ЛЕНЗНИИЗП ГОСГРАЖДАНСТРОЯ
ПОСОБИЕ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ В ГОРОДАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
ЛЕНИНГРАД 1976
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТИПОВОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ (ЛЕНЗНИИЭП) ГОСГРАЖДАНСТРОЯ
ПОСОБИЕ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ В ГОРОДАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
СТРОЙИЗДАТ ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ЛЕНИНГРАД 1976
Рис. <♦. Карта глубин оттаивания органических грунтов
Пример 2. Определить расчетную глубину сезонного оттаивания на площадке в Еиганске (на р.Лене у Северного Полярного круга), имеющей следующее сложение: мох и торф мощностью 0,13 м, песок пылеватый с влажностью 20$ мощностью 0,9 м; суглинок средний с влажностью 40*.
Определяем значения R, для каждого слоя грунта по формуле (I). Для первого слоя, состоящего из органических грунтов, по карте на рис. 4 имеем: Rt - 0,57 м. Для второго слоя по карте на рис. 3 (песчаный грунт, подстилаемый глинистым) и по формуле (I) находим Нт = 0,82.2,2 - 1,80 м. Для третьего слоя, использовав карту на рис. 2, получаем Н, - 0,86.1,7 * 1,46 м. По формуле (3) для трехслойной конструкции
1,46 - bSS o,I5 - 0,90 ♦ 0,15 ♦ 0,90 * 1,40 м.
0,57 1,80
Верхняя граница вечномерзлой толщи (ВП1) расположится в слое суглинка.
При определении глубины оттаивания на строительных площадках приходится иметь дело не только с грунтами естественного залегания, влажность которых известна из материалов мерзлотногрунтовых изысканий, но также с грунтами привозными, идущими на подсыпки при вертикальной планировке местности, в насыпи дорог и т.п. Влажность этих грунтов в процессе проектирования неизвестна, так же как неизвестна влажность различных дорожных материалов. Поэтому в расче отдаивания влажность грунтов насыпей и слоев дорожной оды^ы принимается нормативной (близкой к оптимальной, требуемой при работах по уплотнению насыпей), которая назначается по табл. I.
Величина оттаивания грунтов под насыпями дорог и аэродромов рассчитывается по формулам (2) - (4) как для многослойных конструкций, причем величина IL рассчитывается иначе, чем в (I):
ht=iWhk, W
где Нк и кцгопределяются по карте рис. I или рис. 3, а коэффициент Кп> учитыващий интенсивность оттаивания покрытия, принимают по данным, приведенным ниже:
Песок ................... 1,05
Песок с гравием ......... 1,13
Гравий и галька......... 1,21
Щебень и дресва ......... 1,25
Асфальтобетон ........... 1,30
Цементобетон ............ 1,37
Таблица I
Нормативная влажность грунтов и дорожных материалов |
Грунты и материалы |
Нормативная
влажность,
* |
Гравийно-галечный и щебеночный грунт |
5 |
Песок средней крупности |
7 |
Песок мелкий |
8 |
Песок пылеватый |
10 |
Супесь легкая |
10 |
Супесь тяжелая |
12 |
Суглинок легкий |
13 |
Суглинок средний |
15 |
Суглинок тяжелый |
17 |
Балластный слой железных дорог: |
|
песчаный |
5 |
щебеночный |
3 |
Гравийное и щебеночное покрытие дорог |
3 |
Основания под покрытия: |
|
песчаное |
6 |
щебеночное |
Ч |
Асфальтобетонное покрытие |
I |
Цементобетонное покрытие |
2 |
|
Примечание. В выемках влажность дорожно-строительных материалов следует принимать с коэффициентом 1,15.
Пример 3. Рассчитать глубину оттаивания насыпи автомобильной дороги в Воркуте, сооруженной из горелой породы с покрытием из бетонных плит толщиной 18 см, уложенных на песчаной подготовке толщиной 10 см. В основании насыпи залегают глинистые грунты.
Определяем глубины оттаивания каждого слоя в отдельности, приравнивая горелую породу к гравийно-галечному грунту. Влаж-
ность слоев по табл. I (считая слои сверху вниз): 2, 6 и 5*. Коэффициенты поправки на влажность по графику на карте оттаивания (рис Л) соответственно: Ку/а 1,15, S/e 0,98 и 1,0. Коэффициенты Wn для слоев дорожной одежды и материала самой насыпи следующие (см. с.Насчитал слои сверху вниз):Кп * 1,37, Кп = 1,05 и Vn » 1,21. Глубина оттаивания песчаных грунтов в Воркуте для двух верхних слоев по карте рис.1 Нк = 2,9 м и для грунта тела насыпи по карте рис. 3 (подстилающий грунт глинистый) Нк = 2,5 м. По формуле (5) получаем:
Н* = 1,37.1,15.2,9 = 4,57 и;
Н* = 1,05.0,98.2,9 = 2,99 м;
Н*= 1,21.1,00.2,5 = 3,03 и.
По формуле (3) для трехслойной конструкции вычисляем глубину оттаивания насыпи за теплый период года
Н» 3,03 - о,18 - 2^2 0,10 ♦ 0,18 ♦ 0,10 - 3,09 м.
>т 4,57 2,99
Таким образом, если высота насыпи будет более 3,09 м, то ее основание остается в мерзлом состоянии круглый год. Если насыпь будет высотой менее 3,09 м, то за теплый период года она полностью оттаит, и на некоторую глубину оттаит также и ее основание.
§ 2. Определение осадок поверхности грунта при его оттаивании
Осадка поверхности мерзлого грунта (S , м) при его оттаивании, а следовательно, и осадка сооружения, возведенного на нем, зависит от вида грунта, его влажности, характеристик пластичности (пределы Аттерберга для глинистых грунтов), глубины его оттаивания и нагрузки, передаваемой на грунт. Она определяется по формуле
5 = 5 h. от у (б)
где S - относительное сжатие мерзлых грунтов при их оттаивании под нагрузкой; hOT- глубина оттаивания мерзлого грунта под сооружением.
Для определения величины 8 (величина безразмерная) существует несколько формул и методов, в том числе испытаний на
месте с применением горячих штампов и лабораторных компрессионных испытаний. Все эти способы при проектировании инженерной подготовки местности непригодны, так как их невозможно распространить на большие площади и протяжения. Поэтому при проектировании можно пользоваться графиками (рис. 5-8), дающими непосредственно расчетные значения § . На рис. 5 даны значения 8 для песчаных грунтов в зависимости от влажности грунта, на рис. 6 и 7 - значения 8 для глинистых грунтов в основании насыпей автомобильных и железных дорог и аэродромов. Величина 8 здесь является функцией влажности грунта и числа пластичное ти\Уп# На рис. 8 изображен график для определения 8 в сильнольдистых грунтах. По нему 8 определяется как функция влажности грунта и влажности на пределе раскатывания Wp.
Для пользования графиками рис. 6-8 необходимо иметь данные о пластических свойствах грунта (пределы Аттерберга).
|
W п |
wP % |
Супесь легкая ......... |
|
17-18 |
■ тяжелая ......... |
|
15,5 |
Суглинок легкий........ |
|
16-17 |
■ средний ......... |
|
16-17 |
■ тяжелый ......... |
.........13-17 |
17-19 |
Если этих данных для грунтов, слагающих данную площадку, у проектировщика не окажется, то расчетные значения числа пластичности Wn и влажности на пределе раскатывания Wp можно (с достаточной для практики точностью)в зависимости от вида грунта принимать по данным, приведенным ниже:
При наличии в глинистых грунтах крупнообломочных включений относительное сжатие грунтов при оттаивании 8, полученное по графикам рис. 6 и 7, следует уменьшить на коэффициенты,приведенные в табл. 2.
При сливающейся криолитозоне("сливающаяся мерзлота") относительное сжатие S при оттаивании органических грунтов берется
из данных, приведенных ниже.
Торфяные грунты: А
лесотопяная залежь ....................... 0,40
топяная залежь ........................... 0,43
Ненарушенный мохорастительный слой (включая почвенный сдой) .......................... 0,30
Теплоизоляционные подушки из торфа и мха ... 0,33
Рио,5. Относительное оха-тие при оттаивании песчаных грунтов: I - песчаные крупные;2 -пеочаные средней крупыоотв; 3 - пеочаные мелкие и пылеватые
|
Рис. 6. Относительное сжатие при оттаивании глинистых грунтов основания под насыпями автомобильных дорог |
S' |
|
Рис. 7. Относительное сжатие при оттаивании глинистых грунтов основания под насы-пяии железных дорог и аэродромов |
|
Рис. 8. Относительное сжатие при от Танзании сильнольдистых грунтов |
Коэффициенты, учитывающие снижение относительного сжатия грунтов с крупнообломочными включениями
Наименование
груитои |
При наличии крупных фракций в количестве, % |
до 20 |
20-35 |
35-50 |
Супесь легкая |
I |
1 |
0,5 |
" тяжелая |
I |
0,8 |
0,6 |
Суглинок легкий |
I |
0,8 |
0,6 |
■ средний |
I |
0,8 |
0,55 |
• тяжелый |
I |
0,8 |
0,55 |
Глина |
I |
0,8 |
0,55 |
При несливающейся криолитозоне, когда между слоем сезонного оттаивания-промерзания и вечномерзлой толщей грунтов сохраняется слой постоянноталого грунта, осадка торфа рассчитывается обычным способом, как в районах, где вечномерзлые грунты отсутствуют. При этом глубина залегания торфа принимается равной глубине от дневной поверхности о расчетного горизонта верхней границы вечномерзлых грунтов ( й), если, конечно, на
более близкой к поверхности глубине t.} залегают минеральные грунты.
Пример. 4. Определить осадку насыпи автомобильной дороги в Воркуте, сооруженной по условиям примера 3 (см. с. 12). Высота насыпи вместе с покрытием 2 м. В основании насыпи залегают суглинки легкие с влажностью 40$.
В примере 3 было определено, что глубина оттаивания такой насыпи 3,09 м.Если бы в основании насыпи залегал тот же грунт, что и в теле насыпи, глубина оттаивания основания равнялась бы 3,09-2,00 * 1,09 м. Скорректируем это значение, принимая во внимание, что интенсивность оттаивания грунтов тела насыпи (горелая порода) и грунтов основания (суглинки) различна.
Глубина сезонного оттаивания грунтов насыпи была определена в примере 3: = 3,03 м. Определяем глубину сезонного
оттаивания грунтов основания насыпи - тинистые грунты с влажностью 40*. По карте рис. 2 для Воркуты находим Нк= 2,0 м и *vj= 0,86. По формуле (I) получаем Нт =. 0,86x2,0 * 1,72 м. Глубина оттаивания грунта под насыпью
Находим относительное сжатие мерзлых грунтов основания насыпи при оттаивании по графику на рис. 6, приняв число пластичности грунта по данным на с.6: Wn * 8. При этом значении числа пластичности и влажности грунта 40* имеем § = 0,21. По формуле (6) осадка насыпи равна
$ - 0,21.0,62 = 0,13 и.
§ 3. Вертикальная планировка местности
В области залегания вечномерзлых грунтов проектирование вертикальной планировки ведется с соблюдением основного принципа - сохранения сложившегося термовлажностного режима многолетнемерзлой толщи грунтов.Нарушение этого принципа может привести к провалам дневной поверхности, образованию термокарстовых озер, интенсивному оврагообразованию и превратить территорию в состояние, непригодно* для застройки и благоустройства.
Проект вертикальной планировки составляется на основе геокриологической карты местности, на которой даются виды, характер залегания и физические характеристики грунтов, рельеф местности и вид растительности. На этой карте следует оконтурить участки с различными грунтовыми условиями применительно к дорожно-мерзлотной классификации грунтов.
По этой классификации грунты разделяются на четыре категории:
I - сжатие грунта при оттаивании под нагрузкой не проявляется (грунты непросадочные);
П - относительное сжатие грунта (см. § 2) при оттаивании под нагрузкой не превышает 10* мощности оттаявшего слоя (грунты малопросадочные);
Ш - относительное сжатие грунта при оттаивании под нагрузкой колеблется от 10 до 40$ (грунты просадочные)$ 1Уа- относительное сжатие при оттаивании под нагрузкой более 40$ (грунты сильнопросадочные);
IУб— грунты, содержащие в верхних горизонтах крупные (толщиной более 10 см) включения подземного льда, в результате вытаивания которого образовываются термокарсты.
Принадлежность грунта к той или иной категории можно определять по влажности грунта (табл. 3).
Таблица 3 Дорожно-мерзлотная классификация грунтов |
Наименование и состав грунтов |
Влажность мерзлого грунта, $ Категория грунта |
|
I |
П |
Ш |
1Уа |
Гравийно-галечные и щебенисто-дресвяные с примесью: |
|
|
|
|
|
песка |
менее 5-9 |
9-15 |
более 15 |
|
|
супеси или суглинка до 25* |
" 9-13 |
13* |
• 17 |
|
|
супеси или суглинка до 50$ |
" II-I6 |
16-20 |
" 20 |
|
|
Пески
Супеси: |
" 15-17 |
17-25 |
" 25 |
|
|
легкие |
* II-I3 |
13-23 |
23-53 |
более |
53 |
тяжелые |
" 14-16 |
16-25 |
25-56 |
и |
56 |
Суглинки* |
|
|
|
|
|
легкие и средние |
" 17-20 |
20-28 |
28-60 |
я |
60 |
тяжелые |
" 21-23 |
23-35 |
35-66 |
я |
66 |
Глины |
" 25 |
25-40 |
40-75 |
я |
75 |
|
На участках, слагаемых грунтами I и П категорий, допускается изменение рельефа путем срезок, подсыпок, смягчения уклонов и приспособление его для целей строительства. Грунты, получаемые в результате срезок, могут быть использованы на уча-
В книге излагаются особенности инженерной подготовки местности и прокладки дорог и улиц в городах и поселках, проектируемых в зоне распространения вечномерзлых грунтов, рассмотрены также возможности сооружения аэродромов и вертодромов в зоне городской застройки населенных мест Крайнего Севера. Дается методика расчетов при проектировании мероприятий, связанных с инженерной подготовкой местности, и расчета дорожных и аэродромных конструкций на вечномерзлых грунтах.
Книга представляет собой пособие для архитекторов и инженеров, занимающихся проектированием городов и районной планировкой Крайнего Севера.
Табл. 27, рис. 57.
Составитель АЛ.Ястребов
п 30204 - 061 047(01) - 77
© Ленинградски*', зональный научно-исследовательски"* и лроектныГ* институт типового и экспериментального проектирования гхилых и общественных здшш!. /ЛенЗНИКЭЙ/ 1977.
стках, требующих подсылки. Земляные работы по планировке территории допускается производить в летний период, когда верхние слои грунта оттаивают.
При планировке участков с залеганием грунтов Ш категории необходимо сохранить верхнюю границу вечномерзлых грунтов(ВГН) на ее прежнем уровне. Поэтому планировка допускается только за
Рио. 9. Планировка меотнооти при грунтах Ш категории: I - крао-ная отметка планировки; 2 - грунт, подлежащий выемке и замене; 3 - еотеотвенннй рельеф меотнооти; 4 - НП4 до работ по планировке; 5 - HIH пооле планировочных работ
счет подсыпок привозным грунтом, причем этот грунт по количеству содержащейся в нем влаги должен удовлетворять условиям грунтов I или П категорий (рис. 9). Высота подсыпки (Н) не должна быть менее следующей величины
Н ^ S Нт , (7)
где S - относительное сжатие при оттаивании грунтов, на которых сложена данная площадка. Определяется по графику на рис. 5, 6 или 8;
глубина сезонного оттаивания грунта, используемого для подсыпки. Рассчитывается по формуле (I).
Срезка отдельных бугров разрешается, но при условии, что оставшийся после срезки объем 2 (рис. 9) заменяется тем же грунтом, который используется для подсыпки.
При производстве планировочных работ в летний период подсыпка должна производиться способом "от себя", с тем чтобы естественная поверхность и ее мохорастительный покров не нарушались колесами и гусеницами транспортных машин. Срезку бугров лучле производить в зимнее время.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель настоящего пособия - восполнить пробел, ныне существующий в технической литературе и регламентирующих технических указаниях, по части инженерной подготовки территорий и городского и пригородного транспорта в городах и поселках Крайнего Севера, создаваемых в области залегания вечномерзлых грунтов.
В настоящем издании книга представляет собой переработку выпущенного в 1973 году ЛенЗНИИЭПом "Пособия по проектированию вертикальной планировки и сооружений городского и пригородного транспорта на Крайнем Севере". Это Пособие, выпущенное в небольшом количестве (50 экз.) как проект было разослано на рассмотрение в различные проектные и научно-исследовательские организации и в руководящие органы Госстроя СССР и Госстроя РО&СР.
На Пособие были получены отзывы от десяти организаций, в том числе от Госстроя СССР и Госсттъя РСФСР, в которых отмечалась полезность и даже необход сть такой работы, "так
как имеющиеся нормативные и справоч. ма ериалы дают крайне
скудные сведения и указания при пре ировании вертикальной планировки и транспорта, одной из наиболее трудно ре ваешх проблем в условиях Севера" (СибЗНИМЭП Госгражданстроя). В отзывах имелось также большое число весьма ценных замечаний и предложений, которые были тщательно изучены. В результате Пособие было коренным образом переработано и дополнено. В частности, кроме вертикальной планировки местности включены и другие вопросы инженерной подготовки местности, специфические для области залегания вечномерзлых грунтов.
Как показал опыт освоения Обского Севера и строительства Байкало-Амурской магистрали, воздушные сообщения на Крайнем Севере приобретают все большее значение, и авиация во многих случаях становится единственным видом транспорта, который способен разрешить проблемы пригородных перевозок. Поэтому резервированию земельных участков в системе архитектурно-плани-
ровочной организации городов и поселков Крайнего Севера необходим уделять особое внимание, равно как и обеспечению воздушных подходов к городским аэродромам и вертодромам. Этим вопросам посвящается специальная глава.
Особенности проектирования дорог и улиц на вечномерзлых грунтах почти совершенно незнакомы широкому кругу инхекеров-дорохникож и планировщиков, поскольку они отражены лишь в ограниченных указаниях, выпушенных отдельный! ишстштутани для энутреншего пользования. В настоящем Пособи вопросы дорохвого строительства обобщены на основе десятилетие! практики проектирования и строительства.
Книга рассчитана на использование в конкретной проектировании как организацияыи градостроительного профиля, так и проектными институтами, дорабатывающими проекты городов и поселков в части инженерной подготовки местности и транспортного строительства. Поэтому основное внимание в ней уделяется расчетам устойчивости и прочности инженерных сооружений, возводимых на вечномерзлых грунтах. Методика расчетов и расчетные формулы даются в упрощенном виде, с конкретными примерами, что позволяет пользоваться ими любому инженеру, не знакомому специально с вопросами инженерного мерзлотоведения.
Пособие подготовлено техническим отделом ЛенЗШШЭПа под руководством главного инженера института А.Ф .Антонова. Составитель - канд. техн. наук А.Л.Ястребов при участии инженера А.Л.Евтахвева.
Просьба все замечания и пожелания по улучшению настоящего Пособия присылать по адресу: I9I065, Ленинград, наб.р.Мойки,45, ЛенЗШШЭП, технический отдел.
ГЛАВА I
ИНкЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА МЕСТНОСТИ
При инженерной подготовке территорий, отводимых для строительства населенных мест, или отдельных строительных плоцадок необходимо особо учитывать четыре вида мероприятий, для которых вечномерзлые грунты создают специфику проектирования и производства работ, а именно:
вертикальную планировку местности; организацию поверхностного стока; предварительное промораживание или оттаивание грунтов; борьбу с наледями.
Существенными факторами, влияющими на объемы земляных работ при инженерной подготовке местности, являются глубина сезонного оттаивания-промерзания грунтов и осадки оттаявших мерзлых грунтов при воздействии на них определенного давления.
§ I. Определение глубины сезонного оттаивания грунтов
Расчетная величина сезонного оттаивания-промерзания с поверхности грунтов естественного залегания определяется с помощью карт. На этих картах нанесены каолин глубин сезонного оттаивания для песчаных грунтов с влажностью Ч>% (рис.1) и глинистых с влажностью 15$ (рис. 2). Для грунтов с другими значениями влажности глубина оттаивания вычисляется по формуле
нт = VHK (I)
где Нт- глубина сезонного оттаивания-промерзания, м;
поправочный коэффициент на влажность, приведенный на графиках на картах;
Нк- значение глубин сезонного оттаивания, по изолиниям, приведенным на соответствующих картах, м.
|
Рис. I. Изолинии глубин сезонного оттаивания песчаных грунтов при влажности 5< |
<5 fc | |
Рис. 2. Изолинии глубин сезонного оттаивания глинистых грунтов при влажности 155* |
Если сезоннооттанваидий слой сложен песчаными грунтами, под которыми залегают глинистые грунты, то расчетное значение глубины сезонного оттаивания следует определять по карте на рис. 3.
Для органических груитои (торфа) и мохорастительиого покрова глубина сезонного оттаивания определяется по карте рис. а. В этой случае поправочный козффиаиент на влажность не применяется.
Пример I. Определить расчетную глубину сезонного оттаивания Нт для площадки в районе Тикси при следующих данных: площадка сложена суглинками с влажностью 35%.
Пользуясь картой (рис. 2), получаем, что для глинистых грунтов района Тикси Н*, - 1,15 м. По графику рис. 2 при Wa 0,35 определяем значение К*,•= 0,07. По формуле (I) получаем Нт * 0,87.1,15 * 1,00 м.
Если грунт с поверхности не однородный, а сложен из различных слоев, например прикрыт слоем торфа или мохораститель-ным слоем, то определение расчетной глубины сезонного оттаивания производится по методу эквивалентных
слоев, т.е. по формулам: при двухслойной конструкции
Нмн = Нт " н^Г ^ 1 (2)
при трехслойной конструкции
Т
при четырехслойной конструкции
$
имн ит Н* Hf
U _ u ® Hf L.I ЬЙ I Ш, L^* L-Д . u!
мн - глубина сезонного оттаивания многослойной конструкции;
Н,, Н^итдг глубины оттаивания за теплый период года соответствуем! слоев, м;
К1, К* НиТДГ мощности (толщины) соответствующих слоев,м.
|
Рис. 3. Изолинии глубин сезонного оттаивания песчаник грунтов, подстилаемых глинистыми |