ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР СССР
ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ ПО СТАНДАРТАМ
(ГКНТ] (ГОССТАНДАРТ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ С ПЕРСПЕКТИВНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ В СОСТАВЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ГРУПП ОДНОРОДНОЙ ПРОДУКЦИИ
РД 50-435-83
М о с к ■ а ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ 1984
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР СССР
ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ ПО СТАНДАРТАМ
(ГКНТ) (ГОССТАНДАРТ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ С ПЕРСПЕКТИВНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ В СОСТАВЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ГРУПП ОДНОРОДНОЙ ПРОДУКЦИИ
РД 50-435-83
МОСКВА —1984
РАЗРАБОТАНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам ИСПОЛНИТЕЛИ
В. П. Панов, канд. экой, наук; В. А. Иванов, канд. техн. наук (руководители темы); В. И. Ламкин; В. В. Трофимов, канд. техн. наук; Н. А. Трофимов; И. Б. Григораш; Б. Н. Волков, канд. техн. наук; В. П. Мудрецов; В. Б. Николаев; В. И. Федосимов; Л. В. Балуева; О. А. Марфина
В работе над методическими указаниями приняли участие;
А. В. Гличев, д-р экон. наук; Ф. А. Амирджанянц, канд. экон. наук; Н. И. Ци* бизов, канд. техн. наук; Н. С. Алпеев; Э. А. Алешкина; И. М. Аникин; Н. С. Андрианова; И. М. Бойко; А. И. Дружинин; И. В. Пряжинский, канд. техн. наук; П. И. Свещинская; Г. А. Ртищева; Б. К. Ширкин; С. В. Ивахина; И. А. Лежнева; Ф. А. Фельдман; Б. А. Лапин, канд. экон. наук; А. Н. Лебедев, канд. экон. наук; М. Н. Суворов; Ю. С. Вениаминов; Д. М. Комаров, д-р техн. наук; Г. И. Федоренко, д-р техн. наук; И. А. Халап, канд. юр. наук; А. Г. Беляков; А. Д. Романов; Л. М. Закс, канд. техн. наук; К. К. Гарсия; Г. В. Коломейцева;
A. Л. Куликовский; В. И. Шебанов, канд. техн. наук; М. А. Махсон; В. С. Ефремов, канд. техн. наук; И. Я. Донской; Р. М. Шайкевич; Д. И. Ссмикова;
B. Н. Фомин, канд. техн. наук; Р. X. Сульповар; А. В. Щептев.
ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам Начальник Технического управления М. А. ДОВБЕНКОУТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам и Государственного комитета СССР по науке и технике от 16 декабря 1983 г. № 6072/715
Редактор И. В. Виноградская Технический редактор Я. П. Замолодникова Корректор В. А. Ряукайте
Сдано в наб. 27.01.84 Нодп. в нсч. 00.03.84 Формат 60x90'/« Бумага множ. ап. Гарнитура литературная Печать высокая 1.5 уел. п. л>+вкл- 0.25 уел. п. л. 1,6 уел. кр.-отт.
1.40 уч.-нзд. л. + вкл. 0,31 уч.-нзд. л.
Тир. 100.000 (1-й завод 50.000) Зак. 736 Цена 10 коп._
Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 123840, Москва. ГСП, ИовопрссиенскнЛ мер., д. 3.
Вильнюсская типография Издательства стандартов, ул. Мнндауго, 12/14.
© Издательство стандартов, 1984
НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
УДК 006.354.05 : 601.2 РУКОВОДЯЩИЙ
рд
50-435-83
Введен впервые
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Порядок разработки государственных стандартов с перспективными требованиями в составе научно-исследовательских работ по определению перспектив развития групп однородной продукции
Утверждены Постановлением Госстандарта и ГКНТ от 16 декабря 1913 г. № 6072/715
Срок действия установлен с 1 июля 1984 г. до 1 июля 1987 г.
Настоящие методические указания устанавливают единый для министерств (ведомств) СССР порядок разработки и оформления государственных стандартов с перспективными требованиями, разрабатываемых в составе научно-исследовательских работ по определению перспектив развития групп однородной продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, а также комплектующих изделий и материалов специального назначения1 (далее по тексту—группы однородной продукции) .
Основные термины, применяемые в настоящих методических указаниях, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 1.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Целью разработки новых и пересмотра действующих государственных стандартов с перспективными требованиями на группы однородной продукции является создание нормативнотехнической базы государственного управления разработкой и выпуском отечественной продукции, соответствующей высшему мировому уровню, экономически обоснованным требованиям народного хозяйства и населения страны, потребностям обороны и экспорта.
Основными задачами разработки указанных стандартов являются:
обеспечение наиболее полного учета научно и экономически обоснованных прогрессивных требований основного потребителя и
(или) заказчика к номенклатуре (типажу), уровню унификации, техническому уровню и качеству групп однородной продукции;
наиболее полное использование при разработке стандартов на группы однородной продукции результатов предшествовавших поисковых, а также фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, открытий и изобретений для своевременного внедрения их результатов в народное хозяйство;
установление в стандартах дифференцированных значений основных показателей технического уровня и качества групп однородной продукции, соблюдение которых при разработке и постановке на производство конкретной новой (модернизированной) продукции должно обеспечивать своевременную разработку, постановку на производство и выпуск продукции необходимого качества, а также ее своевременное снятие с производства в соответствии с нормативными сроками обновления.
1.2. Государственные стандарты с перспективными требованиями на группы однородной продукции должны относиться к стандартам вида «Общие технические требования» (далее по тексту — ГОСТ ОТТ), которые предназначены для использования:
при разработке новой (модернизированной) конкретной продукции и нормативно-технической документации на нее;
при постановке новой (модернизированной) конкретной продукции на производство;
при аттестации выпускаемой конкретной продукции по категориям качества;
при планировании производства конкретной продукции.
1.3. Разработка ГОСТ ОТТ должна проводиться в составе научно-исследовательских работ (включающих экспериментальные, опытно-конструкторские или опытно-технологические работы и работы по прогнозированию) по определению перспектив развития групп однородной продукции (далее по тексту — НИР), порядок планирования которых определяется в установленном порядке ГКНТ и Госстандартом.
При наличии достоверной научно-технической информации по перспективам развития групп однородной продукции по проведенным ранее НИР допускается разработка ГОСТ ОТТ в порядке, установленном ГОСТ 1.2-68.
1.4. Объектами НИР и соответственно объектами стандартизации должны быть группы однородной продукции, определяемые в соответствии с порядком, установленным Госстандартом и ГКНТ.
1.5. В ГОСТ ОТТ должны устанавливаться следующие три ступени технического уровня и качества:
1- я ступень должна устанавливать требования, в соответствии с которыми выпускается освоенная ранее продукция, соответствующая требованиям основного потребителя (заказчика);
2- я ступень должна устанавливать требования, в соответствии с которыми вновь разрабатываемая (модернизируемая) продукция 4
подлежит постановке на производство при условии обеспечения ее выпуска на высшем мировом уровне;
3-я ступень должна устанавливать высший мировой уровень перспективных требований, в соответствии с которыми должна разрабатываться перспективная новая продукция.
1.6. Номенклатура основных показателей технического уровня и качества групп однородной продукции, численные значения которых должны включаться в ГОСТ ОТТ, должна быть ограниченной, но достоверно характеризующей тенденцию развития данной продукции в мире в прогнозируемый период. Количество показателей, как правило, должно быть не более 10.
Например, номенклатура указанных показателей должна содержать (ориентировочно для машиностроительной продукции):
один-два показателя назначения, характеризующих ее наиболее важные потребительские (эксплуатационные) свойства, отражающие народнохозяйственную эффективность производства и эксплуатации (использования) продукции (производительность, скорость, быстродействие и др.);
надежность (безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость, долговечность) в соответствии с ГОСТ 27.002-83, ГОСТ 27.003-83;
показатели экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии (удельный расход топлива, материалов, энергии и др.) в соответствии с РД 50—374 —82;
показатели, характеризующие определенные ограничения (вредные выбросы, шум, вибрация, излучения и т. п.) в соответствии со стандартами ССБТ.
Указанная номенклатура показателей должна устанавливаться головными организациями по группам однородной продукции с обязательным привлечением базовых или головных организаций по стандартизации и по согласованию с основным потребителем и (или) заказчиком.
Номенклатура показателей устанавливается в государственных стандартах системы показателей качества продукции (СПКП) по группам однородной продукции, с учетом стандартов СЭВ, ИСО, МЭК и стандартов зарубежных стран, устанавливающих анало-гричные показатели.
1.7. Срок действия ГОСТ ОТТ в целом до его пересмотра, а также сроки введения в действие 2 и 3-й ступеней технического уровня и качества продукции для ее выпуска устанавливаются на основе дифференцированных нормативов сроков обновления продукции.
С даты введения в действие для производства очередной ступени технического уровня и качества должно прекращаться производство продукции предыдущей ступени.
1.8. Разработку новых (пересмотр действующих) ГОСТ ОТТ должны осуществлять соответствующие головные (ведущие) по группам однородной продукции научно-исследовательские, опытно-
5
конструкторские, проектно-технологические и другие организации и предприятия, непосредственно выполняющие НИР.
При этом обязательными соисполнителями разработка ГОСТ ОТТ должны быть соответствующие базовые (головные) Организации по стандартизации (если они не являются организациями—ведущими исполнителями НИР), а также организации (головные НИИ, КБ и др.), специально назначаемые министерством (ведомством)—основным потребителем и (или) заказчиком продукции для выполнения этих работ; при необходимости могут быть привлечены другие заинтересованные организации (предприятия).
В организациях—головных (ведущих) исполнителях НИР основными подразделениями—разработчиками ГОСТ ОТТ должны быть, как правило, подразделения, являющиеся исполнителями этой НИР, при обязательном участии служб стандартизации этих организаций.
В необходимых случаях разработка проектов ГОСТ ОТТ может осуществляться с привлечением рабочих групп специалистов при головной (ведущей) организации—исполнителе НИР.
В отдельных случаях, с разрешения головного по закрепленной за ним группе однородной продукции министерства (ведомства) (далее по тексту — головное министерство) организациями, выполняющими НИР и разработку ГОСТ ОТТ, могут быть соответствующие научно-исследовательские или другие организации министерства—основного потребителя и (или) заказчика продукции.
1.9. Задания, предусматриваемые в планах основных организационно-технических мероприятий по внедрению ГОСТ ОТТ, как правило, должны формироваться как соответствующие задания научно-технических программ, пятилетних и годовых планов развития науки и техники министерств (планов повышения технического уровня отраслей) и других разделов планов экономического и социального развития отраслей, которые обеспечиваются необходимыми для их выполнения материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами в установленном порядке.
В планы основных организационно-технических мероприятий по внедрению ГОСТ ОТТ соответствующие задания должны включаться последовательно по 1, 2 и 3-й ступеням технического уровня и качества продукции с указанием содержания мероприятий, исполнителей, сроков исполнения, объемов и источников финансирования. В обоснованных случаях мероприятия по 1-й ступени могут отсутствовать.
Утверждение ГОСТ ОТТ при отсутствии согласованных с Госпланом СССР, Госснабом СССР и, при необходимости, с другими заинтересованными организациями проектов планов основных организационно-технических мероприятий по их внедрению не допускается.
6
1.10. Издание директивных документов министерств и отчет* ность при внедрении ГОСТ ОТТ должны осуществляться на основе планов их внедрения дифференцированно:
для производства выпускаемой, освоенной ранее продукции (1-я ступень);
для постановки на производство и выпуска вновь разработанной (модернизированной) продукции (2-я ступень);
для разработки, постановки на производство и выпуска перспективной новой продукции (3-я ступень).
В директивных документах министерств по внедрению ГОСТ ОТТ должны указываться конкретные типажи (марки, модели, типы и т. д.)продукции, которые должны удовлетворять показателям, установленным для 1, 2 и 3-й ступеней технического уровня и качества продукции.
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НИР ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ГРУПП ОДНОРОДНОЙ ПРОДУКЦИИ И РАЗРАБОТКИ В ИХ СОСТАВЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ С ПЕРСПЕКТИВНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
2.1. Для достижения организационно-методического единства при планировании и выполнении НИР и разработки в их составе ГОСТ ОТТ устанавливаются шесть этапов выполнения этих работ:
1- й этап — организация проведения НИР, составление технического задания и его утверждение;
2- й этап — теоретические и экспериментальные исследования, составление промежуточного отчета по НИР, разработка проекта стандарта и направление их на заключение;
3- й этап — подготовка заключений, окончательной редакции проекта стандарта, заключительного отчета по НИР и представление их межведомственной приемочной комиссии;
4- й этап — приемка НИР и представление проекта стандарта на утверждение;
5- й этап — рассмотрение проекта стандарта, его утверждение и регистрация, утверждение заключительного отчета по НИР и его регистрация;
6- й этап — издание стандарта, информация о нем и его распространение.
Общая оперограмма порядка проведения НИР и разработки в их составе ГОСТ ОТТ приведена в обязательном приложении 2.
Непосредственным основанием для проведения НИР и разработки в ее составе ГОСТ ОТТ является задание в плане развития науки и техники головного министерства (в плане повышения технического уровня отрасли), а также заказ-наряд (договор).
2.2. О р г а н из а ц и я проведения НИР, составление технического задания и его утверждение
2.2.1. Головная организация-разработчик, выполняющая НИР в соответствии с утвержденным планом развития науки и техники головного министерства, назначает руководителя и ответственного
7
исполнителя по теме и определяет срок разработки технического задания на НИР и поэтапные сроки выполнения работ. По этому вопросу издается приказ или распоряжение.
2.2.2. Техническое задание на проведение НИР является исходным обязательным документом, определяющим цель, задачи, содержание и порядок проведения работ, в том числе работ по разработке ГОСТ ОТТ.
Техническое задание на проведение НИР разрабатывают на основе:
анализа современных достижений отечественной и зарубежной науки и техники в данной области, в том числе открытий, изобретений, а также выполненных ранее фундаментальных и прикладных исследований;
проведения патентных исследований по данной группе однородной продукции;
анализа научно и экономически обоснованных прогрессивных требований основного потребителя и (или) заказчика;
анализа предложений по пересмотру и внесению изменений в стандарты и технические условия на продукцию, входящую в данную группу однородной продукции;
изучения отчетов по выполненным ранее поисковым НИР, ОКР, ОТР по созданию новой (модернизированной) продукции (с соответствующими выводами, предложениями, рекомендациями и решениями);
анализа фактических сроков обновления (модернизации) продукции, входящей в данную группу однородной продукции, и их сопоставления с нормативными сроками ее обновления;
анализа стандартов СЭВ, ИСО, МЭК, а также зарубежных стандартов стран и фирм, производящих конкурентоспособную продукцию;
изучения информации о лучших отечественных и зарубежных образцах;
изучения альбомов типовых конструкций, унифицированных изделий, каталогов, проспектов и другой научно-технической документации (зарубежной и отечественной);
анализа карт технического уровня и качества продукции по ГОСТ 2.116-71 и других данных.
2.2.3. Техническое задание на проведение НИР и разработку в ее составе ГОСТ ОТТ в общем случае должно состоять из разделов:
1. Основание для проведения НИР;
2. Цель, задачи и исходные данные для проведения НИР;
3. Этапы НИР;
4. Основные требования к выполнению НИР;
5. Направления реализации результатов НИР;
6. Перечень документации, предъявляемой по окончании НИР (в том числе вновь разработанный или пересмотренный ГОСТ ОТТ);
7. Порядок рассмотрения и приемки результатов НИР;
8. Дополнительные указания.
Допускается уточнять содержание разделов, вводить новые разделы или объединять отдельные из них.
Построение, содержание и изложение технических заданий на НИР должно соответствовать требованиям, приведенным в рекомендуемом приложении 3.
2.2.4. Техническое задание на НИР разрабатывает организация—головной исполнитель НИР.
2.2.5. Техническое задание на НИР утверждает головное министерство и министерство—основной потребитель или заказчик.
2.2.6. Для внесения, при необходимости, изменений и уточнений в техническое задание на НИР в процессе ее выполнения, к нему выпускают дополнение. Согласование и утверждение дополнения проводят в том же порядке, который установлен для ТЗ на НИР.
На титульном листе ТЗ на НИР в этом случае делают запись: «Действует совместно с дополнением № ...».
2.2.7. Учет и хранение ТЗ на НИР проводят в порядке, установленном в министерстве.
2.3. Теоретические и экспериментальные исследования, составление промежуточного отчета по НИР, разработка стандарта и направление их на заключение
2.3.1. Теоретические и экспериментальные исследования при проведении НИР в общем случае включают работы:
выявление потенциальных нововведений, использование которых позволяет получить новое качество исследуемой группы однородной продукции;
анализ стандартов СЭВ, ИСО, МЭК, передовых зарубежных стран, а также информации о лучших отечественных и зарубежных образцах;
проведение патентных исследований по данной группе однородной продукции и изучение изобретений;
анализ научно-технического уровня действующих стандартов и технических условий на изделия, входящие в данную группу однородной продукции, изучение предложений по их пересмотру и внесению изменений, актов аттестации и государственных испытаний;
сбор и изучение научно-технической литературы, эксплуатационной информации о прототипах и других материалов, относящихся к исследуемому объекту, в том числе условий его потребления (эксплуатации, использования);
выявление комплектующих изделий и материалов, требующих первоочередного совершенствования;
разработку рабочих гипотез и проведение теоретических исследований, в том числе построение моделей оптимизации новой продукции по ее основным параметрам и долгосрочное прогнозирование объективно складывающихся тенденций ее наиболее вероятного развития на прогнозируемый период;
9
1
Применение настоящих методических указаний для комплектующих изделий и материалов специального назначения — по особому указанию.
3