Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Правила устанавливают требования к тренажерным устройствам имитации полета, используемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 февраля 2020 г. № 57626
Приложение № 1. Уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна
Приложение № 2. Требования к тренажерам
Приложение № 3. Перечень сокращений
Дата введения | 29.05.2020 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2021 |
Актуализация | 01.01.2021 |
12.07.2019 | Утвержден | Министерство транспорта Российской Федерации | 229 |
---|---|---|---|
Издан | Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) | от 28.02.2020. Номер опубликования: 0001202002280019 |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
AM
министерство (летними югилскпй «дошл
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО регистрационный S*
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНТРАНС РОССИИ)
Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов»
В соответствии с пунктом 6 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 2012, № 31, ст. 4318; 2018, № 32, ст. 5135), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3342; 2006, № 24, ст. 2601, № 52, ст. 5587; 2008, № 8, ст. 740, №11, ст. 1029, № 17, ст. 1883, № 22, ст. 2576, № 42, ст. 4825, № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378, № 4, ст. 506, № 6, ст. 738, № 13, ст. 1558, № 18, ст. 2249, № 32, ст. 4046, № 33, ст. 4088, № 36, ст. 4361, № 51, ст. 6332; 2010, № 6, ст. 650, 652, №11, ст. 1222, № 12 ст. 1348, № 13, ст. 1502, № 15, ст. 1805, № 25, ст. 3172, № 26, ст. 3350, № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935, № 26, ст. 3801, 3804, № 32, ст. 4832, № 38, ст. 5389, № 46, ст. 6526, № 47, ст. 6660, № 48, ст. 6922; 2012, № 6, ст. 686, № 14, ст. 1630, № 19, ст. 2439, № 44, ст. 6029, № 49, ст. 6881; 2013, № 5, ст. 388, № 12, ст. 1322, № 26, ст. 3343, № 33, ст. 4386, № 38, ст. 4821, № 45, ст. 5822; 2014, № 12, ст. 1286, № 18, ст. 2177, № 30, ст. 4311, ст. 4325, № 37, ст. 4974, № 42, ст. 5736, № 43, ст. 5901, № 43, ст. 5926; 2015, № 2, ст. 491, № 16, ст. 2394, № 17, ст. 2571, № 20, ст. 2925, № 38, ст. 5300, № 47, ст. 6605, № 49, ст. 6976; 2016, № 1, ст. 242, № 2, ст. 325, № 7, ст. 996, № 7, ст. 997, № 16, ст. 2229, № 28, ст. 4741, № 37, ст. 5497, № 40, ст. 5752, № 42, ст. 5929; 2017, № 10, ст. 1485, № 37, ст. 5539, № 42, ст. 6166, № 43, ст. 6327, № 52, ст. 8161; 2018, № 24, ст. 3533, № 52, ст. 8275; 2019, № 1, ст.Ю, № 12 ст. 1310), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила «Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях
подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов».
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования.
И.о. Министра
Исп. Василснков М.И. (499)495 07 17
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к Федеральным авиационным правилам «Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов», утвержденным приказом Минтранса России от У/ у юл* £ot* J6 Jt/9
Таблица А1
1. Кабина летного экипажа - компоновка и конструкция: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИТАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИК КОМПОНОВКИ И КОНСТРУКЦИИ КАБИНЫ ПИЛОТА (ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА) |
Тил тренажера |
ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ | ||||||||
1 |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
D | |||
1.1 |
КОНСТРУКЦИЯ КАБИНЫ ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА | |||||||||
LISm |
Закрытая полномасштабны точная коша кабины летного экипажа моделируемого самолета |
4 |
4 | |||||||
l.l.S.b |
Закрытая полиомасштабная точная копия кабины летного экипажа моделиру смечо самолета, за исключением того, «по ограждение кабины должно простираться толкло до ид ней стенки кабины летного «жижа |
4 | ||||||||
l.is.c |
Закрытая папиомас штабная точная копия кабины летною «жижа моделируемого самолет*, включая все мемекты конструкции и гриборкыс |
♦ |
4 |
♦ |
Обору доваиие кабины экипажа либо функции, не используемые в программах подготовки пилотов, не обязательно должны быть функциои»фуютыи. но любое видимое оборудование и | |||||
доски, основные и вспомогательные рычаги управления самолетом, рычаги управления двигателем или воздушным винтом, сси это применимо, оборудование и системы с соответствующими органами управления и индикаторами, автоматы ииигты сети, пилотажные приборы, навигационное, сапное и ярутое аналогичное оборудоаамие. системы сигнализации и оповещения. а также аварийное обору дование Тактильные ощущения, прилагаемые усилия. ход и направление перемещений рычагов управления, увлимными выше мемемтями. должны быть точно такими, как и на реальном самолете В ьиисимости от требований может устанавливаться обору дование для оперирования окнами кабины летною эвипажа. хотя не обязательно. чтобы сами окиа были действительно Дополмительмыс рабочие места членов летною экипажа, а также перегородки сиди кресел пилотов вместе с рве положенными на них переключателями, автоматами защиты сети (далее Л'Ю дополнительными полиопаиелямм доступ |
установлены Если оборудование кабины экипажа задействуется при выполнении каких-либо штатных, нештатных или аварийных процедур, должно обеспечиваться жх функционирование в такой степени, чтобы точно имитировалось поведение самолета в процессе реализации этих процедур Обору доваиие кабины экипажа пли его отдельные функции, имитация работы которых не обеспечивается тренажером в полном объеме, должны указываться в информационном листе тренаж ера Перегородки, в которых есть только отсеки для храиеикя чек (штырей) шасси, и нм которых размещаются только пожарные топоры иди огнетушители, запасные дампы, сумки для самолетной документации, не устаиааливаются. если использование указанною обору доваиие не предусмотрено программой подготовки Должны быть в наличии все элементы и предметы, необходимые для выполнения программы подготовки пилотов, включая те. которые требуются для выполнения контрольного перечня предполетных операций, однако они могут быть переметены в удобные ляя них места, но расположенные как можно ближе к их первоначальным положениям Копия элементов аварийною оборудования, макет или даже «Ьотогрвфия. считаются приемлемыми, при условии, что они являются ФУиы1ионио\эои1ммм ■ той степени, котосия требуется для | |||||||||
к которым членам летного экипажа может потребоваться. также считаются неотьем.темоП частью кабины .зетиого экипажа и должны точно копировать реальный самолет |
осу ществления программы подготовки пилотов Имеющиеся на самолете кресла наблюдателей не считаются дополнительными рабочими местами членов летною экипажа и могут отсутствовать в тренажерном устройстве |
Допускаете я iKnixnwuiiiK воспроизводимых на электронных зжшсп изображений с наложением физических наклало* и имитации приборе» и (ши) приборных лесок тренажера, при условии, что д м типа V
все компоновки приборов и гриборнмх досок по размерам являются точными копиями компоновок на реальном самолете, причем любые различия, при наличии таковых, неразличимы для пилота, приборы, а также ид функции и встроенные логические схемы являются точными копиями самолетных приборов, воспроизводимые ив дисплеях показания приборов характеризуются непрерывными показаниями (отсутствует различимая дискретность), характеристики приборных дисплеев точно повторяют характеристики имитируемых приборов самолета, включая разрешающую способность, цвета, подсветку, яркость, шрифты, ou&nomi иливок. типы линий и символы, кааладки или мвеки. включав посадочные места приборов и подвижные индексы, если применимо, являются точной копией ■риборкых панелей самолета:
рычаги управления и переключатели являются точшми копиями самолетных рычагов управления и переключателей и функцаюмируют гочио так же. с приложением таких же усилий и с соблюдением тех же иалраклеиий. кок и на самолете;
подсветка приборов точно такая же. ада и на самолете и регулируется с помощью соответствующих рычагов управления подсветкой, и. если что применимо, должна быть ил уровне, соразмерном оспеакяио друткх приборов, подсветка которых регулируется с помощью того же рычага управления.
если применимо, приборы имеют лицевые панели, которые валяются точными копиями самолетных,
дяя типа VII:
все то же самое, что было указано выше для типа V. в также допоя иктельмо
изображение к> зяраме дисплея любого трехмермого прибора должно восприниматься, как имеющее ту все самую трехмерную глубину, кок и у моделируемого самолетного прибора Внешний вид моделируемого прибора при рвссмогреини под любым углом должен быть точной копией реального самолетзюго прибора.
Любые неточности в показаниях прибора, обусловленные углом зрения и параллаксом, имеющимся в реальном самолетном (фнборс. должны также точно воспроизводиться в изображении на зкроие дисплее моделируемого прибора
Допустимо воепроюас.теине на тренажере приборов и или приборных досок в форме тле строимых изображений на экране дисплеев с наложением физических накладок или масок, и с применением функционирующих рычагов у правления, являющихся типовыми ддя моделируемого самолета Вослротводимые ма экране дисплея изображения приборов не лохани иметь видимой ступенчатости
• 4 |
1.1 R
Закрытая иди воспринимаемая как закрытая 4
типовая в пространстве ином отношении кабина моделируемого самолета или класса моделируемых самолетов, включающая в себя следующие типовые ыемеити основные и к помог а тельные рычаги >правления самолетом, рычат управления двигателем или воздушным винтом, если это применимо, системы, оборудование и соответствующие органы управления. АЗС. пилотажные приборы, навигационное и с вял нос оборудование, системы предупреждения и оповещения Приемы, усилия, величины и направления перемещений рычагов управление перечисленными выше системами и оборудованием, должны быта типовыми для моделируемого самолета или класса модс.пфусмых самолетов
Должны воспроизводиться типовые панели АЗС (допускаются фотографические изображения). причем они должны иметь типовое расположение Функциональио тошю необходимо имитировать только те АЗС. которые используются при выполнении штатных, нештатных или аварийных процедур, причем пн АЗС моделируются а типовой форме для класса имитируемых самолетов
Закрытая часта кабины летного экипажа должна быть типовой только для молелируемого самолета или класса моделируемых самолетов и должна быть оборудована окнами Закрытая часта должна продолжаться только до майей стенки кабины летного экипажа
Учитывая требование о наличии типовой только в пространственном отношении кабины пилота (детого экипажа), физические размеры закрытой части кабины могут быть такими, чтобы можно было моделировать более чем одни самолет или класс самолетов, в случае рсяомфизурируемог» трем1жерв Каждое переоборудование тренажера должно оставаться типовым для соответствующего моделируемого самолета или класса моделируемых самолетов, что может потребовать замены некоторых рычагов управления, приборов, панелей, масок при изменении конфигураций
' Если тренажер нс пользуется дня подготовки к полетам по правилам визуальных полетов (далее — ПВП). то он доджей моделировать тип самолета или класс моделиру емых самолетов, использу емых для летной подготовки
\2_
U.1.S
1.2.I.G
Открыт, шриш кай воспринимаемая как юна кабины легкого экипажа с с самолетными основными и рычагами упражнения самолетом, рычагами управления двигателем паи воздушным винтом (гели зто применимо», оборудованием. системами, приборами и соответствующими органами управление, смонтированными в пространственно* конфигурации, аналогичной модеднру емоыу самолету или классу моделируемых самолетов Положение панелей пилотажных Гфиборов и кресел членов летного жипажа должны обеспечивать нею кие положения тела членов летмого звмпажа. вот да они оперирую t рычагами и типовое расчетное положение их
Если тренажер исполыуетса л»« прохождения и по ПВП. те
подготовки по !1Ш1. то ом должен быта оборудован моделью протиаобликового кошрьаа. который обеспечивает лла члена (членов) летного жипажа типовое расчетное положение их глаз, сопоставимое с реальным самолетом, используемым лла обученна
РАЗМЕЩЕНИЕ КРЕСЕЛ
Кресла членов жипажа должны быть точными копнами кресел моделируемого самолета
Кресла членов жипажа доякны воспронзаодить аресла моделируемого самолета
Кресла членов экипажа доданы обеспечивать ала членов летиого экипажа типовое расчетное положение нх глаз и допускать ею корректировку в требуемых пределах, чтобы сидящий а кресле член жипажа мог занять гфавилыюе положение относительно рычагов управления, характерное ала моделируемого самолета или класса самолетов
I 2.2.Sa Кроме кресел два членов легкого жипажа должно быть еще одно рабочее место it» инструктора, a ; дм подходящих аресла хи наблюдателе и I уполномоченного органа
е. по крайней мере, одного ю этих кресел, должно обеспечивать адекватный обзор приборных досок пилота и лобовых стекол
компонент должны быть совместимыми и
Допустимо испольюваиие хяектроимых воображений приборов авиационного тренажера и (ати1 панелей приборов на пршах дисплеев с установкой иди бет установки фнитческих накладок иди масок. Ясли во врем* тренировок от пилота требую тс* входные во тле Истай*, то должны воспроитводитьс* функционирующие рычим угравлени* Воспроюаоднмые на кране дисплея приборы не аолжтт харагтериговатьс* наличием квоитоваии* (ступенчатости)
До.тжим вес прото во литье а только те АХ. которые испольтуютс* при выполнении штатных, нештатных тин аварийных процедур При ттоы они должиы быть сыолелфоааны в аналогичной имитируемому самолету форме и бить функционально точными
Если тренажер ажиетс* конвертируемым, то некоторые органы могут метите* а случае персобору .товакня
Уполномоченный орган по допуску тренажеров (далее -уполномоченный орган) может рассмотреть раничиые каркай гы данного требовали.* с учетом индивидуальных особенностей конфигурации кабины пилота (летного жипажа)
Кресла на тренажерном устройстве не сбпательио должны быть такими же. как кресла в реальном самолете, однако они должны быть надлежит образом та кретинки н обору .томны соответствующими ограничительными устройствами, которые в совокупности должны ■ сидящих в креслах людей в целях их
— | |||||||
1.2.2-S.b |
Кроме кресел «иенов летного экитжа должно 6utv сшс рабочее место для инструктора и дм подходящих кресла для наблюдателя и инспекторе |
♦ | |||||
I.12.R |
Кроме кресел членов летного экипажа должно 6ыт> еще рабочее место для инструктора и дм подходящих кресла для наблюдателя и инспектора |
♦ |
♦ |
♦ |
♦ | ||
12.2.G lj” |
Кроме кресел членов летного экипажа должно бмтх еще рабочее место дяя инструктора, а также дм подходящих кресла хтя наблюдателя и инспектора уполномоченного органа |
♦ | |||||
ОСВЕЩЕНИЕ КАБИНЫ ПИЛОТА ЛЕШОГО ЭКИПАЖА | |||||||
13S |
Осле тем не кабины пилота (летного экипажа) должно быта точно* копией освещения кабины |
♦ | |||||
I-3.R.G L_ |
Панели управления и приборов должны имета необходимое освещение для выполняемых в кабине операций и процедур |
♦ |
♦ |
♦ |
♦ |
боопас мости во время любых ктвеслшх ИЛИ ПрОГЖПИруСМЫХ персмсихмий системы подай*мости Оба кресла (для наблюдателя и иисжктора) должны иметь необходимое освещение, похвал яюодее делать талиси. и систему. обеспечивающую ведение выборочного прсчм> шиаания всех переговоров между членами летного >i и пажа и инструктором Оба кресла должны быть достаточно удобными для сидящих в иих .людей, чтобы они могли бет проблем сиветь в течение двухчасовой | ||
Как минимум одно кэ этих кресел должно быть оборудовано системой выборочного мониторинг* всех переговоров между членами летного экипажа и инструктором | ||
♦ | ||
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ ПОЛЕТА
аэродинамических характеристик для всех комбинаций сопротеилеиия и ■ключа* -эффекты изменения положения С КОЛЬ АСИИ*, изменения высоты.
полной массы, положения центра
учитываться влияния близости земли, числа — число М). факторы аэроупр>тости. обусловленных скольжением, влияние обледеней мя планера, влит мне прямой и динамической тяти на утфааляющие
юс upon зводнтве * реалистичные
самолета по массе, включая шую ас мне центра тяжести и моменты инерции в зависимости от полезной нагрузки и заправки
топи
взродкмамичесмсх характеристик и по аналогии с реальным самолетом.
на основе и а соответствии с классом
самолетов
динамики полета, в которой >чтскы комбинации сопротмклеиия и тиля, имеющие место в полете в зависимости от условий полета, включая эффекты изменения положения самолета, скольжения, тяги, высоты и температуры
Моделирование аэродинамических характеристик и по аналогии с реаямшм самолетом
динамики полета, в которой учтены комбинации сопротивления и тяги, имеющие место в полете в зависимости от | условий полета, включая эффеяты положения самолета, скольжения, тяги, высоты и температуры
Тип тренажера
ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ
II III
IV
V
♦
VI
VII
и
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ ПОЛЕТА |
Тип треиажера |
ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ | ||||||||
1 | 11 ] III | IV | V |
VI VIII D | |||||||||
2.1 |
МОДЕЛЬ ДИНАМИКИ ПОЛЕТА | |||||||||
2ASM |
Модель дмкшнки полет*. в которой учтены раиичныс комбиимиш сопротивления я тяш. обычно встречлнчцмсся * мотете, определенные на основе данных летных исгытаиий конкретного типа самолета, включая эффекты изменения молоке мня самолета, скольжения, тяги, сопротивления, температуры, полной массы, моментов инерции, положения центра тяжести и конфигурации |
♦ |
♦ |
♦ | ||||||
2.1 .SA |
Моле.тмроаамис аэродинамических характеристик, включая динамические эффекты прямой и реверсивной тяги, влияющие на управляющие поверхности, эффекты аэроупрутости и характерные нелинейные эффекты, обусловленные боковым скольжением, на основе данных летных испытаний самолета, предоставленных изготовителем самолета |
♦ |
♦ |
♦ |
Требуется заявление о соответствии, удостоверяющее соответствие конкретным требованиям, заявленным эксплуатантом тренажера, согласованные и одобренные органом, осуществляющим допуск тренажера к применению (далее — ЗОС) Эффект сжимаемости < влияние числа М). характерные эффекты аэроупрутости и эффекты нелинейности, обусловленные боковым скольжением, обычно включаются в модель аэродинамики на тренажере В ЭОС доджем быть рассмотрен каждый и» этих эффектов Для эффектов таги требуется проведение отдельных испытаний и составление отдельного ЗОС | |||||
2.1-S.c |
Моделирование аэродинамических характеристик, включая эффект влияния эсмлн. осуществляется на основе данных дет mux испытаний самолета коикретиого тнги Моделирование осуществляется для следующих участков полета выравнивание три посадке, вырван ивам не перед приэемлеиисм; |
♦ |
♦ |
♦ |
Т ребуется ЭОС Моделирование осушесталяется мл основании данных о величинах подъемной силы, сопротивления, моменте тангажа, балансировки и мощности при иаяичии влияния эемди | |||||
2.1.S.d |
Моделирование аэродинамических характеристик с учетом влияния реверсивной тяги на путевое |
♦ |
♦ |
♦ | ||||||
2-lSx |
Моделирование с учетом влияния обледенения планера самолета, если применимо, а также аэродинамических характеристик и двигателя*ей) Модели обледенения должны имитировать эффекты ухудшения аэродинамических характеристик, обусловленные нарастанием льда на сот дающих подъемную силу поверхностях, включая |
♦ |
♦ |
♦ |
Требуется ЗОС с описанием соответствующих эффектов, что позволяет организовать обучение специальным навыкам, которые необходимы для распознавания приловов обледенения и гфкмятмя соответствующих действий ЗОС должно включать в себя подтверждение того, что проведены должные испытания этих эффектов Имитационные модели обледенения требуются только для тех самолетов, которые имеют разрешение ка выполнение полетов в |
3. Управление самолетом при движении на земле
3.S
3.R
3.0
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИТАЦИИ ЭФФЕКТОВ ВЛИЯНИЯ ЗЕМЛИ И ХАРАКТЕРИСТИК УПРАВЛЯЕМОСТИ
Имитируются эффекты влияния эемлм и характеристики управляемости самолета во время по поверхности аэродрома
характеристики отказа тормоэов и разрушения пиевмвтиков (включая о пипы противсяоювых устройств). а также снижение эффективности тормоэов должны точно соответствовать моаслфуемому самолету Усилия при торможении и при путевом управлении должны быть типовыми для всех внешних условии на втлстмо посадочной полосе (далее ВПП)
Имитируются такие же. как и на самолете, эффекты влияния земли и характеристики управляемости, которые соответствуют и получены по определенному классу самолетов
Имитируются такие же. как и на самолете, эффекты влияния эемди. которые соответствуют и получены для определенного класса самолетов
Имитируются такие же. как и на самолете, эффекты влияния эемди. которые соответствуют массе и геометрии самолета
I II
Тип тренажера III IV V VI
ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ | ||
VII |
D | |
♦ |
♦ | |
ПРИЛОЖЕНИЕ к приказу Минтранса России от
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА «Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов»
1. Федеральные авиационные правила «Требования к тренажерным
устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов» (далее — Правила) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 2012, № 31, ст. 4318; 2018, № 32, ст. 5135), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3342; 2006, № 24, ст. 2601, № 52, ст. 5587; 2008, № 8, ст. 740, №11, ст. 1029, № 17, ст. 1883, № 22, ст. 2576, № 42, ст. 4825, № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378, № 4, ст. 506, № 6, ст. 738, № 13, ст. 1558, № 18, ст. 2249, № 32, ст. 4046, № 33, ст. 4088, № 36, ст. 4361, № 51, ст. 6332; 2010, № 6, ст. 650, 652, №11, ст. 1222, № 12 ст. 1348, № 13, ст. 1502, № 15, ст. 1805, № 25, ст. 3172, № 26, ст. 3350, № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935, № 26, ст. 3801, 3804, № 32, ст. 4832, № 38, ст. 5389, № 46, ст. 6526, № 47, ст. 6660, № 48, ст. 6922; 2012, № 6, ст. 686, № 14,
ст. 1630, № 19, ст. 2439, № 44, ст. 6029, № 49, ст. 6881; 2013, № 5, ст. 388, № 12,
ст. 1322, № 26, ст. 3343, № 33, ст. 4386, № 38, ст. 4821, № 45, ст. 5822; 2014, № 12, ст. 1286, № 18, ст. 2177, № 30, ст. 4311, ст. 4325, № 37, ст. 4974, № 42, ст. 5736,
№ 43, ст. 5901, № 43, ст. 5926; 2015, № 2, ст. 491, № 16, ст. 2394, № 17, ст. 2571,
№ 20, ст. 2925, № 38, ст. 5300, № 47, ст. 6605, № 49, ст. 6976; 2016, № 1, ст. 242, № 2, ст. 325, № 7, ст. 996, № 7, ст. 997, № 16, ст. 2229, № 28, ст. 4741, № 37, ст. 5497, № 40, ст. 5752, № 42, ст. 5929; 2017, № 10, ст. 1485, № 37, ст. 5539, № 42, ст. 6166, № 43, ст. 6327, № 52, ст. 8161; 2018, № 24, ст. 3533, № 52, ст. 8275; 2019, № 1, ст. 10, № 12 ст. 1310).
2. Настоящие Правила устанавливают требования к тренажерным устройствам имитации полета, используемым в целях подготовки и контроля
— |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИТАЦИИ ЭФФЕКТОВ ВЛИЯНИЯ ЗЕМЛИ И ХАРАКТЕРИСТИК УПРАВЛЯЕМОСТИ |
Тип тренажера |
ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ | |||||||
1 J 11 III IV V |
vi I vii | d ; | |||||||||
3.1 |
ВЛИЯНИЕ ЗЕМЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЯЕМОСТИ | |||||||||
3.1.S |
Моделирование характеристик управляемости на земле, для конкретного паи самолета, включая 1. Эффекты влияния земли Реакция самолета при контакте с ВПП при атлете, посадке и во время движения по аэродрому, включая сбжвтмс амортизационных стоек шасси, трение пиекмашкоа боковые силы, воздействия окружающей среды и другие соответствующие данные и параметры, такие как вес и скорость необходимые для идентификации условий полета и конфигурации. 2. Характеристики управляемости на земле Входные управляющие воздействие должны в ключа тз а себя парирование бокового ветра, торможение, реверс тяги, замедление и радиус разворота |
♦ |
♦ |
♦ |
Требуется ЭОС Требуется проведе юзе испытвмий | |||||
3.1. R 3.1. g" 1__ |
Моделирование характеристик у правдяемостм на земле типовое для самолета, включая следующие 1. Эффекты влияния земли Реакция самолета при контакте с ВПП при взлете, посадке и во время движения по аэродрому. включая обжатие аморппациониых стоек шасси, трение пне вмотают. боковые силы м друтие соответствующие данные и параметры, такие как вес и скорость необходимые для идентификации условий полета и конфигурации. 2. Характеристики управляемости на земле Входные управляющие воздействия должны включать в себя парирование бокового ветре, торможение, реверс пга. замедление и радиус разворота |
♦ |
♦ |
♦ |
Требуется ЭОС Требуется проведение испытаний | |||||
Базовые модели эффектов влияния земли и характеристик управляемости на земле. |
♦ |
♦ |
профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов (далее — тренажер).
Сокращения, используемые в настоящих Правилах, определены в приложении № 3 к настоящим Правилам.
3. Тренажер должен обеспечивать уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна (далее — уровень имитации характеристик), приведенные в таблице 1 приложения № 1 к настоящим Правилам.
4. Тип тренажера определяется по уровню имитации характеристик:
1) Для тренажера самолета:
а) Моделирование самолета:
кабина летного экипажа — компоновка и конструкция; модель полета (аэродинамика и двигатель); управление самолетом при движении на земле; системы самолета;
рычаги управления самолетом и усилия на них.
б) Моделирование эффектов: акустические эффекты; визуальные эффекты; акселерационные эффекты.
в) Моделирование окружающей обстановки: управление воздушным движением — УВД; навигация;
метеоусловия;
аэропорты и прилегающая местность.
2) Для тренажера вертолета:
а) Моделирование вертолета:
кабина летного экипажа — компоновка и конструкция; модель полета (аэродинамика и двигатель); управление вертолетом при движении на земле; системы вертолета; рычаги управления и усилия на них.
б) Моделирование эффектов: акустические эффекты; визуальные эффекты; вибрационные эффекты; акселерационные эффекты.
в) Моделирование окружающей обстановки: навигация;
метеоусловия;
посадочные площадки и прилегающая местность; управление воздушным движением — УВД.
5. Типы тренажеров, а также виды подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов, определяемые по уровню имитации характеристик, приведены в таблице 2 для тренажеров самолетов и в таблице 3 для тренажеров вертолетов приложения № 1 к настоящим Правилам.
6. Тренажер должен соответствовать одному из указанных в настоящих Правилах типов тренажеров.
7. Требования к тренажерам содержатся в приложении № 2 к настоящим Правилам:
минимальные требования к составу тренажеров и их характеристикам для каждого типа тренажера самолета и вертолета содержатся в таблицах А1 и А2 приложения № 2 к настоящим Правилам, соответственно;
требования к допустимым значениям (далее — допуски), имитируемых тренажерами характеристик, измеряемых техническими средствами, содержатся в таблицах В1 и В2 приложения № 2 к настоящим Правилам соответственно;
требования к техническим средствам, в том числе к средствам измерения, и методам измерения значений, имитируемых тренажерами характеристик, содержатся в таблицах В1 и В2 приложения № 2 к настоящим Правилам соответственно;
критерии летных оценок на соответствие типу тренажеров самолетов и вертолетов содержатся в таблицах С1 и С2 приложения № 2 к настоящим Правилам
соответственно.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к Федеральным авиационным правилам «Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов», утвержденным приказом Минтранса России
Уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна
Таблица 1 (Уровни имитации характеристик) | ||||||||||||||||||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
одним двигателем, самолет многодвигательный, сухопутный, гидросамолет многодвигательный) Может не соответствовать конкретному типу самолета данного класса |
частот не уже, чем от 120 до 8000Гц и с уровнем звука А до 85 дБА Имитация акселерационных эффектов производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для данного класса самолета Визуальные условия реальной окружающей обстановки и перспективы |
пространственное положение самолета, и включающее моделирование времени суток и погодных условий | |
Высокий |
Для модели самолета конкретного типа |
Имитация акустических эффекгов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических данных в составе ПИД для соответствующего типа самолета, в диапазоне частот не уже, чем от 80 до 10000Гц и с уровнем звука А до 90 дБА Имитация акселерационных эффектов производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акселсрационных данных в составе ПИД для соответствующего типа ВС Применимо только к визуальным эффектам. Имитируются визуальные условия реальной окружающей обстановки и бесконечная перспектива |
Имитируются условия реальной окружающей обстановки в конкретном месте |
Уровни имитации характеристик вертолета | |||
Не требуется |
Не требуется |
Не требуется |
Не требуется |
Базовый |
Не относится к определенной модели, типу или модификации вертолета |
Моделирование эффектов, характерных для вертолетов определенной группы Для визуальных эффектов воспроизводится визуальная обстановка с перспективой, достаточной для обеспечения перехода от пилотирования по приборам к визуальному полету при выполнении заходов на посадку с прямой по приборам Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав |
Моделирование условий окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное положение вертолета |
] |
2 |
3 |
4 |
утвержденного набора акустических и аксслерационных данных в составе ПИД для вертолетов соответствующей группы, в диапазоне частот не уже, чем от 160 до 5000Гц и с уровнем звука А до 80 дБА Моделирование акселерационных эффектов производится но заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акселерационных данных в составе МИД | |||
Типовой |
Для модели вертолета определенной группы (конструктивной схемы) Может не соответствовать конкретному типу вертолета |
Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и аксслерационных данных в составе ПИД для вертолетов соответствующей группы в диапазоне частот не уже, чем от 80 до 6000Гц и с уровнем звука А до 87 дБА Для акселерационных эффектов производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акселерационных данных в составе ПИД для вертолетов соответствующей группы Для визуальных эффектов воспроизводятся визуальные условия реальной окружающей обстановки и перспективы |
Моделирование условий окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное положение вертолета, и включающее моделирование времени суток и погодных условий |
Высокий |
Имитируется конкретный тип вертолета |
Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселсрационных данных в составе ПИД для соответствующего типа вертолета в диапазоне частот не уже, чем от 40 до 8000Гц и с уровнем звука А до 96 дБА Моделирование акселерационных эффектов — производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора аксслерационных данных в составе ПИД для соответствующего типа вертолета Для визуальных эффектов моделируются визуальные условия реальной окружающей обстановки и бесконечная перспектива |
Имитируются условия реальной окружающей обстановки в конкретном месте |
Уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна тренажеров самолетов и виды подготовки по
типам тренажеров самолетов (Уровни имитации характеристик)
Таблица 2• | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 31
Уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна тренажеров вертолетов и виды подготовок по типам тренажеров вертолетов (Уровни имитации характеристик)
\ в ■ Н |
И ■ X и а ж |
■ 5 5 ||§ о ♦ P |
si ■ а Si ■ в с 5 1! |
я S ■ ж « 1 и IS S" л \ 5 |
1 || X X и S 5 II j 3 9 ■« >» |
5 3 Г 3 «V С ж О |
И ■ И 3 5 is = X 4 |
! I я < |
5 3 3 1 |
i *0 3 г I ■ ■ * 1 |
1 i f ■< |
Я А я jj • « V 5 н * i С в |
■ \ ж 9 S |
ж X |
* h I X Я в 4 Б |
УРОВНИ СООТВЕТСТВИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ТРЕНАЖЕРА | |||||||||||||||
Тил V |
ATPblR(RVTR(l>1U7Re |
T-TP |
S |
s |
s |
s |
s |
s |
s |
s |
R |
S |
s |
s |
о |
PfUCPU1R<l) |
т | ||||||||||||||
Гым IV' |
IR(R) |
Т*ТР |
S |
S |
с |
S |
S |
S |
с |
$ |
S |
S |
S |
с | |
1 НП h |
ATPlvPPL'CPL/lRIIVTRIIVRL |
т |
Э |
К |
о | ||||||||||
Тип Ш |
ATPL'PPLCPLdR(iyTR(l>'RL |
т |
S |
S |
S |
S |
S |
R |
S |
R |
N |
S |
S |
S |
G |
Тип II |
ATPL/PPl>CPL.'IR(lylR(R>TR(l) (два тренировок no ПВГТ) |
т |
R |
R |
0 |
R |
R |
G |
S |
G |
N |
S |
R |
R |
G |
Тил 1 |
1R(I)1R(R| (дм тренировок no правилам полетов no приборам (далее — ППП» |
т |
R |
R |
G |
R |
R |
G |
о |
G |
N |
S |
G |
G |
G |
1
высокий уровень имитации характеристик — S; типовой уровень имитации характеристик — R; битовый уровень имитации характеристик — О; не требуете» опенки уроама имитации характеристик — N.
••Пилот получает аффективные и характерные аксслерациоииые вогжйстаих и талаюшие сигналы, которые обеспечивают соответствующие ощущении ускоренна по 6 степс их м свободы вертолета. Акселероииониые вотдейстаи» латаны обеспечивать правильное ощушеиис у пилота Ощущение движении может быть меньше чем на вертолете, сети реальные ощущен на не требуютса программами подготовки