МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
НАДЕЖНОСТЬ В ТЕХНИКЕ
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ПРИЧИН ОТКАЗОВ ИЗДЕЛИЙ
РД 50-514-84
Мо ска а ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ 19 8 S
РАЗРАБОТАНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам
ИСПОЛНИТЕЛИ
В. Ф. Курочкин, А. И. Кубарев, И. 3. Аронов, К. А. Криштоф, Е. И. Бурда-сов, Л. П. Зайцева, И. В. Григорьева, П. П. Лезин, П. В. Сенин, А. Ш. Рабинович, А. Л. Раскин, Н. Г. Стулов, А. Ф. Климов
ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам
Начальник Управления машиностроения В. Н. Шахурин
УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 декабря 1984 г. № 4278
Пример диагностической карты установления технической сущности отказа вида «Предельный износ шлицевых соединений» коробки перемены передач колесного трактора |
Содержание пиалки» |
Код процедуры |
Результат анализа |
Код результата |
Техническая
сущность
отказа |
Код |
Проверить уровень масла в корпусе (только для сопряжений, где есть перемещение втулки по шлицам вала) |
601 |
Уровень масла ниже контрольных пробок или меток масломера (отсутствие масла) |
701 |
Масляное голодание |
201 |
Проверить параллельность осей шлицевых валов:
замерить нспараллельиость посадочных мест под подшипники шлицевых валол с помощью приспособления для контроля корпусных деталей КИ-7109, КИ-7111 и КИ-7123-30 |
602 |
Непараллелыюсть более 0,05 мм |
702 |
Нспараллель-иость осей шлицевых валов |
202 |
Проверить иссоосность посадочных мест подшипников шлицевого вала с помощью приспособлений для контроля деталей корпусных КИ-7109, КИ-7111, КИ-7123-30 |
603 |
Нссоосиость более 0.05 мм |
703 |
Несоосность посадочных мест подшипников шлицевого вала |
203 |
|
«о
Пример фрагмента классификатора «Техническая сущность отказа — причина отказа» для анализа причин отказа коробки перемены передач колесного трактора |
Техническая сущность отказа |
Код |
Причин» отнят |
Код |
Масляное голодание |
201 |
Нарушение правил затяжки болтов крепления крышех или корпусов КПП |
301 |
шлнцепого соединения |
|
Срез резьбы болта крепления крышек или корпусов при ремонте КПП |
302 |
|
|
Нарушение технологии ремонта или изготовления КПП (отсутствие пружинных шайб) |
ЭОЗ |
|
|
Нарушение технологии изготовления прокладки |
304 |
|
|
Разрыв прокладки при ремонте КПП |
305 |
|
|
Отсутствие или низкое качество контрольных приспособлений на ремонтном предприятии |
306 |
|
|
Нарушение правил эксплуатации (наезд на препятствие) |
307 |
|
|
Нарушение герметичности сальников при ремонте КПП |
308 |
|
|
Предельный износ сальника под шейку вала |
309 |
|
|
Низкое качество резины сальника |
310 |
|
|
Уплотнительная пружиня сальника не соответствует ТУ |
311 |
|
|
Нарушение правил заправки маслом |
312 |
|
|
• • • |
|
|
|
|
|
|
Таблица 6
Пример диагностической нарты установлении причины отката, техническая сушилен, которого — «Масляное голодание» |
Содержание «налам |
Код процедуры |
Результат «кадим |
Код результата |
Причин» отказ» |
Код |
Осмотреть место соединении кор- |
801 |
Хорошее состояние резьбы при |
901 |
Нарушение правил |
301 |
нуса и крышки; при наличии течи |
|
малом моменте затяжки |
|
затяжки болтов крепле- |
|
масла через прокладки: |
|
|
|
ния крышек или корпу- |
|
проверить динамометрическим |
|
|
|
сов КПП |
|
ключом момент эатижхи болтоа |
|
|
|
|
|
крепления крышек или сосдние- |
|
|
|
|
|
ими корпусов |
|
|
|
|
|
пмпериуть ослабленный болт и |
802 |
Вмятины на резьбе, выкрашивание. |
902 |
Срез резьбы болта |
302 |
определить состояние резьбы бол- |
|
срыв более двух ниток |
|
крепления крышек или |
|
та и резьбового отверстии п |
|
|
|
корпусов мри ремонте |
|
корпус |
|
|
|
КПП |
|
определить визуально наличие |
803 |
Отсутствие пружинных шайб |
903 |
Нарушение тех поло- |
303 |
пружинных шайб под болтами |
|
|
|
гии ремонта или изготов- |
|
|
|
|
|
.тения КПП |
|
спять крышку или разъединить |
801 |
Неравномерность толщины про- |
S04 |
|
|
корпуса, извлечь прокладку и |
|
кладки более 0.24 мм. (.кладки, мор- |
|
Нарушение техноло- |
304 |
проверить ее качество |
|
щины на поверхности |
|
■ ни изготовления про |
|
проверить качество материала |
805 |
Качество материала нс соответст- |
905 |
кладки |
|
прокладки |
|
иуст требованиям Г1 |
|
|
|
осмотреть прокладку на нали- |
806 |
Разрывы прокладки при качестве |
906 |
Разрыв прокладки при |
305 |
чис разрывов |
|
материала, соответствующем т ре бона- |
|
ремонте КПП |
|
|
|
киям ТУ |
|
|
|
проверить состояние прнвалоч- |
807 |
Наличие трсшни, забоин н рано- |
907 |
Нарушение техиоло- |
303 |
пых плоскостей крышек и корпу- |
|
вин на припадочных плоскостях |
|
гии ремонта или изготов- |
|
сов |
|
|
|
лення КПП |
|
определить неплоскостностъ прч- |
808 |
Неплоскостность более 0,15 мм |
908 |
Отсутствие или низкое |
306 |
палочных плоскостей проверок- |
|
|
|
качество контрольного |
|
ной линейкой |
|
|
|
приспособления на ре- |
|
|
|
|
|
монтном предприятии |
|
|
Содержание анализа |
Код процедуры |
Результат анализ. |
Код результат* |
Причина отказа |
Код |
При отсутствии течи масла через прокладки:
определить наличие грешим в корпусе по подтекам масла; установить факт удара по корпусу посторонним предметом |
809 |
Течь масла через трещины в корпусе
Наличие наружных вмятин |
909
910 |
Нарушение правил эксплуатации (наезд на препятствие) |
307 |
Осмотреть места установки подшипников » корпус |
810 |
Вмятины и забоины от уларов по корпусу металлическими предметами используемыми при сборке агрегата, но не предусмотренными техкартами на ремонт |
911 |
Нарушение технологии ремонта или изготовления КПП |
303 |
Осмотреть валы, выходящие из корпусов |
8Н |
Наличие подтеков масла на выхо-до вала |
912 |
Нарушение герметич-и ости сальников при ремонте КПП |
308 |
Отвернуть пробки и осмотреть сухие отсеки |
813 |
Наличие масла в сухих отсеках |
913 |
Извлечь сальники из корпусов и оценить их состояние |
813 |
На поверхности сальника более трех углублении (возвышений), пре пытающих по высоте 0.4 мм |
914 |
Предельный износ сальника под шейку па л а |
309 |
На рабочей кромке манжет выры-вы. заусенцы, трещины |
915 |
Проверить качество резины сальника;
проверить наличие рисок, углублений. отпечатков пресс-формы, включений, пузырей, вмятин, трещин;
определить твердость резины твердомером ТИР—ГОСТ
263-53;
определить пеличпну остаточной деформации при постоянной величине сжатия |
814
815
816 |
На рабочей поверхности салькиха включения размером более 0.3 мм
Твердость резины выходит за пределы 50—60 уел. ед.
Величина относительной дефоома-цни более 30% |
916
917
918 |
Низкое качество резины сальника |
310 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное
ПРИМЕР АНАЛИЗА ПРИЧИНЫ ОТКАЗОВ КОЛЕСНОГО ТРАКТОРА
Рассмотрим порядок анализа причины отказов коробки перемены передач колесного трактора. Общая схема порядка анализа причин отказов приведена на рисунке.
Схема анализа причин отказа коробки перемены передач колесного трактора.
Внешние проявления
Возможные виды отказа
Диагностические процедуры установления вида отказа
Результат диагностики
Установленный вид отказа
Возможная техническая сущ. ность отказа
Диагностические процедуры установления технической сущности отказа
Результат диагностики
Установленная техническая сущность отказа
Возможные причины отказа
Диагностические процедуры установления причины отказа
Результат диагностики
Установленная причина отказу
Допустим, чго внешнее проявление отказа заключается в «самовыключении передач» (код 001 классификатора 1). Согласно классификатору табл. 1 внешнему проявлению с кодом 001 соответствуют отказы видов 101 — 109, . . .
Проведение диагностических процедур 40J—408, указанных в табл. 2, и, в частности, процедур 413—417, позволило установить вид отказа «предельный износ шлицевых соединений» (код 106 классификатора табл. 1).
Согласно классификатору табл. 3. виду отказа с кодом 106 соответствует техническая сущность, обозначенная кодами 201—203, . . .
Проведение диагностических процедур 601—603, указанных в табл. 4 и, в частности, процедуры 601, позволило установить техническую сущность отказа «масляное голодание шлицевого соединения» (код 201 классификатора табл. 3).
Согласно классификатору табл. 5, техническая сущность отказа 201 может быть обусловлена причинами, обозначенными кодами 301—312.
Проведение диагностических процедур 801—816, указанных в табл. 6, и, в частности, процедуры 815, привело к результату 917, указывающему, что причиной отказа КПП, внешнее проявление которого заключается в «самовыключении передач», явилось низкое качество резины сальника (код 310 классификатора табл. 5).
1. Общий порядок проведения анализа причин отказов .....
Приложение 1. Справочное. Примеры классификаторов и диагностических карт, используемых для установления причин отказов изделий
Приложение 2. Справочное. Пример анализа причины отказов колесного трактора ..............
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Надежность в технике
Порядок проведения анализа причин отказов изделий
РД 50-514—84
Редактор Т. А. Киселева Технический редактор Н. В. Келейникова Корректор Е. А. Богачкова
Сдано в наб. J9 03.85 Подп. в леч. 13.05.85 Т—09135 Формат бОхЭО1/!» Бумага типографская N» 1 Гарнитура литературная Печать высокая 1.0 уел. п. л. 1,25 уел. кр.-отт. 0.83 уч.-изд. л. Тир. 15.000 Зак. 385 Цена 5 коп. Изд. № 8540/4
Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов. 123840, Москва. ГСП. Новопресненский пер., 3 Тип. «Московский печатник». Москва, Лялни сер., б.
УДК 621.833 — 192:631.362
РД
50-5!4—84
Введены впервые
РУКОВОДЯЩИЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Надежность в технике
Порядок проведения анализа причин отказов изделий
ОКСТУ 0027 2 1
1.3. Необходимость проведения анализа причин отказов устанавливается в соответствующих нормативно-технических документах.
1.4. При анализе причин отказов изделия последовательно устанавливают:
факт, внешнее проявление, вид, техническую сущность и причину отказа.
В тех случаях, когда результаты анализа на каком-либо этапе из перечисленных выше очевидны, этот этап опускаю г.
1.5. Установление факта отказа. Факт отказа определяют на основании критериев отказа, установленных в нормативно-технических документах на изделие согласно ГОСТ 27.103--83.
1.6. Установление внешних проявлений отказа. Внешнее проявление отказа устанавливают органолептическими методами без-использования внешних диагностических средств, и процедур, или с помощью диагностических средств, предусмотренных для постоянного контроля работоспособности изделия.
В качестве дополнительной информации, характеризующей внешнее проявление отказа, используют сведения о последовательности возникновения внешних проявлений отказа и их взаимосвязи с другими явлениями и процессами (действиями оператора, изменениями условий применения изделия и т. п.).
В качестве дополнительной информации используют сведения об условиях эксплуатации изделия.
1.7. Установление вида отказа.
1.7.1. Возможные виды отказа устанавливают при помощи классификатора «внешнее проявление отказа — вид отказа», разрабатываемого для каждого изделия (групп изделий). В классификаторе каждому внешнему проявлению (группе внешних проявлений) поставлен в соответствие ряд видов отказа, обычно сопровождаемых подобным внешним проявлением отказа.
Пример классификатора приведен в табл. 1 справочного приложения 1.
1.7.2. Конкретный вид отказа выбирают из числа установленных по п. 1.7.1 после проведения диагностических процедур, указанных в диагностической карте установления вида отказа.
Пример диагностической карты установления вида отказа приведен в табл. 2 справочного приложения 1.
Кроме граф «Содержание анализа», «Результаты анализа» и «Вид отказа» диагностические карты могут содержать перечень внешних проявлений отказа, объединяясь с классификатором по п. 1.7.1.
1.8. Установление технической сущности отказа
1.8.1. Возможные варианты технической сущности отказа устанавливают при помощи классификатора «Вид отказа — техническая сущность отказа», разрабатываемого для каждого изделия (групп изделий).
Пример классификатора приведен в табл. 3 справочного приложения 1.
1.8.2. Конкретную техническую сущность отказа выбирают из числа установленных по п. 1.8.1 после проведения диагностических процедур, указанных в диагностической карте установления технической сущности отказа.
Пример диагностической -карты установления технической сущности отказа приведен в табл. 4 справочного приложения 1.
1.9. Установление причин отказа.
1.9.1. Возможные причины отказа устанавливают при помощи классификатора «Техническая сущность отказа — причина отказа», разрабатываемого для каждого изделия (групп изделий), после проведения анализа возможности и целесообразности разработки мероприятий но предотвращению аналогичных отказов.
Пример классификатора приведен в табл. 5 справочного приложения 1.
1.9.2. Конкретные причины отказа выбирают из числа установленных но п. 1.9.1 после проведения диагностических процедур, указанных в диагностической карте установления причин отказа. Уточнение причины отказа проводят после анализа конструкторских, нормативно-технических и эксплуатационных документов, а также условий изготовления и эксплуатации изделия.
Пример диагностической карты установления причин отказа приведен в табл. 6 справочного приложения 1.
1.9.3. Если причиной отказа изделия является отказ его составной части, проводят анализ причин отказа составной части по вышеприведенной схеме, используя результаты диагностических процедур в качестве внешних проявлений отказа составной части.
1.10. Для достаточно сложных изделий, большого объема классификаторов и большого числа диагностических процедур, возможных на каждом этапе анализа причин отказов, классификаторы и диагностические карты целесообразно заносить в ЭВМ в виде соответствующих кодов.
1.11. При отсутствии классификаторов, необходимых для какого-либо этапа анализа причин отказа, и диагностических карт, проводят анализ причин отказа с использованием конструкторских и нормативно-технических документов на данное изделие, а также результатов исследований свойств материалов и процессов, приводящих к отказу.
1.12. Пример анализа причин отказов с использованием 'классификаторов и диагностических карт приведен в справочном приложении 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ I Справочное
ПРИМЕРЫ КЛАССИФИКАТОРОВ И ДИАГНОСТИЧЕСКИХ КАРТ.
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИН ОТКАЗОВ ИЗДЕЛИИ
Таблица I
Пример фрагмента классификатор.-) «Внешнее проявление — вид отказа» для анализа причин отказов коробки перемены
передач (далее КПП) колесного трактора
Внешнее
вройкленке |
Код |
Вид отката |
Код |
Самовыклю- |
001 |
Износ муфты сцепления |
101 |
чение передач |
|
Предельный износ зубьев шестерен |
102 |
|
|
Предельный износ сопряжения «паз шестерни — вилка» |
103 |
|
|
Изгиб рычага переключения передач |
104 |
|
|
Иэ1иб вилки переключения передач |
105 |
|
|
Предельный износ шлицевых соединений |
106 |
|
|
Ослабление пружины фиксатора |
107 |
|
|
Предельный износ сопряжения «паз планки — фиксатор» |
108 |
|
|
Предельный износ сопряжения «поводок — паз валика переключения редуктора» |
100 |
|
|
• • • |
|
Невозможность |
002 |
Поломка рычага переключения передач |
ПО |
включения пере- |
|
Поломка пилки переключения передач |
Ш |
дач |
|
Разрушение подшипников коробки перемены передач |
111' |
|
|
Дефекты геометрии шлицевого сопряжении |
113 |
|
|
. . . |
• • |
|
|
|
|
Виешкее
проявление |
Код |
Вид отказа |
Код |
Шум в коробке |
003 |
Нарушение приработки зубчатых сопряжений |
114 |
перемены передач |
|
Поломка зубьев шестерен |
115 |
|
|
Предельный износ подшипников |
116 |
|
|
Разрушение подшипников коробки перемены передач |
112 |
|
|
Предельный износ посадочных гнезд подшипников |
117 |
|
|
Предельный износ шлицевых соединений |
106 |
|
|
• • • |
... |
|
|
|
|
ел
Пример диагностической карты установления вида отказа, приводящего к самовыключению передач колесного трактора |
Содержание анализа |
Код процедуры |
|
Код результат* |
Вид отказа |
Код |
Проверить, полностью ли выключается муфта сцепления |
401 |
Муфта ведет |
501 |
Износ муфты сцепления |
101 |
Проверить состояние зубьев шестерен: слить масло из корпуса КПП и промыть корпус дизельным топливом; снять крышку КПП; снять корпус вилок переключения в сборе;
оценить визуально состояние шестерен; |
402
103
4fM
405 |
Площадь выкрашивания рабочей поверхности зуба составляет более 15% общей площади зуба |
502 |
Предельный износ зубьев шестерен |
102 |
замерить длину эубьса шестерен штангенциркулем |
406 |
Разрушение и скол зубьев по длине составляет более 25 % от общей длины |
503 |
|
|
Проверить с помощью щупа зазор в сопряжении «паз шестерни — вилка» |
407 |
Зазор сопряжения более 0.3 мм |
504 |
Предельный износ сопряжения «паз шестерни — — вилка» |
103 |
Проверить погнутость рычага переключения передач:
разобрать крышку КПП; снять рычаг переключения, определить изгиб рычага переключения с помощью шаблона, изготовленного по новому рычагу |
408 |
Отклонение рычага от шаблона |
506 |
Изгиб рычага переключения передач |
104 |
|
|
Код пройму рм |
|
Код ре эультатя |
Вид откат* |
КоД |
|
|
Проверить вилки переключении передач: разобрать корпус вилок; сиять фиксаторы, шарики, планки и вилки переключения; определить изгиб вилок переключения с помощью приспособления 70— 8338—1509 для контроля изгиба вилок |
410
411
412 |
Изгиб вилки более допустимого |
50G |
Изгиб вилки переключения передач |
105 |
Проверить шлицы первичного вала КПП
установить КПП на универсальный стенд для разборки;
произвести разборочпые операции; отвернуть болты, иыпрессовать первичный вал в сборе и сиять шестерню;
разобрать первичный вал;
снять стопорное кольцо, спрессовать шарикоподшипник в сборе со стаканом ври помощи пресса; вынуть пружинное кольцо, пыирсссо вать шарикоподшипник из стакана и вынуть второе пружинное кольцо; произвести осмотр и измерение шлицев |
413
402
401
414
415
416
417 |
Забоины на шлицах |
507 |
Предельный износ шлицевых соединений |
106 |
Раковины па шлицах |
508 |
Предельный изгиб или скрученность шлицевого вала |
500 |
Ступенчатая выработка шлицев |
510 |
Износ шлице» но толщине (ширине) шлицевых пазов и на конус |
5)1 |
Проверить пружину фиксатора: провести разборочпые операции;
осмотреть пружину и проверить се с помощью прибора КИ-040 |
402. 403. КМ. 410. 411 418 |
Па поверхности витков следы коррозии. трещин |
512 |
Ослабление пружины фикса-тора |
107 |
Усилие пружины, сжатой до рабо чей длины, менее установленной |
513 |
Пример фрагмента классификатора «Вид отказа — техническая сущность отказа» для анализа причин отказов коробки перемены передач колесного трактора |
Вид отказ* |
Кол |
Техническая сущность отказа |
Код |
Предельный |
106 |
.Масляное голодание |
201 |
износ шлицевых соединений |
|
Нспараллельность осей шлицевых валов |
2 02 |
|
|
Нссоосность посадочных мест подшипников шлицевого вала |
203 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предельный |
102 |
Попадание постороннего предмета в зацепление шестерен |
204 |
износ зубьев шестерен |
|
Перекос шестерен |
205 |
|
|
Отсутствие приработки шестерен |
206 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ПРИЧИН ОТКАЗОВ
1.1. Анализ причин отказов изделий проводят с целью разработки мероприятий по предотвращению аналогичных отказов.
1.2. Результаты анализа причин отказов используют при выполнении работ по обеспечению надежности изделий:
установление или уточнение критериев отказов;
определение и учет влияния на надежность факторов конструирования, изготовления и эксплуатации;
оценка эффективности мероприятий по обеспечению надежности;
выбор системы контроля технического состояния изделий;
определение периодичности операций технического обслуживания и ремонта;
сбор и обработка информации о надежности.
© Издательство стандартов, 1985
2
Утверждены Постановлением Госстандарта от 13 декабря 1984 г. № 4278, срок введения установлен с 1 января 19S6 г.
Настоящие методические указания распространяются на изделия машиностроения (далее — изделия), «роме изделий, разрабатываемых и изготовляемых то заказам Министерства обороны СССР.
Методические указания устанавливают порядок проведения инженерно-технического анализа причин отказов изделий.
Методические указания не устанавливают порядок проведения анализа причин отказов с катастрофическими последствиями.
Термины, применяемые в методических указаниях, и их определения — по ГОСТ 27.002-83.
В развитие настоящих методических указаний следует разрабатывать отраслевые нормативно-технические документы, отражающие специфику отказов изделий отрасли.