Приложение 3
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель министра здравоохранения СССР - Главный санитарный врач СССР
П.Н^Бургасов
* 1103-73 18 мая 1973 года
САНИТАРНЫЕ НОРМЫ1
ВИБРАЦИИ НА МОРСКИХ, РЕЧНЫХ И ОЗЕРНЫХ СУДАХ
I. Назначение и область применения
1.1. Настоящие нормы устанавливают:
предельно-допустимые величины вибрации в местах пребывания экипажа и пассажиров на морских, речных и озерных судах;
условия измерения вибрации и требования к измерительной аппаратуре.
1.2. Действие настоящих норм и правил распространяется на все самоходные суда всех министерств и ведомств, за исключением судов Министерства обороны и Комитета государственной безопасности.
1.3. Нормы распространяются на все вновь проектируемые и проходящие большой капитальный ремонт суда.
1.4. Срок введения в действие настоящих норм устанавливается с
1.01. 1976 года.
2. Определения
2.1. Экипаж судна - лица, необходимые для навигации, обслуживания двигательных установок, осуществления и поддержания безопасной эксплуатации судна, а также хозяйственный персонал, перечисленный в судовой роли или в другом документе, определяющем состав экипажа.
2.2. Пассажиры - лида, принятые на борт судна к перевозке, не являющиеся экипажем и не выполняющие работ, связанных с эксплуатацией судна.
2.3. Мадшяно-ко тельные отделения (ИКО) - помещения, в которых установлены главная энергетическая установка, двигатели и механизмы, служащие для движения судка и вырабатывающие энергию для привода его устройств, котлы и другие механизмы.
2.4. Центральный пост управления (ЦПУ) - помещение, выделенное из МКО, в котором установлены контрольные приборы и органы управления главной энергетической установкой к вспомогательными механизмами и несется постоянная вахта.
2.5. Производственные помещения - помещения, в которых установлено производственное оборудование, обрабатывающие машины и станки, судовые мастерские, камбуз.
2.6. Служебные помещения - рулевая, штурманская рубки и радиорубка, а также помещения для управления судком и ведения документации.
2.7. Оскогное рабочее место - место наиболее длительного пребывания вахтенного.
2.8. Общественные помещения - столовые команды, кают-компания, красные уголки, пассажирские салоны, рестораны, кинозалы, библиотеки, магазины, киоски и др.
2.9. лилые помещения - каюты экипажа я пассажиров.
2.10. Медицинские помещения - помещения для медицинского обслуживания: санитарная каюта, амбулатория, стационар, изолятор и др.
3. Нормируемые параметры вибрации
3.1. Б качестве допустимых величия вибрации в помещениях судов устанавливаются уровни среднеквадратичного значения колебательной скорости Lv£6 б октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 2, 4, 8, 16, 32, 63 гц, определяемые по формуле:
где 5«1СГ® м/сек величина, условно принятая за стандартную к соответствующая среднеквадратичном}' значению колебательной скорости при стандартном пороге звукового давления для тона частотой 1000 гц, равному 2*10"5 н/м2, или по таблице 3.
123
3.2. Нормирование вибрации устанавливается ь зависимости о\ назначения помещений, длительности воздействия к условий пребывания якнпаха и пассажиров судка соотиетстяеяпэ класс 1:]1яузтя судов в Саяитарних правилах рлл морских судов СССР и Салит ар них правилах для речных и езеркых судов СССР.
А. Предельно допустимые величины вибрация
4.1. Предельно допустите величины вибрации га судах устанавливаются согласно продельным спектрам по скорости ПС (1^) • таблиц I х 2 или соотзетствушз;* хза величия ускорений таблиц 4 п 5.
Б таблице I указаны порядковые номере предельных спектров, значения которых в децибелах для нормируемых октавных полос даны в таблицах 2 к 4.
Примечание: допускается превышение норм не белое чем на 2 дб в какой-либо одной октавной полосе.
Таблица I
Допустимые нормы вис рении на судах
Номер г~едельяого спектра ilC (by) в табл. 2 к ПС (L ) s табл. 4
Мазшино-хотел ьные с-тделе аил: с постоянной вахтой;
с периодических: обслуживанием (при наличии в аКО зиоро-заухоазояирсваппых постов и ir/лыов управления, об дне время пребывания »• ДКО одного вахтенного не дояжяо превышать I2J минут в сут-
с безвахтенным обслуживанием (в LGC0 судов, оборудованных средствами комплексной автоматизации упоавлеяия механизмами, общее время псе-бываяия в ?Ж0 одного вахтенного не должно превышать 60 минут з сутки).
Изолиро ванные посты управления (13ТУ)
Производственные помещения 3
Слунебные помещения 4
Жилые и общественные помещения:
на морских судах I и П категории и речных судах I группы, совершающих рейсы более 24 часов в одну сторону от иоота до конечной пристани иля порта G
124
Продол*
табл
1 |
Наименование помещений |
Номер предельного спектра ПС (1«_) в табл. 2 и |
|
ПС (L ) в табл.4 |
|
на морских судах ill категория и речи их судах П группы, совершающих рейсы более 24 часов в одну сторону от порта до конечной пристани илк порта 5
ка морских судах 1У категории и речных судах Ш и 1У групп , совершающих рейсы продаи-итель-яостью до 3 часов в одну сторону о? порта до конечной пристани или порта 4
Медицинские помещения 7
Примечание: На речных и рыбопромысловых морских судах, не имеющих штатного медицинского персонала, предельно допустимые уровни вибрации в медицинских помещениях устанавливаются по предельным спектрам для хилых помещении.
Т.а блица 2
Предельные спектры уровней вибрявэд по скорости ПС (Ly) дб
относительно vA «= 5-1СГ^ м/сек о
Номер ПС ат) |
Среднегеометрические час |
тсту в октавных полосах, гц |
2 i |
4 |
5 |
! 16 |
32 |
63 |
I |
115 |
107 |
104 |
102 |
101 |
101 |
2 |
112 |
104 |
101 |
99 |
98 |
98 |
3 |
106 |
.98 |
95 |
S3 |
32 |
92 |
4 |
101 |
93 |
90 |
88 |
8? |
87 |
5 |
96 |
88 |
85 |
83 |
82 |
а? |
а*
О |
91 |
83 |
80 |
73 |
77 |
77 |
7 |
86 |
78 |
75 |
73 |
72 |
72 |
5. Условия измерения вибрации и требования к измерительной аппаратуре
5.1. Во всех проектах судов должны выполняться расчеты ожидаемых уровней вибрации, подтверждающие их соответствие настоящим санитарным нормам.
125
5.2. Измерения вибрация должны проводиться в соответствии с ГОЗТ 137.31-68 "Колебания механические. Общие требования к проведении измерений".
5.3. Измере/тя вибрация выполняются по программе, согласованной с органами салэнкл службы и включенной в технический проект судна.
Ь программе указываются:
а> цель и объект испытаний;
б) режим к условия работы объекта испытаний;
в) каста, и которых измеряют колебания (тенки измерений), параметры измерения к их значение, направление осей измерения колебаний;
г) точки измерений должны быть указаны по прилагаемой к программе схеме объекта;
д) тип измерительной аппаратуры, данные свидетельства о гос-поверке, шиссидольная суммарная погрешность измерений;
е) минимальное необходимое число измерений;
z) дополнительные условия.
5.4. Измерение вибрации производится на номинальном ходегом и производственном режиме работы судна при волнении или ветре не вше 3 баллов (в случае невозможности создания указанных режимов при ходовых испытаниях разрешается проводить измерения вибрации в первых эксплуатационных рейсах до гарантийного ремонта).
5.5. Вибрация измеряется в каждой точке обязательно в вертикальном направлении д выборочно в отдельных точках, в горизонтальном продальном и горизонтальном поперечном к осл судна.
Для сопоставления с нормами необходимо брать наибольшую из измеренных величия.
5.6. Измерения вибрации должны повторяться не менее 3 раз и результаты их усредняются арифметически с внесением поправок на чувствительность датчика и неравномерность частотно/. характеристики всего виброизмерительного тракта, согласно результатам их поверки.
5.7. Измерение вибрации в МКО, производственных и служебных помещениях производится на рабочих глощааках и сиденьях, если основной рабочей позой является положение сидя.
5.8. Измерение вибрации в жилых, общественных и медицинских помещениях производится выборочно, при полной их меблировке, на палубе, сиденьях и койках, в случае их крепления к переборкам.
5.9. При измерении вибрации на сиденьях и койках датчик крепится к стальному диску диаметром 40 см и толщиной 5 мм, помечаемому между человеком весом не более 70 кг к сиденьем.
126
5.10, К измерению допускаются виброизмерительные приборы, допущенные для этой цели Госстандартом СССР и прошедшие позерку ъ ого организациях в сроки, установленные для данного вида аппаратуры или соответствующие национальный стандартам других стран.
Таблица 3 Соотношение между уровнями вибрационной скорости, в децибелах, и значениями, выраженными в абсолютных единицах |
дБ |
Скорость, м/сек |
дБ |
Скорость, м/сек |
1 дЗ -1 |
Скорость, м/< |
30 |
1.5а-кг13 |
60 |
5,00-1 Г3 |
90 |
1.55-ХО"3 |
31 |
1,77-ХСГ6 |
61 |
5,61-10'5 |
91 |
1,77-ЛГ3 |
32 |
I.99-ICT6 |
62 |
6.30-ID”5 |
92 |
1,99-Ю”3 |
33 |
2.23-1СГ6 |
63 |
7,07-10“® |
93 |
2,23-10“3 |
34 |
2,51 -КГ6 |
64 |
7,93.10-5 |
94 |
2.51-I0-3 |
35 |
2,81-ХО"6 |
65 |
S.89.ICT5 |
95 |
2,81-ХО-3 |
36 |
3.I6-I0-6 |
66 |
9,98-10“® |
96 |
3,I6*1U“3 |
37 |
3.54-1СГ6 |
67 |
I.I2-I0-4 |
97 |
3,54-'О-3 |
38 |
3,97-КГ6 |
68 |
1,26-КГ4 |
98 |
3,97-10“3 |
39 |
4,46-ХО"6 |
69 |
1,41-ХСГ4 |
99 |
4,46-ХО-3 |
40 |
5.00-1СГ6 |
70 |
I.58-I0-4 |
100 |
ь.ос-ю-3 |
41 |
5.6I-ICT6 |
71 |
1.77-10“4 . |
Юх |
5,61-10“3 |
42 |
6,30-1СГ6 |
72 |
х.ээ-ю-1 |
102 |
6.30-Ю”3 |
43 |
7.07-ICГ6 |
73 |
2,23 -I0”4 |
:оз |
7,07-ИГ3 |
44 |
7.93-1СГ6 |
74 |
2.5I-I0-4 |
104 |
7,93-ХО-3 |
45 |
8,89-ХСГ6 |
75 |
2,81-ХО-4 |
105 |
8,89-ХО-3 |
46 |
З.Эв-Ю"6 |
76 |
3.X6-I0-4 |
105 |
9,98- ХСГ3 |
47 |
I.X2-I0'5 |
77 |
3.54-I0-4 |
107 |
I.I2-I0"2 |
48 |
1,26-КГ5 |
78 |
3,97-ХО-4 |
108 |
1,26-1C”3 |
49 |
1,41-1(Г^ |
7Э |
4,46-Ю-4 |
109 |
I.4X-I0-2 |
50 |
1,58-ХСГ0 |
80 |
5,00-Ю-4 |
НО |
I.58-I0"2 |
51 |
1.77-1СГ5 |
81 |
. 5,61-ХСГ4 |
III |
1,77-ИГ2 |
52 |
1,99-10“® |
82 |
б.ЗО-Ю"4 |
112 |
1,99-ХСГ2 |
53 |
2,23-ХО"5 |
83 |
7.07.I0*4 |
113 |
2,23-ХО-2 |
54 |
2.5X-I0*5 |
84 |
7,93-10“*" |
114 |
2.5Х-Х0-2 |
55 |
2,81-ХО"5 |
89 |
8,89-I0-4 |
115 |
2,81-10*2 |
56 |
3,16.10-5 |
86 |
9.98.I0-4 |
116 |
3,16-Х0-2 |
57 |
3,54-10”^ |
87 |
х.хя.хсг3 |
117 |
3,54 -1J*2 |
58 |
3,97.10-5 |
88 |
1,26-Ю"3 |
118 |
3,97. ГС“'; |
59 |
4,46-10“® |
89 |
X.4I-I0-3 |
119 |
4,4S-10'2 |
60 |
5,00-IG-3 |
90 |
1,58-ИГ3 |
120 |
5,00-Ю”2- |
|
'Таблица 4
Предельные спектры уровней вибрации по ускорению ПС (ьа) ДБ
относительно *. а ЗЛО"4 м/сек2 о
Среднегеометрические частоты в октавных полосах, гц |
ПС (Lft) |
2
____ |
4 |
8 |
16 |
32 |
63 |
I |
61 |
60 |
62 |
66 |
71 |
77 |
2 |
58 |
57 |
59 |
63 |
68 |
74 |
3 |
52 |
51 |
53 |
57 |
62 |
68 |
4 |
48 |
45 |
48 |
52 |
57 |
63 |
5 |
42 |
41 |
43 |
47 |
52 |
58 |
6 |
37 |
36 |
38 |
42 |
47 |
53 |
7 |
32 |
31 |
33 |
37 |
42 |
48 |
|
Таблица 5 Соотношения между уровнями вибрационного ускорения, выраженными в децибелах, и значениями, выраженными в абсолютных единицах |
дБ |
Ускорение, м/с2 |
ДБ |
Ускорение, м/с^ |
ДБ |
Ускорение,ц/с |
20 |
3,00-КГ3 |
ЪО |
9,49-ЮГ2 |
80 |
3,00 |
21 |
3,37-Ю”3 |
51 |
1.06-1СГ1 |
81 |
3,37 |
22 |
3,78-КГ3 |
52 |
X,19-ЮГ1 |
82 |
3,78 |
23 |
4,24-КГ3 |
53 |
1,34 -ЮГ1 |
83 |
4,24 |
24 |
4,76-ICT3 |
54 |
1,50-КГ1 |
84 |
4,76 |
25 |
5,33-КГ3 |
55 |
Х.69-10Г1 |
85 |
5,33 |
26 |
5,98-КГ3 |
56 |
1,89-ЮГ1 |
86 |
5,98 |
27 |
6,72-КГ3 |
57 |
2.12-1СГ1 |
87 |
6,72 |
28 |
7,54-КГ3 |
58 |
2,38-КГ1 |
88 |
7,54 |
29 |
8,45-КГ3 |
59 |
2,67-Ю"1 |
89 |
8,45 |
30 |
9,49-КГ3 |
60 |
3,00-ЮГ1 |
90 |
9,49 |
31 |
X.06-КГ2 |
61 |
3,37-ЮГ1 |
91 |
1,06-10 |
32 |
I.I9-I0"2 |
62 |
3,78-Ю"1 |
92 |
1,19*10 |
33 |
1.34-ИГ2 |
63 |
4,24-1СГ1 |
S3 |
1,34*10 |
34 |
1,50-КГ2 |
64 |
4,76-ЮГ1 |
94 |
1,50*10 |
35 |
1,69-КГ2 |
65 |
5,33-ХСГГ- |
95 |
1,69*10 |
36 |
1,89-И-2 |
66 |
5,98*1СГ1 |
96 |
1,89*10 |
37 |
2,12-ИГ2 |
67 |
6,72*1О-1 |
97 |
2,12*10 |
|
128
Ускорение, и/с2 |
дБ |
Ускорение, м/с2 |
ДБ |
Ускорение, м/с2 |
2,38-10-* |
68 |
7,54-Ю"1 |
98 |
2,38-10 |
2,67-10Г2 |
69 |
8,45*I0”1 |
99 |
2,67*10 |
3,00-10~2 |
70 |
9,45-Ю"1 |
100 |
3,00*10 |
3,37*1 СГ2 |
71 |
1,06 |
101 |
3,37*10 |
3,76-КГ2 |
72 |
X.I9 |
102 |
3,78*10 |
4,24-1CГ2 |
73 |
1,34 |
103 |
4,24*10 |
4,76 *Ю“2 |
74 |
1,50 |
104 |
4,76*10 |
5,33*1 (Г2 |
75 |
1,69 |
105 |
5,33*10 |
5,98* 10"2 |
76 |
1,89 |
106 |
5,98*10 |
6,72-КГ2 |
77 |
2,12 |
107 |
6.72*10 |
7.54-1СГ2 |
78 |
2,38 |
108 |
7,54*10 |
8,45-Ю'2 |
79 |
2,67 |
109 |
8,45*10 |
9.49-1СГ2 |
80 |
3,00 |
НО |
9,49*10 |
UY
1
Нормы разработаны при участки Научно-исследовательского института гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР.