МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
заместитель министра охраны окружающей среды
временная инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства по охране атмосферного воздуха на предприятиях железнодорожного транспорта
начальник Управления охраны атмосферного воздуха
начальник отдела нормативно-методического обеспечения охраны — мосферного воздуха от загрязне передвижными источниками
Москва. 1993 г.
- 2 -
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая Временная инструкция:
(а) предназначена для территориальных природоохранных органов Минприроды России;
(б) устанавливает периодичность проверок и комплекс требовании к организации контроля за выбросом загрязняющих веществ на' предприятиях железнодорожного транспорта;
(в) дополняет действующие порядки по определению количества выбросов от передвижной техники, эксплуатируемой на железнодорожном транспорте, и расчету платежей за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
(г) разработана Управлением охраны атмосферного воздуха Минприроды России (123812, ГСП, Москва, ул. Б.Грузинская, д. 4/6,). Авторы: Резчиков Владимир Викторович, Федюшин Алексей Никитич, тел.254-49-29
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО
ВОЗДУХА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
2.1. Предприятия железнодорожного транспорта независимо от ведомственной подчиненности, осуществляющие эксплуатацию тепловозов, должны иметь в локомотивных депо пункты экологического контроля и регулировки тепловозных дизелей, */
2.2. Для создания пунктов контроля в соответствии о письмом Минэкологии России от 08.01.92г. N 15/АА и " Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды" от 26.01.93 г. рекомендуется предприятиям, экс-
*/ Такие пункты должны быть созданы не позднее 1994 года. В дальнейшем при согласовании лицензий на транспортные перевозки, необходимо учитывать наличие в локомотивных депо упомянутых пунктов контроля. При нарушении установленных сроков, предусмотренных для организации этих пунктов, плзта за выбросы загрязняющих веществ с предприятий-владельцев тепловозов может взиматься кгк за сверхлимитные.
Необходимые сведения о разработчике и изготовителе пунктов контроля (НИИ механики и прикладной математики Ростовского госу-ниверситета) приведены в Приложении 3.
• / -
Табдмиа 3
Значение удельных выбросов оаграэмяммих веыеотв LiJ м Li j для рло. 1чных видов путевой техники
п/п |
IНаименование| (путевых па- | |мии 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Mommootw
диовдя
Me
кВт |
(Коэ«9ичи~ Iент испо-1дьооааиия 1 иомнооти Кв
1
I |
!Цаипоно (ванне оа-| |
Значении удельных выбросов |
(иего ве -1
|«иотаа I
1 1 | L |
* 1
U4
г/ч |
_и |
UJ
г/кВт*ч« |
1 |
I 2 | 1 1 |
3 |
1 4
I |
1 5 1 1 |
6 | _1 |
7 |
1 |
* путеукладоч-1 |
|
1 |
' со 1 |
120,00 1 |
2,99 |
|
иио краны |
110,3 |
0,3 |
МОХ |
300,00 |
11,33 |
|
VK-25/9 |
|
|
сака |
1,30 |
0,36 |
2 |
моторные плат |
|
|
СО |
120,00 |
2,99 |
|
Формы МПД |
110,3 |
0,1 |
МОх |
300,00 |
11 «33 |
|
|
|
|
сажа |
1 ,30 |
0,36 |
3 |
ыобеноочиоти- |
|
|
СО |
80,00 |
2,83 |
|
тельные паик- |
73,3 |
0,3 |
МОх |
200,00 |
11,40 |
|
кы ШОП-Л |
|
|
сажа |
1 ,00 |
0,38 |
4 |
ыеб-емоочнатм- |
|
|
СО |
240,00 |
3,01 |
|
тельные каик* |
220,6 |
0,3 |
МОх |
600,00 |
11,43 |
|
Мы U20M-4 |
|
|
сана |
3,00 |
0,41 |
3 |
балластоомиа- |
|
|
СО |
зю,оо |
3,04 |
|
тителиные на- |
29 ,1 |
0,3 |
МОх |
830,00 |
П.62 |
|
ыикы БМС |
|
|
ража |
6,00 |
0,44 |
6 |
выправочмо - |
|
|
со |
240,00 |
3f7> |
|
подбиаомиыв |
220,6 |
0,4 |
МОх |
600,00 |
U ,43 |
|
яаиикы |
|
|
сажа |
3,00 |
0,41 |
|
впо-зооо |
|
|
|
|
|
7 |
выправочмо ” |
|
|
со |
180,00 |
3,00 |
|
подбив-рихто- |
177,0 |
0,4 |
МОх |
460,00 |
11,40 |
|
вочкые паиикы |
|
|
04** |
2,30 |
0,38 |
|
8ГТР-1200 |
|
|
|
|
|
в |
выправочио - |
|
|
СО |
180,00 |
3,00 |
|
подбив-рнхто- |
>77,0 |
0,2 |
по* |
460,00 |
11,40 |
|
ровные мамины |
|
|
саже |
2,30 |
0,38 |
|
ВПРС-ЗОО |
|
|
|
|
|
€ -
9 |
рихтовочные
пвиикы
Р-2000 |
177,0 |
0,4 |
СО
N0x
САЖА |
100,00
460,00
2,30 |
3,00
11,40
0,38 |
10 |
путевые мото- |
|
|
СО |
240,00 |
3,01 |
|
рмыа гакко - |
220,6 |
0,4 |
ХОх |
600,00 |
11,43 |
|
верти ПМГ |
|
|
ОАКА |
3,00 |
0,41 |
11 |
редвсоочисти- |
|
|
СО |
240,00 |
3,01 |
|
тедвиме нами- |
220,0 |
0,3 |
ХОх |
600,00 |
11,43 |
|
им ГОП - 3 |
|
|
САЖА |
3,00 |
0,41 |
12 |
передоивнАЯ |
|
|
СО |
240,00 |
3,01 |
|
редвсосвАроч- |
220,6 |
0,4 |
ХОх |
600,00 |
11,43 |
|
НЫВ МАМИНЫ |
|
|
САЖА |
3,00 |
0,41 |
|
ПРСП |
|
|
|
|
|
13 |
6аддлотоупдо— |
|
|
СО |
180,00 |
3,00 |
|
тиитедвкые |
177,0 |
0,4 |
ХОх |
460,00 |
11,40 |
|
МАМИНЫ |
|
|
ОАКВ |
2,30 |
0,38 |
14 |
дрезины ДГКу |
|
|
СО |
200,00 |
3,01 |
|
V |
1вЗ,8 |
0,13 |
ХОх |
300,00 |
11,43 |
|
мотовозы |
|
|
САВА |
2,30 |
0,40 |
|
ППТ-4 |
|
|
|
|
|
13 |
смегоубороч - |
|
|
СО |
240,00 |
3,01 |
|
мые мамины |
-220,6 |
0,3 |
VOX- |
600,00 |
11,43 |
|
01-2 |
|
|
О АЖ А |
3,00 |
0,40 |
16 |
ВдектробАД - |
|
|
СО |
80,00 |
2,83 |
|
ДАСГГё ры |
д3,3 |
0,3 |
ХОх |
200,00 |
11,40 |
|
ЭЛБ-1, ЭЛБ-3 |
|
|
О АЖ В |
1,00 |
0,38 |
Примечание? V дед,,кие аиАЧснмя аибросов эвгряэннмимх вячвотв Аля путевой техники, не указанной t твбдмие 3, определяется пут#п оопоотеяденяя ночиоотких хдрдктярнотж рАсомАтриввеной техники и подходящего варианта о ооотшетотвумчим умемвменяеи май уведячеян* ей аиАчеиий удедииих яыброооя*
- 3 -
плуатирующим тепловозы, использовать средства, подлежащие перечислению в местные экологические фонды.
2.3. При оснащении пушстов контроля следует учитывать, что большинство измерительных средств, применяемых для экологического контроля передвижных источников, не адаптированы к условиям работы тепловозных дизелей. В этой связи запрещается использовать техническую документацию и измерительные системы, применение которых не согласовано в установленном порядке с Минприроды России.
3. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
3.1. Частоту проведения проверок предприятий рекомендуется определять в соответствии со сроками, установленными в п.5.4.3 0НД-90. Предприятия, эксплуатирующие тепловозы могут быть отнесены к следующим категориям:
I категория - с парком более 50 тепловозов;
Л категория - с парком от 20 до 50 тепловозов;
Ш категория - с парком менее 20 тепловозов.
При работе свыше половины парка тепловозов в черте города категория предприятия может повышаться ка 1 единицу.
3.2. Контроль за соответствием выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от тепловозов установленным экологическим нормам необходимо осуществлять в соответствии с утвержденными в установленном порядке в 1991 году документами:
"Нормы предельных значений дымности отработавших газов тепловозных дизелей. Методы их контроля в эксплуатации" (приложение 1);
"Временные нормы и методы определения удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с отработавшими газами дизелей эксплуатируемых тепловозов" (приложение 2).*/
*/ В соответствий с приказом Минэкологии России от 16.04.92г.
N 60"0 порядке действия нз территории Российской Федерации нормативных актов бывшего Союза ССР в области охраны природы и регулирования природных ресурсов" срок действия этих нормативных документов продлен вплоть до их пересмотра.
- 4 -
3.3. Учитывая трудоемкость проводимых работ, контроль за соответствием тепловозов экологическим параметрам осуществляется выборочно на 2-3 тепловозах. Результаты такой проверки не могут быть распространены на весь парк предприятия. В случае, если все щсверенные тепловозы не соответствуют установленным нормативам, объем выборки рекомендуется увеличить не менее, чем до в тепловозов. При соблюдении этого условия доля выявленных тепловозов, не соответствующих нормативным требованиям, может быть распространена на весь парк предприятия.
3.4. Для снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от рефрижераторных поездов, секций, автономных рефрижераторных вагонов, контейнеров-рефрижераторов, дизель-компрессорных станций предприятиям железнодорожного транспорта следует оборудовать перечисленные силовые установки системами нейтрализации отработавших газов.
3.5. Для снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от пассажирских вагонов, использующих твёрдое топливо предприятиям железнодорожного транспорта следует оборудовать:
- места отстоя пассажирских вагонов колонками для подключения электрического отопления от постороннего источника тока;
- локомотивы, используемые для пассажирских перевозок, розетками для подключения электрического отопления вагонов.
4. ПЛАТЕЖИ И САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
4.1. Эксплуатация тепловозов, не соответствующих нормативам по токсичности и дымности, согласно статьи 22 Закона РФ "Об охране атмосферного воздуха" не допускается до устранения выявленных нарушений
4.2. Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ в случае, указанном в п. 3.3, определяется по формулам, приведенным в пунктах 2.7 и 2.9 "Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утвержденных Минприроды России 26 янвзря 1993г. по согласованию с Минэкономикой России и Минфином России.
4.3. Расчёт выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух следует осуществлять ш "Методике проведения инвентаризации
- б -
выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта” (расчетным методом), утвержденной Минтрансом России 15 сентября 1992 г. и согласованной Минэкологией России.
4.4. Масса выброса загрязняющих веществ от рефрижераторного подвижного состава и путевой железнодорожной техники определяется в соответствии с разделом 8 "Методических указаний по расчету загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферный воздух железнодорожными транспортными средствами" (приложение 4).
4.5. Величина платы за выброс загрязняющих веществ от рефрижераторных дизель-электростанций и путевой техники определяется как произведение базового норматива на количество выбрасываемого загрязняющего вещества в атмосферный воздух.
4.6. Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух взимается с баз (депо) приписки тепловозов, рефрижераторного подвижного состава и путевой техники в полном объеме от списочного состава.
Приложение 3
НИИ Механики и прикладной математики Ростовского государственного университета 00 заданию МПС и Минприроды России разработан типовой проект пункта экологического контрола.
Пункт контрола предназначен для намерения содержание отработавших газов тепловозных дизелей окиси углерода, углееодорофэв, окислов азота и дымности отработавших газов. Измерения долени ьи-полнятьса при плановых реостатных испытаниях дизелей, кто позволяет осуществлять их отладку по экологическим параметрам во время проведения текущих ремонтов.
Методы контроля и используемые приборы отвечают требованиям соответствующих нормативных документов Минприроды России и Министерства путей сообщения.
Наличие пунктов контроля позволяет снизить выбросы вредных веществ в атмосферу и уменьшить плату за них примерно на 60—702, т.к. расчет платежей можно 6v .от проиаподить по -фактическому количеству аагрязнямщих веществ, а не по их предельным ■ндчвниян, заложенный о действующих нормативах
Институт готов в течение 5-6 месяцев выполнить привязку пункта экологического контроля к условиям локомотивного депо, оснастить его контрольно-измерительным оборудованием, осуществить его монтаж и наладку и обучить обелуживающий персонал.
Строительная часть (площадка для размещения приборов) выполняется силами дело по типовому проекту. Системы контроля проылм испытания на Северо-Кавказской железной дороге в локомотивных до— по Сальск, Нороэооск, Краснодар, Батайск и должны быть внедрены до конца 1993 г. в восьми локомотивных депо.
По вопросам организации пунктов контроля обращаться по адресу 344104, г. Ростов м». Дону, пр. Стачки, 200/1, НИИ МиЛМ РГУ, ди-рвкте у института, академику И.И.Вороеичу или по адресу > 344019, г. Ростом-на-Дону , пл.Театральная, 4, СКжд, гл..инженеру службы локомотивного хозяйства М.С.Покровскому.
Справки по тел. я (6632) 332 342, 230 939 (городская связь),
332-542 (к.д.) - дщзрктор ТОО •Э>:С-ПО-Д0.',--прии_НиИ Г*Ч<0М _Р.ГЪ Санаев. Эйсер Канилсеемч.
Приложение Л
РАСЧЕТ ВЕЛИЧИН EWST-OCOB 2АГТЯЗИ?.У01ЛС< ВЕШЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ ДИЗЕЛ2Д РЕ9Р1и-ЕРАТ0РН0Г0 ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПУТЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ техники
Составлено ооглооно раздела 8 **Методики проведения ккввита-риэации жмброооа оагряэнямыих виивств ш атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта** С расчёт ним методом)*
!• Определение выбросов рт рефрижераторного подвижного ооо-
тава*
Расчёт величии выбросов олгряэияюцмх веыесте о отработавшими газами дизелей рефрижераторного подвижного составе производится по формуле*
т\
СП = 21 «*Jk ' Тк т * К/ , кг, <1)
KS)
где:
yijk - удельный выбрею 1 -го оагразмякшего роыестаа ррм
работе?
J - го двигателя на V-тон режиме (кг/час);
Данные для основных типов дизелей, установленных на рефрижераторных поездах м овкцмнх, приведены в таблкие в - чиоло режимов работы двигателя;
Тк -доля времени работы двигателя на к - том режиме (ориентировочные • татмотмческме данные в X приведены » тебдц-* ие 3*>5
Т - суммарное время работы дизеля рефрижераторная секииц (в сутки, месяц* гад) в часах* Принимается по фурмаламу ведуыммся ра секциях;
КГ - коэффициент жлиыиия технического состояния дизелей* Прининаетоя равным 1,2 для дизелем со сроком эксплуатации более двух лет м расныл 1*0 для дизелей со сроком эксплуатации менее двух лет*
?ъ4.1Иг<4 I
Значение д^олчиых owtfроссо загрязнении* веивстэ q
с ОТРабОТаОЫМПИ ГДЗаКИ
»jK
дизелей у ривератормогр подоивмого составе <кг/час> |
Тип 1 |
11 1
Марка t |
:*<*<»ектиои. 1 Ваинеи* |
| Ревип работ* доигателя |
|
секими 1 |
дизеля | 1 |
иочность |эагрвзм« дизоля |еецества |
1---- I
| Холоо- t23*/Ne 1 |
SOXWe | 1 |
73/Мя | 1 |
100XN* |
1
1 |
1
1 |
кВт 1
1
1 |
|той ХОД 1 1
|иле 3:01el 1 1 1-L |
1
1
-U |
1
1
-L |
|
БМЭ *3 вагонов! |
К461Н-1 |
СО
84,3 VOX сева |
0,3310 0,2140 0,1330 0,3840 0,0004 0,0С09 |
0,1910
0,6730
0,С059 |
0,3170
0,9260
0,0176 |
0,3790
1,4040
0,0940 |
2A-S (3 вагонов► |
4NVQ-21 |
СО
66,3 VOX сажа |
0,2610 0,1720 0,t060 0,3110 о.осоз о,соов |
0,1330
0,3190
о.осза |
0,2430 1,4(10 0,0*33 |
0,4230
1,0760
0,0720 |
28-3 |
4V0-21/I3 |
СО
во,4 W“ |
0,3430 0,2280 0,1410 0,4140
0,0004 0.0010 |
0,2040
0,6910
0,0060 |
0,3240
0,9430
0,0180 |
0,3670
1,4340
0,0860 |
12-вагониаи
секиик |
4MVD-2J |
СО
66,3 VOX рлял |
0,2610 0,1720 0,1060 0,3110 0,0003 0,0008 |
0,1330 0,5180 0,0068 |
0,2430
1,4610
0,0135 |
0,4250
1,0760
0,0720 |
2|-вагоииый
повод |
6WVD-21 |
СО
103,0 >10* слящ |
0,4000 0,2670 0,1640 0,4820 0,0005 0,0013 |
0,2380
0,8030
0,0072 |
0,3770 I,0980 0,Ц20 |
0,6610
1,6710
0,1120 |
33-влгонкин
поезд |
4DV-224 |
СО
76,3 VOX сава |
0,2880 0,1830 0,1210 0,3560 0,0004 0,0008 |
0,1730
0,6080
0,0053 |
0,2260
0,8360
0,0139 |
0,3220 11267С/ 0,0860 |
•отоиопки* ретривера -тррицй оа -
гои саип |
ANV0-J2,3 |
СО
20,3 УОх сава |
0,0790 0,0630 0,0520 0,0840 0,0001 0,0002 |
0,0479
0,1580
0,0014 |
0,0740
0,2160
0,0041 |
0,1290
0,3280
0,0219 |
|
Таблица 2
Распределение вреявкм работы дизелей рефрижераторных поездов и секций на различных нагрузочных реяиках |
|
| Тип секции |
1 |
Ре-хин работы дзигателя |
|
| (повода) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п/п |
1 |
*
0
ь
0
0
ч
0
X* |
2S)0Je | |
"0’£Хя |
1 |
75#*е | |
юсам* |
|
1 |
1 ход 1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
1
1 |
I или 5*/Ne | 1 1 |
1
1 |
|
1
| |
I
± - |
|
1 |
5БМЗ, ZA-5, Z&~5) ЛГВ* |
38 |
16 |
18 |
|
17 |
и. |
2 |
12-vпгонная секция |
30 |
1В |
18 |
|
17 |
17 |
3 |
21 -вагонный поезд |
28 |
20 |
18 |
|
17 |
17 |
А |
23-вагонкый
поезд |
25» |
23 |
17 |
|
19 |
16 |
|
По именами в: По п. 2, 3 и 4 аиачввии» ювмчни работы на рае— личных оеминах пригедсны • расчёт* на один дизель.
2. Расчёт «фличмн «ыбоосов загрязняющих еещост» с отоавотаа-шини газани лиэелеЛ путевой железнодорожной техники прозеодится
по формула»
{KfLlJ ♦ 0,3 L1J Ne Кя
GiJ - С------------------) ♦ Т * Kf * Kt , кг, <2)
1000
где»
*
L1J —удельный выброс I—го • а грязи лющ л го вещества J-м Двигателем при работе ил холостом моду, г/мас|
LIJ -удельный выброс 1-го загрязняющего веществе J-ro двигателя на единицу мощности <г/кВт;ч) г течении часа. Принимается по данным таблицы 3j
Ne — Эффективная мощности дизеля, кЕпг. Значение Ne приведены я-таблице 3»
Кл - коэффициент использования мощности. Определяет среднее эксплуатационную нагрузку дизеля. Принимаетея-по-та лице 3;
Т - суммарное еоенч работы данное, млшггмы <е сутки, месяц, год), в часах;
К/ — коэффициент влияния технического состояния дизелей. Принимается равным 1,2 для дизелей со срокон эксплуатации более двух лет, и раомим 1,0 для дизелей со срокон эксплуатации менее двух лет|
Kt - коэффициент влияния климатических условий работы дизелей. Принимается равным 1,2 для райомо» расположенных ниже 44“ Северной широты и равным 0,£ для районов - выше 60“ Северной широты. Для остальных районов Kt » 1,0.
Примечание: Значение 0,7 и 0,3 в формуле (2) ссмачают доли аремемм работы денгетвля соответственно на холостом иоду *• под.
нагрузкой.