и с учетом указаний органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) по организации обучения населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, разрабатывают и утверждают установленным порядком программу повышения квалификации для каждой конкретной категории обучаемых. Программа повышения квалификации подлежит ежегодной корректировке после утверждения Плана комплектования УМЦ ГОЧС и курсов ГО. В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня компетенций в области ГО и защиты от ЧС, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Кроме этого в программе повышения квалификации исходя из местных условий, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов, помимо прочего определяется расчет времени, отводимого на изучение тем, предлагаемых Примерной программой, уточняется содержание тем занятий, последовательность их изучения, формы и методы проведения занятий без сокращения общего количества часов, предусмотренного настоящей Примерной программой на отработку модуля в целом.
Для повышения эффективности обучения в обязательном порядке организуется и проводится входное тестирование уровня знаний обучаемых. На основании его результатов вырабатываются индивидуальные рекомендации слушателям по изучению тем первого модуля, а также может уточняться расписание занятий.
Учебные группы для повышения квалификации комплектуются преимущественно из лиц одной или схожих по своим функциональным обязанностям категорий обучаемых с учетом уровня их подготовки. Количество слушателей в группе не должно превышать 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий разрешается учебную группу делить на подгруппы численностью 12-13 человек. При проведении занятий в форме деловых игр допускается деление группы на подгруппы, численность которых определяется штатной структурой создаваемых для проведения деловой игры органов управления ГО и РСЧС и замыслом используемой формы обучения.
Продолжительность ежедневных учебных занятий с преподавателем не менее 6 учебных часов (по 45 минут). Кроме того, ежедневно (кроме предвыходных и предпраздничных дней) предусматривается 3 часа на самостоятельную работу слушателей. Часы самоподготовки используются для изучения выбранных тем первого модуля, работы с приборами, консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов.
69
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
3 |
Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС |
|
|
|
|
|
3 |
|
3 |
|
|
10 |
2 |
4 |
4 |
|
5 |
2 |
3 |
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
6 |
2 |
4 |
|
|
4 |
Организация пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
5 |
Деятельность должностных лиц и работников ГО и РСЧС по созданию и использованию технических средств информирования в местах массового пребывания людей |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
6 |
Особенности обучения в области ГО и защиты от ЧС и психологической работы с населением, проживающим на радиоактивно загрязненных территориях |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
7 |
Особенности деятельности должностных лиц ГО и РСЧС по организации обучения неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС и участию в обучении подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
2 |
3 |
|
|
В целях сокращения материальных затрат и времени на проезд обучаемых, которые подлежат обучению в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО, разрешается проводить их обучение методом сбора с выездом преподавателей УМЦ ГОЧС и курсов ГО в другие города и районы субъекта Российской Федерации, а также с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
На всех занятиях с использованием имитационных средств и радиоактивных источников руководитель занятия несет персональную ответственность за соблюдение мер безопасности.
В целях усиления практической направленности обучения темы №7 М2, №5 М3, №4 М4 и №2 М5 Примерной программы рекомендуется отрабатывать на материальной базе объектов. Объекты определяются решением руководителей органов исполнительной власти(председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности) субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Обучение слушателей завершается сдачей зачета. Форма проведения зачета и его содержание разрабатываются преподавателями УМЦ ГОЧС, курсов ГО и утверждаются начальниками УМЦ ГОЧС и курсов ГО индивидуально в каждом субъекте РФ. Прием зачетов проводится комиссией, назначаемой начальником УМЦ ГОЧС (курсов ГО). По согласованию с начальником Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (органа специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления) в состав комиссии могут привлекаться сотрудники (работники) этих органов.
2. Требования к уровню освоения курса обучения
Исходя из требований к уровню знаний и умений, необходимых для выполнения обязанностей по ГО и защите от ЧС, обучающиеся по данной программе разделены на 6 групп (главы местных администраций и руководители организаций, должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС, должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС, работники эвакуационных органов, работники комиссий по повышению устойчивости функционирования, работники, осуществляющие обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС).
В результате прохождения курса повышения квалификации:
а) главы местных администраций и руководители организаций должны:
знать:
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах;
структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО,
70
мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах;
состав, задачи, возможности и порядок применения сил ГО и РСЧС субъекта РФ (муниципального образования, организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности; уметь:
анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с занимаемой должностью;
принимать решения, ставить задачи и координировать деятельность органов управления и сил ГО и РСЧС при возникновении ЧС; быть ознакомлены с:
организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС;
реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них, защиту населения;
организацией проведения научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, а также обобщения и распространения передового опыта в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах.
б) должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС должны:
знать:
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах;
структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах;
состав, задачи, возможности и порядок применения сил ГО и РСЧС субъекта РФ (муниципального образования, организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
экологическую, природную и техногенную обстановку на территории субъекта РФ (муниципального образования);
порядок создания запасов (резервов) финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;
организацию взаимодействия между органами управления и силами ГО и РСЧС; организацию проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ликвидации ЧС мирного и военного времени;
порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
организацию обучения населения в области ГО и защиты от ЧС;
71
организацию, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди населения; уметь:
разрабатывать планирующие документы в области ГО и защиты от ЧС; анализировать, оценивать обстановку и готовить предложения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с занимаемой должностью;
организовывать деятельность подведомственных структурных подразделений органов управления и сил ГО и РСЧС при возникновении ЧС;
организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами и средствами при выполнении работ;
организовывать и обеспечивать выполнение мер пожарной безопасности; организовывать и контролировать деятельность по безопасной эксплуатации опасных производственных систем и объектов;
организовывать и проводить подготовку подчиненных органов управления, должностных лиц, сил ГО и РСЧС, а также обучения населения в области ГО и защиты от ЧС;
организовывать обобщение и распространение передового опыта по предупреждению ЧС и защите населения от опасностей, возникающих при ЧС и военных действиях;
осуществлять меры по выполнению заданий мобилизационного плана в области ГО;
быть ознакомлены с:
принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
организацией взаимодействия с частями и подразделениями
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС;
реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них, защиту населения;
организацией проведения научно-исследовательских и опытноконструкторских работ в области ГО и защиты от ЧС.
в) должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС должны: знать:
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня и роль сил ГО и РСЧС в решении задач;
состав, задачи, возможности и порядок применения подведомственных сил ГО и РСЧС субъекта РФ (муниципального образования, организации);
порядок действий сил при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
72
виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, возможные последствия, способы защиты населения от их воздействия и место сил ГО и РСЧС при их применении;
порядок взаимодействия с органами управления;
ЧС природного и техногенного характера, которые наиболее вероятны на территории субъекта РФ (муниципального образования), возможности подчиненных сил по их предотвращению и ликвидации последствий;
порядок проведения специальной обработки, дозиметрического и химического контроля;
способы оказания первой помощи;
порядок примене1шя сил ГО и РСЧС в ходе проведа 1ия АСДНР при ликвидации ЧС; уметь:
поддерживать в постоянной готовности подчиненные силы ГО и РСЧС; анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области ГО и защиты от ЧС в объеме занимаемой должности;
осуществлять организацию проведения АСДНР, управление подчиненными силами при выполнении работ;
организовывать и обеспечивать выполнение мер безопасности личным составом и окружающими при проведении АСДНР;
осуществлять проведение мероприятий по предоставлению населению убежищ, средств индивидуальной защиты, эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
проводить подготовку подчиненных сил ГО и РСЧС к выполнению задач по их предназначению;
быть ознакомлены с:
принципами построения и функционированием систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
передовым опытом в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
г) работники эвакуационных органов должны: знать:
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
опасности мирного и военного времени и их основные поражающие факторы;
порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
порядок и организацию проведения эвакуации;
порядок применения, организацию хранения и поддержания в готовности к выдаче населению индивидуальных средств защиты;
порядок организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС);
73
порядок поддержания в готовности защитных сооружений; особенности эвакуации культурных и материальных ценностей; уметь:
анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения в объеме занимаемой должности по вопросам эвакуации;
разрабатывать планирующие и сопровождающие документы в области организации и проведения эвакуации;
разрабатывать и осуществлять мероприятия по повышению эффективности проведения эвакуационных мероприятий;
использовать медицинские средства защиты для оказания помощи пострадавшим;
веста учет имущества, находящегося в распоряжении защитного сооружения;
быть ознакомлены с:
принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также эвакоорганами других территорий, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС.
д) работники комиссий по повышению устойчивости функционирования должны: знать:
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе на радиоактивно загрязненных территориях;
опасности мирного и военного времени и их основные поражающие факторы;
порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС мирного и военного времени;
методы и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики, в том числе на радиоактивно загрязненных территориях;
методики оценки устойчивости функционирования объекта экономики при угрозах и опасностях различного характера; уметь:
анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения в объеме занимаемой должности по вопросам повышения устойчивости работы экономики и жизнеобеспечения;
разрабатывать планирующие документы в области повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
обеспечивать выполнение мероприятий по устойчивому функционированию объектов экономики в военное время и при ЧС;
74
давать прогнозы по устойчивости функционирования объекта экономики; быть ознакомлены с:
принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
передовыми технологиями в области производства, способствующими повышению устойчивости функционирования объекта экономики.
е) работники, осуществляющие обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС должны: знать:
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
состав, задачи, возможности и порядок применения сил ГО и РСЧС субъекта РФ (муниципального образования, организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, возможные последствия, влияние негативных факторов, способы защиты от ЧС;
характерные особенности экологической и техногенной обстановки на территории субъекта РФ (муниципального образования), наиболее вероятные для этой местности ЧС природного и техногенного характера;
порядок создания запасов (резервов) финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;
организацию и порядок взаимодействия между органами управления и силами ГО и РСЧС;
организацию и порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС мирного и военного времени;
порядок проведения специальной обработки, дозиметрического и химического контроля;
способы оказания первой помощи;
организацию и порядок обучения населения в области ГО и защиты от ЧС; организацию, формы и методы пропаганды знаний в области ГО и защиты от ЧС среди населения; уметь:
организовывать и проводить подготовку различных категорий населения в области ГО и защиты от ЧС; быть ознакомлены с:
принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения;
реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них, защиту населения;
75
организацией проведения научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, а также обобщения и распространения передового опыта в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах.
3. Учебно-тематический план
Цель обучения: получение слушателями знаний, умений и навыков по организации и выполнению мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера и военных действиях.
Категории обучаемых:
1. Главы местных администраций и руководители организаций.
2. Должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС.
3. Должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС.
4. Работники эвакуационных органов.
5. Работники комиссий по повышению устойчивости функционирования.
6. Работники, осуществляющие обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС.
Продолжительность обучения: 18 -72 учебных часа.
Форма обучения: с отрывом от работы.
Режим занятий: 3-12 дней по 6 учебных часов.
Модули обучения и их структура
I. Элективный модуль
1. Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС (материал тем модуля изучается слушателями самостоятельно с возможностью получения консультации у преподавателя. Рекомендуется к изучению должностным лицам и специалистам ГО и РСЧС, впервые проходящим подготовку в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО):
П. Модули, обязательные для изучения:
1. Планирование мероприятий гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Организация предупреждения чрезвычайных ситуаций и повышения устойчивости функционирования объектов экономики.
3. Способы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения.
4. Организация выполнения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Организация и осуществление подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
76