Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ
"О землеустройстве"
(в
редакции, актуальной с 1 августа 2011 г.,
с
изменениями и дополнениями, внесенными в текст, согласно Федеральным
законам:
от
18.07.2005 г. № 87-ФЗ, от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ,
от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ,
от 23.07.2008 г. №
160-ФЗ, от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ)
Изменения и дополнения, принятые, но не вступившие в силу
(в текст не внесены),
согласно
Федеральному закону от 22.10.2014 г. № 315-ФЗ
Принят Государственной Думой 24
мая 2001 года
Одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 года
Настоящий Федеральный закон
устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения
рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной
окружающей среды и улучшения ландшафтов.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются
следующие основные понятия:
землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель,
планированию и организации рационального использования земель и их охраны,
описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов
землеустройства, организации рационального использования гражданами и
юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного
производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и
лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни
(внутрихозяйственное землеустройство);
объекты землеустройства - территории субъектов Российской
Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов,
территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а
также части указанных территорий и зон;
землеустроительная документация - документы, полученные в
результате проведения землеустройства;
абзац 5 статьи 1 утратил
силу согласно Федеральному закону от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ.
Статья 2. Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства
Правовое регулирование отношений при проведении
землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
Статья 3. Обязательность проведения землеустройства
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:
изменения границ объектов землеустройства;
абзац 3 статьи 3 утратил
силу согласно Федеральному закону от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ;
абзац 4 статьи 3 утратил
силу согласно Федеральному закону от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ;
абзац 5 статьи 3 утратил
силу согласно Федеральному закону от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ;
выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных
водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному
засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и
потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим
негативным воздействиям;
проведения мероприятий по восстановлению и консервации
земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей,
подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения,
загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими
веществами, заражения и других негативных воздействий.
Статья 4. Основания проведения землеустройства
Основаниями проведения землеустройства являются:
решения федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления о проведении землеустройства;
договоры о проведении землеустройства;
судебные решения.
Глава II. Государственное регулирование проведения землеустройства
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области регулирования
проведения землеустройства
К полномочиям Российской Федерации в области регулирования
проведения землеустройства относятся:
установление порядка проведения землеустройства;
координация деятельности федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления при проведении землеустройства;
проведение землеустройства на землях, находящихся в
федеральной собственности;
принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;
установление порядка государственной экспертизы
землеустроительной документации;
организация и осуществление федерального государственного
надзора в области землеустройства;
разработка, согласование и реализация генеральной схемы
землеустройства территории Российской Федерации;
управление государственным фондом данных, полученных в
результате проведения землеустройства;
другие установленные федеральными законами полномочия
Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства.
Статья 6. Государственная экспертиза землеустроительной документации
Государственная экспертиза землеустроительной документации
осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным,
техническим условиям и требованиям.
Государственная экспертиза землеустроительной документации
осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 7. Федеральный государственный надзор в области землеустройства
Федеральный государственный надзор в области землеустройства
осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в
соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации
Статья 8. Технические условия и требования проведения землеустройства
Технические условия и требования проведения землеустройства
разрабатываются на основании соответствующих нормативных правовых актов и
являются обязательными для исполнения при проведении землеустройства и
осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документации.
Глава III. Проведение землеустройства
Статья 9. Изучение состояния земель
Изучение состояния земель проводится в целях получения
информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя
следующие виды работ:
абзац 2 статьи 9 утратил
силу с 1 января 2007 г. согласно Федеральному закону от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ;
почвенные, геоботанические и другие обследования и
изыскания;
оценка качества земель;
инвентаризация земель.
Статья 10. Геодезические и картографические работы
Материалы геодезических и картографических работ являются
основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и
изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и
рационального использования земель, описания местоположения и установления на
местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного
землеустройства.
Геодезические и картографические работы выполняются в
соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ "О геодезии и
картографии".
Статья 11. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания
Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания
проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы,
а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям,
подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению,
загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими
веществами, заражению и другим негативным воздействиям.
Статья 12. Оценка качества земель
Оценка качества земель проводится в целях получения
информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.
Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и
наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного
образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации.
Статья 13. Инвентаризация земель
Инвентаризация земель проводится для выявления
неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому
назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков,
других характеристик земель.
Часть 2 статьи 13 утратила
силу согласно Федеральному закону от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ.
Статья 14. Планирование и организация рационального использования земель и
их охраны
Планирование и организация рационального использования
земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в
соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий
и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в
Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных
образованиях.
Планирование и организация рационального использования
земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:
разработка предложений о рациональном использовании земель и
об их охране;
природно-сельскохозяйственное районирование земель;
абзац 4 части 2 статьи 14
утратил силу согласно Федеральному закону от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ;
абзац 5 части 2 статьи 14
утратил силу согласно Федеральному закону от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ;
абзац 6 части 2 статьи 14
утратил силу согласно Федеральному закону от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ.
Планирование и организация рационального использования
земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии
с градостроительной документацией.
Статья 15. Описание местоположения границ объектов землеустройства
Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства
определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти.
Статья 16. Образование новых и упорядочение существующих объектов
землеустройства
Статья 16 утратила силу
согласно Федеральному закону от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ.
Статья 17. Установление на местности границ объектов землеустройства
Порядок установления на местности границ объектов
землеустройства определяется Правительством Российской Федерации
Статья 18. Внутрихозяйственное землеустройство
Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях
организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами,
относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.
При проведении внутрихозяйственного землеустройства
выполняются следующие виды работ:
организация рационального использования гражданами и
юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного
производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и
лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;
разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий,
освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации
нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания,
вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства
и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других
негативных воздействий.
Глава IV. Землеустроительная документация
Статья 19. Виды землеустроительной документации
К видам землеустроительной документации относятся:
генеральная схема землеустройства территории Российской
Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации,
схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны
земель;
абзац 3 части 1 статьи 19
утратил силу согласно Федеральному закону от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ;
абзац 4 части 1 статьи 19
утратил силу согласно Федеральному закону от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ;
карты (планы) объектов землеустройства;
проекты внутрихозяйственного землеустройства;
проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения
новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей,
подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения,
загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими
веществами, заражения и других негативных воздействий;
материалы почвенных, геоботанических и других обследований и
изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
тематические карты и атласы состояния и использования
земель.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды
землеустроительной документации.
Состав, содержание и правила оформления каждого вида
землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими
условиями и требованиями проведения землеустройства.
Статья 20. Карта (план) объекта землеустройства
Карта (план) объекта землеустройства является документом,
отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы
объекта землеустройства и иные его характеристики.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с
использованием сведений государственного кадастра недвижимости,
картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по
данным измерений, полученных на местности.
Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к
ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 21. Тематические карты и атласы состояния и использования земель
Тематические карты и атласы состояния и использования земель
составляются для отображения в них характеристик состояния и использования
земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования
земель, определения мероприятий по организации рационального использования
земель и их охраны.
Статья 22. Землеустроительное дело
Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию
в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта
материалы.
Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке,
установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 23. Согласование и утверждение землеустроительной документации
Порядок согласования и утверждения землеустроительной
документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти.
Статья 24. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения
землеустройства
Государственный фонд данных, полученных в результате
проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета,
хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Порядок создания и ведения государственного фонда данных,
полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их
использования определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти.
Землеустроительная документация, включенная в
государственный фонд данных, полученных в результате проведения
землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит
приватизации.
Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны
бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации
в государственный фонд данных, полученных в результате проведения
землеустройства.
Глава V. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
За нарушение настоящего Федерального закона граждане и
юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 26. Разрешение споров при проведении землеустройства
Споры, возникающие при проведении землеустройства,
разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент Российской Федерации
|
В.
Путин
|
|
Москва, Кремль
|
18 июня 2001 г.
|
№ 78-ФЗ
|