МИНИСТЕРСТВО
УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт
ЦЕНТРОГИПРОШАХТ
Методика расчета односкиповой с противовесом одноканатной подземной установки
Москва 197
МИНИСТЕРСТВО УГШЬНОЙ ПРОМЫШБННОСТИ СССР В/О СОКШАХТОПРОШТ
Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт угольной промышленности
"ШНТРОГИПРОШАХТ"
Согласовано:
Начальник управления экспертизы проектов и смет
Л .А .Кафорин |
Утверждаю:
Начальник В/О "Союзшахтопроект'
Н.Ф .Крылов |
РАСЧЁТ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК ?.®ГОДИКА РАСЧЕТА ОДНОСКИПОВОЙ С ПРОТИВОВЕСОМ ОДНОКАНАТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ
Директор института
Зам«директора по научной части
Научный руководитель работы-главный инженер проектов ' |
I С С'U t
К «К «Кузнецов А «И .Миг^йко MJIJ) |
Москва - 1977
-7-0.
выбранное с учетом ряда условий (вентиляция, размещение труб, кабелей и проч.).
Но нельзя исключить такого положения, когда по условиям всн-тилядии на шахтах, не опасных по газу, или при нейтральных по вентиляции стволах, сечение ствола получается настолько малым» что разместить в этом слволе скипы необходимой грузоподьемност^ока-ается невозможным.
При таких условиях приходится принимать сечение ствола с учетом размещения в нем наивыгоднейших по грузоподъемности сосудов и прочего оборудования (трубы, кабеля и т.д.).
Если на данной шахте для выдачи полезного ископаемого используется один двухскиповой подъем и один односкиповой с противовесом, желательно, по возможности, типоразмеры скипов на обоих подъемах иметь одинаковыми.
Расчет противовеса
В условиях односкипового подъема с противовесом вес последнего равен собственному весу скипа плюс половина веса полезного груза в скипе:
Цдним из существеннейших элементов, определяющим основные параметры подъемной машины, является тип навешиваемого подъемного каната.
В настоящее время в условиях одиоканатиых подъемов в СССР, в основном, используются круглопряцные канаты с линейным касанием проволок, а в особых случаях (при больших глубинах и концевых нагрузках) -закрытые канаты, возможно также использование трех-граннопрядных канатов (по согласованию с канатным заводом).
Прл выборе трехграинопрядных и круглопрядных канатов следует, в основном, принимать канаты из проволочки с расчетным временным сопротивлением в пределах 160-180 кге/мм^.
При закрытых канатах принимаются проволочки с меныплм временным сопротивлением, чем при круглопрядных к трехграинопрядных, в пределах достигнутых величин при оптимальных показателях работы
канатов ( ~ 150 кгс/мм2) •
При выборе хвостового каната следует ориентироваться на
(ГОСТы зо*й-ь9:/Ш7-7/7- +! )/ *
малокрутадрся^уюгр^здны^ круглопрядиыи канатьКили на плоские стальншухш! рсзипотросовые.
Расчет подъемных канатов
Лля расчета подъемного каната для скипа необходимо установить величину максимальной статической нагрузки, которая состоит из величины собственного веса сосуда ( & м ), веса полез
ного груза ( Qn ) и веса полного отвеса каната (рН0 ).
При однокаиатном подъеме возмогли три случая:
1) П,хк = 0 - хвостовой канат отсутствует, система является старчески неуравновешенной;
2) CjxK - Рп<” имеется равновесный хвостовой канат, система статически уравновешена;
3) (^лк >РП<- имеется тяжелый хвостовой канат, система статически персуравновешена. На практике, как правило, используют навеску равновесного хвостового каната;
Требующийся подъемный канат могло определить, рассчитав:
а) необходимое разрывное сопротивление каната, или
б) вес I лог.м требуемого каната,
а) При определении необходимого веса погонного метра каната:
вес I пог.м каната при неуравновешенной и уравновешенной системе подъема (схема I и 2)
Рр = * О- ГУ! /сгс (ю)
Вес I п.м. подъемного каната при наличии тяжелого хвостового каната
Ргк * Ф*-^9хк-Ргк)Нп ллг fjf)
где 6,ГПн1Го- головных канатов.
Qn - полезны:! груз скипа, кго.
- собственный вес скипа, кге
*
of о- предельная отвесная длина каната, при которой вес каната вызывает в его опасном сечении (при сходе со шкива) наибольшее напряжение, допускаемое Правилами Безопасности.
Ш)
- предел прочности проволоки, при растяжении (обычно 16 ООО- 18 ООО кгс/см2);
р
- фиктивная плотность I м каната, кгс/м.см у приходящаяся на I см2 сечения;
Для стандартных подъемных канатов Jo = 0,85-0,93кгс/
МдСмЗ
Расчетное значение можно принимать Зо =0»52 кгс/м.см2 ГП - постоянный запас прочности каната.
Для шахтных подъемных установок запас прочности каната (постоянный) должен быть при навеске не ниже 6,5 - краткого для однокзнатных подъемных установок, служащих исключительно для спуска и подъема груза.
Канаты для шахт глубиной более 600 м могут рассчитываться при использовании переменного запаса прочности в зависимости от высоты подъема. При этом отношении суммарного разрывного усилия всех проволок каната к концевому грузу (без учета веса каната) должно быть не менее 8,5 - кратного для подъемных установок, служащих исключительно для спуска и подъема груза.
Переменный запас прочности с учетом веса каната не должен быть ниже 4,5- кратного для грузовых подъемов и 5-кратного
для людских и груз олюдских подъемных установок * поэ ;omv пли расчете нового гоузогзого каната зап ас прсчнос^и принимаемся a S.
- максимальная длина отвеса каната ит оси направляющего шкива до места крепления каната к сосуду при самом нижнем положении подъемного сосуда в стволе (м) плюс длина малой ветви петли хеостового каната (схемы 1,2).
Максимальная длина отвеса каната определяется следующим образом;
Но“ Нш + Н копра* ^ загр ^ х
где:
Нкопра” ЕЫСОТа копра, м; (расстояние от отметки устья ствола до оси направляющего жива);
- длина одной ветви петли хвостового каната, м.
Высота копра определяется с учетом принятой схемы расположения направляющих шкивов.
б) При определении необходимого разрывного сопротивления каната:
Необходимое разрывное сопротивление требуемого каната
у _ &к *6
КН кге М
т *оно
где Q,(<- концевая нагрузка на канат, кге
0-к~ 0*- м
Головной канат для противовеса выбирается точно такой же, как и для скипа. С помощью одного из указанных выше двух способов рассчитывают канат и выбирают его необходимой конструкции к свивки по таблицам ГОСТов; 2688-69; 7663-69; 7668-69’
Пптптимпрфгп ь"чтоф фипя 3079-69!'7685-69;7669-69(вое*о6ыо*1: принимается канат типа . . . . поет* • • • • госТ?66&-69)
Кн.~ суммарное разрывное усилие всех *
проЕолок каната. . ...........кге
to - предел прочности проволоки каната при
растлении................кгс/см2
CL к - диаметр каната.............мм
Ргк - вес I п.м. каната............кп/п.м.
У подобранного каната проверяется статический запас прочности каната при неуравновешенной и уравновешенной системе подъема: и
m = Qn + CLM + PrK Но °6)
при уравновешенной системе подъема в величину Но включается такие длина отвеса нижней петли хвостового каната с учетом для ниипей петли веса погонного метра хвостового каната.
Фактический запас прочности каната при наличии тяжелого хвостового каната будет равен:
m “V'^п,+ 9^нТ-Ргк0Л5К„1 М
Коэффициент статической неуравновешенности характеризует степень уравновешивания системы подъема:
Л = £г-*-Нп (18)
К СХП
К - коэффициент шахтных сопротивлений (для скиповых подъемов К = 1,15)•
Технический предел, когда необходимо прибегать к уравновешиванию системы, наступает при А = 0,83-0,87.
Однако, на практике к уравновешиванию системы подъема обычно прибегают при А.&0,57-0,6 и при высоте подъема от 550-600 м и более.
При больших значениях А резко возрастает величина моментов на валу подъемной машины и эффективная мощность двигателя, если систему оставить неуравновешенной.
Расположение подъемной машины относительно ствола шахты
Расположение подъемной машины относительно ствола шахты зависит от многих факторов:
рельефа местности, расположения и компоновки надшахтных сооружений, схемы поверхностного транспорта, расположения подъемных сосудов в стволе и числа и типа устанавливаемых машин и лр.
Принятий тип околостеольного двора и направление движения по выработкам в последнем предопределяют расположение подъемных сосудов в стволе.
Около ствола могут располагаться одна или несколько подъемных машин:
подъемные машины могут располагаться одна за другой, на противоположных сторонах ствола, под углом 90° и веерообразно.
Наибольшее распространение получили две схемы с расположением копровых шкивов на одной горизонтальной хэси и в одной вертикальной плоскости.
При скиповых подъемных установках рассмотрены 3 варианта расположения подъемных машин:
1. Подъемная машина двухбарабанная, шкивы расположены на одной горизонтальной осп (см.схему 1Ь I).
2. Подъемная машина однобарабанная, шкивы располо?дены в одной вертикальной плоскости (см.схему № 2).
3. Подъемная машина однобарабанная, шкивы расположены на одной горизонтальной оси (см.схему £ 3).
Поя расположении подъемной машины у ствола должны быть определены следующие параметры:
высота копра при расположении копровых шкивов на одной горизонтальной оси (схема £ I) V прислан обь/х коушах ; |
|
При расположении копровых шкивов в одной вертикальной плоскости (схема £ 2). |
высота копра от отметки уровня поверхности до горизонтальной оси направляющего шкива; удаление вертикальной оси органа навивки от отЕсса канатов; дала струны каната, углы отклонения каната на цилиндрическом барабане, превышение горизонтальной осп органа навивки (барабана;): над отметкой поверхности и другде.
HK0n^hpc+hnpeg + hc+hnn+Q.75Ru,K're) " (*°)
Х’5^шк,М (з/)
Су - расстояние между осями верхнего и нижнего шкивов, м;
hpc- высота кромки буккера над отметкой земли, м;
J-, g- превышение днища скипа в период разгрузки над кромкой р приемного буккера (обычно /)прев.= 0,35)м
hc - высота скипа с прицепным устройством до верхнего химка на канате, м;
- высота переподъема, м;
Высотой ncpenogiema для грузовь/у подустов 3 скипах следует су и тать Высоту, но хотору/О /помет свободно к>ед-Ияться скип от нормального положения ори роз грузке до соприкос-но&сния Верхнего Химка а оно та с ооодом направлялои/его и/ки-6О или отдельных иостси скипа с зиементатс/ хопро.
13нс от а перепедъегла должна быть; на действующих грузовых подъемных установках со скипами не менее 2,5 м, а на вноеь проектируемых грузовых скиповых установках - не менее 3 м.
При клипобьм ко у си ох б (рорикулс : Нголро >■ hoc +3паг6 +hc+hno * О 75 Rut к $uecma3 хU>. *5 *и*к " прим* **о» mtji р н.к • ^ ~
4 ° ii;:60D подлГемноп машины * *** •
При определении необходимого минимального диаметра барабана подъемной машины, в соответствии с Правилами безопасности следует руководствоваться отношением диаметра барабана к диаметру навешиваемого подземного каната.
При одноканатных подъемных машинах ото отношение для машин, устанавливаемы;* на поверхности при круглопрядных канатах, и при диаметре каната до 50 мм делано быть:
Ж
йк
При подземной установке машин
Ы
При канате закрытой конструкции, учитывая усложненные условия его изгиба
^100
При одноканатном шкиве трения и канатах любой конструкции
ff ^120
Диаметр направляющих шкивов, как правило, выбирается разным Д1:аЬ'£Тр^б0Ъ^Х1С1ДЛ-9 обеспечения наиболее бла/опроутних условии Для вертикальных грузовых подъемных машин, установленных на поверхности, допускается двухслойная навивка канатов на барабаны, однако чаще всего используется однослойная навивка каната.
Стр.
1. Методика расчета вертикальной односкиповой с противовесом одноканатной подъемной
установки ......................3-47
2. Примерный расчёт /-29
Ширина навивочной поверхности барабана рассчитывается: а) при двухбарабанных подъемных машинах с цилиндрическими барабанами:
В = -двц - + Птр lj (йк +S)
полная ширина одного цилиндрического барабана двухбарабанной подъемной машины при навивке каната в один слой:
Нп - длина каната, равная высоте подъема, м;
Ни - резервная длина каната, предназначенная для взятия проб на испытания ( tlu = 30 м);
2)6 - диаметр барабана, м;
Птр- число бйтков трения каната
для барабанов с деревянной футеровкой Птр « 3; для барабанов с металлической футеровкой Птр = 5
I - два полувитка неиспользуемой ширины барабана (полувит-ки при выходе каната на барабан и полувиток при сходе каната с б^абана в конце навивки);
С1к - диаметр каната, мм Ah4S - расстояние мезду центрами двух витков каната;
S - зазор мезду смешными витками канатов, принимаемый равным 2f3 мм;
(для подъемных машин с диаметром барабана до 5 м включительно) ;
При расчетах в среднем могло принимать:
S =2 мм S = 2,5 мм S = 3 мм
(Лк < 30 мм . , С1к =30т40 мм. йк > 40 мм. ,
В соответствии с рекомендацией завода ШС.'З (1к^S "tнор— шаг нарезки барабанов шахтных подъемных машин определяется: для машин с диаметром до 5 м включительно:
tnop = (1к + ( 2 7 3 мм)
для машин диаметром 6 мм
tнор = 1,025 (Лк + 3,6 мм
-/
Си
МЗТСЩСА РАСЧЕТА односкиповой одноканатной подъемной установки
В В J3 Д Е Н ИЕ
1. Настоящая методика содержит расчет односкиповой с противовесом одноканатной подъемной установки шахт новых и реконструируемых (с проходкой новагоствола) и используется для составления алгоритмов основных проектно-вычислительных задач.
Разработанные алгоритмы предназначены для составления программ с последующей их реализацией на ЭВМ*
2. Основанием для разработки настоящей методики является приказ Шахтопрсекта (В/0 "Соазшахтодроект") й 6 от 30 декабря 1974 г.
3. При проектировании проектными организациями скиповых подъемных установок выявились разные подходы к решению одних
и тех же технических вопросов, Единая методика расчета устраняет ошибки и разный подход к решению конкретных технических задач.
4. К числу основных задач, подлежащих решению с использованием настоящей методики при проектировании шахтных подъемных машин относятся расчет и выбор:
1. типа и основных параметров сосудов;
2. типа и осюышх параметров канатов;
3. типа и основных параметров подъемных машин;
4. основных параметров кинематики подъема;
5. типа и основных параметров электропривода.
5. При разработке методики были использованы следующие нормативно-методические материалы и работы:
- ТОО основных направлений развития подземного транспорта и подъема угольных шахт бассейнов, Пентрогипрошахт, IS7I г.;
- "Основные направления и нормы технологического проектирования угольных шахт, разрезов и обогатительных фабрик ",Мин-углепром СССР, 1973 г.
Конкретные проекты, выполненные институтами Шгилрошахт, Донгипрошахт, Гипрошахт и другими.
- "Основные направления и норны технологического проектирования угольных шахт, разрезов и обогатительных фабрик", Шшуг-лепром СССР, 1973.
Конкретные проекты, выполненные институтами Юкгипрошахт, Донгипрошадт, Гипрошахт и другими.
- ГОСТ на канаты стальные, выпуск 2; 1969 г.
- ГОСТ на машины подъемные шахтные барабанные с цианетрои барабана до 3,5 и
- ГОСТ на машшы подъемные шахтные барабанные с диаметром барабана 4 ц и более.
А. И. У. ит емко
И.А.Рабинович
И.А.Рабинович Г.Пейсахович Е.Шестопалова А. Гринберг Л.Талызина А.Ранинская
Авторы методики
Замдиректора по научной работе Научный руководитель раооты -главный иксеиор проектов
«, Составители методики:
Главный Инеспор проектов Начальник ЭмО Главный технолог Руководитель группы Руководитель группы Старший инженер
Вертикальная одноканатная односкиповая с противовесом подъемная установка
машин, относятся:
1. Производственная мощность шахты -
2. Годовая производительность подъема -
3. Глубина разрабатываемого, а также гс(!Х последующих, подлежащих разра-оотко, горизонтов
4. Количество одновременно разрабатываемых горизонтов
К основным факторам, влияющим на выбор шахтных подъемных
Я т.г.
Я гоу Т.Г.
Нш,(м);Нш2и т.у. Т)г 1шт)
5. Количество горизонтов, всего под- ^ .
лежащих разработке - По «шт/
6. Срок службы каждого из разрабаты- т / л ьт ^ л
ваемых горизонтов - / \Лвт1, ljи m.Q.
7. Количество необходимых шахтовццач - Г1Ш (шт)
8. Количество и типы скиповых подъемов, намечаемых для выдачи данного ископаемого
9. Максимально возможные по условиям намечаемого сечения ствола габашкгы в плане скипов, подлежащих навеске
a) hi
б) Тсчт
в) Кн
г) К<
10. Режим работы шахты в целом:
- число рабочих дней в году;
- число часов работы подъема в сутки;
- коэффициент неравномерности работы подъема;
- характеристика горной массы (коэффициент Кт перевода объемного веса рядового угля в объемный вес поднимаемой горкой массы).
Расчет односкиповой с противовесом одноканатиой подъемной установки I. По заданной годовой производительности подъема (т/год), с учетом объемного веса выдаваемой горной массы, определяется суточная производительность Я сут. (по горной массе) в тоннах с учетом режима работы шахты
|
Я год - год об 2 я производительность подъема, тонн рядового
угля б год; |
Ki - коэф^ждеен? перевода объемного веса рядового угля в
объемный вес горной массы;
J\| - число рабочих дней в году.
2. Часовая производительность подъемной устаповкя (задан-
Я сут -суточная производительность шахты по горной массе
в тоннах, определяемая с учетом регхкма работы вахты;
Кц -коофркцлеит неравномерности поступления груза к стволу; по нормам проектирования Кн = 1,5. |
|
Выбор подъемного сосуда 3. На;1Выгоднейшая грузоподъемность скипа |
|
- расчетная наквыгодкейшая грузоподъемость скипа;
К п - коэффициент продолжительности одного цикла подъема;
Нп - полная высота пcj2?Ma, м;
Z - коэффициент, учитывающий тип подъема; 2 = I при двух-еккповом подъеме и 2=2 при односкиповом с протл-I вовесом.
d - пауза между смс.тлыми подъемами, сек.
Кп - при одноканатных односкиповых подъемах мокет изменяться в пределах 4-5.
гмв-to цалл>€ л,^^фссмя.
■е f|Гоим^. 1 gj Jua .лс^з^но
\ppOAH/L £с->-. t '^UZJS'O-^ ', >^-i JA>^U4
S/L-4&, ^<>5 eSiVw&W^-^ wA-Л^, w ЧУ y|*-
5o^v>
wv^ m^-*, ‘ir'w,
■^^\\^Ул-ЛХ1'-л~ , в. ^-ра<-*-х>^Ч He. ctu*^*Jy>
йЗ^-л-х-л, ( и $V>-'-s-'C—
K4^-> jj^XvtMK ^.M-^ov^JT. peu-feX.
Целосообразно принимать при производительности подъемной установки до 1200 тыс.т в год включительно Кп = 4. При производительности подъемной установки свыше 1200 тыс.т в год и высоте подъема от 500 м и более следует рассмотреть целесообразность принятия Кп= 5. Кп = 5 слодуот принимать, осли навеска скипа увеличенной емкости не вызывает необходимости в увеличении диаметра ствола и если увеличение общих капитальных затрат окупается не более, чем за 8-10 лот за счет уменьшения эксплуатационных расходов.
Общая пауза 01= 8, f 0г
0, - пауза при односкиповом подъемо с противовесом на загрузку или разгрузку скипа, зависящая от емкости скипа, в соответствии с данными, приведенными в табл.1.
Таблица I
Ешосхь скипа, a3 j 5 { 9,5 Т II 1 15 ! 20 "[ 25} 35 ( 55
-----------! —• — --— — -I— — —J--— — 4---— —
Пауза, сек. ! 7 !• 10 ! II j IS ! 20 j 25! 35 i 45
_______ I__j_____j__I ___l_
0г- время на включение предварительных ступеней реостата (при асинхронном двигателе) или на нарастание момента (при двигателе постоянного тока) плюс вромя на расторыашива-ние при односкипозом подъемо с противовесом за полный цикл (подъем груженого скипа + подъем противовеса)
0^ = 2 (2,5 *3) с = 5 ; 6 о
Таким образом, общая пауза при односкиповом подъеме с противовесом за полный цикл:
9''= 2 0,+ (5 t б) с
В настоящее время угольные скипы емкостью 5-15 м3 имеют секторный затвор; емкостью 20-35 и3 - клапанный затвор; породные скипы конструкции Сйбгипрошахта - секторный, конструкции Юагипрошахто - клапанный затвор.
Нл - высота подъема в м
Нп = Нш+Ьзагр+Ьрс +hj ^hпреб ДО
где
Н ш - глубина ствола до откаточного горизонта, м; he - высота скипа Х'без прицепных устройств), м;
h загр“ высота от отметки околоствольного двора до отметки загрузки скипа у подземного бункера, м;
hpc - высота кромки приемного бункера на no3epxiiOCTH, м;
Ипреб" превышение днища скипа в период разгрузки над кромкой приемного бункера на поверхности, м
( hnpeg = 0.35 м)
Для предварительных расчетов высоту подъема моано принимать
а) для угольных скипов при грузоподъемности
до 15 т Нд = Нщ + (50^70) м (?)
от 15 т до 30 т
нп= V (70г100 м) (S)
б) для породных скиповых подъемов
нп= Нш + (40 7 60) м
На основании полученной расчетной грузоподъемности выбирается к установке скип грузоподъемностью, ближайшей к расчетной из числа предусмотренных к изготовлению стандартных скипов
Qv - геометрическая емкость скира - м3 &п - грузоподъемность скипа - тс
йм - собственный вес скипа,включая
подвесные устройства - тс
Гаьарпты выбранного скипа в плане лрезде всего должны соответствовать сечению ствола, определенному по условиям вентиляции с учетом газозого режима, ожидаемого при эксплуатации нижнего горизонта, намеченного проектом к разработке.
Если полезное ископаемое является ценным и боящимся дробления (антрациты и другие высокосортные энергетические угли), то с целью сокращения высоты падения угля при загрузке его в скип и при разгрузке - следует предпочесть выбор скипа большего сечения в плане и меньшей высоты, если это позволяет сечение ствола.