копия
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ'^*
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦШ ЧИ|,ИСТЕРа>о юсгииии российской федерации
(Минпромторг России) ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ПпНЖ,А, Регистрационный
Об утверждении Порядка разработки основополагающих национальных стандартов Российской Федерации, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации, внесения в них изменений, порядка их редактирования и подготовки к утверждению, порядка их утверждения и отмены
В соответствии с пунктом 9 статьи 8, частью первой статьи 16 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 27, ст. 3953; 2016, № 15, ст. 2066; № 27, ст. 4229) и подпунктом 5.2.18 (41) пункта 5.2 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 24, ст. 2868; № 42, ст. 4825; № 46,
ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № И, ст. 1316; № 25, ст. 3065; № 26, ст. 3197; № 33, ст. 4088; 2010, № 6, ст. 649; № 9, ст. 960; № 24, ст. 3039; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; № 35, ст. 4574, ст. 4575; № 45, ст. 5854; 2011, № 14, ст. 1935; № 43, ст. 6079; № 46, ст. 6523; № 47, ст. 6653, ст. 6662; 2012, № 1, ст. 192; № 37, ст. 5001; № 43, ст. 5874, ст. 5886; 2013, № 16, ст. 1966; № 23, ст. 2909; № 33, ст. 4386; № 38, ст. 4817; № 45, ст. 5822; 2014, № 9, ст. 923; № 16, ст. 1897; № 37, ст. 4961; 2015, № 1, ст. 279; № 2, ст. 491; № 5, ст. 821; № 14, ст. 2118; № 23, ст. 3334; № 26, ст. 3901; № 27, ст. 4080; № 40, ст. 5563; № 44, ст. 6136; № 49, ст. 6976; № 51,
2
ст. 7352; 2016, № 2, ст. 325; № 13, ст. 1828; № 26, ст. 4066; № 28, ст. 4741; № 32, ст. 5122; № 41, ст. 5828; №42, ст. 5929; 2017, №8, ст. 1250), п р и к азы в аю :
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки основополагающих национальных стандартов Российской Федерации, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации, внесения в них изменений, порядок их редактирования и подготовки к утверждению, порядок их утверждения и отмены.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Никитина Г.С.
Министр
УТВЕРЖДЕН
приказом Минпромторга России от Об 2017 г. № 2 {УО
ПОРЯДОК
разработки основополагающих национальных стандартов Российской Федерации, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации,
внесения в них изменений, порядок их редактирования и подготовки к утверждению, порядок их утверждения и отмены
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает правила разработки
основополагающих национальных стандартов Российской Федерации (далее -основополагающий национальный стандарт), правил стандартизации
и рекомендаций по стандартизации, внесения в них изменений, правила их редактирования и подготовки к утверждению, правила их утверждения и отмены.
2. Разработку и утверждение основополагающих национальных стандартов осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) для достижения целей стандартизации, реализации задач стандартизации и в соответствии с принципами стандартизации, установленными Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 27, ст. 3953; 2016, № 15, ст. 2066; № 27, ст. 4229).
3. Росстандарт разрабатывает и утверждает правила стандартизации при необходимости дополнения или конкретизации отдельных положений основополагающих национальных стандартов, а также определения порядка и методов проведения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ.
4. Рекомендации по стандартизации разрабатываются участниками работ по стандартизации и утверждаются Росстандартом в целях предварительной
2
проверки на практике отдельных положений организационного и методического характера применительно к соответствующему объекту стандартизации.
II. Разработка, редактирование и подготовка к утверждению, утверждение основополагающих национальных стандартов, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации
5. Разработка основополагающих национальных стандартов осуществляется при условии проведения их публичного осуждения, проводимого в соответствии с пунктами 6-9 настоящего порядка.
Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации разрабатываются без проведения публичного обсуждения.
6. В целях разработки основополагающего национального стандарта
Росстандарт с использованием федеральной государственной информационной системы Росстандарта размещает уведомление о разработке проекта
основополагающего национального стандарта в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 134 «Об утверждении порядка размещения уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2016 г., регистрационный № 41144) (далее - Приказ № 134) и обеспечивает доступность проекта стандарта заинтересованным лицам для ознакомления.
7. Профильное управление Росстандарта, в компетенцию которого входят вопросы стандартизации, организует проведение публичного обсуждения проекта основополагающего национального стандарта, составляет перечень полученных в электронной форме и на бумажном носителе замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний, включая результаты рассмотрения данных замечаний, дорабатывает проект стандарта с учетом полученных замечаний.
8. Срок публичного обсуждения проекта основополагающего
национального стандарта со дня размещения уведомления о разработке проекта
3
стандарта на официальном сайте Госстандарта в информационнотелекоммуникационной сети Интернет не может быть менее чем 60 календарных дней.
9. После завершения публичного обсуждения Госстандарт с использованием федеральной государственной информационной системы Госстандарта размещает уведомление о завершении публичного обсуждения проекта основополагающего национального стандарта в соответствии с Приказом № 134 и обеспечивает доступность доработанного проекта основополагающего национального стандарта и перечня полученных замечаний заинтересованным лицам для ознакомления.
10. Проект основополагающего национального стандарта и перечень полученных в электронной форме и на бумажном носителе замечаний заинтересованных лиц направляются Госстандартом в технический комитет по стандартизации, к сфере компетенции которого относятся вопросы методологии стандартизации.
Проект правил по стандартизации направляется Госстандартом в технический комитет по стандартизации, к сфере компетенции которого относятся вопросы методологии стандартизации.
Проект рекомендаций по стандартизации направляется Госстандартом в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации, к сфере компетенции которого относятся вопросы, регулируемые проектом рекомендации по стандартизации.
11. Технический комитет по стандартизации в соответствии с Порядком проведения экспертизы проектов документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, утвержденным приказом Госстандарта от 5 мая 2016 г. №547 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектов документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации» (зарегистрирован Министерством юстиции Госсийской Федерации 26 августа 2016 г., регистрационный № 43420), проводит экспертизу проекта основополагающего национального стандарта, проекта правил стандартизации и проекта рекомендаций по стандартизации (далее - проект стандарта).
4
12. Срок проведения экспертизы проекта стандарта не может быть более чем 90 календарных дней со дня поступления проекта стандарта в соответствующий технический комитет.
13. По итогам экспертизы проекта стандарта секретариат технического
комитета на основе консенсуса, достигаемого в соответствии с Правилами достижения консенсуса при разработке национальных стандартов Российской Федерации, утвержденными приказом Госстандарта от 5 мая 2016 г. № 548 «Об утверждении Правил достижения консенсуса при разработке национальных стандартов Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 августа 2016 г.,
регистрационный № 43419), подготавливает мотивированное предложение
06 утверждении проекта стандарта и в течение 7 календарных дней направляет его в Госстандарт.
14. В случае недостижения консенсуса технический комитет подготавливает мотивированное предложение о доработке проекта стандарта, которая осуществляется в соответствии с пунктами 5-12 настоящего Порядка.
15. При получении предложения технического комитета об утверждении проекта стандарта Госстандарт направляет проект стандарта на редактирование оператору Федерального информационного фонда стандартов (далее - оператор Фонда), который в течение 10 календарных дней со дня получения указанных предложений осуществляет редактирование проекта стандарта.
При наличии замечаний редакционного характера Госстандарт в течение
7 календарных дней со дня завершения редактирования вносит необходимые исправления в проект стандарта и направляет его вместе с экземпляром проекта стандарта, содержащим редакционные замечания, оператору Фонда.
Оператор Фонда в течение 7 календарных дней со дня получения проекта стандарта проводит его окончательное редактирование, проставляет штамп «В НАБОГ» на каждом листе доработанного экземпляра проекта стандарта и возвращает его в Госстандарт вместе с экземпляром, содержащим редакционные замечания, завизированным редактором.
16. Госстандарт в течение 7 календарных дней со дня поступления доработанного проекта стандарта принимает решение об утверждении
5
основополагающего национального стандарта, правил стандартизации
и рекомендаций по стандартизации путем принятия организационно
распорядительного документа.
17. Информация о принятии решения об утверждении основополагающего национального стандарта размещается на официальном сайте Госстандарта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 7 календарных дней со дня принятия Госстандартом такого решения.
III. Внесение изменений и отмена основополагающих национальных стандартов, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации
18. Предложения о внесении изменений в основополагающий
национальный стандарта, правила стандартизации и рекомендации по
стандартизации направляются участниками работ по стандартизации в Госстандарт.
Госстандарт в течение 15 календарных дней рассматривает поступившие предложения и направляет их в секретариат технического комитета по стандартизации, указанный в пункте 10 настоящего порядка.
19. Секретариат технического комитета в течение 30 календарных дней
рассматривает поступившие предложения о внесении изменений в основополагающий национальный стандарт, правила стандартизации и
рекомендации по стандартизации и по результатам
рассмотрения направляет в Госстандарт заключение с предложением о возможности внесения изменений.
20. Газработка изменений, их утверждение, а также пересмотр
основополагающего национального стандарта, правил стандартизации и
рекомендаций по стандартизации осуществляются в соответствии с главой II настоящего Порядка.
21. Отмена основополагающих национальных стандартов, правил по стандартизации и рекомендаций по стандартизации осуществляется в следующих случаях:
6
а) при утверждении и введении в действие взамен данных основополагающего национального стандарта, правил по стандартизации и рекомендаций по стандартизации других основополагающего национального стандарта, правил по стандартизации и рекомендаций по стандартизации;
б) если основополагающий национальный стандарт, правила по стандартизации и рекомендации по стандартизации утратили свою актуальность в связи с изменением направлений работ в их области деятельности.
Отмена рекомендаций по стандартизации также осуществляется при утверждении и введении в действие национального стандарта Российской Федерации, который распространяется на тот же объект и аспект стандартизации.
22. Росстандарт принимает решение об отмене основополагающего национального стандарта, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации путем принятия организационно-распорядительного документа и размещает информацию об отмене указанных документов с использованием федеральной государственной информационной системы Росстандарта.