Ьов^-'озный научно-исследовательский институт по ; •;иигельсгву магистральных трубопроводов ВНИИСТ
Институт ”HИПИOPГнвфт0Г83cтpoй,,
РЕКОМЕНДАЦИИ по гидравлическому испытанию плетей трубопроводов в условиях низких температур
Р 508-83
Зам.директора ВНИИСТ, к.т.н. И.Д.КРАСУЛИН
B. В.РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
5 еГм.климовский
C. И.ЛЕВИН Т.П.БОГАЧЕВА
Зав* ОПН ВНИИСТа, к.т.н.
Зав. лабораторией ВНИИСТа Зав. лабораторией ВНИИСТа, к.т.н Мл.нвучный сотрудник ВНИИСТа ^
Зав.лабораторией НИПИоргнефтегазстроя, Д.*.н. . у
Ст. научный сотрудник НИПИоргнефтегазстроя, к.т.1
Мл. научный сотрудник НИПИоргнефтегазстроя
Соисполнители:
Гл.инженер Союзподводтрубопровод-сгроя
Зам. начальника технического отдела Союзподводтрубопроводстроя
.П. КОВАЛ НОВ .И.ПРОНЯШ
к,
JH.ЕРМОЛИН .Я .КАНАЕВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
При выборе схемы расположения трубчатого нагревательного эле-ыента надо руководствоваться тем, чтобы нагрев воды в трубопроводе компенсировал его теплопотери, был равномерным по всему периметру трубопровода, не допуская локальных образований льда на внутренней его поверхности.
Учитывая, что конвективное движение жидкости развивается лишь в зоне выше нижних образующих поверхностей нагревательного элемент; последний следует располагать на небольшом расстоянии (fy ) от дна горизонтально расположенного с малым наклоном трубопровода.
Внешние условия: температура воздуха = - (30 - 40)°С, скорость ветра ^ =20-25 м/с. Для этих параметров эффективный коэффициент теплоотдачи к воздуху = 25 ккал/м2*ч*град. В случае установки защитных щитов или тента от ветра над трубопроводом снижается до знаяения 8-10 ккал/м2*ч*град.
Примем в качестве расчетного сечения самое последнее (по ходу течения греющего пара) испытываемой плети трубопровода. Будем исходить из ограничения, чтобы температура воды в самой удаленной точке внутренней поверхности трубопровода данного расчетного сечения имела минимальную температуруО°С (без образования льда), а температура греющего пара в трубках снизилась бы в этом сечении до ЮО°С (конденсация пара). Таким образом, расчетная температура при выборе значений физических характеристик для вычисления критериев Грос-гоффа^ и Прандтля Pt будет равна 50°С как средняя в полученном интервале температур.
критерие: | |
* " a, * |
где - критерий Архимеда; |
Выбирая в качестве характеристического размера & среднюю величину толщины зазора между греющей трубкой и наиболее удаленной образующей внутренней полости трубопровода, определяем значения
- ускорение свободного падения; м/ч2;
- коэффициент кинематической вязкости; м2/ч;
„ —
& - коэффициент температуропроводности, м^/ч.
- согтвегственно плотность воды у стенки трубы, у нагревательного элемента и их среднее значение; г/см3;
Находим = 3,54 = 3,64- Ю11 при ^ = 0,65 и.
По номограмме из работы31 для произведения /L 4. = 1,2 ЮК
,м
‘Я
находим ~Д^ * определяем эквивалентный коэффициент теплопрс
водности асимметричного кольцевого слоя воды /1^= 40 ккал/мч-гре принимая коэффициент теплопроводности воды равный /Ц ■ 0,52 ккэл/мч град. Тогда термическое сопротивление верхнего слоя воды над нагревательным элементом диаметром 59 мм составит
• Z* = = ~-х-— = 0,0275 м2 ч град/ккал
* I# 40
Считая, что термическое сопротивление нижнего слоя воды
•тр— , палидшл «о jujiuman с а *• С//
вательного ^элемента до дна трубы $н = 0,0144 м = 15 мм.
Поскольку при течении греющего пара будет возможна конденсация его, следовательно, необходимо всю плеть испытываемого трубопровода располагать с некоторым уклоном в сторону движения греющего пара, с гем, чтобы способствовать сдуву конденсата, который является дополнительным термическим сопротивлением. В настоящей ра боте не учитывалось это дополнительное термическое сопротивление конденсата, а также и радиационная составляющая коэффициента тепло отдачи от греющего пара, считая, что эти два фактора примерно взаимно компенсируются.
В дальнейшем расчет построен таким образом, чтобы определять при данной скорости ветра минимальную температуру наружного воздуха, при которой исключается образование льда в испытываемом трубопроводе.
Расчетная схема термических сопротивлений и соответствующих им температурных перепадов показана на рис. 3. Из подобия треуголь ников этой схемы находим выражение для допустимой температуры наружного воздуха
(1)
Исаченко В.П., Осипова В.А., Сукомел А.С. Теплопередача, М.; Энергия, 1969.
/5
?ис. 3* Расчетная схема термических сопротивлений (2) и соответствующих им температурных перепадов; Дп , у^рвдиуон соответственно внутренней и наружной поверхности нагревательного элемента и наружной поверхности трубопроводе; ^ ^ - толщина стенки элемента Jf трубопровода.
A
A
(2}
cJcnfz
v ^ Л^/г?
/\v*- коэффициент теплопроводности стали, принят 40 ккал/м ч гра; <&п1{ъоемг - толщины стенок двух труб (см, рис. 3);
условные радиусы наружной поверхности нагревательной элемента и трубопровода;
ния пограничного слоя воздуха, стенки трубы и стенки нагревательно го элемента, м2 ч-грэд/ккал;
- сумма термических сопротивлений воздуха и стенки трубы, м • ч-грэд/ккал;
&VV - сумма термических сопротивлений воды и стенки нагревательного элемента, м2-ч-град/ккал.
Для трубопровода Ду 1220 мм, одного нагревательного грубчатог элемента ф 59 х 4 мм, = ЮО°с, ^ * 25 ккал/м2» Ч'Град и U * 0,0275 м2'ч•град/ккал находим по формуле (I) - (3)
(3)
- температура внутренней поверхности нагревательного элемент* , 'zc#fi соответственно удельные термические сопротивле
0,002 м2 ч«град/ккал, fcfr * 0,028 м2 ч град/ккал и
При установке защитных щитов или тента от ветра над грубой допустимая температура воздуха, согласно (I) - (3) составит
■ - (17,5 - 22,2)°С. Однако в реальных условиях температура воздуха дееддое бывает гораздо ниже, поэтому одного нагревательного элемента часто бывает недостаточным. При установке двух, трех или четырех элементов по дну горизонтально расположенного трубопровода характеристический размер € определяем уменьшенным размером в то же число раз. Аналогичные вычисления по формулам (I) -- (3) дают результаты для допустимой отрицательной температуры воздухе ^В03д, приведенные в табл. I.
Греющий пар предложено генерировать с помощью выпускаемого отечественной промышленностью паропреобразоввтеля Д-563 производительностью 750 кг/ч пэра при £п = 150°С и давлении 4,7 кгс/см2, что соответствует общему теплопотоку/?= 4,1'Ю5 ккал/ч ( наиболее распространенный режим работы паропреобразователя).
Без учета величины удельного термического сопротивления пограничного слоя конденсируемого пара , удельный поток тепла не непрекрытый трубопровод составит:
при одном трубчатом нагревательном элементе
я —— s -I££-±_ 1-----------в /»400 ккал/м^ч
0,002 + 0,028
При двух нагревательных элементах
0,002 +
При четырех нагревательных элементах а ~
У
= 18300 ккал/м2- ч
0,002 + 0,007
где д£ * —— - средняя температура пара, °С.
Для прикрытого щитами или тентом трубопровода Ду 1220 мм возрастает значение термического сопротивления , появляется возможность испытания плетей трубопровода при более низких температурах воздуха.
, щ 125 + 20____
л 0,06 + 0,028
При двух нагревательных элементах
, -JtLzjtezg-- ш __I2L±-SS_____
zS* о,ооб + 0,014
з <г
Значение удельного теплового потока при одном нагревательном элементе ( £ В03д а - 20°с)
— s 4300 ккал/м2*ч
< i ВОЗД - -
— в 8300 ккал/м2.ч
Максимально допустимая длина /- плети испытываемого трубопровода в зависимости.от числа /г труб нагревательного элемента и количества А/ паропреобразователей определяется по формуле / а -Ш- в , (4)
где f - внутренняя поверхность теплосъема одного метра длины нагревательного элемента; для f 59 х 4, = 0,16 м^/м.
удк
Одной is проблем круглогодичного строительства магистральных трубопроводов является проведение гидравлического испытания в условиях низких температур плетей переходов трубопроводов*
Известные способы предотвращения замерзания жидкости в плетях переходов при низких температурах (использование антифризов, растворов поваренной соли и др.) мало эффективны по техническим и экономическим соображениям* Вместе с тем такие испытания при температурах до - 40°С могут осуществляться путем реализации технологии, изложенной в настоящих Рекомендациях и предусматривающей подачу перегретого водяного пара в трубчатые греющие элементы, расположенные внутри плетей.
Рекомендации предназначены для инженерно-технических работников строительнах и проектных организаций, занятых организацией и производством работ по испытанию трубопроводов.
Рекомендации разработали: инжДлимовский Е.М., к.т.н. Левин С.И., м.н.с. Богачева Т.П. (ВНИИСТ); д.т.н. Кривошеин Б.Л., к.т.н. Ковадьков В.П., м.н.с. Проняева Т.И. (НИПИоргнефтегазстрой) при участии инженеров Ермолина А.Я, и Канаева В.Я, (Союзподводтрубопро-водстрой)•
Министерство строитель- ^Рекомендации по гидравли-: р &0S '33 ства предприятий нефтя- ’ческому испытанию плетей : Миннефтегэзстр
ной и газовой промыш- :трубопроводов в условиях :-
ленности ’низких температур * Впервые
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Рекомендации разработаны в развитие СНиП IIM2-80 "Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ".
1.2. Рекомендации разработаны во исполнение решения секции организации и технологии строительства магистральных трубопроводов научн! технического совета Миннефтегазстроя от 3 ноября 1982 г.
1.3. При производстве испытаний трубопроводов следует учитывать тр< бования действующих нормативных документов и в том числе требовани! по технике безопасности проведения указанных работ.
1.4. Рекомендации предназначены для использования при проведении I этапа испытаний, регламентированного таблицей 17 СНиП IIM-2-80 для участков:
категорий В и I - переходов нефте и нефтепродуктопроводов через водные преграды и прилегающие прибрежные участки;
категории I - переходов газопроводов через водные преграды и прилегающие участки;
категории I - переходы через железные и автомобильные дороги, пересечения с воздушными линиями электропередачи напряжением 500 к и более.
П. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ПЛЕТЕЙ ПЕРЕХОДОВ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР
2.1. Технологическая схема гидравлического испытания плетей переходов в условиях низких температур приведена на рис. I.
Внесены ОПН и |
Утверждено ВНИИСТом |
Срок введения |
ОПТС ВНИИСТа |
" / " ь/е** 198^ г. |
в действие |
|
и НИПИОРГнефтегазсгроем
"/У" l/AP/Z# I96J Г. |
" ^ 1Ш |
Рас. I. Технологическая схеыэ гидравлического испыю^.-л лл-гей переходов в условиях низких температур.
I - заглушка; 2 - маномагр; 3 - испытываем, плоть; 4 - подкладка деревянная по;; трубчатый нагревательный элемент; 5 - входной патрубок с задвихкой ллн паре; 6 - ааропрвоорозователь; 7 - выпускной патрубок с задвижкой для воздуха; 3 - входной патрубок с задвижкой для воды; 9 - выпускной патрубок с зад-ввхкой для пара; 10 - лодки лерезянныв; II - трубчатый нагревательный элемент.
■ Рис* 2. Варианты расположения в испытЕтываомой плати трубчатых нагревательных алиментов. Стрелками о пунктиром показаны циркуляционные токи конвективного движения возы, в; бив; гид** ооответственно варианты нагревательных элементов с одной, двумя и четыремя трубками.
Схема разработана о учетом того, что для предотвращения заме] зания воды в испытываемой плети при низких температурах наружного воздуха внутри плети прокладывается трубчатый нагревательный элем! (элементы), по которому пропускается напроход перегретый пар от т ропреобразователей.
2.2. Работы по проведению гидравлического испытания плетей в соответствии с указанной выше схемой необходимо выполнять в следующей последовательности:
а) испытываемую плеть 3 монтируют и сваривают из отдельных труб открыто на лежках 10 с уклоном 2 - 5
После сварки плети проводят/ 100%-конгроль всех сварных соединений;
б) внутри плети монтируют трубчатый нагревательный элемент,
состоящий из одной или нескольких стальных цельнотянутых труб 59 х 4 мм, расположенных в сечении плети в зависимости от числа труб в элементе, как показано на рис. 2. Число труб (/I) в элементе в зависимости от длины плети (L) я температуры наружного воздуха (t ) определяют по.табл. I. Также по табл. I одновременно определяют количество (М) парообразователей типа Д-565, необходимых для проведения испытаний. Для обеспечения необходимых зазоров (размеры приведены на рис.2) между внутренней поверхностью плети и трубчатым нагревательным эмелентом необходимо использовать деревянные подкладки 4 или подставки. Концы нагревательного элемента
присоединяют к входному Ь и выпускному 9 патрубкам и задвижкам. Звтем на концах плети монтируют, как показано на рис. I, патрубок 8 с задвижкой для подачи в плеть воды, манометр 2 и воздухоспускной патрубок 7. После этого к концам подготовленной плети приваривают сферические заглушки и проводят контроль‘'сварных соединений;
в) для проведения испытания к патрубку;.: 8 подключают трубопровод от ислочника.воды (наполнительно-опрессовочный агрегат AH0-20I или другого типа), а к пвтрубку 5 трубопровод от источника перегретого пара.
Затем при открытых задвижках не патрубках 5 и 9 пропускают по нагревательному элементу пар с выпуском пере на открытый конец в атмосферу.
Одновременно заполняют плеть водой при открытых задвижках на патрубках 8 и 7. В момент, когда из задвижки на патрубке 7 закончится выход воздуха и начнет поступать сплошная струя воды, задвижку на патрубке 7 закрывают и начинают подъем давления в плети для испытания;
г) испытания плети проводят в соответствии с требованиями табл. 17 СНиД Ш-42-80 и составляют соответствующий акт;
д) сразу после проведения испытаний из плети необходимо полностью слить воду. Для этого давление в плети снижают до атмосферного путем сбросе воды через задвижку на патрубке 7. Затем через задвижку на патрубке 8 сливают из плети и после этого прекращают подачу пара; открытие задвижек производится дистанционно;
е) для проведения дальнейших операций по подготовке плети к монтажу ее конечные участки с заглушками и задвижками на переходе следует демонтировать. Демонтвж проводится по линиям, указанным на рис. I.
2.2. Рекомендуемое число труб нагревательного элемента и количества паропреобразователей приведены в табл. I; теплотехнический расчет приведен в прил. I.
Таблица I
/? - количество труб нагревательного элемента 0 59 х 4 мм; lv - количество паропреобрвзователей Д-563;
L - расчетная длина испытываемой плети.
В таблице приведены данные, рассчитанные для трубопровода дивметром 1220 - №0 мм.
Ш. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Работы по гидравлическому испытанию плетей долгны проводиться в соответствии с требованиями СНиП Ш-4-80 "Техника безопасности в строительстве", Правилами устройства и безопасности паровых и водогрейных котлов", "Правилами устройстве и безопасной эксплуатацш грузолодьемых кранов", "Правила/ми техники безопасности при строительстве магистральных стальных трубопроводов".
3.2» Проведение гидравлического испытания плетей переходов в условиях низких температур ртхряжяжтдя по технологии, разработанной в данных "Рекомендациях...", разрешается только^трубопроводах диаметром не менее 1020 мм с соблюдением следующих требований безопасности:
передвигаться внутри плети можно только на специальной тележке на расстояние не более 36 м от торца;
у торца плети должны постоянно находиться двое страхующих рабочих; мезду страхующими и работающими внутри трубопровода следует установить сигнальную связь;
освещение внутри трубопровода должно осуществляться от источника питания напряжением не более 12 В*
3.3. Категорически запрещается проведение испытания плетей в непосредственной близости от железных дорог, действующих газопроводов, а также воздушных линий электропередач напряжением 500 кВ и более. ЗЛ. На период проведения работ непосредственно по испытанию плетей переходов устанавливается охранная зона, из пределов которой до начала работ выводятся все люди, техника.
3.5. Размеры охранной зоны назначаются в зависимости от дяжжшстж величины давления испытания Рисп. При Рисп ^ 82,5 кгс/см2 (8,25 МПа) охранная зона в обе стороны от оси трубы назначается 100 м, а в направлении отрыва заглушки от торца трубопровода - 1000м.
При Рисп свыше 82,5 кгс/см2 (8,25 МПа) границы яхрэнной зоны назначаются соответственно 150 м и 1500 м.
3.6. Люди, механизмы и оборудование во время испытания должны находиться за пределами охранной зоны.
3.7. Обнаруженные дефекты плетей подлежат устранению после снижения давления до уровня, обеспечивающего безопасность ведения ремонтных работ.
ЛИТЕРАТУРА
1. СНиП Ш-42-80 "Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ”. М., Стройиздат, 1981 г.
2. СНиП Ш-4-80 “Техника безопасности в строительстве”. М., Строиз* дат", 1979 г.
3. Правила устройства и безопасности эксплуатации паровых и водогрейных котлов. М., Недра, 1974 г.
4. Правила устройства и безопасной эксплуатации груэопродъемных кранов. М., Металлургия, 1976 г.
5. Вравила техники безопасноети при строительстве магистральных трубопроводов. М., Недра, 1982 г.