ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
(Госстандарт СССР)
Всесоюзный научно-исследовательский институт
по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
МЕТОД
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
ОЦЕНКИ АНТИСКАЧКОВЫХ СВОЙСТВ
КОНСТРУКЦИОННЫХ
И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Р 50-54-100-88
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
(Госстандарт
СССР)
Всесоюзный
научно-исследовательский институт
по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
Утверждены
Приказом
ВНИИНМАШ
№ 259 от 21.09.88 г.
Метод
экспериментальной оценки антискачковых
свойств конструкционных и смазочных материалов
Рекомендации
Р
50-64-100-88
Москва 1989
РЕКОМЕНДАЦИИ
МЕТОД
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
АНТИСКАЧКОВЫХ СВОЙСТВ
КОНСТРУКЦИОННЫХ И СМАЗОЧНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
|
Р 50-54-100-68
|
Настоящие рекомендации распространяются на
различные виды материалов, используемые в узлах трения скольжения:
конструкционные, смазочные, а также покрытия. Устанавливают метод лабораторной
экспериментальной оценки антискачковых свойств этих материалов, т.е.
способности обеспечивать равномерность медленных перемещений, плавность
торможений, пусков и реверсов, точность позиционирования в различных условиях
эксплуатации. Антискачковые свойства - одна из важнейших триботехнических
характеристик материалов направляющих металлообрабатывающих станков, механизмов
позиционирования и наведения, гироскопов и других точных тихоходных узлов
трения, а также смазочных материалов.
Целями
испытаний могут служить выборочный контроль серийных материалов, оценка опытных
образцов на соответствие их антискачковых свойств техническим условиям и
техническому заданию, сравнительная оценка антискачковых свойств сопряжений
различных пар материалов.
1. ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
1.1.
Рассматриваются следующие виды испытаний по оценке антискачковых свойств:
1 - смазочных материалов
при эталонных (например, стальных или чугунных) материалах образцов;
2 - конструкционных
материалов и покрытий при смазывании эталонным смазочным материалом (например,
индустриальным маслом И-40А по ГОСТ 20799-75);
3 - разных сочетаний
конструкционных и смазочных материалов;
4 - конструкционных
материалов и покрытий без смазочных материалов на воздухе или в специальной атмосфере (вакуум,
инертные газы, химически активная среда и др.).
1.2. Испытания проводятся двумя методами:
основным,
при котором задают режимы 3-х ступеней давления (нагрузки) и 12 ступеней
скорости и определяют параметры антискачковых свойств по всей их совокупности;
экспрессным,
при котором задают один характерный для данных материалов режим давления
(нагрузки) и 8 + 12 ступеней скорости и определяют исследуемые параметры по
укороченной совокупности режимов.
2.
ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ
2.1.
Описание испытательной установки ПАС-1 для оценки антискачковых свойств
материалов приведено в Приложении.
2.2. Эта
установка должна обеспечивать:
скорость
скольжения в диапазоне от Vmin
= 0,8 до Vmax = 760 при погрешности не
более 5 % и неравномерности скольжения не более 5 %;
контактные
давления в диапазоне от Рmin
= 0,2 до Рmax
= 1 МПа при погрешности задания нагрузки не более 1 %;
измерение
силы трения и амплитуды автоколебаний с погрешностью не более 0,5 % при автоматизированных
приборных измерениях и не более 5 % при визуальном измерении по многооборотному
индикатору.
2.3.
Испытательная установка должна включать узел привода и рабочий узел.
Узел
привода состоит из двигателя постоянного тока с тиристорным управлением и
соединяется с рабочим узлом ременной и червячной передачами.
Рабочий
узел (рис. 1)
содержит вращающееся вокруг вертикальной оси горизонтальное кольцо 1 средним
диаметром 200 мм. Осевое биение наружного диаметра кольца (в сборе) во всем
диапазоне скоростей не выше 3 мкм. Рекомендуемые материалы кольца - сталь или
серый чугун. Верхняя рабочая плоскость кольца шлифованная в случае закаленных
металлов или шабренная (глубина шабрения 2 - 4 мкм, число пятен контакта в
квадрате со стороной 25 мм от 20 до 25) для незакаленных металлов. Съемные
кольцевые буртики наружный 2 и внутренний 3 образуют масляную ванну.
К
кольцу сверху поджимаются нажимным диском 4 три равноудаленных друг от друга
одинаковых цилиндрических образца 5 из исследуемого материала. Диаметр образца
выбирается из диапазона 20 - 30 мм, рекомендуется 28 ± 0,5 мм. Их нижние
рабочие плоскости для испытаний 1-го ÷ 3-го видов шабренные
(рекомендуемая глубина шабрения 10 - 12 мкм, число пятен контакта в квадрате со
стороной 25 мм от 20 до 25), для испытаний 4-го вида - доведенные (например, на
чугунной притирочной плите). Нагрузка на образцы передается от диска 4 через
точные шарики 6 шарикоподшипников, установленные в конических опорных выемках.
Рис. 1.
Схема испытательной установки /рабочего узла/
Диск
4 горизонтальной тягой связан с динамометром 8, укрепленным на неподвижном
корпусе. С помощью тензодатчиков или измерительного многооборотного индикатора,
установленных на динамометре, измеряется сила трения в контакте образцов с
кольцом, а при проскальзывании образцов относительно кольца - также амплитуда
автоколебаний. Комплект динамометров разной жесткости должен охватывать
диапазон 25 - 400 (рекомендуемые
значения жесткости динамометров 40, 160 и 350 даН/мм).
2.4.
Приборы, необходимые для измерений:
датчики
силы трения и автоколебаний, в качестве которых могут использоваться
тензодатчики омического сопротивления, индуктивные, емкостные и другие датчики
перемещения в комплекте с усилителями; при достаточной квалификации и опыте
исследователя - многооборотный индикатор с ценой деления 1 мкм ГОСТ
9696-82;
счетчик
числа циклов (оборотов кольца);
секундомер
или датчик времени (таймер) с 1-минутной и 5-минутной отметками.
При
измерениях с помощью тензодатчиков к выходу усилителя могут подключаться
различные периферийные устройства: осциллограф, самописец, магнитограф, а также
аналого-цифровой преобразователь для обработки результатов измерений на ЭВМ.
3. подготовкА к испытаниям
3.1. После
механический обработки рабочих поверхностей образцов (шабрением для испытаний
1-го ÷ 3-го
вида, доводкой для испытаний 4-го вида) проверяют по краске их прилегание к
кольцу: для шабрения образцов число пятен контакта должно быть от 20 до 25, для
доведенных образцов площадь контакта должна быть не менее 90 %. При
необходимости повторяют механическую обработку.
3.2.
Рабочие поверхности образцов и кольца тщательно, не менее чем пятикратно,
промывают последовательно бензином и ацетоном с протиркой марлевым тампоном.
Периодически,
после испытания каждой партии материалов, проверяют качество очистки поверхностей
контрольным испытанием, например, пары чугун-чугун или чугун-сталь, масло
И-40А. Проводят испытание экспрессным методом, оценивают параметры
антискачковых свойств и сравнивают с эталонными значениями параметров. Если
результаты измерений отличаются от эталонных, повторяют пятикратную промывку и
протирку рабочих поверхностей с последующим контрольным испытанием.
Если
и после этого измеренные значения параметров отличаются от эталонных (что
бывает после испытаний антискачковых неметаллических материалов), осторожно
очищают поверхность кольца мелкозернистой шлифовальной шкуркой марки М20 ГОСТ
10054-82, после чего проводят трехкратную промывку и протирку с последующим
контрольным испытанием. Когда в результате очистки измеренные значения
параметров равны эталонным, рабочие поверхности считаются подготовленными к
испытаниям.
3.3. Для
испытаний 1-го ÷ 3-го
видов наносят на кольцо слой смазочного материала толщиной 1 - 2 мм
маслополивом; пластичные и твердые смазки - намазыванием.
3.4.
Устанавливают образцы и нажимной диск, а также динамометр требуемой жесткости.
3.5. Для
испытаний 4-го вида в специальной среде рабочий узел установки помещают в
камеру с контролируемой атмосферой.
4.
ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ
4.1.
Задают нагрузку Nmax,
соответствующую Рmax (для
образцов Ø 28 мм Nmax = 185
даН), и скорость скольжения кольца относительно образцов 0,3 м/мин. В этом
режиме проводят приработку на пути трения не менее 30 м (50 оборотов кольца)1)
при испытаниях 1
÷ 3-го видов и не менее 350 м (600 оборотов кольца)2) при
испытаниях 4-го вида.
1) Для абсолютного большинства
машиностроительных материалов это соответствует стабилизации параметров трения.
2) Наиболее корректно в отсутствии смазочных
материалов сравнивать антискачковые свойства конструкционных материалов и
покрытий при полном прилегании рабочих поверхностей.
4.2.
Проводят измерения в следующей последовательности.
4.2.1.
Основной метод испытаний.
При
нагрузке, соответствующей Рmin
(для образцов Ø 28 мм Pmin
= 37 даН), задают значения скорости последовательно от Vmin до Vmax на nv = 12 ступенях, охватывающих весь рабочий
диапазон скоростей (рекомендуемые V, м/мин: 0,8; 8; 20; 45; 75; 105; 150; 200; 290; 405; 570; 765);
после 5 мин приработки на каждой ступени измеряют значения кинетического
коэффициента трения и амплитуды
автоколебаний .
При
Vmin
останавливают движение (при наличии автоколебаний - в момент, предшествующий
скачку) и измеряют значение коэффициента трения после остановки ; через t = 1 мин неподвижного контакта1)
вновь включают движение и измеряют значение статического коэффициента трения в момент
трогания с места.
Задают
другие контактные давления последовательно от Рmin до Рmax на np = 3 ступенях
(рекомендуемые давления, МПа: 0,2; 0,5; 1); на каждой ступени давления
регистрируют на nv
ступенях скорости после 5 мин приработки значения и , а также и .
Вычисляют средние значения амплитуды
автоколебаний acр,
кинетического (на наименьшей скорости) и статических и коэффициентов трения,
а также осредненного коэффициента трения :
Вычисляют наибольшую амплитуду amax, обычно соответствующую
режиму трения с Рmax
и Vmin:
Вычисляют
процент антискачковых свойств
где
nK
- число режимов испытаний, на которых наблюдаются автоколебания.
1) Возможны и другие значения t - от секунд до суток
4.2.2.
Экспрессный метод испытаний.
Задают
характерный режим давления Рx,
на котором условия возбуждения автоколебаний для исследуемых материалов
наиболее вероятные: например, Рx = Рmax для испытаний
антискачковых масел или металлических конструкционных материалов; Рx = Рmin для фторопластов или
эластомеров.
Задают
значения скорости последовательно от Vmin до Vmax на nv =
8 ÷ 12 ступенях и после 5 мин приработки на каждой ступени измеряют
значения и .
При
Vmin
останавливают
движение и измеряют , через t
= 1 мин неподвижного контакта вновь включают движение и измеряют .
Вычисляют
средние величины амплитуды автоколебаний и коэффициента трения :
Вычисляют
наибольшую амплитуду автоколебаний (обычно ):
Вычисляют
процент антискачковых евойств
5.
ОБРАБОТКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Основная
характеристика антискачковых свойств материалов процент А. В таблице
приведены его характерные значения для типовых материалов направляющих станков.
Таблица
Параметры антискачковых свойств станочных
материалов (трение по чугуну СЧ25, смазывание маслом
И-40А, жесткость
динамометра 40 даН/мм)
|
Группа материалов
|
Материал
|
Параметры
|
А,
%
|
aср, мкм
|
amax,
мкм
|
fср
|
Металлы
|
Черные
|
Чугун СЧ25
|
2
|
95
|
390
|
0,21
|
Цветные сплавы
|
Бронза БР
ОЦС6-6-3
|
11
|
70
|
270
|
0,18
|
Полимеры
|
На основе
реактопластов
|
Эпоксидный
компаунд УП-5-250
|
2
|
115
|
465
|
0,21
|
На основе
термопластов
|
Сополимер
СФД-ВМ-БС
|
88
|
30
|
75
|
0,14
|
-«-
|
Наполненный
фторопласт Ф4К15М5
|
100
|
0
|
0
|
0,06
|
Отличными считаются антискачковые свойства
при А = 100 %, хорошими при 75 % £
А < 100 %, удовлетворительными при 50 % £
А < 75 % , слабыми при 20 % £ А < 50 %, неудовлетворительными при А
< 20 %.
Дополнительными
характеристиками антискачковых свойств являются fср,
характеризующий также антифрикционные свойства материалов, и амплитуды aср
и amax, типовые значения
которых приведены в таблице.
Вспомогательной наглядной характеристикой
антискачковых свойств может служить статокинетическая характеристика трения в
виде единого графика зависимости коэффициента трения f
от скорости скольжения V
и времени неподвижного контакта t.
На рис. 2
представлены типовые статокинетические характеристики материалов направляющих
станков.
В
лабораторных исследованиях можно определять значения коэффициента трения не при
ступенчатом изменении скорости, а при непрерывном ее изменении с заданным
ускорением. Получаемые статодинамические характеристики трения при
положительном ускорении (возрастании скорости от 0 до Vmax) расположены обычно
несколько выше (рис. 2, кривые 1' и 2'), а при отрицательном ускорении
(уменьшении скорости от Vmax
до
0) - обычно несколько ниже1) (рис. 2, кривые 1'' и 2'')
кинетической характеристики. Это различие можно рассчитать из предположения,
что параметры динамического (при движении с ускорением) трения при мгновенной
скорости Vi,
которой соответствует момент времени ti, определяются условиями трения в
предшествующий отрезок времени Dti
и равны параметрам кинетического (при равномерном движении) трения при скорости
V,
равной средней за период Dti;
величина Dti
зависит от ускорения.
1) Для
антискачковых масел (рис. 2, кривые 4' и 4'') - наоборот, для фторопластов (рис. 2, кривые 3' и 3'') разница кинетической
и динамической характеристик несущественна
Рис.
2.
Статокинетические характеристики трения по стали при р = 1 МПа: смазывание
маслом И-40А, материалы - чугун СЧ25 /1/, бронза БрОЦС6-6-3 /2/, фторопласт Ф4К15М5
/3/; смазывание маслом ИНСп-40, материал - чугун СЧ-25 /4/
Приложение
Рекомендуемое
Прибор для оценки антискачковых
свойств конструкционных и смазочных материалов ПАС-1
(описание)
Более
чем 20-летний опыт испытаний в ЭНИМСе на стенде ЛОН-23Н показал правильность
принятой в этом стенде схемы испытаний (см. рис. 1). Она реализована в серийном
приборе ПАС-1 настольного исполнения.
Прибор
состоит из тиристорного электропривода ЭТ1Т1 и рабочего узла. Блок управления
приводом расположен на общем основании с рабочим узлом, двигатель постоянного
тока - на отдельном основании (для исключения влияния его вибраций на
измерения). Двигатель связан зубчатоременной передачей с валом червяка,
передающим вращение червячному колесу.
Схема
рабочего узла представлена на рис. 3. Вращение получает полый вал 1
червячного колеса, на верхнем торце которого укреплено кольцо 2. К
ограниченному съемными буртиками верхнему торцу кольца поджаты три одинаковых
цилиндрических образца 3 из контролируемых материалов, равноудаленные друг от
друга. Трение осуществляется между торцами образцов 3 и круговой направляющей
кольца 2. Нагрузка на образцы передается через нагрузочный винт 4, гайку с ручками
5, упорный шарикоподшипник 6 и нажимной диск 7. Последний винтами 8 через
сухари (на рис. 3
не показаны) может поджиматься к дискам резьбовой поверхности винта 4.
Нажимной
диск 7 в горизонтальной плоскости связан с измерительным динамометром 9 тягой
10. На верхнем торце винта 4 укреплен нагрузочный динамометр 11, соединенный со
струной 12, проходящей через сквозные осевые отверстия винта 4 и вала 1 и
укрепленной нижним концом на неподвижном корпусе 13. Вращением гайки 5 и
соответствующим подъемом или опусканием винта 4 создают определенное натяжение
струны 12, которое обеспечивает требуемую для испытаний нагрузку на образцы 3.
Центрирование
нагрузочного винта с гайкой и нажимным диском осуществляется винтом 4, нижний
гладкий конец которого расположен с зазором в шарикоподшипнике. На внутреннем
кольце последнего находится фторопластовая втулка. Для демпфирования колебаний
номинально постоянной скорости вращения вала 1 на нем предусмотрена установка
масляного демпфера.
Рис. 3.
Схема рабочего узла прибора ПАС-1 /привод вращения вала 1 условно не показан/
Прибор
работает следующим образом. При отвинченной гайке 5 и поднятом (и поджатом в
верхнем положении к дискам винта 4) нажимном диске 7 очищают согласно п. 3 Р рабочую
поверхность кольца 2 и устанавливают на нее три очищенные образца 3. Ослабляют
винты 8, опускают диск 7 на образцы (через шарики), слегка поджимают его в
нижнем положении к лыскам винта 4; вращением гайки 5 устанавливают по
динамометру 11 нагрузку испытаний. Включают двигатель с заданной скоростью.
Проводят испытание согласно п. 4 Р и по динамометру 9 оценивают коэффициент трения
и амплитуду автоколебаний образцов с диском. Вращением гайки 5 и регулятора
электропривода изменяют нагрузку на образцы 3 и скорость вращения кольца 2;
повторяют испытания на других режимах. После окончания испытания выключают
привод, отвинчивают гайку 5 и поднимают диск 7 для смены образцов или
смазочного материала.
Литература
1. Лапидус А.С, Портман
В.Т., Левин Г.А. Стенд для испытания антифрикционных и антискачковых свойств
материалов и масел // Станки и инструмент. - 1974. - № 1.
2. Применение полимерных
материалов для направляющих металлорежущих станков: Методические рекомендации /
Ред. А.С. Лапидус и П.Ж. Дюшен. - М.: НИИМАШ, 1983.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ ЭНИМС Минстанкопрома
СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ: к.т.н. Н.В. Гитис
(руководитель темы), к.т.н. А.С. Лапидус, А.И. Крохотин; Б.Н. Чижов; А.В.
Никитин
УТВЕРЖДЕНЫ ПРИКАЗОМ ВНИИНМАШ № 259 от
21.09.88 г.
ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
Ссылочные нормативно-технические документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие требования. 1
2. Приборы и материалы.. 2
3. Подготовка к испытаниям.. 3
4. Проведение испытаний. 4
5. Обработка и оценка результатов. 6
Приложение. Прибор для оценки антискачковых свойств
конструкционных и смазочных материалов ПАС-1. 7
Литература. 8
|