МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАТИОННЫХ ЭМУЛЬСИЙ
Москы 1973
Министерство транспортного строительства СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Одобрены Минтрансстроем СССР
ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАТИОННЫХ ЭМУЛЬСИЙ
Москва 1973
ра отбирают пробу около 100 г, охлаждают до 20° и определяют потенциометром показатель pH; он должен быть в пределах 1,8-2,2.
Значение pH меньше 1,8 свидетельствует об избытке кислоты, что отрицательно влияет на адгезию эмульгированного битума. Значение pH более 2,2 свидетель -ствует о недостатке кислоты, что ухудшает условия эмульгирования битума.
18. Раствор выравнивателя А в воде приготовляют следующим образом: нагревают воду до 854-75 , вводят в нее выравниватель А в количестве 1-2% от веса воды и тщательно перемешивают. Кислоту в раствор вырав-пителя А не добавляют.
19. БП-3 вводят в битум, разогретый в котле до рабочей температуры (л.23), в количестве 2*4% от веса битума, затем для лучшего распределения добавки в битуме его перекачивают в рабочий котел и обратно.
Соляную кислоту растворяют в воде, нагретой до температуры 65*75 . Необходимое количество кислоты рассчитывают по основности БП-3, указанной в паспорте или установленной в лаборатории; ориентировоч н о это составляет 1% кислоты с удельным весом !,179.
20. Диамин переводят в водорастворимое состояние путем обработки раствором соляной или уксусной кис -лоты* Необходимое количество кислоты рассчитывают по основности диамина, указанной в паспорте или установленной в лаборатории. Ориентировочно количес т в о кислоты составляет 1% от мс* йоды, Кислоту вливают в воду, нагретую до 85*75 , затем туда же добавляют диамин в количестве 1-1,5% к весу воды.Раствор тша -тельно перемешивают в течение 20-30 мин до полного растворения диамина.
Битумы
21. Для приготовления катионных эмульсий используют битумы марок БНД-90/130, БНД-13 0/ 200и БНД-200/300. Выбор марки битума обусловлен назначе-
нием эмульсий. Для эмульсий, применяемых при ус -тройстве слоев с шероховатой поверхностью способом поверхностной обработки, используют битум с глуби -ной проникания 100*150 .
Для приготовления складируемых эмульсионно-ми -неральных смесей следует применять битум с глуби -ной проникания 200*250 .
22. Битумы необходимой вязкости можно получить либо на нефтеперерабатывающем заводе, либо на эмульсионной установке путем разжижения более вяз кого битума.
В качестве разжижителя рекомендуются: дизель н о е топливо (ГОСТ 4749-49),моторное топлив о (ГОСТ 1667-08), мазут (ГОСТ 10585-63), сланце вое масло (ГОСТ 4806-66).
В зависимости от вязкости исходного битума ц о-бавляют 5-12% разжижителя.
Технология приготовления эмульсий
23. Для приготовления эмульсий битумы следу е т нагревать до температуры:
БНД-90/130 ................120*130 ;
БНД-130/200 и БНД-200/300 ......110-120°.
Водные растворы эмульгаторов нагревают до тем -пературы 65*75 .
24. Для приготовления катионных эмульсий используют эмульсионные машины непрерывного дейст в и я (табл.2).
25. Оборудование, используемое для получения катионных эмульсий, должно быть чистым: без ржавчи -ны, остатков битума, щелочи или анионных ПАВ. Оборудование эмульсионной установки (емкости, механизмы и трубопроводы), выпускавшее ранее анион н у ю эмульсию, необходимо тщательно очистить от остатков эмульгаторов и эмульсий и непосредственно перед началом работы промыть сначала горячей водой, а затем 0,1-0,3%-ным раствором соляной кислоты.
11
Таблица 2
Характеристика эмульсионных машин,рекомендуемых для приготовления катионных эмульсий |
Машины |
Число оборотов ротора в минуту |
Величина зазора между ротором и статором,мм |
Однороторный диспергатор |
3200 |
0,5 |
Трехщелевой диспергатор |
2800 |
0,4-0,6 |
Четырех- и пяти-щелевои диспер -гатор |
2400 |
0,5-0,7 |
Многодисковый
диспергатор |
1440 |
_ |
|
26. Нагретый (п.23) раствор эмульгатора и битум непрерывно подают в диспергатор в соотношении, обеспечивающем требуемую концентрацию эмульсии. Во избежание пенообразования выходящая из диспергатора эмульсия должна иметь температуру не выше 90 .
27. После приготовления эмульсии во избежание коррозии металла все оборудование (емкость для приготовления эмульгатора, дозировочный бачок, диспергатор, трубопроводы и насосы), через которое проходят вод -ные растворы соляной кислоты и эмульгаторов, необходимо промыть горячей водой. Наибольшую опасность для металла представляет соляная кислота как в концентрированном, так и в разбавленном виде. Рекомен -дуемые эмульгаторы являются ингибиторами коррозии, поэтому их водные растворы, даже если в их состав входит соляная кислота, существенной коррозии не вызывают. Готовая катионная эмульсия металл не разру -шает, так как на его поверхности образуется защитный тонкий слой битума.
Контроль качества эмульсии
28. Качество эмульсии в процессе ее приготовления контролируют визуально, погружая стеклянную палочку
12
в струю эмульсии, вытекающей из диспергатора. При хорошем качестве эмульсии палочка покрывается однородной темно-коричневой пленкой. Не допускается на -личие в пленке комочков или нитей битума.
29. Качество приготовленной и слитой в емкость для хранения эмульсии определяют по остатку на сите с отверстиями размером 0,63мм в соответствии с "Техни -ческими указаниями по приготовлению дорожных эмульсий' ВСН 115-65. Остаток на сите должен быть не более 0,1% от веса эмульсии.
30. Количество битума в эмульсии устанавливают методом выпаривания воды в соответствии с ВСН 115-65.
31. Прочность сцепления пленки из эмульсии с минеральными материалами определяют по следующей методике. Из щебня, предназначенного для производства работ, отбирают пробу около 0,5 кг, промывают и высу -шивают. Из пробы отбирают три щебенки кубовидной или шестигранной формы с длиной ребра 20-25мм, обвязывают их ниткой или мягкой проволокой, погружают на
1- 2 сек в стакан с дистиллированной водой, вынимают из воды, стряхивают капли и сразу же погружают на
2- 3 сек в стакан с испытуемой эмульсией, вынимают из стакана и подвешивают на штативе так, чтобы щебенки не касались друг друга и других предметов. Испытывают щебенки через сутки. Для этого на закрытую элек -троплитку ставят стакан с дистиллированной водой и нагревают ее до 100 (не допуская бурного кипе н и я); каждую из подвешенных на штативе шебенок поочередно погружают в кипящую воду и выдерживают в ней ЗОмин. По истечении указанного срока снимают фильтровальной бумагой с поверхности воды всплывший битум, вынимают щебенку и визуально устанавливают состояние плен -ки. Считается, что эмульсия выдержала испытание,если на гранях щебенки полностью сохранился неирерыв н ы й равномерный слой пленки. Допускается оголение острых ребер и углов щебенки.
13
32. Катионные эмульсии можно хранить как на месте их изготовления, так и на месте строительства в вертикальных емкостях круглого поперечного сечения. Не рекомендуется хранить эмульсии в емкостях прямоугольного сечения во избежание скопления битума в углах емкости.
33. Емкости для эмульсии должны быть ЧИСТЫМИД10-ред наполнением их следует промыть горячей водой или слабым раствором соляной кислоты. Особенно тщательной должна быть очистка емкостей, в которых хранили анионную эмульсию или раствор анионактивных веществ.
34. Не допускается сливать в одну емкость эмуль -сии, приготовленные по различным рецептам, так как это приводит к распаду эмульсий, т.е. необратимому разделению на битум и воду.
35. Емкости следует наполнять снизу. При наполнении сверху конец сливного патрубка (шланга) необхо -димо опускать как можно глубже ко дну.
36. Температура хранения эмульсий должна быть не ниже +3 .
37. Срок хранения эмульсий не более 3 месяцев.При длительном (в течение 2 недель и более) хранении допускается некоторое расслоение эмульсии, т.е. изменение концентрации битума по высоте емкости без образования неразмешиваемых комков и сгустков.Длительно хранившуюся эмульсию перед использованием необ -ходимо тщательно перемешать.
38. Для транспортирования эмульсий могут быть использованы автогудронаторы, битумовозы, железнодо -рожные цистерны, цистерны емкостью 1-2 т, смонтированные на грузовых автомобилях, металлические бочки емкостью от 100 до 500 л. При наполнении транспорт -ных средств следует соблюдать требования пп.33-35.
14
ПРИМЕНЕНИЕ КАТИОННЫХ ЭМУЛЬСИЙ
Устройство слоев с шероховатой поверхностью
39. Слои с шероховатой поверхностью (поверхностные обработки) с использованием в качестве вяжущего катионных эмульсий устраивают:
а) на покрытиях из асфальтобетонных или битумо -минеральных смесей при строительстве и эксплуатации дорог П-1У категорий с целью придать покрытиям из плотных смесей шероховатость, покрытиям из порис -тых смесей - шероховатость и меньшую водопроницаемость;
б) на основаниях из цементобетона или цементо грунта с целью предотвратить испарение воды из вы -шеуказанных материалов, обеспечить проезд строительного транспорта по слою основания, обеспечить сцеп -ление асфальтобетонного покрытия с основанием.
40. В зависимости от качества используемого щебня и погодных условий рекомендуются два варианта организации производства работ по устройству слоев с шероховатой поверхностью:
первый вариант рекомендуется при наличии высококачественного щебня (узкой фракции, кубичес кой или шестигранной формы, без пылеватых и глинис тых примесей) и при производстве работ в условиях прохладной погоды (5*15 ) и моросящих дождей;
второй вариант рекомендуется при отсутствии высококачественного щебня (но соответствующего требованиям 'Технических указаний по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью'ВСН 73-67) и при любых погодных условиях.
41. Последовательность технологических операций при организации производства работ по первому вари -анту приведена в пп.42-47.
42. Покрытие (или основание), на котором устраи -вают поверхностную обработку, тщательно очищают от
15
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАТИОННЫХ ЭМУЛЬСИЙ М., Союз -дорнии, 1973
Катионные эмульсии, как вяжущий материал, не только обеспечивают более высокое качество целого ряда дорожно-строительных работ по сравнению с анионными эмульсиями, но и открывают дорогу принципиально новым конструктивным решениям и новым способам производства работ.
В Союздорнии и его филиалах разработаны сос -тавы и технология получения катионных эмульсий на эмульгаторах, выпуск которых осваивается предприятиями химической и нефтеперерабаты ваюшей промышленности.
Учитывая дефицитность и сравнительно высокую стоимость новых эмульгаторов, применение катионных эмульсий в настоящее время рекомендуется для двух видов работ: при устройстве слоев с шерохо -ватой поверхностью способом поверхностной обработки и приготовления складируемых эмульсионно-ми -неральных смесей. Первый вид работ освоен дорожными организациями с использованием других вяжущих (битума и анионной эмульсии), замена их катионной эмульсией позволит значительно повысить качество работ и долговечность слоя без существенного изменения технологии производства работ. Второй вид работ является новым и рекомендуется в целях широкой опытно-производственной провер -си.
Т абл.-4.
СОЮЗДОРНИИ, 1973 г.
УДК 625.063.004.14
ПРЕДИСЛОВИЕ
Применение битумных катионных эмульсий - высокоак -тивных органических вяжущих - в дорожном строительстве будет способствовать улучшению качества целого ряда дорожно-строительных работ и повышению долговечности дорожных одежд. Специфика свойств катионных эмульсий такова, что их применение не только оказывается более эффективным в тех видах работ, где ранее использо вали анионные эмульсии, но и дает возможность принимат ь принципиально новые конструктивные решения и внедрять новые способы производства работ.
В нашей стране применяют пока только анион н ы е эмульсии.
Однако ряд предприятий различных отраслей хими -ческой и нефтеперерабатывающей промышленности в настоящее время осваивает выпуск некоторых видов катионных ПАВ, что дает возможность ставить задачу широкой опытно-производственной проверки эффектив -ности использования их в качестве эмульгаторов для дорожных битумных эмульсий.
В связи с этим в Союздорнии и его филиалах разработаны составы и технология получения катионн ы х эмульсий на новых эмульгаторах.
Настоящие 'Методические рекомендации по приго -товлению и применению в дорожном строительстве катионных эмульсий' разработаны на основе лаборатор -ных исследований, проведенных в Союздорнии, его филиалах и Белдорнии 1971-1972 гг., а также опытно-экспериментальных работ, выполненных рядом дорожно -строительных организаций Минтрасстроя СССР,Минав-тодора РСФСР и Казахской ССР.
'Методические рекомендации' составили кандидаты технических наук И.А.Плотникова, Э.А. Казарновская, М.Ф.Никишина, И.Н.Петухов и Б.М.Хавкин.
3
Все замечания и предложения просим направлять по адресу: 143906, Московская область, Балашиха, Союз до рнии.
1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В настоящее время в практике дорожного строительства применяют в качестве вяжущего ма -териала два вида битумных эмульсий - анионные и катионные.
Основное различие между ними заключается во взаимодействии с минеральными материалами.
2. Анионные эмульсии активно взаимо д е й с т в у ют только с основными породами; с кислыми породами они практически не взаимодействуют, поэтому на з е р нах кварцевого песка, гранита, песчаника формирование битумной пленки из анионной эмульсии происходит в основном за счет испарения из нее воды, что ставит строителей в зависимость от погодно-климатичес к и х условий и вынуждает усложнять технологический процесс введением в эмульсионно-минеральные смеси активирующих добавок - извести или цемента.
3. Катионные эмульсии активно взаимодействуют со всеми минеральными материалами, причем с кислы -ми это взаимодействие носит химический характер, в результате чего прочность сцепления и водостойкость пленки битума из катионной эмульсии з н а ч и т ел ьно больше, чем из анионной, и даже выше, чем п л е нки вязкого битума при горячем способе обработки. Наличие воды на поверхности зерен кислого минерального материала при обработке их катионной эмульсией н е только не замедляет процесс формирования связей между битумом и камнем, но и способствует ему.
4. Дефицитность и сравнительно высокая стоимость катионных эмульгаторов диктуют целесообразность использования катионных эмульсий в настоящее время лишь в тех условиях, когда использование анион н ых эмульсий не обеспечивает выполнения соврем е иных требований к качеству работ:
- при применении кислых минеральных материалов;
- при производстве работ в неблагоприятных погодно-климатических условиях, исключающих возможность быстрого испарения воды из эмульсионно-минеральных материалов.
5. Из многочисленных видов работ, при выполнении которых в вышеуказанных условиях можно использо -вать катионные эмульсии, в настоящие "Методичес к и е рекомендации*' включены лишь те, которые практически осуществимы с использованием отечественных эмульгаторов и машин и дают значительный технический и экономический эффект:
устройство слоев с шероховатой поверхностью;
приготовление складируемых эмульсионно-минеральных смесей.
6. Использование катионных битумных эмульсий для устройства слоев с шероховатой поверхностью спосо -бом поверхностной обработки имеет ряд преимуществ по сравнению с вязким битумом:
- повышается точность дозирования битума, что исключает вероятность "потения*' слоя и потери его ше -роховатости;
- упрощается производство работ за счет примене -ния вяжушего в холодном состоянии;
- появляется возможность выполнения работ при температуре воздуха до *5 С и с использованием влажно -го шебня;
- исключается необходимость применения черн о го шебня.
7. Складируемые эмульсионно-минеральные с меси отличаются от эмульсионно-минеральных смесей,укла -дываемых непосредственно после приготовления, возможностью длительного хранения:
- для создания запаса материала в неограниченн о м количестве;
- для значительного сокращения сроков формирования конструктивных слоев дорожных одежд за с ч е т протекания большей части этого процесса в пери о д хранения смеси з штабеле.
С*
8. Неслеживаемость смесей обеспечивают применением эмульсий из битумов пониженной вязкости, а также спецификой технологии приготовления смесей.
9. Складируемые эмульсионно-минеральные смеси, приготовленные с катионной эмульсией, по качеству не уступают битумоминеральным смесям, приготовленным горячим способом, и имеют по сравнению с ними ряд преимуществ:
а) исключается сушка и подогрев минеральных ма -териалов, что упрощает технологический процесс при -готовления смесей и улучшает санитарно-гигиеничес -кие условия работы смесительной установки;
б) упрощается конструктивная схема смеситель и о н установки, снижается ее металлоемкость и стоимость;
в) более экономично используются ПАВ, так как в эмульсии они распределены лишь по поверхности битумных капелек, т.е. непосредственно в зоне контакта bvi-жущего с минеральными материалами, а не по всему объему битума, как при горячем способе производства работ;
г) уплотняется и несколько удлиняется строитель -ный сезон за счет возможности приготовления смеси в любую погоду при положительных температурах;
д) упрощается организация работ, так как приготовление смеси не зависит от фронта работ на линии и наличия транспортных средств.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ КАТИОННЫХ ЭМУЛЬСИИ Эмульгаторы
10. В качестве эмульгаторов для катионных битумных эмульсий можно использовать водораствс р и м ы е ПАВ типа солей аминов и четвертичных аммониевых оснований или водонерастворимые ПАВ типа аминов и диаминов.
11. Из числа водорастворимых ПАВ рекомендуются:
7
а) четвертичная аммониевая соль типа алкилтриме-тиламмонийхлорид (ATM) фракции СC^q. Соль выпускается опытно-производственной установкой Волгодонского филиала ВНИИСИНЖ в виде 50-60%-ного раствора в изопропиловом спирте и доставляется потре -бителям в металлических бочках. При использовании ATM получают быстрораспадаюшиеся эмульсии;
б) выравнитель А (ГОСТ 9600-61) - вязкая масса гемно-коричневого цвета. Представляет собой четвертичную аммониевую соль полигликолевых эфиров моно-и диалкилфенолов. Выпускается Березниковским азот -но-туковым заводом, доставляется потребителям в металлических бочках. При использовании выравнителя А получают эмульсии медленного распада.
12. Из числа водонерастворимых ПАВ рекомендуются:
а) адгезионная присадка БП-3, представляющая собой безводную тзердообразную пасту светло-коричневого цвета. БП-3 хорошо растворима в битуме. Актив -ные вещества, содержащиеся в ней, - смесь амидо-аминов и имидазолинов Выпускается Уфимским НПЗ.При использовании БП-3 получают быстрораспадаюшиеся эмульсии;
б) октадецилтриметилендиамин (диамин), представляющий собой безводную воскообразную массу белого или светло-желтого цвета. Выпускается опытно-произ -водственной установкой Долгопрудненского завода тонкого органического синтеза. При использовании диамина получают быстрораспадаюшиеся эмульсии.
13. Кроме ПАВ, в состав эмульгатора для катион -ных эмульсий необходимо вводить соляную кислоту (ГОСТ 3118-67) или уксусную кислоту (ГОСТ 7077-54).
14. Технологические операции по подготовке эмульгаторов к использованию зависят от их свойств: водорастворимые вещества необходимо вводить в воду, а водоперастворимые либо в битум, либо переводить в водорастворимое состояние путем обработки кислотой.
8
Растворы эмульгаторов и кислот приготовляют непосредственно перед их использованием в емкостях, снабженных плотно закрывающимися крышками.
15. Раствор ATM приготовляют следующим образом: нагревают воду до температуры 65-75° , растворяют в ней ATM в количестве 1,5-2,0% соли от веса воды, затем добавляют соляную кислоту 36%- ной концентрации с удельным весом 1,179 в количестве 0,2% от веса воды.
16. Концентрацию соляной кислоты необходимо устанавливать для каждой партии путем измерения ареометром удельного веса. При наличии кислоты другой концентрации ее количество корректируют по табл,1.
Таблица 1
Поправочные коэффициенты для соляной кислоты |
Концентрация НСб ,% |
У дельный вес соляной кислоты, г/см* |
Поправочный
коэффициент |
20 |
1,098 |
1,784 |
22 |
1,108 |
1,614 |
24 |
1,119 |
1,486 |
26 |
1,129 |
1,366 |
28 |
1,139 |
1,279 |
30 |
1,149 |
1,197 |
32 |
1,159 |
1,113 |
34 |
1,169 |
1,052 |
36 |
1,179 |
1,000 |
38 |
1,189 |
0,951 |
40 |
1,198 |
0,905 |
|
Например, нужно добавить 2,5 кг соляной кислоты с удельным весом 1,179, а в наличии имеется кислота с удельным весом 1,129, тогда ее нужно добавить в количестве:
2,5 кг х 1,366 = 3,42 кг.
17. Правильность дозирования соляной кислоты кон -тролируют следующим образом: из полученного раство-
Г 9