МИНИСТЕРСТВО НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ВНИИСПТмвфть
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КЛАССИФИКАЦИИ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ
РД 39-30-497-8Q
1981
Министерство нефтяной промышленности
ВСЕСОЮЗНЫЙ ШЧНО-ИССЛЕДОаАТЕДЬСКИИ ИНСТИТУТ ПО СБОРУ, ПОДГОТОВКЕ И ТРАНСПОРТУ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
"ВНИИСПТнефть",
УТВЕРЖДЕНА
первым ааыеотителем министра нефтяной промышленности ■
В.И.Кремневым 31 декабря 1960г.
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО КЛАССИФИКАЦИИ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ
РД 39-30-497-60
1961
10
относятся малые реки с лент очно градо вым, осередковым чли по-бочковым типом руслового процесса (шириной до 50 м), средние я крупные реки с устойчивыми берегами и руслами;
участки рек 2 категории» где глубинные переформирования могут быть до 2 м, плановые - до 10 метров. Ко 2-й категории относятся малые, средние и крупные реки денточногрядового, по-бочневого и осередкового типов руслового процесса;
участки рек 3 категории» где могут иметь место максимальные глубинные переформирования до 2 м и плановые до 100м.
К етой категории относятся переходы через средние и крупные реки с русловым процессом ограниченного, незавершенного и свободного меандрирования, русловой и пойменной многорукавности;
участки рек 4-й категории, где максимальные глубинные переформирования более 2 метров или плановые свыше 100 метров.
К ним относятся крупные реки всех типов русловых процессов, горные и предгорные реки и реки с ярко выраженными неустойчивыми руслами (значительные переформирования дня и берегов могут происходить в течение короткого времени).
2.5.7. По видам грунтов, слагающих дно рек и берега,могут быть выделены;
переходы» где трубопроводы уложены преимущественно в песчаных, супесчаных, гравийных» гравийно-галечниховых и легких суглинистых грунтах. Объем тяжелых суглинистых и глинистых грунтов относительно неведик (не более 10%). Скальные участки отсутствуют;
переходы, где трубопроводы уложены преимущественно в тяжелых суглинистых и глинистых грунтах (объем указанных грунтов более 50%);
переходи через водоемы, имеющие скальные включения или валунные отложения на дне и берегах.
II
2*5.6. С учетом проходимости технических средств, доступности участков нефтепровода для проведения ТОР на пойменных участках выделяются : переходы» пойменные участки которых не имеют заболоченных участков или имеются заболоченные участки небольшой протяженности (менее 30 м длиной» болото I типа)» имеется возможность объезда стариц» озер и прохода технических средств по пойме при проведении ТОР на переходе, за исключением паводкового периода»* инженерные работы ддя обеспечения прохода технических средств по пойме невелики по объему и могут выполняться силами зксплуатирующей организации;
перехода» имеющие болотистые участки на пойме значительной протяженности» объезд (обход) или проход стариц» озер невозможен без специальной инженерной подготовки; ТОР указанных переходов может выполняться при условии устройства ндольтрассового проезда по специальному проекту; *
переходы, поймы которых позволяют обеспечить доступ для проведения ТОР только в зимний период или о применением специальной техники (авиации, понтонно-гусеничной техники и т.п.).
• 2.5.9. По особенностям ледового режима; ледовый режим не позволяет работу ремонтно-строительного оборудования со льда (реки Западной и Южной части СССР, участки рек ниже плотин ГЭС и т.а.);
ледовый режим позволяет работу ремонтно-строительного оборудования со льда;
возможны заторы и зажоры на участке пересечения нефтепроводом.
2.5.10. По паводковому режиму (режиму половодья); характерным является весенний паводок средней продолжитель» ности (2-4 недели);
12
весенне-летний паводок длительной продолжительности (4-7 недель);
неоднократно повторяющийся, паводок.
2.6. ШМН в зависимости от объема транспортирования продукта, особенностей водной преграды и других причин различают по конструктивному исполнению.
2.6.1. По наличию резерва: однониточные;
двухниточные (многонитр'шые).
2.6,2. По степени защита окружающей среда я ремонтопригод* ности перехода выполняются о трубопроводами? уложенными в кожу*# (типа "труба в трубе**) в за лив ап межтрубного пространства неагрессивной жидкостью (переходы итого типа обладают повышенной
*
гемонтопрнгедкостью)S
имеющими оборудование дня защиты водкой акватории от загрязнения нефтью и сбора пролитой нефти;
необорудованными средствами для защиты водоема от попаданий нефти и сбора ее в случае возникновения аварии на переходе.
2.6.3. По величине Дйаметра ниток:
диаметр ниток перехода совпадает с диаметром нефтепровода за границами перехода;
диаметр основной'нитки совпадает с диаметром нефтепровода за границами перехода, резервная нитка (нитки) имеет меньший диаметр;
диаметр ниток перехода меньше диметра нефтепровода за границами перехода.
2.6.4. По наличию и местоположению кривых вставок: переходы,- уясненные по радиусу естественного изгиба трубы; имеющие кривые вставки в русле реки или водоема, имеющие кривые вставки на береговых участках.
13
2.6.5. По методу сборки и усиления стыков трубопровода: стыки трубопроводов собраны на металлических подкладных
кольцах и имеют усилительные муфты (галтедьные или лепестковые);
трубопроводы, смонтированные без применения подкладных колец и усиливающих муфт.
2.6.6. По величине испытательного давления и продолжительности испытания:
предварительно испытанные давлением 1,25 Рраб продолжительностью 2 часа;
предварительно испытанные давлением 1,5 Рраб в течение 6 часов;
переиспытанные в составе линейной части о напряжением до 0,95 в течение 24 часов.
2.6.7. По способу обеспечения устойчивости; устойчивость положения трубы на заданных отметках и изгиб
по заданной кривой обеспечивается весом трубы и продукта;
для обеспечения устойчивости и изгиба по заданной кривой применены пригрузы.
2.6.8. По исполнению и состоянию запорной арматуры; оборудованные задвижками с рутаым управлением; оборудованные задвижками с электроприводом (гидроприводом)
с дистанционным и местным управлением.
2.7. При планировании ТОР необходимо также учитывать отклонения от проекта, дефекты, допущениям# и не устраненные при строительстве ЛГШН;
заложение трубы выше проектных отметок; проектные берегоукрепительные сооружения отсутствуют или выполнены с отклонением от проекта;
трубопроводы лежат в частично засыпанных иди незасыпакных русловых, приуреэнфс и береговых транаежх;
приняты в эксплуатацию с повреждением футеровки и изоляции.
2.6. По учету переформирования русла и берегов рек и водоемов ШШН о Л9дует подразделять;
с трубопроводами, уложенными ниже предельного профиля размыва,
трубопроводы которых уложены без обоснованной оценки деформаций дна и берегов рек и водоемов.
2.9. По особенностям эксплуатации переходы различают:, по наличию пунктов технического обслуживания,
времени ввода в эксплуатацию и эффективности работы установок электрохимзащиты,
стабильности перекачки определенной номенклатуры продуктов, характеру выполнения ТОР (специализированной организацией или собственными' силами УШ),
работе перехода с включенными одной или несколькими нитками и др.
2.10. По состоянию от гидродинамических и механических воздействий потока воды, льда, проходящих плавсредств выделяются
переходы, на которых трубы уложены ниже профиля возможного размыва и все элементы соответствую!' установленной нормативно-технической документации (берегоукрепительные сооружения, объем и качество э&сыпки траншей и т.п.);
переходы, имеющие неисправные или поврежденные элементы (оголения, провисание трубопровода, повреждения стенки трубы, берегоукрепления и т.п.).
2.11. При планировании ТОР наиболее существенными являются; техническое состояние перехода (п.п. 2.7, 2.10), категория участка реки, тип руслсвого процесса (и. 2.5), интенсивность руслового процесса. Учет остальных признаков необходим при проведении ТОР.
15
Рш> £ Факт'оры, дпиянщие на надежность подбодного перехода магистрального нефтепровода
17
Условные обозначения к рис. 1
1 - судоходные и сплавные реки,
2 ~ несудоходные реки ,
3 - до 15 и ,
4 - 16 - 75 м,
5 - 76 - 300 м ,
6 - свыше 300 и ,
7 - до 1,5 м ,
8 - 1,6 м - 12 м,
9 - 12 м... 25 м ,
10 - более 25 ы ,
11 - менее 0*5 м/с ,
12 - 0,5 м/с - I м/с,
13 - I м/с - 2 м/с ,
14-2 м/с - 4 м/с ,
15 - I категория ,
15 - П категория,
17 - Ш категория ч
18 - 1У категория,
19 - легкой и средней связности,
20 - тяжелые сугяиьистые и глинистые/
21 - скальные включения,
22 - не позволяющий работу ремонтно-строительной техники со
льда,
23 - позволяющий работу ремонтно-строительной техники со льда;
24 - возможны заторы или зажоры на участке пересечения нефтее
про аодом,
25.- весенний паводок средней продолжительностищ
26 - весенне-летний паводок длительной продолжительности,
27 - неоднократно повторяющиеся паводки ,
18
28 ~ однониточные ,
29 - двухниточные (многокиточные) ,
30- трубопроводы, уложенные в кожухе,
31 - имеющие оборудование для защиты реки от загрязнения нефтью
и сбора-пролитой нефти ,
32 - необорудованные средствами для защиты реки от нефти,
33 - совпадает с .диаметром нефтепровода за границами перехода,
34 - основной нитки совпадает с диаметром нефтепровода за гра
ницами перехода, резервная нитка (нитки) имеет меньший диаметр,
30 - диаметр ниток перехода меньше диаметра нефтепровода за
границами перехода,
36 - уложенные по радиусу естественного изгиба,
37 - имеющие кривые вставки а русле реки,
38 - имеющие кривые вставки на береговых участках,
39 - стыки смонтированы на подкладных кольцах и имеющие усили
тельные муфты,
40 - стыки смонтированы без применения подкладных колец и уси
лительных муфт,
41 - нитки переходов, предварительно испытанные 1,25 Рраб - 2 час,
42 - нитки переходов, предварительно испытанные 1,5 Рраб - 6 час,
43 - нитки переходов, переиспытанные в составе Линейной части
с напряжением до 0,95 24 часа,
44 - устойчивость трубопровода обеспечивается весом трубы и
продукта,
45 - ППМН с утяжеляющими грузами ,
46 - оборудованные задвижками с ручным управлением,
47 - оборудованные задвижками с электроприводом (гидроприводом)
с дистанционным и местным управлением'.
19
48 - параметры и техническое состояние перехода соответствуют
установленной НВД,
49 - трубопроводы, уложенные выше проектных отметок f ЬО - повреждение стенки трубы,
51 - оголение трубопровода ,
52 - провисеине трубопровода;
&) длина провисания значительно меньше критической , б) удина провисания близка к критической ,
53 - нарушение футеровки изоляции,
54 - наличие пунктов технического обслуживания,
55 - эффективность работы средств 3X3,
56 - стабильность перекачки номенклатуры продуктов t
57 - характер выполнения ТОР,
58 - работа перехода с включенными одной или несколькими
нитками•
Методические указания по классификации подводных переходов магистральных нефтепроводов через реки и водоемы содержат основные термины и определения по их техническому обслуживанию и ремонту» рассматривают характерные особенности подводных нефтепроводов, которые необходимо учитывать при планировании и проведения .указанных работ, предлагают соответствующую классификацию.
Настоящие Методические указания разработаны в лаборатории надежности нефтепроводов в сложных условиях отдела надежности
4
Всесоюзного научно-исследовательского института по сбору, подготовке и транспорту нефти и нефтепродуктов.
Исполнители - Галюк В.Х., Гомеров А.Г., Гнидин В.С., Захаров И.Я., Калина Н.П., Корнева Ё.В., Овчинников И.С., Шадрин О.В.
20
3. ПОРЯДОК ОЯРЩлШЯ КАТЕГОРИИ УЧАСТКА РЕКИ И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕХОДОВ НЙИВДРОВОДОВ
3.1. категория участка реки, тип и интенсивность руслового процесса (прогнозисование характера руслового процесса), определяет при проведении обследований I класса.
3.1.1. Обследование I класса - комплексное обследование состояния всего перехода, включающее определение планового и' высотного положений подводных нефтепроводов, состояния изоляционного покрытия, оголенных и провисающих участков трубопровода, состояния берегоукрепительных сооружений и других элементов перехода, гидрологическую характеристику участка реки в районе перехода.
Для.определения типа и интенсивности руслового процесса, прогнозирования переформирований производят геодезическую съемку русловых и береговых участков перехода протяженностью не менее 5-ти значений ширины русла реки (В)в межень с включением двух крупных русловых форм, расположенных выше створа перехода и одной русловой формы ниже перехода, продольных профилей подводных трубрпроводрв и контрольных створов, расположенных по обе стороны от оси нефтепровода на расстоянии С,25В; 0,5В; В.
По результатам обследования состаздяется документация, где приводится заключение по типу руслового цроцеоса и величине возможных переформирований в виде профиля возможного размыва.
Обследование 1 класса проводят в характерные фазы гидрологического режима однократно на всех подводных нефтепроводах.
3.1.2. Перед проведением обследования I класса выполняют подготовительные работы, которые включат сбор и анализ ранее выполнениях материалов по проектированию и обследованию переходов, аэрофотоснимков, крупномасштабных и лоцманских карт.
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМШТ
Методические указания по классификации подводных переходов магистральных нефтепроводов при техническом обслуживании и ремонте
РД 39-30-497-80
Вводится впервые
Приказом Министерства нефтяной промьшиенности от 23 января 1981 г. # 61
Срок введения установлен с 10,02,1981г.
Срок действия до 10,02.1986г.
Настоящие Методические указания предназначены ддя классификации подводных переходов магистральных нефтепроводов через реки и водоемы на стадиях плакирования и проведения технического обслуживания и ремонта.
Положения, принятые Методическими указаниями , раепростра няются на эксплуатацию однониточных и мкогониточных подводных переходов магистральных нефтепроводов через р&тютнв и предгорные реки и водоемы шириной до 10 км,
Положения Методических указаний не распространяются на переходи через малые реки (шириной до IS метров), ручьи, техническое обслуживание и ремонт которых не требует специальной техники, технологии и выполняется в составе основной линейной части. Методические указания также не распространяются на подводные магистральные нефтепроводы, сооруженные через внутренние моря, лимамы, озера шириной более Ю км, устьевые участки рек в зоне воздействия приливно-отливных течений.
I, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Подводным переходом магистрального нефтепровода ШПМН) называют систему сооружений одного нефтепровода при пересечении реки или водоема.
В состав ПШН входярр:
участок магистрального нефтепровода основной и резервных ниток, ограниченный отключающей арматурой, а при ее отсутстгии-определяемый по уровню высоких вод 10% обеспеченности при 20-днзвной продолжительности подтопления паводковыми водами;
берегоукрепительные сооружения, служащие для предохранения трубопроводов от размывов, оползней и т.д.;
выправительные сооружения для регулирования (предотвращения) русловых деформаций в районе переходов и находящиеся на балансе нефтепроводного управления;
линейные защитные противопожарные сооружения для сбора пролитой нефти в результате аварии ОПИН (котлованы, амбары и т.п.);
информационные знаки ограждения охранной зоны трубопроводов на судоходных и сплавных водных путях;
вертолетные площадки;
специальные защитные сооружения от повреждения тормозными устройствами плотов, якорями на судоходных и сплавных водных путях;
плановые магистрали (базисные линии для наблюдения за размывом берегов, базисы, по концам которых устанавливаются угло-мерше инструменты, контрольные отвода и т.д., закрепленные ма местности номерными знаками).
1.2. За основную нитку ПШН (на даюгонит очном переходе) принимают трубопровод, не имеющий поворотов в плане, выполненных отводами. По основной нитке при необходимости может произ-
5
водиться пропуск поршней, разделителей, скребков.
За резервную нитку (нитки) принимают нефтепровод, имеющий повороты в плане, выполненные отводами, располагающийся ниже или выше пс течении на расстоянии, предусмотренном [l] . При нескольких резервных нитках они могут располагаться относительно течения пс обеим сторонам основной нитки.
Переходы через реки шириной до 75 м могут выполняться в однониточном исполнении. В отдельных случаях переходы в одну нитку выполняют через реки шириной более 75 м при соответствующем проектном обосновании [I] .
1.3. Совокупность подводных переходов трубопроводов разного назначения, пересекающих водную преграду в одном коридоре
с расстояниями между осями трубопроводов, определяемьми по [I] , называется узлом.переходов.
1.4. Техническое обслуживание и ремонт (ТОР) ШШН включает:
собственно техническое обслуживание (ТО) ШШН;
текущий ремонт (ТР) ШШН;
капитальный ремонт (КР) ШШН.
1.4.1. Техническое обслуживание (ТО) подводных переходов -- комплекс мероприятий по поддержанию исправности или работоспособности переходов при експлуатации.
В объем работ по ТО подводного перехода входят работа по соблюдению вапрешаюших действий в охранной воне подводного перехода, а также по уходу за колодавми и запорной арматурой, сигнальными знаками и их совещанием, пунктами технического обслуживания, вертолетными площадками, плавсредствами, средствами ограждения пролитой нефти; по оомотру берегухрелительных сооружений.
6
линейных защитных противопожарных сооружений от аварийного разлива» состояния пойменного участка перехода;
по наблюдению за сохранностью плановой магистрали (реперов, знаков, отпоров) и признаками выхода (утечек)нзфти;
по проведению обследований Ш класса с целью выявления оголенных в провисающих участков на подводном нефтепроводе»
1.4.2. Ремонт подводного перехода нефтепровода - комплекс мероприятий по восстановлению исправности или работоспособности перехода и обеспечению нормативного срока его службы.
1.4.2Л. Текущий ремонт подводного перехода - ремонт, осуществляемый в процессе экспдуат&ции для обеспечения работоспо-
N
собности перехода.
В объем ТР перехода входит полный объем ТО, а также засыпка оголенных и провисающих участков трубопровода в русле реки и пойманной части в паводковый или послепаводковый период. Засыпка производится в качестве временного мероприятия для обеспечения эксплуатации перехода до осуществления капитального ремонта. В ТР включают работы по созданию запасов камня, щебня для
1 I
ликвидации возможной аварийной ситуации в паводковый период,
У
ремонт водоотводных канав, укрепление оврагов на пойменных участках, ревизию запорной арматуры, перенабив&/ сальников, окраску поверхности некоторых элементов перехода, ремонт сооружений для сбора нефти ( земляных амбаров), производство обследования Д класса, замер разностей потенциалов "труба - земля (вода)" с целью выявления анодных зон и другие работы.
1.4.2.2. Капитальный ремонт перехода - ремонт, состоящий в восстановлений исправности и обеспечении нормативного срока его службы.
В объем КР входят: производство обследования I класса, ра-
7
боты до заглублении подводного нефтепровода ниже профиля возможного размыва путем дозаглублекия или переукледкм» устройство или восстановление берегоукрепления, переукладка подводного участка с заменой трубы» замена отключающей арматуры» устройство или восстановление гидротехнических сооружений для изменения гидрологического режима реки в районе перехода. В объем HP входят также работы по засыпке грунтом или отсыпке камня для защиты трубопровода на оголенных и провисающих участках» другие работы с использованием различных методов восстановления ЛПМН
К капитальному ремонту могут быть отнесены работы,выполняемые в качестве временных мероприятий по утвержденной Документации для сохранения работоспособности ШШ в течение определенного периода до производства основных работ по обеспечению нормативного срока его службы.
1.4.3. При планировании работ по проведению ТОР на подводных переходах, находящихся в коридоре» необходимо учитывать присутствие в нем всех ШШ.
2, г.риодш клАсашшщии тдводшх
переходов нкФТштда
2.1. 11с условиям работы ШШ подразделяют на участки категории В и i [l !
2.2. По состоянию исправности и работоспособности переходы нефтепроводов через водные преграды могут быть;
исправными, когда все элементы перевода как системы соответствуют требованиям установленной нормативно-технической документации;
работоспособными с ограниченным ресурсом, когда отдельные элементы находятся в состоянии отказа или близком к нему f
(например, разрушение берегоукрепительных сооружений, повреж-
6
дение изоляционного покрытия, выход из строя установок электро-химзящиты или нитки на «ногониточном переходе и т.лч
при этом по переходу возможно осуществлять транспорт нефти при заданных или скорректированных параметрах передачки);
неработоспособными (аварийными), т.е. имеет место потеря герметичности на всех нитках перехода или снижение параметров перекачки ниже уровня, установленного нормативно-технической документацией.
2.3. Техническое обслуживание и ремонт (ТОР) подводных переходов нефтепроводов могут носить плановый и неплановый характер.
.Цри плановом характере ТОР для поддержания необходимой исправности ЩШН различают:
переходы, требующие технического обслуживания,* переходы, требующие текущего ремонте; переходы, требующие капитального ремонта.
Неплановый ремонт заключается в ликвидации аварийного состояния перехода (нитки), в выполнении аварийно-восстановительных работ.
2.4. Подводные переходы магистральных нефтепроводов подразделяют в зависимости от гидрологической характеристик;! и других особенностей пербсекаемых рек и водоемов, конструктивного исполнения, характеристики технического состояния и особенностей эксплуатации.
2.5. При планировании и проведении ТОР (определении гидов, сроков и объемов работ, выборе методов, технических средств, оборудования, разработки проектной документации и т.п.) необходимо учитывать гидрологические и другие особенности переса-к&ешх рек и водоемов: наличие судоходности, ширину и глубину, скорость тэч&ния, тип руслового процесса, величину береговых и
9
донных деформаций на участке перехода и т.д.
2.5.1. По наличия судоходности;
судоходные и сплавные реки и водоемы;
несудоходные реки.
2.5.2. По ширине пересекаемых рек при меженном горизонте
воды;
водные преграды шириной до 15 м
до 75 м до 300 м свыше 300 м
2.5.3. По глубине пересекаемых рек и водоемов;
реки и водоемы с максимальной глубиной в межень до 1,5 м
мо 12 м
до 25 м cum 25 м
2.5.4. При проведении ТОР с использованием водолазного труда, специального оборудования и плавсредств по скорости течения реки в иежень:
средняя скорость течения менее 0,5 м/с
до I м/с
-И- до 2 м/с
от 2 м/с - 4 м/с
2.5.5. Обеспечение нормального срока службы ПЛОД в значительной степени зависит от величины и интенсивности деформаций дня и берегов. Правильный учет, прогнозирование характере деформаций, классификация эксплуатируемых переходов по этому признаку позволяет целенаправленно решать организационно-технически е к другие вопросы надежности работы ППМН.
2.5.6. На переходах через реки нефтепроводы пересекают;
участки рек 1.-й категории, где глубинные переформирования
русла превышают I м., плановые деформации незначительны; к ним