МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ по нормированию запасов угля на предприятиях Минуглепрома СССР
КЛЕВ—1979
СЯММСТЕРСТЗС УГОЛЬМОХ .T?3J£b!!U/!£HK0£7H СССР |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ |
КИЕВСКИЙ |
!1АУЧНО-КССЛгДОЗАТЕЛ*-СКМЯ. ЯРОЕКТКО КОНСТРУКТОРСКИЙ Н ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ |
ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА |
УГСЛЬКОЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ |
ям. Д. С КОРОТЧЕНКО |
«УКРНИКПРОЕКТ» |
МВССО УССР |
|
"СОГЛАСОВАНО" ,1Й>е1с*ора НИИПиНа jefwjW'CCCP по иЙ работа, к.8.н.
Щ^Ьоколоз
;5^юй-~ .у 1979 г.
^S^MAC08AH0:
'^==У*Начальник Планово-экономичного управления Минубхепобма CQ0P
УТВЕРЖДАЮ: Заместитель министра
uilishhoctu СССР
М. И. Щадое
UAo\f?l 1979 г.
согласован^.
^■'Начыъник Управления промышленного транспорта ^[инуглухроуа
ВРЕМЕННА! ИНСТРУКЦИЯ морщинам зама угля на предпрнятйяк iHNyrjnnpoM S0GP
Зам. дирсатора оо аауаиой работе, хайд. тех* науа |
|
Зав. лабораторией угдосааадсаогп хозайстаа. ~аяд. тех*, ааух |
Прораатор-, ao.ifayano* работе.; ^ . догг. а ком иау* *
Огаетстиммй исводиьтмь^
U*. группой IU и. *• Caatf*
10.<
?V-> -!4р
Ндчааьнча ННСа Л/J
Руаоаооггсдя Л/7 О Г •
а.мА а.ом к.*
Ответстасаимй аспмвпмц I /
иом мух И луаддат.
где tk - норматив времени на накопление угля в связи с неритмичностью patioты транспорта, суг;
t4 - норматив времени на накопление угля в связи с неритмичностью работы предприятия по добыче /переработке/, суг,
t4 - норматив времени на различия в объемах партий отгрузки, сут;
I - фактические интервалы времени мекду подачами транспортных средств под погрузку, час;
±СР
I - средний интервал времени ме&ду подачами транспортных средств под погрузку в отчетном году, суг;
fl д - количество подач транспорта за рассматриваемый период;
Д - фактическая добыча /переработка/ угля за кахдые сутки рассматриваемого периода, т/суг;
Д6*1 - среднесуточная добыча /переработка/ угля в отчетном году, т/сут;
ПА - количество дней в рассматриваемом периоде;
Q* - фактическая величина партии отгрузки, тонн на I подачу;
Q - средняя величина партии отгрузки в рассматриваемом периоде, тонн на I подачу.
3.8. Отклонения по добыче рассчитываются по кахдой марке /сорту/ угля в целом за сутки, расчет отклонений по погрузке ведется на подачу вагонов по каждой марке /сорту/ угля.
3.9. Норматив времени на накопление угля в связи с различием ;е£Имэв работы угольных предприятий н транспортных организаций определяется чо формулам
—n~
Т5Я1* t5 » сут.
4.CVT
V ЯЦ -1
Is'”24 » оуг.
где I5 - время на учет различий в суточной режиме, сут;
1.CVT
I - среднее количество часов работы угольного предприятия по добыче /переработке/ угля в течение суток, час;
1 - время ни накопление угля в связи с тем, что I.OI
является нерабочим днем, сут.
ЗЛО, Норматив времени на пребывание транспортных средств под погрузкой определяется по формуле
t = •
60-2Н
где tg - норматив простоя одного транспортного средства под погрузкой, мин;
ГП - среднее количество транспортных средств в одной подаче за отчетный год.
3.II. Норматив времени на образование запаса угля в "полутонах" угольных складов определяется по формуле
+ JV?
17=-д5Г , суг. /W
где Л7 - норма запаса угля в "подушках" угольных складов, тонн; А*7 - среднесуточная добыча /переработка/ угля в отчетном году* т/сут.
3.12. Нор:» запаса угля в "подушках" угольных складов определяется по формуле
K-CL-J
где Qпод - объем неподвижного остатка угля на склада /"подушки"/, определяемый как произведение фактической площади угольного склада на толщину "подушки"/ в соответствии с [ij толщина "подушки" при работе кра-нэв-перегрукагелей составляет не менее 0,5 м, а при работе самоходных крапов, скреперов и бульдозеров -не менее 0,2 U , м3;
§ - удельная плотность угля в "подушке" склада, т/м3.
3.13. Норматив времени на взвешивание транспортных средств после погрузки определяется по формуле.
/16/
где tg - норматив времени на взвешивание одного транспортного средства, мин.;
ГТ1 - среднее количество транспортных средств в одной подаче за отчетный год.
3. 1^. Время на опробование угля и на оформление товаро-траи-спортных документов принимается по соответствующим нормативам.
3.15. 1<сли выполнение каких-либо технологических операций совмещено во времени, например, одновременно производится по-грузка угля в дслезнодорожные полувагоны и взвешивание, то вместо суммы нормативов времени на выполнение этих операций принима
ется больший по величине норматив.
3.16. для угольных предприятий, отправляющих уголь потреби-теллы как делезнодорэаныы, так к автомобильным транспортом, запас готовой продукции определяется, отдельно для хсандэго вида транспорта, а зате?* общая величина рассчитывается исходя из удельного веса какдого вида отливки.
— 1Ъ-
3.17. При отгрузке угля потребитзлям водным транспортом на угольных предприятиях з связи с прекращением навигации создаются сезонные запасы готовой продукции.
_ гп
d.i8. Величина сезонного запаса готовой продукции / 1сез к/**1'
/ определяется на начало каждого квартала по формулам
Trn, t
С=Т«,-Г
t
- норматив времени сезонного запаса на 1.01, равный количеству суток от окончания навигации до 1.01 /за дату окончания навигации принимается наиболее ранняя дата, наблюдавшаяся в течение последних пяти лет/, сут.;
- суммарная величина добычи /переработки/ угля за период от 1.01 до даты, на которую рассчитывается запас, тонн;
- суммарная реализация за тот ае период, тонн;
- среднесуточная добыча /переработка/ угля за отчетный год, т/суг.
3.19. При отгрузке угля потребителям только водным транспортом норма запаса угля з виде готовой продукции принимается разной по величине сезонному запасу на I.OX.
—14-
4. МЕТОДИКА НОРМИРОВАНИЯ ЗАПАСА РЯДОВЫХ УГЛЕЯ НА ОБОГАТИТЕЛЬНЫХ ФАБРИКАХ
4.1. Запасы рядовых углей на обогатительных фабриках включают в себя производственный запас исходного сырья и уголь в "пэдуиках" складов рядовых углей.
4.2. Норма запаса рядовых углей данной марки на обогатительных фабриках / / определяется по формуле
С + Nм* , тонн /19/
где J/M - норма производственного запаса -сходного сырья данной марки, тонн;
Н м - норма запаса рядовых углей дани.;Я марки в "подушках" угольных складов, тонн.
4.3. В производственный запас исходного сырья на ОФ включаются запасы рядовых углей, находящиеся в углескладских сооружениях обогатительных фабрик и предназначенные для обеспечения как устойчивой и ритмичной работы ОФ, так и для возможности усреднения и шихтовки исходного сырья.
4.4. Время на создание производственного запаса исходного сырья определяется действующими нормативами Шшуглэпрома СССР [2]] и составляет:
- для центральных обогатительных фабрик - 19 часов работы фабрики;
- для групповых обогатительных фабрик - 16 часов работы фабрики;
- для индивидуальных обогатительных фабрик - 8 часов рабо
ты фабрики.
—A5~
4.5. Норма производственного запаса исходного сырья
ТОЗ * k/W
м • Ли / определяется по формулам
• °УГ* /г0/
,/М т-м ДСУТ
!„• Ам . 1°нн /21/
где t.4< - норматив времени на создание запаса исходного сырья, принимаемый в соответствии с п.4.4.;
.0*7
Дм - среднесуточная переработка рядового угля данной марки в отчетном году, т/сут;
4.6. Норма запаса угля в "подуыках" складов рядовых углей перед обогащением рассчитывается аналогично п.3.12.
5. МЕТОДИКА НОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ЗАПАСА
5.1. В транспортный запас включаются запасы угля, погруженного в железнодорожные вагоны и находящегося в пути на подъездных путях ПТУ или на углесборочяой станции.
5.2. Транспортный запас угля рассчитывается как суммарный для всех вахт, раэрозов и ОФ, обслуживаемых данным ПТУ.
5.3. На величину транспортного эапаса угля оказывает влияние продолжительность выполнения следующих технологических операций:
- следование подачи полувагонов, грукецяыя углем, от вахты /разреза, ОФ/ до углосборочной станции;
- дозирование груженых полувагонов на дозировочных площадках угле сборочных станций*;
- состав: w.o -'оаруга одномарочиого или м.чогомарочного;
- оформление отгрузочных документов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения .................
2. Методика нормирования запаса угля
в незавершенной производстве ...........
3. .Методика нормирования запаса угля
в виде готовой продукции .............
4. Методика нормирования запаса рядовых углей на
обогатительных фабриках .............
5. Методика нормирования транспортного запаса . . . .
6. Расчет нормы запаса угля на планируемый год для
отдельного угольного предприятия /шахты, разреза, 04»/.....................
?. Расчет нормы запаса угля на планируемый год для производственного объединения и отрасли в целом, для угольных местороядений и бассейнов .....
8. Расчетные таблицы и пояснения к их заполнению • •
Литература
-3-
”Временная инструкция по нормированию запасов угля на предприятиях Линуглепрома СССР” разработана лабораторией углескладского хозяйства Государственного научно-исследовательского, проектно-конструкторского и проектного института угольной промышленности "УкрНИИпроект” и кафедрой экономики материально-технического снабкения Киевского института народного хозяйства ии.Д. С. Короток ко с учетом замечаний научно-исследовательского института планирования и нормативов /НИИПиН/ при Госплане СССР.
В инструкции содернагся методические указания по расчету норм запаса угля на планируемый период для отдельного угольного предприятия /шахты, разреза, обогатительной фабрики/, для производственного объединения, для отрасли в целом, для угольных месторождений и бассейнов /для донецкого угля нормы запаса рассчитываются такие по группам марок/.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В настоящей инструкции содержатся методические указания по расчету норн запаса угля в зависимости от нормообразующих факторов для отдельного угольного предприятия /шахты, разреза, обогатительной фабрики/, для производственного объединения, для отрасли в целом, для угольных месторождений и бассейнов / для донецкого угля нормы запаса рассчитываются также по группам марок/,
1.2. Расчет норм запаса выполняется с целью определения минимально необходимой величины этого запаса для выполнения следующих технологических операций:
- доведение угля до товарного вида /запас угля в незавершенном производстве/;
- нахождение товарного угля в углескладских сооружениях /бункерах, складах/ и в транспортных средствах, находящихся под погрузкой /запас угля в виде готовой продукции/;
- нахождение угля в углескладских сооружениях обогатительных фабрик /ОФ/ с целью обеспечения их бесперебойной и ритмичной работы /производственный запас исходного сырья/;
- нахождение погруженного в транспортные средства угля на подъездных 'путях погрузочно-транспортного управления /ПТУ/ объединения
во время выполнения приемо-сдаточных операций, операций по дозированию и при ожидании отправки потребителям во время формирования маршрутов /транспортный запас/.
1.3. Борма запаса угля определяется по маркам /сортам/ на I.OI планируемого года. Норма измеряется в тоннах „ или в единицах среднесуточного производства /сутках/„Т .
1.4. Норма запаса угля может быть использована для планирования запасов и з качестве составляющей при расчете норматива оборотных средств.
5*-
1.5. Норма запаса угля/в "сутках "/для отрасли, производственного объединения, угольного месторождения и бассейна /для донецкого угля - по группам марок/ определяется как средневзвешенная величина исходя из плановых объемов суточной добычи /переработки/ и норм запаса, установленных для отдельных предприятий.
1.6. Расчет нормы запаса, учитывающей уголь, погруженный в транспортные средства, но находящийся на балансе угольного предприятия, выполняется раздельно по каждому виду транспорта г железнодорожному, автомобильному и водному. При смешанном транспорте учитывается удельный вес каждого из них.
1.7. При расположении шахты /разреза/ и ОФ на одной промплощад-ке норма запаса угля рассчитывается только для ОФ.
1.8. Расчет норм запаса угля ведется по маркам /сортам/, а затерл эти нормы агрегируются в норму запаса угля по шахто, разрезу или ОФ.
1,5?. В качество исходных данных для расчета норм запаса угля принимаются фактические технико-экономические показатели и данные о работе шахт, разрезов, ОФ и транспортных организации за отчетный период /год/. Расчет среднесуточной добычи /переработки/ ведется исходя из фактического объема добычи /переработки/ и фактического количества рабочих дней в отчетном году.
•г. :.2тод.;ка нормирования запаса угля В нззав& швином ПРОИЗВОДСТВ
с.1. В запас угля в незавершенном производстве на угольных предприятиях включаются запаси углей, не соответствующих по качеству нормам технических условий или производственным ГОСТам и находящихся в стадии технологической доработки /вымораживание влажного угля на шахтах и разрезах перед погрузкой, отстой шлама и отстойниках на ОФ/*
-6-
величина нории запаса угля в незавершенной производстве определяется исходя из времени, необходимого для выполнения технологических операций но доведению качества угля до соответствия нормам технических условий и ЮСТов.
2.о. норматив времени на вымора;:ива:»ие влажного угля определяется по маркам /сортам/ длл конкретных угольных предприятий опытно-производственным методом, основанным на результатах соответствующих экспериментов и наблюдений в производственных условиях за срок не менее трех лет, и выражается в средних величинах. При расчете норматива учитывается содержание в угле избыточной влаги, существующая технология складирования и климатические условия.
2Л. Норматив времени на отстой шлама в шламоотстойниках определяется при помощи отчетно-статистического метода по данным предприятий с учетом условии шламообразованип.
2.Ъ. Норма запаса угля по маркам /сортам/ в незавершенном производстве определяется по формуле
<МЗП л/ЙМ А/ШЛ
- норма запаса угля по маркам /сортам/ ча вымораживание, тонн;
- норма запаса угля но маркам на отстой шлама, тонн.
г:
i о ома запаса угля на вымарананалие / ляется по формуле
А год |>М * tj
тонн
еда А6М - ^акуичс^кнп o<5i-cu добычи /не veраб-тки/ в отчетном году г.Тшп данной марки /сорго/, псдлмалого выло-
ракиванию, тонн; ti - норматив времени на вымораживание данной марки /сорта/ угля, суг;
- фактическое количество рабочих дней в отчетном году, в течение которых производилось вымораживание угля, сут.
i/ШЛ
Норма запаса угля на отстой шлама / JV м / определяется по формуле ^
jp= .А" ‘.И. , юнн /3/
где пША - фактический объем производства в отчетном году шлама данной марки, тонн; tz - норматив времени на отстой шлама данной марки в отстойниках, сут;
П2 - фактическое количество рабочих дней в отчетном году по производству шламов, сут.
з. методика нормирования запаса угля в виде
ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
3.1. В запас угля в виде готовой продукции включаются запасы углей, соответствующих по качеству нормаи технических уоловий или производственный ГОСТам и находящихся в углескладских сооружениях /бункерах, складах/, а такге в транспортных средствах во время погрузки.
3.2. Уголь в запасе в виде готовой продукции находится с мо-ионта поступления его в углоскладские сооружения или в транспортные сродства под погрузкой до момента передачи отгруженного угля транспортам организациям для отправка потребителям в соответствии с планом отгруэки.
— 8-
3.3. Норма запаса угля в виде готовой продукции для угольных предприятий с железнодорожной и автомобильной отправкой угля потребителям определяется расчетный методом исходя из времени, необходимого для накопления угля в связи с неритмичной работой предприятия и транспорта и для выполнения погрузочно-транспортных операций, а также в связи с различиями в режимах работы угольных предприятий и транспорта.
3.4. Норма запаса угля данной марки /сорта/ в виде готовой продукции при железнодорожной и автомобильной отправке угля
Тгп */гп
м , J1 и / определяется по формулам
Тм= ts+WVСУ1- А/
wm_ т™ Лит
JY м ~ I м ‘ ™ и . *онв /5/
составляющая часть нормы запаса угля в виде готовой продукции, необходимая для комплектования партии отгрузки, суг;
норматив времени на накопление угля в связи с неритмичностью работы предприятия и транспорта, сут; норматив времони на накопление угля в связи с различием режимов работы угольных предприятий и транспортных организаций, сут;
норматив времени на пребывание транспортных средств под погрузкой, сут;
норматив времени на образование запаса угля в “подушках” угольного склада, сут;
норматив времени на взвешивание транспортных средств после погрузки, сут;
— 9~
tg - норматив времени на опробование угля, суг; t,0 - норматив времени на оформление товаро-транспортных документов, сут;
Д«*Т
Ам - среднесуточная добича /переработка/ угля данной марки /сорта/ в отчетном году, г/оут.
3.5. Составляющая часть нормы запаса угля в виде готовой продукции, необходимая для комплектования партии отгрузки, определяется по формуле
грузоподъемность одного транспортного средства, г;
П1 - среднее количество транспортных средств в одной подаче за отчетный год;
- среднесуточная добыча /переработка/ угля в отчетном году, т/суг.
3.6. В случаях, когда на угольные предприятия транспортные средства поступают под погрузку не более I раза в сутки, t3 принимается в размере I суток, г.е. равной объему среднесуточной добычи /переработки/ угля в отчетном году.
3.7. Норматив времени на накопление угля в связи с неритмичностью работы по добыче и отгрузке определяется по формулам
/7/