МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минтруд России)
ПРИКАЗ
Об утверждении профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вонедению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266; 2016, № 21, ст. 3002; 2018, № 8, ст. 1210), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО от У# "n^Sce^LeP
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕЩИИ |
|
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от г.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТ
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
1215
Регистрационный номер
Содержание
I. Общие сведения.......................................................................................................................................1
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)............................................................2
III. Характеристика обобщенных трудовых функций.............................................................................3
3.1. Обобщенная трудовая функция «Обучение вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».........................................................................................3
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта..................................9
I. Общие сведения
Обучение вождению транспортных средств (далее - ТС) соответствующих | ^ qq
категорий и подкатегорий_____J__‘_
(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Обучение безопасному управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий Группа занятий:
! 2320 |
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций |
" |
“ |
(код ОКЗ1) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
|
Отнесение к видам экономической деятельности: |
85.30_ 1 Обучение профессиональное______
(код ОКВЭД2) (наименование вида экономической деятельности)
Минздрава России от 6 февраля 2018 г. № 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный № 50237).
5 Статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2018, № 32, ст. 5122).
6 Пункт. 21.3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 36, ст. 5622).
7 Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный № 4209), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. № 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный № 44767).
8 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
9 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
10 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
2
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
код |
наименование |
уровень
квалификации |
наименование |
код |
уровень
(подуровень)
квалификации |
А |
Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
6 |
Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
А/01.6 |
6 |
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
А/02.6 |
6 |
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся |
А/03.6 |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций3.1. Обобщенная трудовая функция
|
Обучение вождению ТС |
|
|
Уровень
квалификации |
|
Наименование |
соответствующих категорий и подкатегорий |
Код |
А |
6 |
|
Происхождение обобщенной трудовой |
Оригинал |
X |
Заимствовано |
|
|
функции |
|
из оригинала |
|
|
|
Код Регистрационный номер
оригинала профессионального стандарта |
Возможные |
Мастер производственного обучения |
наименования |
|
должностей, |
|
профессий |
|
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки
специалистов среднего звена
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации3 Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности5 Наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории6 Прохождение инструктажа по охране труда7 |
Другие
характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование -программы повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года Наличие стажа управления ТС не менее трех лет Отсутствие лишения права управления ТС в течение пяти лет |
Дополнительные характеристики |
Наименование
классификатора |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2320 |
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций |
ЕКС8 |
- |
Мастер производственного обучения |
|
4 |
ОКПДТР9 123962 |
Мастер производственного обучения |
ОКСО™ | 6.44.02.06 |
Профессиональное обучение (по отраслям) |
|
3.1.1. Трудовая функция
Проведение практических занятий по |
|
|
Уровень |
|
обучению вождению ТС соответствующих |
Код |
А/01.6 |
(подуровень) |
6 |
категорий и подкатегорий |
|
|
квалификации |
|
Происхождение i „
„ , Оригинал
трудовой функции г
Заимствовано из
оригинала i _ 1__
Код Регистрационный номер
оригинала профессионального стандарта
Трудовые
действия |
Подготовка учебных мест, учебного ТС соответствующей категории и подкатегории к проведению практических занятий |
Проведение инструктажа по основным правилам безопасности ТС |
Проведение практических занятий по подготовке ТС соответствующей категории и подкатегории к эксплуатации |
Первоначальное обучение вождению на тренажерах (при наличии) |
Первоначальное обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме) |
Практическое обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения |
Проведение практических занятий по подготовке кандидата в водители к сдаче квалификационного экзамена и экзамена на право управления ТС соответствующей категории и подкатегории |
Контроль соблюдения обучающимися правил дорожного движения при обучении на специализированной площадке (автодроме) и в условиях дорожного движения по дорогам общего пользования |
Необходимые
умения |
Выполнять ежедневное техническое обслуживание ТС соответствующей категории и подкатегории (состава ТС) и устранять мелкие неисправности в процессе его эксплуатации |
Выполнять контрольный осмотр ТС соответствующей категории и подкатегории перед выездом |
Измерять параметры электрической цепи автомобиля |
Проводить инструктаж по основным правилам безопасности ТС с обучающимися |
Безопасно управлять ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения |
Проводить обучение, предусмотренное рабочей программой учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, разработанной в соответствии с примерной или типовой основной программой профессионального обучения водителей ТС |
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом:
- специфики осваиваемой профессии;
- задач занятия (цикла занятий);
- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их |
5 |
|
психофизического развития, индивидуальных возможностей) |
Демонстрировать способы и приемы управления ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения |
Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, выполнению ими практических заданий (упражнений) по управлению ТС |
Учитывать при проведении занятий особенности физической работоспособности обучающихся и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный месяц, неделя, день, занятие) |
Конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие при практических занятиях с обучающимися в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения |
Соблюдать требования охраны труда, использовать средства пожаротушения и применять средства индивидуальной защиты |
Оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения |
Анализировать проведение занятий, вносить коррективы в процесс обучения |
Необходимые
знания |
Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты по организации образовательного процесса |
Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам среднего профессионального образования) |
Требования примерных или типовых основных программ профессионального обучения и рабочих программ учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории |
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Требования, предъявляемые профессией водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии |
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья) |
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей |
Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей |
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с |
|
6 |
|
электрооборудованием и электрифицированными инструментами |
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующей категории и подкатегории в различных условиях дорожного движения |
Требования охраны труда на автотранспорте |
Классификация и номенклатура опасных и вредных факторов в профессиональной деятельности водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий, методы и средства защиты от них |
Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством |
Другие
характеристики |
- |
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Код |
А/02.6 |
Уровень
(подуровень)
квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
.... |
|
Код Регистрационный номер
оригинала профессионального стандарта |
Трудовые
действия |
Оценка первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме) |
Оценка навыков управления транспортным средством соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения |
Необходимые
умения |
Применять современные оценочные средства, в том числе технические средства контроля, для проверки первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме) |
Проводить проверку в соответствии с процедурой, установленной оценочными средствами |
Контролировать ход выполнения обучающимся (экзаменуемым) упражнений на закрытой площадке или автодроме, маневров и действий в условиях дорожного движения, подавать команды, фиксировать в экзаменационном листе ошибки и начислять штрафные баллы |
Корректно интерпретировать результаты контроля, выставлять оценку |
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися (экзаменуемыми) для обеспечения достоверного оценивания, соблюдать нормы педагогической этики |
Анализировать организацию проверки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения при проведении квалификационного экзамена и представлять предложения по его совершенствованию |
Необходимые
знания |
Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) профессионального образования |
Содержание и методика оценки первоначальных навыков управления и |
7 |
|
навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения |
|
Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей допуск к управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, в том числе правила проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений, включая:
- требования к средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов;
- требования к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам, автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления ТС;
- требования к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению ТС в условиях дорожного движения, и информацию об утвержденных маршрутах |
|
Этические нормы, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий |
Другие
характеристики |
- |
|
3.1.3. Трудовая функция
Планирование учебной работы и ведение |
|
|
! |
учета выполнения программ |
|
|
Уровень |
|
производственного обучения вождению ТС |
Код |
А/03.6 |
(подуровень) |
6 |
соответствующих категорий и подкатегорий |
|
|
квалификации |
|
и успеваемости обучающихся |
|
|
|
|
Пр оисхож дение трудовой функции
Заимствовано из |
оригинала
Код Регистрационный номер
оригинала профессионального стандарта
Трудовые
действия |
Разработка (обновление) рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории |
Планирование занятий по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории |
Учет выполнения рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории и успеваемости обучающихся |
Необходимые
умения |
Разрабатывать и обновлять рабочие программы учебного предмета в соответствии с примерной или типовой программой, планы занятий (циклов занятий) по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории (самостоятельно или совместно с преподавателем (преподавателями) и (или) методистом) с учетом:
- порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании;
- требований ФГОС СПО (для преподавания по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, запросов работодателей;
- образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития;
- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их |
8 |
|
психофизического развития, индивидуальных возможностей);
- роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и(или) образовательной программой;
возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;
- современного развития технических средств и образовательных технологий обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Подбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы, материалы, необходимые для обучения вождению ТС соответствующей категории и подкатегории |
Планировать учебный процесс, подбирать задания, составлять перечень учебных работ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося |
Разрабатывать рабочую программу учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, обсуждать с преподавателями вопросы, возникающие по разрабатываемым документам |
Вести учет выполнения рабочей программы учебного предмета «Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий» и успеваемости обучающихся |
Необходимые
знания |
Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, особенности планирования занятий по профессиональному обучению вождению ТС в зависимости от их целей и задач, места проведения, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся |
Основы законодательства Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и(или) профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных) |
Основы законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения и меры ответственности за его нарушение |
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся, ведение и порядок доступа к документации, в том числе документации, содержащей персональные данные |
Требования ФГОС СПО к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам среднего профессионального образования) |
Требования примерных или типовых и рабочих программ к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории |
Требования профессиональных стандартов и квалификационные характеристики водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Требования к современным учебникам, учебным пособиям и методическим материалам в области практического обучения |
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на обучение вождению |
|
9 |
|
ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья) |
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей |
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами |
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующих категорий и подкатегорий в различных условиях дорожного движения |
Требования охраны труда на автотранспорте |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством |
Другие
характеристики |
- |
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
(МАДИ)», город Москва____________ _____
Проректор по научной работе____ Жанказиев Султан Владимирович __
4.2. Наименования организаций-разработчиков
3 |
АНО ДПО «Объединенный научно-методический центр», Московская область, поселок Красково |
1 |
Некоммерческое партнерство содействия развитию системы подготовки и переподготовки водителей «Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей», город Москва |
2 |
ФАУ «Отраслевой научно-методический центр» Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Московская область, поселок Красково |
1 Общероссийский классификатор занятий.
2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
3 Статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2018, № 32, ст. 5108).
4 Статьи 69 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2018, № 32, ст. 5108); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2018, № 32, ст. 5122); приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный №22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный №28970), от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848) и приказом Минтруда России,