ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА СССР
ИНСТР У кц и я
по монтажу и эксплуатации фильтровентиляционных агрегатов ФВА-49
Издание Штаба гражданской обороны СССР Москва —1970
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА СССР
ИНСТР У кц и я
по монтажу и эксплуатации фильтровентиляционных агрегатов ФВА-49
Издание Штаба гражданской обороны СССР Москва —1970
пня 25 мУчас. Другое окно служит для лучшей видимости дпска. По положению диска относительно делений определяется количество воздуха, подаваемого в помещение.
8. Фасонные детали (рис. 14) служат для соединения между собой отдельных элементов фильтровентиляцнон-ного агрегата.
В агрегате имеются следующие стандартные фасонные детали: крестовина с ниппелем; патрубок (только
|
Рис. 15. Герметизирующие и крепежные детали:
I — картонная прокладка диаметром 100мм; 2 —резиновая муфта диаметром 100мм; 3—-резиновая прокладка диаметром 150 мм; 4 — проволочный стяжной хомут; 5 — болт MG с ганкой и шайбой |
для ФВА-49 типа 1 и 2): тройник с ниппелем; угловой патрубок с ниппелем; стакан с ниппелем; стакан с фланцем.
Все детали стальные, сварные, имеют внутренний диаметр 100 мм и поставляются в комплекте с основными элементами агрегата.
9. В комплект герметизирующих п крепежных детален (рис. 15) входят резиновые и картонные прокладки, резиновые муфты диаметром 100 мм, хомуты и стяжные болты с гайками.
10. В комплекте фильтровентпляционного агрегата также имеются:
— набор гаечных ключей для моптажа агрегата;
— банка емкостью 1100 см3 с машинным маслом;
— измеритель уровня масла;
— малая коническая крышка (см. п. 6).
11
МОНТАЖ ФИЛЬТРОВЕНТИЛЯЦИОННОГО АГРЕГАТА
11. До начала монтажа фильтровентнляцпонного агрегата в фильтровентиляционной камере (ФВК) должны
Крепление на капитальной кирпичной стене ---1 1.30*30*5 I
fH'-n-'l!'ш!
Чь-о-Л! U jl* |
|
ЧМ2 |
ш |
77Z777777777777777777777^7777T^?
А*
АЛЛ
Л |
Ьетон
MI10
l30*30*5 | |
'.йноО даны |
Размеры кронштеиноб Раны для агрегата, удаленного от стены на 500мм
^7777777777777777
Пробили металла, которые можно использовать для крепления дР6~^9
Р^^ЧшТренто Ш ш снно сдав [Nm fjj^y
Крепление на слабой стене Разрез автогеном
Разбивка 7 N-30
отверстий под болты крепле LN-I2 ния дРВ ~49 на опорной балке
1100*100
АнкерШ 6 шт. | |
КосьТнка 10мм |
Рис. 16. Крепление электроручного вентилятора
быть выполнены следующие общестроительные работы:
— ввод в ФВК патрубка от противопыльного фильтра;
— заделка в стену консольных балок для крепления злектроручного вентилятора согласно рис. 16;
— оборудование электроосвещения и подводка силового кабеля к месту установки агрегата.
12. Перед монтажом фнльтровентиляциопного агрегата необходимо проверить:
— комплектность деталей согласно спецификации и упаковочным ведомостям (см. приложение 1);
— правильность заделки консольной балки для вентилятора и установки патрубка (допустимые отклонения от номинальных размеров указаны на рис. 16).
13. Монтаж фильтровентиляционного агрегата производится в такой последовательности (монтажную схему ФВА-49 см. на рис. 17):
|
Рис. 17. Монтажная схема ФВА-49 (тип 3):
I — электроручной вентилятор; 2 — электродвигатель; 3 — расходомер; 4 —фильтры-поглотители ФП-100у; 5 —сдвоенный герметический клапан ГК-2-100; б — крестовина; 7 — тройник; 8 — патрубок угловой; 9 — стакан с ниппелем; 10 — стакан с фланцем; 11 —- соединительная муфта со стяжными хомутами; 12 — муфта укороченная; 13 — консольные балки; 14 — подкладка под фильтры-поглотители; 15 — рубильник |
13
— к фланцу патрубка воздухазаборных каналов присоединяется сдвоенный герметический клапан ГК-2-100: при этом клапан с белым прямоугольником располагают слева (в сторопу вентилятора); соединение герметизируется резиновой прокладкой и крепптся болтами;
— на консольной балке четырьмя болтами укрепляется электроручной вентилятор ЭРВ-49 (выхлопным патрубком к стене).
Закрепив вентилятор на консольной балке, промывают редуктор с целью удаления смазки консервации; для этот в корпус редуктора через верхнее отверстие заливают 550 см3 масла, подогретого до 40—50° С, затем, сделав 25—30 оборотов рукояткой в обо стороны, сливают загрязненное масло через сливное (нижнее) отверстие (при сливании масла верхняя пробка должна быть открыта). После промывки в корпус редуктора заливают ГмО см1 чистого масла, которое поставляется в комплекте агрегата 1.
Залив масло в корпус редуктора и установив на место верхнюю пробку, необходимо прокрутить рукоятку вентилятора. сделав но 5—10 оборотов в разные стороны;
— на выхлопном патрубке вентилятора четырьмя болтами крепится расходомер, между фланцами ставится промасленная картонная прокладка, имеющаяся в комплекте.
Пород монтажом расходомер должен быть тщательно протерт чистой ветошью. С полированной оси диска удаляется смазка консервации. Расходомер монтируют так, чтобы окно со шкалой было повернуто в сторону человека, работающего на ручном приводе, а выходное отверстие диаметром 150 мм было направлено вверх.
После монтажа расходомера проверяют его работу, для этого вращают рукоятку вентилятора; цветной диск расходомера должен плавйо, без заедания подниматься ц опускаться по осп, слегка вращаясь вокруг нее.
К верхнему фланцу расходомера присоединяют на прокладке разводящий воздуховод;
— к всасывающему патрубку вентилятора четырьмя
болтами присоединяет стакан. Соединение герметизируется резиновой прокладкой;
— фильтры-поглотители монтируются в такой последовательности: на пол, где должна быть установлена нижняя секция, кладут две промасленные доски толщиной 40 мм, длиной 500 мм с таким расчетом, чтобы заглушенный патрубок фильтра поместился между досками п не касался пола, а боковое отверстие было обращено в сторону электроручнОго вентилятора; из трех секций
|
Рис. 18. Ключ для поворота ниппельного кольца |
ФП-100, полученных для монтажа, выбирают секцию с наименьшим сопротивлением и при помощи отвеса устанавливают ее точно под центром правого патрубка сдвоенного герметического клапана ГК-2-100. После итого герметический клапан отсоединяют от патрубка воздухозаборных каналов, (для удобства дальнейшего монтажа агрегата). Верхняя заглушка секции снимается и кладется в ящик запасных деталей. Резиновая прокладка остается на верхнем открытом отверстии секции.
Вторую секцию, с более высоким сопротивлением, устанавливают на нижнюю секцию, при этом с нее предварительно снимают верхнюю и нижнюю заглушки, а также нижнюю резиновую прокладку.
Соединив вторую секцию с первой, аналогично устанавливают третью секцию.
Соединение секций между собой, а также снятие заглушек осуществляются путем поворота ниппельного кольца по скошенным кромкам ниппеля с помощью специального ключа (рис. 18), зуб которого входит в специальные отверстия ниппельного кольца. При установке секций и затягивании ниппели необходимо следить, чтобы боковая заглушка верхней секции располагалась точно по вертикальной оси боковой заглушки нижней секции. Проверка производится отвесом.
После монтажа колонки фильтров устанавливается сдвоенный герметический клапан ГК-2-НИ), к правому
15
патрубку которого предварительно присоединяется (на резиновой муфте с хомутами) стакан с ниппелем, а затем стакан соединяется с верхним отверстием фильтра-поглотителя. Соединение герметизируется резиновой прокладкой.
Перед монтажом фасонных частей снимают заглушки с боковых отверстий фильтров-поглотителей и кладут их в ящик запасных деталей. Затем (последовательно сверху вниз) монтируют крестовину, тройник и угловой патрубок. Соединение крестовины, тройника и углового патрубка между собой, а также присоединение крестовины к левому патрубку герметического клапана и к стакану, укрепленному на всасывающем патрубке вентилятора, производятся резиновыми муфтами и хомутами (проволочными пли ленточными). Муфты и проволочные хомуты предварительно надеваются па крестовину и угловой патрубок.
14. При монтаже колонки фильтров необходимо соблюдать вертикальность ее положения и правильно располагать сопрягаемые части. Ниппельные соединения должны быть затянуты до отказа. При наличии большого зазора между тройником п угловым патрубком и между тройником и крестовиной необходимо следить, чтобы ветви проволочного хомута не соскакивали с патрубка и не стягивали резиновую муфту в месте зазора. Для предупреждения такого явления необходимо ставить хомут к самому краю муфты и правильно производить затяжку. Затяжка проволочного хомута считается правильной, если две проволочные ветви подходят одна к другой на расстояние 20 мм и проходят под траверсами упорного винта.
15. По окончании монтажа ФВА-49 присоединяют к электрической сети электродвигатель. Присоединение двигателя к сети должно производиться специалистом-электриком.
В помещении ФВК должен быть установлен трехио-люсный рубильник* на 25 а и комплект предохрапителей, от которых силовые провода марки ПРТО 3X1 >5 или ПР-500Х1>5 мм2 (проложенные в газовых трубах диаметром 1/2") подводятся к клеммной колодке электродвигателя.
Соединение обмоток электродвигателя производится в зависимости от напряжения в сети.
16
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ФИЛЬТРОВЕНТИЛЯЦИОННОГО АГРЕГАТА ФВА-49
1. Фильтровентнляционнын агрегат ФВА-49 предназначен для вентиляции защитных сооружений гражданской обороны но режимам фильтровентнляцни и чистой ьептиляции.
2. Фильтровентиляционные агрегаты выпускаются трех типов:
тип 1—с одним фильтром-поглотителем "ФП-100 производительностью по режиму фпльтровентиляцпи — 100 м3/час (рис. 1);
|
Рис. 1. Общий вид ФВА-49 (тип 1). Патрубок крестовины закрыт заглушкой с резиновой прокладкой |
тип 2—с двумя фильтрами-поглотителями ФП-100 производительностью по режиму фпльтровентиляцпп 200 м3/час (рис. 2);
тип 3—с тремя фильтрами-поглотителями ФП-100 производительностью но режиму фильтровеитпляции
270—300 м3/час (рис. 3).
|
Рис. 2. Общий вид ФВА-49 (тип 2): а — установка фильтров-поглотителей на подставке; б — установка
фильтров-поглотителей на полу на деревянных подкладках (патрубок крестовины закрыт заглушкой с резиновой прокладкой) |
Производительность агрегатов при режиме чистой вентиляции (подача воздуха, минуя фильтры-поглотители) примерно равна 400—450 м3/час.
3. Каждый фильтровентиляционный агрегат состоит из следующих основных элементов: сдвоенного герметического клапана ГК-2-100; фильтров-поглотителей ФП-100у; электроручного вентилятора ЭРВ-49; расходомера Р-49; соедппнтельпых патрубков и других фасонных частей; крепежных и герметизирующих деталей.
Примечания: 1. До I960 г. в комплект ФВА-49 входил противопыльный масляный фильтр ППФ-49. Краткое описание, монтаж и эксплуатация протнвопыльного фильтра ППФ-49 приведены в приложении 2.
В настоящее время для очистки наружного воздуха от пыли и радиоактивных веществ должны применяться противоныльные
4
фильтры, используемые в народном хозяйстве (ВНИИСТО или другие фильтры, имеющие коэффициент пылеочистки не менее 0,7). Эти фильтры устанавливаются до фильтровентиляционного агрегата в соответствии с действующими указаниями.
2. В случае отсутствия фильтров-поглотителей ФП-ЮОу в комплекте ФВА-49 могут быть использованы фильтры-поглотители ФП-100/50 при соответствующем изменении размеров соединительных деталей (См приложение 3).
|
Рис. 3. Общий вид ФВА-49 (тип 3) |
4. Герметический сдвоенный клапан ГК-2-100 (рис. 4) предназначается для переключения работы фильтровеп-тиляцпоппого агрегата с одного режима на другой и для полного отключения агрегата от воздухоприемных каналов. Герметический клапан имеет один входной патрубок диаметром 150 мм с фланцем для присоединения его к воздухоприемному каналу и два выходных патрубка диаметром 100 мм для присоединения к обводной линии п к фильтрам-поглотителям агрегата. Входные отверстия перекрываются угловыми герметическими клапанами. Угловой клапан представляет собой резиновый диск, насаженный между двумя металлическими дисками на
5
шток. При закрывании клапана резиновый диск прижимается к кольцевому выступу — зигу на корпусе клапана; прижатие резиновых дисков к зигам осуществляетси
|
Рис. 4. Герметический сдвоенный клапан ГК-2-100:
I — входном патрубок с фланцем; 2 — выходной патрубок; 3- кольцевой зиг для упора дисков клапана; 4 — шток; 5 — рукоятка штока; 6 — сальник |
навертыванием рукоятки штока на наружную резьбу сальника.
5. Фильтры-поглотители ФП-JOOy (рис. 5) предназначены дли очистки наружного воздуха от отравляющих веществ. бактериальных средств н дыма п представляют
|
Рис. 5. Фильтр-поглотитель ФП - 100v: |
собой барабаны диаметром 537 мм н высотой 390 мм.
Производительность каждого фильтра-поглотителя по воздуху 100 мУчас; аэродинамическое сопротивление при производительности 100 мУчас составляет 40—50 мм вод. ст.
Зараженный воздух поступает в фильтр-поглотитель через центральное отверстие барабана; очищенный воздух выходит через боковое отверстие. Внутренний диаметр входного и I—отверстие для входа воз-выходного отверстий равен
дула; 2— отверстие для вы- 100 мм. Центральные и боко-хода воздуха вые отверстия фильтра-погло
тителя снабжены специальными ниппелями для присоединения к патрубкам, соединения фильтров .между собой в колонку, а также герметп-
‘тесного отключения фильтра* от наружного воздуха при хранении (рис. 6).
|
Рис. 6. Герметизирующие детали фильтров-поглотителей:
I—резиновая прокладка; 2 — ниппельное кольцо;
3— заглушка для центрального отверстия;
4 — заглушка для бокового отверстия |
6. Электроручной центробежный вентилятор ЭРВ-49 (рис. 7) состоит из трех основных часуей: вентилятора, редуктора с рукояткой и электродвигателя типа ЛОЛ-21-2 или АОЛ-12-2.
|
Рис. 7. Электроручной вентилятор:
I —- вентилятор; 2 — редуктор; 3 — электродвигатель АОЛ-21-2; 4 — клеммная колодка; 5—рукоятка редуктора; 6 — опорная плита; 7 — отверстие с пробкой для залива масла в редуктор; 8 — отверстие с пробкой для слива масла из редуктора Ротор вентилятора (рис. 8) цельнолитой из алюминиевого сплава с шестью лопатками двойной кривизны, загнутыми назад. Передний диск конический. Диаметр ротора 250 мм. Улитка вентилятора (рис. 9) переменного
7 |
сечения, цельнолитая из алюминиевого сплава. Диаметр отверстий: всасывающего — 100 мм, выхлопного — 90 мм.
|
Рис. 8. Ротор:
1 — лопатки ротора;
2 — конический диск;
3 — втулка ротора |
Рис. 9. Улитка вентилятора
Редуктор (рис. 10) трехступенчатый, с передаточным числом 62,4. Редуктор имеет автоматическую муфту переключения с ручного привода на электрический и с электрического на ручной. Корпус , п крышка редуктора • тлиты из алюминиевого сплава. Корпус внизу имеет
|
Рис. 10. Редуктор вентилятора: |
6
1 — корпус редуктора; 2 — коническая пара шестерен; 3 — цилиндрические стальные шестерни; 4 — текстолитовая шестерня; 5 — автоматическая муфта — переключатель; 6 — конический диск — разбрызгиватель масла
8
опорную плиту для установки вентилятора на кронштейны. С одной стороны к корпусу винтамп крепится вентилятор, а с другой стороны шпильками — фланцевый электродвигатель.
|
Рис. 11. Малая коническая крышка: 1 — стальной палец; 2 — шпонка |
При отсутствии электродвигателя корпус редуктора закрывается малой конической крышкой, имеющейся в комплекте агрегата. Малая коническая крышка (рис. 11) изготовляется из алюминиевого сплава. В нее впрессован стальной палец со шпонкой для посадки соединительной муфты с подшипником.
Рукоятка ручного привода стальная, с деревянной ручкой, имеет плечо длиной 250 мм. Направление вращения рукоятки указано стрелкой на бобышке хвостовика редуктора.
Электродвигатели типа АОЛ-21-2 и АОЛ-12-2 (рис. 12) трехфазные, асинхронные с короткозамкнутым ротором.
Мощность электродвигателей соответственно 0,40 кет и 0,27 кет, число оборотов 2800 в минуту, напряжение 220/280 е. На корпусе электродвигателя имеется клеммная колодка с крышкой для подключения электродвигателя к электросети.
|
Рис. 12. Электродвигатель типа АОЛ*21*2: I — корпус электродвигателя; 2 — клеммная колодка; 3 — фланец для крепления к корпусу редуктора; 4 — соединительная муфта с подшипником, насаженная на вал электродвигателя |
7. Расходомер Р-49 (рис. 13) предназначается для контроля за количеством воздуха, подаваемого вентпля-
9
тором в помещение. Он монтируется на нагнетательном патрубке вентилятора и состоит из следующих основных частей: конического корпуса с входным отверстием диаметром 90 мм и выходным отверстием диаметром 150 мм;
|
Рис. 13. Расходомер Р-49:
1 — конический корпус; 2 — диск; 3 — смотровое окно;
4 — ось; 5 — опорная планка |
диска из пластмассы (поплавка); латунной оси; опорных планок.
В корпусе имеются два смотровых окна, закрытых прозрачными пластмассовыми пластинами. На пластине, которой закрыто одно из окон, нанесена шкала расхода воздуха в кубических метрах в час. Цена каждого деле-
|
Рис. 14. Фасонные детали:
1 — крестовина с ниппелем; 2 —патрубок; 3 — тройник с ниппелем; 4 — патрубок угловой с ниппелем; 5 — стакан с ниппелем; 6 — стакан с фланцем |
10
1
При израсходовании масла, входящего в комплект агрегата, можно применять следующие масла: машинное Л, веретенное 2
или 3, автол б.
14