МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
Государственный институт по проектированию заводов автомобильной промышленности
ГИПРОАВТОПРОМ
НОРМЫ
ТЕХНОПОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ ЦЕХОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЗАВОДОВ
Москва - 1973
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ИРСМЛИЯЕЮЮСТИ СССР
Государственный институт по проектированию заводов автомобильной промышленности
ГИНРОАВТОПРОМ
'СОГЛАСОВАНсТ
с Госстроем СССР Министерством автомо-
12 марта 1973 г* бильной промышленности
СССР г2 июня 1973 года
Н О Р И а
технологического проектирования деревообпабатываьцих цехов машиностроительных заводов
Арх. к 10593-И
г .Москва, 1973 г
РдЛм г? а суво-дз айва ддИ-тада
При расчете дерево-тарных цехов следует исходить из «го, что преобладающие типоразмеры мелких ящиков должны изготовляться из тарных комплектов (дощечек), получаемых от специализированных (в том числе и отраслевых) предприятии.
Крупные ящики и ящики нестандартных типо-размеров, а также ящики в экспортном и др. специальных исполнениях, подлежат изготовление полностью в тарном цехе завода.
Кроме .ого» в состав работы тарного цеха вхолит ремонт оборотной и возвратной тары.
Количество ^одлегащей изготовлению деревянной тары должно устанавливаться с учетом прогрессивных методов упаковки в тару из других материалов (картон и пр.), а также отправления продукции контейнерным способом и в оборотной торс.
В* Реыонтио-сттюитсльнце цехи
Ремонтно-строительные цехи (отдолеиия) на проектируемых заводах должны обеспечивать лиаь профилактический малый и средний ремонты по зданиям и сооружениям, а также ремонт и изготовление деревянного хозяйственного и производственного инвентаря.
Капитальный ремонт заводских зданий и сооружений выполняется подрядным способом ведомственными или отраслевыми ремонтно-строительными управлениями и трестами.
Мощность ремонтно-строительной службы проектируемого завода должна определяться в соответствии с планами развиты специализированных отраслевых или районных предприятий.
Объел ремонтно-строительных робот по заводу определяется исходя из сумма амортизационных отчислении от балан-совой стоимости здания и сооружений з;вода - на капитальный ремонт и средствами» выделяемыми на малый и средний ремонт.
Задание на проектирование ремонтно-строительного цеха (отделения) должно содержать даннье о балансовой стоимости зданий и сооружений завода и их техническом состоянии, а также о наличии в оайоне специализированных ремонтно-строительных организаций.
Нориами расчета ремонтно-строительных цехов (отделений) заводов (табл. <£) принято, что объем ремонтных работ,
выполняемых специализированными организациями, составляет от 50 до 70% от общего объема ремонтных работ (в зависимости от величины завода).
По определившемуся выпуску заводского ремонтно-строительного цеха (отделения) в тыс.руб. по табл. «'З принимаются его основные данные и состав оборудования.
Промежуточные значения этих данных уточняются путем интерполяции.
арх. * 18593м
ОШЕ НОШ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ UEXCB J;EPiLOO ВРАНОТНИ
НОШ ШИРИНЫ Щк£Ш 11№ЭД(Я И РЛССЮННК*
ЫЕ1ДУ ЛИШШИ СТАНаОП И CKjJUOiHjuH m/SCYA^K
—<WW ~~~
joromoSo* \ /,„«*«
□ 1±19(^1
C^Ol^n □
LJ__
□ “О
IOCS3 C^-DWCH3
Вид Шиоина проезда Расстояние "П* меж-
транспорта ИА" в им ду станками,складоч-
(одностороннее ними местами в мм движение) „мвж крупна детали детали до 2 м свнио d м
Тележки с грузом |
шириной ДО 1 м |
2000 |
^500 |
30С0 |
Электрокары с грузом шириной до 1200 мм |
2000 |
XG0 |
2500 |
Рельсовые тележки (ь- ширина тележки) |
B*i000 |
А»1000 |
А♦1000 |
|
ПРИМЕЧАНИЕ! При использовании вильчатых электропогрузчиков, указанные для электрокаров размеры яипкнм проездов увеличивачея на 500 им.
Ширина магистральных проездов - чООО мм.
В случае размещения цеха в блоке с ппоизвод-ствеиными цехами, ширина проезда принимается по ширине проезда в производственных цехах.
itOFJJ Л\ССТО№Й йШУ С’лтщ И ит СТАНКОВ СТЕН и КСЛсгш ЗДАНИИ
*> Оскиз расположения Наименование Обоз- Разметы в им пп оборудования обозначении наче-иелкие CDei..Kpyn.
станки н'ие ные стан-станки ки
I • I ; I I “
Расстояние а между складом-местами
Ш- — ---> т-7у-.Н1:ии местам
по Фронту у
zzzza
то»
станков
Расстояние с
между тыльными стооонами станков
Расстояние от i стен или колонн здании до:
а) тыльной стороны станка
б) боковой ] стороны
станка
Расстояние от j стены до поо-дольиой стороны около станочного складского исста
Расстояние ж между тыльной стороной станка и продольной стороной складочного места
YG0 900 ]Ю0
700 600 900
700 600 900
700 сОо 900 1200 1200 1200
1000 1000 1000
Расстояние !tax длдемарш, мекду торпсе»- &0 % Л К - „
ии сторонами floa ам+н£ йгмдЛЛ околос;аноЧ!<и*х cUiit л-/S’м складочных •
>46ст при трап-
деталей безрельсовыми ТСЛСКМШК
То зе, при односторонней движении теяо-хек с подъемной платформе;-, (для всех длин
материалов) ZOOO $£СО %J)bQ
Рас столпке мвхду торцовое стороной складочного места и стен о Г. при необходимости прохода рабочих
Расстояния указаны от н&рУТШШХ tGubcLDUfnti о/наМЮ^ъ f ко*, включающих краПнде гЬлх&кцХ %w?iU}i*W-xc*X' частей ные ограх;
При установке станков на иммЬиМйМНМЛ фцЩО~
ни. стен#и
П ПЛ у J\a ООШ1 U* пи. UW/W-fW/* UUA'MVWT'IVV -
лючающих крайний Ис-10Эи£коХ
стапкоб, огк.рмоа^иш£Ц №0tu tf йДОкДО/”*
юхдекия станков. « *
менты расстояния ЬХ fC0ic*i*H« стен »• •—"‘уп vr*ium нами ппинима/оиЭД О fW&U ЬЪсш^^ишхМих, kCit^ фигурации к глубики*4#Ш!десрб станков, t**2H
И КАЛ ШШ nzftllUh. •* О
1C УЧИТЫВАЕТ: Ш<ие$ (Ш
ЛсЩ iwaw icw*7t
и колонн здания
3. Нормы пзсстояний hi МЬ!ЩЛ 611НЦХ bitowifii ВСД4 и пр.) \9ШиЪ (рольганги
пр.).
1. При обслуживании СлнШШ$ (L&W&QjLCbtMM срсхМА^ MJU рьеЫнМШ СТ &ОНХН М> CT&i, МММ ИDU -НИК&ЮТСЯ С учетом &)3рIC'JUliCUU tibJMW&UU&i,
станков AjKt KfО^ШМММптии KffWQ-
ТЫВйМГ:
cwajzic virtue щ ЬрсшМрийх wgafep*у- А*стнде £Ж
ИСРУ.4 РАССТОЯНИИ JЕ5ДУ СТАНКАМИ И ИХ СКЛАДОЧНТШИ МЕСТАМИ Л’Л РАГНЫа сШ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
Схема * I для станков неппо-ходного типа
«_□
Торцовки педальные» маятниковые «Ленточные и акупные пилы. Свеолильные станки. Долбежные станки. Фрезерные станки. Сдностопонние шипорезные станки. Шипорезы Ласточкин хвост". Шлифовальные станки однопозиционные непроходные. Токарные станки. Гвоздезабивные станки.
Схема -2 L.n с"«анхоэ проходного типа (ппо-.ольных) | |
Станки для поодо'ьного распила. Рейсмусовые станки. 2-х и 4-х стопонние строгальные станки. Шлифовальные пооходные станки.
Схима а- 3 для станков проходного типа (поре печных)
2-х сторонние шипорезные станки. Многопильные хон-церавнители (проходного типа). Пазорезные станки.
Схема ^ 4 для комбинированных станков . | |
ПРИМЕЧАНИЕ: Размер 750 мм (в схеме *2 и Б 4) принимается при обработке деталей шириной до 250 мм или длиной до 3-х м» а размер 1000 мм для деталей больших Размеров.
1ЮР-.4 l’AtSJEHCU ПГОлЮО» й ITy.'O^^.iwJliUrii; По^ЬдМНи-ТРАМС.'SOP'iit.'j л СРЁ„С'«ii
Характе- Этах-ристика ность отделениР. здания и участков
Шаг
ко
лони
внут
ри
пролета в ы
Подъсыно-транс-
Ьысот-» |
портные среде |
Tsn |
£ U |
» и д Дакс.- |
,.о го- |
)-
о
X
X |
мал ь- |
ловки |
за |
мая |
РОЛЬ- |
СТРОИТ |
гру20- |
са |
салки |
лояъ- |
под- |
(vfP- |
ем- |
кпано- |
ач) |
ность |
ВОГо |
|
А |
пути |
|
|
Крупные 1 ХЪ | ]2 Поднес- ло 5 7,2
цехи ные оя-
ноба-
лочные
краны
Склады -н- JO 8,15 i018
сух их пиломатериалов
Средние и малые цехи (отделения)
Подвесные од-нооа-
_ . „ лочные
181 2s 6-12 краны
много-
этак-
ные 6.9 |
\г
nPlUivlAlim: X. При размещении деревообрл'>пт1.,ьам-:их цехов в блоке с другими цехами, размеры пролетов принимается исходя и: тос'-овами..» предъявляемых основными цехами.
К таблице * ч
2. К крупный цехам (отделениям) относятся плои: во.'.стна с общей переработкой свыше 10000 м3 пиломатериала в год.
3. Во всех случаях, где это цслесообпаэно, следует пшздинять механизированный напольный транспорт, взамен крановых средств •
Для многоэтапных зданий высота указана от пола до пола.
5. 1ля многоэтажных зданий ширина пролета 12 м модет оыть применена при нагрузках на перекрытие этажей не более 1000 кг/м2.
Таблица * 5
jelr Длина обра-пп батываемых де талей в м
УКРУПНЕНИЙ!) HOP-IU УДЕЛЬНО/. ПРОИ:*£ОлС?ЬШОй IWOlnAjiH НА ОЛЮ РАБОЧЕЕ JSCTO
_авд_вайдн££а-меш_
Станок Верстак Стол Леревосбороч-
столяра сколот- ная позиция *
или мо- чика разметочные
дельщика тары плиты модель
ного цеха
|
|
Удельная |
площадь |
В М2 |
|
I |
до I |
25 |
10 |
20 |
15 |
2 |
1,1-2,0 |
25-30 |
12 |
20-25 |
15-20 |
3 |
2,1-2,0 |
20-40 |
15 |
25-30 |
20-30 |
ч |
3,1-4,о |
40-50 |
- |
30-fc> |
30-40 |
5 |
Ч, 1-5,0 |
50-60 |
- |
- |
40-50 |
6 |
5,1-6,С |
60-60 |
- |
- |
- |
1. Под рабочим местом подразумевается станок, верстак, проверочная плита, рабочий стол, пресс для склойки и т.п. с учетом площади для размещения заготовок до обработки и деталей (узлов) после обработки, а также относящаяся к нему часть внутрицеховых проездов.
2* Большие значения - для цехов с преобладанием крупных издел ий.
3. При обработке деталей разны< длин в самостоятельных
потоках площадь каждого потока рассчитывается отдельно.
4. При применении поточных и полуавтоматических линий обработки деталей или конвейерной сборки изделий на эту группу оборудования нормы следует принимать с
К - 1,2.
Материал подготовлен отделом технических нормативов Гипро-автопрома. Оформлен для размножения ОНТЭИ ГАП.
Отпечатано в фотопечатной лаборатории Проектного института £ 2 Госстроя СССР Москва А-80, Волоколамское шоссе, д.1
Заказ » 193 1974г.
HOP-J Д!0«А„£л ЬСПОНОГАТЕЛЬННX МАСТЕРСКИХ И Ю1АЛ01Ш
Наименование |
Характеристика обслужи- |
Расчетная |
лп помещений |
ваемого объекта |
площадь |
|
па именование параметра |
Количество |
данного
помещения |
I. Гаточная и |
Количество |
до го |
30 |
ремонт инстоу- |
деревообпа- |
^О-чО |
45 |
мента |
батыващих |
|
станков |
40-60 |
60 |
2. Ремонтная база |
количество |
По нормам |
технологичес |
механика цеха |
ремонтипуе- |
кого проектирования ое |
|
мых единиц |
монтных цехов и рембаз |
|
о'ооулова- |
|
|
|
ния |
|
|
3. Инструментзль- |
количество |
до :5о |
гч-35 |
иля кладовая |
ппоигводствен- |
■ L3I-250 |
36-48 |
|
них рабочих |
свыше г50 |
48-72 |
ч. Кладовая вело- |
То ze |
£0 i 50 |
24-36 |
могательных материалов, |
|
151-250 |
2о-60 |
метизов у оковки |
|
свыше 250 |
60-90 |
5. Кладовая при- |
По мере фак- |
|
|
способлений |
тической
надобности |
|
18-36 |
ПРП1ь!АН!:£: Площади для размещения сантехнических, энергетических и ппотивопохзрных установок цеха, при укрупненных расчетах, принимается от 3 до Ъ% к производственной площади, в зависимости от масштаба производства.
ZJL^u^A-dJUc |
Наименование |
',*л
таблиц |
Стр. |
X |
2 |
е/ |
Uведение |
|
ч |
Общие,нормы |
- |
10 |
Нормы ширины цеховых прое мов и рлссюяний мелду линиями станков и складочками местами |
к |
i i |
tiОп»• м расстоянии мехду С*г-:НКТи»И и от станков до стен к колонн зданкЬ |
% |
12 |
Нории рг.сстояни.. ие..ду станками и их складочной и местами для па-ны>: схем оогаийЗкккк пг.оочего места |
3 |
1*4 |
Норин пац.спон чпо^етоп и грузоподъемности подъемно-транспортная средств |
ч |
i*J |
Укрупненные нормы удельной произведет «енноя пдоь^ади на одно 1Дбо-чос место |
G |
I'/ |
Нопмы площадей ьс помоги те :ми/х мастерских и кладовых |
в |
ia |
Номенклатура и нормы ипсчмта вспомогательных рабочих |
7 |
19 |
Укрупненные иопии вспомогательных рабочих |
8 |
21 |
Нормы расчета количества транспортно-складских рабочих |
9 |
22 |
Ноомы расчета количества IftP, служащих, МОП |
10 |
24 |
Распределение раоочих дере во обрабатывающих цехов (отделен/и) по санитарным характеристикам производственных процессов |
II |
2Ь |
|
Укрупненные показатели численности хенсин в йсрсоооорабативзс-щих цехах (отделениях) 12
Организация складского хозяйства и уеханиэоция погрузочно-разгрузочных работ
Оборудование для механизации погрузочно-разгрузочных работ 13
Нории запаса хранения древесины на складах 14
Нории для расчета площадей складов пиломатериалов, деталей, узлов и готовых изделий 15
Охрэна труда, техника безопасности и противопожарные мероприятия при проехтуповании деревообпаоагывасщих цехов (.отделений)
Деревомодельные цехи (отделения)
Нормы расхода пиломатериалов на изготовление деревянных моделей 16
Укрупненные нормы удельной трудоемкости изготовления деревянных модельных комплектов на 1 куб. м пиломатериала 17
Нормы пасчета и основные данные цехов (отделений) по изготовлении деревянных моделей 1Ь
Примерный состав деревообрабативао-
fero оборудования модельного цеха отделения) 19
Тарные цехи (отделения)
Нормы расхода пиломатериалов на изготовление деревянных упаковочных ящиков 20
Нормы трудоемкости изготовления деревянных упаковочных ящиков |
21 |
hi |
Ремонтно-строительные цехи (отделения) . _ _ _ |
|
•2 |
Нормы объема работ по капитальному и текущему ремонтам здаииЛ и сооружении заводов |
XI |
№ |
Нопмн расчета и основные данные ремонтно-строительных цехов (отделений) |
13 |
гл |
ПрицепимЯ состав оборудования ремонтно-строительных иехсв чотделении) |
хк |
ьз |
ч
В Б Е 1 £ Н И h
Настоящие нормы технологического проектирования де-ревообоабативаю^их цехов (отделений) мааиностроительных заводов является результатом пересмотра действующих одноименных ноги, разработанных Гипроавтопроыом и утвержден-ных по согласованию с Госстпоем СССР 17 июня 1969 года.
Пересмотр упомянутых норм 1969 года выполнен институтом Гипполвтопоом по утвержденному Госстроем СССР плану нормативных работ J9*/<f года (раздел II, подраздел ч, тема г2) и в соответствии с заданием, утвержденным Минавтопромом по согласованию с Главгосэкспертизой Госстроя СССР от 18 мая 1971» года.
В основу пересмотра норм положены:
- "указания по разработке новых и пересмотру действующих общесоюзных норм технологического проектирования и технико-экономических показателей", утвержденных постановлением Госстроя СССР от г2 июля 1970 года '* Ь7, в части развития специализации, кооперирования и комбинирования производств.
- Замечания и предложения Главгосэкспертизы Госстроя иССР, мапиностроительных министерств, их научно-исследовательских и проектных институтов, основанные на опыте 3-х летнего применения действующих норм и перспективах развития отраслевой специализации.
важнейшей задачей машиностроительных министерств является развитие специализации в производстве деревянных деталей я изделий, создание в промышленных узлах и районах отраслевых и межотраслевых специализированных предприятий и цехов по централизованному выполнению капитального и круп-
ного текущего ремонтов здании, сиот ужений заводов# по обеспечению заводов тарной дощечкой для изготовления массовой деревянной тара, изготовлению моделей.
При проектировании строительства промышленных комплексов заводов или нескольких заводов в одном промышленной узле, а также их реконструкции, как правило, должно предусматриваться создание общего специализированного предприятия (или цеха в составе одного из заводов) для обеспечения этой группы заводов продукцией или полуфабрикатами из депева,ремонтом зданий и сооружений ^при нево:мощности выполнения этих пемонтоп сторонними о рган и запили к) .
Обработка дерева на машиностроительных заводах сводится к четырем видам производств!
а) производство деревянных деталей для основных изделий завода |
б) производство деревянных моделей комплектов#
в) производство деревянной тары (кок правило, г.5 ной дощечки) #
г) производство деревянных деталей и изделий для ремонта зданий и сооружений зввода, а так^е к;готовленим и ремонта деревянного производственного и хозяйственного инвентаря. В таблице 1-15 настоящих нормативов приведены общие нормы, применяемые при проектировании всех видоз дерсвооог»аботкк.
В последующих таблицах даны нормы и основные данные для проектирования деревомодельных, тарных и пемонтио-строительных цехов (отделений).
Нормы для проектирования цехов (отделений) по изготовлении деревянных деталей и узлов основного производства заводов разных отраслей машиностроения, ввиду большого разнообразил номенклатуры их изделий, в настоящих нормах не приводятся и „олхны разрабатываться этими отраслями.
При проектировании деревообрабатывающих цехов следует руководствоваться действующими нормами, инструкциями и правилами, в том числе "Правилами техники безопасности и ПГОИ..БОдстиепнс;. санитарии в деревообрабатывающей промышленности" (издательство "Лесная промышленность", 1971 г.), а также правилами техники безопасности и прои:водственной санитарии по отдельном видам производства и обработки в цехах заводов машиностроительной промышленности.
Особое внимание должно быть уделено соблюдению действующих норм и правил похарной безопасности.
Перечень норм и правил, которыми следует руководствоваться при проектиэовании деревообрабатывающих цехов (отделений) приведен ниже (см. страницу 33).
ъ настоящую редакцию норм внесены исправления, учитывающие замечания отдела проектов машиностроительной промышленности Главгосэкспертизы Госстроя СССР по проекту пересмотренных в 197<? году норм.
Низе приводятся основные положения, принятые для на
стоящих нормативов по отдельным производствам
а>.Производство дедскцш.цдл^ей
Заданием для проектирования деревомодельных цехов (отделений) служит годовой выпуск (в тоннах) годного литья цехами завода с указанием серийности и характера литья по весу и сложности, применяемой модельной оснастки (металлической и деревянной), а также среднего развеса отливок.
Расход пиломатериала на годовую программу для изготовления деревянных молельных комплектов чабл. iO) определяет производственную мощность цеха (отделения). По расходу пиломатериала и соответствующей трудоемкости переработки одного куб. м (табл. # 16) определяются трудозатраты в чел.часах на годовую программу.
Учитывая местные возможности в централизации изготовления моделей, следует предусматривать получение со стороны до 70£ деревомодельных комплектов, сохраняя за заводом возможность оыполнения срочных потребностей и восстановление используемых комплектов.
По трудоемкости раоот, выполняемых заводом, по нормативным таблицам (табл. 1о, 19) определяются основные данные проектируемого отделения.
При проектировании специализированного цехе следует определить суммарную трудоемкость потребностей по обслуживаемым заводам и по нормативным таблицам определить соответствующий по характеристикам цех.
При промежуточных показателях параметры i£xa (отделения) следует уточнять путем интерполяции.
Склады моделей на вводах следует рассчитывать, исходя из полной потребности в модельных комплектах, подлежащих хранению.