МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
ВНИИСТ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕХАНИЗИРОВАННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СЕВЕРНОГО ГАЗОПРОВОДА
(НАДЫМ-САЛЕХАРД-УХТА) ДИАМЕТРОМ 1420 мм Р 131-72
Отдел научно-технической информации
Москва 1973
УДК 622.691.^7
В Рекомендациях отражены специфические положения, касающиеся технологии и организации строительства газопровода диаметром 1Д20 мм.
Рекомендации предназначены для инженерно-тех -нических работников проектных и строительных орга -низаций, занимающихся строительством магистральных трубопроводов, и могут быть использованы как при составлении проекта производства работ (ППР). так и при выполнении работ на строительстве линейной части магистральных трубопроводов.
В разработке Рекомендаций участвовали: В.И.Прокофьев, В.Й.Ментюков, В.В.Спиридонов, С.К.Носков, М.П.Карпенко, Е.М.Климовский, С.И.Левин, Н.Е. Маховиков, А.С. Гехман, Ю.А. Дудоладов, Г.Е. Лавров,
В.В. Лритула. Н.П. Зотова, Н.П. Васильев. А.И. Гальперин, В.А. Савенко, Г.А. Подорожный, В.А. Свердлов, Б.д. Романов.
Замечания и предложения просим направлять по адресу: Москва, 1(Ъ(Ь8, Окружной проезд, 19, ВНМСТ.
Ряс.2. Схема погрузки (раэлтки) трехтрубной секция (36 м) на плетевоэ МА&-543 трубоукладчиком К-59*
2.7. Погрузка секции длиной 36 м и разгрузка ее осуществляются трубоукладчиком К-59*к Погрузка неизолированных секций осуществляется методом натаскивания секция сзади на плетевоэ при стреле (стрелах) в максимально поднятом положении.
2.8. Для выполнения подъемных операций на трассе (разгрузка секций, центровка, монтаж захлестов) рекомендуется использовать трубоукладчик модели К-594-.
2.9. Для работы на трубосварочной базе и трассе трубоукладчики должны быть снабжены кольцевым стропом, надеваемым на крюк "удавкой".
Параметры кольцевых строп, предназначенных для работы с трубами и секциями с толщиной стенки 17,5 и 20,5 мм, приведены в табл Л.
II
Таблица з
Канат для стропов
Парка j-1-г--г
крана ;длина (диаметр,{обозначениеj (ветви,j мм ;по ГОСТу j ! м ! i i
тип
(Максимальное (растягивающее (усилие торце-(вого захвата, i Т |
к-ш
K-I62 |
6,7 |
30,0 |
H-I80-I.
ГОСТ
7669-55 |
ТЛК-РО
6x36=216 |
9,8 |
K-I62 |
7,3 |
27,5 |
H-I80-I |
ЛК-Р
6xi9=m |
7,3 |
|
|
|
|
|
Таблица 4 |
|
Марка тру-( Длина кольца, м
боукладчи-;— —у--------
ка (труба, (пакет из (секция (двух труб
Канат для стропов
тип |
диаметр,(обозначение( мм (по ГОСТу (
Т3560М 5,3 7,8 35,5 H-I80-I ЛК-РО
ГОСТ 7668-55 6x36=216
2.10. Допустимый угол поперечного уклона работающего трубоукладчика 5°.
2.11. Не допускается выполнять рабочие операции трубоук -ладчиками, контргруз которых не откинут.
2.12. Строповочные средства, указанные в пп.2Л и 2.9, долины быть изготовлены в заводских условиях. При местном производстве строповочных средств особое внимание следует обращать на тщательность эаплетки концов канатов; перед применением таких стропов необходимо провести их испытание.
2.13. Вылет стрелы трубоукладчиков нужно отсчитывать от ребра опрокидывания, каковым является ось гусеницы для трубоукладчика Т3560Ы и внешний край ходового катка для трубоукладчика К-594. Вылет стрелы полноповоротных кранов нужно отсчитывать от оси поворота платформы.
2.14. Трубы длиной 12 м от железнодорожных станций, водны? пристаней до трубосварочных баз следует перевозить трубовозами, состоящими из автомобиля-тягача и роспуска.
12
В зависимости от типа дорог и их состояния рекомендуется применять трубовозы на базе автомобилей ЗИЛ-157 (ЗИЛ-131), "УРАЛ -375*; КрАЗ-214, КрАЗ-255Б.
2.15. Для перевозки секций длиной 24 м рекомендуется применять поезда, состоящие из трубовозов на базе КрАЗ-214,
КрАЗ-255Б, БАЗ-135, МАЗ-537, МАЗ-543 и трактора Т-1ООМБ.
Для перевозки секций длиной 36 м рекомендуется использовать плетввозы на базе автомобилей МАЗ-543, МАЗ-537 и тракторов Т-ЮОМБ и Т-180.
Выбор марки плетевозов в зависимости от дорожных условий приведен в табл.5.
Таблица 5
Тип дороги и ее состояние } База тягача
Грунтовые дороги среднего и плохого качества, дороги с твердым покрытием, грунтовке дороги с высокой несущей
способностью, зимние нахатанные дороги КрАЗ-21ч, МАЗ-537
ВИЛ-157К. ЗИЛ-131. "Уоал -375*. КрАЗ-255Б, БАЗ-135, МАЗ-543
Тяжелые дорожные условия (грунтовые дороги в осенне-зимний период), слабозаболоченные участки, снльнозасне-женные участки
Бездорожье, условия, не доступные для автотранспорта (болотистая местность, глубокий снег) Т-ЮОМБ, T-ISO
2.16. Количество и вес перевозимых труб и секций длиной 12, 24 и 36 м приведены в табл.6,
2.17. Для правильной расстановки боковых упоров на кониках расстояние между установочными штырями (по наружным отверстиям) при перевозке одной трубы должно быть 1040 мм, при перевозке двух труб - 2460 мм.
2.18. Высота плетевоза с грузом и общий вес для различных труботранспортных машин приводятся в табл.7.
13
Таблица 6 |
Марка базового авто -МОбиля |
jМарка [Грузо-jидете-;подь - |
Количество |
перевозимых
цнй |
*РУ<5 |
И CSK- |
] AV 9CL | ЗЛ
\ЛЛЖ [НОСТЬ, ;трубо-; Т j воза \ |
1420x17,: |
5 tM |
• Т 1 о П J |
*20,5 |
мм |
|
Длзна |
Труб |
или секций, |
и |
|
i i |
12 | 24 |
! 36 |
;12 1 |
24 |
; 36 |
|
j j
i j |
Бес одной трубы или |
; секции, ? |
|
i f
i i ; |
j 7; 2 jb,4 |
; 21,6 |
{м j |
16,8 |
| 25,2 |
ЗИЛ-157 |
ПТБ-8 9 |
I |
- |
: |
- |
~ |
зал-131 |
9 |
I |
- |
т |
- |
- |
“УРАЛ -375м |
ПЗ-9 9 |
т |
- |
I |
- |
- |
КрАЗ—2x4 КрАЗ-255В |
ПЛТ-214 18 |
2 I |
— |
2 |
X |
|
EA3-I35 |
ПВ-201 20 |
2 I |
I |
2 |
I |
- |
МАЗ-543 |
ПВ-301 30 |
2 |
I |
- |
2 |
I |
МАЗ-537 |
ПВ-48х 50 |
2 |
2 |
- |
2 |
2 |
Т-100МБ |
ПТ-30 30 |
2 |
I |
- |
2 |
т
X |
Т-180 |
ПТ-40 40 |
2 |
2 |
- |
2 |
I |
ДЭТ-250 |
ПТ-50 50 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
|
Таблица 7 |
а! |
|
|
|
|
|
|
W |
сб tr |
LЛЧ |
г- |
г-* |
1Л |
ГО |
|
ё.2 |
»—* |
|
CNJ |
ГЛ |
-3* |
"Л |
S |
1 t~t |
1 |
сгз |
ы |
1Л |
Lpl |
о |
|
Is |
3 |
А |
cb |
сЬ |
о
t—f |
Рч |
л |
•< |
-< |
<а! |
1 |
|
со |
>> |
|
|
3* |
Я |
&н |
|
Высота с
грузом,м 2,91 3,18 3,32 3,42 3,42 3,52 3,12
Полный вес пле-тевоза с
грузом,» 18 20,5 34 35 60 80 48,2
2.19. Коники труботранспортных машин должны быть снабжены деревянными подкладками, а яри перевозке изолированных труб х секций - деревянными ложементами с опорной поверхности цилиндрической формы (по диаметру труб).При перевозке изолированные трубы не должны иметь точек соприкосновения друг с другом и между ними должны быть установлены мягкие прокладки.
2.20. Трубы или плети после погрузки должны быть увязаны на кониках с помощью поперечной увязки и обязательно закреплены страховыми стальными канатами за торцы труб от продольного перемещения,
2.21. Перевозить трубы и секции по ледяным переправам на автопоездах, тракторах и других транспортных средствах допускается только при условии, что полный вес поезда не превышает веса, который может выдержать лед данной толщины.
При определении несущей способности льда рекомендуется пользоваться данными табл.8.
Таблица 8 |
Марка тягача плетевоза jc^0£^e*°fa
;грузкой, ? i |
Г т
(Минимально-.; (допустимая ; 1 толщина ; ;льда, см j |
Интервал между машинами, 2£ |
314Д-157 (ЗИЛ-131) |
18 |
50-62 |
30 |
"ГРАЛ-375* |
20,5 |
55-68 |
35 |
КрАЗ-214 (КрАЗ-25 5Б) |
34,0 |
70-88 |
50 |
БАЗ-135 |
35 |
72-90 |
50 |
МАЗ-543 |
60 |
80-IQC |
100 |
MAS-537 |
80 |
85-120 |
150 |
Т-100МБ, Т-180 |
$7,2 |
60-85 |
55 |
|
Примечания: 10 Показатели даны для пресноводного льда. Для льда морских заливов допустимая на -грузка должна быть ниже на 20%.
2, Допустимую нагрузку на лед при оттепели следует устанавливать, практически начиная с нагрузок вдвое меньших, чем указаны в табл.8.
2.22. При перевозке труб и секций руководителям авто -транспортных контор и автохозяйств, проектным организациям, а такие водителям трубовозов и плетввозов необходимо руководствоваться:
Правилами движения по улицам и дорогам Советского Союза;
Письмом Главного управления МВД СССР от 25.IX.1955 г.;
СНиПом П-Д.5-62.
3. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ РАЗРАБОТКА И ЗАСЫПКА ТРАНШЕЙ
3.1. Состав земляных работ на строительстве магистральных трубопроводов в северных районах и районах средней полосы определяется схемой прокладки трубопровода, в соответствии с которой производят:
разработку и засыпку траншей при подземной прокладке трубопроводов;
разработку резервов, устройство основания из грунта и от-сшщу пасшей или обвалование при наземной прокладке;
разработку резервов и отсыпку земляных призм (если они предмофаян проектом) при надземной прокладке.
3*2« Ширина транши по дну при вертикальных стенках должна <Шъ равна 2,1 и, средняя глубина транши - 2,2 м.
Оря разработке «равней с откосами размеры траншеи по дну Шat бить уменьмеяы до 1,9 м, но не менее.
5.3. Для сокращения длины приподнятого участка трубопровода при укладке в траншею ширину последней по верху для частичного опуска изоляционной машины необходимо устраивать порядка 2,8-3,0 м.
ЗЛ. Талые и мерзлые грунты при прокладке магистральных трубопроводов диаметром 1420 мм на прямолинейных участках, а также на участках с радиусом кривизны, равным величине естественного изгиба траншеи, следует разрабатывать роторными экскаваторами марки ЭТР-253.
3.5. В местах кривых вставок трубопровода при работе в мягких грунтах с включением валунов, обводненных грунтах и на
16
болотах,б разрыхленных скальных и мерзлых грунтах траншеи следует разрабатывать одноковшовыми экскаваторами марки Э-652А и Э-1252Б с ковшом обратной лопаты, а в северных районах - экскаваторами Э-652БС и 9-1 ООП АС,
В зимнее время траншеи в грунтах с промерзанием до 0,25 -0,4 м разрабатывают теми ие экскаваторами. При глубине промерзания грунта более 0,25-0,4 м необходимо производить предварительное рыхление верхнего мерзлого слоя грунта взрывным способом или тракторными рыхлителями.
3.6. Для прокладки магистральных трубопроводов на болотах методом сплава или протаскивания траншеи целесообразно разрабатывать взрывным способом. В зависимости от типа и глубины болота, а такие степени залесенности трассы применяет методы удлиненных, сосредоточенных или скважинных зарядов.
3.7. При строительстве трубопроводов о использованием основания по принципу I (с сохранением вечномерзлых грунтов) земляные работы необходимо выполнять только в зимнее время; при использовании основания по принципу П (без сохранения вечной мерзлоты) земляные работы можно выполнять в течение всего года.
3.8. В летнее время при частичном оттаивании грунта в зависимости от глубины оттаивания, вида грунта и времени проиэ -водства работ траншеи разрабатывают траншейным роторным экскаватором 3TP-253 на всю глубину разработки или двумя экскаваторами ЭР-7Е и ЭТР-253, работающими последовательно один эа дру -гим.В последнем случае первый экскаватор разрабатывает верхний слой талого грунта, а второй - слой мерзлого грунта с укладкой его за отвал талого грунта. Для разработки талого грунта можно также использовать одноковшовые экскаваторы.
3.9. В зимнее время транаеи можно разрабатывать по следующей схеме производства работ:
при плотности мерзлого грунта до 250 ударов (по плотномеру ДорНИИ) траншеи разрабатывают роторными экскаваторами ЭТР-253 на всю глубину;
при плотности мерзлого грунта до 300 ударов траншеи разрабатывают последовательным проходом землеройных машин: вначале роторным экскаватором типа ЭТР-132 или экскаватором ЭТР-161 отрывается пионерная траншея, затем экскаватором марки 9Р-7Е траншея расширяется,после чего экскаватором ЭТР-253 траншея разрабатывается до проектного профиля. т7
При плотности грунта более 300 ударов в указанные выше схемы разработки траншей необходимо включать два-три рыхлителя марки Д-711С или Д-652А для предварительного рыхления верхнего слоя мерэлого грунта.
3.10. Траншеи в мерзлых грунтах любой прочности можно разрабатывать взрывным способом на рыхление с последующей выемкой разрыхленного грунта одноковшовыми экскаваторами.
3.11. Мерзлый слой (до I м) в глинистых и суглинистых грунтах можно разрабатывать также с помощью баровых машин, извлекая блоки мерзлого грунта и дорабатывая траншеи до проект -ной отметки одноковшовыми экскаваторами.
3.12. Рыхлить грунты взрывным способом следует методом шпуровых зарядов. Шпуры бурят либо бурильными машинами БТС-60, ЕМ-276, либо пневматическими перфораторами и мотобурами.
3.13. Разрабатывать траншеи в задел в зимний период, а также в сухих песчаных грунтах и на болотах запрещается. Темп разработки траншей в таких условиях должен соответствовать темпу изоляционно-укладочных работ. Отвал грунта необходимо располагать не ближе I м от кромки траншеи.
3.14. На прямолинейных участках трассы отклонения дна траншеи в горизонтальной и вертикальной плоскостях от проектной линии не должны составлять более 5 см.
Перед укладкой газопровода в траншею в мерзлых грунтах, основание (дно) которой имеет неровности,необходимо устраивать постель толщиной 13 см из талого или разрыхленного грунта.
3.15. Уложенный трубопровод засылают непосредственно вслед за его укладкой.
В северных районах траншеи засыпают бульдозерами Д-575С, Д-572С и "Катерпиллер" Д-5, а в районах средней полосы - бульдозерами Д-434, Д-493, Д-522, Д-271А, Д-385А.
В зимнее время для защиты изоляционного покрытия и стенок трубы от повреждения крупными комьями мерзлого грунта трубопровод присыпают на высоту не менее 0,2 м выше верха талым или мелкоразрыхленным грунтом.
3.16. При необходимости разработки замерзшего бруствера
с промерзанием до 0,:> м траншеи целесообразно засыпать транше-езасыпателем ТР-2А, который, двигаясь по брустверу параллельно траншее, разрабатывает и измельчает слой грунта, осуществляя
18
качественную присыпку трубопровода, подготавливая тем самым фронт работы бульдозеру, который засыпает остальную часть траншеи*
УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ ПОД ТРУБОПРОВОД ПРИ НАЗЕМНОЙ И НАДЗЭШОЙ ПРОКЛАДКЕ
3.17. Основания насыпей для наземной прокладки газопровода из хорошо дренирующих мадовлахных грунтов (галечниковые, гравелистые, крупнозернистые песчаные породы) возводят в любое время года без ограничения их высоты. Основания И8 талых мелкопесчаных и глинистых грунтов следует возводить преимущественно в теплое время года.
3.18. Размеры насыпи и грунтовых опор определяются проектом в зависимости от времени производства работ и характерно -тики грунтов.
3.19. Подготовку под трубопровод и грунтовые опоры следует отсыпать из однородных грунтов горизонтальными слоями на всю ширину сооружения. Грунт следует отсыпать равномерными горизонтальными слоями в 0,2-0,3 м с последующим уплотнением. Не рекомендуется выполнять отсыпку насыпей и грунтовых опор из различных по своим свойствам грунтов во избежание образования внутри них водяных лин8 и плоскостей скольжения вышележащих слоев грунта.
Грунт уплотняют Катковыми трамбовками, установленными на одноковшовых экскаваторах.
Карьеры рекомендуется закладывать в малольдистых непроса-дочных грунтах, которые можно разрабатывать и использовать для отсыпки подготовки и призм круглогодично.
Для разработки грунта в карьерах рекомендуется применять экскаваторы Э-652А, Э-652БС и Э-1252БС и бульдозеры на базе тракторов ДЭТ-250М, а для перевозки грунта - автомобили марки КрАЗ-256БС, БелАЗ-548, «Татра” и др.
Необходимое количество машин определяется объемами и заданным темпом работ.
3.20. В зимнее время обвалование трубопровода следует выполнять на высоту не менее 0,2 м над верхом трубы талым или
19
разрыхленным грунтом либо должны быть приняты меры против повреждения изоляции мерзлым грунтом. Обман тодцмна слон грунта над трубопроводом в уплотненном состоянии должна быть не менее 0,8 м.
3.21. Для наиболее эффективного использования землеройной техники земляные работы должны быть организованы в две-три смены.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ
3.22, В процессе работ по планировке строительной полосы, устройству траншей, насыпи, грунтовых опор, постели н засыпки трубопровода должен постоянно осуществляться контроль за соответствием работ проекту и требованиям СНиДа, техническим условиям и действующим указаниям на производство земляных работ.При этом в первую очередь проверяют; отметки планируемой полосы, дна траншей, основания и гребней насыпей; размеры по верху и крути8ны относов транмей и насыпей; соответствие грунтов карьеров требованиям проекта; степень уплотнения грунта при воздействии насыпей и засыпке транмей.
Отметки планируемой полосы трассы, дна траншеи, основания и гребня насыпей необходимо проверять при помощи нивелира и других измерительных устройств.
Перед укладкой трубопровода, а также засыпкой траншеи я отсыпкой насыпи после укладки трубопровода должны быть составлены промежуточные акты на скрытые работы с указанием наличия и соответствия выполненной постели и присыпки трубопровода, с описанием имеющихся в натуре грунтов и соответствия их характеристик указанный в проекте. При фиксировании скрытых работ определяют их объем и качество выполнения.
3.23. Приемку законченных земляных сооружений производят при сдаче в эксплуатацию всего газопровода или отдельных его
Рекомендации по технологии и op-j ганизации механизированного ; строительства северного газопро-; вода (Надым-СалехаЬд-Ухта) дна- j метром 1^20 км ;
ВВЕДЕНИЕ
Рекомендации по технологии и организации механизированного строительства трубопровода из труб диаметром 1420 мм в северной строительно-климатической гоне разработаны на основе анализа технологических схем и обобщения опыта строительства трубопроводов диаметром 1420, 1220 и 1020 мм в различных условиях.
Рекомендации такие включают новые технологические разработки, проверенные на опытных участках и в условиях промышленного строительства (на опытном участке в районе г.Ухты из труб диаметром 1220 мм, на участке Лабытнанги-Харп газопровода Надьш-Салехард-Ухта из труб диаметром 1420 мм и др.).
Трасса северного газопровода Надым-Салехард-Ухта характеризуется тяжелыми мерзлотно-грунтовыми условиями, сложным рельефом местности (наличием горных и сильно изрезанных участков), большим количеством рек, озер, затопляемых и заболоченных участков.
Все технологические разработки по строительству газопроводов, вошедшие в Рекомендации, составлены с учетом основных конструктивных решений, предложенных ВНИИСТом для северных газопроводов, изложенных в "Основных положениях по выбору конструктивных решений прокладки северных газопроводов, включая газопроводы Надым-Ухта, Надым-Иунга, кедвежье-Надьш"
ены ВНИИСТом ■ .X.I972 г.
участков. Приемку производят комиссии с соблюдением правил глав СНиПа Ш-А.10-70 и Ш-Д.10-70.
Сдача-приемка газопровода, в том числе и земляных работ, долина быть оформлена соответствующим актом.
4. СООРУЖЕНИЕ СВАЙНЫХ И ПОВЕРХНОСТНЫХ ОПОР НАДЗЕМНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ
4.1. Технологию сооружения свайных опор необходимо определять проектом и разрабатывать с учетом требований глав СНиПа Ш-Б.6-62 "Фундаменты и опоры иэ свай и оболочек, шпунте вые ограждения. Правила производства и приемки работ",П-Б.6-66 "Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах", П-Б.5-67 "Свайные фундаменты. Нормы проектирования", а также "Указаний
по проектированию и устройству свайных фундаментов на вечномерзлых грунтах" РСН 14-62 (к., Госстрой РСФСР, 1564), "Инструкции по проектированию и устройству свайных фундаментов в условиях преимущественного распространения пластичномерадых грунтов Воркутинского района" РСН 30-67 (М., ОНТИ ВНИИСТа, 1671) и "Рекомендаций по технологии свайных работ с применением лидеров при устройстве свайных опор газопроводов в южной зоне распро -странения вечномерзлых грунтов" (М., ОНТИ ВНИИСТа, 1971).
4.2. Возведение свайных и поверхностных опор при строи -тельстве линейных объектов в районах распространения вечномерзлых грунтов необходимо выполнять только индустриальными методами; не допускается применять товарный бетон и приготовлять его на трассе.
4.3. В зависимости от грунтовых условий свайные фундаменты необходимо возводить следующими способами:
забивать сваи непосредственно в мерзлый грунт или предварительно разработанные лидерные скважины;
устанавливать сваи в предварительно оттаянный грунт; устанавливать сваи в предварительно пробуренные, а затем залитые специальным раствором скважины; сочетая вышеперечисленные способы.
21
Данные Рекомендации отражают специфические требования по технологии и организации строительства трубопроводов из труб диаметром 1420 мм в северной строительно-климатической зоне. Положения по организации технологии строительства газопроводов, общие для строительства магистральных трубопроводов, нашедшие отражение в других нормативных документах, разработанных ВНИИСТом ранее, в настоящих Рекомендациях не рассматриваются*
Технология и организация строительства надземного трубопровода из труб диаметром 1420 мм, изложенные в настоящих Рекомендациях, разработаны на основе теоретических и лабораторных исследований и поэтому подлежат проверке и уточнению в производственных условиях.
Сооружение северных газопроводов из труб 1420 мм требует качественно нового подхода к выполнению всех технологических операций, и любое отступление от проектных решений и нарушение технологии без согласования с соответствующими организациями недопустимо.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
I.I. Настоящие Рекомендации предназначены дин проектных и строительных организаций для руководства при составлении проектов по технологии и организации механизированного строительства и при сооружении трубопроводов из труб диаметром 1420 мм в северной строительно-климатической зоне(применительно к строительству газопровода Надым-Салехард-Ухта).
1*2. Настоящие Рекомендации разработаны в развитие глав СНаПа Ш-Д.10-72 "Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ", Ш-А.2-62 "Индустриализация строительства. Основные положения", Ш-А.3-72 "Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений", Ш-А.4-62 "Комплексная механизация и автоматизация в строительстве. Основные положения", Ш-А.6-62 "Организационно-техническаялод -готовка строительства. Основные положения" с учетом "Указаний по проектировании населенных мест, предприятий, зданий и сооружений в северной строительно-климатической зоне" СН 353-66, "Основных положений по выбору конструктивных решений прокладки северных газопроводов, включая газопроводы Надым-Ухта, Надкм-Пунга, Медвежье-Надым" ( 1 ДРУ1*** ведомственных
нормативных документов по технологии и организации строительства трубопроводов из труб диаметром 1420 мм в северных районах,
1,3, Основной формой организации производства строительно-монтажных работ при прокладке газопроводов должна быть поточность выполнения работ от инженерной подготовки трассы до испытания газопровода в строгой технологической последовательности.
5
IЛ. Основные положения по организационно-технической подготовке строительства, а также по инженерной подготовке полосы строительства изложены в "Указаниях по строительству магистральных трубопроводов диаметром 1220 мм" (М., ОНИ ВНИИСТа,1970), Оказаниях по производству работ при сооружении магистральных стальных трубопроводов”. Въш.З, (М., ОНТИ ВНИИСТа,
1971) и настоящих Рекомендациях.
1.5. Организационно-техническая подготовка строительства линейной части трубопровода имеет целы? обеспечить планомерное выполнение строительно-монтажных работ и ввод газопровода в эксплуатацию в установленные сроки.
1.6. Проведение организационно-технической подготовки строительства регламентируется следующими документами:
СНиПом Ш-А.6-62 "Организационно-техническая подготовка строительства. Основные положения";
"Инструкцией о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ"
СН 47-67;
"Рекомендациями по методике составления проектов организации строительства и проектов производства работ" (ЦВИИОМТП, 1968).
1.7. В подготовительный период строительства должны быть выполнены следующие работы:
расчистка строительной полосы от леса, кустарника и корчевка пней;
планировка строительной полосы;
устройство подъездных путей, съездов, переездов, временного проезда вдоль трассы;
отвод поверхностных и грунтовых вод;
строительство временных баз, жилья, складских и прочих подсобно-вспомогательных помещений;
устройство зимников.
1.8. Перечень видов работ, выполняемых в зимний и летний периоды года, устанавливается в зависимости от принятой конструкции газопровода, принципа использования вечномерзлых грунтов в качестве основания сооружений в соответствии с главой СНиЛа П-Б.6-66 "Основания зданий и сооружений на вечномерзлых грунтах. Нормы проектирования" (в мерзлом состоянии - I прин-
6
цип строительства, в оттаивающем или оттаявшем состоянии -П принцип строительства), возможности изменения режима вечно* мерзлых грунтов и мерзлотно-грунтовых образований в процессе строительства и эксплуатации, изменения режима надмерздотных вод в результате освоения территории и влияния их на температурный режим вечномерзлых грунтов.
1.9. В зависимости от времени года при использовании мерзлых грунтов в качестве оснований по I принципу рекомендуется выполнять следующие работы: в летний период -
транспортировку труб, грузов и оборудования водным путем на временные пионерные базы;
заготовку грунта в резервах для отсыпки насыпей и банкетов под поверхностные опоры;
сварку труб в секции на стационарных сварочных базах; базовую изоляцию трубопроводов;
ремонт и подготовку строительной техники и автотранспорта к работе в зимних условиях; в зимний период -
расчистку и пдазировку строительной полосы; устройство зимников;
развозку секций труб, материалов и оборудования вдоль трассы;
бурение скважин под установку свай;
установку свайных и устройство поверхностных опер;
земляные работы;
сварочно-монтажные работы на трассе, изоляцию стыков труб и укладку трубопровода на опоры.
I.IQ. При использовании вечномерзлых грунтов в качестве оснований сооружений по П принципу перечень работ, выполняемых в летний и зимний периоды года, должен быть установлен из требований по технологии и организации строительства трубопровода без учета требований сохранения естественных мерзлотно-грунтовых и гидрогеологических условий вдоль трассы.
I.II. Разработка технологии и организации строительства трубопроводов на заболоченных и обводненных участках трассы может быть осуществлена в соответствии с "Рекомендациями по рациональным методам прокладки трубопроводов в условиях сидь-
7
козаболоченной местности северных районов страны" (И., ОНП ВНИИСТа, 1970).
I.I2. Рекомендуемый состав мааин, оборудования и обслуживающего персонала для одного механизированного потока строи -тельства газопровода Наднм-Ухта с темпом выполнения работ 0,6 им в смену приведен в приложении I. Темп работ по сооружению трубопровода принят с учетом применения на трассе изоляционного покрытия из липких ленточных полимерных материалов и работы в потоке двух сварочных баз и двух бригад сварщиков на трассе, обеспечивающих заданный темн изоляционно-укладочной колонны.
2. ПОГРУЗОЧНС - РАЗГРУЗОЧНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ РАБОТЫ
2.1. Трубы на железнодорожной станции разгружаю? из полувагонов поштучно стреловыми кранами (отечественными или импортными) грузоподъемностью не менее 16 Т.
2.2. Стандартная нагрузка трубоукладчиков и кранов определяется весом набора 12-метровых труб (табл.1).
Таблица I
Толщина стенки, мм !_ дес, т _
;трубы 12 м ; пакета не ; трехтруб-
j |двух труб ; ной секции
17.5 7,2 I*,* 21,6
20.5 8,4 16,8 25,2
2.3. Марки трубоукладчиков и стреловых кранов для выполнения каждой подъемной операции выбирают согласно табл.2. Данные о минимально необходимых вылетах стрелы кранов и трубоукладчиков приведены в таблице с учетом габаритов груза, подъемных и транспортных средств. Данные о максимально допустимых вылетах стрелы указаны для трубоукладчиком и кранов с учетом необходимой (по устойчивости) безбпасности работ, т.е. при коэффициенте запаса на опрокидывание К = 1,4.
8
Технологические операции, выполняемые при помощи кранов и трубоукладчиков
Кинималь-но-необ -ходимый вылет стрелы, м
Разгрузка трубы из полувагона и погрузка на трубовоэ
Разгрузка на сварочной базе отдельных труб или пакета иг двух труб (рисЛ)
Погрузка на плетевоз секции на сварочной базе
Разгрузка секции на трассе и поддержка ее при монтаже (рис. 2)
Поддержка (при центровке и монтаже эахлеста) конца плети стыковых соединений
1,6
1,6
iгруза .‘дуемая j на {марка ,’крю- {крана ;ке.т ; или | {трубо-
I {уклад-
j j чика
но-допусти-{мый вылет {стрелы с учетом нео( ‘ходииой по-
tBecРекомен-.Максимадьно-|допустимый {вылет стрелы с учетом необходимой {погрузочной [высоты, м
i груза дуемая j на марка ;крю- {крана ^ке, т;иди
7,2 |
K-I62 |
5,8 |
14,4 |
Т3560М
(К-594) |
3,6 |
21,6 |
К-594 |
3,6 |
21,6 |
К-594 |
3,6 |
20,0 |
К-594 |
3,7 |
8,4 |
K-I62 |
5,5 |
16,8 |
Т3560М
(К-594) |
3,2 |
25,2 |
К-594 |
3,1 |
25,2 |
К-594 |
3,1 |
25,0 |
К-594 |
3,2 |
Рис Л. Схема разгрузки пакета из двух труб пле-тевоза UA3-543 трубоукладчиком К-594
2Л. При разгрузке труб из полувагонов кранами типа K-I6I и K-I62 следует пользоваться чалочными стропами, состоящими из двух канатов, соединенных серьгой и имеющих торцевые захваты на концах.
Во избежание порчи кромок труб торцевые захваты должны быть снабжены медными губками.
Параметры универсальных строп, предназначенных для выгрузки труб длиной 10,5-12 и с толщиной стенки 17,5 и 20,5 и, приведены в табл.З.
2.5. Бри разгрузке труб из полувагонов кран должен быть установлен таким образом, чтобы его контргруз был удален от борта вагона на I м. Во избежание ударов трубы о борт полувагона кран K-I62 должен быть установлен на уровне головок рельс,
а кран K-I6I должен быть поднять над уровнем головок рельс на 0,4 м.
2.6. При разгрузке одиночных труб с трубовоза используется трубоукладчик Т3560М, а пакетов - трубоукладчик модели К-594.