РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА
Электронный аналог печатного издания, утвержденного 19.04.17
РУКОВОДСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И ПОСТРОЙКОЙ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СУДОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НД № 2-030101-032
Санкт-11етербург 2017
Руководство по техническому наблюдению за проектированием и постройкой вспомогательных судов военно-морского флота Российской Федерации разработано на основании Решения об уточнении порядка технической приемки, контроля качества и взаимодействия Военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, Российского морского регистра судоходства, предприятий-исполнителей при изготовлении и поставке судов вспомогательного флота для нужд Министерства обороны Российской Федерации № 235/1/1/11847 от 8 октября 2015 г.
Руководство предназначено доя экспертов и инспекторов Регистра, проектантов, судостроительных предприятий и изготовителей.
Руководство утверждено в соответствии с действующим положением и вступает в силу 1 мая 2017 г.
ISBN 978-5-89331-110-8 © Российский морской регистр судоходства, 2017
5 ОФОРМЛЕНИЕ И ВЫДАЧА1 ДОКУМЕНТОВ PC
5.1 Принимая во внимание, что по окончании постройки вспомогательное судно ВМФ не будет поставлено на учет ни в одном из перечисленных в статье 33 Кодекса торгового мореплавания РФ реестров судов (если иное специально не оговорено в госконтракте) и, соответственно, не будет поставлено на учет в Регистре согласно 2.1.1 части I «Классификация» Правил PC/К, классификационные и конвенционные свидетельства не могут быть выданы (см. также 1.1.2).
5.2 С учетом 5.1, пункт 1.4 стандартной формы Договора о классификации судна при постройке (форма 430.1.6) излагается в следующей редакции: «После окончания технического наблюдения за объектом, указанным в пункте 1.1, и при положительных результатах его освидетельствований и испытаний, в течение ... рабочих дней оформляются акты и чек-листы освидетельствования судна, подтверждающие соответствие класса судна проектному и возможность выдачи свидетельств, указанных в Приложении 1».
5.3 По просьбе заявителя может быть предусмотрена выдача проектов свидетельств (без использования бланков PC, номеров, подписей и печатей, помеченные на первой странице словом «ПРОЕКТ».
5.4 Как следует из 5.1, результаты технического наблюдения фиксируются в классификационных актах (формы 6.3.2, 6.3.3, 6.3.4, 6.3.5, 6.3.17 и 6.3.26) и конвенционных чек-листах (формы 6.1.15, 6.1.16, 6.1.18, 6.1.20 и др., что применимо). Для судов, к которым конвенционные требования не применяются, для отображения состава и результатов освидетельствования спасательных средств, результатов первоначального обмера и в иных обоснованных случаях используется акт (форма 6.3.10).
5.5 В случае применения к судну, по условиям госконтракта, оговоренным в контрактной спецификации и, соответственно, в Заявке на классификацию при постройке (форма 430.1.6.2), требований международных конвенций и кодексов, по окончании постройки оформляются и выдаются документы PC, содержащие описание и технические характеристики судна, его систем, устройств и оборудования (формы 4.1.2, 4.1.5, 4.1.6, 6.7.3, 6.7.4-1, 6.5.2, 6.5.3, и т.п., что применимо — т.е. только документы, не содержащие в своих формах указание срока их действия, на выдачу которых не требуется поручение Министерства транспорта РФ).
11
5.6 Состав и порядок оформления и выдачи судовых документов, указанных в 5.4 и 5.5 определяется подразделением PC в процессе анализа Заявки на классификацию при постройке (форма 430.1.6.2) и согласовывается с ГУР в рамках установленной процедуры согласования проекта Договора о классификации судна при постройке (форма 430.1.6).
12
РЕШЕНИЕ ОБ УТОЧНЕНИИ ПОРЯДКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРИЕМКИ, КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
РОССИЙСКОГО МОРСКОГО РЕГИСТРА СУДОХОДСТВА, ПРЕДПРИЯТИЙ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ И ПОСТАВКЕ СУДОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ФЛОТА ДЛЯ НУЖД МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
утверждаю
Заместитель Министра обороны Российской Федерации
ПРЕДСТАВЛЯЮ НА УТВЕРЖДЕНИЕ Врио Руководится! Департамента Минобороны России по обеспечению государственного оборонного заказа
СОГЛАСОВАНО Генеральный директор Российского морского регистра судоходства
СОГЛАСОВАНО Вице - президент ОАО «Объединенная судостроитель^ |
|
В. В. Чирков « 7-»Л*Г/5^&015 г. |
".у M.D. I к
«//» о у
И.Б. Пономарев 2015 г. |
СОГЛАСОВАНО Главнокомандующн й Военно-Морским Флотом
РЕШЕНИЕ
Об уточнении порядка технической приемки, контроля качества к взаимодействия Военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, Российского морского регистра судоходства, предприятий-исполнителей при изготовлении и поставке судов вспомогательного флота для нужд Министерства обороны Российской Федерации
№235/1/1/ /VW/
В настоящее время для обеспечения эксплуатации поступающих в состав Военно-Морского Флота новых боевых кораблей в рамках Государственного оборонного заказа развернуто строительство судов обеспечения новых проектов.
С целью повышения экономической эффективности и расширения направлений их использования в технических требованиях Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ) на поставку данных судов предусматривается реализация возможности их эксплуатации под государственным флагом Российской Федерации с присвоением класса ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (далее - РМРС). Для этого в технические требования к судам вносится запись о необходимости проектирования и постройки судой1 вспомогательного флота ВМФ РФ на класс РМРС.
Подтверждение класса судов с выдачей комплекта соответствующих документов производится РМРС на основании результатов технического наблюдения при освидетельствованиях на этапах изготовления материалов и изделий (комплектующего оборудования) для судов, постройки судов, швартовных и заводских ходовых испытаний судов по технической документации, одобренной (согласованной) РМРС.
Техническое проектирование судов должно выполняться в порядке, предусмотренном ГОСТ РВ 51988-2002 и на соответствие требованиями Правил РМРС. международных конвенций, рекомендаций Международной морской организации (ИМО), унифицированных требований Международной ассоциации классификационных обществ ( МАКО).
В то же время техническая приемка поставляемых судов и их комплектующего оборудования в соответствии с условиями государственных контрактов возложена на ВЛ МО РФ.
В соответствии с действующими нормативными актами МО РФ. определяющими номенклатуру военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке военными представительствами МО РФ, приемка военной продукции осуществляется на соответствие требованиям технической документации, согласованной (утвержденной) МО РФ.
Таким образом, существующий порядок технической приемки продукции зачастую противоречит требованиям государственных контрактов о строительстве судов на класс РМРС.
Для устранения возникающих противоречий между порядком контроля качества и технической приемки при изготовлении и поставке судов ВП МО и порядком осуществления технического наблюдения и подтверждения соответствия судов классу РМРС РЕШИЛИ:
I. Уточнить порядок технической приемки судов и их составных частей:
1.1. Внести (принять) следующие определения:
• Судно - судно вспомогательною флота ВМ0> России.
2
14
• Технические требования к судну - утверждённые установленным порядком требования к судну, на основании которых разрабатывается технический проект.
• Техническая приемка продукции - промежуточная приемка поставляемою по Контракту судна и его составных частей.
• Военные представительства Министерств обороны РФ (ВП МО РФ) - военные представительства, • аккредитованные при изготовителе (поставщике) судна и изготовителях (поставщиках) составных частей судна, осуществляющие техническую приемку судна (составных частей судна), действующие ип основании Положения о военных представительствах Министерства обороны РФ. утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 августа 1995 года №804.
• Постоянная комиссия государственной приемки кораблей (ПК ГПК) - комиссия государственной приемки судна, назначенная Приказом ГК ВМФ, осуществляющая техническую приемку судна на стадии государственных испытаний (ГИ).
• РМРС - Российский морской регистр судоходства - Федеральное автономное учреждение, осуществляющее техническое наблюдение (проверку соответствия судна требованиям РМРС) при рассмотрении и одобрении (согласовании) технической документации, освидетельствовании на зтаиах постройки судна и изготовления материалов и изделий (комплектующего оборудования) для пего и при проведении швартовных испытаний (ШИ) и заводских ходовых испытаний (ЗХИ) на договорной основе.
• Участники оценки соответствия судна требованиям государственного контракта па поставку судна и его составных частей (далее- участники оценки соответствия) - РМРС, ВП МО РФ, ПК ГПК, Грузополучатель, действующие в соответствии с постановлением Правительства РФ 2012 года Ns 1036.
• Требования РМРС - требования Правил РМРС, международных конвенций, рекомендаций ИМО, унифицированных требований МАКО. применимых к строящимся судам.
1.2. Оценка соответствия судна требованиям государственного контракт осуществляется участниками оценки соответствия в формах одобрения (согласования) технической документации и освидетельствования объектов техническою наблюдения, осуществляемых РМРС, контроля качества и технической приемки, осуществляемых ВП МО РФ на всех этапах изготовления и испытаний судна (его составных частей), государственных
з
15
испытаний судна, осуществляемых ПК ГПК, а также приёмки судна Грузополучателсм с оформлением Акта приёма-передачи судна.
При этом:
1.2.1. Техническая документация на судно разрабатывается в два этапа посредством разработки технического проекта (далее - ТП) и рабочей конструкторской документации (далее - РКД).
1.2.2 Одобрение РМРС и приёмка ВП МО РФ РКД осуществляется на соответствие утверждённому техническому проекту. В случае различия требований, предъявляемых РМРС и нормативно-технической документацией МО РФ (ВМФ), указанной в Технических требованиях к проектированию судна, его систем, комплексов и оборудования, решение принимается совместным протоколом Главного командования ВМФ, Департамента транспортного обеспечения МО РФ (ДТО МО РФ), РМРС, ВП МО РФ, верфью - строителем и утверждается Заказчиком (Руководителем Департамента по обеспечению государственного оборонного заказа).
1.2.3 В целях исключения дублирования функций участников оценки соответствия на этапе разработки ТП и РКД судна проектанту разработать номенклатуру продукции, подлежащей контролю ВП МО РФ и РМРС, согласовать с Главным командованием ВМФ, ДТО МО РФ и утвердить Заказчика.
• Форма номенклатуры объектов, подлежащих контролю качества и приёмке ВП МО РФ, указана в Приложении № 1, с разработкой на её основе Перечня приёмок ВП МО РФ. Номенклатура может быть уточнена в зависимости от типа и состава оборудования судна в процессе её согласования специалистами РМРС и ВП МО РФ.
• Форма номенклатуры объектов технического наблюдения, подзежащих освидетельствованию РМРС на этапе строительства судна, указана в Приложении № 2, с разработкой на её основе Перечня объектов технического наблюдения РМРС. Номенклатура может быть уточнена в зависимости от типа и состава оборудования судна в процессе её согласования специалистами РМРС и ВП МО РФ.
1.2.4 Комплектующее оборудование, изготовление которого осуществляется по конструкторской документации, согласованной с МО РФ и применённое в составе судна в соответствии с ТП, подлежит контролю качества и приёмке ВП МО РФ на предириятиях-изготовителях (поставщиках) оборудования.
16
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения....................................
1.1 Область распространения...............................
1.2 Термины и определения................................
2 Техническое наблюдение за проектированием...............
3 Техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий
4 Техническое наблюдение за постройкой....................
5 Оформление и выдача документов PC.....................
Приложение 1. Решение об уточнении порядка технической
приемки, контроля качества и взаимодействия Военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, Российского морского регистра судоходства, предприятий-исполнителей при изготовлении и поставке судов вспомогательного флота для нужд Министерства обороны № 235/1/1/11847
от 8 октября 2015 г....................................
Приложение 2. Пояснение Министерства обороны
Российской Федерации № 750/1/1443 от 22 декабря 2015 г......
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
1.1.1 Руководство по техническому наблюдению за проектированием и постройкой вспомогательных судов военно-морского флота Российской Федерации (далее — Руководство) разработано для формирования указаний по осуществлению технического наблюдения за проектированием и постройкой судов в рамках заказов Министерства обороны (МО) Российской Федерации (РФ) (гособоронзаказов).
При разработке технических требований (т.е. требований, на основании которых разрабатывается технический проект) к судам обеспечения эксплуатации боевых кораблей МО РФ предусматривает возможность эксплуатации таких судов под государственным флагом РФ с присвоением класса Российского морского регистра судоходства (далее — Регистр, РМРС, PC). Для этого в технические требования к данным судам вносится запись о необходимости проектирования и постройки на класс PC.
Указанное выше имеет целью повышение экономической эффективности и расширение направления использования вспомогательных судов военно-морского флота (ВМФ) РФ.
Классификация вышеуказанных судов осуществляется PC на основании 1.2.12.4 Общих положений о классификационной и иной деятельности.
1.1.2 Руководство разработано с учетом особенности оформления результатов классификации вспомогательных судов ВМФ, когда по окончании постройки судно поднимает флаг ВМФ, не подлежит государственной регистрации согласно статье 33 Кодекса торгового мореплавания РФ и не подлежит постановке на учет в Регистре, т.к. по результатам освидетельствований (оценки соответствия — см. 1.1.3) Регистр только делает заключение о соответствии построенного судна классу PC, указанному в государственном контракте (далее — госконтракт), но класс судну не присваивается.
1.1.3 PC является участником оценки соответствия вспомогательного судна ВМФ требованиям государственного контракта на поставку судна и его составных частей и действует в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2012 г. № 1036 «Об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования
5
(включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции».
1.1.4 Руководство применяется при осуществлении технического наблюдения за проектированием, изготовлением материалов и изделий и постройкой суцов вспомогательного флота ВМФ РФ в целях оценки соответствия судна требованиям госконтракта в пределах компетенции PC.
1.1.5 Оценка соответствия судна требованиям госконтракта проводится PC посредством классификации и подтверждения выполнения требований нормативных документов (правил и руководств PC, международных конвенций, кодексов, резолюций ИМО, технических резолюций МАКО), указанных в контрактной спецификации судна и относящихся к компетенции PC, в процессе проектирования, изготовления материалов и изделий и постройки.
1.1.6 Руководство устанавливает обьем, порядок и методы технического наблюдения, осуществляемого Регистром, которые вытекают из специфики требований государственного заказчика (далее - гос заказчика).
1.1.7 Руководство может быть применено при осуществлении технического наблюдения за проектированием, изготовлением материалов и изделий и постройкой иных судов, не подлежащих по окончании постройки к постановке на учет в Регистре (судов погранслужбы ФСБ РФ, патрульных судов силовых и надзорных органов РФ и иных судов с аналогичными контрактными требованиями).
1.2 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии правил и руководств PC, приведены в 1.1 части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов (далее - Правила PC/К) и 1.1 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов (далее - Правила РС/ТН).
6
2.1 Проектирование и строительство судна в соответствии с требованиями PC и на класс PC должно быть предусмотрено проектными организациями при заключении госконтракта. Соответственно, проектные организации должны оформить с PC договорные отношения с целью безусловного выполнения требований гособоронзаказа, как следует из Пояснения Министерства Обороны Российской Федерации № 750/1/1443 от 22 декабря 2015 г. (см. приложение 2).
2.2 Положения части II «Техническая документация» Правил РС/ТН в полной мере распространяются на техническую документацию на постройку вспомогательных судов ВМФ РФ и изготовление материалов и изделий для них.
2.3 Для судов вспомогательного флота ВМФ применяется двухэтапная схема одобрения технической документации (одобрение технического проекта и рабочей документации) в соответствии с 1.2.1 Решения об уточнении порядка технической приемки, контроля качества и взаимодействия Военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, Российского морского регистра судоходства, предприятий-исполнителей при изготовлении и поставке судов вспомогательного флота для нужд Министерства обороны № 235/1/1/11847 от 8 октября 2015 г. (далее - Решение МО РФ) (см. приложение 1), если специально (документами, указанными в 2.4) не оговорено иное.
2.4 Рассмотрение документации технического проекта проводится Главным управлением Регистра (ГУР) (если специально не оговорено иное) на основании стандартного договора (форма 430.1.4) с приложением (форма 430.1.4.2), заключенного в соответствии с заявкой (форма 430.1.4.1).
2.5 Рассмотрение рабочей документации проводится подразделением PC по месту постройки судна в соответствии с процедурами, принятыми в подразделении PC.
2.6 При применении двухэтапной схемы одобрения технической документации (одобрение технического проекта и рабочей документации) объем документации технического проекта, подлежащей одобрению, должен быть согласован с Регистром в каждом конкретном случае (см. 3.6 части II «Техническая документация» Правил РС/ТН).
2.7 Если по договору с Регистром предусмотрена одноэтапная схема одобрения технической документации, Регистру должна быть представ-
7
лена на одобрение проектная документация, указанная в 3.2 части [ «Классификация» Правил PC/К, в 3.2 части I «Положения об освидетельствованиях» Правил по оборудованию морских судов (если применимо), а также в других правилах классификации и постройки судов специализированных типов (см. 3.5 части II «Техническая документация» Правил РСУТН).
2.8 Согласование объема рабочей документации и ее одобрение при применении двухэтапной схемы согласно 2.3 проводится подразделением PC, осуществляющим техническое наблюдение за постройкой судна.
2.9 При наличии в технической документации решений, не соответствующих требованиям PC, рассмотрение технической документации (за исключением рабочей) проводится согласно 1.3.2.4 Общих положений о классификационной и иной деятельности.
2.10 При выявлении различий в требованиях PC и нормативнотехнической документации МО РФ, влияющих на классификацию или выполнение требований международных нормативных документов, решение принимается в соответствии с 1.2.2 Решения МО РФ (см. приложение 1).
8
3 ТЕХНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИЗГОТОВЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ
3.1 Материалы и изделия для вспомогательных судов ВМФ, строящихся под техническим наблюдением PC, которые входят в Номенклатуру объектов технического наблюдения Регистра (см. приложение 1 к части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил РС/ТН), подлежат обязательному техническому наблюдению PC при их изготовлении с оформлением соответствующих свидетельств.
3.2 Организация и проведение технического наблюдения должны соответствовать требованиям частей I «Общие положения по техническому наблюдению», П1 «Техническое наблюдение за изготовлением материалов» и IV «Техническое наблюдение за изготовлением изделий» Правил РС/ТН.
3.3 При освидетельствовании материалов и изделий для вспомогательных судов ВМФ РФ требования Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта (утвержденного, постановлением Правительства Российской Федерации № 620 от 12 августа 2010 г. (далее — ТР-620), не учитываются в силу его неприменимости к военновспомогательным судам согласно положению 1/3.а ТР-620.
3.4 Несмотря на указанное в 3.3, требования ТР-620 должны учитываться при освидетельствовании материалов и изделий и оформлении свидетельств на них, при наличии в заказе на поставку соответствующего указания (т.е. по желанию заказчика).
3.5 При освидетельствовании материалов и изделий для вспомогательных судов ВМФ РФ, строительство которых осуществляется без технического наблюдения PC, в свидетельствах PC, выдаваемых по результатам освидетельствования, указание номера проекта/ строительного номера судна не допускается. В сопроводительных письмах (при их наличии) в адрес заказчика услуг PC необходимо указывать только соответствие материалов и изделий требованиям правил PC также без упоминания о применении к номеру проекта и/или строительному номеру судна.
9
4.1 Требования частей I «Общие положения по техническому наблюдению» и V «Техническое наблюдение за постройкой судов» Правил РС/ТН в полной мере распространяются на вспомогательные суда ВМФ РФ.
4.2 Унифицированное требование (УТ) МАКО Z23 (см. приложения 3 — 5 к части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил РС/ТН) применяются к судну в случае предусмотренного контрактной спецификацией и, соответственно, договорами на техническое наблюдение PC за проектированием и постройкой, соответствия судна требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, 1974 г. (СОЛАС-74), Протоколов 1978 и 1988 гг. к ней с поправками и Международной конвенции о грузовой марке, 1966 г. и Протокола 1988 г. к ней, пересмотренного в 2003 г., с поправками.
4.3 Требования ТР-620 учитываются при техническом наблюдении только при наличии соответствующего дополнительного требования заказчика услуг PC, зафиксированного в соответствующих договорах с PC на выполнение услуг по техническому наблюдению за проектированием и постройкой (т.к. ТР-620 не применяется к военновспомогательным судам согласно положению 1/3.а ТР-620).
4.4 Перечень объектов технического наблюдения предварительно разрабатывается проектантом в виде Укрупненной номенклатуры объектов технического наблюдения, подлежащих освидетельствованию РМРС (далее — Укрупненная номенклатура), в соответствии с 1.2.3 Решения МО РФ. Данный перечень подлежит согласованию с подразделением PC, осуществляющим техническое наблюдение за постройкой, в лице руководителя подразделения PC. Иной порядок согласования может быть применен в зависимости от требований гос заказчика.
4.5 Перечень объектов технического наблюдения, содержащий детальный объем и порядок технического наблюдения, виды проверок, испытаний и контроля, разрабатывается в соответствии с 13.3 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил РС/ТН, судостроительным предприятием на основании Укрупненной номенклатуры, рассматривается и согласовывается подразделением PC в соответствии с процедурами, принятыми в подразделении PC.