ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (РОСГИДРОМЕТ) |
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ |
РД
52 Л 9.698- |
|
2008 |
|
ПОЛОЖЕНИЕ
об информационных ресурсах о состоянии окружающей среды, ее загрязнении Федеральной службы но гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды
Обнинск ГУ «ВНИИГМИ-МЦД» 2008
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации -Мировой центр данных» (ГУ «ВНИИГМИ - МЦД») Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)
2 РАЗРАБОТЧИКИ М.З. Шаймарданов, доктор географических наук, директор ГУ «ВНИИГМИ-МЦД», С.Г.Сивачок, кандидат физико-математических наук, зам. директора ГУ «ВНИИГМИ-МЦД», В.И. Северинов, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник ГУ «ВНИИГМИ-МЦД», И З. Шакирзянов, начальник ЦГМД ГУ «ВНИИГМИ-МЦД», Л.Ф.Горошко, ведущий программист ЦГМД, В.Н.Козлова, программист 1 кат. ЦГМД
3 СОГЛАСОВАН с Управлением научных программ, международного
сотрудничества и информационных ресурсов Росгидромета «_»
_ 2008 г., ГУ «НПО "Тайфун"» «_»_2008 г.
4 УТВЕРЖДЕН Руководителем Росгидромета «_»_2008 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН ЦМ'ГР ГУ «НПО "Тайфун”» за номером
_от «_»_2008 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
II
РД 52.19.
международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми во исполнение соответствующих договоров.
4.1.3 Конкретные перечни источников информации и формируемых участниками деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях государственных информационных ресурсов, определяются их положениями, уставами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Росгидромета. В приложении А приведены организации Росгидромета - производители информационной продукции по закрепленным за ними областям гидрометинформации.
4.2 Качество информационных ресурсов Росгидромета
4.2.1 Качество информационных ресурсов определяется следующими показателями:
- качеством документов, включаемых в информационные ресурсы;
- полнотой объемов информационных ресурсов;
- условиями хранения документов.
4.2.2 Качество документов, включаемых в информационные ресурсы, оценивается качеством содержащейся в них информации и полнотой заполнения этих документов. Качество информации оценивается степенью соответствия технологий ее получения, обработки и экспертизы (контроля) требованиям, установленным соответствующими нормативными документами [8]. Полнота заполнения документов оценивается отсутствием пропусков показателей, которые должны быть занесены в документы (отношением числа заполненных показателей документа к числу показателей, которые могли быть заполнены).
4.2.3 Полнота объемов государственных информационных ресурсов оценивается соотношением объемов информации, включенных в государственные информационные ресурсы, к полученным объемам (фактически проведенным наблюдениям различными наблюдателями).
4.2.4 Условия хранения документов оценивается соответствием
условий хранения тем требованиям, которые установлены
соответствующими нормативными документами РД 52.19.568, [5], [9], [10).
4.3 Носители информации
4.3.1 Информационные ресурсы Росгидромета составляют документы: на бумажных носителях (книжки наблюдений, таблицы, картографические материалы и т.п.);
на различных технических носителях, не ориентированных на обработку средствами вычислительной техники (ленты самописцев, микрофильмы, фотодокументы, форматная рулонная пленка и др.);
на электронных носителях (магнитные ленты, оптические диски, магнитооптические накопители, магнитоленточные картриджи и т.п.), ориентированных на обработку средствами вычислительной техники.
7
РД52 19.
4.3.2 Электронные информационные ресурсы Росгидромета классифицируются по видам следующим образом:
- метаданные (классификаторы, кодификаторы и справочники);
фактографические данные - базы или массивы данных наблюдений и обобщений.
4.3.2.1 Метаданные (данные о данных) - это такие данные, которые в семантическом плане можно трактовать как содержательные (для человека) или формальные (для информационных технологий, обеспечивающих сбор, хранение, обработку, поиск, предоставление и распространение информации) описания информационных ресурсов и их компонентов. Соответственно имеется два раздела метаданных - содержательный и формальный. К содержательному разделу относятся неформальные описания массивов и баз данных, их состава и структуры. Формальный раздел метаданных содержит строго организованную, форматированную информацию об информационных ресурсах: их имена, коды, свойства, форматы, адреса хранения и т.п.
4.3.2.2 Фактографические данные включают материалы наблюдений за объектами, а также результаты обработки данных. Фактографические исходные данные возникают как результат выполнения некоторых программ наблюдений или программ исследований того или иного объекта, или процесса, которые проводятся в определенные временные периоды и в заданном географическом районе.
4.3.3 В настоящее время самыми распространенными носителями информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении являются бумажные и электронные носители информации. Виды носителей определяются технологиями проведения наблюдений, сбора, обработки, накопления и хранения информации. Качество носителей информации оценивается их физическим состоянием.
4.3.4 Наиболее приемлемый для долговременного хранения информации (архивный электронный носитель) - магнитная лента в контейнере (магнитоленточный картридж), где исключается физическое взаимодействие человека с лентой. Это обуславливается следующими причинами:
возможностью организации хранилищ на ленточной основе в условиях непрерывного роста объемов хранимых данных;
более эффективным использованием пространства за счет поддержки иерархического хранения и виртуализации;
повышением надежности хранения информации на лентах за счет использования новых технологий с увеличением числа прогонов (считываний) и времени жизни носителя;
поддержкой устройств с однократной и многократной записью, дублированием путей доступа;
сопоставимостью скорости записи на ленточные носители со скоростью записи на магнитные диски;
РД 52.19.
минимальной стоимостью единицы хранения на ленточном носителе (стоимость хранения на магнитной ленте в сотни раз меньше чем на магнитных дисках, эта тенденция, по прогнозу IBM, сохранится на ближайшие годы).
4.3.5 Бумажные носители информации сохранятся. Оригиналы, хранящиеся на бумажных носителях, остаются и будут оставаться частью информационных ресурсов Росгидромета Сканирование информации с бумажных носителей и создание электронных архивов позволит увеличить сохранность оригиналов за счет однократного доступа при сканировании. Доступность, в том числе по сетям связи, планируется обеспечить машиночитаемыми носителями. При этом повысится эффективность обмена данными при выполнении различных работ, в том числе регламентных.
4.3.6 Фотоносители останутся только на переходный период. После сканирования они будут исключены из хранимой части, меры по защите от деградации к ним применяться не будут. Другие носители информации, кроме электронных, используются временно, до переноса информации на электронные носители.
4.4 Организации информационных ресурсов Росгидромета
4.4.1 Информационные ресурсы состоят из структурированных и неструктурированных данных. Общие требования - обеспечить их достоверность, доступность и, при необходимости, долговременное (в том числе бессрочное) хранение.
4.4.2 Структурированные данные на электронных носителях важнейшая часть информационных ресурсов. Электронный носитель обеспечивает эффективный доступ к данным, а также обслуживание ими.
4.4.3 До завершения перевода на электронный носитель сохраняются и структурированные данные наблюдений на других, в основном, бумажных носителях. Для них проводится каталогизация с использованием электронных носителей для организации поиска (где и что хранится), повышая эффективность обслуживания.
4.4.4 Неструктурированные данные, хранящиеся на электронных носителях, - это разрозненные данные, которые упорядочиваются и ими пополняют имеющиеся массивы и/или базы данных. В этом качестве могут выступать и электронные копии бумажных и фото документов в виде образов. Основная цель - структурирование и обеспечение эффективного обслуживания копиями документов.
4.4.5 Для неструктурированных документов, хранящихся на других, в основном, бумажных носителях, проводится каталогизация, а также, по возможности, перевод в вид электронных образов, решая, тем самым, и задачу обслуживания.
4.4.6 Ведение информационных ресурсов Росгидромета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации [2], [II], [12] и утвержденных Росгидрометом нормативных документов по ведению Госфонда, ЕГФД (РД 52.19.108, РД 52.19.143, РД
9
52.19.157, РД 52.19.159, РД 52.19.160, РД 52.19.568, [9], [10], [13] [14]), в состав которых включены документы, подлежащие длительному хранению.
4.4.7 Состояние баз данных и используемых средств вычислительной техники в Росгидромете должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации [3].
4.5 Жизненный цикл документов
4.5.1 Документы, входящие в состав информационных ресурсов, могут иметь разные сроки жизненного цикла. Сами документы принято разбивать на три группы:
временные не архивируемые (на время выполнения обработки) документы с жизненным циклом, совпадающим, как правило, с циклом выполнения установленных процедур, использующих эти документы. В основном, временные документы используются дня решения задач и для обслуживания в режиме «online», а также служат, как правило, «сырьем» для формирования обобщений и/или производства новых документов, баз и банков данных;
архивные документы с ограниченными сроками хранения; архивные документы с постоянными сроками хранения.
4.5.2 Сроки хранения для перечисленных групп устанавливаются при разработке нормативных документов (РД 52.19.568).
4.5.3 Депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации с информацией о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, находящихся в федеральной собственности, постановлением Правительства Российской Федерации [15] возложено на ВНИИГМИ-МЦД.
4.6 Предоставление и распространение информационных ресурсов Росгидромета
4.6.1 Предоставление и распространение информационных ресурсов Росгидромета осуществляется:
без использования автоматизированных средств (получение из архивов документов, их копий, выписок из документов и т.п.);
- с использованием вычислительных средств;
- с использованием средств удаленного доступа, в том числе Интернета.
4.6.2 При любой организации доступа должна быть обеспечена защита информационных ресурсов Росгидромета от повреждения или неправомерной модификации.
4.7 Защита информационных ресурсов Росгидромета
4.7.1 Статья 16, пункт 1 Федерального закона [3] устанавливает, что защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
10
РД 52.19.
обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
соблюдение конфиденциальности информации ограниченного
доступа;
- реализацию права на доступ к информации.
4.7.2 Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:
предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
- своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
предупреждение возможности неблагоприятных последствий от нарушения порядка досту па к информации;
недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
- возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
4.7.3 При создании и эксплуатации информационных систем Росгидромета, используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации [3] и нормативным документам Росгидромета (РД 52.19.568).
4.8 Использование информационных ресурсов Росгидромета
4.8.1 Полнота выполнения обязательств по информационному обеспечению потребителей, результаты анализа запросов на информацию и её использование относятся к основным показателям, применяемым для оценки эффективности деятельности по использованию государственных информационных ресурсов Росгидромета, большинство из которых входит в состав ЕГФД. В Росгидромете разработана и внедрена методика [16].
4.8.2 В соответствии с методикой [16] обслуживание получателей информации информацией включает:
- регулярное (постоянное) обслуживание информацией по договорам (кроме прогностической информации);
- выдачу копий документов;
- проведение отдельных выборок с использованием информации;
- проведение расчетов с использованием информации;
- выдачу документов для работы в читальном зале;
- предоставление документов во временное пользование;
- выдача микрофотокопий;
- информирование о документах ЕГФД и прочее.
4.8.3 Одной из основных задач, связанных с использованием информационных ресурсов Росгидромета, является сокращение разрыва между объемами накопленных и создаваемых информационных ресурсов и их использованием. Это может быть достигнуто только с внедрением современных автоматизированных средств ведения информационных ресурсов, обеспечением удаленного доступа к ним, в том числе с использованием Интернета, а также с уменьшением межведомственных барьеров. Последнее, в значительной мере, решается в рамках работ по ведению ЕГФД.
4.8.4 Вопросы формирования информационных ресурсов Росгидромета, в том числе различных фондов информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, доступа к ней, регулируются федеральным законодательством [1], [11], [12].
5 Информационные технологии н системы, обеспечивающие формирование информационных ресурсов Росгидромета
5.1 Реализация информационных технологий осуществляется двумя способами:
с использованием технологий, базирующихся на ручных способах их реализации;
с использованием автоматизированных технологий, базирующихся на современных средствах вычислительной техники и связи.
Оба вида этих технологий находят широкое применение в практике участников деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Работа с большими объемами информации затруднена без использования средств вычислительной техники и связи.
5.2 Современные технологии поиска, сбора, предоставления, распространения информации в основном базируются на использовании ведомственных, межведомственных и международных сетей связи, включая Интернет.
5.3 В процессах обработки и хранения информации широкое применение находят информационные технологии и информационные системы, базирующиеся на использовании суперкомпьютерных вычислительных систем, серверов и ПЭВМ. Суперкомпьютерные вычислительные системы используются для производства прогностической продукции (в том числе и климатической). В остальных случаях, как правило, используются технологии на базе серверов и ПЭВМ. Эти технологии включают контроль поступающей информации, производство информационной продукции, формирование и хранение информационных ресурсов.
РД 52.19.
Содержание
1 Область применения.............................................................................. 1
2 Нормативные ссылки................................................................................. I
3 Термины, определения и сокращения............................................................. 2
4 Характеристика информационных ресурсов Росгидромета................................. 6
4.1 Состав информационных ресурсов и источники информации о состоянии
окружающей среды, ее загрязнении................................................................6
4.2 Качество информационных ресурсов Росгидромета........................................7
4.3 Носители информации............................................................................. 7
4.4 Организация информационных ресурсов Росгидромета...................................9
4.5 Жизненный цикл документов................................................................ 10
4.6 Предоставление и распространение информационных ресурсов
Росгидромета..................................................................................... 10
4.7 Защита информационных ресурсов Росгидромета....................................... 10
4.8 Использование информационных ресурсов Росгидромета.............................. 11
5 Информационные технологии и системы, обеспечивающие формирование
информационных ресурсов Росгидромета...................................................... 12
6 Управление информационными ресурсами Росгидромета........................................... 13
6.1 Основные положения управления, направленные на повышение
эффективности работы с информационными ресурсами............................... 13
6.2 Доступ к информационным ресурсам.......................................................................... 14
6.3 Методическое руководство, координация и контроль формирования и
использования информационных ресурсов................................................ 14
6.4 Планирование работ по созданию и ведению информационных ресурсов
Росгидромета.............................................................................................................. 15
6.5 Контроль хода работ по ведению информационных ресурсов Росгидромета...... 15
6.6 Учет информационных ресурсов и источники информации Росгидромета 16
6.7 Оперативная, режимная и историческая информация................................... 17
6.8 Формирование баз данных о состоянии окружающей среды.......................... 22
6.9 Информирование потенциальных получателей информации о составе и
размещении информационных ресурсов.................................................... 25
6.10 Условия доступа к информационным ресурсам Росгидромета и использования
информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении........................26
Приложение А (справочное) Учреждения Росгидромета - производители
информационной продукции по закрепленным за ними областям
гидрометинформацнн..............................................................28
Приложение Б (справочное) Список организаций Росгидромета.............................29
Библиография.............................................................................................46
III
РД52 19.
Введение
Росгидромет представляет собой широко разветвленную
государственную структуру, осуществляющую непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды и её загрязнением, сбор, анализ и обработку данных этих наблюдений. Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию
нормативных правовых актов и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения. В отличие от других ведомств, в которых информационные системы являются важным, но все-таки вспомогательным средством обеспечения деятельности, в Росгидромете информация и информационная продукция сами составляют основной предмет и результат деятельности.
Информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа [ 1).
Формирование информационных ресурсов и их использование обеспечивается информационными технологиями, реализующими процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации.
IV
РУКОВОДЯ Щ11Й ДОКУМЕНТ
ПОЛОЖЕНИЕ
об информационных ресурсах о состоянии окружающей среды, ее загрязнении Федеральной службы но гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды
Дата введения - 2009 -01 - 01
1 Область применения
Настоящее положение определяет состав, управление и доступ к информационным ресурсам о состоянии окружающей среды, ее загрязнении в Росгидромете (далее - информационные ресурсы Росгидромета), с учетом действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов Росгидромета.
Положение распространяется на организации Росгидромета, осуществляющие формирование информационных ресурсов о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, не содержащих сведений, отнесенных действующим законодательством к государственной тайне.
Порядок формирования и управления государственными информационными ресурсами о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, содержащими сведения, отнесенные к категории ограниченного доступа, определяются отдельными документами.
2 Нормативные ссылки
В настоящем положении использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственный стандарт. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.
ГОСТ 7.73-96 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Поиск и распространение информации. Термины и определения.
РД 52.04.563-2002 Инструкция. Критерии опасных
гидрометеорологических явлений и порядок подачи штормовых сообщений
РД 52.19.108-94 Положение о Российском государственном фонде данных о состоянии окружающей природной среды
РД 52.19.143-98 Перечень документов Российского государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды
РД 52.19.157-95 Типовое положение об отделе фонда данных
I
РД 52.19.159-95 Положение об экспертно-проверочной комиссии Российского государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды
РД 52.19.160-95 Типовое положение об экспертной комиссии Российского государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды
РД 52.19.568-96 Инструкция. Основные требования по комплектованию, хранению и использованию документов Российского государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем положении применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 активное воздействие: Воздействие на метеорологические и другие геофизические процессы в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда отданных процессов населению и экономике [1].
3.1.2 архивный фонд: Совокупность архивных документов,
исторически или логически связанных между собой [2).
3.1.3 архивный документ: Материальный носитель с
зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителей и информации для граждан, общества и государства [2).
3.1.4 база данных; БД: Набор данных, который достаточен для установленной цели и представлен на машинном носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации (ГОСТ 7.73-96).
3.1.5 ведение информационных ресурсов: Комплекс работ по комплектованию (приему, учету, каталогизации, экспертизе ценности), обеспечению сохранности, хранению документов, входящих в состав информационных ресурсов, и обеспечению доступа к ним.
3.1.6 государственные информационные ресурсы: Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы
[3].
3.1.7 государственные информационные системы: Федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов [3].
3.1.8 депозитарное хранение документов Архивного фонда
Российской Федерации: Хранение документов Архивного фонда
Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и
РД 52.19.
организациями (в том числе академиями наук Российской Федерации, имеющими государственный статус, за исключением Российской академии наук) в течение сроков и на условиях, определенных соответствующими договорами между ними и специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти [2].
3.1.9 доступ к информации: Возможность получения информации и её использования [3].
3.1.10 документированная информация: Зафиксированная на
материазьном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель [3].
3.1.11 документ Архивного фонда Российской Федерации:
Архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению [2].
3.1.12 жизненный цикл документа: Период времени от начала создания документа до окончания его востребованности.
3.1.13 Интернет (англ. Internet): Суперглобазьная компьютерная сеть, обеспечивающая доступ к специализированным информационным серверам и работу с электронной почтой.
3.1.14 интернет-ресурсы: Информация, доступ к которой возможен через Интернет.
3.1.15 информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении: Сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей среды, ее загрязнения [I].
3.1.16 информационная продукция: Полученная в результате
обработки сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для распространения или реализации [1].
3.1.17 информационные технологии: Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [3].
3.1.18 информационная система: Совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств [3].
3.1.19 информационная система Росгидромета: Географически
распределенная система, состоящая из нескольких функциональных уровней (сети наблюдений, сети сбора и обмена информацией, областные, региональные, межрегиональные и специализированные центры обработки).
3.1.20 конфиденциальность информации: Обязательное для
выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя [3].
3.1.21 мониторинг окружающей среды, ее загрязнения -
(экологический мониторинг): Комплексная система наблюдений за
3
состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов
[4].
3.1.22 нормативный документ: Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. (ГОСТ 1.1-2002)
3.1.23 обеспечение информационной безопасности: Защита
информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба системе и ее пользователям [6]
3.1.24 обладатель информации: Лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам [3].
3.1.25 оператор информационной системы: Гражданин или
юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных (3).
3.1.26 онлайн (англ, online - оставаясь па липни): Использование, коммуникация в режиме реального времени.
3.1.27 офф-лайн (англ, off-line - бел линии): Использование, коммуникация без непосредственной связи, контакта.
3.1.28 предоставление информации: Действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц [3].
3.1.29 производитель информационной продукции: Физическое или юридическое лицо, осуществляющее обработку сведений (данных), полученных в результате мониторинга окружающей среды, ее загрязнения
til-
3.1.30 распространение информации: Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц [3].
3.1.31 регламентные процедуры: Процедуры, установленные
инструкциями по эксплуатации, руководствами оператору или наблюдателю, другими документами, носящими для исполнителя обязательный характер.
3.1.32 специализированные организации акшвного воздействия на метеорологические н другие геофизические процессы: Юридические лица (в том числе юридические лица, создаваемые в установленном порядке Правительством Российской Федерации), осуществляющие защиту сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов и спуск снежных лавин [ 1 ].
3.1.33 специализированная информация: Информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств [1].
РД 52.19.
3.1.34 участники деятельности гидрометеорологической службы: Федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальные органы, учреждения и организации; учреждения и организации других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; научно-исследовательские организации; организации наблюдательной сети; специализированные организации активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы; физические лица, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основании лицензий [I ].
3.1.35 фонд данных о состоянии окружающей среды, ее
загрязнении: Совокупность сведений (данных) и информационной
продукции, подлежащих длительному использованию и хранению [ 1).
3.1.36 экспертиза ценности документов: Определение научного, практического, исторического значения документов в целях установления сроков их хранения, отбора для хранения или списания [2].
3.2 Сокращения
В настоящем положении приняты следующие сокращения:
АРМ - автоматизированное рабочее место (программное обеспечение для решения специализированных задач);
ВМО - всемирная метеорологическая организация;
ГИС - географическая информационная система;
Госфонд - Российский государственный фонд данных о состоянии окружающей среды;
ГУ' - государственное учреждение;
ЕГФД - Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
ЕСИМО - Единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане;
ммц - мировой метеорологический центр;
МОК - межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО;
НИ У - научно-исследовательское учреждение;
НИЦ - научно-исследовательский центр;
ОФД - отдел фонда данных;
ОЯ - опасные природные (гидрометеорологические и гелиофизические) явления;
РСБД - режимно-справочный банк данных;
СУ'БД - система управления базами данных;
УГМС - управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
УНМР- управление научных программ, международного сотрудничества и информационных ресурсов Росгидромета;
5
ФЦП - федеральная целевая программа;
ЦГМД - центр гидрометеорологических данных;
ЦГМС - центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
ЦГМС-Р - центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями;
ЦГМС-РСМЦ центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра Всемирной службы погоды;
ЦГМФ - централизованный гидрометеорологический фонд;
ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры;
ЯОД - язык описания данных.
4 Характеристика информационных ресурсов Росгидромета
4.1 Состав информационных ресурсов и источники информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении
4.1.1 В соответствии с Федеральным законом [1] информационные ресурсы о состоянии окружающей среды, ее загрязнении включают в себя информацию (и полученную на её основе информационную продукцию) в следующих областях гидрометеорологии и смежных с ней областях:
- метеорология;
- климатология;
- агрометеорология; гидрология;
- океанология;
- гелиогеофизика;
активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы;
загрязнение окружающей среды, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства.
4.1.2 Источниками информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении являются:
организации наблюдательной сети Росгидромета, а также наблюдательных сетей других участников деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
- производители информационной продукции о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
специализированные организации активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы;
зарубежные источники, от которых информация поступает в рамках международного сотрудничества участников деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с