МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Государстаенный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэро проект
ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АЭРОПОРТОВ
. ВНТП 1-85 { к — ■■■ )
' МГА 1
Часть XII. Комплексная оценка технического уровня проектных решений зданий и сооружений аэропортов
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации
Аэропроект
ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АЭРОПОРТОВ
(к ВИД. 1=96)
МГА
Часть ХП. Комплексная оценка технического уровня проектных решений зданий и сооружений аэропортов
Москва 1983
Отчисления на социальное страхование определяются в размере 14% от фонда заработной платы.
Амортизация основных фондов зависит от нормы амортизационных отчислений, которые приведены в "Методике по определению эксплуатационных расходов аэропорта и его основных комплексов на стадиях ТЭО (ТЭР) и проекта (рабочего проекта)".
Пример расчета эксплуатационных расходов приведен в приложении 9.
Переход от значений удельных прогрессивных показателей к значениям базовых ТЭП осуществляется путем умножения удельных прогрессивных показателей на количество расчетных единиц измерения (мощность).
4.11. Производительность труда работников служб аэропорта П определяется как отношение годового объема работ, выполняемых данной службой, к годовой среднесписочной численности работников, занятых выполнением этих работ:
П = -—С— , (2)
где Wr - годовой объем работ;
р - годовая среднесписочная численность работников.
4.12. По характеру водопотребления здания и сооружения подразделяются на две категории: к первой категории относятся здания и сооружения, водопотребление которых осуществляется ежесуточно (аэровокзал, цех бортового питания, командно-диспетчерский пункт и др.); ко второй категории -водопотребление которых осуществляется в рабочие дни (здание управления, производственные корпуса, столовые предприятия).
С1
Годовое водопотребление о следует рассчитывать по формуле
Г- С* С , (3)
где $хп~ г°Д°вое водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды;
10
wr44
годовое водопотребление на производственные нужды, которое складывается из потребления воды питьевого и технического качества.
Годовое водопотребление зданиями и сооружениями следует рассчитывать по формулам:
на хозяйственно-питьевые нужды:
С-ЙГ-Ю-Я , (4>
на производственные нужды:
$пн ~ Л** К/ * п 7 (6)
где <^г - среднесуточное потребление воды соот-
9 9 ветственко на хозяйственно-питьевые
нужды, питьевого качества на производственные нужды, технического качества на производственные нужды;
П - количество дней водопотребления в году: для зданий первой категории водопотребления принимается равным 365,5 дней; для зданий второй категории -количеству рабочих дней (принимается по технологическому разделу проекта);
К*- коэффициент, учитывающий сезонную неравномерность водопотребления (принимается в соответствии со СНиП *Водо-снабжение. Наружные сети и сооружения").
Пример расчета водопотребления зданием приведен в приложении 10.
II
4.13. Годовой расход тепловой энергии зданиями и сооружениями Q ^ определяется по формуле
**А ГОД _ _ ГЙЛ
Q mQ..*<h + Qt -0, , <7>
Л Г#А <4*
q ? V^, Ц$г0 Ur - годовой расход тепловой энергии соответственно на отопление (воздушное отопление), общеобменную вентиляцию, производственную вентиляцию и технологические нужды, горячее водоснабжение*
Годовой расход тепловой энергии определяется исходя иэ числа дней работы здания в году, количества смен работы в сутки, с учетом суточных и годовых режимов теплопотреб-ления и вычисляется по формулам:
на отопление (воздушное отопление):
на общеобменную вентиляцию:
с»)
на производственную вентиляцию и технологические нужды:
Qiz** Qtz£ f (Ю)
на горячее водоснабжение:
QrQ%. /»№-”•), (Ш
где QojQ&t, максимальный часовой расход тепловой энергии соответственно на отопление, общеобменную вентиляцию, производственную вентиляцию и технологические нужды;
12
среднечасовой расход тепла за неделю на горячее водоснабжение; продолжительность отопительного периода (принимается в соответствии с главой СНиП по строительной климатологии и геофизике); продолжительность отопительного периода с температурами наружного воздуха ниже рас* четной для проектирования вентиляции (при » t*0 > а 0 ; принимается в соответствии с главой СНиП по строительной климатологии и геофизике); продолжительность работы в году производственной вентиляции и технологического оборудования (принимается по давним технологического раздела проекта); количество часов работа обцеобменной вентиляции в течение суток (при отсутствии данных принимается равным 16 ч); количество часов работа производственной вентиляции и технологического оборудования в течение суток (принимается по данным технологического раздела проекта); коэффициент, учитывающий загруженность работы технологического оборудования и производственной вентиляции в течение рабочей смены (принимается по данным технологического раздела проекта); коэффициент, учитывающий среднюю температуру наружного воздуха за отопительный период. Коэффициент К* определяется по формуле
02)
где t(fi - усредненная температура внутреннего воадуха в зданиях в сооружении;
ta - температура приточного воздуха, подаваемого на технологические нужды и производственную вентиляцию;
- расчетная температура наружного воздуха для проектирования соответственно отопления и общеоб-менной вентиляции;
t»» - средняя температура наружного воэдуха за отопительный период;
_
г»» - средняя температура наружного воздуха в диапазоне отопительного периода от расчетной температуры для проектирования вентиляции и выше;
- температура холодной (водопроводной) воды в зимний и летний периоды (при отсутствии данных принимается tM = +5°С; t дд = +15°С);
0,8 - коэффициент, учитывающий снижение часового расхода воды на горячее водоснабжение в летний период;
8400 - количество часов работы системы горячего водоснабжения в год.
4.14. Годовой расход электроэнергия для однотипных приемников определяется по формуле
w'Z-Kh K. p. тг , аз)
где Кн- коэффициент суточной неравномерности расчетной мощности (получасовой максимум);
Рн - суммарная номинальная мощность электроприемников;
X- годовое количество часов работы;
К*- коэффициент спроса.
Коэффициент к[ определяется по формуле
» (и)
где Рр - расчетная мощность (получасовой максимум);
pj - номинальная мощность единичного электроприемника;
а4 - количество электроприемников.
14
Для электроприемников, работающих в разных режимах, ходовой расход электроэнергии определяется как суша годовых расходов электроэнергии отдельными группами приемников 1ыапример, группой технологических нагрузок, силовых нагрузок, нагрузок электрического освещения и др.).
Пример расчета расхода электроэнергии приведен в приложении II.
4.15. Базовое значение, т.е. годовая потребность объекта в воде, тепловой и электрической энергии рассчитывается путем умножения численного значения удельного годового расхода на количество расчетных единиц (мощность).
4.16. Трудоемкость строительства определяется:
при использовании типовых проектов или проектов-аналогов с рассчитанными в них нормативными трудоемкостями - путем их суммирования и при неоходимости корректировки из-за местных условий при привязке проектов;
при отсутствии типовых проектов или проектов-аналогов -путем деления стоимости строительно-монтажных работ на дневную выработку одного работающего строительно-монтажной организации, выполняющей эти работы.
Переход от прогрессивных удельных показателей трудоемкости к базовым значениям осуществляется путем умножения значений прогрессивных удельных показателей на количество расчетных единиц (мощность).
4.17. Удельный расход основных строительных материалов (цемента, стали, лесоматериалов) определяется локальными сметами или с помощью нормативов на I млн.руб. строительно-монтажных работ.
Переход от удельных показателей расхода основных строительных материалов к общему расходу этих материалов на здание или сооружение осуществляется путем умножения удельных показателей на количество расчетных единиц (мощность).
Корректировка норм расходов цемента и стали на I млн.руб. строительно-монтажных работ для сейсмических районов осуществляется о помощью поправочных коэффициентов сейсмичности, представленных в таблице.
15
Таблиц» |
Сейсмичность,
балл |
Поправочный коэффициент сейсмичности |
Цемент |
Сталь |
7 |
0,01 |
0,02 |
8 |
0,01 |
0,03 |
9 |
0,01 |
0,03 |
|
4.18. Уровень механизации У1* - это мера замещения машинами функций воздействия на предмет труда в технологическом процессе (преобразования и перемещения предмета труда):
j“ „ JLjd , (К)
где I ®{J - суша механизированных операций по воздейст-m на предмет труда;
2 Ф*4 * общая суша операций по воздействию на предмет труда в технологическом процессе.
Пример расчета ТЗП на строительство перрона приведен в приложении 12.
5. НОМЕНКЛАТУРА БАЗОВЫХ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ И КОШЛЙССОВ АЭРОПОРТОВ
5.1. Базовые качественные характеристики должны устанавливаться в заданиях на разработку ТЭО (ТЭР).
Базовые качественные характеристики доя оценки качества проектов (рабочих проектов) на строительство конкретных зданий и сооружений определяются на основе качественных характеристик утвержденных ТЭО (ТЭР) я устанавливаются в заданиях на проектирование.
16
Примечание. При отсутствии разработанных и утвержденных ТЭО (ТЭР) базовые качественные характеристики устанавливается в заданиях на проектирование на основе утвержденных схем развития воздушного транспорта.
5.2. Базовые качественные характеристики для оценки качества рабочей документации на строительство комплексов зданий и сооружений аэропорта принимаются на основе утвержденных в установленном порядке проектов.
5.3. Для оценки качества технических отчетов (заключений) по инженерным изысканиям, выполняемым по конкретным объектам, принимаются установленные в согласованных с заказчиками и утвержденных программах инженерных изысканий базовые качественные характеристики, отражающие требования к составу, объему и методам производства этих работ.
5*4. Номенклатура базовых качественных характеристик для оценки качества предпроектной и проектно-сметной документации для строительства отражает требования по качеству градостроительных и архитектурно-планировочных решений.
Номенклатура базовых качественных характеристик применительно к основным объектам строительства воздушного транспорта приведена в приложении 2.
17
УДК 656.71.003
Настоящее Пособие разработано в соответствии с требованиями "Положения об оценке качества проектно-сметной документации", утвержденного Государственным комитетом СССР по делам строительства и Государственным комитетом по науке и технике СССР 06.06.85 й 28 - Д.
Пособие позволяет произвести оценку качества проектно-сметной документации.
Пособие предназначено для специалистов, осуществляющих проектирование объектов и комплексов аэропортов.
В Пособии приведены конкретные значения прогрессивных удельных показателей, содержащихся в номенклатурах на каждый проектируемый в аэропорту объект или комплекс, рассмотрены базовые качественные характеристики объектов и комплексов аэропортов.
Пособие разработали; кандидаты технических наук В.Л. Майорова, Л.А. Мунчак, инженеры В.С. Данилов, Ю.Я. Берлин.
Пособие утверждено начальником ШИ и ШИ ГА Аэропроект В.Н. Ивановым 23.12.86.
I- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
IЛ. Пособив устанавливает порядох и номенклатуру основных показателей оценки качества проектно-сметной документации для нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения зданий, сооружений и комплексов аэропортов.
1.2. Оценка качества производится для проектно-сметной документации (ПОД), выполненной в соответствии с заданием на проектирование с соблкщением строительных норм и правил и прошедшей нормоконтроль.
Оценке подлежит вся проектно-сметная документация, выпускаемая ГИЛ и НИИ ГА Аэропроект и его филиалами, а также проектная продукция, выполненная субподрядными проектными и изыскательскими организациями.
1.3. Оценка качества ПОД осуществляется для определения соответствия принятых технологий, оборудования, строительный решений, организации производства и труда новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники, прогрессивным технико-экономическим показателям (ТЭП).
Конкретные значения ТЭП (базовые значения) и качественные характеристики (базовые качественные характеристики) устанавливаются заказчиком с участием Аэропроекта и его филиалов по номенклатуре приложений I и 2.
Примечание. Заказчик с учетом специфики конкретных проектируемых объектов может устанавливать дополнительно два-три технико-экономических показателя, как правило, характеризующих эксплуатационные свойства этих объектов.
1.4. Оценка качества ЛСД используется с целью: анализа технико-экономического уровня проекта;
3
оценки деятельности проектных отделов института; решения вопросов распределения средств для премирования работников отделов.
2. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОЭСГНО-СМЕТНОЯ ДОКУМЕНТАЦИИ
2.1. Базовые значения технико-экономических показателей и базовые качественные характеристики должны отражать передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительствав обеспечивать реализацию новейших достижений науюь и техники, высокую эффективность капитальных вложений и сокращение доли строительно-монтажных работ в их общем объеме, применение индустриальных методов строительства, высокий уровень градостроительных и архитектурных решений, рациональное использование земель и внедрение мероприятий по охране окружающей среды и др.
Данные о соответствии принятых технологий, оборудования р строительных решений, организации производства и труда новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники и прогрессивным удельным показателям (приложение 3) приведены в материалах, обосновывающих необходимость и целесообразность строительства объектов, в проектах и экспертных заключениях. Перечень проектов-аналогов, на основе которых разработаны прогрессивные удельные показатели, приведены в приложении 4.
2.2. Оценка высокого качества устанавливается ПОД, которая по своим технико-экономическим показателям и качественным характеристикам находится на уровне базовых значений этих показателей, соответствует базовым качественным характеристикам или превосходит их.
Если имеет место снижение уровня отдельных техникоэкономических показателей при существенном улучшении других по сравнению с соответствующими базовыми значетшями этих показателей, составляются расчеты экономического эффекта от принятых проектных решений, обосновывающих их экономическую целесообразность.
4
Экономический эффект от принятых проектных решений определяется по "Типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений", утвержденной Госпланом СССР и Госстроем СССР.
2.3. Базовые значения технико-экономических по;<аэате-лей для оценки качества ТЭО (ТЭР) по конкретным объектам определяются на основе прогрессивных удельных показателей и устанавливаются в заданиях на разработку этой документации.
2.4. Базовые значения технико-экономических показателей для оценки качества проектов (рабочих проектов) на строительство комплексов аэропорта, зданий и сооружений или их очередей со сводными сметными расчетами стоимости определяются на основе технико-экономических показателей утвержденных ТЭО (ТЭР) и устанавливаются в заданиях на проектирование.
Примечание. При отсутствии разработанных и утвержденных ТЭО или ТЭР базовые значения технико-экономических показателей устанавливаются в заданиях на проектирование на основе утвержденных схем развития воздушного транспорта.
2.5. Базовые значения технико-экономических показателей и базовые качественные характеристики для оценки качества рабочей документации на строительство комплексов, зданий и сооружений аэропорта принимаются на основе утвержденных в установленном порядке проектов.
2.6. Базовые значения технико-экономических показателей для оценки качества типовых проектов, типовых проектных решений и чертежей типовых строительных конструкций, изделий и узлов определяются на оонове прогрессивных удельных показателей и устанавливаются в заданиях на разработку этой документации. Кроме того, в заданиях на разработку типовой проектной документации должны устанавливаться базовые качественные характеристики.
Базовые значения технико-экономических показателей и базовые качественные характеристики для оценки качества рабочей документации типовых проектов, типовых прооктннх решений принимаются на основе утвержденных проектов.
5
3. ПОРВДОК ОФОРМЕЕШЯ ДОКУМЕНТОВ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПРОЕКТНО-СМЕГНОй ДОКУМЕНТАЦИИ
3.1. Проектные отделы подготавливают и передают заказчику одновременно с проектно-сметной документацией проекты актов оценки качества этой ПОД согласно приложению 5 и выписке из протоколов заседаний научно-технических советов
по рассмотрению ПСД.
В случаях, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Пособия, к проектам актов оценки качества прилагаются расчеты экономического эффекта от принятых проектных решений.
3.2. ПСД после приемки заказчиком представляется в экспертные органы заказчика.
3.3. По ПСД, рекомендованной экспертизой к утвераде-нию, заказчик с учетом заключений экспертизы рассматривает материалы, обосновывающие оценку качества и утверждает акты оценки ее качества.
Заказчик после приемки ПСД, не подлежащей экспертизе, организует проверку материалов, обосновывающих ее качество, х утверждает акты оценки качества.
3.4. По ПСД, не рекомендованной экспертизой к утверждению, а также не отвечающей требованиям пункта 2.1 настоящего Пособия, в актах оценки качества заказчик указывает, что эта ПСД не может быть отнесена к ПСД высокого качества и прилагает соответствующие обоснования.
3.5. Материалы, обосновывающие оценку качества ПСД на строительство зданий и сооружений, осуществляемое за границей на подрядных условиях или иностранными заказчиками при техническом содействии СССР, оформляются аналогично внутри-союзным документам. Акты оценки качества по этой ПСД утверждаются Министерством гражданской авиации - генеральными поставщиками.
3.6. Заказчик организует проведение всех необходимых работ (приемку и экспертизу ПСД, проверку и рассмотрение материалов, обосновывающих оценку качества) и обеспечивает отправку утвержденных актов оценки качества ПСД ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, разработавшему эту документацию, в сроки,
6
как правило, не превышающие 90 дней с момента отправки заказчику (или передачи непосредственно) этой ПСД.
4. НОМЕНКЛАТУРА И БАЗОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ТЕЗСНИКО-ЗКОНОМИЧВСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕКТОВ И КОМПЛЕКСОВ АЭРОПОРТОВ
4.1. Номенклатура показателей качества устанавливает необходимый и достаточный перечень количественных' характеристик свойств ШД, определяющих ее качество и обеспечивающих возможность оценки ее уровня.
4.2. Номенклатура основных технико-экономических показателей по объектам строительства включает в себя две группы показателей: обязательные, т.е. устанавливаемые для всех объектов (капиталоемкость, трудоемкость, материалоемкость) и показатели, устанавливаемые только для определенных объектов (эксплуатационные расходы, производительность труда, годовая потребность в воде, тепловой и электрической энергии, срок окупаемости, уровень автоматизации и механизации производственных процессов).
4.3. Прогрессивные удельные показатели разработаны для сопоставимых частей проекта по 2 или 2-7 главам сводного сметного расчета стоимости строительства или по объектной смете.
При конкретном проектировании абсолютные значения капиталоемкости, материалоемкости и трудоемкости по несопоставимым частям проекта следует устанавливать дополнительным расчетом в зависимости от конкретных условий строительства.
4.4. Расчетным показателем для здания или сооружения (расчетной единицей) служат показатели мощности в абсолютном измерении (пропускная способность, производительность, канал связи, годовой объем работы, грузооборот, вместимость, количество спецавтомашин, общая площадь, строительный объем) или объект.
7
4.5. Показатели капиталоемкости составлены в сметных нормах и ценах, введенных в действие с I января 1964 г. и определены в базисных ценах (Московская область, I территориальный район). При строительстве в других территориальных районах показатели стоимости строительно-монтажных работ следует корректировать с помощью отраслевых коэффициентов, приведенных в приложении 6.
4.6. Показатели капитальных вложений учитывают прямые затраты, накладные расходы и плановые накопления. Накладные расходы на строительные работы приняты ддя аэродромных покрытий в размере 152, для других зданий и сооружений -16,52 от суммы прямых затрат.
Пути повышения эффективности капитальных вложений в строительство приведены в приложении 7.
Пример расчета капитальных вложений приведен в приложении 8.
4.7. К сопоставимой части проекта аэродромного покрытия относится собственно искусственное покрытие, к несопоставимой относятся работы по подготовке территории строительства, земляные работы, агротехмероприятия, водосточно-дренажная сеть, условия доставки материалов, стоимости и трудоемкости которых не могут быть усреднены и должны определяться дополнительным расчетом ддя каждого конкретного покрытия в зависимости от рельефа, гидрогеологии, вида грунта и других местных условий.
4.8. К сопоставимой части проекта объектов управления воздушным движением, радионавигации, посадки и связи относятся собственно объекты, к несопоставимой относятся работы по подготовке территории строительства, земляные работы по планировке участков перед антеннами глиссадннх и курсовых радиомаяков и других объектов, средств посадки, подъездные автодороги, внеплощадочные инженерные сети, стоимости и трудоемкости которых яе могут быть усреднены и должны определяться дополнительным расчетом для каждого объекта
в зависимости от конкретных условий строительства.
Стоимость оборудования объектов, относящихся к сопоставимой части проекта, может уточняться в зависимости от
8
sвменения прейскурантных дев на это оборудование. Стоимость оветооигнадьного оборудования может изменяться в зависимости от геометрических параметров ВШ и РД.
4.9. Сопоставимой частью проекта зданий и сооружений обслуживания пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, технического обслуживания воздушных судов, объектов авиа-топдивообеспечения, производственных зданий и сооружений вспомогательного назначения, зданий тренажерного комплекса являются основные объекты строительства, т.е. здания и сооружения. перечень которых представлен в гл. 2 сводного сметного расчета.
К несопоставимым частям проекта относятся: подготовка территории строительства, благоустройство, внеплощедоч-ные инженерные сети, стоимости и трудоемкости которых не могут быть усреднены и должны определяться дополнительным расчетом для каждого здания или сооружения в зависимости от конкретных условий строительства.
Для автотранспортных предприятий к сопоставимым частям проекта относятся здания и сооружения, входящие в главы 2-7 сводного сметного расчета.
4.10. Эксплуатационные расходы Э на здания или сооружения (себестоимость) определяются по формуле
где Ээп - заработная плата всего персонала службы, работающего в здании или сооружении;
Эсс - отчисления на социальное страхование;
- амортизация основных фондов;
Эр - расходы на содержание и текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования и инвентаря.
Заработная плата всего состава зависит от среднегодовой заработной платы работающих по службам аэропорта с учетом выслуги лет, районного коэффициента и численнооти производственного персонала.
9