ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, |ТЕХНООГО1 И ЧАСКОМ V И ATQ
Э,,( К0Й ♦ШШЯ1 ЗАРЕГИСТРИРОВАНО Регист рМеоквн й № ^&0М2-
(POCTEX1
Об утверждении Порядка образования и работы технических комиссий, создаваемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, и требований к форме и содержанию документов, составляемых этими комиссиями
В соответствии с пунктом 16 Правил установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. № 702 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 48, ст. 5033),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок образования и работы технических
комиссий, создаваемых Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору с целью установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, и требования к форме и содержанию документов, составляемых этими комиссиями.
2. Раздел IV Порядка проведения технического расследования причин
аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 г. № 480 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2011 г.,
2
регистрационный № 22520), с изменениями, внесенными приказом
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 декабря 2014 г. № 609 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2015 г., регистрационный № 36214; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2015, № 26), признать утратившим силу.
9
изыскания, лицо, осуществлявшее подготовку проектной документации, лицо, осуществляющее строительство;
представители страховых компаний, с которыми организация, эксплуатирующая опасный производственный объект или гидротехническое сооружение, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте или договор страхования гражданской ответственности застройщика;
представители страховых компаний, с которыми заключен договор страхования ответственности лиц, выполнявших инженерные изыскания, лиц, осуществлявших подготовку проектной документации, лиц, осуществляющих строительство;
представители заводов-изготовителей технических устройств (оборудования), установленных на объекте капитального строительства к моменту наступления аварийной ситуации (в случае их разрушения или повреждения);
эксперты и представители экспертных организаций, выполнявшие экспертизы, обследования, лабораторные исследования при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства;
физические лица (либо их представители), жизни, здоровью или имуществу которых причинен вред, представители юридических лиц, имуществу которых причинен материальный ущерб.
Территориальный орган Ростехнадзора уведомляет заинтересованных лиц о создании технической комиссии, сроках ее работы и об участии их в качестве наблюдателей любым доступным способом посредством телефонной, факсимильной или электронной связи.
14. В целях установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности техническая комиссия решает следующие
задачи:
10
а) устанавливает факт нарушения законодательства о градостроительной деятельности, определяет существо нарушений, а также обстоятельства, их повлекшие; при отсутствии технических регламентов проверяет соблюдение подлежащих обязательному исполнению при осуществлении градостроительной деятельности национальных стандартов и сводов правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, документов в области стандартизации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в части, соответствующей целям, указанным в части 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
б) устанавливает характер причиненного вреда и определяет его размер;
в) устанавливает причинно-следственную связь между нарушением законодательства о градостроительной деятельности и возникновением вреда, а также обстоятельства, указывающие на виновность лиц;
г) определяет необходимые меры по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.
15. Для решения задач, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, техническая комиссия имеет право:
а) осматривать объект капитального строительства, а также имущество физических лиц или юридических лиц, которым причинен вред, в том числе с применением фото- и видеосъемки и оформлением акта осмотра (приложение № 2 к настоящему Порядку) с приложением необходимых документов, включая схемы и чертежи;
б) истребовать у заинтересованных лиц материалов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования (включая инженерные изыскания) объекта капитального строительства, общего и специальных журналов, исполнительной документации и иных документов, справок, сведений, письменных объяснений;
11
в) запрашивать документы, справки, сведения, а также разъяснения от физических и (или) юридических лиц, которым причинен вред, иных представителей граждан и их объединений;
г) организовывать проведение необходимых экспертиз, исследований, лабораторных и иных испытаний для установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности и оценки размера причиненного вреда.
16. Техническая комиссия формирует комплект документов, включающий в себя:
извещение о возникновении аварийной ситуации, заявление физического и (или) юридического лица либо их представителей о причинении вреда, документы государственных органов и (или) органов местного самоуправления, содержащие сведения о нарушении законодательства о градостроительной деятельности, повлекшем за собой причинение вреда, иные документы, содержащие сведения о нарушении законодательства о градостроительной деятельности, повлекшем за собой причинение вреда, полученные из других источников;
акт осмотра объекта капитального строительства, а также имущества физических лиц или юридических лиц, которым причинен вред, с приложением фото- и видеоматериалов, схем или чертежей;
приказ об образовании технической комиссии по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности; протоколы заседаний технической комиссии;
заключения экспертиз, исследований, лабораторных и иных испытаний об обстоятельствах и причинах аварии, о разрушениях объекта капитального строительства или его части, технических устройств (оборудования), установленных на объекте капитального строительства к моменту наступления аварийной ситуации, об объемах или количестве выбросов, сбросов опасных веществ с необходимыми расчетами, графическими материалами;
12
материалы территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования (включая инженерные изыскания) объекта капитального строительства;
копии проектов организации строительства, проектов организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, организационно-технологической документации;
копии общего и специальных журналов, исполнительной документации;
справки о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба;
справки, письменные объяснения;
иные материалы в зависимости от характера нарушений законодательства о градостроительной деятельности и причиненного вреда;
заключение технической комиссии.
17. Комплект документов, оформленных по результатам работы технической комиссии, должен быть прошит и пронумерован.
18. По результатам работы технической комиссии составляется заключение (приложение № 3 к настоящему Порядку), содержащее сведения о составе технической комиссии и наблюдателях, об объекте капитального строительства, обстоятельствах произошедшего нарушения законодательства о градостроительной деятельности, а также выводы в соответствии с требованиями, указанными в части 6 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
19. В случае если техническая комиссия приходит к отрицательным выводам в отношении вопросов, указанных в подпунктах «а» и «в» пункта 14 настоящего Порядка, составляется отрицательное заключение, в котором могут отсутствовать выводы о характере и размере причиненного вреда, а также предложения о мерах по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.
20. В случае если техническая комиссия приходит к выводу о том, что причинение вреда физическим и (или) юридическим лицам не связано
13
с нарушением законодательства о градостроительной деятельности, территориальный орган Ростехнадзора определяет орган, которому в течение 5 рабочих дней после утверждения заключения технической комиссии надлежит направить материалы для дальнейшего расследования.
21. Заключение технической комиссии подписывается всеми ее членами. При отказе члена технической комиссии от подписания заключения к нему прилагается его особое мнение с аргументированным обоснованием отказа.
22. Территориальный орган Ростехнадзора не позднее 3 рабочих дней после окончания работы технической комиссии направляет в центральный аппарат Ростехнадзора заключение технической комиссии по электронной почте в сканированном виде. Копии материалов работы технической комиссии в течение 5 рабочих дней после завершения ее работы направляются в центральный аппарат Ростехнадзора.
23. По результатам рассмотрения материалов работы технической комиссии и при наличии мотивированного несогласия с выводами технической комиссии центральным аппаратом Ростехнадзора могут быть приняты следующие решения:
1) о проведении дополнительного расследования тем же составом технической комиссии;
2) о проведении повторного расследования другим составом технической комиссии.
24. Заключение технической комиссии подлежит утверждению руководителем территориального органа Ростехнадзора (лицом, исполняющим его обязанности) (приложение № 4 к настоящему Порядку).
Одновременно с утверждением заключения технической комиссии территориальный орган Ростехнадзора принимает решение о завершении работы технической комиссии.
25. Территориальный орган Ростехнадзора не позднее 3 рабочих дней после утверждения заключения обеспечивает его размещение в сканированном виде в соответствующем модуле КСИ.
14
26. Территориальный орган Ростехнадзора публикует утвержденное заключение технической комиссии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 10 дней с даты его утверждения с учетом ограничений о распространении информации, составляющей государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну.
27. Копия заключения технической комиссии в десятидневный срок направляется (вручается):
а) федеральным органам исполнительной власти (организациям) и (или) региональным органам исполнительной власти (организациям), представители которых принимали участие в работе технической комиссии;
б) физическому лицу и (или) юридическому лицу, которому причинен
вред;
в) заинтересованным лицам, которые участвовали в качестве наблюдателей при установлении причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности и (или) деятельности которых дана оценка в заключении технической комиссии;
г) представителям граждан и их объединений - по их письменным
запросам.
УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
2Qje?}h SO 7
ПОРЯДОК
образования н работы технических комиссий, создаваемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, и требования к форме и содержанию документов, составляемых этими комиссиями
I. Общие положения
1. Порядок образования и работы технических комиссий, создаваемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, и требования к форме и содержанию документов, составляемых этими комиссиями (далее - Порядок), разработаны в соответствии с пунктом 16 Правил установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. № 702 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 48, ст. 5033), с учетом требований:
Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; № 30, ст. 3128; 2006, № 1, ст. 10, ст. 21; № 23,ст. 2380; № 31, ст. 3442; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21; № 21, ст. 2455; № 31, ст. 4012; № 45, ст. 5417; № 46, ст. 5553; № 50, ст. 6237; 2008, № 20, ст. 2251, ст. 2260; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3604, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 17; № 29, ст. 3601; № 48, ст. 5711; № 52, ст. 6419; 2010, № 31,ст. 4195,
2
ст. 4209; № 48, ст. 6246; № 49, ст. 6410; 2011, № 13, ст. 1688; № 17,ст. 2310; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4281, ст. 4291; № 30, ст. 4563, ст. 4572, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4594, ст. 4605; № 49, ст. 7015, ст. 7042; № 50, ст. 7343; 2012, № 26, ст. 3446; № 30, ст. 4171; № 31, ст. 4322; № 47, ст. 6390; № 53,ст. 7614, ст. 7619, ст. 7643; 2013, № 9, ст. 873, ст. 874; № 14, ст. 1651; № 23,ст. 2871; № 27, ст. 3477, ст. 3480; № 30, ст. 4040, 4080; № 43, ст. 5452; № 52, ст. 6961, ст. 6983; 2014, № 14, ст. 1557; № 16, ст. 1837; № 19, ст. 2336; № 26, ст. 3377, ст. 3386, ст. 3387; № 30, ст. 4218, ст. 4220, ст. 4225; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799, ст. 5804; № 48, ст. 6640; 2015, № 1, ст. 9, ст. И, ст. 38, ст. 52, ст. 72, ст. 86; № 27, ст. 3967; № 29, ст. 4339, ст. 4342, ст. 4378, ст. 4389, № 48, ст. 6705; 2016, № 1, ст. 22, ст. 79; № 26, ст. 3867; № 27, ст. 4301, ст. 4302 ст. 4303) (далее - Градостроительный кодекс Российской Федерации);
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2009, № 18, ст. 2140; № 29, ст. 3601; № 48, ст. 5711; № 52, ст. 6441; 2010, № 17, ст. 1988; № 18, ст. 2142, № 31, ст. 4160, ст. 4193, ст. 4196; № 32, ст. 4298; 2011, № 1, ст. 20; № 17, ст. 2310; № 23, ст. 3263, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590; 2012, № 19, ст. 2281; № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4320, ст. 4322; № 47, ст. 6402; № 48, ст. 6728; 2013, № 9, ст. 874; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4041; № 44, ст. 5633; № 48, ст. 6165; № 49, ст. 6338; № 52, ст. 6961, ст. 6979, ст. 6981; 2014, № 11, ст. 1092, ст. 1098, № 26 , ст. 3366; № 30, ст. 4220, ст. 4235, ст. 4243, ст. 4256; № 42, ст. 5615; № 48, ст. 6659; 2015, № 1, ст. 53, ст. 64, ст. 72, ст. 85; № 14, ст. 2022; № 18, ст. 2614, № 27, ст. 3950; № 29, ст. 4339, ст. 4362, ст. 4372, ст. 4389; № 48, ст. 6707; 2016, № 11, ст. 1495, № 18, ст. 2503, № 27, ст. 4160, ст. 4210, ст. 4287) (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).
2. Настоящий Порядок устанавливает требования к порядку образования и работы технических комиссий по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, создаваемых
3
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - технические комиссии), а также требования к форме и содержанию документов, составляемых этими комиссиями (за исключением содержания заключения).
3. Настоящий Порядок применяется в случаях причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических лиц и (или) юридических лиц, обнаруженного при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, когда отношения, связанные с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территорий, архитектурно-строительном проектировании (включая инженерные изыскания), строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о безопасности гидротехнических сооружений и законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также техническими регламентами.
4. Причины нарушения законодательства о градостроительной деятельности устанавливаются техническими комиссиями, создаваемыми территориальными органами Ростехнадзора.
5. Целью образования и работы технических комиссий является установление факторов, вызвавших нарушения, их обобщение, учет и анализ с разработкой предложений по их предупреждению и мероприятий по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.
6. Основаниями для рассмотрения территориальным органом Ростехнадзора вопроса об образовании технической комиссии являются:
а) заявление физического лица и (или) юридического лица либо
4
их представителей о причинении вреда;
б) извещение лица, осуществляющего строительство, о возникновении
аварийной ситуации при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, повлекшей за собой причинение вреда, направляемое в соответствии с частью 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (приложение № 5 к Приказу Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. № 1129 «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации» (РД-11-04-2006) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.03.2007, регистрационный № 9053) с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 июля 2015 г. № 273 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.11.2015, регистрационный № 39707);
в) документы государственных органов и (или) органов местного самоуправления, содержащие сведения о нарушении законодательства о градостроительной деятельности, повлекшем за собой причинение вреда;
г) сведения о нарушении законодательства о градостроительной деятельности, повлекшем за собой причинение вреда, полученные из других источников.
7. Территориальный орган Ростехнадзора, в который поступила информация в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка, в целях принятия решения о создании или об отказе в создании технической комиссии может организовать проверку такой информации путем проведения внеплановой проверки незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке.
5
установленном статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
При проведении такой проверки устанавливается факт (или отсутствие) произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований
к применяемым строительным материалам, повлекшие за собой причинение вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических лиц и (или) юридических лиц.
По результатам проведенной проверки оформляется акт проверки в порядке, определенном статьей 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, в котором дополнительно указываются следующие сведения:
наименование и место нахождения объекта капитального строительства; имеющиеся сведения о застройщике, техническом заказчике, лицах, осуществляющих строительство;
факт причинения или отсутствия вреда;
информация об осмотренных зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, строительной площадке и прилегающей к ней территории;
сведения об имуществе физического лица или юридического лица, которому причинен вред;
информация о применении фото- и (или) видеосъемки, иных установленных способов фиксации доказательств (чертежи, схемы).
В случае, если по результатам проверки, указанной в настоящем пункте, устанавливается, что объект капитального строительства не относится к категории объектов, в отношении которых Ростехнадзор осуществляет государственный строительный надзор, но факт нарушения законодательства о градостроительной деятельности, повлекшего за собой причинение вреда, имеет место, а также в случае, если вред жизни или здоровью физических лиц либо значительный вред имуществу физических лиц или юридических лиц
6
не причиняется, территориальный орган Ростехнадзора в срок не позднее 7 дней по окончании проверки направляет полученные сведения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
8. Территориальный орган Ростехнадзора в течение 24 часов с момента подтверждения информации о причинении вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц вносит ее в электронном виде в соответствующий раздел модуля Комплексной системы информатизации Ростехнадзора (далее - КСИ) и направляет в электронном виде на регистрацию в оперативно-диспетчерскую службу Ростехнадзора.
II. Порядок образования и работы технической комиссии
9. Решение об образовании технической комиссии или отказе в ее образовании принимается руководителем территориального органа Ростехнадзора (лицом, исполняющим его обязанности) в срок не позднее 10 дней после получения информации, указанной в пункте 6 настоящего Порядка.
10. Отказ в образовании технической комиссии допускается в следующих случаях:
а) при отсутствии выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства;
б) при отсутствии вреда жизни или здоровью физических лиц, материального ущерба, причиненного физическому (физическим) лицу (лицам) и (или) юридическому (юридическим) лицу (лицам);
в) при незначительном размере вреда, причиненного имуществу физического лица или юридического лица, в случае его возмещения с согласия этого лица до принятия решения об образовании технической комиссии.
7
11. Копия решения об отказе в образовании технической комиссии в течение 10 дней направляется (вручается) лицу (органу), указанному в подпунктах «а» - «в» пункта 6 настоящего Порядка.
12. Техническая комиссия назначается приказом территориального органа Ростехнадзора (приложение № 1 к настоящему Порядку).
Техническую комиссию возглавляет председатель.
Председателем технической комиссии назначается должностное лицо территориального органа Ростехнадзора.
В состав технических комиссий включаются должностные лица Ростехнадзора.
Помимо должностных лиц Ростехнадзора, в состав технических комиссий при необходимости включаются (по согласованию) не более трех уполномоченных представителей от каждого из нижеперечисленных органов исполнительной власти или организаций:
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которого располагается объект капитального строительства;
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
федерального органа исполнительной власти и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический надзор;
экспертных организаций (экспертов), аккредитованных (аттестованных) в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
8
организаций, которыми проведена государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации;
других организаций в случае необходимости.
В срок не позднее 24 часов после принятия решения о создании технической комиссии федеральные органы исполнительной власти и организации, указанные в данном пункте, в целях формирования состава комиссии уведомляются посредством электронной, факсимильной и иных видов связи.
В приказе о создании технической комиссии по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности указывается персональный состав членов комиссии и устанавливается срок ее работы.
Срок работы технической комиссии не должен превышать 3 месяцев со дня ее образования.
В случае принятия решений, предусмотренных пунктом 23 настоящего Порядка, срок работы технической комиссии может быть продлен.
Общий срок работы технической комиссии не должен превышать 5 месяцев со дня ее образования.
13. В качестве наблюдателей при установлении причин нарушения законодательства, в результате которого причинен вред, могут принимать участие следующие заинтересованные лица либо их представители: застройщик; технический заказчик; лицо, выполнявшее инженерные изыскания; лицо, осуществлявшее подготовку проектной документации; лицо, привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора для проведения строительного контроля; лица, осуществляющие строительство;
представители саморегулируемых организаций, членами которых являются застройщик, технический заказчик, лицо, выполнявшее инженерные