Мин нстерст во ст роител ьст ва и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации н технической оценки соответствия в строительстве»
Методические рекомендации
ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕШЕНИИ В СИСТЕМУ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПОДХОДА «УМНЫЙ ГОРОД»
Москва 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................3
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ..............................................................................................4
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ............................................................................................4
3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.......................................................................................5
4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ..................................................................................................14
5 ПОДХОД «УМНЫЙ ГОРОД» И РЕАЛИЗУЮЩАЯ ЕГО СИСТЕМА
ТРЕБОВАНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА СТАНДАРТАХ......................................................20
6 ПОТРЕБНОСТИ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРИМЕНЕНИИ ЦИФРОВЫХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ «СКВОЗНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ИССЛЕДОВАНИЯХ И РАЗРАБОТКАХ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ .......................................................................................................................................................44
7 ПЕРСПЕКТИВЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ II ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .......................................................................................................................................................47
8 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦИФРОВЫХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМУ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ НА ОСНОВЕ ПОДХОДА «УМНЫЙ ГОРОД».......................................................................................................................................48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................................70
Приложение А^ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ВНЕДРЕНИЯ ПОДХОДА «УМНЫЙ ГОРОД»В РАЗЛИЧНЫХ С ТРАНАХ МИРА И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ.ИХ ВНЕДРЕНИЯ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ.....71
Приложение Б. ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ ВНЕДРЕНИЯ ПОДХОДА «УМНЫЙ ГОРОД» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.!! ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ ЕАЭСИ ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ИХ ТИРАЖИРОВАНИЯ......................................................................................................74
Приложение ВJVflЕТОДИКА ОЦЕНКИ УМНОГО ГОРОДА.....................................................................77
Приложение Г. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЭТАПНОЙ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ И ДОРОЖНОЙ
КАРТЫ УМНОГО ГОРОДА.........................................................................................................................100
Приложение Д. ХАРТИЯ «ГОРОДА ЕВРОПЫ НА ПУТИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ» (ОЛЬБОРГС'КАЯ ХАРТИЯ).......................................-......................................................„112
Приложение Е. АРХИТЕКТУРА СИСТЕМЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО КОМПЛЕКСА ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ (НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И СВОДОВ ПРАВИЛ) В СФЕРЕ «УМНЫХ ГОРОДОВ»...................................................................................................................................122
апробированы инновационные решения в области устойчивой городской мобильности, эффективного использования электроэнергии в районах и интегрированных инфраструктур, реализуемые в качестве флагманских проектов по программе ЕС Horizon2020. Одним из главных проектов инициативы является сеть «1 ООО ООО Humble Lampposts», которая работает над внедрением интегрированных многофункциональных уличных фонарей в городах Европы и создала стимулы для внедрения спецификации DIN 91347
DIN SPEC 91357:2017,2.10
интегрированная инфраструктура (integrated infrastructure): инфраструктура, предназначенная для повторного использования и переназначения данных инфраструктуры для нескольких сервисов и, таким образом, оптимизации общей отдачи от инвестиций.
Примечание 1 - Интегрированная инфраструктура используется в качестве интегрированных городских инфраструктур с использованием ИТ-систем и подключает их через Интернет. Интегрированные инфраструктуры служат «системами систем» для городов для получения, анализа и использования городских данных, особенно необходимых для любой междоменной службы.
DIN SPEC 91357:2017, 2.11
коммунальная инфраструктура (community infrastructure): совокупность объектов, оборудования и служб, необходимых для функционального обеспечения и деятельности сообществ.
Примечание - Такие коммунальные инфраструктуры включают, но не исчерпываются энерго- и водоснабжением, транспортом, уборкой мусора, информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ).
[ИСО 9000:2015, статья 3.5.3, со следующим изменением — Определение адаптировано применительно к «умным» инфраструктурам сообществ]
ISO 37100:2016,2.6.1
умная коммунальная инфраструктура (smart community infrastructure): Коммунальная инфраструктура с повышенными
технологическими показателями, спроектированная, используемая и обслуживаемая для содействия устойчивому развитию и жизнеспособности сообщества.
Примечание 1 - Определение «умная» относится к инфраструктуре, а не к сообществу.
Примечание 2 - Устойчивое развитие обычно требует, чтобы коммунальных инфраструктуры одновременно отвечали различным и зачастую противоречивым потребностям.
Примечание 3 - Информационные и коммуникационные технологии стимулятором и инструментом создания умных коммунальных инфраструкту р, а не предварительным условием.
ISO 37100:2016,2.6.2
интероперабельность (interoperability): способность систем
обмениваться услугами и пользоваться обмениваемыми услугами таким образом, чтобы обеспечивалось совместное эффективное функционирование данных систем.
[ИСО 21007-1:2005, статья 2.30]
ГОСТ Р ИСО 37100:2018,3.6.3
описательный подход (descriptive framework): логическая структура, которая описывает, как ключевые сущности внутри предметной области могут быть классифицированы таким образом, чтобы показать их взаимоотношения друг с другом.
Примечание - «Сущности» относятся не только к оосязаемым вещам, но и ко всему важному, что имеет отдельное и различное существование, например: элементарные конвенции, принципы, практики, стратегии,
политики, структуры принятия решений и подотчетность.
ISO/DIS 37105 Sustainable cities and communities Descriptive framework for cities and communities, 3.1
Проект международного стандарта ИСО 37105 Устойчивые города и сообщества. Описательный подход для городов и сообществ, 3.1
онтология (ontology): спецификация конкретных или абстрактных вещей и взаимосвязь между ними в заданной области знаний.
ISO/IECTR 19763-9:2015
урбанизм (urbanism): городская жизнь и окружающая среда
ISO/DIS 37105 Sustainable cities and communities Descriptive framework for cities and communities, 3.4
Проект международного стандарта ИСО 37105 Устойчивые города и сообщества. Описательный подход для городов и сообществ, 3.4
создание места (place-making): многомерное планирование,
проектирование и управление искусственной (физической) средой городов с целью создания общественных пространств, которые способствуют здоровью, счастью и благополучию людей BSI PD8101
Настоящие Методические рекомендации определяют подход к цифровой трансформации системы территориального планирования и градостроительного проектирования и требования к цифровым решениям, реализующим подход «умный город».
4.1 Система территориального планирования и градостроительного проектирования в общемировом контексте
Система территориального планирования и градостроительного
проектирования определяется в [1] как «больше, чем технический инструмент, это комплексный, партисипативный процесс принятия решений, который учитывает конфликтующие между собой интересы и связан с общим видением, общей стратегией развития и национальной, региональной и местной политиками развития городов».
Европейская экономическая комиссия ООН в [2] определяет систему планирования как «совокупность правовых, институциональных и прочих договорных инструментов в каком-либо месте или регионе страны для проведения территориально-пространственного планирования».
Новая программа развития городов, принятая в 2016 г. на Конференции ООН по жилью и устойчивому развитию (ХАБИТАТ III), отмечает необходимость добиваться коренных изменений в городской среде, для чего будут пересмотрены способы планирования, финансирования, развития, управления и регулирования городов и других населенных пунктов при признании устойчивого городского и территориального развития в качестве необходимого условия достижения устойчивого развития и процветания для всех [3].
При этом «использование цифровых платформ и инструментов, в том числе систем геопространственной информации, будет поощряться с целью совершенствования долгосрочного комплексного городского и территориального планирования и проектирования, управления земельными
ресурсами и землепользования и доступа к услугам в городах и пригородах»1.
ООН-ХАБИТАТ также указывает, что «мы будем способствовать созданию, продвижению и укреплению открытых, удобных для пользователей и коллективных платформ обработки данных с
использованием имеющихся технологических и социальных инструментов для передачи знаний и обмена ими между национальными, субнациональными и местными органами управления и соответствующими заинтересованными сторонами, включая негосударственные субъекты и людей, с целью укрепления эффективного городского планирования и управления, повышения эффективности и прозрачности посредством электронного управления, подходов с использованием информационнокоммуникационных технологий и управления геопространственной информацией»2 3.
Подчеркивается, что «мы обязуемся следовать концепции «умного» города, которая обеспечивает использование возможностей цифровизации, экологически чистой энергии и технологий, а также инновационных транспортных технологий, тем самым предоставляя жителям возможности для выбора более экологически благоприятных решений и стимулирования устойчивого экономического роста, а также позволяя городам улучшать качество предоставления услуг»'4.
4.2 Цифровая трансформация системы территориального планирования и градостроительного проектирования как фактор достижения глобальных и национальных целей развития и решения государственных задач
Принятые ООН в 2015 г. цели в области устойчивого развития содержатся в Итоговом документе «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Среди 17 глобальных целей и 169 обеспечивающих их достижение задач основная
часть теснейшим образом связана со сферой развития городов как основного драйвера глобального развития. Глобальная цель № 11 определена как «обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных мест»4.
Устойчивое развитие города реализуется посредством принятия решений системой территориального планирования и градостроительного проектирования и является содержанием ее деятельности.
В [4] обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере определено в качестве национальной цели развития Российской Федерации, Правительству Российской Федерации поручено при разработке национального проекта в сфере жилья и городской среды исходить из необходимости обеспечить кардинальное повышение комфортности городской среды. При этом преобразование городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений признано одной из важнейших задач Правительства [4].
Настоящие Методические рекомендации содержат апробированные мировой практикой и включенные в принятые и разрабатываемые международные стандарты положения, содействующие реализации глобальных и национальных целей развития посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений на основе подхода «умный город» в систему территориального планирования и градостроительного проектирования и цифровой трансформации городского хозяйства и городского развития.
Разработка и внедрение цифровых решений в систему территориального планирования и градостроительного проектирования должна обеспечивать:
интеграцию физического и цифрового планирования и проектирования, на всех территориальных уровнях - на уровне
национальной территории, ее частей, города, района, квартала, ансамбля зданий,единичного здания;
- применение технологий всеобщей связности и больших городских данных;
- применение технологий дополненной и виртуальной реальности (визуализации и симуляции), включая технологии городского информационного моделирования;
- применение технологий искусственного интеллекта и машинного обучения (предиктивная аналитика и алгоритмическое управление).
К объектам стандартизации и нормирования, связанным с предметом настоящих Методических рекомендаций, относятся:
- технологии информационною моделирования в строительстве (BIM-технологии);
- технологии Интернета вещей, Интернета зданий, промышленного интернета, Интернета энергии (включая смарт-грид);
- облачные технологии и платформы;
- технологии больших данных;
- технологии распределенных реестров (блокчейн, смарт-контракты).
Систему территориального планирования и градостроительного
проектирования необходимо рассматривать в следующих аспектах:
управленческом: как часть системы публичного-частного
(совместного) управления, отвечающую за развитие территорий посредством согласования публичных интересов и частных интересов владельцев и пользователей недвижимости и потребителей городских услуг;
технологическом: как совокупность конкретных решений,
определяющих физические параметры объектов, составляющих среду жизнедеятельности;
- правовом: как фактор, связанный с распределением прав
собственности на недвижимость.
4.3 Развитие технологий как предпосылка цифровой трансформации системы территориального планирования и градостроительного проектирования
Сложность рассмотрения перспектив и направлений развития цифровой трансформации системы территориального планирования и градостроительного проектирования обусловлена тем, что набор конкретных технологий, входящий в технологический пакет, связанный с подходом «умный город», в настоящее время находится в фазе активного формирования и до конца не определен.
К основным технологическим предпосылкам цифровой трансформации системы территориального планирования и градостроительного проектирования согласно [5] относят:
1) связность (connectivity): мы более не ограничены использованием компьютеров для подключения к цифровому миру и можем использовать смартфоны, планшеты и телевизоры, что позволяет нам получать доступ к информации, обеспечивать обратную связь и связываться друг с другом, где бы мы ни находились, и независимо от того, какой деятельностью мы занимаемся;
2) сенсоры: встроены в смартфоны и другие цифровые устройства, используемые растущим процентом населения, внедряются в застроенную среду. Это позволяет руководству городов получать в реальном времени подробную информацию о том, что происходит в городе;
3) данные: растущее использование географических информационных систем (ГИС) позволяет объединять данные из разных источников на основе местоположения и, таким образом, предоставлять более информационно насыщенную картину того, что происходит в разных частях города, поддерживается открытыми стандартами от Открытого Геопространственного Консорциума (OGC) и Технического комитета 211 Международной организации по стандартизации ISO ТС211. Возможности геопространственных технологий точно определять географическую привязку, обеспечивать доступ и связывать данные позволяют делиться
данными между различными департаментами, агентствами, промышленными и исследовательскими организациями;
4) аналитику: наша способность анализировать и извлекать выводы из обработанных данных также быстро растет. Инструменты и приложения для смартфонов теперь могут предоставлять нам полезную контекстуализированную информацию в нашей повседневной жизни, в то время как суперкомпьютеры могут запрашивать огромное количество неструктурированных данных и предлагать решения более сложных проблем;
5) сотрудничество: все более широкое использование Интернета способствует более широкому сотрудничеству между клиентом и поставщиком, что дает возможности, например, пациентам играть все большую роль в мониторинге и управлении своими собственными показателями здоровья.
5 Подход «умный город» и реализующая его система требований, основанных на стандартах
5.1 Общая характеристика стандартизации в области «умных городов»
Как отмечается в [6], роль стандартов в области «умных городов» заключается главным образом в обеспечении интеграции и
интероперабельности городских систем, под которыми могут пониматься, например, система городского водоснабжения, энергоснабжения,
предупреждения чрезвычайных ситуаций и др.
Основные характеристики предметной области стандартизации в области «умных городов» включают в себя:
- инструментарий города, который обеспечивает сбор данных о городской жизни;
- агрегирование и обработку данных из различных источников для содействия лучшему пониманию городской деятельности;
- измеряемое, получаемое в реальном времении знание о городе и доступности;
- анализ и визуализацию шаблонов данных и тенденций;
- фиксации изменений в функционировании одной или нескольких городских систем;
- с развитием технологий и приложений искусственного интеллекта обсуждается вопрос, должны ли городские системы функционировать полуавтономно, в таком случае порядок принятия решений должен быть описан тем самым также станет ключевой характеристикой;
- устойчивость обсуждается как общая ключевая характеристика, которая не должна описываться каждый раз отдельно, поскольку является предпосылкой для всех пунктов, изложенных выше.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой сочетание перекрестных технологий и служат основой для интеграции большинства других отраслей.
Введение
Настоящие методические рекомендации подготовлены на основе проведенного Институтом «Теринформ» исследования мирового опыта и передовых практик стандартизации применения подхода «умный город» к решению задач системы планирования развития территорий.
В методических рекомендациях учтены утвержденные и
разрабатываемые международные стандарты ИСО и МЭК, в том числе международные стандарты, разрабатываемые ИСО ТК 268 «Устойчивое развитие городов и сообществ», национальные стандарты Великобритании и Германии в сфере «умных городов».
Методические рекомендации предназначены для специалистов и руководителей проектных организаций градостроительного профиля, руководителей органов местного самоуправления, учреждений и служб заказчика, а также организаций, обеспечивающих инфраструктурное развитие территорий населенных мест, с целью обеспечения их
информационно-справочными материалами, которые позволяют разрабатывать и применять основанные на подходе «умный город» цифровые решения для повышения эффективности деятельности по территориальному планированию, градостроительному зонированию и планировке территории.
Методические рекомендации разработаны авторским коллективом Института «Теринформ» в составе: к. э. н. А.А. Васильев, к. ю. н. А.А. Костина, к. т. н. В.И. Семенов, под руководством и обшей редакцией к. ю. н., советника РААСН М.В. Дорофеева.
з
Ключевой тенденцией развития стандартизации в области «умных городов» является расширение применения ИКТ в традиционно функционирующих отраслях городского управления и городского хозяйства.
Особым объектом стандартизации являются открытые бизнес-модели данных. Поскольку сервисы становятся повсеместными и всеохватывающими, проблема открытости и использования данных становится одним из наиболее важных.
Прозрачность для конечных пользователей в отношении того, как их информация используется, редактируется и хранится, должна быть отправной точкой при предоставлении сервисов, использующих персональные данные.
Платформы данных (городские платформы для сбора данных в городских пространствах) входят в состав основных городских инфраструктур.
В реализации подхода «умный город» необходимо изначально применять открытые стандарты, гарантирующие интероперабельность технологических решений, совместимость и взаимодействие с различными системами (поставщиками) и различными платформами данных.
Следует задействовать различные заинтересованные стороны в разработке таких открытых платформ, необходимо разработать общую онтологию городских данных, основанную на едином понимании семантики и связанных таксономиях во всех отраслях городского хозяйства: транспорт, электронное правительство, энергетика и т. д.
Данные, создаваемые в этих отраслях, должны собираться, передаваться и совместно использоваться до того, как их можно будет использовать для принятия решений соответственно в городском транспорте, энергетике, водоснабжении, для чего необходимо разрабатывать единые подходы к стандартизации моделей, форматов данных.
Объекты стандартизации в области «умных городов» включают в себя:
1 Область применения
Настоящие методические рекомендации предназначены для широкого круга профессионалов в области городского развития, в том числе представителей органов власти городов и регионов, планировщиков и разработчиков цифровых решений для городского развития.
Методические рекомендации могут применяться в целях разработки стратегий, программ и планов «умных городов», программ и планов цифровой трансформации системы территориального планирования и градостроительного проектирования, а также при разработке отдельных проектов, реализующих подход «умный город».
2 Нормативные ссылки
В настоящих Методических рекомендациях ссылки на нормативные технические документы отсутствуют.
3 Термины и определения
В настоящих методических рекомендациях применены термины по [1], СП 42.13330.2016, ГОСТ Р ИСО 37100-2018
умный город (smart city): Эффективная интеграция физических, цифровых и человеческих систем в среде жизнедеятельности для обеспечения устойчивого, процветающего и инклюзивною будущего для всех жителей
PAS 180:2014,3.1.6
устойчивость (sustainability): состояние глобальной системы, включая экологические, социальные и экономические аспекты, в которых удовлетворяются потребности настоящего, без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности
Примечание 1: Экологические, социальные и экономические аспекты взаимодействуют, взаимозависимы и часто упоминаются как три измерения устойчивости.
Примечание 2: Устойчивость является целью устойчивого развития. Руководство ИСО 82: 2014, 3.1 ISO 37100:2016,3.2.1 ГОСТ Р ИСО 37100:2018, 3.2.1 умность (smartness): качество содействия устойчивому развитию и жизнеспособности посредством выработки обоснованных решений и принятия долгосрочной и краткосрочной перспективы.
Примечание 1: Умность встроена в процесс устойчивого развития, т.е. устойчивое развитие является всеобъемлющим процессом, в то время как умность является его характеристикой. Это подразумевает целостный подход, включая правильное управление и адекватные организацию, процессы и поведение, а также соответствующее новаторское использование техник, технологий и природных ресурсов.
Примечание 2: Умность рассматривается с точки зрения
производительности, относящейся к технологически реализуемым решениям. ISO 37100:2016,3.1.4
жизнеспособность (resilience): способность организации
адаптироваться в сложной и изменяющейся среде;
Примечание 1: Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC) определяет жизнеспособность как «способность системы и ее составных частей своевременно и эффективно предвидеть, поглощать, вмещать или восстанавливаться от последствий воздействия опасного события, в том числе путем обеспечения сохранения, восстановления или улучшения его основных базовых структур и функций».
Примечание 2: Жизнеспособность - это способность организации сопротивляться влиянию события или возможность вернуться к приемлемому уровню производительности в течение приемлемого периода времени после воздействия события.
Примечание 3: Жизнеспособность - это способность системы
поддерживать свои функции и структуру перед лицом внутренних и внешних изменений и плавно отключаться с минимально возможными последствиями для себя.
Руководство по ISO 73: 2009, 3.8.1.7, изменено: добавлены примечания 1,2 и 3.
ISO 37100:2016,3.1.3
город (city): городское сообщество, находящееся в определенных административных границах.
Примечание 1 - Город иногда называют муниципальным образованием или органом местного самоуправления.
Примечание 2 - Вырабатывая всесторонние и комплексные политики, города могут содействовать облегчению возрастающего давления на окружающую среду и сбережению природных ресурсов, являющегося следствием глобальной урбанизации
ISO 37100:2016,3.2.1 ГОСТ Р ИСО 37100:2018, 3.2.1
сообщество (community): группа людей с распределенными
обязанностями, организацией деятельности и выстроенными взаимоотношениями
Примечание 1: Во многих, но не во всех контекстах, сообщество имеет определенные географические границы.
Примечание 2: Город - это тип сообщества ISO 37100:2016,3.2.2 ГОСТ Р ИСО 37100:2018, 3.2.2 соседство (neighbourhood): часть территории города, в которой локализовано сообщество PD 8101:2014, 2.3
создание мест (place-making): многоаспектное планирование,
проектирование и управление общественными пространствами со стремлением создать общественные пространства, которые обеспечивают здоровье, счастье и благополучие людей PD 8101:2014, 2.4
инновационнаи экосистема (innovation ecosystem): сложная система взаимозависимых компонентов из государственного и частного секторов, работающих вместе для внедрения инноваций в город или сообщество ISO 37106:2018,3.1
группа специальных интересов (silo): группа индивидов, команд или организаций, сотрудничающих между собой в рамках выполнения отдельной функции в городе
ISO 37106:2018,3.2
граждано-центрнчный [подход к проектированию и осуществлению городских функций/услуг] (citizen-centric): подход, движимый скорее
потребностями граждан. нежели функциональными структурами групп специальных интересов.
Примечание - Термин «гражданин» в этом контексте включает жителей, посетителей и бизнесы в городе.
ISO 37106:2018,3.3
открытые данные (open data): наборы данных, предоставляемые органами публичной власти или государственными предприятиями ко всеобщего использования.
Примечание - Нередко данный термин также определяет свободное использование наборов данных, используемых на условиях соответствующей открытой лицензии. Данные считаются открытыми, если предоставляемые данные могут быть подготовлены и использованы кем угодно для каких угодно целей. Открытые данные должны соответствовать таким критериям, как «своевременность», «как можно ближе к источнику данных», «публикация по открытой лицензии», такой как СС BY 2.0, которая была опубликована некоммерческой организацией Creative Commons и позволяет осуществлять обмен, репликацию и модификацию данных даже для коммерческих целей.
DIN SPEC 91357:2017, 2.1
открытые интерфейсы (open interfaces): интерфейсы,
характеризующиеся способом описания передачи или чтения сигнала.
Примечание - Протоколы, в свою очередь, описывают правила взаимодействия с интерфейсами. Их описание доступно для всех заинтересованных сторон, их можно использовать и развивать в дальнейшем.
DIN SPEC 91357:2017,2.2
интернет вещей (Internet of Things, IoT): интеллектуально
подключенные устройства и системы для сбора данных, объединенных встроенными датчиками и приводами в машинах и других физических объектах.
DIN SPEC 91357:2017, 2.5
умные данные (smart data): [большие] данные, обогащенные анализом, интерпретацией и связыванием с другой информацией.
Примечание - Огромный объем данных и особенно городских данных станет одним из важнейших ресурсов в ближайшие годы, который будет обязательным для решения будущих проблем урбанизации и изменения
климата. Указанный огромный объем данных или больших данных может быть проанализирован и объединен с другими данными для получения более полного представления о том, что случается и произойдет в городском пространстве. Следуя определению, приведенному Acatech в заключительном отчете проекта «Smart Service Welt» , упомянутые большие данные могут быть обогащены анализом, интерпретацией и связыванием с другой информацией, чтобы стать умными данными. Знания, основанные на умных данных, могут стать базисом новых бизнес-моделей и так называемых умных сервисов (Smart Services).
DIN SPEC 91357:2017, 2.6
умные сервисы (smart services): результат цнфровизации, который позволяет потребителям настраивать и покупать отдельные пакеты продуктов и услуг на основе их потребностей.
Примечание - Потребители умных сервисов могут рассчитывать на правильную комбинацию продуктов и услуг повсюду и каждый раз. Провайдерам умных сервисов необходимо понимать требования клиентов и анализировать огромный объем данных, который в итоге станет умными данными. Эти умные данные могут использоваться умными сервисами или продаваться на цифровом рынке.
DIN SPEC 91357:2017,2.7
юродская платформа (Urban Platform): система, которая облегчает эксплуатацию городских данных, интеллектуальный мониторинг и контроль инфраструктуры и активов в городах и обеспечивает новые и улучшенные сервисы (равно как для государственных, так и для частных целей и организаций).
Примечание 1 - Открытые городские платформы, чтобы этот термин ни означал, не являются конкретными продуктами, лежащими на полке. Скорее, их можно рассматривать как платформу платформ, состоящую из существующих и новых элементов и эволюционирующую со временем. Открытая городская платформа может быть определена как локальная
реализация логической архитектуры, которая объединяет (ранее) фрагментированные городские инфраструктуры, платформы данных и сервисы из разных предметных областей, равно как в государственной, так и в частной сферах. Проще говоря, городские платформы интегрируют инфраструктуру и активы с поддержкой интернета вещей в городах, позволяют управлять и собирать и (повторно) распространять/использовать данные из этих и других источников и делать их доступными для приложений.
Примечание 2 - В соответствии с EIP SCC, здесь описывается городская платформа в виде:
а) реализованной реализации логической архитектуры/контента /дизайна, которая объединяет потоки данных внутри и между городскими системами;
б) с использованием современных технологий (датчиков, облачных сервисов, мобильных устройств, аналитики, социальных сетей и т. д.);
в) строительных блоков, которые позволяют городам быстро переходить от фрагментированных операций к прогнозируемым эффективным операциям, а также новым способам привлечения и обслуживания городских заинтересованных сторон.
DIN SPEC 91357:2017, 2.8
открытая юродская платформа (Open Urban Platform, OUP): городская платформа, использующая открытые стандарты и интерфейсы для гарантированного обеспечения совместимости и интероперабельности с другими системами и другими городскими платформами
DIN SPEC 91357:2017, 2.9
Европейское инновационное партнерство умных городов н сообществ (European Innovation Partnership on Smart Cities and Communities): инициатива EC по достижению климатических целей EC на 2020 г. через содействие развитию умных городов в Европе. В рамках этой инициативы была создана сеть в виде «кластеров действий», а также разработаны и
1
Там же. п. 156.
2
: Там же. п. 160.
3
Там же. п. 66.
hnp://\v\v\\iin.org/ga/sc;ux:li/\ic\v_docasp'.,s>mbol=A/RES/7()/l&Lang=R