ПРЕДПИСАНИЯ ДЛЯ СУДОВ РЕЙДОВОГО И ПОРТОВОГО ПЛАВАНИЯ
Руководство Р.О15-2006
Москва
2016
Утверждено приказами Российского Речного Регистра
от 06.03.2006 № 11 -и. от 19.09.2016 № 63-п (Извещение № 1 об изменении)
Введено в действие с 30.03.2006, Извещение № 1 об изменении —
с 25.09.2016
Издание 1
Руководство является дополнением к Правилам Российского Речного Регистра (далее - Речного Регистра) и предназначено для назначения условий плавания судов с классом Речного Регистра на акваториях и рейдах морских портов и на отдельных прибрежных морских участках.
Ответственный за выпуск —С. В. Канурный Оригинал-макет — Е. Л. Ьагров
Никакая часть настоящего издания не может для целей продажи воспроизводиться, заклады* ваться к поисковую систему или передаваться в любой форме или любыми средствами, включая электронные, механические, фотокопировальные или иные средств;!, без получения предварительного письменного разрешения федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр*.
© Российский Речной Регистр, 2016
4 Технические предписания для судов
.1 при эксплуатации в морских районах и сезонах, установленных 7 ч. О ПК ПС, оно должно удовлетворять требованиям к судну, имеющему основной символ в формуле класса, соответствующий району плавания;
.2 при эксплуатации за пределами районов и сезонов, установленных 7 ч. О ПКПС, оно должно удовлетворять требованиям к судам класса «М-СП», при этом масса носовых якорей может быть принята как для судна класса «М-ПР» соответствующего типа;
.3 возможны решения иные, чем указанные выше в подпунктах .1 и .2, если целесообразность этих решений будет доказана расчетами.
Буксирное устройство
4.3.3 Буксиры рейдового плавания, эксплуатируемые при удалении от места убежища свыше 5 миль, при мощности главных двигателей более 300 кВт должны быть оборудованы механическими лебедками с электрическим приводом. Буксиры портового плавания, а также рейдового плавания, эксплуатируемые при удалении от места убежища 5 миль и менее, должны быть оборудованы механическими лебедками с электрическим приводом при мощности главных двигателей более 440 кВт.
4.3.4 Длина буксирного каната регламентируется обязательным постановлением капитана порта и должна быть не менее 180 м.
4.3.5 Проект дооборудования буксиров для осуществления буксировки на акватории морского порта должен представляться на согласование в Речной Регистр вместе с заключением капитана порта, касающегося буксирного устройства.
Сцепное устройство
4.3.6 Сцепное устройство толкаемых составов рейдового и портового плавания должно соответствовать требованиям 5.6 ч. V ПКПС, за исключением оговоренных ниже случаев.
4.3.7 Сцепные устройства, отвечающие требованиям 5.6 ч. V ПКПС для бассейнов разряда «О», могут быть использованы для судов рейдового плавания, указанных в п. 5 табл. 3.2, эксплуатирующихся в пределах морских районов, предназначенных для судов класса
Руководство Р.015-2006 с изменением № 1
«М-ПР», и судов портового плавания, указанных в пп. 4 и 5 табл. 3.3, при удалении от места убежища нс более 5 миль.
4.3.8 Сцепные устройства, отвечающие требованиям 5.6 ч. V ГТКПС для бассейнов разряда «Р», могут быть использованы только для судов портового плавания, указанных в и. 5 табл. 3.3.
Спасательные средства
4.3.10 Разъездные суда, суда специального назначения и суда, предназначенные для перевозки организованных групп людей, в портовом плавании должны быть снабжены спасательными плотами из условия обеспечения ими 100% людей, находящихся на судне.
Снабжение коллективными спасательными средствами судов указанных типов, допускаемых к рейдовому плаванию, должно быть обеспечено но нормам табл. 8.2.1 ч. V ПКПС для пассажирских судов класса «О».
4.3.11 Снабжение коллективными спасательными средствами самоходных судов (за исключением судов, перечисленных в 4.3.10) и несамоходных судов, эксплуатирующихся с экипажем, должно приниматься следующим:
.1 для судов рейдового плавания при удалении от места убежища более 5 миль - обеспечение судна коллективными спасательными средствами в соответствии с нормами для судов классов «М-ПР» и «О-ПР» (табл. 8.2.15 ч. V ПКПС) с возможностью замены для всех судов независимо от длины (за исключением нефтеналивных судов) спасательных шлюпок спасательными плотами;
.2 дчя судов портового плавания, а также дчя судов рейдового плавания при удалении от места убежища нс более 5 миль - обеспечение судна коллективными спасательными средствами в соответствии с нормами для судов класса «О» (табл. 8.2.5 и и. 8.2.7 ч. V ПКПС).
4.3.12 Снабжение спасательными кругами судов рейдового и портового плавания должно приниматься согласно указаниям 8.3 ч. V ПКПС для судов соответствующего типа. При этом для разъездных судов, судов специального назначения и судов, предназначенных дчя перевозки организованных групп людей, нормы снабжения спасательными кругами принимаются как дчя пассажирских судов.
4 Технические предписания для судов
4.3.13 Судно рейдового и портового плавания должно быть снабжено спасательными жилетами исходя из обеспечения ими 105% людей, находящихся на борту судна, а также дополнительными спасательными жилетами для вахтенного персонала в количестве, равном числу людей на вахте, размещаемыми в местах постоянного несения вахты.
На разъездных судах, судах специального назначения, а также на судах, предназначенных для перевозки организованных групп людей, должны быть предусмотрены дополнительные спасательные жилеты для 30% людей, находящихся на судне, размещаемые у мест расположения спасательных шлюпок и илотов.
Сигнальные средства
4.3.14 Снабжение сигнальными средствами судов рейдового и портовою плавания принимается в соответствии с применимыми требованиями 9 ч. V ПКПС, при этом комплектация пиротехническими сигнальными средствами допускается по нормам для судов класса «О-ПР».
4.3.15 Нефтеналивные суда, буксиры и толкачи, предназначенные для транспортировки нефтеналивных барж, а также суда всех типов и назначений, предназначенные для эксплуатации на акваториях нефтяных портов, вместо фальшфейеров должны снабжаться дополнительными ракетами сигнала бедствия.
Аварийное снабжение
4.3.16 Аварийное снабжение судов рейдового и портового плавания принимается в соответствии с табл. 11.2.2 ч. V ПКПС как для судов класса «О» соответствующей группы. Дополнительно суда должны быть снабжены комплектом такелажного инструмента в соответствии с 11.2.4 ч. V ПКПС.
Штормтрапы и переходные мостики
4.3.17 Па судах рейдового и портового плавания должны быть выполнены требования Правил к штормтрапам (14 ч. V ПКПС) и переходным мостикам нефтеналивных судов (10.4.3 ч. I ПКПС).
Руководство Р.015-2006 с изменением № 1
4.4 ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ,
СРЕДСТВА СВЯЗИ И НАВИГАЦИИ
4.4.1 Электрическое оборудование судов рейдового и портового плавания должно соответствовать требованиям Правил к судам класса «О».
4.4.2 Для судна портового плавания, предназначенного к эксплуатации только на внутреннем рейде акватории порта, состав радиооборудования должен включать:
УКВ-радиоустановку е ЦИВ;
радиол о ка ционн ы й ответч и к;
УКВ-аннаратуру двухсторонней радиотелефонной связи.
4.4.3 Для судна рейдового плавания, предназначенного к эксплуатации в пределах района, в котором связь обеспечивается радиостанцией порта, состав радиооборудования должен включать:
УКВ-радиоустановку с ЦИВ;
радиолокационный ответчик или передатчик ЛИС судовой;
УКВ-аннаратуру двухсторонней радиотелефонной связи - 2 комплекта;
спутниковый АРБ системы КОСПЛС-СЛРСАТ.
4.4.4 Для судов рейдового плавания, предназначенных к эксплуатации за пределами районов, в которых связь обеспечивается радиостанциями портов, комплектация средствами радиосвязи осуществляется в соответствии с 2.2 ч. VII ПК ПС.
4.4.5 Навигационное оборудование судов рейдового плавания должно соответствовать требованиям табл. 1.3.3 и 1.3.7 ч. VIII ПКПС, а навигационное снабжение - 10.2 ч. V ПКПС.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Определения и пояснения........................................................................ 4
2 Область распространения......................................................................... 4
3 Принципы определения условий рейдового и портового
плавания..................................................................................................... 4
4 Технические предписания для судов....................................................... 7
4.1 Корпус........................................................................................................ 7
4.2 Энергетическая установка и системы...................................................... 9
4.3 Судовые устройства и снабжение............................................................ 10
4.4 Электрическое оборудование, средства связи и навигации.................. 14
Руководство Р.015-2006 с изменением № 1
1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ
1.1 Термины, относящиеся к общей терминологии Правил, и их определения приведены в 2 ч. О ПКПС.
1.2 Применяемые в настоящем руководстве термины следует понимать следующим образом:
.1 Портовое плавание - работа судов на защищенных от морского волнения акваториях порта в случаях, когда местные условия исключают возможность развития недопустимого волнения или возникновения иной ситуации, приводящей к необходимости выхода судна за пределы акватории для поиска укрытия от неблагоприятных погодных условий.
.2 Рейдовое плавание - работа судов на внешних рейдах портов и других морских участках при удалении до 15 миль (для судов технического флота и плавучих кранов - до 10 миль) от места убежища, обеспечивающего возможность укрытия судна от неблагоприятных погодных условий при любых направлениях ветра и волнения.
2 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
2.1 Настоящее руководство устанавливает эксплуатационные ограничения и предписания для судов рейдового и портового плавания в случае, когда район их эксплуатации не соответствует формуле класса судна.
2.2 Настоящее руководство не распространяется на пассажирские суда.
3 ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВИЙ РЕЙДОВОГО И ПОРТОВОГО ПЛАВАНИЯ
3.1 Требования к судам рейдового или портового плавания устанавливаются в зависимости от условий эксплуатации при этих видах плавания.
3.2 В таблице 3.2 приведены основные символы в формуле класса с допускаемой высотой волны, которые должны иметь суда для обеспечения возможности их эксплуатации в условиях рейдового плавания.
3 Принципы определения условий рейдового и портового плавания
Таблица 3.2
Условия рейдового плавания судов |
Районы и сезоны плавания |
Допускаемая высота волны 3%-ной обеспеченности, м |
Основной символ в формуле класса с допускаемой для эксплуатации высотой волны |
1 |
Районы и сезоны плава- |
3,0 |
М-СП 3,5 |
2 |
ния, выходящие за границы, установленные 7 ч. 0 II КИС |
2,0 |
М-ПР 3,0, М-ПР 2,5 |
3 |
1,5 |
О-ПР 2,0 |
4 |
Районы и сезоны плавания. |
3,0 |
М-ПР 3,0 |
|
установленные 7 ч. 0 |
2,5 |
М-ПР 2,5 |
5 |
ПКПС |
1,5 |
О-ПР 2,0 |
|
Примечания. 1. Допускаемая высота волны, указанная после основною символа в формуле класса, соответствует 3 %-ной обеспеченности. |
2. СПК и СВП, отвечающие требованиям Правил к судам класса «О», могут эксплуатироваться в условиях, указанных в п. 5, в случае если в течение сезона эксплуатации суммарная повторяемость режимов волнения, превышающих донужаемук> высоту волны, не превышает 5 %.
Таблица 3.3
Условия портового плавания судов |
|
Максимальный разгон волн на защищенной акватории, миль, не более |
Допускаемая высота волны 3 %-ной обеспеченности, м |
Основной символ в формуле класса с допускаемой для эксплуатации высотой волны |
1 |
15 |
3,5 |
М-СП 3,5 |
2 |
10 |
3,0 |
М 3,0; М-ПР 3,0; М-ПР 2,5 |
3 |
4 |
2,0 |
0-1 IP 2,0 |
4 |
3 |
1,5 |
0 2,0 |
5 |
1 |
1,0 |
Р 1,2 |
|
Примечания. 1. Допускаемая высота 1юлиы, указанная после основною символа в формуле класса, для судов классов «М-СП», «М-ПР», «М» и «О-ИР» соответствует 3%-ной обеспеченности, для судов классов «О» и «Р» - 1%-ной обеспеченности.
2. СПК и СВП, отвечающие требованиям Правил для судов класса «О», могут эксплуатироваться в портовом плавании при условиях, соответствующих пн. 3 и 4, а отвечающие требованиям Правил для судов класса «Р» - п. 5.
Руководство Р.015-2006 с изменением № 1
3.3 В таблице 3.3 приведены основные символы в формуле класса с допускаемой высотой волны, которые должны иметь суда для обеспечения возможности их эксплуатации в условиях портового плавания.
3.4 В случае необходимости конкретные районы и сезоны эксплуатации при рейдовом и портовом плавании могут быть установлены но результатам специальных обоснований, выполненных организацией, имеющей Свидетельство о признании Речного Регистра, на основе уточнения долгосрочных характеристик волнении в рассматриваемом районе рейдовою плавания или оценки максимального возможною волнения на защищенной акватории.
3.5 Если рейдовое или портовое плавание судна осуществляется в соответствии с основным символом в формуле класса, но за пределами районов и сезонов, установленных 7 ч. О ПКПС, должно быть обеспечено соответствие условий рейдового или портового плавания основному символу класса судна с допускаемой для эксплуатации высотой волны в соответствии с пн. 3.2, 3.3 или 3.4 настоящего руководства. При этом в Свидетельстве о классификации в дополнение к ранее установленным районам и сезонам плавания должны быть указаны также географические границы района, сезон и условия эксплуатации в рейдовом или портовом плавании.
В этом случае судно должно удовлетворять требованиям Правил, предъявляемым к судну в соответствии с его классом, а также дополнительным предписаниям, приведенным в настоящем руководстве, если эти предписания более жесткие, чем требования Правил.
3.6 Если судно осуществляет исключительно рейдовое или портовое плавание, в формуле класса судна указывается допускаемая при эксплуатации высота волны, соответствующая условиям рейдового или портового плавания в соответствии с табл. 3.2 и 3.3, а в Свидетельстве о классификации указываются только географические границы района, сезон и условия эксплуатации в рейдовом или портовом плавании.
В этом случае судно должно удовлетворять требованиям Правил, являющимся общими для судов всех классов, и дополнительным предписаниям, приведенным в настоящем руководстве для соответствующих условий рейдового (табл. 3.2) или портового (табл. 3.3) плавания.
4 Технические предписания для судов
4 ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ДЛЯ СУДОВ
4.1 КОРПУС Прочность и конструкция корпуса
4.1.1 Прочность и конструкция корпуса должны удовлетворять требованиям Правил, предъявляемым к судну, имеющему в формуле класса символы, указанные в табл. 3.2 и 3.3 настоящего руководства.
4.1.2 Для грузовых судов рейдового плавания, используемых для перевалки груза е морских судов или на морские суда, и бункеровщиков портового и рейдового плавания прочность корпуса должна проверяться с учетом возможности проведения грузовых операций на волнении. Такая проверка должна выполняться в соответствии с требованиями Правил, предъявляемыми к судну класса, соответствующего условиям портового или рейдового плавания (см. табл. 3.2 и 3.3). При этом для обеспечения прочности корпуса на промежуточных этапах грузовых и балластных операций допускается предусматривать введение дополнительного ограничения по допускаемой высоте волны. В этом случае значение дополнительного волнового изгибающего момента определяется по согласованной Речным Регистром методике применительно к конкретным условиям рейдового или портового плавания.
4.1.3 Для судов, указанных в 4.1.2, в составе Инструкции по загрузке и разгрузке должны быть разработаны мероприятия по обеспечению прочности корпуса в частично загруженном (разгруженном) состоянии и приемлемой посадки судна.
Конструктивная противопожарная защита
4.1.4 Конструктивная противопожарная защита должна удовлетворять требованиям 2 ч. III ПКПС.
Остойчивость
4.1.5 Остойчивость по основному и дополнительным критериям должна соответствовать требованиям Правил, предъявляемым к судну, имеющему в формуле класса символы, приведенные в табл. 3.2 или 3.3.
8_
Руководство Р.015-2006 с изменением № 1
4.1.6 При проверке остойчивости условное расчетное динамическое давление ветра должно приниматься:
.1 в соответствии с требованиями Правил, предъявляемыми к судну, имеющему основной символ в формуле класса, соответствующий району плавания, если рейдовое или портовое плавание осуществляется в районе и сезоне, установленных 7 ч. О ПКПС;
.2 в соответствии с положениями табл. 2.2.2 ч. II ПКПС для судов класса «М», если рейдовое или портовое плавание осуществляется вне районов или сезонов, установленных 6 ч. О ПКПС.
4.1.7 Для грузовых судов рейдового плавания, используемых для перевалки груза с морских судов или на морские суда, и бункеровщиков рейдового и портового плавания остойчивость но основному и дополнительным критериям должна проверяться с учетом возможности нахождения частично загруженного судна на волнении. Такая проверка должна выполняться в соответствии с требованиями Правил, предъявляемыми к судну класса, соответствующего условиям рейдового или портового плавания (см. табл. 3.2 и 3.3).
Непотопляемость и аварийная остойчивость
4.1.8 Непотопляемость и аварийная остойчивость должны соответствовать требованиям Правил, предъявляемым к судам в соответствии с основным символом в формуле класса.
Для судов, предназначенных только для рейдового или портового плавания, должно быть обеспечено выполнение требований ч. II ПКПС но непотопляемости и аварийной остойчивости, предъявляемых к судам классов «О» или «Р» соответственно.
Надводный борт и грузовая марка
4.1.9 Надводный борт (включая требования к устройству отверстий, комингсов и высоте воздушных труб) должен соответствовать требованиям Правил, предъявляемым к судну, имеющему основной символ в формуле класса, приведенный в табл. 3.2 или 3.3.
4.1.10 В случае, если судно предназначено для рейдового или портового плавания с надводным бортом, уменьшенным по сравнению с требуемым согласно основному символу в формуле класса, на чертеже грузовой марки предусматривается дополнительная линия пре-
4 Технические предписания дм судов
дельной осадки в соответствии с 5.2.1, 5.3.1, 5.3.3, 5.3.3, 5.3.5, 5.3.6 ч. II ПКПС, над которой наносится знак «РП» (рейдовое плавание) или «ПП» (портовое плавание).
4.1.11 На судах, предназначенных исключительно для рейдового или портового плавания, грузовая марка наносится в соответствии с требованиями 5.2.1, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.5, 5.3.6 ч. II ПКПС, предъявляемыми к судну, имеющему класс, соответствующий допускаемым условиям рейдового или портового плавания в соответствии с табл. 3.2 или 3.3.
4.2 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА И СИСТЕМЫ Двигатели внутреннего сгорания
4.2.1 Мощность главных двигателей самоходных судов (для буксиров и толкачей - без воза) рейдового плавания должна обеспечивать скорость хода при максимальной эксплуатационной осадке на тихой глубокой воде не менее 8 узлов. При этом для судов со скоростью менее 10 узлов допустимое удаление от места убежища - 10 миль.
Валопроводы
4.2.2 Для судов рейдового и портового плавания должны быть выполнены мероприятия по антикоррозионной защите гребного вала, предусмотренные 3.3 ч. IV ПКПС.
Для судов в эксплуатации выполнение таких мероприятий может быть отложено до момента проведения ближайшего планового доко-вания судна.
Системы
4.2.3 На судах, осуществляющих рейдовое и портовое плавание в бассейнах Каспийского, Азовского, Черного, Средиземного, Охотского и Японского морей, независимо от основного символа в (|юрмуле класса должны быть выполнены мероприятия по защите от коррозии трубопроводов, донной, бортовой и путевой арматуры, предусмотренные в 10.2.25 - 10.2.31 ч. IV ПКПС.
Руководство Р.015-2006 с изменением № 1
Для судов в эксплуатации выполнение мероприятий по тащите трубопроводов от коррозии (10.2.25 ч. IV ПКПС) может быть отложено до момента их замены.
4.2.4 Газоотводные трубы судов рейдового и портового плавания должны удовлетворять следующим требованиям:
.1 при эксплуатации в морских районах, установленных 7 ч. 0 ПКПС для плавания судов классов «М-ПР» и «О-ПР», — в соответствии с требованиями 10.10.17 - 10.10.22 ч. IV ПКПС;
.2 при эксплуатации в морских районах, установленных 7 ч. 0 ПКПС для плавания судов класса «М-СП», или находящихся вне этих районов и (или) сезонов плавания, — в соответствии с 10.10.19 -10.10.21 ч. IV ПКПС.
4.2.5 Отливные отверстия в наружном борту (за исключением оговоренных в ч. IV ПКПС) судов рейдового плавания, указанных в и. 1 табл. 3.2, и судов портового плавания, указанных в п. 1 табл. 3.3, должны быть снабжены обратными (невозвратными) клапанами с принудительным закрытием их из легко доступных мест, расположенных выше палубы надводного борта.
Противопожарное оборудование и системы пожаротушения
4.2.6 Противопожарное оборудование и системы пожаротушения должны удовлетворять требованиям ч. III ПКПС.
4.3 СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА И СНАБЖЕНИЕ Рулевое устройство
4.3.1 Предписания для рулевого устройства судов рейдового и портового плавания определяются основным символом в формуле класса. При этом для судов рейдового плавания должно быть, как минимум, обеспечено выполнение требований Правил к рулевому устройству судов класса «О».
Якорное устройство
4.3.2 Якорное устройство судов рейдового и портового плавания должно соответствовать следующим положениям: