ЕДИНЫЕ НОРМЫ И РАСЦЕНКИ
НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ, МОНТАЖНЫЕ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
СБОРНИК 37
МОНТАЖ ШАХТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ВЫПУСК 1
МОНТАЖ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ПРОХОДЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)
ЕДИНЫЕ НОРМЫ И РАСЦЕНКИНА СТРОИТЕЛЬНЫЕ, МОНТАЖНЫЕ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Сборник 37 МОНТАЖ ШАХТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Выпуск 1
МОНТАЖ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ПРОХОДЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ
Утверждены
Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства и Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы по согласованию с ВЦСПС для обязательного применения на строительных, монтажных и ремонтно-строительных работая
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НЕДРА* MOCK В А — 1969
Малые подъемные машины оснащаются тормозами с угловым перемещением колодок.
Источником тормозного усилия является гидравлический привод, управляемый машинистом или системой автоматических блокировок.
В крупных подъемных машинах с барабаном диаметром 4 м и более устанавливаются тормоза с поступательным движением колодок.
Источником тормозного усилия является пневматический привод, причем для каждого вида торможения имеется свой приводной цилиндр. Пневматический привод крупных подъемных машин в отлпчпе от гидравлического привода малых подъемных машин имеет два цилиндра: один для рабочего, второй для предохранительного торможения.
Рабочее торможение лебедок осуществляется прижатием колодок к тормозной шайбе на приводном валу лебедки.
Редуктор и система смазки
Для ншхтных подъемных машин применяются различные модификации типов отъемных редукторов ПД и ЦО.
Зубчатые передачи шахтных лебедок не представляют собой отдельных узлов.
Смазка зубчатых колес редуктора, его подшипников, валов и подшипников главного (коренного) вала малых и крупных подъемных машин принудительная, производится от общей циркуляционной масляной системы.
Указатель глубины и скоростемер
Все подъемные машины оборудуются указателем глубины, который показывает машинисту местоположение подъемных сосудов в стволе и сигнализирует о подходе сосудов к приемной площадке.
Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах предусматривается обязательная установка для подъемных машин со скоростью подъема 3 м/сек и выше самопишущего указателя скорости (скоростемера).
Площадка управления
Площадка управления представляет собой конструкцию, на которой установлены все приборы управления (в том числе приборы стволовой сигнализации) и горизонтальный (вертикальный) указатель глубины.
Воздушная и масляная системы
Воздушная система состоит из компрессора, воздухосборника трубопроводов, цилиндров, распределительной и предохранительной арматуры.
Масляная система — из маслонасоса, резервуара для масла, маслофильтров, подводящего и исходящего маслопровода, распределительной и предохранительной арматуры.
Указания по производству работ
Монтаж подъемных машин и лебедок большой и средней мощности производится при помощи кран-балки и электрических лебедок.
Вначале собирается рама, изготовленная из двутавровых балок и швеллеров. Собранная рама выверяется по уровню, осям и реперам.
При сборке рамы под клепку монтажными болтами заполняется пе менее 40% отверстий.
Подливка рамы производится после установки и выверки главного вала.
Параллельно со сборкой и выверкой рамы производятся работы по подготовке и монтажу подшипников. Подшипники перед установкой очищаются от ржавчины и грязи. Особое внимание уделяется очистке масляных карманов.
Стойки подшипников и подшипники устанавливаются непосредственно на раме или на постаменте но заводской маркировке с одновременной проверкой по монтажным чертежам, после чего затягиваются болтами.
Главный вал перед установкой очищается от грязи и ржавчины; шейки вала промываются керосином п зачищаются мелкой наждачной бумагой, смоченной в масле.
Вал устанавливается строго перпендикулярно оси подъема.
После установки главного вала производится пришабровка подшипников (нижних и верхних вкладышей). Одновременно производится пришабровка вкладышей.
На окончательно выверенном п установленном валу с притаб-ренпыми подшипниками собирается барабан. Собранный барабан проверяется по осям подъема, при этом отклонения не должны превышать 3—5 мм. Монтаж барабанов заканчивается футеровкой.
Выправлять барабаны ударами по окончании клепки пе разрешается.
Футеровка собирается по заводской маркировке, а затем проверяется по винтовой линии канавок.
Болты, крепящие футеровку, затягиваются, а отверстия от потая заполняются деревянными пробками на клею.
Монтаж редуктора может производиться параллельно с установкой барабанов машины.
Монтаж редуктора, прибывшего в собранном виде, заключается в установке его вместе с рамой на фундамепте с последующей ревизией шестерен и подшипников, а затем проверяется сооспость главного вала машины и большой шестерни редуктора.
Монтаж редуктора, поступающего на площадку в разобранном виде, производится в техпологпческой последовательности сборки отдельпых узлов и деталей.
Работы по моптажу тормозной системы выполняются строго в соответствии с рабочими чертежами и техническими условиями.
Тормозные фермы должны быть точно установлены посередине ободов.
Указатель глубины поставляется в собранном виде п монтируется но месту одновременно с установкой привода.
Трубы масляной системы перед монтажом протравливаются раствором кислоты, промываются водой, просушиваются и смазываются маслом.
Смонтированная система испытывается на соответствующее
давление.
Опробование смонтированной смазочной системы производится до общего опробования механической части машины или лебедки.
Воздушная система монтируется в подвальном помещении машинного зала. Монтаж ее осуществляется независимо от последовательности монтажа подъемной машины.
По окончании монтажа воздушная система регулируется на автоматический пуск и остановку компрессора.
§ 37—1 — 1. Подъемные машины большой и средней мощности типа БЦК, ЦР и 2Ц
Шахтные подъемные машины состоят из следующих основных узлов: коренной части, редуктора, тормоза, тормозного привода, воздушной и смазочной систем, указателя глубины, пульта управления и ограждения.
Таблица 1
Основные данные |
|
<8
О. |
л
«9
VO |
(О
К
сб
О |
|
Вес машины без электродвигателя и редуктора в т |
Габариты машины в мм |
S
0
сг |
Тип подъемной машины |
Количество б, банов в шт. |
Диаметр бара в мм |
Ширина бара в мм |
|
длина |
ширина без учета двигателя |
высота от
уровня
пола |
а
о
X
>*
п
ф
о,
о
V
я |
БЦК-8/4,5 X 2 |
1 |
8000 |
2000 |
248 |
13100 |
16 000 |
4800 |
56-64 |
БЦК-8/4,5 X 2,25 |
1 |
8000 |
2250 |
253 |
13 350 |
16 000 |
4800 |
56-64 |
БЦК-9/5 X 2,25 |
1 |
9000 |
2250 |
277 |
13 350 |
16 500 |
5300 |
56—64 |
БЦК-9/5 X 2,5 |
1 |
9000 |
2500 |
282 |
10 140 |
16 500 |
5300 |
56—64 |
ЦР-3.5Х 3/0,9 |
1 |
3500 |
3000 |
60 |
9 510 |
12 580 |
2760 |
32-38 |
ЦР-4 X 3,2/0,9 |
1 |
4000 |
3200 |
73 |
9 540 |
12 700 |
2800 |
32-38 |
ЦР-5 X 3,2/0,85 |
1 |
5000 |
3200 |
115 |
10 310 |
13 870 |
3400 |
32-38;
56-64 |
ЦР-6Х 3,2/0,75 |
1 |
6000 |
3200 |
130 |
10 310 |
14 030 |
3500 |
32-38;
56-64 |
2Ц-3,5 X 1,7 |
2 |
3500 |
1700 |
66.5 |
11400 |
9 600 |
2770 |
32-38 |
2Ц-4 X 1,8 |
2 |
4000 |
1800 |
82 |
9 870 |
12 535 |
2750 |
32-38 |
2Ц-4 X 2,3 |
2 |
4000 |
2300 |
108 |
11335 |
12 250 |
2750 |
32-38
56-64 |
2Ц-5 X 2,3 |
2 |
5000 |
2300 |
137 |
12 025 |
13 850 |
3240 |
32-38
56—64 |
2Ц-6 X 2,4 |
2 |
6000 |
2400 |
170 |
12 225 |
14 530 |
3770 |
32—38
56-64 |
|
Слесарь-монтажник 6 раяр. — J То же 5 * — 1
* 4 » — 3
» 3 » — 2
» 2 » — 1 |
Состав звена
Нормы времени и расценки на 1 подъемную машину |
Наименование и состав работы |
С бицилиндрокони-ческнми барабанами |
С цилиндрическими барабанами |
Л
..N
*х
■#
т?
*5
ми |
ММ
хх
лл
о?
it
сем |
е>®
мм
Х«
->Х
<*>•#
si |
«Л aft
Ч*г
оо
г» СО
XX
у®
§§ |
ь
X
Л
i
<ч |
00
X
S
м |
«О
М
X
в
м |
И
N
X
«о
я
N |
N
X
2
а
N |
|
Вес машины в m (без редуктора) |
218-253 |
277-282 1 80-73 Iil5-130 |
88,5 |
82 I 108 I 137 |
170 |
|
Монтаж матпны |
6530 |
6990 |
1600 |
2375 |
1820 |
2100 |
2480 |
2920 |
3420 |
1 |
4057-08 |
4342- 90 |
994-08 |
1475-59 |
1130-77 |
1304 -74 |
1540-83 |
1814-20 |
2124-85 |
В том числе:
Приемка оборудования по спецификации завода, осмотр и сличение его с чертежами. проверка фундамента по осям и уровню, очистка площадки, укладка настилов над проемами я для затаскивания оборудования с последующей уборкой нх |
180 |
190 |
110 |
155 |
130 |
140 |
150 |
160 |
170 |
2 |
111-83 |
118-05 |
68-34 |
96- 30 |
80-77 |
86-98 |
93-20 |
99-41 |
105-62 |
|
|
С бициляидрокони-чсскими барабанами |
|
|
С цилиндрическими барабанами |
|
|
Наименование в состав работы |
л
XX
■".й
3§
им |
Л
Wo
WW
XX
iAiA
??
ЯК I2 Я |
••
оо
сом
Л.х
si |
ЛЛ
оо
NN
«О
XX |
Г»
X
»Л
го
сг
N |
«о
X
сг
N |
г>
N
X
3
N |
Л
сч
X
•о
=f
N |
N
X
о
сг
N |
|
|
|
|
|
Вес машины в те (без редуктора) |
|
|
|
|
248—253 |
277-282 |
80-73 |
115-130 |
68,5 |
82 |
108 |
137 |
170 |
|
Подъем,сборка и установка на фундамент постаментов, стоек коренных подшипников, вала, барабанов, механизма перестановки барабанов, указателя глубины, площадки управления тормозного устройства с установкой тормозных ферм, со сборкой системы п рычагов, установкой и подгонкой колодок п регулировкой зазоров между оболами и колодками |
4840 |
5220 |
990 |
1490 |
1120 |
1320 |
1590 |
1870 |
2220 |
О |
3007 -09 |
3243—19 |
615-09 |
925-74 |
695-86 |
820-12 |
987 -87 |
1161-83 |
1379-29 |
*> |
Наименование ■ состав работы |
С бицялиидрокони-ческими барабанами |
С цилиндрическими барабанами |
«Л
"2 и X •“о
S3
Шсд |
•Л
МЛ
Мм X х
ЛЛ
II
саю |
о»а
во
-
«см
х«
«
№ |
ЛЛ
•01^
оо
NN
Л«
XX
II |
1^
X
Л
о
Cf
м |
«0
X
сг
«м |
Л
м*
X
Cf
м |
И
м
X
Л
Cf
N |
**
С*«
X
«D
СГ
м |
|
Dec машины в m (без редуктора) |
248—253 |
277-282 1 |
80—73 |
115—13о| |
66.5 ! |
82 |
108 | |
137 1 |
170 1 |
|
|
880 |
950 |
270 |
390 |
310 |
350 |
400 |
490 |
5G0 |
х |
Установка оборудования |
548—74 |
590-24 |
167-75 |
242-31 |
192-60 |
217-46 |
218-52 |
304-44 |
347-93 |
|
(компрессора, маслосборвн- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ка, воздухосборника и т. д.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и трубопровода воздушной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и масляной систем с иро- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
воркой и испытанием систем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на плотность, с выверкой и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
закреплением оборудования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опробование машины |
630 |
630 |
230 |
340 |
260 |
290 |
340 |
400 |
470 |
г. |
391-42 |
391-42 |
142-90 |
211-24 |
161-54 |
180-18 |
211- 24 |
248-52 |
292-01 |
О |
|
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
3 |
и |
Л4 |
Наименование и состав работы |
Вес редуктора в m |
32-38 |
56-64 |
Монтаж редуктора со сборкой и установкой картера, рамы редуктора, шестерен, вала, подпгиппиков и муфт с выверкой и опробованием действия редуктора |
430 |
700 |
267-16 |
434—91 |
а |
о |
|
2. При монтаже подъемных машин на открытой площадке Н. вр. и Расц. табл. 2 строк 3 и 4 и табл. 3 умножать на 0,8.
3. Заготовка труб (перерезка, нарезка резьбы, гнутье) для воздушной и масляной систем нормами не учтена и оплачивается особо. |
§ 37—1—2. Подъемные многоканатные машины типа МК
Многоканатные машины состоят из следующих основных узлов: коренной части, редуктора, панели тормоза (ПТ-1), воздушной системы, приспособления для проточки канавок па футеровке капатоведущего шкива, пульта управления и аппарата контроля хода (АКХ).
Коренная часть состоит из сборки главного вала, тормоза машины, пневматического пружинно-грузового привода тормоза и рамы машины.
В сборку главного вала входит главный вал машины на подшипниках качения с корпусами и канатоведущий шкив с футеровкой. На корпусах подшипников предусмотрены датчики для автоматического контроля температуры.
Канатоведущнй шкив имеет два варианта исполнения. В первом варианте сварной шкив соединен с литыми чугунными лобо-винами болтами и втулками: одна из лобовин жестко закрепляется на валу машины тангенциальными шпонками, а тормозные поля расположены на лобовинах.
Во втором варианте сварной шкив соединяется с литыми стальными ступицами сваркой; ступицы посажены на вал машины но горячей посадке, а тормозные ноля выполнены на сварной конструкции шкива.
Соединение главного вала машины с редуктором фланцевое.
Корпусы коренных подшипников закреплены болтами на раме машины.
Машина снабжена двумя тормозами.
Опорные шарниры тормозов расположены па верхнем листе рамы. Каждый исполнительный орган тормоза имеет отдельный тормозной привод. Тормозной привод машины пневматический пружинно-грузовой.
Редукторы применяются пружинные как одноприводпые ЦДП-7 и РС-700, так и двухприподные 2ЦД-14, 2ЦД-17 и 2ЦД-20. Корпусы редукторов устанавливаются на пружинных опорах.
Панель тормоза (НТ-1) выполпена в виде отдельного шкафа, в котором смонтированы электромагнитные клапаны рабочего и предохранительного торможения, регулятор давления, электро-контактные манометры и необходимая соедипительпая аппаратура.
Воздушная система состоит из компрессора, запорно-разгрузочного клапана, водомаслоотделителя, воздухосборника и других деталей.
Пульт управления служит для ручного управления машиной из машинного зала или из другого помещения (места разгрузки скинов, площадки обмена вагонеток).
На пульте управления установлены сельсинный указатель глубины, приборы стволовой сигнализации, переключатели, кнопки и другие приборы, необходимые для управления машиной.
Для автоматического управления многоканатной подъемной машиной в соответствии с заданной тахограммой, а также для полуавтоматического и ручного управления предназначен аппарат контроля хода (АКХ).
Подъемные машины доставляются к месту моптажа в разо-бранпом виде.
Таблица I
Основные данные |
|
|
Тип машины |
|
Основные показатели |
eg
X
•И |
МК2.1Х4 |
X
ej |
МК2.25 X 4 |
МК3.25 Х4 |
Диаметр капатоведущего шки- |
2100 |
2100 |
2100 |
2250 |
3250 |
ва в мм |
|
|
|
|
|
Количество канатов в шт. |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Наибольший диаметр капа- |
26 |
26 |
26 |
28 |
40 |
тов в мм Габариты в мм: |
|
|
|
|
|
длина |
3770 |
3900 |
— |
5200 |
5650 |
ширина |
1680 |
2150 |
— |
2430 |
2630 |
высота (над уровпем машинного зала) |
850 |
850 |
|
1200 |
1300 |
|
2 Заказ 290. |
17
Тип машины |
Основные показатели |
са
X
CSJ
к
Я |
<5
X
са
§ |
МК2.1 X 4 |
МК2.25 X 4 |
МК3.25 X 4 |
Вес машины (без редуктора |
22 |
28 |
42 |
43 |
50 |
и электродвигателя) в т |
|
|
|
|
|
Вес редуктора в т |
5,9 |
10 |
14,6 |
14,6 |
33,5 |
|
Указания по производству работ
Многоканатные подъемные машины устанавливаются па башенных копрах.
До начала монтажных работ узлы и детали подъемной машины должны находиться в пределах монтажной зоны у башенного копра. Подъем узлов и деталей машины на отметку машинного зала башенного копра производится при помощи башенного или мостового крана.
Установка крупных узлов машины на фундаментные отметки производится при помощи мостового крана, а сборка и установка мелких узлов и деталей — при помощи электролебедок грузоподъемностью до 5 го.
В процессе монтажа машины производится ревизия механической части машины, подшипников, редуктора, воздушной и масляной систем, а также выверка и регулировка положения машины относительно уровня и осей башенного копра.
Состав звена
Слесарь-монтажник 6 разр. — 1
То же 5 » — 1
» 4 » — 2
» 3 » — 2
» 2 » — 1
Нормы времени и расценки на 1 машину |
|
Тип машины |
|
Наименование и состав работы |
МК2.1 X 2 |
MK2.I X 4 |
MK2.2S X* |
МК3.25 х 4 |
|
Вес машины в т |
|
|
22 |
28 |
«2 |
43 |
30 |
|
Монтаж машины
В том числе:
Приемка по спецификации узлов машины, осмотр и сличение с чертежами, проверка фундаментов по осям и уровню |
573 |
750 |
1140 |
1170 |
2080 |
1
о |
355 66
32 |
465-53
42 |
707-61
64 |
726-23
64 |
1291 -06 115 |
19 86 |
26-07 |
39-72 |
39-72 |
71-38 |
|
Подъем, сборка и установка узлов и детален машины: коренном части и рамы, панели тормоза, тахогенератора, пульта управления, аппарата контроля хода |
320 |
400 |
650 |
680 |
840 |
3 |
198-62 |
248-28 |
403-46 |
422-08 |
521-39 |
Подъем и установка редуктора со сборкой и установкой опор, с соединением редуктора с главным валом машины, опробованием н регулировкой действия редуктора |
88 |
125 |
180 |
180 |
560 |
|
54-62 |
77-59 |
111-73 |
111-73 |
347-59 |
4 |
|
СО (083.74) + 622.05 : 69.057.16
Разработаны, Центральным бюро нормативов по труду в строительстве при Всесоюзном научно-исследовательском и проектном институте труда в строительстве Госстроя СССР совместно с НИ С-15 комбината Донецкшахтострой Минтяжстроя УССР.
Ведущий исполнитель Л. С. Зорина (ЦБНТС при ВНИПИ труда в строительстве
Госстроя СССР)
Исполнитель Ф. А. Мущанов (НИС-15 комбината Донецкшахтстрой)
Ответственный за выпуск Л. Г. Хейфец (ЦБНТС при ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР)
|
Тип машины |
|
Наименование и состав работы |
МН2.1 X 2 |
МН2.1 X 4 |
MK2.2SX4 |
МК3.25Х4 |
|
Пес машины в m |
|
|
22 |
28 |
42 |
43 |
50 |
|
Подъем н установка оборудования (компрессора, маслоотделителя, воздухосборника м т. д.) и трубопровода воздушной и масляной системы с проверкой м испытанием системы, с выверкой и закреплением оборудования |
53 |
83 |
96 |
96 |
370 |
Г |
32-90 |
51-52 |
59-59 |
59-59 |
229-66 |
5 |
Опробование машины |
80 |
100 |
150 |
150 |
195 |
6 |
49—66 |
62-07 |
93-11 |
93-11 |
121-04 |
|
а |
б |
в |
г |
Д |
|
Примечания: _ „ _ ...
(. При монтаже коренной части машины МК2.1 весом 22 и 28 т а собранном виде Н. вр. н Раса. пп. 3-а и З-б умножать на 0,3 с пересчетом Н. вр. и Расц. нп. 1-а и 1-6.
2- Нормами параграфа предусматривается монтаж машин на отметке башенного копра до -145 м. При монтаже машин на отметке более +45 м до +60 м Н. вр. и Расп. строки 1 умножать на 1.1. а при отметке более +60 м на 1,2.
3. Монтаж отклоняющих шкивов кормами параграфа нс учтеи и должен нормироваться дополнительно по g 37 — 1—10.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вводная часть .................... 5
ГЛАВА 1. ШАХТНЫЕ ПОДЪЕМНЫЕ 9
МАШИНЫ И ЛЕБЕДКИ
§ 37—1—2. Подъемные многоканатпые машины типа МК 16
§ 37—1—3. Подъемные машины типа БМ и 2БМ .... 20
§ 37—1—4. Лебедки подъемные, тягальные и скреперные
^ 37—1—1. Подъемные машины большой и средней мощности типа БЦК, ЦР и 2Ц.......... 12
большой и средней мощности........ 22
§ 37—1—5. Лебедки проходческие............ 25
§ 37—1—6. Лебедки тягальные, маневровые и скреперные
малой мощности .............. 30
§ 37—1—7. Футеровка барабанов шахтных подъемных .машин и лебедок............... 31
§ 37—1—8. Проточка и шлифовка тормозных бапдажей
шахтных подъемных машин......... 32
§ 37—1—9. Проточка футеровки барабанов шахтных подъ
емных машин с нарезкой канавок под канат 32
ГЛАВА 2. ОБОРУДОВАНИЕ ШАХТНОГО ПОДЪЕМА И ОТКАТКИ
§ 37—1—10. Шкивы .................. 34
§ 37—1—11. Клети шахтпые.............. 36
§ 37—1—12. Противовесы................ 39
§ 37—1—13. Кулаки посадочные............ 41
1* 3
Grp.
§ 37—1—14. Скипы .................... 42
§ 37—1—15. Шахтные парашютные установки типа ПТК и
МПТ..................... 44
§ 37—1—16. Шахтные подъемные канаты ......... 51
§ 37—1—17. Опрокидыватели.............. 58
§ 37—1—18. Площадки качающиеся........... 59
§ 37—1—19. Тормозные устройства для шахтных вагонеток 60
§ 37—1-20. Стопоры путевые ............. 61
§ 37—1—21. Толкатели ................ 62
§ 37—1—22. Подвагонные цепи............. 64
§ 37—1—23. Разгрузочные устройства для скипов .... 65
§ 37—1—24. Компенсаторы высоты........... 66
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Настоящий выпуск сборника содержит нормы на работы по монтажу шахтных подъемных машин и лебедок, а также оборудования шахтного подъема и откатки.
2. Нормы сборника предусматривают соблюдение следующих условий:
а) фундаменты и опорные конструкции должны быть полностью готовы к монтажу в соответствии с техническими условиями и чертежами;
б) оборудование, подлежащее монтажу, должно поступать на монтажную площадку комплектным в исправном состоянии, прошедшим заводскую контрольную сборку и обкатку в соответствии с условиями поставки;
в) место, отведенное для моптажа, и монтажные проемы должны быть подготовлены в соответствии с проектом организации работ;
г) качество выполненных работ должно соответствовать техническим условиям на производство и приемку монтажных работ;
д) работы должны производиться с соблюдением всех правил техники безопасности и противопожарных мероприятий.
3. Нормы рассчитаны на ведение монтажных работ при помощи электрических лебедок, талей и других приспособлений, за исключением случаев, оговоренных в параграфах, где ведение монтажных работ предусмотрено при помощи крана.
В тех случаях, когда монтаж оборудования производится с применением других грузоподъемных средств, к нормам времени и расценкам применять коэффициенты:
а) при замене электролебедок кранами — 0,8;
б) при замене крана электролебедками — 1,25;
в) при замене электролебедок ручпыми лебедками — 1,25.
4. Нормами предусмотрено перемещение оборудования, конструкций и деталей в пределах монтажной зоны: горизонтальное — в радиусе 20 м от места установки, вертикальное — от отметки перекрытия, на котором производится монтаж, на высоту до 3 м, а также подъем и опускание узлов и деталей на высоту их расположения в собранном комплекте, за исключением случаев, оговоренных в параграфах.
5. Нормами учтены, кроме приведенных в составах работ соответствующих параграфов, следующие операции:
а) проверка соответствия узлов и детален оборудования спецификации и чертежам;
б) проверка состояния оборудования по наружному осмотру;
в) очистка оборудования от защитных покрытий, промывка, протирка и смазка;
г) сортировка частей н деталей в соответствии с маркировкой и размещение их па рабочем месте в технологической последовательности сборки;
д) разметка по чертежам мест установки оборудования, заделка скоб для струн, провешивание осей и установка отвесов, проверка подготовленных под оборудование оснований (фундаментов, площадок) по габаритам, осям, отметкам, а также по расположению и размерам отверстий для анкерных болтов;
е) набивка сальников; промывка и смазка трущихся поверхностей; промывка подшипников со снятием и постановкой крышек; разборка и сборка отдельных узлов оборудования, требующих внутренней расконсервации, промывка или смазка в пределах, оговоренных заводскими техническими условиями пли инструкциями на его моптаж; заправка смазочными маслами подшипников и редукторов;
ж) установка отдельных узлов (станин, рам н т. д.) на готовом основании с выверкой по проектным осям и уровпю, с установкой подкладок, закладкой анкерных болтов, сдачей установки под подливку раствором и наблюдением за подливкой;
з) иришабриванис подшипников;
и) работы по установке редукторов и электродвигателей, поступающих в монтаж комплектно с оборудованием и смонтированных на общей раме;
к) установка подъемных и отводных блоков, крепление их, перестановка в процессе монтажа, а также снятие их по окончании монтажа, перестановка стремянок, укладка подкладок под стропы, регулировка стропов, закрепление и снятие оттяжек, сигнализация, строповка, перестроповка, расстроповка установка и уборка талей, домкратов и клиньев;
л) работы на электролебедке в процессе монтажа;
м) регулировка механизмов, устранение дефектов монтажа и смазка подшипников (при опробовании оборудования).
6. Нормами настоящего сборника не предусмотрены и оплачиваются особо, за исключением случаев, оговоренных в параграфах, следующие работы:
а) монтаж электрической части машин и оборудования;
б) исправление дефектов оборудования, допущенных заво-дом-изготовптелем и происшедших прл доставке и храпении оборудования, в том числе и удаление коррозии;
в) ремонт и укомплектование оборудования, бывшего в употреблении;
г) разгрузка оборудования и доставка его к месту монтажа;
д) общестроительные работы, связанные с монтажом, как-то: пробивка и заделка отверстий, заливка раствором рам, станин, анкерных болтов, подливка, распалубка фундаментов и т. д.;
е) устройство и перемещение подмостей и рештовок;
ж) установка и перестановка лебедок;
з) изготовление болтов, клиньев, подкладок, прокладок, шпонок и шноночпых гнезд, заливка подшипников антифрикционными материалами, шлифовка валов, шабровка, электросварка л резка автогеном и бензорезом;
и) распаковка оборудования и уборка тары после распаковки;
к) обкатка для приработки трущихся частей (испытание вхолостую), испытапне машин под нагрузкой в соответствии
с техническими условиями и инструкциями и комплексное испытание при сдаче объектов в эксплуатацию.
7. При нормировании работ по демонтажу шахтного оборудования, за исключением учтенного в § 37—1—1 и 37—1—2, применять к комплексным нормам следующие коэффициенты:
а) при демонтаже оборудования в сборе — 0,4;
б) при демонтаже оборудования отдельными узлами — 0,5.
8. Работу по монтажу оборудования, не охваченного сборником, но сходного с ним по конструкции и сложности монтажа, разрешается нормировать по соответствующим параграфам сборника с применением к нормам времени и расценкам поправочных коэффициентов в зависимости от величины коэффициента изменения веса оборудования согласно приведенной ниже таблице.
Коэффи
циент
измене
ния
веса
обору
дова
ния |
0,5 |
0,51-0,6 |
о
о
т
© |
р
Vi
т
р
00 |
05
О
1
00
о |
Коэффициент к Н. вр. и Расц. |
0,75 |
0.8 |
0,85 |
0,9 |
0,95 |
Коэффи
циент
измене
ния
веса
обору
дова
ния |
0,91—1,1 |
1.11-1,2 |
1-21-1,3 |
1,31-1,4 |
1,41-1,5 |
Коэффициент к Н. вр. и Расц. |
1 |
1,1 |
1,15 |
1,2 |
1,25 |
|
Примечание. При разнице в весе оборудования более 50% поправочных коэффициентов к Н. вр. и Расц. не применять. |
Пример. По § 37—1—4 п. 1-к Н. вр. и Расц. предусматривают монтаж скреперной лебедки СЭЛ-55 весом 4,6 т. Необходимо установить Н. вр. и Расц. на монтаж скреперной лебедки типа СЭЛ весом 4,1 т. В этом случае коэффициент изменения 4 1
веса составит —г- = 0,89-4,6
Этому коэффициенту изменения веса соответствует коэффициент изменения нормы времени и расценки 0,95. Норма времени па монтаж лебедки весом 4,1 т будет равна: 130 X 0,95 = = 123,5 чел.-час, а расценка 75 — 50 X 0,95 = 71 — 73.
9. Профессия слесарь-монтажник по шахтному оборудованию на поверхности в сборнике приведена сокращенно — слесарь-монтажник.
Глава 1ШАХТНЫЕ ПОДЪЕМНЫЕ МАШИНЫ И ЛЕБЕДКИ
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Настоящей главой предусматривается монтаж подъемпых машин н лебедок большой, средпей и малой мощности однобара-банпых и двухбарабанных с цилиндрическими барабанами, которые имеют наибольшее применение при проходке стволов, а также могут применяться при эксплуатации шахт.
Кроме этого, предусматривается монтаж подъемных машин с бицшшндроконическими барабанами и многоканатных машин с канатоведущим шкивом, применяемых в качестве постоянных машин при эксплуатации шахт.
Шахтные подъемные машины с цилиндрическими барабанами сходны между собой по своей конструкции, за исключением машин Ц-3,5 и 2Ц-3,5. Эти машины имеют ряд усовершенствований, сделанных применительно к условиям работы при проходке стволов.
Подъемные машины и лебедки, за исключением многоканатных подъемных машин, состоят из следующих основных узлов.
Барабаны
Цилиндрические барабаны подъемных машин состоят из литых дисков, соединенных стальной обечайкой.
Поверхность барабана покрывается деревянной футеровкой из дуба или ясеня с нарезными винтообразными желобами для укладки каната.
Барабаны диаметром до 2 м поставляются цельными, от 2 до 4 м — разъемпыми, состоящими из двух половин, и барабаны более 4 л — по элементам.
В однобарабанных подъемных машинах барабан наглухо заклинен на главном валу тангенциальными шпонками.
В двухбарабанных подъемпых машинах заклинивается один барабан, а второй насажен па валу свободно и получает вращепие от вала через червячное колесо, которое находится в зацеплении с двумя укрепленными на барабане червяками.
В подъемных машипах с барабанами диаметром до 3 л привод механизма перестановки ручной, более 3 м — дистанционный, состоящей из пневматического цилиндра, системы рычагов и зубчатой муфты.
В шахтных двухбарабанных лебедках холостой барабан соединяется с рабочим болтами. Такое крепление допускает его перестановку при регулировке длины каната.
Тормозное устройство
Подъемные машины оборудуются тормозными устройствами, которые должны обеспечивать два вида торможения: рабочее
и предохранительное.