ИНСТРУКЦИЯ
НО РАСЧЕТУ НОРМАТИВОВ СКОРОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗРЕЗНЫХ И ВЪЕЗДНЫХ ТРА1ШХЙ ГЮ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИМ и климатическим УСЛОВИЯМ И ПРИМЕНЯЕМОМУ ОБОРУДОВАНИЮ НА РАЗРЕЗАХ ДЛЯ планирования НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Челябинск.1961,
ИНСТРУКЦИЯ
110 РАСЧЕТУ НОРМАТИВОВ СКОРОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗРЕЗНЫХ И ВЪЕЗДНЫХ ТРАНШЕЙ ПО 1ШЮ-1Е0Л0ГИЧЕСКИМ И КЛИМАТИЧЕСКИ УСЛОВИЯМ И ПРИМЕНЯЕМОМУ ОБОРУДОВАНИЮ НА РАЗР^АХ ДЛЯ ПЛ ЛЮТОВАНИЯ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Утверждена Первым заместителем Министра угольной промышленности СССР
т. Никитиным В.Д.
2 декабря 1980г.
Срок ввода в действие 01.09.61г.
Разработана институтом НИИОГР
Исполнители: В.Н.Печунаев, А.Ф.Грмнцова, В.Я.Давндова
Чслябинск.1961
- расстояние от бровки гранкеи до оси пути, и;
6<м - ширина площадки для размещения промежуточного отвала, м;
Ьь - высота думпкара вместе о высотой верхнего строения пути, м;
d - зазор ?-*ехду открытым днищем ковша и верхней кромкой борта думпкара, и;
£о - миндальный радиус разворота автосамосвала, м;
2а - длина авто самосвала, ч;
hf»r- высота уступа при проходке траншей послойно, м;
8 - расстояние от оси экскаватора до бровки траязеи, м;
6« - оерма безопасности между оровной траншеи и отвалом,м;
Кр - коэффициент разрыхления породы;
- соответственно углы откоса борта траншеи и отвала, градус;
X - дополнительная ширина траншеи по низу, м.
и.
Въездное траншеи
Таблица 2.2.
Расчётные формулы для определения объёмов въездных и разрезных траншей
-----------j-------------------j
Название трани«£ ! Формулы
I.Одиночные траншеи с въездом на один гори- |
зонт
при уклоне до 40°/оо |
VU*«><sJfr + |
(215) |
свыше 40°/оо |
|
2.Траншея с въездом на шижзаи два горизонта |
Vrrtoeviy* i [Z+Ttplj l " |
(217) |
Разрезные тоачшец |
|
|
I.Одиночная траншея, пооПленная сплошным забоем |
Vi? powi *(b+hrp’ctg^ Hrp, MVnor.M. |
(2.18) |
2.Одиночная траншея, пройденная послойно |
V» P»» I * Vr* н *Vrt ns* • f fiV/Wr. ff f' |
(2.19) |
где: |
V* Мй *(Bh *H«ctydYH*, MYnor. Vtp = (ft* ctgi)*H6, мVnor м |
|
|
Обозначения в формулах:
Ути*ал- объёмы въездных траншей, м3; |
WfW «Л |
- объёмы разрезных траншей, м3/пог.ы; |
Htr |
- глубина траншеи, к; |
5 |
- ширине, подоствы траншеи, м; |
H* ,He |
- высота уступа, проходимого послойно, м; |
I |
- подъем траншеи, °/оо; |
r
Dt |
- ширина транспортной полэсы, м. |
|
a
Таблдда 2.3
Расчетные формулы для определения эксплуатационной произ водите» ь-нооти экскаваторов в скреперов
-втТЯН&яш <&тбгт&-
I. Экскаваторы-мехлопато ври погрузке в средства железнодороашого и автомобильного транспорта:
- при тупиковом способе подачи транспортных о; под погрузку;
ЧРИИИР а Rgfl ^Qt>rw ужжтедыюста_„
pwZb^'k, {vujbsj1
собе ^даи°т^ястарншх~ Js'y-TeT^? -Ти. |/. п. ц . и fe.ll)
средств под погрузку. »* »»♦ •*« с
2. Экшаваторы-махдосаты г хп и и w
:.й5аЯ"»лёТнг о„-, а» vt -
3* Скреперы при поаяойвой П > Т™*К«*£« И Vr»f„0
разработке въездных аг*« U-с*
трышва. t г t . i ♦ t
lr ‘•ц.а *т
Обозначения в формулах:
шеи ми промежуточной * *■ '
12.21)
Г) - сменная производительность оборудования,м9/смена;
Т - продолжительность смены,мкн:
‘си
1 - время на выполнение подготаввтвлмо-замжтательвых
’nj
работ в течение сменн,мин;
время на личные надобности,техиодотческие перерывы, отдых,мин;
время погрузки к.д. вагона или автосалюаалэ.мин; время обмена автосамосвала или ж.д. состава,мил; время обмена вагона,мин;
объем горной массы в ковше экскаватора в целике,*8; объем горыой массы в транспортном сосуде,м8; количество л.д.ьагоаов в локэмотивосогтаБе.кт; оперативное время цикла экскавации при проведение разрезных я въездных транвей, время цикла работы скрепера,
сек;
a
(L У - ноэф&пшептн снижения проивводвтельности экскаватора в
•*Р* •*» *»1
траншейною тушшовом забое, по климатическим условиям, по условию обводненности,если забой недостаточно осушен;
- продолжительность загрузки и разгрузки скрепера, мий;
- продолжительность грузового и порожнякового хода скрепера,мин;
- продолжительность вопоиогательных операций при работе скрепера за цикл,млн;
- коэрфициент использования оыепвого времени;
- коэффициенты наполнения ковва и разрыхления породы;
- геометрическая емкость ковша экскаватора, скрепера,и3.
ЕЛОК- СХЕМА РШНИЯ ЗАДАЧИ
"НОРМИРОВАНИЕ СКОРОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗРВЗКЫХ ТРАНШЕЯ" (бллотов)
-Нижняя на /пути -0381 . Ни ж. ай на ?путь- ОЗЕI • Верйнях но Sopm ~0i ВЗ
0183 OJBZ 02F2 0362 ЭН* 03 ВЧ 02С1 016* 02ВЦ 0263
-Бел At-5401 Бел At-548) п бел АЗ -549 [
I. 1.1КГ0ДИЧВСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАСЧЕТУ НОРМАТИВОВ
1.1. Нод нормативом скорости проведения въездных траншей понимается, время, необходимое для проходки всей траншеи с заданньмл конструктивн^юш паре метрами при принятом способе ев проведения и определенных типах го реотра нс портного оборудования.
Под нормативом скорости проведения разрезной траншеи понимается скорость ее проходки с заданными конструктивными параметрами при принятом способе проведения траншей и определенных типах горнотранспортпого оборудования,
1.2. Технология проведения въездных л разрезных траншей должна выбираться в зависимости от конкретных горногеологичео-ких условий, имеющегося юрнотралспортногс оборудования и плановых сроков подготовки горизонтов.
1.3» Организация работы оборудования должна соответствовать параметрам траншей, типу погрузочного и транс портного оборудования.
1,4, Нормативы скорости проведения въездных и разрезных траншей в зависимости от уровня использования могут применяться душ решения задач горного производства,таких как: обоснование планирования темпов углубкл, определения запасов полезного ископаемого,готового к выемке, а так ае в функциональных подсистемах 0АСН,в частности:
- подсистеме нормативов (ДСП) лип определения потребности и использования оборудования, пора парка и производительности оборудования!
- подсистеме нормативов трудовых резервов (АСН) для расчета норм выработки,численности к трудоемкости пре герно-капятальнкх рг 'тах;
- подсистеме нормативов производственных мощностей и основных фондов (АСН) для учета норм освоения проектных мощностей и использования производственных мощностей предприятия.
Кроме того, эти нормативы могут быть использованы на уровне автоматизированной системы управления производством (АСУП) для текущего и перспективного планирования развития горной технология и механизации на угольных и сланцевых разрезах.
1.5. Нормативы скорости проведения въездных и разрезных траншей рассчитываются для условий, соответствующих планируемому уровню технологии и организации работы, и пересматриваются при их изменении.
1.6. Нормативы скорости проведения въездных и разрезных траншей разрабатываются на каждый год по местам и в целом для разрезов.
2. АЛГОРИТМ РАСЧЕТА
2.1. Содержательная и математическая постановка задачи.
2.1.1. Разработка нормативов скорости проведения pas резных и въездных траншей производится с учетом влияния основных технологических, конструкционных и орган изациошшх норюобразую-щих факторов.
2.1.2. На скорость проведения разрезных и въездных траншей влияют следующие группы нормообраэ7011111 факторов:
- факторы, характеризующие го^отехничвскио условия, при
м
которых проводятся третей: высота траншеи, утлы откоса бортов траншей, обводненнооть;
- факторы конструктивного порядка: ширина траншея по низу, ее ухлон, размеры транспортных пд&дадок, высота уступов при послойной проходке, расстояние между оборудованием и т.д.
- факторы, отрыкапдие рейсту горнотрвнспоргного оборудования: климатические условия, тип экскаватора, его производительность.
2.1.3. 11а основании исходной информации о горных условиях, водообкяььостн, высоте транпен и наличии горнотранспортпого оборудования выбирается способ проведения траншей.
2.1.4. Расчет нормативов скорости въездных и разрезных траншей производится в сдедупцен порядке:
- определяются конструктивные параметры траншей, и но формулам 2.1+2.14 (табннде 2.1) рассчитывается ширина подошвы траншеи в завпсииостн от способе про ведекая траншеи н вида применяемого оборудования.;
- определяются объемы траншей для выбранного способа проведения (формулы 2.13*2.19, таблица 2.2);
- рассчитывается но формулам 2.20*2.23 (табл. 2.3) сменная производительность гориотренспортного оборудования, занятого на проходке траншей;
- находятся нормативы скорости проведения траншей.
Норматив скорости проведения разрезных трштагй рео-
счвтывается до вырадешио:
ertpap.
где!^^- объем разрезной транше* на погонный метр; i^/nor.x;
П - сменная производительность погрузочного оборудования, <я.мэй „
иооользуемого на проведении разрезной траншеи,*г/смена,
Нсрывтжв временя приведения въездных траншей Ттр. въезд.
рассчитывается но выражении:
где Ммыга- объём въездной траншеи, мэ;
ОшмД- сменная производительность погрузочного оборудовав неиспользуемого на проведении въездных траншей, m3/cm*iu.
2.2. Метод решения задачи и исходные данные к расчёту*
2.2.1. Расчёт нормативов скорости проведения въездных и раз
резных траншей производитов в соответствии о блок-схемой и описанием алгоритма < рис табл.2.4).
2.2.2. Исходные данные для определения нормативов скорости проведения траншей ныбяраэтсд о учётом щдшеняемого или планируемого к применению экскаваторного а треподортного оборудования.
2.2.3. Б конкретных условиях Daэревое расчёт нормативов скорости проведения разрезных и въездных траншей производится с учётом ох^тчений^яапладывае’шх на алгоритм во время заполнения форм исходных данных.
з. фош входах и выходах дотштов
3.1. Входными документами для расчёта норматива скорости проведения разрезных в въездных траншей являются:
- исходные данные по способам проведения траншей (форма I). Типовые или применяемые на разрезах способы проведения траншей; в случае применения при расчетах типовых охем проведения,
с целью выбора из них рациональной, задаётся их перечень;
- исходные данные по конструкционным параметрам траншей (форма 2);
- исходные дакни? к определению производительности экскаваторов (форма 3);
- исходные данные по техническим параметрам забойных экскаваторов (форма 4);
- исходные данные по техническим параметрам транспортных средств {форма 5);
- исходные данные к определению производительности скреперов (форма 6).
3.2. При заполнении форм шифр предприятия принимается согласно единой классификации,принятой в МУП СССР, прочие шифры определяются по согласованию с ИВЦ произволетвенного объединения и ГВЦ отрасли. Наименование оборудования представляется буквенно-цифровой информацией, например, ЭКГ-4,6, ЭШ-Ю/70 и т.д.
3.3. Входные формы заполняются на предприятии, подписываются главным инженером и утверждаются руководителем разреза.
3.4. Представление и обновление входных документов производится в сроки, определяемые Шщуглеп ромом СССР или производственным управлением,и передается в ИВЦ.
3.5. В случае планового или другого изменения факторных показателей, существенно влияющих на действующий норматив скорости проведения разрезных и въездных траншей, заполняются новые входные документы, а существующие изымаются из базового массива.
3*6. Выходные документы оформляются в ИВЦ производственного объединения по форме 7 и выдаются по требованию предприятий или производственного объединения.
г
Таблица 2.1
Расчётные формулы для определения ширины траншеи по подошве |
Способ проведения | траншей |
Формулы |
j
,формул |
I ! |
л |
i ;j |
I*Сплошным забоем с использованием железнодорожного транспорта о нижней погрузкой. |
Ь,=2R, +Z *2Z, *(j х -h etyd, м |
(2.1) |
?.То же на два пути. |
Ьгг2И<*Зб<*2р*е+С ,n |
(2.2) |
3.Сплошным забоем с использованием железнодорожного к авто- при мобильного транспорта и веохней погрузкой. |
Ых2Кг.,м,
условии
Ни*Игр+h, -d,n i Rp>Rt+£« 'Hrv-ctyА. |
(2.5) |
4.Сплошным забоем с использованием автомобильного транспорта, нижней погрузкой е подачей автосамосвалов к экскаватору: |
|
по кольцу |
Bv*2Ua+P),M; |
(2.4) |
с тупиковым заездок. |
Йг*Иа*Ц5б«+2Р,М. |
(2.6) |
|
5.Послойная проходка с использованием же лезнодэрожчого транспорта и верхней погрузкой :
при выемке веохне-го уступе
С.Сплошным забоем с перевалкой горной •с-^си на борт и^и гр-Г.*.гп‘ сг
IS s v R? "b ~&n)7'1g b ~Hту К» л1цd, * Hi* К?
lipy J СЛ'|»).1И
Ир >нс.
|
|
"Г “3“ |
7.Послойной выемкой драглайнами с перевалкой горной массы на борт траншеи и пере-экскавацией, |
в, Л^..~й,,01^~.НдКь<(3«<- ,,и , |
(2.9) |
при выемке основного забоя на прирезке траншеи. |
Ьсг 6^ *£, м, при условии Нр>Но |
(2.10) |
С.Сплошным забоем с перевалкой на оба борта траншеи механической лопатой. |
,Н)
при условии Нр**Ит.*Но . |
(2.II) |
9.Послойная выемке с перевалкой породы мех-лолатой и драглайном: |
Ь»2И. |
|
при выемке верхнего уступа |
6tt £2ftt 'G^ol *Z т , М , |
(2.12) |
нашего уступа. |
Во’г^.м |
(2.13) |
10.Послойная выемка скреперами |
б«-2и^еле,*о *с, и |
(2Д4) |
Обозначения в формулах:
В.. ширина подошвы траншеи, и;
R.» - радиус вращения кузова экскаватора, м;
И*р - глубина тршт!*еи, м;
h - просвет между кузовом экскаватора и почвой траншеи, м;
С - задор, оставляемый м* жду гконаватором и бортом траншеи с целью безопасности, к;
P,t - зазор «вежду вагоном и экскаватором с одной сторот* и
нагоном и бортов водоотливной канавки, с другой стороны,м;
£ - габариты пути, м;
С - ширина водоотливной канавки, м;
Ri - pBiiijC черпания экскаватора, л;
Ир * максимальная высота разгрузки, л;
Rf - радиус разгрузи г.ри глксимальной высоте разгрузи.