НОРМЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ
«ЭНЕРГИЯ»
УТВЕРЖДАЮ;
Министр энергетики и электрификации СССР
П. НЕПОРОЖНИЙ
«8> июня 1967 г.
НОРМЫТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ
«ЭНЕРГИЯ»
МОСКВА 1967
планом соседних предприятии, планировкой магистралей населенных пунктов и микрорайонов.
§ 19. Компоновка генплана электростанции должна приниматься в соответствии с принципиальной типовой схемой генплана тепловой электростанции.
Принципиальная схема внутриплощадочной компоновки должна сохраняться в максимально возможной степени. В зависимости от местных условий выбранной площадки для строительства может изменяться схема и расположение углеразгрузочной железнодорожной станции и других служб железнодорожного транспорта.
Открытое распределительное устройство, как правило, должно располагаться перед фасадом машинного отделения. В случае расположения водоподводящего канала вдоль машинного отделения ОРУ располагается за каналом.
ОРУ также может располагаться перед постоянным торцом электростанции и в отдельных случаях со стороны котельного отделения электростанции.
Выбор расположения ОРУ должен обосновываться удобством выводов ЛЭП по ситуационным условиям и экономическими расчетами.
Пожарное депо электростанций должно располагаться в соответствии с требованиями СНиП 11-М. 1-62.
§ 20. Расположение стройбазы должно определяться одновременно с выбором промплощадки и поселка электростанции, исходя из ситуационных условий компоновки данного района. При этом необходимо создавать, как правило, одну стройбазу для строительства электростанции и жилого поселка. В отдельных случаях может учитываться возможность дальнейшего использования стройбазы как самостоятельного предприятия по окончании строительства электростанции.
Расположение жилого поселка должно решаться проектом с учетом местным условий и розы ветров.
§ 21. Планировочные отметки территории электростанции должны назначаться в соответствии с требованиями СНиП-62 и техникоэкономических обоснований по условиям фундирования зданий, объемов земляных планировочных работ и эксплуатационных расходов по подъему циркуляционной воды.
§ 22. При уклоне естественного рельефа более 0,05 для плотных грунтов и 0,03 для слабых грунтов должна приниматься террасная планировка.
На территории электростанции, как правило, должна приниматься открытая система водоотвода. Применение закрытой системы водоотвода возможно в центральной части территории электростанции в районе главного корпуса при наличии сети промышленно-ливневой канализации.
II. ТРАНСПОРТНОЕ ХОЗЯЙСТВО
§ 23. Выбор типа транспорта как для внешних, так и для внутренних перевозок электростанций и для осуществления пассажирских перевозок периодов строительства и эксплуатации должен производиться на основе технико-экономических сравнений вариантов с учетом применения наиболее эффективных средств транспорта и времени передвижения трудящихся между местом жительства и работы не более 45 мин.
11
§ 24. Для внутреннего транспорта и внешних перовозок на короткие расстояния следует, как правило, применять автотранспорт, трейлерные перевозки, ленточные конвейеры, гидравлический и пневматический транспорт, электрокары и автокары.
§ 25. К тепловым электростанциям, работающим на твердом или жидком топливе, поступающем железнодорожным транспортом, следует проектировать подъездные ж.-д. пути в соответствии с грузооборотом на полную мощность ТЭС, сооружение подъездных ж.-д. путей для электростанций, работающих на газе или нефти и мазуте при поступлении их по трубопроводам или водным транспортом должно исходить из объема перевозок грузов периода строительства и монтажа электростанции.
§ 26. Для электростанций, размещаемых при промышленном предприятии, вопросы железнодорожного транспорта решаются на весь промышленный комплекс в целом. При этом подача вагонов на электростанцию и уборка их, как правило, должны производиться средствами МПС или промышленного предприятия.
§ 27. При доставке топлива с близко расположенных мест добычи следует рассматривать вариант его перевозки в саморазгружаю-щихся углевозных вагонах, в обычных гондолах, а также с помощью конвейеров.
Выбор типа подвижного состава и в связи с этим выбор типа разгрузочного устройства должны производиться на основании технико-экономического сопоставления вариантов.
§ 28. Подъездные ж.-д. пути и железнодорожную станцию ГРЭС (ТЭЦ) следует проектировать с учетом передачи их МПС. Примыкание к этой станции внутриплощадочных железнодорожных путей и путей стройбазы, как правило, должно решаться с учетом производства маневровых операций технологических перевозок на ГРЭС без выхода локомотива на пути железнодорожной станции, передаваемой МПС.
§ 29. Все технологические перевозки на электростанциях должны производиться средствами ГРЭС (ТЭЦ), для чего приобретается или арендуется по договору необходимое количество единиц тягового и подвижного составов.
К технологическим перевозкам на электростанциях относятся: перевозка твердого и жидкого топлив, сортировка вагонов по сортам и видам топлива, а также местам выгрузки, подача вагонов в размораживающие устройства, расстановка вагонов по фронтам выгрузки и уборка порожняка, а также вутрипостроечные и монтажные перевозки грузов по территории электростанции.
§ 30. Полезные длины приемо-отправочных путей на станции примыкания МПС и ж.-д. станции ГРЭС (ТЭЦ) должны быть рассчитаны, как правило, на прием маршрутов расчетной весовой нормы с учетом перспективы или длин отдельных подач при необходимости деления состава на части по условиям продольного профиля или организации движения.
§ 31. Для маневровых операций на путях электростанций должны применяться, как правило, тепловозы. Применение паровозов допускается только в первоначальный период эксплуатации (до получения предусмотренных проектом тепловозов).
Основные элементы подъездного и внутриплощадочных путей: план, продольный профиль, тип верхнего строения, а также устройства локомотивного хозяйства должны проектироваться под тепловозную или электровозную тягу.
12
§ 32. При невозможности кооперации с соседними предприятиями или предприятиями МПС по текущим ремонтам и техническим осмотрам локомотивов на электростанциях, работающих на топливе, поступающем по железной дороге должно быть предусмотрено сооружение экипировочно-ремонтного блока для локомотивов и механизмов угольного оклада.
§ 33. Для механизации надвига вагонов на ваганоопрокидыва-тель должны применяться толкатели, а для откатки порожних вагонов — откатчики.
§ 34. Вагоноопрокидыватели и весовое хозяйство электростанций следует .проектировать из расчета возможного поступления большегрузных восьмиосных вагонов.
Все поступающие на ТЭС вагоны и цистерны с топливом должны подвергаться перевешиванию и сортировке по виду топлива и фронтам выгрузки.
Для ускорения взвешивания вагонов следует применять тензометрические, автоматические вагонные весы, предусматривающие взвешивание вагонов без их остановки.
§ 35. На путях накопления порожняка или на приемо-сдаточной станции ГРЭС (ТЭЦ) после разгрузки вагонов на вагоноопрокиды-вателях предусматривать устройство для заливки смазки в буксы вагонов.
§ 36. Длина фронта разгрузки при отсутствии вагоноапрокиды-вателей для всех видов топлива определяется максимальным зимним суточным расходом топлива, -исчисляемым двадцатичасовой работой в сутки всех рабочих котлов с коэффициентом неравномерности 1,2 при работе разгрузочного устройства в три смены по 7 ч.
Примечания: 1. В случае применения разгрузочного устройства с лопастными питателями, багетного или скреперного типа длина разгрузочного фронта определяется также расчетом, но должна быть не менее Уз длины маршрута расчетной весовой нормы.
2. Путевое развитие железнодорожных парков электростанций и железнодорожные обустройства огпределяются максимальным расходом топлива или среднесуточным грузоборотом с коэффициентом неравномерности 1,2.
На электростанциях, для -которых мазут является основным или резервным топливом, а также для .пиковых водогрейных котлов, работающих на мазуте, длина фронта слива принимается исходя из условий слива максимального суточного расхода мазута не более, чем в три смены по 7 ч и в зависимости от конкретных местных условий доставки и марки мазута, но не менее Уз длины маршрута. При этом учитывается доставка мазута в цистернах емкостью 50 т с коэффициентом неравномерности К—1,2 и времени слива одной ставки с разогревом в среднем за 6—10 ч.
Для пылеугольных ГРЭС и ТЭЦ фронт разгрузки растопочного мазутохоэяйства принимается на одновременный прием четырех цистерн грузоподъемностью 50—60 Т при резервуарах емкостью по 700 г и восьми цистерн при резервуарах емкостью 1 000 и 2 000 г.
Длина разгрузочных фронтов трансформаторных и смазочных масел и других не массовых хозяйственных грузов электростанции рассчитывается по среднесуточному прибытию вагонов с учетом коэффициента на сгущение подач /(=1,5.
§ 37. При электрификации железнодорожных путей электростанций должны учитываться следующие требования: применение электровозов двойного питания;
13
блокирование тяговых подстанций с общепромышленными трансформаторными подстанциями, а также блокирование дежурных пунктов и мастерских контактной сети с локомотнво-вагонными депо или пунктами осмотра вагонов;
использование перегрузочной способности тяговых трансформаторов и выпрямительных агрегатов.
§ 38. Разгрузочные и размораживающие устройства должны быть оборудованы автоматической оповестительной въездной и выездной сигнализациями.
§ 39. Система СЦБ в парках электростанций (электрическая централизация, ключевая зависимость стрелок и сигналов или другая система) предусматривается в соответствии с технико-экономическим расчетом.
Одиночные редко действующие стрелки следует оставлять на ручном обслуживании маневровой бригадой.
§ 40. Выбор способа сношения по движению поездов на подъездном пути выполняется с учетом размеров движения и принятых средств сношения на станции примыкания (автоматическая блокировка, релейная полуавтоматическая блокировка, электрожезловая система).
§ 41. Технологические пути и стрелки, связанные с работой ва-гонооопрокидывателя, должны оборудоваться электрической централизацией.
§ 42. Стрелки, определяющие выход электротолкателя для надвига вагонов, должны иметь одно управление от дежурного по ж.-д. станции ГРЭС (ТЭЦ) с обязательным контролем положения электротолкателя.
§ 43. Для оперативного руководства железнодорожным транспортом электростанций должны быть предусмотрены следующие устройства связи:
а) оперативная связь начальника топливно-транспортного цеха и начальника смены цеха с дежурным по станции ГРЭС (ТЭЦ), с пунктами погрузки и выгрузки вагонов, дежурным инженером электростанции и дежурным по станции примыкания;
б) стрелочная связь (при наличии стрелочных постов);
в) парковая связь громкоговорящего оповещения для электростанций с расходом угля 2 млн. т в год и более или расхода 1 млн. т торфа;
г) связь с краном-перегружателем;
д) маневровая радиосвязь с краном-перегружателем и локомотивами, а при отсутствии крана перегружателя — только с локомотивами при наличии двух и более рабочих локомотивов в парке.
§ 44. Со станцией примыкания и ж.-д. станцией ГРЭС или ТЭЦ должны быть предусмотрены следующие виды транспортной связи:
а) диспетчерская поездная;
б) поездная межстанционная;
в) электр от я гов а я с энергодиопетчером (на электрифицированных участках);
г) постанциинная;
д) линейно-путевая.
§ 45. Автомобильные дороги надлежит проектировать на конечную мощность электростанции с учетом сроков ввода мощностей и очередности строительства. Конструкцию дорожной одежды и ширину проезжей части автодорог следует назначать исходя из размеров движения и типов обращающихся автомашин как в период строительства, так и при эксплуатации.
14
§ 46. При выборе направления внешних автомобильных дорог необходимо учитывать перспективы развития экономики района и наиболее эффективное сочетание проектируемой дороги с сетью существующих и проектируемых путей сообщения.
Траюсы и основные параметры вновь проектируемых автомобильных дорог следует выбирать на основе сравнения вариантов исходя из наибольшей эффективности капиталовложений с учетом наименьших издержек автомобильного транспорта по перевозкам, удобного экономического обслуживания реконструируемых и вновь сооружаемых тепловых электростанций, а в ряде случаев с учетом существующих населенных пунктов или проектируемых жилых поселков, баз стройиндустрии, карьеров и т. д.
Проложение трассы по узким улицам промежуточных населенных пунктов и поселков, расположенных вблизи тепловых электростанций, для дорог всех категорий следует всемерно избегать.
§ 47. При назначении радиусов горизонтальных и вертикальных кривых автомобильных дорог следует принимать возможно большие их значения без существенного увеличения объемов земляных работ.
§ 48. Основной автомобильный въезд, связывающий площадку электростанции с внешней сетью автомобильных дорог, должен проектироваться на две полосы движения по 3,5 м каждая и подходить со стороны постоянного торца главного корпуса или с продольных сторон его с образованием кольцевого проезда вокруг главного корпуса с шириной проезжей части в 6 м.
§ 49. Покрытие на кольцевой дороге, как правило, должно выполняться из сборно-разборных плит или монолитно цементнобетонное с поперечными коробами для возможности прокладки и замены подземных инженерных коммуникаций под дорогами без их разрушения.
§ 50. Подсобные проезды и подъезды к базисным складам топлива, водозаборным и очистным сооружениям для обслуживания золошлакопроводов и открытым подводящим и отводящим каналам, к ОРУ и другим объектам хозяйства электростанций должны проектироваться с покрытием облегченного или переходного типа на одну полосу движения при отсутствии регулярного встречного движения. Ширина проезжей части однополосной дороги для проезда прицепа-трейлера и рефрижераторов должна приниматься не менее 6,5 м.
§ 51. У главного въезда на электростанцию необходимо предусматривать предстанционную площадку для стоянки автомобилей размером не менее 400 м2.
§ 52. В проектах на строительство новых подъездных и внутренних автомобильных дорог электростанций, как правило, должно предусматриваться благоустройство дорог, необходимое для обслуживания пассажиров (крытые павильоны на остановках).
§ 53. Автомобильные дороги на территории электростанции подводятся к главному и объединенному корпусам, пылезаводу, дробильному и разгрузочному устройствам, масло-мазутохозяйству, главному щиту управления, открытому и закрытому распределительным устройствам, градирням, брызгальным бассейнам и пожарным водоемам, береговым насосным, ацетиленовой установке, складу карбида и водородных баллонов и прочим сооружениям, требующим перевозок грузов.
§ 54. Автомобильные въезды в главный корпус предусматриваются в машинное и котельное отделения с постоянного и временного торцов здания. При длине котельной свыше 200 м предусматриваются боковые подъезды со стороны дымососного отделения.
15
Также должны быть предусмотрены автомобильные подъезды к тяго-дутьевым и газоочистительным установкам.
§ 55. Расстояние от края проезжей части автодороги до стены главного корпуса вдоль продольных сторон его в случаях открытой установки оборудования допускается более 25 м, установленных СНиП II-M.1-62, при условии устройства тупиковых дорог к главному корпусу.
§ 56. В целях обеспечения беспрепятственного передвижения по всей территории ОРУ автомашин, автокаров, автокранов и других транспортных средств ремонта и обслуживания и создания условий свободного подъезда к установкам распределительных устройств, в любое время года, в проектах необходимо предусматривать:
а) планировку всей территории ОРУ с приданием ей ската не менее 0,005, обеспечивающего свободный сток атмосферных осадков на рельеф или в лромливневую канализацию;
б) засев травосмесей на всей незастраиваемой части территории ОРУ, кроме случаев, когда планируемая поверхность слагается из скалистых, щебенистых, гравелистых и каменистых грунтов;
в) в случае необходимости улучшение проездов вдоль фронтов установки выключателей на ширину в 3,5 м добавками в грунт шлака, гравии и других материалов;
г) устройство проездов с твердым покрытием при неблагоприятных грунтово-гидрогеологических условиях;
д) засыпку гравием или щебнем слоем 25 см части территории ОРУ, предназначенной для установки электрического оборудования.
§ 57. Для обеспечения доступа обслуживающего персонала к разъединителям на территории ОРУ надлежит предусматривать устройство пешеходных дорожек шириной 1,0—1,25 м.
Перекрытия кабельных каналов могут использоваться в качестве пешеходных дорожек.
§ 58. Для ремонта и содержания автомобильных дорог электростанций, как правило, используются их ремонтно-строительные службы. Для содержания и ремонта автомашин предусматривается сооружение гаража.
$ 59. Для ремонта и текущего содержания железнодорожных путей и сооружений желдортранспорта, а также автомобильных дорог и сооружений автомобильного транспорта должно быть предусмотрено приобретение необходимого производственного инвентаря и инструмента.
§ 60. При проектировании ГРЭС (ТЭЦ) автотранспортного хозяйства для эксплуатационных целей должны предусматриваться специальные автомашины.
III. ТЕПЛОМЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Котельная
§ 61. На конденсационных электростанциях, входящих в крупные и объединенные энергосистемы, применяются блочные схемы с промежуточным перегревом пара. Блоки, как правило, должны приниматься в виде моноблоков (один котел-турбина).
Установка двух котлов на один турбоагрегат допускается в следующих случаях:
для блоков 200 и 300 Мет при сжигании сланцев и торфа, а также на изолированных электростанциях или в небольших энергосистемах;
16
УДК 621.31.658.54.001.12
Настоящие нормы разработаны Всесоюзным государственным ордена Ленина проектным институтом *Теплоэлектропроект» под общей редакцией инженеров: Флаксермана Ю. Н. и Мильмана С. Д.
НОРМЫ СОГЛАСОВАНЫ:
С Министерством тяжелого, Письмо № 10-14-115 энергетического и транспортного от 28 ,10ябРя 1966 г-машиностроения
С Госпланом СССР Письмо J* 22-96 от
II февраля 1967 г.
Письмо № 7/4-102 от 25 мая 1967 г.
НОРМЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИИ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
§ 1. Настоящие нормы распространяются на вновь сооружаемые паротурбинные электростанции с турбоагрегатами мощностью 25 Мег и выше при начальных параметрах пара у турбин до 240 ат и 540— 560° С, а также на вновь сооружаемые тепловые сети.
Нормы распространяются также на расширяемые электростанции и тепловые сети с соответствующими коррективами, обуславливаемыми существующими технологическими схемами, компоновками оборудования, зданиями и сооружениями.
При проектировании следует также руководствоваться:
«Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей».
«Временными правилами технической эксплуатации блочных установок».
«Правилами устройства электротехнических установок».
«Руководящими указаниями по проектированию механизации ремонтных работ на тепловых электростанциях».
«Основными положениями по объемам средств телемеханики и связи ъ энергетических системах».
«Междуведомственными правилами защиты устройств проводной связи, железнодорожной сигнализации и телемеханики от опасного и мешающего влияния линий электропередачи».
«Техническими условиями (нормами проектирования) и правилами Министерства связи».
«Нормами расчета и проектирования пылеприготовительиых установок».
«Правилами взрывобезоиасности установок для приготовления к сжигания топлива я пылевидном состоянии».
«Классификацией объектов и помещений тепловых электростанций и подстанций для выбора электрооборудования по пожаровзры-воопасностн и опасности поражения людей током».
«Указаниями на проектирование противопожарных мероприятий автоматических и стационарных средств пожаротушения на энергетических объектах».
«Перечнем помещений, энергетических установок и складов, подлежащих оборудованию автоматическими средствами обнаружения и тушения пожара на предприятиях Министерства энергетики и электрификации СССР».
б
«Указаниями по строительному проектированию тепловых электростанций СН 372-67».
«Нормами и техническими условиями проектирования складских предприятий и хозяйств для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей» (НиТУ—108-56).
«СНиП II-A.5-62 Противопожарные требования. Основные положения проектирования, а также противопожарные требования, изложенные в соответствующих главах СНиП».
«СНиП П-И.8-62 Электростанции тепловые. Нормы проектирования».
«СНиП 1-Г.7-62 Тепловые сети. Материалы, оборудование, арматура, изделия».
«СНиП И-Г.10-62 Тепловые сети. Нормы проектирования». «СНиП II-Г. 14-62 Технологические трубопроводы с условным давлением до 100 кгс/см2 включительно. Нормы проектирования».
«СНиП II-M.1-62 Генеральные планы промышленных предприятий».
«СНиП 1-Д.1-62 Железные дороги колеи 1 524 мм общей сети». «СНиП П-Д.2-62 Железные дороги колеи 1 524 мм промышленных предприятий».
«СНиП П-Д.5-62 Автомобильные дороги общей сети».
«СНиП И-Д.6-62 Автомобильные дороги промышленных предприятий».
«Инструкцией по проектированию технических средств и служебных помещений для ведомственной охраны предприятий Министерства энергетики и электрификации СССР, утвержденной приказом Министерства от 25 апреля 1966 г. № 109».
§ 2. В комплекс тепловых электростанций входят:
а) здания и сооружения основного производственного назначения;
б) подсобно-производственные здания и сооружения;
в) вспомогательные здания и сооружения.
§ 3. В комплекс тепловых сетей входят:
а) магистральные тепловые сети от стены главного корпуса электростанции или от коллекторной при размещении ее вне главного корпуса, до границы жилых микрорайонов (или кварталов) и границы территории промышленных предприятий, а также распределительные тепловые сети жилых микрорайонов, площадок ТЭЦ и ГРЭС с ответвлениями к отдельным зданиям;
б) производственные здания и специальные сооружения тепловых сетей — насосные, центральные тепловые пункты, производственно-эксплуатационные базы.
Примечания: 1. Головные участки магистральных тепловых сетей, находящиеся на территории ТЭЦ (выводы), входят в комплекс тепловых сетей.
2. Границей коллекторной ТЭЦ, входящей в комплекс ее сооружений, при размещении ее вне главного корпуса являются сборные коллекторы пара, предназначенного для подачи его внешним потребителям в пределах фасадной стены главного корпуса и сборные коллекторы теплофикационной воды, включая узел выхода из пиковых водогрейных котлов.
§ 4. Категории зданий и сооружений тепловых электростанций и тепловых сетей по пожарной опасности и требуемой степени огнестойкости должны приниматься по следующей таблице.
6
Наименование зданий, сооружений и помещений |
Категория производства ПО пожарной опасности |
Требуемая
степень
огнестой
кости |
Главный корпус — отделения:
машинное, котельное, деаэраторное, буи- |
Г |
II |
керное, дымососное Надбункерная галерея и башня узла пересыпки |
В |
II |
угля и торфа главного корпуса Газоочистные и золоулавливающие устройства |
Г |
II |
и сооружения Багерная насосная, шлаковая насосная и дру- |
д |
III |
гие сооружения золоудаления Дымовые трубы и газоходы |
Г |
II |
Помещения щитов управления |
д |
II |
Закрытые распределительные устройства с вы- |
в |
II |
ключателями и аппаратурой, содержащей более 60 кг масла в единице оборудования Закрытые распределительные устройства с вы- |
г |
II |
ключателями и аппаратурой, содержащей 60 кг масла и менее в единице оборудования Трансформаторные камеры с маслонаполненны- |
в |
II |
ми трансформаторами Трансформаторные мастерские |
в |
III |
Помещения стационарных аккумуляторных бата- |
А |
II |
рей (см. примечание 1)
Помещения переносных аккумуляторных бата- |
д |
II |
рей
Открытые распределительные устройства |
Не норм |
ируются |
Разгрузочные устройства, закрытые транспорт- |
В |
II |
ные галереи. Узлы пересыпки для угля и торфа
Размораживающие устройства для топлива |
Г |
III |
Дробильные здания для угля и кускового торфа |
В |
II |
Дробильные здания для фрезерного торфа. |
Б |
II |
пылезаводы и сушильные заводы Закрытые склады угля |
В |
III |
Открытые разгрузочные эстакады для угля и |
В |
III |
торфа
Открытые транспортерные эстакады и здания |
В |
III |
скреперных лебедок для угля и торфа Открытые склады угля и торфа |
Не норм |
ируются |
Насосные циркуляционного и противопожарного |
Д |
II |
водоснабжения, водоприемники Насосные хозяйственно-фекальных вод и питье- |
Д |
III |
вого водоснабжения, помещения щитовых затворов и очистных сеток
Брызгальные бассейны |
Не норм |
ируются |
Помещения химводоочистки, хлораторные |
Д |
III |
|
7 |
Наименование зданий, сооружений и помещений |
Категория производства по пожарной опасности |
Требуемая
степень
огнестой
кости |
Приемно-сливные устройства, насосные нефтс- |
В |
II |
и мазутохозяйств, масло-аппаратные, склады масла и горючесмазочных материалов при температуре вспышки паров более 120® С То же при температуре вспышки паров выше |
Б |
II |
28 до 120°С Газораспределительные пункты |
А |
11 |
Склады бензина. Склады баллонов с горючим |
А |
II |
газом и карбидом Электролизные (водородные) установки, водо- |
А |
II |
родные ресиверы, помещения для баллонов с водородом Материальные склады |
В |
III |
Компрессорные станции для воздуха и других |
Д |
IV |
негорючих газов, углекислотные установки Склады баллонов с кислородом |
Б |
II |
Ремонтные мастерские без литейной, кузницы |
Д |
IV |
и сварочной Литейные, кузнечные и сварочные мастерские |
Г |
III |
Коллекторные теплофикации |
д |
III |
Высоковольтные лаборатории |
г |
II |
Локомотивные депо, пожарное депо, авто- |
г |
III |
гаражи Пиковые котельные |
г |
II |
Примечания: 1. Аккумуляторные установки, оборудованные блокировочными устройствами зарядных и подзарядных агрегатов могут размещаться в любых помещениях электростанций. При этом требования об устройстве окон, световых фонарей и отдельных легкосбрасываемых панелей покрытий на такие аккумуляторные установки не распространяются.
2. При сооружении каркаса главного корпуса в металле допускается в надбункерной галерее и башне пересыпки конструкции каркаса выполнять в металле.
3. Категории производств по пожарной опасности и требуемая степень огнестойкости для зданий и сооружений, не вошедших в таблицу, устанавливаются по главе СНиП П-М, 2-62 «Производственные здания промышленных предприятий. Нормы проектирования».
Взрывоопасными являются следующие группы зданий и помещений тепловых электростанций:
1 группа. Ацетиленовые станции; склады карбида кальция и баллонов с водородом и горючим газом; склады бензина; электролизные установки; помещения аккумуляторных батарей; газораспределительные пункты, кислородные установки и склады баллонов с кислородом.
2 группа. Пылезаводы, сушильные заводы, дробильные здания для фрезерного торфа.
8
При проектировании указанных зданий и сооружений надлежит выполнять требования соответствующих разделов СНиП-62, при этом для помещений аккумуляторных батарей следует руководствоваться также примечанием 1 к таблице настоящего параграфа.
Для зданий и помещений второй группы следует принимать размеры оконных проемов в соответствии с «Правилами взрывобезопас-ности установок для приготовления и сжигания топлива в пылевидном состоянии».
§ 5. Перечень зданий и сооружений определяется в проектном задании в зависимости от типа электростанций и местных условий.
При проектировании должны, как правило, применяться типовые проекты главных корпусов и сооружений электростанций и вспомогательных зданий.
§ 6. Для электростанций, сооружаемых в районах Закавказья, Северного Кавказа, юга Украины, Средней Азии, Молдавской ССР и в других районах с расчетной наружной температурой воздуха для отопления минус 20° С и выше допускается проектирование полуоткрытых электростанций (открытая котельная).
I. ПЛОЩАДКА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
И генеральный план
§ 7. При выборе площадок для строительства тепловых электростанций и при разработке генеральных планов надлежит руководствоваться требованиями «Положения о порядке выбора и утверждения площадок для строительства промышленных предприятий», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 18 января <1952 т. IN® 2711, а также требованиями настоящих норм и вышеуказанных разделов СНяП-62.
§ 8. Выбор площадки для строительства электростанций производится на основании утвержденного ТЭО выбора пункта строительства в увязке с имеющимися или разрабатываемыми проектами планировки и застройки данного населенного места или схем районной планировки данного административного экономического района.
При отсутствии схем районной планировки площадку тепловой электростанции следует согласовывать с проектной организацией, выполняющей схемы планировки в данном административном экономическом районе.
§ 9. Площадка для строительства электростанции должна удовлетворять нижеследующим условиям:
а) в пределах заданного района площадка для строительства электростанции должна быть максимально приближена к источнику водоснабжения, обеспечивающего надежную и экономичную работу электростанции;
б) при выборе площадки для ТЭЦ надо учитывать расположение потребителей тепла, имея в виду сокращение капитальных затрат и эксплуатационных расходов на тепловые сети;
в) грунты площадки должны, как правило, допускать строительство зданий и сооружений без устройства дорогостоящих оснований, уровень грунтовых вод на площадке должен быть по возможности ниже глубины устройств подвалов, тоннелей и т. п., площадка не должна затапливаться паводковыми водами;
г) площадка не должна располагаться в местах залегания полезных ископаемых или в зонах обрушения от подземных выработок, а также на закарстованных или оползневых участках;
9
д) при размещении электростанции у крупных водных источников отметка территории, на которой располагаются производственные здания и сооружения и внутриплощадочные железные и автомобильные дороги, должна назначаться не менее, чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом подпора и уклона водотока, а также высоты волны и ее набега; за расчетный горизонт должен приниматься уровень воды с вероятностью повторения один раз в 100 лет;
е) площадка должна, как правило, иметь ровную поверхность с уклоном 0,5—1%, обеспечивающим отвод поверхностных вод; планировка не должна быть связана с выполнением большого объема земляных работ.
§ 10. Размеры территории электростанции должны приниматься минимально необходимыми без излишних площадей и преувеличенных разрывов между зданиями и сооружениями с учетом возможности расширения электростанции, если она сооружается «е на конечную мощность.
§ 11. Для вывода воздушных высоковольтных линий, теплопроводов и шлакозолопроводов должны предусматриваться свободные от застройки полосы земли.
§ 12. Кислородные и ацетиленовые установки следует проектировать в соответствии с требованиями «Указаний по проектированию производства кислорода и других продуктов разделения воздуха» У-866-00-3 Госхимпрома СССР, изд. 1964 г. и «Указаний по проектированию производства ацетилена для газопламенной обработки металлов» У-867-00-4 Госхимпрома СССР, изд. 1964 г.
§ 13. Трубопроводы газообразного кислорода надлежит проектировать с учетом соответствующих разделов СНиП-62 и «Указаний по проектированию и монтажу трубопроводов газообразного кислорода» У-347-00-4 Госхимпрома СССР, изд. 1964 г.
§ 14. Проектирование складов радиоактивных веществ следует вести в соответствии с требованиями «Санитарных правил работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений Министерства здравоохранения СССР и Госкомитета Совета Министров СССР по использованию атомной энергии».
§ 15. Подсобно-производственные здания следует располагать со стороны постоянного торца котельной с учетом сокращения протяженности коммуникаций. Район основного въезда на тепловую электростанцию должен быть свободен от застройки временными зданиями и сооружениями.
§ 16. Строительство постоянных сооружений и зданий в полосе возможного расширения главного здания, открытого распределительного устройства и склада топлива в соответствии с § 10 запрещается.
Временные здания и сооружения нс должны располагаться ближе, чем на 100 м от предполагаемого расширения главного корпуса, за исключением открытых площадок производственного назначения и передвижных установок.
§ 17. Расходные склады сильнодействующих химических или ядовитых веществ (СДЯВ), серной кислоты, соляной кислоты, аммиака. гидразина, иввиоля, хлора и др. разрешается размешать на территории электростанций в соответствии с требованиями санитарных правил проектирования, оборудования и содержания складов для хранения сильнодействующих ядовитых веществ Минздрава СССР.
§ 18. Генеральный план электростанций должен обеспечивать удобный подход подьездного железнодорожного пути, автомобильной дороги, ЛЭП и прочих коммуникаций в увязке с генеральным
10