Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

45 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Графическая копия документа представлена в первоначальной редакции (без учета имеющихся изменений)

Оглавление

Паспорт Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы

I. Обоснование разработки Программы, цель и задачи Программы

II. Основные понятия, используемые в Программе

III. Механизм реализации Программы

IV. Мероприятия Программы

V. Разработка и формирование подпрограмм

VI. Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства

VII. Срок реализации Программы

VIII. Финансовое обеспечение реализации Программы

IX. Целевые индикаторы и показатели Программы

X. Ожидаемые результаты реализации Программы

XI. Возможные риски реализации Программы

Приложение № 1. Перечень мероприятий Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы

Приложение № 2. Целевые индикаторы и показатели Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы

Приложение № 3. Финансовое обеспечение реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы

Приложение № 4. Методика расчета целевых индикаторов и показателей Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

V

~Y"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2017 г. № 996

МОСКВА

Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. №350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства" 11равительство Российской Федерации постановляет:

1.    Утвердить прилагаемую Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы.

2.    Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральному агентству научных организаций и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти представлять в Правительство Российской Федерации начиная с 2018 года ежегодно, до 25 марта года, следующего за отчетным, доклад о ходе реализации Программы, утвержденной настоящим постановлением.

УТВЕРЖДЕНА постановлением 11равительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. К® 996

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы

ПАСПОРТ

Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы

Наименование

Программы

- Федеральная научно-техническая

программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы

Основание для разработки Программы

- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства"

Г осударственный координатор Программы

- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Ответственные

исполнители

Программы

- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Исполнители

мероприятий

Программы

- Министерство образования и науки Российской Федерации,

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Федеральное агентство научных организаций

10

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

формирование условий для развития научной, научно-технической деятельности и получения результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса;

привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс; создание и внедрение технологий производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям отечественного растениеводства и животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства;

создание и внедрение технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения;

разработка современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных растений;

создание и внедрение технологий производства пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве;

создание и внедрение современных технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

разработка современных методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала;

совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированной на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса.

Достижение цели и реализация задач Программы позволят снизить технологические риски в продовольственной сфере и повысить качество отечественной сельскохозяйственной продукции на основе научнотехнологического обеспечения развития агропромышленного комплекса на долгосрочную перспективу, в том числе:

производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по

11

направлениям отечественного растениеводства и животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства;

производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения;

разработки средств диагностики патогенов сельскохозяйственных растений;

производства пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве;

производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

разработки средств обеспечения контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала.

Наращивание научно-технологического потенциала российского агропромышленного комплекса позволит поэтапно снизить его зависимость от импорта технологий, семян, средств диагностики и защиты растений, лекарственных средств для ветеринарного применения и других ресурсов.

Одновременно с этим для повышения качества жизни российских граждан предусматривается обеспечить научный подход к системе контроля и управления качеством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, произведенных на территории Российской Федерации.

II. Основные понятия, используемые в Программе

Для целей Программы используются следующие основные понятия: "дирекция Программы" - организация, осуществляющая сбор информационно-аналитической и статистической информации, а также методическое и организационное обеспечение деятельности участников Программы по подготовке и реализации комплексных научно-технических проектов;

"заказчики комплексных научно-технических    проектов"

организации, участвующие в выполнении мероприятий Программы по направлениям ее реализации;

"информационно-аналитическая система" - система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения реализации Программы, подпрограмм и комплексных научно-технических проектов;

"комплексный научно-технический проект" -    согласованный

в установленном порядке советом Программы комплекс скоординированных

12

и управляемых видов работ, структурированных по мероприятиям Программы, скоординированных в целях достижения запланированных результатов, реализуемых заказчиком проекта на принципах государственно-частного партнерства и направленных на получение научных и (или) научно-технических результатов в рамках подпрограммы, формирование комплекса технологий и их передачу для применения (внедрения) в производство и получения инновационной продукции в промышленных масштабах;

"комплексный план научных исследований" - обязательный элемент подпрограммы, сформированный путем прямого взаимодействия представителей научно-образовательного сообщества, бизнеса, институтов развития и технологических платформ, федеральных и региональных органов власти в целях выявления и выполнения перспективных (прорывных) и востребованных отраслью направлений научных исследований и экспериментальных разработок в рамках направления реализации Программы;

"мероприятия Программы" - комплекс взаимоувязанных действий участников Программы, сгруппированных по основным этапам жизненного цикла перспективных инновационных разработок и развития рынка технологий, продуктов, товаров и услуг, направленных на достижение целевых индикаторов и показателей Программы;

"мониторинговые центры" - организации из числа государственных бюджетных учреждений или государственных автономных учреждений, осуществляющие мониторинг реализации комплексных научно-технических проектов;

"направления реализации Программы" - соответствующие задачам Программы подотрасли сельскохозяйственного производства, сырья и продовольствия, а также другие подотрасли, способствующие снижению технологических, организационных и рыночных рисков и повышению качества сельскохозяйственной продукции на основе конкурентоспособных отечественных разработок;

"объекты инфраструктуры агропромышленного комплекса" - научно-производственные партнерства, отраслевые лаборатории, образовательные организации, учебно-опытные хозяйства, малые инновационные предприятия, селекционно-семеноводческие и селекционно-генетические центры и другие организации, созданные в различных институциональных формах, в том числе в рамках иных государственных программ Российской Федерации, заказчиком и участниками комплексных научно-технических проектов в целях доработки и передачи результатов исследований и

13

разработок, правовой охраны и управления правами на такие результаты для опытного производства;

"план системных мер государственной политики" - обязательный элемент подпрограммы, формируемый в целях создания регуляторной среды и условий для успешной реализации комплексных научно-технических проектов и достижения показателей и индикаторов подпрограммы;

технологии, продуктов

услуг

"подпрограмма" - комплексная научно-техническая программа, соответствующая направлению реализации Программы и включающая в себя все этапы инновационного цикла от получения научных и (или) научно-технических результатов и продукции до их практического

использования, создания и их выхода на рынок;

"участники комплексных научно-технических    проектов" -

государственные научные и образовательные учреждения, сельскохозяйственные товаропроизводители, другие    организации

агропромышленного комплекса, а также иные организации различных форм собственности, в том числе малые инновационные предприятия, междисциплинарные научно-исследовательские центры, институты развития и технологические платформы.

III. Механизм реализации Программы

Исполнители и соисполнители мероприятий Программы формируют необходимые инструменты для обеспечения научно-технологического развития страны в области сельского хозяйства в соответствии с Программой.

Количественные значения целевых индикаторов и показателей Программы, а также объемы финансирования Программы, в том числе по источникам финансирования Программы, определяются в рамках подпрограмм по направлениям реализации Программы.

Виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производство и переработку которых предусматривается осуществлять в ходе реализации Программы, определяются советом Программы на основании предложений членов совета Программы, государственных научных и образовательных учреждений, сельскохозяйственных товаропроизводителей, союзов (ассоциаций), а также иных организаций различных форм собственности.

14

На основании утвержденных советом Программы видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия ответственные исполнители Программы формируют подпрограммы в порядке, определяемом Программой.

Подпрограммы учитываются при формировании и корректировке федерального бюджета и государственных программ Российской Федерации, перечисленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. №350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства".

Формой реализации подпрограмм являются:

выполнение плана системных мер государственной политики, в том числе государственной научно-технической и государственной аграрной политики;

выполнение комплексных научно-технических проектов, отражающих системный и комплексный подход к реализации мероприятий Программы.

Координация действий исполнителей и соисполнителей мероприятий Программы осуществляется советом Программы путем проведения заседаний совета Программы и его президиума.

В целях осуществления координации действий участников Программы, подготовки и реализации комплексных научно-технических проектов, проведения анализа, мониторинга, опросов, информационноаналитического и организационно-технического обеспечения, сбора и обработки статистической информации, предоставления консультационных и методических услуг государственным координатором Программы:

отбирается на конкурсной основе дирекция Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

определяются мониторинговые центры Программы из числа федеральных государственных бюджетных учреждений или государственных автономных учреждений, подведомственных исполнителям мероприятий Программы.

Дирекция Программы подготавливает для совета Программы и государственного координатора Программы поквартальный ситуационный анализ выполнения комплексных научно-технических проектов и годовые отчеты о реализации подпрограмм и Программы

15

в целом, которые выносятся на рассмотрение совета Программы с экспертным заключением соответствующей экспертной группы.

Порядок работы дирекции Программы, а также порядок взаимодействия дирекции и мониторинговых центров Программы по вопросам, связанным с осуществлением возложенных на них функций, устанавливаются государственным координатором Программы.

При этом определяются в том числе:

условия и финансовое обеспечение административных расходов, связанных с осуществлением возложенных на дирекцию Программы и мониторинговые центры функций;

порядок взаимодействия сторон; ответственность сторон;

иные условия в рамках законодательства Российской Федерации.

В целях экспертного обеспечения формирования и реализации подпрограмм по каждому из направлений реализации Программы совет Программы создает экспертную группу и утверждает ее руководителя. Экспертные группы осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом советом Программы.

Состав экспертной группы формируется президиумом совета Программы из представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных государственных научных учреждений, федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования, организаций агропромышленного комплекса, союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также иных организаций, имеющих заделы и компетенции по направлениям реализации Программы. Экспертная группа осуществляет экспертную оценку: комплексных планов научных исследований по направлению реализации Программы;

комплексных научно-технических проектов, представленных на согласование (одобрение) президиума совета Программы;

годовых отчетов дирекции Программы о ходе реализации Программы.

IV. Мероприятия Программы

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.

2

Соисполнители

мероприятий

Программы

-    Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук",

Цель Программы

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие институты развития и организации

Задачи Программы

-    обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции (материала), технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала

-    формирование условий для развития научной, научно-технической деятельности и получения результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса;

привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс; создание и внедрение технологий производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной

3

продукции (материала) по направлениям отечественного растениеводства и животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства; создание и внедрение технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения;

Направления реализации Программы

разработка современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных растений; создание и внедрение технологий производства пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве; создание и внедрение современных технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; разработка современных методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала; совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированной на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса

- создание и внедрение отечественных конкурентоспособных технологий по направлениям:

растениеводство и племенное животноводство;

корма, кормовые добавки для животных и лекарственные средства для ветеринарного применения;

диагностика патогенов сельскохозяйственных растений;

производство пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для

4

применения в сельском хозяйстве; производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

Срок реализации Программы

Объемы

финансирования

Программы

контроль качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертиза генетического материала

- 2017-2025 годы

-    за счет средств федерального бюджета в размере 26094816,5 тыс. рублей,

в том числе:

в 2017 году - 862020,6 тыс. рублей; в 2018 году - 3107926,9 тыс. рублей; в 2019 году - 3048981 тыс. рублей; в 2020 году - 3057733 тыс. рублей; в 2021 году - 3268631 тыс. рублей; в 2022 году - 3243631 тыс. рублей; в 2023 году - 3218631 тыс. рублей; в 2024 году - 3168631 тыс. рублей; в 2025 году - 3118631 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников в размере 24993052 тыс. рублей, в том числе:

Источники

финансирования

Программы

в 2017 году - 870130 тыс. рублей; в 2018 году - 3115050 тыс. рублей; в 2019 году - 3056610 тыс. рублей; в 2020 году - 3064512 тыс. рублей; в 2021 году - 3273560 тыс. рублей; в 2022 году - 3250320 тыс. рублей; в 2023 году - 3220040 тыс. рублей; в 2024 году - 3175660 тыс. рублей; в 2025 году - 3123330 тыс. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации

-    Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья

и продовольствия на 2013 - 2020 годы, государственные программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, "Развитие образования"

5

на 2013 - 2020 годы, "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности",

"Информационное общество (2011 - 2020 годы)";

Целевые индикаторы Программы

бюджеты субъектов Российской Федерации; внебюджетные источники

-    повышение инновационной активности в сельском хозяйстве;

привлечение инвестиций в сельское хозяйство;

повышение уровня обеспеченности агропромышленного комплекса объектами инфраструктуры;

Ожидаемые результаты реализации Программы

обеспечение отрасли программами подготовки кадров по востребованным на рынке труда новым и перспективным направлениям подготовки и специальностям

-    снижение уровня импортозависимости за счет внедрения и использования: технологий производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений - не менее чем на 30 процентов;

технологий производства племенной продукции (материала) - не менее чем на 20 процентов; технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных - не менее чем на 25 процентов; технологий производства лекарственных средств для ветеринарного применения -не менее чем на 50 процентов; средств диагностики патогенов сельскохозяйственных культур путем увеличения числа отечественных средств диагностики - на 20 единиц; технологий производства пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве - не менее чем на 20 процентов; технологий производства, переработки

и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия путем увеличения числа конкурентоспособных отечественных технологий - на 60 единиц; современных методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала - не менее чем на 50 процентов;

увеличение не менее чем на 25 процентов числа организаций, осуществляющих предоставление услуг для научной, научно-технической и инновационной деятельности в области сельского хозяйства, апробацию технологий и управление правами на такие технологии по направлениям реализации Программы;

увеличение не менее чем на 5 процентов численности высокотехнологичных рабочих мест на предприятиях агропромышленного комплекса;

заключение предприятиями не менее 50 лицензионных соглашений с научными и образовательными, а также иными организациями, осуществляющими и (или) способствующими осуществлению научной, научно-технической и инновационной деятельности в области сельского хозяйства; доведение до 100 процентов уровня обеспеченности системы профессионального образования образовательными программами по новым направлениям подготовки и специальностям, созданным по направлениям реализации Программы; увеличение не менее чем на 25 процентов числа охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сфере технологий агропромышленного комплекса, в том числе не менее чем на 10 процентов за рубежом;

увеличение не менее чем на 20 процентов числа публикаций по результатам исследований и разработок в научных журналах

7

I. Обоснование разработки Программы, цель и задачи Программы

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от I декабря 2016 г. №642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", определяет в качестве приоритетных на ближайшие 10-15 лет направления научно-технологического развития Российской Федерации, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг и обеспечат устойчивое положение России на внешних рынках.

Реализация мер по таким направлениям должна обеспечить переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания.

В соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", к числу наиболее значимых рисков в сфере продовольственной безопасности относятся технологические риски, вызванные отставанием в уровне технологического развития отечественной производственной базы от производственной базы развитых стран, различиями в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля за их соблюдением.

В настоящее время наиболее востребованные отечественные технологии, основанные на новейших достижениях науки, не находят применения в аграрном производстве.

При этом, по данным прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, в России к началу 2016 года насчитывалось около 436 организаций, выполняющих исследования и разработки в области сельскохозяйственных наук (10,4 процента всех организаций, занятых исследованиями и разработками). В целом с 1995 года их число уменьшилось на 17,6 процента, прежде всего за счет более чем двукратного сокращения сети научных организаций и образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству

8

сельского хозяйства Российской Федерации. На долю последних сегодня приходится немногим менее трети (31,7 процента) организаций, выполняющих исследования и разработки в рассматриваемой области.

В стране поддерживается 75 государственных биоресурсных коллекций. Исследовательскую деятельность в области сельскохозяйственных наук проводят более 11 тысяч ученых, из них более 2700 человек ведут исследования в области генетики и селекции.

На фоне роста затрат на науку в России с 1994 года почти в 2,2 раза доля сельскохозяйственных наук в их общем объеме неуклонно сокращалась, достигнув минимума в 2014 - 2015 годах - 1,6 процента (в 1994 году - 3,6 процента).

Сельскохозяйственные науки с середины 2000-х годов занимают предпоследнее место в структуре затрат на науку, значительно отставая от традиционно лидирующих технических (73,4 процента) и естественных (17,4 процента) наук. При этом средства федерального бюджета обеспечивают 59,6 процента затрат на исследования и разработки в области сельскохозяйственных наук (на конец 2015 года), что выше среднероссийского уровня (56,5 процента). Субсидии подведомственным организациям Федерального агентства научных организаций на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы на проведение фундаментальных научных исследований в области сельского хозяйства в 2016 году составили 6881614,06 тыс. рублей. Вклад бизнеса в финансирование таких исследований и разработок неуклонно сокращается - с 14,8 процента в 2002 году до 9,4 процента на начало 2016 года.

В целях комплексного решения существующих проблем научного обеспечения агропромышленного комплекса необходимо создание условий для формирования конкурентоспособных научных и (или) научно-технических результатов, а также для передачи научных результатов в производство и последующего их вовлечения в экономический оборот.

Обеспечение условий для формирования конкурентоспособных научных и (или) научно-технических результатов включает в себя в том числе создание открытого источника информации о научном и научно-техническом заделе страны и выполнении перспективных (прорывных) и востребованных бизнесом исследований.

В настоящее время передача научных и (или) научно-технических результатов в целях развития сельского хозяйства обеспечивается в том

9

числе 54 учреждениями высшего и 22 учреждениями дополнительного профессионального образования, 146 малыми инновационными предприятиями, 30 учебно-опытными хозяйствами, 548 центрами сельскохозяйственного консультирования.

Отраслевой потенциал в Российской Федерации (по предварительным итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи) представлен 36,4 тыс. сельскохозяйственных организаций, 174,8 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 18,2 млн. личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан, 76,3 тыс. некоммерческих объединений граждан. Тем не менее деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов в большинстве случаев не осуществляется.

Создание условий для передачи и последующего вовлечения в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов должно иметь рыночную направленность, выраженную в извлечении прибыли от экономического оборота научных и (или) научно-технических результатов.

Целью Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы (далее - Программа), разработанной с учетом Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", а также в соответствии с положениями Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Бюджетного кодекса Российской Федерации, является обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции (материала), технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала.