Научно-исследовательский
институт бетона
и железобетона Госстроя СССР
Государственный
проектно-изыскательский и
научно-исследовательский институт Аэропроект
Министерства гражданской авиации
РУКОВОДСТВО
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
И СТРОИТЕЛЬСТВУ АЭРОДРОМНЫХ
ПОКРЫТИЙ ИЗ БЕТОНА
НА НАПРЯГАЮЩЕМ ЦЕМЕНТЕ НЦ-20
Рук-20-77
НИИЖБ
МОСКВА
1977
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения. 2
2. Конструирование и расчет аэродромных покрытий из
бетонов на основе нц-20. 2
3. Требования к материалам.. 3
4. Требования к бетонной смеси и составу бетона. 4
5. Приготовление, транспортирование и укладка бетонной
смеси. 4
6. Уход за свежеуложенным бетоном.. 5
7. Контроль качества работ по устройству аэродромных
покрытий. 5
Приложение 1. Пример расчета толщины армобетонного
покрытия из бетона на основе нц-20. 6
Приложение 2. Список гостов, использованных в
руководстве. 6
|
Рекомендовано к изданию решением секции заводской технологии
бетона и железобетона НТС НИИЖБ Госстроя СССР (протокол от 30 мая 1977 г.).
Содержит ряд особенностей конструирования и расчета аэродромных
покрытий. Приведены требования к материалам, бетонной смеси и готовому бетону.
Предназначено для инженерно-технических работников и
строительно-монтажных организаций.
Табл. 2.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В связи с ростом роли гражданской авиации в народном хозяйстве и в
результате увеличения интенсивности эксплуатации аэродромов, а также в связи с
выпуском на трассы самолетов нового типа к аэродромным покрытиям предъявляются
повышенные требования по трещиностойкости и долговечности.
Одним из путей решения этой проблемы является применение
напрягающего цемента ВЦ-20, разработанного НИИЖБ, что позволяет получать бетоны
марок М500 - М600 и в результате строить аэродромные покрытия меньшей толщины и
с меньшим количеством стыков.
В настоящее время цементная промышленность СССР выпускает
напрягающий цемент ВЦ-20 с энергией напряжения цементно-песчаного раствора 1:1
- 20 кгс/см2. Его поставщиками являются заводы: Усть-Каменогорский
(Каз. ССР), Днепродзержинский (УССР), Волковысский (БССР), Подольский и
Пашийский (РСФСР).
Настоящее Руководство составлено на основе теоретических и
экспериментальных исследований, выполненных в НИИЖБ Госстроя СССР и ГПИ и НИИ
Аэропроект Министерства гражданской авиации, а также опыта строительства и
эксплуатации аэродромных покрытий с применением НЦ-20 в аэропортах Домодедово,
Самарканд, Ташкент и Кемерово.
Руководство разработано НИИЖБ Госстроя СССР (д-р техн. наук В.В.
Михайлов и инж. Ю.Н. Титов) и ГПИ и НИИ Аэропроект Министерства гражданской
авиации (канд. техн. наук В.Д. Садовой и инж. Н.С. Исаев).
Дирекция НИИЖБ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Руководство предназначено для использования при
проектировании и строительстве монолитных неармированных и армированных
аэродромных покрытий из бетона на напрягающем цементе марки НЦ-20 как для вновь
строящихся, так и для реконструируемых аэродромов классов А, Б и В в различных
дорожно-климатических зонах страны, в соответствии с «Указаниями по
проектированию аэродромных покрытий». М., Стройиздат, 1970 (СН 120-70).
Напрягающий цемент НЦ-20 представляет собой трехкомпонентное
расширяющееся, быстротвердеющее вяжущее, в состав которого входят портландцемент
(75 - 80 %), глиноземистый шлак (15 - 10 %) и гипс (10 %). Он может быть
использован при устройстве бетонных и армобетонных капитальных аэродромных
покрытий (MС), взлетно-посадочных полос (ВПП), рулежных дорожек (РД) и мест
стоянок (МС), а также перронов.
Более предпочтительной является армобетонная конструкция покрытия.
1.2. Использование НЦ-20 при строительстве аэродромных покрытий
позволяет получать бетоны марок М500 - М600, которые в результате расширения
цементного камня компенсируют усадку и создают остаточное расширение
определенной величины. При ограничении этого расширения в конструкции возникают
напряжения обжатия, называемые самонапряжением, величина которого зависит от
энергии самонапряжения НЦ.
Благодаря повышенной прочности бетонов на основе НЦ-20, а также за
счет создания некоторого обжатия в армированных конструкциях, толщина покрытия
может быть уменьшена.
Бетоны, приготовленные на основе НЦ, значительно быстрее набирают
прочность, чем бетоны на портландцементе, что снижает процесс трещинообразования
температурно-усадочного характера.
2. КОНСТРУИРОВАНИЕ И
РАСЧЕТ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ ИЗ БЕТОНОВ НА ОСНОВЕ НЦ-20
2.1. Аэродромные покрытия с применением напрягающего цемента НЦ-20
строят из бетонов марок М500 и М600 однослойными (на стандартном пескоцементном
или грунтоцементном основании) или двуслойными в соответствии с «Указаниями по
проектированию аэродромных покрытий». М., Стройиздат, 1970 (СН 120-70),
а также с «Указаниями по производству и приемке аэродромно-строительных работ».
М, Стройиздат, 1974 (СН
121-73). В двухслойных покрытиях только для верхнего слоя используют бетон
на основе НЦ-20, для нижнего же слоя применяют бетоны, предусмотренные СН 120-70.
2.2. Конструирование и расчет прочности бетонных и армобетонных
аэродромных покрытий из бетона на основе НЦ-20 производят в соответствии с
требованиями СН 120-70,
исходя из расчетных значений характеристик бетонов и коэффициентов условий
работы покрытий, приведенных в табл. 1
и 2.
Таблица
1 Расчетные характеристики бетона на основе НЦ
Характеристика бетона
|
Обозначение
|
Значения
характеристик бетона, кгс/см2, при проектной марке
|
М500
|
М600
|
Нормативное
сопротивление сжатию при изгибе
|
|
440
|
530
|
Нормативное
сопротивление растяжению при изгибе
|
|
55
|
65
|
Расчетное
сопротивление растяжению при изгибе на прочность
|
Rри
|
38
|
45
|
Модуль упругости
|
Еб
|
380000
|
420000
|
Таблица
2 Требования к бетонам в зависимости от типа покрытия
Группа участков покрытий
|
Коэффициент
условий работы m сечений плит
|
бетонных
|
армобетонных из
бетона марок
|
M500
|
М600
|
Магистральные РД,
концевые участки ВПП длиной 150 м
|
0,8
|
0,95
|
0,93
|
Участки ВПП длиной - 150 м, примыкающие
к концевым;
|
|
|
|
Вспомогательные РД,
МС, перроны и другие аналогичные площадки
|
0,9
|
1,05
|
1,03
|
Средняя часть ВПП
|
0,9
|
1,05
|
1,03
|
Краевые по ширине
участки в средней части ВПП
|
1,1
|
1,25
|
1,23
|
Примечание.
При назначении расчетного значения коэффициента условий работы m конструкции покрытия необходимо
учитывать рекомендации примечаний 1, 3 и 4 к табл. 23 СН 120-70.
2.3. Для расчета покрытия должны быть указаны следующие расчетные
характеристики бетона на основе НЦ-20: нормативное сопротивление растяжению при
изгибе, марка и расчетный модуль упругости при сжатии.
3. ТРЕБОВАНИЯ К
МАТЕРИАЛАМ
3.1. Для приготовления бетона с целью компенсации усадки и
повышения трещиностойкости плит аэродромных покрытий должен применяться
напрягающий цемент НЦ-20, удовлетворяющий ТУ-21-20-18-74 Минстройматериалов
СССР.
3.2. В качестве пластификатора бетонной смеси и одновременно
замедлителя схватывания цемента рекомендуется вместе с водой затворения
добавлять декстрин в количестве 0,2 - 0,3 % от массы цемента, предварительно разведя
его в теплой воде при температуре 40 - 50 °С.
При отсутствии декстрина для повышения пластичности смеси и
увеличения сроков ее схватывания можно добавить сульфитно-дрожжевую бражку
(СДБ) в количестве 0,5 - 0,7 %. Однако необходимо учитывать, что прочность
бетона при этом снижается на 15 - 20 %.
3.3. Для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее
холодного месяца от 0 до минус 10 °С, от минус 10 °С до минус 20 °С и ниже
марка по морозостойкости бетона на НЦ-20, применяемого для устройства
аэродромных покрытий, должна быть соответственно не менее М200, М250 и М300.
3.4. В качестве крупного заполнителя в таких бетонах разрешается
использовать в виде щебня и гравия природные материалы изверженных и осадочных
пород (гранит, кварц, известняк и др.), отвечающие требованиям ГОСТ 10260-74 и 8267-75.
Предпочтительнее использовать известняковый щебень, обладающий относительно
низким температурным коэффициентом расширения.
3.5. С целью более полного использования расширяющих свойств НЦ
наибольшая крупность щебня, применяемого для бетона в армобетонных покрытиях,
не должна превышать 20 мм. При использовании НЦ-20 для изготовления безусадочного
бетона, применяемого в бетонных покрытиях, крупность заполнителя можно
увеличить до 40 мм.
3.6. Как мелкий, так и крупный заполнители, применяемые для
приготовления бетона на основе НЦ-20, должны иметь непрерывный фракционный
состав и отвечать требованиям ГОСТ 8268-74,
10260-74, 8267-75
и 8736-67.
4. ТРЕБОВАНИЯ К БЕТОННОЙ
СМЕСИ И СОСТАВУ БЕТОНА
4.1. Проектирование состава бетона может производиться методом
абсолютных объемов, обеспечивающим в нормативные сроки получение проектной
прочности, в соответствии с требованиями СН 120-70,
СН
121-73 и табл. 1 настоящего
Руководства.
4.2. При проектировании состава бетона следует иметь в виду
следующее:
а) прочность бетона на основе НЦ на сжатие и на растяжение при
изгибе увеличивается с увеличением расхода цемента и песка и с уменьшением В/Ц;
б) самонапряжение бетона на основе НЦ-20 увеличивается с
увеличением расхода цемента, песка и В/Ц. Рекомендуется применять бетоны с
содержанием НЦ-20 не менее 350 кг/м3.
4.3. Окончательный состав бетона следует устанавливать
экспериментальным путем с учетом конкретных условий производства работ и
качества применяемых материалов.
При назначении исходной подвижности бетонной смеси необходимо
учитывать ее снижение к моменту укладки бетона в дело в зависимости от условий
строительства объекта.
5. ПРИГОТОВЛЕНИЕ,
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И УКЛАДКА БЕТОННОЙ СМЕСИ
5.1. Приготовление бетонной смеси может быть организовано на
приобъектных бетонных заводах или в автобетоносмесителях, загружаемых на
центральных установках сухой бетонной смесью.
5.2. НЦ-20 должен храниться в отдельных силосных банках. Перед
загрузкой емкость для хранения НЦ должна тщательно очищаться во избежание
попадания в НЦ-20 других вяжущих. Наличие в НЦ-20 даже небольшого количества
портландцемента приводит к значительному снижению его активности и энергии
самонапряжения.
5.3. Цементопровод, служащий для транспортировки НЦ-20, должен
быть предварительно очищен от остатков других вяжущих и не
должен иметь подключений к складам и емкостям с другими вяжущими.
5.4. Приготовление бетонной смеси на основе НЦ рекомендуется
производить в смесителях принудительного действия.
Продолжительность перемешивания бетонной смеси, как правило,
определяют опытным путем в строительной лаборатории цементно-бетонного завода
(ЦБЗ), исходя из подобранного состава бетона в соответствии с требованиями ГОСТ 18105-72.
5.5. Бетоносмесители и накопитель, используемые для приготовления
бетона, должны тщательно промываться водой с крупной фракцией щебня не реже 2-х
раз в смену или после технологического перерыва в работе продолжительностью
более 1 ч.
5.6. В условиях сухого и жаркого климата с целью обеспечения
удержания влаги минеральными составляющими бетона, и, следовательно,
обеспечения постоянного В/Ц необходимо производить периодическое увлажнение
заполнителей на ЦБЗ, что также способствует их охлаждению. При этом влажность
по массе для песка не должна превышать 5 %, а для щебня - 1,5 %.
5.7. Доставка бетонной смеси к месту укладки должна осуществляться
автосамосвалами таким образом, чтобы укладка бетона после его приготовления
была выполнена:
а) не позже, чем через час при температуре воздуха не выше +20 °С;
б) не позже, чем через 50 мин при температуре воздуха не выше +30
°С.
При этом она должна соответствовать рекомендациям прил. 4 ГОСТ 7473-61.
При температуре воздуха более +30 °С доставку бетона рекомендуется
осуществлять с укрытием его брезентом или в автобетоновозах.
В жаркие дни (при температуре выше +35 °С) работу по укладке
рекомендуется производить в ночное время.
5.8. В момент укладки подвижность (осадка конуса) бетонной смеси
должна быть в пределах 2 - 3 см.
6. УХОД ЗА СВЕЖЕУЛОЖЕННЫМ
БЕТОНОМ
6.1. Уход за свежеуложенным бетоном начинается немедленно после
исчезновения с бетонной поверхности водной пленки. Начинать его следует с
укрытия открытой бетонной поверхности тентом или гидроизолирующим рулонным
материалом с целью устранения пересыхания бетона или защиты его от дождя.
6.2. После достижения бетоном прочности на сжатие 80 - 100 кгс/см2
(через 9 - 15 ч) рулонные материалы или тенты убирают и немедленно покрывают
влагоемкими материалами (например, песком с толщиной слоя не менее 5 см,
мешковиной и т.п.) при условии их систематического обильного увлажнения
в течение 7 - 10 сут. Влажность песка по массе должна составлять не более 6 %.
6.3. Движение строительных машин, опирающихся своей ходовой частью
на плиты вновь уложенного покрытия, разрешается при условии достижения бетоном
прочности на сжатие 300 кгс/см2.
7. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
7.1. При поступлении на строительство все материалы для
изготовления бетона проверяются в соответствии с действующими ГОСТ. Напрягающий
цемент НЦ-20 испытывают в соответствии с ТУ 21-20-18-74 Минстройматериалов
СССР.
7.2. Контроль прочности бетона осуществляют по ГОСТ
8424-72, ГОСТ 10180-74
и СН
121-73.
7.3. Контроль состава бетонной смеси должен осуществляться
строительной лабораторией методом «мокрого рассева» не реже одного раза в
смену.
7.4. Контроль за удобоукладываемостью бетонной смеси (осадкой
конуса) следует осуществлять не реже 2-х раз в смену: при выходе бетонной смеси
из бетоносмесителя и при укладке ее в дело.
7.5. Контроль по уходу за свежеуложенным бетоном должен
осуществляться строительной лабораторией ежечасно с фиксацией в соответствующем
журнале времени, температуры и относительной влажности воздуха, влажности песка
или другого влагоемкого материала.
7.6. Контроль основных свойств бетона на основе НЦ-20 (прочности
на сжатие и изгиб) осуществляется на образцах, формуемых непосредственно на
месте укладки. Пробы бетонной смеси для контрольных образцов отбирают каждую
смену. Серия контрольных образцов состоит из 12-ти кубов 15´15´15
см и 6-ти балок 15´15´60 см, изготовленных в соответствии с СН
121-73.
7.7. Кубы испытывают на сжатие в возрасте 9 ¸ 15
ч, 7, 28 и 90 сут, а балки - на изгиб в возрасте 7 и 28 сут. Режим твердения
контрольных образцов тот же, что и у бетона покрытия. Количество одновременно
испытуемых образцов в одной серии - не менее 3-х.
Приложение 1
ПРИМЕР РАСЧЕТА
ТОЛЩИНЫ АРМОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ ИЗ БЕТОНА НА ОСНОВЕ НЦ-20
Расчетные данные
Группа участка покрытия - Б (согласно СН 120-70).
Марка бетона - 500.
Расчетный тип самолета - ТУ-154.
Максимальный вес - G = 96 т.
Давление в пневматиках - q = 8,5 кгс/см2.
Расстояние между колесами опоры - X1 = X2 = 100 см, Y =
62 см.
Число колес на опоре - N = 6.
Объект расположен на 51° северной широты, в 3-ей климатической
зоне, западнее водораздела Волга-Северная Двина.
Грунты - супесь пылеватая.
Тип гидрогеологических условий - П.
Конструкция покрытая - армобетонное (mп = 0,2
%) на стандартном пескоцементном основании.
Расчет
1. Расчетный коэффициент постели супесчаного основания определяем
согласно табл. 1.8 «Методического пособия по расчету капитальных аэродромных
покрытий». М., ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, 1972.
С =
4 кгс/см2
2. Толщину армобетонной плиты h принимаем равной 23 см.
3. По методике СН 120-70
определяем расчетный изгибающий момент в покрытии от нагрузки самолета ТУ-154
массой 96 т, используя номограмму рис. 30 «Руководства по эксплуатационной
оценке прочности аэродромных покрытий». М. ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, 1973.
Mp = 3,52 тм/пог.м,
4. Определяем предельный изгибающий момент для покрытия
Вследствие того, что Мр = Мпр,
обеспечивается прочность покрытия при толщине плиты 23 см.
Длину армобетонной плиты принимают согласно табл. 22 СН 120-70
при mп =
0,2 % равной 30 пог.м.
Приложение 2
Список ГОСТов,
использованных в Руководстве
1. ГОСТ 10260-74
«Щебень из гравия для строительных работ».
2. ГОСТ
8267-75 «Щебень из естественного камня для строительных работ».
3. ГОСТ 8268-74
«Гравий для строительных работ».
4. ГОСТ 8736-67
«Песок для строительных работ. Общие требования».
5. ГОСТ 18105-72 «Бетоны.
Контроль и оценка однородности и прочности».
6. ГОСТ 7473-61 «Смеси бетонные
заводского приготовления».
7. ГОСТ
8424-72 «Бетон дородный».
8. ГОСТ 10180-74
«Бетон тяжелый. Методы определения прочности».