ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СУДОВ С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ ПРИГОДНОСТИ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Москва
2016
Утверждено приказами Российского Речного Регистра
от 25.03.2011 № 11-п, от 13.09.2016 № 53-п (Извещение № 1 об изменении)
Введено в действие с 08.04.2011, Извещение № 1 об изменении — с 19.09.2016
Издание 1
Ответственный за выпуск —С. В. Канурный Оригинал-макет — Е. Л. Багров
€> Российский Речной Регистр, 2016
3 Оформление документов Речного Регистра
.7 схемы грузовых помещений с указанием расположения смежных жилых, служебных и машинных помещений, а также источников теплоты;
.8 обоснования пригодности судна для перевозки заявляемых опасных грузов. Обоснование должно быть выполнено компетентной организацией, имеющей свидетельство о признании Речного Регистра на данный вид деятельности.
В обосновании должен быть приведен перечень допускаемых к перевозке опасных грузов с указанием свойств каждого груза, в том числе:
в случае опасного груза, перевозимого навалом или в таре в виде отдельных мест:
номер ООН или идентификационный номер; класс, знак опасности; разрешенный способ перевозки; требуемое оборудование; интенсивность вентиляции;
положения, касающиеся загрузки, разгрузки и перевозки;
в случае опасного груза, перевозимого наливом: номер ООН;
давление срабатывания быстродействующего дыхательного клапана;
максимальная степень наполнения грузовою танка; относительная плотность пара при 20 °С; тип устройства для взятия проб; необходимость зашиты от взрыва;
необходимость индикатора горючих газов и токсикометра; группа и категория смеси.
Обоснование должно включать в себя также анализ соответствия требованиям ПКПС:
применяемых материалов; конструктивной противопожарной зашиты; зашиты от проникновения газов; снабжения дыхательными аппаратами;
Руководство Р.038-2011 с изменением № 1
типа судна, конструкции, оборудования и вместимости грузовых трюмов и грузовых танков;
устройства и оборудования системы вентиляции грузовых и машинных помещений;
размещения входов, конструкции и оборудования жилых, служебных и машинных помещений, коффердамов, отверстий грузовых танков;
остойчивости и непотопляемости судна;
размещения и конструкции двигателей, грузовых, осушительных и балластных насосов и трубопроводов, цистерн для остатков груза и отстойных цистерн;
вида и температуры вспышки паров применяемого топлива; воздухоснабжения машинных помещений и искробезопасиости установленного в них оборудования, размещения и конструкции топливных цистерн;
снабжения газоанализаторами и/или для опасных грузов класса
4.3 (ферросилиция) оборудования каждого грузового трюма стационарной (или альтернативной) системой газоанализаторов, извещающей о выделении высокотоксичных газов (отравляющих веществ): фосфина, арсина, силана;
снабжения комплектами защитной одежды и / или средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зашиты кожного покрова для каждого члена экипажа и дополнительно для вахтенной службы, которые отвечают требованиям руководства капитану по безопасной перевозке опасных грузов;
устройства и оборудования систем осушения грузовых помещений, газовыпуска, отопления, водораспылительной, водотушения, углекислотного, аэрозольного и объемного химического тушения, инертных газов, подогрева и охлаждения груза;
конструкции и принципов действия средств измерений, принципов действия автоматической сигнализации обнаружения пожара, предупредительной сигнализации о вводе в действие системы объемного пожаротушения, типов датчиков и пожарных извещателей;
3 Оформление документов Речного Регистра
размещения и принципа отключения электрического оборудования, проводки, защиты и уплотнения в переборках электрических кабелей, заземления металлических тросов и мачт; размещения запасных выходов.
Случаи выявленного несоответствия применимых для данного судна требованиям ПКПС должны быть выделены, и для каждого несоответствия должны быть подготовлены обоснования отступлений от правил и руководства или необходимости дооборудования судна.
В случае принятия решения о дооборудовании судна с целью приведения его конструкции в соответствие с требованиями ПКПС в обоснование должны быть включены необходимые конструкторские проработки. Если проводились испытания с целью подтверждения возможности перевозки на данном судне конкретных опасных грузов, то в обоснование должны быть включены результаты таких испытаний.
3.3 При оформлении Свидетельства о пригодности судна для перевозки опасных грузов эксперт заполняет:
графу «Наименование грузового помещения, район расположения» — на основании схемы грузовых помещений;
остальные графы «Перечня опасных грузов, допускаемых к перевозке» — в соответствии с обоснованием судовладельца (см. 3.2.1.5), данных табл. 3.13.1-1 и 3.13.1-2 ч. IX ПКПС для опасных грузов, перевозимых навалом или в таре, или табл. П1-1 приложения 1 ч. IX ПКПС, для опасных грузов, перевозимых наливом, и информации о грузе согласно 3.2.2.
3.4 Лист контрольной проверки выполнения специальных требований Речного Регистра к оборудованию судов, перевозящих опасные грузы, при их освидетельствовании (приложение 2 или приложение 3) является приложением к акту освидетельствования и заполняется экспертом на основании анализа проектной документации и осмотра судна.
В листе контрольной проверки отмечается соблюдение требований (напротив каждого из пунктов указывается код ситуации в соответствии со следующим перечнем: 0 — не применимо к рассматриваемому судну; I — да; 2 — нет). Неприменимость к судну того или иного требования устанавливается экспертом путем анализа
Руководство P.038-2011 с изменением № 1
обоснования пригодности судна для перевозки заявляемых опасных грузов, указанного в 3.2.8.
Выборочный подход к заполнению листа контрольной проверки специальных требований Речного Регистра к оборудованию судов, перевозящих опасные грузы, при их освидетельствовании нс допускается.
3.5 Свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных грузов выдается в том случае, когда конструкции, системы и оборудование судна и грузовых помещений в зависимости от вида и степени опасности перевозимого груза соответствовали всем применимым требованиям ПКПС, то есть когда с учетом обоснованных отступлений от правил и руководства в выделенных рамкой ячейках 4 (рис. 3.5) для всех требований листа контрольной проверки приложения 2 или 3 экспертом указан код 0 или 1.
При работе с листами контрольной проверки следует также иметь в виду указания «э» (см. 1.2.1.11) и «Н.М.» (см. 1.2.1.5), сопровождающие ту или иную позицию листа контрольной проверки.
Если позиция листа контрольной проверки не имеет указаний <о» или «Н.М.», то это означает, что проверка данного положения выполняется как в отношении судов, для которых применимо указание ю», так и в отношении судов, для которых применимо указание «II.М.». .'Этот случай распространяется также на суда, переходящие в класс Речного Регистра из класса другого органа классификации судов.
Тип танкера, дпя которого применяется данное требобание
Содержание требобания Код ситуации |
|
с |
Указание Н. М об имеющихся ограничениях |
|
б применении трбобания |
|
Тип танкера, дпя которого б ячейке 5_
прибодится указание Н. М. об имеющихся ограничениях |
3 Оформление документов Речного Регистра
Помимо этого, в выделенных рамкой ячейках 2 листа контрольной проверки приложения 2 (ем. рие. 3.5) указывается тип танкера, для которого осуществляется данная проверка:
С — для танкеров типа С;
N — для типа N как e открытыми, так и закрытыми грузовыми танками;
N(0) — для танкеров типа N с открытыми грузовыми танками;
N(3) — для танкеров типа N с закрытыми грузовыми танками.
В выделенных рамкой ячейках 5 дается указание «П.М.» об ограничении в применении данного требования.
В выделенных рамкой ячейках 6 для сведения эксперта приведен тип танкера, для которого в ячейке 5 имеется указание «П.М.» об ограничении в применении данного требования. Если при заполненной ячейке 5 выделение рамкой ячейки 6 отсутствует и тип танкера в ней не указан, то это означает, что указание П.М. применимо для всех типов танкеров, указанных в ячейке 2 (если она заполнена), или для танкеров типов С и N, если ячейка 2 не заполнена.
В случае, когда выполнение предписания ПКПС, отражаемые в листе контрольной проверки, при освидетельствовании технически неосуществимо, эксперт должен выполнить проверку но технической документации.
3.6 Заполненные листы контрольной проверки, заверенные печатью и подписью эксперта Речного Регистра, проводившего освидетельствование и использованные для оформления Свидетельства о пригодности судна для перевозки опасных грузов согласно 3.5, прикладываются к акту освидетельствования и передаются судовладельцу как документ Речного Регистра (см. 3.2.16), который необходимо предъявлять при последующих освидетельствованиях.
3.7 Листы контрольной проверки заполняются при следующих видах освидетельствован ий:
.1 первоначальном;
.2 очередном (классификационном);
.3 внеочередном, если оно проводится с целью расширения списка перевозимых опасных веществ.
Руководство Р.038-2011 с изменением № 1
При ежегодном освидетельствовании листы контрольной проверки не заполняются, однако эксперт обязан изучить лист контрольной проверки, проведенной при предыдущем освидетельствовании судна и выборочно проверить соответствие тех или иных элементов судна и его оборудования занесенному в этот лист коду.
3.8 Указания «э» и «II.М.» для судов в эксплуатации вводятся на период от даты утверждения настоящего руководства до даты следующею классификационного освидетельствования судна, но не менее чем на четыре года, после чего судно должно пройти модернизацию.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения, определения и пояснения......................... 4
2 Указания но проведению освидетельствований .......................... 8
3 Оформление документов Речного Регистра................................. 10
4 Положения, применимые для судов в эксплуатации или судов
после ремонта, модернизации, обновления................................. 17
Приложение 1. Заявка на освидетельствование судна ............... 34
Приложение 2. Лист контрольной проверки выполнения специальных требований Российского Речного Регистра к оборудованию судов, перевозящих опасные грузы навалом / в таре,
при их освидетельствовании..........................................................38
Приложение 3. Лист контрольной проверки выполнения специальных требований Российского Речного Регистра к оборудованию судов, перевозящих опасные грузы наливом, при их освидетельствовании ......................................................................47
Руководство Р.038-2011 с изменением N° I
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ
1.1 Область применения
1.1.1 Настоящий нормативный документ Российского Речного Регистра (далее Речной Регистр) распространяется на суда внутреннего плавания, перевозящие опасные грузы навалом, в таре или наливом, и содержит указания по проведению освидетельствования этих судов с целью определения их пригодности для перевозки указанных опасных грузов, а также по оформлению соответствующих судовых документов.
Настоящее руководство не распространяется на танкеры, перевозящие нефтепродукты, не указанные в табл. П1-1 приложения 1 ч. IX ПКПС, а также на танкеры типа G (для перевозки сжиженных газов или газов под давлением).
Возможность распространения настоящего руководство на суда смешанного плавания является предметом специального рассмотрения Речным Регистром в каждом конкретном случае.
1.1.2 Настоящее руководство предназначено для применения во всех случаях освидетельствования судов, перевозящих опасные грузы, с учетом следующего:
.1 при первоначальном освидетельствовании руководство применяется:
для судов после постройки в соответствии с проектом, ориентированном на пригодность судна для перевозки опасных грузов определенных классов;
/ Область применения, определения и пояснения
для судов после переоборудования с целью обеспечения пригодности судна, изначально не приспособленного для перевозки опасных грузов, для перевозки опасных грузов тех или иных классов;
для судов после модернизации с целью расширения списка перевозимых опасных грузов;
.2 при ежегодном освидетельствовании с подтверждением списка перевозимых опасных грузов;
.3 при ежегодном освидетельствовании после внеочередного освидетельствования, проводимого с целью расширения списка перевозимых опасных грузов в результате несущественной модернизации.
1.1.3 Требования настоящего руководства обязательны для работников Речного Регистра, а также для всех организаций и лиц, осуществляющих эксплуатацию состоящих на учете Речного Регистра судов, предназначенных для перевозки опасных грузов.
1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ
1.2.1 В настоящем руководстве используются аббревиатуры, обозначения и термины, которые следует понимать следующим образом:
.(модернизация — изменение типа судна, типа трюма, тина устройства, конструкции, элемента применительно к судну, находившемуся в эксплуатации и не приспособленному для перевозки опасных грузов, с целью обеспечения пригодности судна для перевозки опасных грузов определенной номенклатуры или применительно к судну, имеющему свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных грузов, с целью существенного расширения перечня разрешенных к перевозке опасных грузов.
Если предусмотренные проектом судна устройства, конструкции, элементы заменены запасными, сменными или другими устройствами, конструкциями, элементами, и это нс повлекло за собой обеспечение пригодности судна для перевозки опасных грузов определенной номенклатуры или существенное расширение перечня опасных грузов, разрешенных к перевозке, то рассматриваемая
Ру ководство Р.038-2011 с изменением К? 1
замена в понимании настоящего руководства не считается модернизацией;
.2 «II.М.» — указание к тому иди иному предписанию настоящего руководства, свидетельствующее о том, что проверка данного предписания выполняется применительно к новым судам, построенным с учетом требований ч. IX Правил, или к судам, прошедшим модернизацию (см. 1.2.1.1) с учетом требований ч. IX Правил. Основное назначение указания «II.М.» для судов в эксплуатации — подсказка эксперту о том, что данное предписание, номер которого указан в табл. 4.1-1, 4.1-2 или содержание которого приведено в листе контрольной проверки, необязательно для выполнения в отношении судов, для которых применимо указание «э»;
.3опасные грузы — вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели, травмам людей, к взрыву, пожару и повреждению сооружений и транспортных средств, нанесению ущерба окружающей среде. Перечень опасных грузов приведен в табл. Л, В, С главы 3.2 «Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям» (ВОПОГ) или в табл. П1-1 приложения 1 ч. IX ПКПС;
.4 танкер типа С — танкер, предназначенный для перевозки веществ, перечень которых приведен в табл. П1-1 приложения 1 ч. IX ПКПС, и которые представляют серьезную угрозу для окружающей среды и безопасности людей, что требует принятия комплекса мер по предотвращению утечки груза, относящегося к таким веществам;
.5танкер типа N — танкер, предназначенный для перевозки веществ, перечень которых приведен в табл. П1-1 приложения 1 ч. IX ПКПС, и которые представляют угрозу для окружающей среды и безопасности людей, требующую принятия отдельных мер по повышению живучести судна в поврежденном состоянии;
.6эксперт — старший эксперт или эксперт Речного Регистра;
.7 У П О — удельный погрузочный объем;
.8 «э» — указание о том, что проверка данного положения выполняется применительно к судам, находящимся в эксплуатации и
1 Область применения, определения и пояснения
перевозящим те или иные опасные грузы, но построенных (отремонтированных, модернизированных, обновленных) до ввода в действие Правил, то есть без учета требований ч. IX Правил. Проверяемое судно должно иметь действующее классификационное свидетельство, подтверждаемое результатами ежегодных освидетельствований, проводимых в установленные сроки, при этом назначение судна и перечень перевозимых грузов в процессе эксплуатации не меняется или изменяется незначительно;
.9 N(3) — условное обозначение танкера тина N с закрытыми грузовыми танками, то есть танкера типа N с грузовыми танками, оборудованными системой регулируемого выпуска газов и паров, на пути свободного истечения которых устанавливаются клапаны сброса давления;
.10 N(0) — условное обозначение танкера типа N с открытыми грузовыми танками, то есть танкера типа N с грузовыми танками, оборудованными системой безнапорного выпуска газов и паров, свободное истечение которых обеспечивается благодаря отсутствию каких-либо препятствий на их нуги, за исключением огнепрегради-телей и трения о стенки газовыпускных трубопроводов.
Руководство Р.038-2011 с изменением К? 1
2 УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОС ВИ ДЕТЕЛ ЬСТВОВАН И Й
2.1 Общие указания по проведению освидетельствований изложены в 2.1 ПОСЭ.
2.2 Определение пригодности судов к перевозке опасных грузов проводится в соответствии с требованиями, изложенными в Правилах Речного Регистра и настоящем руководстве.
2.3 Общие указания но заполнению документов изложены в инструкции И.012-2005 «Инструкции но заполнению документов Российского Речного Регистра, составляемых при классификации судов».
2.4 Освидетельствование судна осуществляется экспертом при наличии заявки судовладельца (приложение 1), представляемой в филиал Речного Регистра.
Наличие на предъявляемом к освидетельствованию судне комплекта документов в соответствии с 3.2 настоящего руководства обес I ie ч и вас тс я судо владел ьце м.
При проведении освидетельствования эксперт заполняет лист контрольной проверки выполнения специальных требований Речного Регистра к оборудованию судов, перевозящих опасные грузы, при их освидетельствовании (приложение 2 — для опасных грузов, перевозимых навалом или в таре, приложение 3 — для опасных грузов, перевозимых наливом).
2.5 Свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных грузов (форма РР-1.15) выдается на основании положительных результатов освидетельствования судна на срок до следующего клас-
сификационного освидетельствования при условии ежегодного подтверждения.
2.6 Свидетельство по форме РР-1.15 теряет свою силу и/или под лежит возобновлению в случаях, указанных в 2.15.8 ПОСЭ.
Руководство Р.038-2011 с изменением № 1
3 ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ РЕЧНОГОРЕГИСТРА
3.1 Свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных грузов (форма РР-1.15) выдается после:
.1 проверки экспертом документов, указанных в 3.2;
.2 освидетельствования судна и выдачи акта освидетельствования.
3.2 При проверке документов согласно 3.1.1 устанавливается наличие на судне и выполняется анализ следующей документации, согласованной с Речным Регистром:
.1 информации об остойчивости и непотопляемости;
.2 дополнения к информации об остойчивости и непотопляемости при ее наличии или необходимости;
.3 инструкции по загрузке, разгрузке и балластировке, а для судов, перевозящих опасные грузы навалом или в таре, с указанием типовых планов загрузки грузом определенного удельного погрузочного объема (УПО);
.4 инструкции по использованию судовых устройств и установок, связанных с обработкой и хранением груза, если необходимо соблюдение специальных правил техники безопасности при их использовании;
.5 листы ранее проведенных контрольных проверок выполнения специальных требований Речного Регистра к оборудованию судов, перевозящих опасные грузы, при их освидетельствовании;
.6 сертификатов на вновь установленное электрическое оборудование грузовых помещений, пожарное оборудование, предусмотренных 2.1.1, 2.1.8 ПТПП;