ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Краны грузоподъемные
ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТА НАГРУЗОК И КОМБИНАЦИЙ НАГРУЗОК
Часть 3
Башенные краны
СТ РК ИСО 8686-3-2010
ISO 8686-3:1998 Cranes. Design principles for loads and load combinations. Part 3: Tower cranes (IDT)
Издание официальное
Комитет технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан
Астана
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом «Главное диспетчерское управление нефтяной и газовой промышленности»
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации № 58 «Нефть, газ, продукты их переработки, материалы, оборудование и сооружения для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности»
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 3 июля 2010 года № 291-ОД
3 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 8686-3:1998 Cranes. Design principles for loads and load combinations. Part 3: Tower cranes (Краны грузоподъемные. Принципы расчета нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 3. Башенные краны).
Международный стандарт ISO 8686-3:1998 разработан Техническим комитетом по стандартизации ИСО/ТК 96 «Краны». Международной организации по стандартизации (ISO)».
Сведения о соответствии государственных (межгосударственных) стандартов ссылочным международным стандартам, приведены в дополнительном Приложении Д.А.
Перевод с английского (еп)
Степень соответствия - идентичная (IDT)
4 СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Нормативные документы по стандартизации», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Государственные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Государственные стандарты»
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
II
Приложение Д.А
(информационное)
Сведения о соответствии государственных стандартов ссылочным международным стандартам (международным документам)
Таблица Д.А - Сведения о соответствии государственных стандартов ссылочным международным стандартам (международным документам)
Обозначение и наименование международного стандарта, международного документа |
Степень
соответствия |
Обозначение и наименование государственного стандарта |
ISO 4306-1:2007 Cranes -Vocabulary - Part 1: General (Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие термины) |
IDT |
ГОСТ 27555-87 Краны грузоподъемные. Термины и определения |
ISO 8686-1:1989 Cranes -Design principles for loads and load combinations - Part 1: General (Краны грузоподъемные. Принципы расчета нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 1: Общие положения) |
IDT |
СТ РК ИСО 8686-1-2010 Краны грузоподъемные. Принципы расчета нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 1. Общие положения |
9
СТ РК ИСО 8686-3-2010
УДК 621.87: 624.042 МКС 53.020.20
Ключевые слова: краны (устройства для подъёма грузов), башенные краны, нагрузки (силы), конструкция.
Басуга_ж. кол койылды ffiniiMi 60x84 1/16
Кдгазы офсетпк. Кдрш Typi «KZ Times New Roman», «Times New Roman»
Шартты баспа табагы 1,86. Таралымы_дана. Тапсырыс
«Казахстан стандарттау жэне сертификаттау институты» республикальщ мемлекетйк кэсшорны 010000, Астана каласы Орынбор xemeci, 11 уй, «Эталон орталыгы» гимараты Тел.: 8 (7172) 240074
СТ РК ИСО 8686-3-2010
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Краны грузоподъемные ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТА НАГРУЗОК И КОМБИНАЦИЙ НАГРУЗОК
Часть 3 Башенные краны
Дата введения 2011-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования по применению принципов расчета нагрузок и комбинаций нагрузок, изложенных в ISO 8686-1, для башенных кранов (см. ISO 4306-3), а также определенные значения используемых коэффициентов.
2 Нормативные ссылки
Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные нормативные документы:
СТ РК 1.9-2007 Государственная система технического регулирования Республики Казахстан. Порядок применения международных, региональных и национальных стандартов иностранных государств, других нормативных документов по стандартизации в Республике Казахстан.
ISO 4302:1981 Cranes - Wind load assessment (Краны грузоподъемные. Оценка ветровой нагрузки).
ISO 4306-1:2007 Cranes - Vocabulary - Part 1: General (Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие термины).
ISO 4306-3:2003 Cranes - Vocabulary - Part 3: Tower cranes (Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 3. Башенные краны).
ISO 4310:2009 Cranes - Test code and procedures (Краны грузоподъемные. Нормы, правила и процедуры испытаний).
ISO 8686-1:1989 Cranes - Design principles for loads and load combinations - Part 1: General (Краны грузоподъемные. Принципы расчета нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 1: Общие положения).
ISO 12485:1998 - Cranes - Stability requirements of tower cranes (Краны грузоподъемные. Требования к устойчивости башенных кранов).
Издание официальное
ПРИМЕЧАНИЕ 1 При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по ежегодно издаваемому информационному указателю «Нормативные документы по стандартизации» по состоянию на текущий год и соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
ПРИМЕЧАНИЕ 2 Ссылочные нормативные документы, приведенные в настоящем разделе, применяются в соответствии с СТ РК 1.9.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяются термины и определения по ISO 8686-1.
4 Обозначения и сокращения
Описание использованных обозначений и сокращений приводится в ISO 8686-1, Таблица 1.
§ Общие положения
Подтверждение несущей способности компонентов следует устанавливать или посредством метода предельного состояния или метода допустимого напряжения по ISO 8686-1. Краны грузоподъемные подверженные опрокидыванию и сдвигу, проектируются в соответствии с ISO 12485.
6 Нагрузки и применяемые коэффициенты
Описание коэффициента фп по динамическим нагрузкам, используемым для нагрузок и комбинации нагрузок приводится в Таблице 1, а также приводятся ссылки на ISO 8686-1 и другие соответствующие стандарты, которые перечислены в Таблице 2.
Номера строк, приведенные в первом столбце Таблицы 1, показаны в столбце 3 Таблицы 2.
По тем частям крана, чьи массы существенно снижают окончательную нагрузку, и которые следует рассмотреть как «подходящие», необходимо использовать приведенные коэффициенты частичной нагрузки.
Если массы и их центры тяжести определяются на основании проведенного испытания (взвешиванием), необходимо использовать коэффициенты в соответствии с полезными действиями, данными в 1.2.1 Таблица 2.
Если массы и их центры тяжести рассчитываются на основе перечней окончательной части документа и определяются на основании проведенного испытания (взвешиванием), то необходимо использовать коэффициенты в соответствии с подходящими воздействиями, данными в 1.2.2 в Таблице 2.
Таблица 1 — Коэффициент Фп по динамическим нагрузкам |
Номер строки в Таблице 2 |
Коэффи
циент
Фп |
Ссылки на раздел в ISO 8686-1 |
Указания по значениям коэффициентов Фп и коэффициентам нагрузки Ссылки на другие международные стандарты |
1 |
Фх |
6.1.1 |
Ф\ = 1 ± а а = 0,1
Ф\ = 1 для проектирования и предотвращения опрокидывания |
2 |
Ф2 |
6.1.2.2 |
Класс подъемного устройства НС 1 с минимальным значением 1,05 |
|
Фз |
6.1.2.3 |
|
3 |
Ф4 |
6.1.3.2 |
Ф4 = 1,1 рекомендуется для кранов, используемых на строительных площадках. Если допустимые пределы рельсов (по согласованию пользователя и завода-изготовителя) отличаются от стандартных значений, могут быть использованы другие значения. |
4 и
5 |
Ф5 |
6.1.4 и Приложен ие D |
При использовании кинетических моделей жестких корпусов:
Ф5 = 1,2 если сила ускорения или торможения
изменяется с системами непрерывного
управления без свободного хода
Ф5 = 1,5 в других системах управления, при
которых движущие силы действуют на кран
почти без свободного хода
Ф5 = 2 при наличии значительного свободного
хода.
При наличии обоснования для Ф5 могут быть использованы и другие значения. |
6 |
|
6.1.5 |
При необходимости следует рассмотреть коэффициенты частичной нагрузки |
7 |
|
6.2.1.1 |
Ветер во время эксплуатации - согласно ISO 4302 |
|
Таблица 1 (продолжение) |
Номер строки в Таблице 2 |
Коэффи
циент
Фп |
Ссылки на раздел в ISO 8686-1 |
Указания по значениям коэффициентов Фп и коэффициентам нагрузки Ссылки на другие международные стандарты |
8 |
|
6.2.1.2 |
Давление снега и льда принимаются в расчет только в особых случаях в соответствии с региональными условиями |
9 |
|
6.2.1.3 |
Нагрузки, наблюдаемые в ходе изменения температуры, рассматриваются по необходимости в соответствии с региональными и местными природными условиями. |
10 |
|
6.2.2 |
Нагрузки, вызванные перекашиванием, не принимаются в расчет при использовании обычных передвижных тележек. В противном случае применяются требования ISO 8686-1, Приложения F. |
11 |
Фг |
6.1.2.2.2 |
Класс подъемного устройства - НС 1 |
12 |
|
6.3.1 |
Региональные нерабочие условия ветровой нагрузки определяются согласно ISO 4302 |
13 |
Фв |
6.3.2 |
Нагрузка статического испытания = 1,25 х Полезная нагрузка осуществляется в соответствие с ISO 4310 Нагрузка динамического испытания F6 = 0,5 х (1+ Ф2) |
14 |
Ф7 |
6.3.3 |
Компрессорные силы не рассматриваются, когда скорость передвижения при контакте с компрессором или концевым упором меньше 0,7 м/с. |
15 |
|
6.3.4 |
Опрокидывающие силы не берутся в расчет |
16 |
Ф5 |
6.3.5 |
Нагрузки, вызванные аварийным выключением, имеют максимальное значение коэффициента Ф5 равное 2,0 |
17 |
|
6.3.6 |
Нагрузка, вызванная повреждением механизма или компонента, рассматривается по необходимости |
18 |
|
6.3.7 |
Действие магнитодвижущей силы рассматривается по необходимости |
|
Таблица 2 - Нагрузки и комбинации нагрузок - Башенные краны |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Кате
гории
нагру
зок |
Перечень нагрузок,^ |
Но-
мер
стро
ки |
Комбинации нагрузок А |
Ком(
наг] |
бинации эузок В |
Komi
наг] |
бинации рузок С |
Коэф
фици
енты
части
чной
нагру
зки
Гр |
А
1 |
А
2 |
А
3 |
А
4 |
Коэф
фицие
нты
части
чной
нагру
зки
Гр |
В
1 |
В
2 |
В
3 |
В
4 |
В
5 |
Коэф
фици
енты
части
чной
нагру
зки
Гр |
С
1 |
С
2 |
С
3 |
С
4 |
С
5 |
С
6 |
С
7 |
С
8 |
Стан
дарт
ные,
пункт
6.1 |
Гравита
ция,
ускоре
ние,
толчки |
l.Mac
са
крана |
1.1 Неблагоприятные воздействия 1.2.1, 1.2.2 Благоприятные условия |
1 |
1,22
1,16
и |
Фх |
Ф
1 |
1 |
|
1,16
и
1,05 |
Ф1 |
Фх |
1 |
|
|
U
1,05
1,0 |
Фх |
1 |
Фх |
1 |
|
1 |
|
1 |
2. Масса всего груза |
2 |
1,34 |
Ф2 |
Фз |
1 |
|
1,22 |
Ф2 |
Фз |
1 |
|
|
U |
|
п |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
3. Массы крана и нагрузки подъемного устройства, движущего по неровной поверхности |
3 |
1,22 |
|
|
|
Ф4 |
1,16 |
|
|
|
Ф4 |
Ф4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СТ РК ИСО 8686-3-2010 |
1У1
Таблица 2 (продолжение) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Ускоре ние от привода |
4.
Мас
сы
крана и общей натру зки |
4.1
Исключенный привод подъема |
4 |
1,34 |
Ф5 |
Ф5 |
|
|
1,22 |
Ф5 |
Ф5 |
|
|
|
и |
|
|
Ф5 |
|
|
|
|
|
4.2
Включенный
привод
подъема |
5 |
|
|
Ф5 |
Ф5 |
|
|
Ф5 |
Ф5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Смеще
ния |
5.п. 6.1.5 |
6 |
1.16 |
1 |
1 |
1 |
1 |
U |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,05 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
|
1 |
Эпизодические, пункт 6.2 |
Влия
ние
клима
та |
1. Нагрузки от ветра в процессе работы |
7 |
|
|
|
|
|
1,16 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Нагрузки, вызванные снегом и льдом |
8 |
|
|
|
|
|
1,22 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1Д |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
3. Изменения температур |
9 |
|
|
|
|
|
1,16 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,05 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Накло
нение |
4. п. 6.2.2 |
10 |
|
|
|
|
|
1,16 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 (продолжение) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Исключительные нагрузки, пункт 6.3 |
1. Подъем груза с земли |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1Д |
Ф2 |
|
|
|
|
|
|
|
2. Нагрузки от ветра вне периода эксплуатации |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1Д |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
3. Испытательные нагрузки |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1Д |
|
|
Ф6 |
|
|
|
|
|
4. Силы буферов |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1Д |
|
|
|
Ф7 |
|
|
|
|
5. Опрокидывающие силы |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Аварийное выключение |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1Д |
|
|
|
|
|
Ф5 |
|
|
7. Сбой в работе механизма |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Колебания, наблюдаемые в основании крана |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1Д |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
Коэффициент безопасности для расчета допустимых натяжений yf |
19 |
|
1,48 |
|
1,34 |
|
1,22 |
|
Коэффициент сопротивления ут |
20 |
и |
|
1Д |
|
1,1 |
|
|
7 Нагрузки и комбинации нагрузок. Общие положения
7.1 Инерционная сила
Инерционные силы, действующие в конструкции крана во время процессов ускорения и замедления, определяются на основе максимальных движущих сил, возникающих во время эксплуатации. Они представлены следующим образом:
a) При отсутствии ограничения к различным одновременно выполняемым разным маневрам: движение подъемного устройства вместе с поворотом и перемещением крановой тележки или поворотом и движением стрелы крана или поворотом и передвижением крана.
Инерционные силы во время поворота и процесса замедления соединяются с центробежными силами. По центробежной силе Ф5 = 1.
b) При наличии ограничений к различным одновременно выполняемым маневрам, инерционные силы образуются для одновременного действия.
7.2 Действующая ветровая нагрузка
Необходимо, что бы ветровое давление было ограничено до следующих значений:
1) Во время монтажных работ 0,125 кН/м2;
2) При эксплуатации 0,25 кН/м2.
Данные значения рекомендуются в целях проектирования, однако указания, данные в инструкции по эксплуатации, могут ограничить фактическую работу до максимальных скоростей ветра, использующих более низкие значения.
8 Нагрузки и комбинации нагрузок на участке
Для башенных кранов на участке, испытание безопасности является очень важным для нагрузок и комбинаций нагрузок Al, А2, АЗ, А4, Bl, В2, ВЗ, В4, Cl, С2, СЗ по Таблице 2.
8