ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ ПРИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
ТИПОВЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА РЕМОНТ АВТОБУСА ЛАЗ-695Е В УСЛОВИЯХ АВТОРЕМОНТНЫХ ЗАВОДОВ
Москва — 1977
ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ ПРИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
Утверждено:
Государственньим комитетом
Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы Постановление А§ 128 от 19 мая 1976 г.
ТИПОВЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА РЕМОНТ АВТОБУСА ЛАЗ-695Е В УСЛОВИЯХ АВТОРЕМОНТНЫХ ЗАВОДОВ
|
Рис. 9. Типовая схема планировки рабочего места сборки коробки передач. 1 — пресс гидравлический; 2 — стеллаж; 3 — верстак; 4 — стенд для сборки КПП; 5 — стенд для обкатки КПП; 6 — площадка для готовой продукции |
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬРаздел I. РАЗБОРОМ НЫЕ РАБОТЫ
|
|
|
|
|
|
Норма |
-5.
с
* |
Наименование , агрегата, узла или детали |
Содержание работы |
Единица
объема
работы |
Оборудование, приспособление, инструмент |
Профессия исполнителя и разряд работы |
времени на единицу объема работы |
|
|
|
|
|
в чел.-час |
|
§ 1. СНЯТИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ |
Аккумуляторная
батарея |
Открыть дверку аккумуляторного люка, выдвинуть ящик аккумуляторной батареи. Отвернуть гайки и отсоединить провода от клемм. Снять аккумуляторный ящик с батареями в сборе |
Комплект |
Ключ 12— 14, отвертка 150X0,5 |
Слесарь* —2 |
Плафоны потолочные салона
* |
Вывернуть винты крепления, снять ободки плафонов, стекла, прокладки, осветительные лампц, основания плафонов и установочные пластины с отсоединением проводов |
Салон |
Отвертка механическая, отвертка 150x0,5 |
Слесарь — 2 |
|
* Наименование профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» в сборнике дано сокращенно — «слесарь». |
0,05
0,14
0,10
0,09
0,04
0,06
0,06
С
к |
Наименование агрегата, узла или детали |
Содержание работы |
Единица
объема
работы |
Оборудование, приспособление, инструмент |
Профессия исполнителя и разряд работы |
Норма времени на единицу объема работы в чел.-час |
3 |
Выключатель сигнала кондуктора |
Вывернуть винты крепления, отсоединить клеммы проводов и снять выключатели сигнала кондуктора |
Выключа
тель |
Отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,07 |
4 |
Плафон кабины водителя |
Открепить и снять ободок, рассеиватель, лампу, корпус плафона с отсоединением клемм проводов |
Плафон |
Пассатижи, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,04 |
5 |
Пучок проводов маршрутных фонарей |
Вынуть лампы из патронов плафонов, отсоединить и снять пучок проводов маршрутных фонарей |
Комплект |
Отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,09 |
6 |
Головка переключателя стеклоочистителя |
Вывернуть стопорные винты и снять головки переключателей стеклоочистителей |
Головка переключателя |
То же |
Слесарь — 2 |
0,03 |
7 |
Крышка кожуха |
Вывернуть винты крепления и снять крышку кожуха соединительных панелей ПС-2А |
Крышка |
» |
Слесарь — 2 |
0,02 |
8 |
Панель ПС-2А соединительная |
Вывернуть винты крепления, отсоединить клеммы проводов пучка щитка приборов главного пучка; вывернуть винты и снять панели ПС-2А соединительные четырехклеммные |
Комплект |
|
Слесарь — 2 |
0,10 |
9 |
Панель НС-1Б соединительная |
Вывернуть винты крепления, отсоединить клеммы проводов пучка щитка и пучка фар; вывернуть винты и снять панели ПС-1Б соединительные трехклеммные с кузова |
» |
> |
Слесарь — 2 |
10 |
Пучок проводов фар |
Отсоединить клеммы проводов, вывернуть винты, снять хомуты крепления, прокладки и снять пучок проводов фар |
Пучок |
Ключ 11—14, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
11 |
Фары |
Вывернуть винты крепления облицовочных ободков фар, снять ободки, открепить и снять фары с проводами в сборе |
Комплект |
Отвертка 150x0,5 |
Слесарь — 2 |
12 |
Подфарники |
Отвернуть гайки винтов крепления ободков, снять ободки, стекла, прокладки; открепить и снять подфарники с проводами |
» |
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
13 |
Звуковые сигналы |
Отсоединить клеммы проводов, открепить и снять сигналы звуковые с кронштейном в сборе |
» |
Ключ 14—17 |
Слесарь — 2 |
14 |
Кнопка сигнала |
Открепить и снять кнопку звукового сигнала в сборе с диском и проводом |
Кнопка |
Отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
15 |
Плафон передней подножки |
Вывернуть винты крепления, отсоединить провода и снять плафон подножки передней |
Плафон |
То же |
Слесарь — 2 |
16 |
Плафон задней подножки |
Вывернуть винты крепления, отсоединить провода и снять плафон подножки задней |
|
» |
Слесарь — 2 |
|
0,05 |
№ п/п |
Наименование агрегата, узла или детали |
Содержание работы |
Единица
объема
работы |
Оборудование, приспособление, инструмент |
Профессия исполнителя и разряд работы |
Норма времени на единицу объема работы в чел.-час |
17 |
Плафон инструментального ящика и выключатель |
Вывернуть винты крепления, отсоединить провода, снять плафон и выключатель плафона инструментального ящика |
Комплект |
Ключ 14—17, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,09 |
18 |
Соединительная панель ПС-1 Б |
Отсоединить клеммы проводов главного пучка, заднего фонаря, фонаря камерного знака и указателей поворота; открепить и снять 3-клеммные панели |
» |
Отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,09 |
19 |
Выключатель блокировки стартера |
Отсоединить клеммы проводов; отвернуть гайки винтов крепления и снять выключатель блокировки стартера |
Выключа
тель |
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
Слесарь— 2 |
0,05 |
20 |
Габаритные фона-ри |
Отвернуть винты крепления, отсоединить провода и снять габаритные фонари в сборе |
Комплект |
Отвертка 150X0,5, пассатижи, ключ 14—17 |
Слесарь — 2 |
0,09 |
21 |
Задние фонари |
Отсоединить клеммы проводов, отвернуть гайки винтов крепления ободков, снять ободки, стекла, прокладки, открепить и снять задние фонари |
|
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,09 |
22 |
Фонарь-указатель поворота задний |
Отсоединить клеммы проводов, отвернуть гайки винтов крепления ободков, снять ободки, стекла, прокладки, открепить и снять фонари-указатели поворота задние |
» |
Ключ 9—11. отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
23 |
Фонарь номерного знака |
Отсоединить провода, вывернуть винты крепления и снять фонарь освещения номерного знака в сборе |
Фонарь |
Отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
24 |
Плафон мотоотсека |
Снять рассеиватель, вынуть лампу, отсоединить провода, открепить и снять плафон мотоотсека |
Плафон |
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
СлеСарь - 2 |
25 |
Щиток приборов мотоотсека |
Отвернуть гайки винтов крепления, снять щиток приборов в сборе с отсоединением клемм проводов пучка |
Щиток |
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
26 |
Генератор |
Отвернуть гайки крепления клемм проводов, отсоединить провода, навернуть гайки; ослабить болт планки генератора и снять ремень; отвернуть гайки болтов крепления кронштейна генератора и снять генератор с кронштейном в сборе |
Генератор |
Ключи 9-11, 14-17, 17—19, 19—22 |
Слесарь — 2 |
27 |
Реле-регулятор |
Отсоединить клеммы проводов, отвернуть гайки, болтов крепления и снять реле-регулятор в сборе |
Реле |
Ключ 14—17, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
28 |
Шунт амперметра |
Отвернуть гайки винтов крепления, отсоединить провода и снять шунт амперметра |
Шунт |
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
29 |
Распределитель
зажигания |
Отсоединить клеммы проводов, отсоединить и открепить трубку вакуумного регулятора, открепить и снять распределитель в сборе |
Распреде
литель |
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
|
0,09
0,03
0,03
0,10
0,13
0.08
0,05
0,07 |
Продолжение |
№ п/п |
Наименование агрегата, узла или детали |
Содержание работы |
Единица
объема
работы |
Оборудование, приспособление, инструмент |
Профессия исполнителя и разряд работы |
Норма времени на единицу объема работы в чел.-час |
30 |
Стартер |
Отвернуть гайки клемм стартера и отсоединить провода от стартера, открепить и снять стартер в сборе |
Стартер |
Ключи 9—11, 14—17 |
Слесарь — 2 |
0,07 |
31 |
Катушка зажигания |
Отвернуть гайки клемм, отсоединить провода, открепить и снять индукционную катушку в сборе с кронштейном |
Катушка |
Ключи 8—10, 10—12, отвертка 150X0,5 |
Слесавь — 2 |
0,05 |
32 |
Датчики температуры воды |
Вывернуть винты крепления клемм проводов, отсоединить провода, вывернуть датчик температуры воды и датчик контрольной лампы аварийного перегрева воды |
Два датчика |
Отвертка 150X0,5, ключ 14—17 |
Слесарь — 2 |
0,07 |
33 |
Датчики масла |
Вывернуть винты крепления клемм проводов, отсоединить провода, вывернуть датчик указателя давления масла и датчик аварийного давления масла с переходника |
|
Отвертка 150x0,5, ключ 14—17 |
Слесарь — 2 |
0,04 |
34 |
Датчик указателя уровня топлива |
Вывернуть винты крепления, снять датчик указателя уровня топлива с прокладкой с отсоединением провода (на снятом баке) |
Датчик |
Ключ 8—10, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,04 |
|
Ш лв£ |
35 |
Выпрямитель переменного тока |
Отвернуть гайки болтов крепления отсоединить провода и снять выпрямитель переменного тока |
Выпрями
тель |
Ключ 14—17, ключ тор-тоцовый 11 |
Слесарь — 2 |
0,09 |
36 |
Розетка переносной лампы |
Отвернуть гайки винтов крепления, отсоединить провода и снять розетки переносных ламп (2 шт.) |
Комплект |
Ключ торцовый 6, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,06 |
37 |
Гибкий вал (спидометра) |
Отвернуть накидные гайки и снять гибкий вал спидометра |
Вал гибкий |
Ключ специальный |
Слесарь — 2 |
0,09 |
38 |
Датчик спидометра |
Отвернуть гайки, отсоединить клеммы проводов пучка датчика; отвернуть гайки болтов крепления и снять датчик спидометра с фланцем в сборе (на снятой коробке) |
Датчик |
Ключ торцовый 11, ключ 19—22, отвертка 150Х Х0,5 |
Слесарь — 2 |
0,05 |
39 |
Выключатель света дверной |
Отвернуть гайки винтов крепления вынуть винты, снять выключатели света дверные с отсоединением клемм проводов |
Комплект (2 шт.) |
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,09 |
40 |
Выключатель сигнала «стоп» |
Отвернуть и отсоединить клеммы проводов от колодки выключателя сигнала «стоп», навернуть гайки на клеммы |
Комплект |
Ключ 9—11 |
Слесарь — 2 |
0,04 |
41 |
Электродвигатель обогрева стекла |
Отсоединить клеммы пучка проводов, вывернуть винты, снять электродвигатели и прокладки |
» |
Ключ 8—10, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,06 |
42 |
Датчик аварийного давления в пневмосистеме |
Отсоединить клемму провода от датчика аварийного давления в пневмосистеме, вывернуть датчик |
Датчик |
Отвертка 150X0,5, ключ 14—17 |
Слесарь — 2 |
0,03 |
43 |
Выключатель аккумуляторной батареи |
Открепить и снять провода с выключателя, открепить и снять выключатель аккумуляторной батареи, навернуть гайки на клеммы выключателя (рубильника) |
Рубильник |
Ключи 12—14,14—17 |
Слесарь — 2 |
0,07 |
|
Продолжение |
№ п/п |
Наименование агрегата, узла или детали |
Содержание работы |
Единица
объема
работы |
Оборудование, приспособление, инструмент |
Профессия исполнителя и разряд работы |
Норма времени на единицу объема работы в нел.-час |
44 |
Провод от батареи к стартеру |
Открепить и снять провода от аккумуляторной батареи к стартеру |
Провой |
Ключ 14—17 |
Слесарь — 2 |
0,02 |
45 |
Щиток приборов в сборе |
Вывернуть болты крепления щитка приборов, вынуть щиток из гнезда панели кузова, отсоединить клеммы проводов пучка от выключателей: стартера, зажигания, вентилятора обдува, приборов освещения, освещения маршрута и освещения салона; переключателей света фар, светового сигнала, указателя поворотов; шин плавких предохранителей, термовибрационных, реле сигналов, прерывателя поворотов, зуммера, сигнала звукового, розетки переносной лампы, спидометра, стеклоочистителей; реле стоп; указателей давления масла, уровня топлива, температуры воды, амперметра; патронов контрольных ламп и освещения щитка приборов с проводами; отсоединить шланг от воздушного манометра, снять щиток с приборами в сборе |
Щиток приборов |
Ключи: 9—11, 14—17, торцовый 9—11, отвертка |
Слесарь — 2 |
о.за |
|
46 |
Панель реле и сигналов |
Открепить и снять панель в сборе с 2 реле, прерывателем поворота, выключателем ПР-26 и зуммером с отсоединением клемм проводов |
Панель |
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,03 |
47 |
Панель предохранителей |
Отвернуть гайки крепления и снять панель в сборе с предохранителями ПР-11В с отсоединением проводов |
» |
Ключ торцовый 10 |
Слесарь — 2 |
0,09 |
48 |
Пучок проводов щитка приборов |
Открепить и снять пучок щитка приборов |
Пучок проводов |
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,12 |
49 |
Стеклоочистители |
Открепить и снять держатели с рычагами и щетками; отвернуть гайки винтов крепления и снять стеклоочистители в сборе с пучками проводов и переключателями |
Комплект |
Ключ 14—17 |
Комплект |
0,12 |
50 |
Ножной переключатель |
Снять колпачки ножных переключателей, вывернуть винты крепления и снять ножные переключатели света |
» |
Отвертка механическая |
Слесарь — 2 |
0,03 |
51 |
Пучок проводов мотоотсека |
Открепить и снять пучок проводов мотоотсека |
Пучок |
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,12 |
52 |
Пучок проводов главный |
Открепить скобы пучка, кронштейны, хомуты крепления, прокладки хомутов и снять пучок проводов главный |
Пучок главный |
Ключ 9—11, ключ торцовый П, отвертка 150Х Х0,5 |
Слесарь — 2 |
0,42 |
53 |
Пучки проводов потолочные |
Вывернуть винты крепления, снять скобы и пучки проводов потолочные правый и левый |
Комплект |
Ключи 9—11, 10—12, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,13 |
54 |
Свечи зажигания |
Вывернуть свечи из головок блока и снять прокладки |
|
Ключ свечной 22 |
Слесарь — 2 |
0,09 |
Продолжение |
№ п/п |
Наименование агрегата, узла или детали |
Содержание работы |
Единица
объема
работы |
Оборудование, приспособление, инструмент |
Профессия исполнителя и разряд работы |
Норма времени на единицу объема работы в чел.-час |
55 |
Щиток приборов |
Открепить и снять со щитка приборов: включатель зажимания, стартера, освещения салона, кабины, вентилятора обдува, открывания передней и задней двери, указателя маршрута, освещения щитка приборов; вынуть патроны контрольных ламп из гнезд щитка; открепить и снять комбинацию приборов КП-111 в сборе, манометр МД-29, указатели температуры воды, топлива, давления масла, амперметром; открепить и снять спидометр в сборе |
Щиток |
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,20 |
|
§ 2. РАЗБОРКА КУЗОВА |
Автобус |
Транспортировать автобус со склада ремфонда в цех разборки и установить на место |
Автобус |
Тягач, приспособление для буксировки |
Слесарь — 2 |
Автобус |
Удалить мусор из салона и кабины водителя автобуса |
Автобус |
Веник, совок, щетка |
Слесарь — 1 |
|
58
59
60 61
62 |
Сиденье водителя (6800010) |
Отвернуть гайки болтов крепления, снять ц вынести из кабины сиденье водителя в сборе |
Сиденье |
Ключи: 14—17, 17—19 |
Слесарь — 2 |
Подушка сиденья водителя (6800110) |
Отвернуть винты и снять подушку сиденья водителя в сборе |
Подушка |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
Спинка сиденья водителя (6800210) |
Открепить от остова и снять спинку сиденья водителя в сборе |
Спинка |
Ключ 12—14, отвертка |
Слесарь — 2 |
Спинки сидений салона кузова (одноместного 6900210, двухместного 7100210-В, заднего 7000210-Б, 700021-Б и сиденья кондуктора 7500210-Б) |
Отвернуть винты, снять спинки в сборе, вынести из салона кузова и уложить на стеллаж |
Комплект (30 шт.) |
Ключ Г-образный |
Слесарь — 2 |
Подушки сидений салона кузова (заднего 7000110-Б, 70001111,
7000112-Б, одноместного 7100110-А1, двухместного 7200110-А и сиденья кондуктора 7500110-Б) |
Открепить и снять подушки сидений кузова в сборе, вынести из салона кузова и уложить на стеллаж |
Комплект |
Ключ Г-образный |
Слесарь — 2 |
|
0,05
0,05
0,04
1,20
0,36 |
Продолжение |
„с
с
* |
Наименование агрегата, узла или детали |
Содержание работы |
Единица
объема
работы |
Оборудование, приспособление, инструмент |
Профессия исполнителя и разряд работы |
Норма времени на единицу объема работы в чел.-час |
63 |
Дуги (поручень) остова сидений (одноместного 7101016-А, двухместного 7201011-Б, и сиденья кондуктора 7501031) |
Открепить и снять дуги (поручень) остова сидений салона, вынести и уложить на стеллаж |
Комплект 28 шт. |
Молоток, оправка |
Слесарь — 2 |
0,28 |
64 |
Остов (каркас) сидений (одноместного 7101012-А, двухместного
7201004,
7201005,
7201030,
7201035,
7201040,
7201045,
7201050,
7201060, 7201065-В и сиденья кондуктора 7501010-Б) |
Отвернуть гайки болтов . крепления, снять каркасы сидений и вынести из салона и уложить |
Комплект 15 шт. |
Ключи: 12—17, 14—17, ключ Г-образный 12 |
Слесарь — 2 |
1,16 |
|
Поручни горизонтальные потолочные (8202004, 8202005) |
Открепить и снять заглушки поручней и поручни потолочные горизонтальные (правый и левый) |
Комплект 2 шт. |
Отвертка, молоток, ключ 17—19 |
Слесарь — 2 |
Фланец крепления поручней (8202212) и кронштейны поручней потолка (8202008) |
Отвернуть гайки, винты и снять фланец крепления поручня и кронштейны поручня потолка |
Комплект 8 шт. |
Отвертка, ключи: 12—14, 14—17 |
Слесарь — 2 |
Поручень перегородки водителя 8202026 и кронштейн поручня ограждения перегородки водителя (8202094-Б) |
OfeepHyTb винты, заглушки и снять поручень и кронштейн поручня ограждения перегородки водителя |
Комплект
ограждения |
Отвертка, ключ 17—19 |
Слесарь — 2 |
Наклонные поручни (8202061, 8202080) и кронштейны (8202054) передней и задней перегородок |
Отвернуть винты (гайки) снять поручни наклонные и кронштейны поручней передней и задней перегородок |
Комплект |
Отвертка, ключи: 9—11, 10—12 |
Слесарь — 2 |
Передняя и задняя перегородки со стойками |
Отвернуть винты, снять фланцы, амортизаторы стоек и перегородки в сборе переднюю и заднюю |
Перегородки 2 шт. |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
Вешалки салона пассажиров и кабины водите-теля (8202112) |
Вывернуть винты крепления и снять вешалки |
Комплект 9 шт. |
» |
Слесарь — 1 |
|
0.14
0,16
0,13
0,25
0,09 |
е
* |
Наименование агрегата, узла или детали |
Содержание работы |
Единица
объема
работы |
Оборудование, приспособление, инструмент |
Профессия исполнителя и разряд работы |
Норма времени на единицу объема работы в чел.-час |
71 |
Телескопический
поручень |
Открепить и снять поручень ограждения водителя (телескопический поручень) в сборе |
Поручень |
Молоток, плоскогубцы, отвертка |
Слесарь — 2 |
0,04 |
72 |
Кронштейны крепления телескопического поручня (8202152, 8202153-Б) |
Отвернуть винты и снять кронштейны крепления телескопического поручня |
Кронштейны 2 шт. |
Пассатижи, отвертка |
Слесарь — 1 |
0,04 |
73 |
Фирменная заводская табличка |
Открепить и снять заводскую табличку с перегородки в салоне пассажиров |
Табличка |
Молоток, зубило, отвертка |
Слесарь — 1 |
0,02 |
74 |
Держатель (опора) огнетушителя |
Отвернуть гайки и снять держатель (опору) огнетушителя |
Держатель |
Ключ 14—17, отвертка |
Слесарь — 1 |
0,04 |
75 |
Рукоятка (6406028) и поручень двери водителя (8405027) |
Вывернуть винты крепления, снять рукоятку (на панели кабины водителя) и поручень двери водителя |
Комплект |
Отвертка, ключ 10—12 |
Слесарь — 2 |
0,06 |
76 |
Противосолнечный
козырек
(8204012) |
Отвернуть винты и снять пластину противосолнечного козырька с вилкой и осью в сборе |
Козырек |
Отвертка |
Слесарь — 1 |
0,04 |
77 |
Кронштейн проти-восолнечного козырька (8204040) |
Отвернуть гайки, вывернуть винты, снять кронштейны и скобу противосолнечного козырька |
Комплект |
Отвертка, ключи 10—12, 11—14 |
Слесарь — 1 |
0,05 |
78 |
Вешалка шторы кабины водителя (8205012) |
Отвернуть и снять вешалку шторы кабины водителя |
Вешалка |
Отвертка |
Слесарь — 1 |
0,03 |
79 |
Сумка водителя |
Отвернуть гайки винтов крепления и снять сумку водителя |
Сумка |
Ключ 10—12, отвертка |
Слесарь — 1 |
0,02 |
80 |
Ограждение стекол задней перегородки (8202076) |
Отвернуть винты и снять прутки ограждения стекол задней перегородки |
Комплект 3 шт. |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
0,06 |
81 |
Кронштейн зеркала заднего вида салона (8201068) |
Отвернуть болты крепления и снять кронштейн зеркала заднего вида салона |
Кронштейн |
Ключ 9—11, отвертка |
Слесарь — 1 |
0,03 |
82 |
Сопла обдува ветровых стекол (8104105) |
Отвернуть гайки винтов и снять сопла обдува ветровых стекол в сборе |
Комплект |
Ключ 10—12, отвертка |
Слесарь — 2 |
0,05 |
83 |
Вентилятор кабины водителя (8104105) |
Открепить и снять вентилятор кабины водителя в сборе |
Вентилятор |
Ключи: 10—12, 11—14, отвертка |
Слесарь — 2 |
0,04 |
84 |
Щит вентиляционного люка крыши (5705152) (для первого выпуска) |
Отвернуть винты и снять щит вентиляционного люка крыши |
Комплект 3 шт. |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
0,21 |
Наименование агрегата, узла или детали |
Содержание работы |
Единица
объема
работы |
Оборудование, приспособление, инструмент |
Профессия исполнителя и разряд работы |
Норма времени на единицу объема работы в чел.-ча* |
Планка окантовки вентиляционного люка крыши (5702052) для второго выпуска) |
Отвернуть винты и снять планку окантовки вентиляционного люка |
Комплект 4 шт. |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
0,36 |
Панель вентиляционного люка крышки (5705114) |
Расшплинтовать, отвернуть гайки винтов крепления и снять панель вентиляционного люка крышки (по необходимости) |
Панель 4 шт. |
Плоскогубцы, бородок, молоток, ключ 10—12,
отвертка |
Слесарь — 2 |
0,24 |
Наконечник рычага привода механизма подъема вентиляционного люка крыши (5705156-Б) (для первого выпуска) |
Отвернуть наконечник рычага привода механизма подъема вентиляционного люка крыши |
Комплект 6 шт. |
|
Слесарь — 2 |
0,06 |
Снять наконечник декоративного шнура, салонов водителя пассажиров и перегородки водителя |
Снять наконечники декоративного шнура салона водителя, пассажиров и перегородки водителя |
Комплект на кузов |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
0,15 |
Декоративный шнур штапиков салона пассажиров, водителя и перегородки водителя |
Снять декоративный шнур штапиков салона пассажиров, водителя и перегородки водителя |
|
» |
Слесарь — 2 |
0,33 |
Уголки, облицовочные профили и коврики передней подножки (5109104, 6109105) |
Отвернуть винты и снять: уголки, облицовочные профили и коврики передней подножки |
Комплект на переднюю подножку |
Молоток, отвертка |
Слесарь — 2 |
0,19 |
Облицовочные панели передней подножки |
Отвернуть винты и снять-облицовочные панели передней подножки |
Комплект 3 шт. |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
0,12 |
Уголки, облицовочные профили и коврики задней подножки (5109106, 5109107) |
Отвернуть винты и снять: уголки, облицовочные профили и иковрики задней подножки |
Комплект |
Отвертка, молоток |
Слесарь — 2 |
0,16 |
Панель облицовочная задней подножки (5104155-В) |
Отвернуть и снять облицовочные панели задней подножки |
|
Молоток .отвертка |
Слесарь — 2 |
0,11 |
Штапики арматурного щитка (5302019-Б, 5302018,
5302022, 5302024) штапики кожуха |
Отвернуть винты крепления, снять штапики арматурного щитка, штапики кожуха отопителя и штапики передка |
|
То же |
Слесарь — 2 |
0,20 |
Типовые нормы времени на ремонт автобуса ЛАЗ-695Е в условиях авторемонтных заводов.
Предназначены для нормирования труда слесарей по ремонту автомобилей, занятых разборочно-сборочными работами и ремонтом автобусов, а также жестянщиков, газосварщиков, наплавщиков пластмассы на металл, слесарей по ремонту топливной аппаратуры, маляров и мойщи-ков.
Типовые нормы времени утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы постановлением от 19 мая 1976 г. за № 128 согласованы с ВЦСПС и рекомендованы для применения во всех отраслях народного хозяйства.
Разработаны Центральным бюро нормативов по труду совместно с нормативно-исследовательскими организациями и предприятиями Министерства автомобильного транспорта РСФСР, Министерства автомобильного транспорта Украинской ССР, Министерства автомобильного транспорта Белорусской ССР, Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР и Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Литовской ССР.
Все замечания и предложения по нормам времени следует направлять по адресу: 103012, г. Москва, К-12, пл. Куйбышева, дом 1, ЦЕНТ.
© Научно-исследовательский институт труда Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам (НИИ труда), 1977
Я
С
И
* |
Наименование агрегата, узла или детали |
Содержание работы |
Единица
объема
работы |
Оборудование, приспособление, инструмент |
Профессия исполнителя и разряд работы |
Норма времени на единицу объема работы в чел.-час |
|
отопителя (5302215) и штапики передка (5302281-Б, 53022882) |
|
|
|
|
|
95 |
Штапики и панели обивки боковины |
Отвернуть винты крепления, снять штапики боковины №1,2, 4, 5, горизонтальные передние и штапики задка боковины. Отвернуть винты крепления и снять панели обивки левой и правой боковины |
Комплект |
Отвертка, |
Слесарь — 2 |
0,63 |
96 |
Плинтуса боковины (5402287-В, 5402288, 5402292-Б, 5402293) |
Отвернуть винты крепления и снять плинтуса левой и правой боковины |
Комплект 4 шт. |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
0,15 |
97 |
Штапики задка кузова |
Отвернуть винты крепления и снять штапики задка кузова |
Комплект |
|
Слесарь — 2 |
0,10 |
98 |
Штапики перегородки водителя и профиль ниши |
Отвернуть винты крепления, снять штапики перегородки водителя и профиль ниши |
» |
> |
Слесарь — 2 |
0,08 |
99 |
Облицовочные профили (8101322-Б, 8101324-Б) и настил кожуха вентилятора |
Отвернуть винты крепления, снять облицовочные профили и настил кожуха вентилятора |
» |
» |
Слесарь — 2 |
0,02 |
100 |
Штапик канала отопления задней арки ,(5101322) |
Отвернуть винты крепления и снять штапик канала отопления задней арки |
Штапик |
» |
Слесарь — 2 |
0,05 |
101 |
Панель арматурного щитка 5302010 (торпеда левая) |
Отвернуть гайки винтов крепления и снять панель арматурного щитка с отсоединением проводов |
Панель |
Ключи: 9—11, 10—12, отвертка |
Слесарь — 2 |
0,12 |
102 |
Кожух передка 5302325-Б (Торпедо левое) |
Открепить и снять кожух передка в сборе |
Кожух |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
0,17 |
103 |
Панели обивки передка левые (5302021-Б, 5302026) |
Отвернуть винты и снять панели обивки передка левые |
Панели 2 шт. |
. » |
Слесарь — 2 |
0,07 |
104 |
Панель обивки передка правая |
Отвернуть винты крепления и снять панель обивки передка правую |
Панель |
» |
Слесарь — 2 |
0,04 |
105 |
Уголки крепления сидений (7201070-Б, 7201071-В) |
Отвернуть гайки шпилек крепления уголков левой и правой боковины, снять уголки крепления сидений и вынести из салона |
Уголки 2 шт. |
Ключ 14—17 |
Слесарь — 2 |
0,25 |
106 |
Кожух цилиндра передний правый 5402045-Б |
Отвернуть винты крепления и снять кожух цилиндра передний правый |
Кожух |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
0,05 |
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Типовые нормы времени на ремонт автобуса ЛАЗ-695Е в условиях авторемонтных заводов являются межотраслевыми и рекомендуются для применения «а авторемонтных заводах отраслей народного хозяйства, независимо от ведомственной подчиненности.
Настоящие типовые нормы времени предназначены для нормирования труда слесарей по ремонту автомобилей, занятых раэборочно-сборочными работами и ремонтом автобусов, а также жестянщиков, газосварщиков, газорезчиков, на плавщиков пластмассы на металл, слесарей по ремонту топливной аппаратуры, маляров и мойщиков.
2. В основу разработки типовых норм времени положены следующие данные:
а) фотохронометражные наблюдения;
б) технические характеристики оборудования, механизмов, приспособлений и инструмента;
в) результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию;
г) технологический процесс ремонта, разработанный Центральным конструкторско-технологическим бюро Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
3. Типовые нормы времени рассчитаны на полный объем работ, предусмотренный содержанием операций в нормативной части сборника.
Нормы времени указаны в человеко-часах и рассчитаны по формулеа
где Н вр— норма времени на операцию в человеко-часах; ton—оперативное время на данную операцию в человеко-часах;
К —сумма времени на обслуживание рабочего места и подготовительно-заключительную работу, на отдых ц личные надобности в процентах от оперативного времени.
4. Типовые нормы времени установлены с учетом времени на обслуживание рабочего места и подготовительно-заключительной работы в размере 6% и времени на отдых и личные надобности в размере 6% от оперативного времени.
Нормами времени учтено и отдельно не оплачивается время:
а) на очистку и продувку сжатым воздухом деталей при сборке агрегатов и автомобилей;
б) на перемещение деталей, узлов, материалов, инстру-;мента и приспособлений на рабочих местах на расстояние 15 м от рабочего места;
в) на постановку захватов и подвешиваниях на подвесной конвейер наружной мойки, а также снятия после мойки при разборке агрегатов и узлов.
5. Наименование профессий и разряды работ в настоящем сборнике указаны в соответствии с «Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих», выпуск I и II утвержденными постановлениями Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 14 января 1969 г. № 14, 28 октября 1968 г. № 344, и 21 января 1969 г. № 22 и согласованы с ВДДОПС.
Если в дальнейшем будут вноситься поправки в Единый тарифно-квалификационный справочник, наименования профессий, разряды работ и рабочих, указанные в данном сборнике, должны изменяться в соответствии с изменениями и дополнениями ЕТКС
6. Выполнение работ рабочими не тех разрядов (квалификации) которые указаны в сборнике, не может служить основанием для каких-либо изменений типовых норм времени.
7. На работы, не предусмотренные сборником, устанавливаются местные нормы.
8. До введения типовых норм времени необходимо привести организационно-технические условия в цехах и на производственных участках авторемонтных предприятий в соответствии с условия!ми, предусмотренными настоящим сборником, и осуществить производственный инструктаж рабочих, занятых на работах, где эти нормы будут применяться.
9. При внедрении на предприятиях более совершенной, чем это предусмотрено в типовых нормах, организации производства, труда и технологии, повышающих производительность труда рабочих, следует разрабатывать методом технического нормирования и вводить в установленном порядке местные нормы, соответствующие более высокому уровню производительности труда.
10. С введением настоящего сборника все ранее действовавшие нормы времени на соответствующие работы отменяются (хроме более прогрессивных).
Организация труда
При ремонте автобусов в зависимости от сложности и трудоемкости выполняемых работ может применяться как
4
индивидуальная, так и бригадная организация труда.
Для большинства авторемонтных заводов характерен специализированный вид производственной бригады, обеспечивающий наиболее полную загрузку рабочих и эффективное использование оборудования, что достигается специализацией каждого члена бригады по выполнению технологически однородных операций, но в необходимых случаях исполнители могут быть заменены любым другим членом бригады.
Рациональное разделение и кооперацию труда исполнителей в процессе работы обеспечивает бригадир.
Количественный состав в бригадах определяется производственной программой, трудоемкостью работ, режимом работы завода и другими организационными и техническими факторами.
В нормативной части сборника технологическим содержанием работ предусматривается выполнение операций на специализированных постах, оснащенных стендами подъемно-транспортными средствами, соответствующим инструментом и приспособлениями.
Перемещение деталей, узлов, (материалов, инструмента и приспособлений на рабочих местах допускается на расстояние до 15 ж и входят в обязанности рабочих занятых ремонтом автобусов.
При разборке автобуса в обязанности слесарей по ремонту автомобилей входит установка захватов и подвешивание на подвесной конвейер наружной мойки всех узлов и агрегатов автобуса.
Снятие узлов и агрегатов с подвесного конвейера после их ручной мойки производят рабочие, занимающиеся разборкой этих узлов и агрегатов.
При разборке автобуса детали агрегатов и узлов укладываются в корзины, помещенные на транспортерах, рольгангах или непосредственно на рабочих местах, с последующей их установкой на транспортеры или рольганги рабочими, занятыми на этих работах.
Двигатель снимается в сборе с коробкой передач. Рулевое управление разбивается и собирается на одном рабочем месте.
Основные агрегаты разбиваются на детали в две стадии: предварительно ((частично) и окончательно (пол
ностью) .
Правильная организация рабочего (места определяется наличием и размещением необходимого оборудования, приспособлений и инструмента, а также расположением постов с учетом их взаимосвязи с другими производственными подразделениями и размерами ремонтируемых агрегатов и узлов.
Для этого на авторемонтных заводах применяется специализированное оборудование (различные стенды, гидравлические и ручные прессы, подъемно-транспортные средства, приспособления), а также универсальное оборудование (слесарные верстаки, стеллажи, инструментальные шкафчики, удобная тара и др.).
Применение стендов позволяет устанавливать разбираемый и собираемый агрегат или узел на удобную для выполнения работ высоту, закреплять, а иногда и изменять его положение в процессе работы.
К рабочему месту подводится сжатый воздух для продувки (очистки) деталей «перед сборкой и подключения гайковертов, а также электроэнергия для освещения и включения инструмента.
Количество единиц ремонтируемых агрегатов и узлов, находящихся одновременно в зоне ремонта, не должно превышать установленной проектом нормы.
Для удобной и безопасной работы при снятии узлов и деталей расстояние между ремонтируемыми агрегатами должно быть не менее 1,5 м чтобы не было затруднений в использовании приспособлений и другой технологической оснастки (съемников, специальных тележек, гидравлических, пневматических, электрических устройств, кранов и т. п.).
Готовые детали и узлы комплектуются на дневную программу и подаются в конце смены на рабочие места для сборки агрегатов.
Транспортировка агрегатов из моечной машины на рабочие места для разборки, а также готовых агрегатов и узлов производятся подсобными рабочими.
Для выполнения этих работ используются следующие транспортные средства: мостовой кран, кран-балки, моно-рельсы, электрокары или тележки.
Каждый слесарь по ремонту автомобилей должен иметь индивидуальный набор инструмента за исключением съемников и мерительного инструмента, находящихся в инструментальной кладовой.
Ремонт инструмента и заточка его производятся в. инструментальном цехе (централизованно).
Наладку, ремонт и профилактическое обслуживание технологического оборудования, подъемно-транспортных средств, механизмов и аппаратуры производит отдел главного механика завода.
Необходимо, чтобы окраска помещений и оборудования, освещенность рабочего места, вентиляция, производственная одежда и чистота производственных помещений отвечали санитарно-техническим нормам и правилам техники безопасности.
6
Типовые планировки схем рабочих мест по сборке агрегатов и узлов автобуса приводятся ках 1—9.
разборке и на рисун-
|
Рис. 1. Типовая схема планировки рабочего места разборки и сборки узлов двигателя 1 — верстак; 2 — стеллаж; 3 — стенд для проверки водяных насосов; 4 — стенд для проверки масляных насосов; 5 — стенд для обкатки компрессоров; 6 — сверлильный станок;
7 — пресс; 8 — стеллаж |
|
Рис. 2. Типовая схема планировки рабочего места разборки коробки передач / — верстак разбороч-ный; 2 — верстак раз-борочнын; 3—пресс гидравлический; 4—транспортер |
|
Рис. 3. Типовая схема планировки рабочего места разборки карданных валов 1 — верстак; 2 — стенд для разборки |
|
Рис. 4. Типовая схема планировки рабочего места разборки передней оси / — стенд для разборки ступицы; 2 — эстакада для разборки; 3 — пресс |
|
Рис. 5. Типовая схема планировки рабочего места разборки заднего моста 1 — эстакада разборки; 2 — стенд для разборки ступиц; 3 — пресс |
|
Рис. 6. Типовая схема планировки рабочего места разборки и сборки механизма рулевого управления
/ — стенд для сборки механизма рулевого управления; 2 — стеллаж; 3 — верстак; 4 — площадка для хранения |
|
Рис. 7. Типовая схема планировки рабочего места сборки заднего моста 1 — стеллаж; 2—стол; 3— подвеска гайковерта; 4 — :теллаж для деталей; 5 — верстдк; 6 — стол для установки рессор; 7 — стел-паж для рессор; 8 — эстакада сборки задних мостов; 9 — стенд для сборки редуктора |
|
Рис. 8. Типовая схема планировки рабочего места сборки передней оси 1 — стеллаж для рессор; 2 — стеллаж; 3 — верстак; 4 — станок для развертывания втулок поворотных кулаков; 5 — эстакада для сборки |